Научная статья на тему 'Ренессанс XXI века. Отражение в Черном зеркале'

Ренессанс XXI века. Отражение в Черном зеркале Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / БИОТЕХНОЛОГИИ / НАНО ТЕХНОЛОГИИ / РОБОТОТЕХНИКА / СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СИНГУЛЯРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шеметова Татьяна Николаевна

Автор рассматривает научно-технический прогресс на трех взаимосвязанных направлениях GNR: G генетика или биотехнологии, способные искоренить болезни и процессы старения; N нанотехно-логии, способные соединить биологические нейроны живого существа с небиологическими устройствами; R робототехника и изобретение искусственного сверхчеловеческого интеллекта, который обозначит точку сингулярности. Но это трагическая точка: человечество либо погибнет, либо будет вынуждено совершить качественный скачок в своем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ренессанс XXI века. Отражение в Черном зеркале»

Т. Н. Шеметова (Москва)

РЕНЕССАНС XXI ВЕКА. ОТРАЖЕНИЕ В ЧЕРНОМ ЗЕРКАЛЕ.

Я лишь объем, где обитает что-то, Чему малы земные имена. Сооруженье из костей и пота — Его угодья, а не плоть моя. Белла Ахмадулина Однажды попавшее в интернет остается в интернете навсегда. Интернет-мем

Ренессансом XXI века Реймонд Курцвел, американский ученый, изобретатель и последователь идей трансгуманизма1, называет новую стратегию эволюции человека2. Прежде всего, новейшая эволюция человека касается homo somatikos, т. е. области человеческого тела.

Перспектива нового рождения, исходя из этимологии понятия (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») [см.: Online etymology dictionary], связана с переходом из биологической жизни в кибернетическую. Предполагается, что компьютеры в будущем не будут электронными устройствами, которые мы можем положить в карман. Они будут внутри наших тел и мозга. Гибрид биологического и небиологического разума составит основу неочеловека.

Трансгуманизм выдвигает гипотезу о возможности радикального улучшения человека за счет преобразования его тела как «биологического носителя» интеллекта. Чем же подтверждается данная гипотеза? Разумеется, стремительным ростом научно-технического прогресса, который происходит буквально на наших глазах. Это явление в науке носит

1 Трансгуманизм (от лат. trans—сквозь, через, за; лат. humanitas—человечность, humanus— человечный, homo — человек) — рационалистическое мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признает возможность фундаментальных изменений человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

2 Например, см. видеообращение Р. Курцвела к участникам Второго международного конгресса «Глобальное будущее 2045» (Нью-Йорк, 2013) http://www.youtube.com/ watch?v=0xM7syuZTS4.

название технологической сингулярности1. Реймонд Курцвейл обосновывает данную концепцию и полагает, что развитие научно-технического прогресса, как этапа эволюции человечества вообще, подчинено экспоненциальному математическому закону2. Так, для создания новейших технологических образцов за основу берутся самые последние разработки, используются новые идеи, в два раза увеличивается мощность и производительность процессора, и пропорционально в два раза уменьшается его размер. Теоретически, компьютер может стать размером с клетку крови.

По мнению ученых, научно-технический прогресс держится на трех китах, точнее на трех наиболее влиятельных в современной фундаментальной науке и тесно взаимосвязанных направлениях. Сокращенно — СЫ^ где С — генетика или биотехнологии, которые дают возможность управлять информационными процессами в нашей биологии, т. е. перепрограммировать человеческую биологию для искоренения болезней и процессов старения; Ы — нанотехнологии, благодаря которым представится возможность соединить биологические нейроны живого существа с небиологическими устройствами (например, в человеческом мозге); R — робототехника и изобретение искусственного сверхчеловеческого интеллекта. Собственно появление сверхчеловеческого интеллекта — это и будет точкой сингулярности. Но для человеческого существования — это трагическая точка. Так как возможны только два варианта сценария: человечество либо погибнет, либо будет вынуждено совершить мощный качественный скачок в своем развитии: глобальный антропоморфоз.

По мысли автора концепции Вернора Винджа, сингулярность — это «точка, в которой наши старые модели придется отбросить, где воцарится новая реальность. Это мир, очертания которого будут становиться все четче, надвигаясь на современное человечество, пока эта новая реаль-

1 Автор концепции математик, футуролог и писатель Вернор Виндж считает, что ускорение технического прогресса неизбежно ведет к созданию сущностей с интеллектом, превышающим человеческий. Это произойдет в точке сингулярности. Об этом подробнее см.: [Виндж].

