УДК 347.233.1
DOI: 10.17072/ 2619-0648-2018-4-45-57
РЕНОВАЦИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ЦЕЛЯХ. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И. М. Поляничкин
Аспирант
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта 236041, Россия, г. Калининград, ул. А. Невского, 14 E-mail: [email protected]
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос конкуренции частных и публичных интересов при выполнении принимающими городами обязательств по реновации многоквартирных жилых домов, расположенных на маршрутах, соединяющих инфраструктурные объекты чемпионата мира по футболу в 2018 году. При исследовании нормативной базы были установлены критерии баланса интересов граждан и органов власти при выполнении капитального ремонта. Проведен практический анализ результатов реновации многоквартирных жилых домов и выявлены причины злоупотребления правом, предоставленным собственникам данных домов. Проведен анализ и выявлены социально значимые рынки и услуги рынка ЖКХ, а также установлены причины несоответствия работы данного рынка основам развития конкуренции. Вынесено предложение о необходимости изменения системы проведения государственных заказов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с целью увеличения реальной конкуренции на социально значимом рынке услуг.
Ключевые слова: реновация; многоквартирные жилые дома; FIFA; обязательства; публичный интерес; социально значимые рынки
© Поляничкин И. М., 2018
RENOVATION OF COMMON PROPERTY OF MULTI-APARTMENT BUILDINGS FOR SOCIALLY USEFUL PURPOSES. PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
I. M. Polyanichkin
Immanuel Kant Baltic Federal University 14, Nevsky st., Kaliningrad, Russia, 236041 E-mail: [email protected]
Annotation: this article discusses the issue of competition of private and public interests in the fulfillment by host cities of the obligation to renovate multi-apartment houses located on routes connecting infrastructure facilities of the World Cup in 2018. When researching the regulatory framework, criteria were established for balancing the interests of citizens and authorities when performing capital repairs. The practical analysis of the results of renovation of multi-apartment houses has been carried out and the reasons for the abuse of the right granted to the owners of these houses have been revealed. The analysis and identified socially important markets and services of the housing and communal services market, as well as the reasons for the discrepancy between the work of this market and the basics of competition development. The proposal on the need to change the system for conducting state orders for capital repair of apartment buildings with the purpose of increasing real competition in the socially significant services market. Keywords: renovation, apartment houses, FIFA, obligations, public interest, socially important markets.
В настоящий период развития экономики Российской Федерации особое значение имеют социально значимые рынки, основное направление деятельности которых связано с оказанием населению социально значимых услуг. Общемировые тенденции развития экономики стимулируют российское законодательство на внедрение новых институтов и антикризисных методов развития, поддержание предпринимательства, связанного с оказанием гражданам услуг и развитием товарооборота.
В последние годы в отечественной экономике повысилась активность относительно новых субъектов гражданского оборота, таких как: управляющие компании, созданные для целей управления отдельными территориями и инновационными парками; фонды, которым предоставляются функции и полномочия, присущие государственным органам, а также субъекты социального предпринимательства.
Анализ практики альтернативных направлений государственной политики, позволяет говорить о тенденции все большего вовлечения субъектов частного права в процесс развития социальных институтов государства.
Следует отметить, что социально значимые рынки имеются практически во всех кластерах экономики, что позволяет их выделить из общей совокупности предпринимательства, поскольку они являются элементом системы отдельного рынка услуг или товаров. Сегодня одним из важнейших направлений развития системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) является реновация жилищного фонда, входящая в рынок услуг по строительству и ремонту жилого фонда.
Актуальным для изучения на теоретическом и практическом уровне является вопрос выполнения работ по реновации общего имущества в многоквартирных жилых домах (далее - МЖД) в рамках исполнения принимающими городами обязательств по соглашению, заключенному с FIFA, Автономной некоммерческой организацией «Оргкомитет «Россия-2018» в целях проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Реализация данных обязательств принимающими городами является частью правоотношений, в которых задействовано большое количество разнообразных субъектов, и данные правоотношения регулируются положениями различных отраслей права, что приводит к возникновению проблем правового регулирования.
Принимающими городами на чемпионате мира по футболу в 2018 году стали Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Калининград, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Волгоград, Саранск. Следует отметить, что проведение чемпионата мира по футболу, является событием, влияние которого распространяется не только на экономику страны, но и на благоустройство, на качество жизни граждан в принимающих городах.
Следует отметить, что в соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и планом мероприятий по внедрению Стандарта развития конкуренции во всех субъектах Российской Федерации, в том числе на территории которых расположены принимающие города, были подготовлены перечни приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции.