2 Экспоненциальный рост в математике — рост величины в геометрической прогрессии, противоположный линейному росту. Это означает, что для любой экспоненциально растущей величины, чем большее значение она принимает, тем быстрее растет. В частности, Курцвел опирается на так называемый «Закон Мура», выведенный американским физиком Гордоном Муром в 1965 году. Путем эмпирического наблюдения Мур установил, что количество транзисторов в кристалле микропроцессора удваивается каждые два года. Закон Мура является основополагающим принципом полупроводниковой отрасли, определяющим создание все более мощных полупроводниковых микросхем со все более низкой себестоимостью.

ность не заслонит собой окружающую действительность, став обыденностью» [Виндж]. В этой новой обыденности человек не только соединит свою биологическую природу с небиологической (что равносильно бессмертию), но и сможет создавать резервную копию всего содержимого мозга, по типу того как создается резервная копия файла на компьютере. Это означает, что резервные копии смогут сберечь каждую человеческую мысль, весь человеческий опыт, все, что делает нас личностью. Кибернетическое бессмертие позволит заменить вещественное потребление информационным, откроет дорогу в космос. У человека изменятся потребности, удовольствие он будет получать иными, не только биологическими способами. При этом разум сохранится, а негативные качества человеческой природы можно просто стереть, как ненужный файл.

Однако понятие ренессанса трактуется в академической науке, прежде всего, как эпоха переоценки основных ценностей, которые превалируют на данный момент в обществе. В фокусе данных рассуждений ценностью является человеческое тело. В науке и философии тело определяется как данность, хотя и данность в своей временной протяженности. Теперь же данность тела ставится под сомнение. На очереди категория посттелестности, как отказа от хрупкого биологического тела. Посттелесность исключает телесное начало из духовного процесса. Тело, в контексте идей трансгуманизма, уже не является чем-то священным, даже наоборот — это объект для гумманистической трансформации. Налицо картезианская модель отношения к телу1. Для картезианского сознания современного человека характерны оппозиции душа — тело, ментальное — чувственное. Тело понимается как биологическое тело-машина, а разуму отводится роль властелина и контролера тела.

Если тело есть принадлежащий тебе объект (машина), то, естественно, возникает стремление совершенствовать ее устройство анатомически и физиологически. Развитие биотехнологий и рост технического прогресса направлены на улучшение работы тела-машины и увеличения времени ее использования. Современная реальность дает массу предпосылок для подобных рассуждений: возможность коррекции тела путем пластических операций, возможность изменения половой принадлежности, искусственное зачатие, различные медицинские методики по омоложению организма, возможность пересадки органов, а также бионические протезы конечностей (например, кибер-рука), био-

1 Суть Декартовского понимания тела и картезианского сознания подробно анализируется В. А. Подорогой. См.: [Подорога, 2005. С. 67-138]

нические каркасы, с помощью которых ходить сможет даже полностью парализованный человек.

В нашем технократическом обществе человек все больше привязян к гаджетам и большую часть коммуникации осуществляет посредством электронных устройств. То тело, какое у меня есть, совершенно неважно для виртуального общения, дистанционного обучения, дистанционной работы и даже киберсекса. В мире компьютерных технологий человек все больше дистанцируется от собственного тела и идентифицируется с собой как с мыслящим существом. Это явление Валерий Подорога называет «существование-в-мысли»: «Между мной-мыслящим и моим телом дистанция бесконечная, разрыв и пропасть, которая никаким образом не может связать „дух" с телом протяженным, даже если мы вынуждены признать, что вот это тело, которое мы называем своим, принадлежит нам, и мы не просто близки ему, мы и есть это тело» [Подорога, 2005. С. 105].

Такова в общих чертах постановка вопроса о посттелестности человека, о его возможной кибернетичекой составляющей в будущем. Но будущее готовится в настоящем. Действительно, никогда еще наука не проникала так глубоко в тайны строения тела, в клеточно-молекуляр-ные механизмы старения и наследственности, в биохимию мозга и так далее. Но если отвлечься от естественно-научных задач и взглянуть на настоящее в его повседневности, то невольно возникает мысль о том, что человек уже имеет второе небиологическое тело и что-то вроде другой параллельной жизни. И эта жизнь протекает в глобальной сети, виртуальной реальности. Именно там уже содержатся электронные или информационные копии его личности — тексты, высказывания в ввиде комментариев, фотографии, видео, а так же книги, кино, музыка и многое другое , т. е. весь культурологический тезаурус, который влияет на формирование его Я.

Если тебя нет в Интернете — ты не существуешь (Билл Гейтс). Смысл изречения с каждым годом все более соответствует действительности. Психологи бьют тревогу, заявляя об интенсивности роста интернет-зависимости, которая ведет к пагубным последствиям: пренебрежение домашними и служебными обязанностями, отказ от социального взаимодействия, изоляция, разрушение связи с внешним миром, аутизация и инфантилизация личности. Возникает вопрос, почему человек не может этого не делать? Однажды попав в виртуальную реальность и оставив там след, небольшую копию части своей личности (например страничка в социальной сети), он постоянно туда обращается, расширяет свои воз-

можности, стремится использовать все большее количество электронных программ, становится членом интерне-групп и сообществ.

Ответ может показаться парадоксальным. Но возможно, человек подсознательно чувствует, что это его пропуск в будущее: чем больше ты оставишь о себе информации в виртуальном мире, т. е. создашь полную копию своей личности, тем больше шансов закрепиться в будущем мире. Николай Федорович Федоров, русский религиозный мыслитель и философ, один из родоначальников русского космизма, называл «общим делом» объединение человечества, против главного врага — смерти. Его идеи касались воскрешения и воссоединения с живущими всех умерших людей, подобно воскрешению Христа, поправшего Смерть. Не желая примириться с гибелью даже одного человека, Федоров возлагал на науку особую миссию. В XIX веке он верил, что благодаря техническому прогрессу будет возможно собрать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Но, если предположить, что полем или материалом для воскрешения явится не физический мир, а виртуальный; если допустить, что вместо атомов и молекул можно будет использовать цифровые копии, то в ХХ1 веке эта идея уже не кажется такой уж утопичной.

Кинематограф, как и любое искусство, обладающее способностью к рефлексии, естественно отрабатывает всевозможные сценарии человеческого существования. В британском фантастическом телесериале «Черное зеркало»1 по сценарию Чарли Букера есть эпизод «Скоро вернусь». Главные герои Марта и Эш, женаты, молоды и счастливы. Эш, правда, черезчур увлечен общением в социальных сетях, он постоянно проверяет и обновляет свои страницы. Полную надежд жизнь прерывает трагическая гибель Эша в автокатастрофе. Чтобы как-то утешить Марту, ее подруга рассказывает ей о новом онлайн сервисе, который позволяет людям оставаться в контакте с умершими. Сервис использует информацию из прошлого общения человека в сетях и способен создать виртуальный аналог пользователя. Марта начинает общаться с виртуальным Эшем посредством электронных сообщений, а позже загружает в базу данных сервера сохранившиеся у нее видео- и аудиофайлы: теперь она может слышать голос Эша и видеть его изображение на экране.

Вначале Марта относится с недоверием к возможности общения с умершим мужем, но постепенно, это становится для нее обычным делом.

1 Премьера первого сезона состоялась 4 декабря 2011 года на телеканале Channel 4. Сериал состоит из сюжетно несвязанных между собой эпизодов, но объединенных одной сквозной темой: влияние информационных технологий на человеческие отношения.

Узнав об экспериментальном проекте по созданию человеческого тела из синтетической плоти, Марта заказывает себе такой прототип и загружает в него все характеристики Эша. За исключением мелких деталей, клон удивительно похож на умершего мужа: у него та же внешность, выражение лица, мимика и голос. И хотя Марта в сериале не может окончательно принять нового Эша в свою жизнь, зртелю ясно, что это только вопрос времени и привычки. Человека нет в физической реальности, но он фрагментированно существует в другой реальности — реальности виртуальной, реальности информации: остались его снимки, запись его голоса, его оценки своих и чужих поступков, фото и видеофайлы с жестами, улыбками, мимикой. Все это может воссоздать компьютерная программа. Ведь главное здесь не собственно тело, а суть человеческой личности, собранная программой.