На основании распоряжений губернаторов указанных субъектов Российской Федерации были составлены перечни социально значимых рынков, к которым, без исключения, в каждом субъекте был отнесен рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее - рынок услуг ЖКХ). Например, в распоряжении губернатора Свердловской области от 4 марта 2016 г. № 64-РГ
«О внесении изменений в распоряжение губернатора Свердловской области от 21 дек. 2015 г. № 310-РГ "Об утверждении Перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Свердловской области и Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции в Свердловской области" на 2016 год и среднесрочную перспективу"» также были сформулированы методические рекомендации к достижению поставленных задач на рынке услуг ЖКХ1.
Исходя из проведенного анализа всех приоритетных рынков субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся принимающие города, делаем вывод, что одним из наиболее приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции является именно рынок услуг ЖКХ. Необходимо отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации принятые нормативные акты не дают возможность точно определить, какие именно услуги рынка ЖКХ могут считаться социально значимыми и приоритетными.
В научных трудах, связанных с исследованием рынка услуг ЖКХ, нередки дискуссии по вопросу том, что именно следует понимать под услугами ЖКХ. В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. № 543-ст «Об утверждении национального стандарта», не содержится исчерпывающего перечня жилищно-коммунальных услуг, отсутствует и само понятие «жилищно-коммунальные услуги», однако даны определения услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, диспетчерскому обслуживанию, управлению многоквартирным домом и аварийно-ремонтному обслуживанию2.
По мнению Г. Ф. Ручкиной и Е. Л. Венгеровского, в рынке услуг ЖКХ можно выделить три основных сектора: «сектор, представляющий собой естественную монополию (ресурсоснабжение, обработка и удаление сточных вод); сектор, охватывающий различные способы управления ЖКХ; сектор, где наиболее активно развиваются конкурентные отношения (сфера подрядных работ по капитальному и текущему ремонтам жилищного фонда, обслу-
1 Распоряжение губернатора Свердловской области от 4 марта 2016 г. № 64-РГ (в ред. от 22.03.2017 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении национального стандарта [Электронный ресурс]: приказ Федер. агентства по техн. регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. № 543-ст (в ред. от 11.06.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
живанию инженерных коммуникаций, благоустройству и уборке территорий, вывозу твердых бытовых отходов и т.д.)» 3.
В настоящее время реформирование жилищного фонда и сама природа услуг по проведению капитального ремонта нацелены на улучшение уровня и потенциала жизни граждан, в связи с чем следует обоснованный вывод о том, что к наиболее приоритетным и социально значимым видам услуг, составляющим рынок ЖКХ, относятся услуги по проведению капитального ремонта общего имущества в МЖД.
Система по формированию фонда капитального ремонта основывается на порядке сбора денежных средств граждан посредством аккумулирования денег на специальном счете, а также наиболее распространенным способом - путем внесения взносов на счета региональных операторов по формированию фонда капитального ремонта. Формирование фонда капитального ремонта является в настоящее время отработанным механизмом, который не вызывает сложностей правового регулирования. Однако в период подготовки городов, в которых планируется проведение игр чемпионата мира по футболу 2018 года, в работе региональных операторов по формированию фонда капитального ремонта, а также непосредственно в порядке предоставления услуги по проведению капитального ремонта возникло множество правовых коллизий.
В целях организации проведения мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году были приняты: Федеральный закон от 21 мая 2013 г. № 109-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4, а также постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу»5.
Помимо основных мероприятий по строительству стадионов и инфраструктуры, необходимой для проведения спортивных соревнований, в при-
3 Ручкина Г. Ф., Венгерский Е. Л. Рынок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016.№ 4 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4 О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 21 мая 2013 г. № 108-ФЗ (в ред. от 21.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 518 (в ред. от 21.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
нимающих городах были проведены работы по улучшению визуального и архитектурного облика зданий и МЖД, расположенных на протокольных маршрутах чемпионата мира по футболу. Во всех городах мероприятия были спланированы муниципальными органами власти с учетом рекомендаций исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, и объемы финансирования были индивидуальными, в зависимости от количества денежных средств и порядка финансирования.
К примеру, в городе Самаре был выбран порядок проведения капитального ремонта с привлечением региональным оператором по формированию фонда капитального ремонта заемных денежных средств, при этом «Погашение кредита, уплата процентов за пользование кредитом производится за счет средств фонда капитального ремонта, в том числе, взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора, доходов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта, а также средств, заложенных в бюджете Самарской области на эти цели»6.