Если прогнозы трансгуманистов небезосновательны, и человеку суждено соединиться с компьютером, то между реальностью физического мира и виртуальной реальностью не будет большой разницы, и воскрешение возможно именно в виртуальной реальности. Так для воскрешения личности не нужно собственно человеческое тело. В технократическом информационном обществе данное человеку тело все чаще рассматривается как первый подступ к новому ноосферному витку развития, где сознание, вырвавшись из плена медленной биологической эволюции, будет прямо оперировать цифровыми кодами, не нуждаясь в посредничестве физического тела.

Движение к неочеловеку ученые оценивают как более высокий уровень организации природы на уровне посттелесности. Возможно, нам нужно тело, но необязательно хрупкое биологическое, с которым в любой момент может что-то случиться, не говоря уже о мировых природных катаклизмах

Глобальное будущее. Таков Ренессанс XXI века.

Придется ли человечеству совершить глобальный антропоморфоз, пока не ясно. Однако, на наш взгляд, человечество уже находится по отношению к своему телу в режиме суперпозиции1. В квантовой физике суперпозицией называют момент неопределенности, когда вероятна и та и другая ситуация, т. е. это позиция альтернативных состояний в одно и тоже время. На данный момент человек имеет два альтернативных состояния тела: одно в физической реальности, другое — в виртуальной. В физической

1 Согласно копенгагенской модели квантовой механики Нильса Бора и Веонера Гей-зенберга.

реальности возможности тела весьма ограничены, в виртуальной — они безграничны. И такое состояние будет лишь усиливаться. С одной стороны, в физической реальности по отношению к человеческому телу мы можем наблюдать избыток средств по его физической стимуляции. Конец XX и начало XXI века провозглашают культ здорового и красивого тела. Индустрия рекламы, модельный бизнес, спортивная индустрия, медицина (включая диетологию), биопластика и пр. умело используют медиапростанство в качестве полигона борьбы за улучшение и укрепление телесного образа: культ физического тела ради тела. С другой стороны, виртуальный мир, мир цифрового общения все больше становится сферой, где сосредотачиваются глубоко личные, интимные переживания людей, стремление поделиться ими с как можно большим числом других. Это явление иллюстрирует забавный интернет-мем: «Прежде чем спросить людей, спроси у поисковой системы». Налицо тенденция — такая важная часть человеческого существования, как собственное тело, постепенно станет забываться как источник интимных переживаний, как место человеческого самосознания и ценностная основа человеческого существования.

Вместо заключения приведем слова Михаила Эпштейна. Размышляя на тему изменения отношения к телу в технократическом обществе, он приходит к выводу, что сейчас на ученых, как никогда, «ложится ответственность за сохранение памяти о теле, о его человеческой и божественной ценности... задача наша — так глубоко, так страстно и с такой мерой интеллектуальной и эмоциональной ответственности принять в себя эту преходящую бренную телесность, чтобы сущность ее в нас «невидимо» снова восстала» [Эпштейн]. И прибавим, пускай даже и виртуальной реальности, если не будет у человека другого пути.

Сегодня в каждом доме, на каждом столе, на каждой ладони — плазменный телевизор, монитор компьютера, дисплей смартфона — черное зеркало нашего существования в XXI веке. Возможно, подобно магическому кристаллу оно уже показывает нам наше будущее. Стоит только присмотреться.

Список литературы:

ВинджВ. Технологическая сингулярность. [Электронный ресурс].— Режим доступа: /http:// www.computerra.ru/think/35636/

Глобальное будущее 2045. Антропологический кризис, конвергентные технологии, трансгуманистические проекты. Научный сб.-Белгород, 2013.

Корецкая Л.Ф. Телесность человека как объект социогуманитар-ного познания.- Известия ИГЭА , № 1 / 2006. С. 69-74.

Леви Т.С. Культурно-историческая обусловленность возникновения предметного поля «телесность». [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://teLesnost.ru/omega/psihoLogiya/kuLturnoistoricheskaya_obus-LovLennost_vozniknoveniya_predmetnogo_poLya_

Подорога В.А. Полное и рассеченное//Психология телесности между душой и телом. Ред-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М., 2005.

Эпштейн М. Тело на перекрестке времен. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vneshnii-obLik.ru/fiLosofiya/teLo-perekrest. htmL OnLine etymoLogy dictionary. [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.etymonLine.com/index.php?search=renaissance&searchmo de=none

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.