В Екатеринбурге муниципальные власти приняли решение о проведении конкурсов по финансированию без привлечения средств собственников МЖД, однако объем работ был немасштабным. «Согласно техзаданию, подрядчик должен будет убрать старые каркасы и обшивку балконов и смонтировать новые - с однокамерными раздвижными окнами. Все балконы должны быть одинаковые. Стоимость работ - 215,7 тысяч рублей»7.
Особого внимания заслуживают порядок и объемы финансирования работ по проведению капитального ремонта МЖД в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в городе Калининграде.
14 августа 2015 года администрацией городского округа «Город Калининград» было издано постановление № 1378 «Об утверждении Порядка предоставления муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения обязательств по Соглашению с Принимающим городом, заключенному между FIFA, АНО "Оргкомитет «Россия-2018"», в соответствии с которым был утвержден порядок предоставления муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в рамках исполнения обязательств Принимающим городом, по соглашению
6 URL: https://regnum.ru/news/2407086.html (дата обращения: 20.08.2018).
7 URL: https://newdaynews.ru/ekb/634348.html (дата обращения: 20.08.2018).
заключенному между FIFA, АНО «Оргкомитет "Россия-2018"», а также городским округом «Город Калининград»8.
После принятия изменений жилищного законодательства и установления новой политики в сфере ЖКХ проведение капитального ремонта стало бременем собственников помещений в МЖД. Обязанности по приведению к стандарту архитектурного ансамбля основных улиц, по которым проходят протокольные маршруты (связывающие объекты инфраструктуры между собой, включенные в списки FIFA), фактически были не исполнены гражданами. За время действия реформы системы ЖКХ и установления обязанности по осуществлению взносов на капитальный ремонт собственниками МЖД прошло небольшое количество времени, в связи с чем на счетах региональных операторов не имелось достаточного объема денежных средств, позволяющих провести мероприятия по капитальному ремонту всех МЖД, расположенных на протокольных маршрутах. Данная проблема обусловлена тем, что указанная реформа ЖКХ была направлена на долгосрочное построение системы по формированию фонда капитального ремонта, с целью предотвращения тенденций роста объемов ветхого и аварийного жилья, при этом такая система сбора денежных средств не предполагала проведение ремонтных работ в незапланированном порядке.
Для устранения данной проблемы и было принято соответствующее решение об осуществлении субсидирования затрат муниципальным и региональным бюджетами. Это решение городских властей, несмотря на очевидный положительный характер его последствий, породило недовольство со стороны собственников указанных МЖД, а также привело к правовой коллизии положений жилищного, гражданского законодательства и иных норм публичного права.
Расходы по капитальному ремонту одного дома по Ленинскому проспекту в городе Калининграде, согласно постановлению администрации городского округа «Город Калининград» от 29 августа 2016 г. № 1283 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположен-
8 Об утверждении Порядка предоставления муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения обязательств по Соглашению с Принимающим городом, заключенному между FIFA, АНО «Оргкомитет "Россия-2018"» и городским округом «Город Калининград» [Электронный ресурс]: постановление Администрации городского округа «Город Калининград» от 14 авг. 2015 г. № 1378 (в ред. от 14.08.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ных в границах городского округа "Город Калининград", на 2017-2019 гг.»9, по плану финансирования составили 30 026 140 руб., из которых 1 501 307 руб. - за счет средств, имеющихся на специальном счете регионального оператора по формированию фонда капитального ремонта, 22 519 605 руб. - из областного бюджета и 6 005 228 руб. - за счет местного бюджета. При этом следует обратить особое внимание на стоимость такого капитального ремонта: ремонт крыши составил 15 989 996 руб., ремонт фасадов - 13 211 237 рублей, оставшиеся денежные средства планировалось истратить на создание проекта архитектурного облика данного дома, а также 0 руб. на ремонт внутренних инженерных систем дома общей площадью 2 200 кв.м.
По такому принципу были сформированы планы по проведению капитального ремонта всех МЖД, входящих в протокольные маршруты, установленные FIFA. Для сравнения: стоимость капитального ремонта из расчета за 1 кв. м. в данном доме - 13 648, 24 руб., что составляет примерно треть от рыночной стоимости 1 кв. м. жилой площади данного дома.
Из приведенных данных следует, что решения о проведении реновации данных МЖД практически не обеспечивали достижения целей, для которых должен осуществляться капитальный ремонт, поскольку весь объем денежных средств был направлен на улучшение внешнего облика данных домов и никаким образом не улучшал условия жизни граждан, проживающих в данных домах. При этом после проведения реновации все денежные средства, которые были аккумулированы собственниками данного дома на счетах регионального оператора, были потрачены на ремонтные работы, которые не требовались, а на проведение работ по ремонту коммуникаций и иного общего имущества, которые необходимы в таких домах, денежных средств не осталось. К данной объективной причине, порождающей недовольство жильцов данных МЖД, также следует отнести спорный вопрос о стоимости таких работ по реновации, которая по всем показателям является завышенной и необоснованной.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в соответствии с которой достижение целей развития, успешная модернизация
Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в границах городского округа «Город Калининград», на 2017-2019 гг. [Электронный ресурс]: постановление Администрации городского округа «Город Калининград» от 29. авг. 2016 г. № 1283 (в ред. от 29.08.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью10.
Для данного направления развития экономики Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 5 сентября 2015 года № 1738-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», в соответствии с которым должны развиваться предпринимательские отношения, связанные с оказанием гражданам социально значимых услуг 11.
При проведении реновации МЖД в большей части преследовались публичные интересы, цели которых не связанны с улучшением качества жизни граждан, проживающих в данных МЖД. Однако рынок услуг ЖКХ выделен как социально значимый и предпринимательская деятельность по оказанию строительных работ в первую очередь должна быть направлена на достижение социального результата и только потом - на извлечении прибыли.
Проведение капитального ремонта являлось по своей сути правоотношением, в котором принимали участие: субъекты, в пользу которых выполняются строительные работы; субъект, который выполняет строительные работы; субъект, который проводит администрирование данных отношений, -региональный оператор; государственные и муниципальные органы власти, осуществляющие финансирование работ и надзор за исполнением законодательства.
Правовое регулирование данных правоотношений является довольно сложным, поскольку при оказании социально значимой для граждан услуги по реновации МЖД необходимо учесть баланс прав всех участников правоотношений и не допустить злоупотребления правом участниками таких правоотношений.
В соответствии с нормой статьи 189 Жилищного кодекса РФ, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осу-
10 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11 Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 5 сент. 2015 г. № 1738-р (в ред. от 05.09.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 12. Поэтому с чем, муниципалитет при принятии нормативного акта, регламентирующего порядок проведения капитального ремонта, по своей инициативе, с целью удовлетворения публичного интереса, обязан был предусмотреть положение, в соответствии с которым собственники МЖД должны были принять решение о проведении такого капитального ремонта.
Следует отметить, что при реализации программы реновации МЖД, находящихся на маршрутах, включенных в списки FIFA, некоторые дома не были подвергнуты реновации в связи с тем, что собственники данных домов, путем проведения общего собрания, приняли решения о непроведении капитального ремонта в том порядке, который был предложен муниципальными властями. Поскольку проведение реновации во всяком случае связано с расходованием фискальных и обязательных взносов граждан, проживающих в МЖД, муниципальные власти при принятии решения о проведении субсидирования такой реновации обязаны были предоставить гражданам право на принятие решения о возможности ее проведения.
В данном случае усматривается столкновение интересов частных и публичных, которое порождает коллизию в порядке реализации мероприятий, направленных на достижение общественно полезной цели. Существующий в настоящее время принцип жилищного законодательства строится на возложении на собственников МЖД принятия всех решений о порядке содержания общего имущества. При этом государственная политика в данной сфере была направлена на устранение влияния государства и его органов на судьбу общего имущества принадлежащего собственникам МЖД. Однако в условиях необходимости по исполнению государством обязательств в рамках проведения мероприятия международного значения государство столкнулось с возможностью злоупотребления собственниками предоставленным им правом.
Действия, направленные на принятие решения собственниками помещений о непроведении реновации МЖД, фактически могут быть расценены как злоупотребление правом, которое приводит к невозможности принимающим городом исполнить соглашение, направленное на достижение общественно полезных целей и интересов общества, являющихся в иерархии значимости выше интересов собственников жилья в конкретном доме.
12 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 04.06.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Следует отметить, что и действия органов власти также могут быть расценены как злоупотребление правом на регулирование правоотношений по реновации исключительно МЖД, находящихся на маршрутах, включенных в списки FIFA. По мнению В. И. Крусса, правовой механизм фискально-значимой экономической обязанности граждан оказывается частью механизма обеспечения конституционных социальных прав, что принципиально соотносится и с идеей публично-частного партнерства. Государство в этом механизме обязано осуществлять правовое регулирование порядка организации проведения капитального ремонта МЖД на федеральном и региональном (законы субъектов РФ), а также, при наличии соответствующих конкретизаций,
13
муниципальном уровнях .
В литературе приводятся данные, показывающие, что дискреционные полномочия, предоставленные регионам при формировании нормативной базы проведения капитального ремонта и, в частности, контроля за региональными операторами, реализуются, мягко говоря, «не в полной мере», что следует квалифицировать как публично-властные злоупотребления правом14.
В результате можно увидеть конкуренцию прав, полномочий, интересов частных и публичных. Ю. А. Тихомиров считает, что публичные интересы - это общественные интересы, без удовлетворения которых невозможно, с одной стороны, реализовать частные, с другой - обеспечить целостность организаций, государства, наций, социальных слоев, общества в целом15. По мнению Л. А. Александровой, публичный интерес возникает из необходимости соотносить свободу каждого члена общества со свободой другого 16.
Именно в связи с наибольшей значимостью, которую имеют публичные интересы, существующая практика и доктрина отдают предпочтение публичным интересам, чья реализация осуществляется государственно-властными полномочиями. При этом баланс частных и публичных, общественных интересов всегда является слабым звеном при их конкуренции. Поэтому согласимся с М. В. Баглайем, который считает, что «нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного
17
права»17 .
13 Крусс В. И. Конституционализация актуальной коммунальной обязанности и угрозы злоупотреблений правом // Конституционное и муниципальное право. 2017. №1. С. 15
14 Крашенинников П. В., Бадулина Е. В. Проблемы правового регулирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов // Семейное и жилищное право. 2016. № 4. С. 31.
15 ТихомировЮ. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. С. 252.
16 Александрова Л. А. Публичность как основание уголовно-процессуального права М.: Юр-литинформ, 2007. С. 14.
17 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2003. С. 15
Необходимо отметить, что в большинстве случаев баланс, к которому должны и обязаны стремиться все субъекты правоотношений, недостижим. Связано данное явление с тем обстоятельством, что при конкуренции общественных и частных интересов ключевое значение имеет властный характер существа правоотношения, реализуемого государством. Зачастую к грани баланса интересов субъекты правоотношений приходят путем замещения или компенсации изымаемых или прекращаемых прав или благ, которыми обладают частные лица, до начала реализации государственными и муниципальными органами своих полномочий. Следует отметить, что компенсационные механизмы никогда не смогут в полном объеме удовлетворить ожидания конкретных субъектов, в связи с чем на практике видим злоупотребление правом со стороны частных лиц.
Таким образом капитальный ремонт МЖД, находящихся на маршрутах, включенных в списки FIFA, осуществляется непосредственно с целью достижения общественно полезного результата путем реализации публичных интересов, что, несмотря на это, идет вразрез с направлениями развития конкуренции и принципами достижения социально значимого результата для конечных потребителей выполненных работ.
Государственные заказы, организуемые с целью установления наиболее выгодных условий выполнения подрядных работ по реновации МЖД, в определенном понимании являются барьером для допуска в данную отрасль предпринимательской деятельности новых субъектов малого предпринимательства. Обусловлен данный барьер тем обстоятельством, что при размещении соответствующего заказа на выполнение работ по реновации и заключении контрактов с региональными операторами устанавливаются условия о предельно минимальных авансах, выплачиваемых подрядным организациям, что делает невозможным и неликвидным участие большого количества предпринимателей, неспособных осуществить финансирование проведения всех работ по реновации и последующей компенсации таких затрат.
Единственным возможным в данном случае механизмом решения сложившейся проблемы является работа государственных, муниципальных органов над повышением предпринимательского интереса в части оказания услуг реновации МЖД с целью сокращения стоимости работ по реновации и повышения реальной конкуренции на рынке услуг ЖКХ путем установления благоприятных условий по авансированию проводимых работ и разработке методики контроля за выполнением подрядными организациями государственных заказов.
Библиографический список
1. Александрова Л. А. Публичность как основание уголовно-процессуального права. М., 2007.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / 4-е изд. М., 2003.
3. Крашенинников П.В., Бадулина Е.В. Проблемы правового регулирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов // Семейное и жилищное право. 2016. № 4.
4. Крусс В. И. Конституционализация актуальной коммунальной обязанности и угрозы злоупотреблений правом // Конституционное и муниципальное право. 2017. №1.
5. Ручкина Г. Ф., Венгерский Е. Л. Рынок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. ТихомировЮ. А. Публичное право. М., 1995.
Информация для цитирования
Поляничкин И. М. Реновация общего имущества многоквартирных домов в общественно полезных целях. проблемы правового регулирования // Ex jure. 2018. № 4. C. 45-57. DOI: 10.17072/2619-0648-^ 2018-4-45-57.
^ Polyanichkin I.M. Renovation of Common Property of Multi-Apartment ^ Buildings for Socially Useful Purposes. Problems of Legal Regulation. Ex jure. 2018. № 4. Pp. 45-57. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-06482018-4-45-57.