ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 6. 2007. Вып. 3
О.Г. Парамузова
РЕНЕССАНС АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В МИРЕ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ И США (правовые аспекты)
Явление радиоактивности, открытое человечеством в 1896 г., явилось воистину революционным событием, не только всколыхнувшим весь научный мир, но и оказавшим колоссальное влияние на формирование качественно нового мировоззрения. Тем не менее, осознание человечеством возможности получения энергии путем деления атомного ядра нельзя расценивать исключительно в радужном свете. Необходимо констатировать, что, одновременно с неограниченностью выбора мирных способов применения атомной энергии, потенциалы военного использования атомной энергии также неисчерпаемы.
За годы существования атомной энергетики в мире произошло более 300-х ядерных и радиационных аварий, связанных с выбросом радионуклидов в окружающую среду; среди них можно назвать несколько наиболее крупных, повлекших многочисленные жертвы. В 1957 г. случились две аварии: на реакторе в Виндскайле (Великобритания) и на комбинате № 817 в Челябинске-40 на Южном Урале (СССР); в 1959 г. в Санта-Сюзанна, штат Калифорния (США), расплавилась часть ядерных топливных элементов; в 1961. г. в Айдахо-Фолс (США) произошел взрыв на реакторе; в 1966 г. частично разрушилась активная зона реактора Энрико-Ферми, Детройт (США); в 1979 г. на АЭС «Три-Майл-Айленд» (США) расплавилась активная зона реактора; в 1986 г. произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, заставившая по-новому взглянуть на дальнейшую судьбу атомной энергетики. Кроме того, можно вспомнить аварии и аварийные ситуации конца 1990-х гг. и начала второго тысячелетия на японских АЭС. Этот список можно продолжить.
Проблема обеспечения безопасности при мирном использовании энергии атомного ядра имеет и другие аспекты. Многочисленные случаи хищений и контрабанды радиоактивных материалов привели к тому, что государства всего мира стали принимать серьезные меры, направленные на создание и совершенствование государственных систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, которые могут быть использованы для производства простейших ядерных взрывных устройств. Проблема обеспечения ядерной безопасности возникает при осуществлении любой мирной атомной деятельности (перевозка радиоактивных материалов; эксплуатация судов, оборудованных ядерными энергетическими установками; утилизация радиоактивных отходов (РАО) и обращение с отработавшим ядерным топливом и др.) Особо следует выделить такой аспект обеспечения ядерной безопасности, как повышение эффективности международного контроля в области мирного использования атомной энергии и, прежде всего, механизма гарантий Международного агентства по атомной энергии.
Наконец, чрезвычайно важной задачей представляется определение дальнейших перспектив применения атомной энергии. Ввиду того, что даже мирная атомная деятельность несет в себе потенциальную опасность (возможные аварии, радиационное загрязнение окружающей среды, человеческий фактор, возможность переключения
© О.Г. Парамузова, 2007
г
на военные цели и т. д.), не говоря уже о военной, не стоит ли вообще от нее отказаться и перейти на альтернативные источники энергии? Однако это тоже не решение вопроса, особенно в свете вступления в силу Киотского протокола1 к Рамочной конвенции ООН об изменении климата2.
Из развитых стран от участия в протоколе отказались Австралия и США. В настоящее время3 протокол ратифицировали около 130 государств, среди них страны ЕС, Канада, Китай. Россия ратифицировала Киотский протокол 18 ноября 2004 г. Протокол закрепляет жесткий механизм реализации сокращения выброса вредных газов. Согласно ему, в период с 2008 по 2012 гг. общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других промышленных газов должен быть сокращен на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 г. В соответствии с Протоколом государства-члены Европейского союза должны сократить выбросы на 8 %, США - на 7 %, Япония и Канада - на 6 %. На Украину и Россию возложена обязанность сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 г. Каждое государство получает определенные квоты на выброс в атмосферу вредных газов. Если какая-либо страна не использует полностью свои лимиты, то она имеет право их продать.
Кроме того, необходимо отметить, что во всем мире время дешевых энергетических ресурсов подходит к концу. Ресурсы нефти и газа истощаются, а их дальнейшая разведка, разработка и исследование становятся все более дорогостоящими. Единственная на сегодняшний день возможность удовлетворить в полном объеме возрастающие потребности человечества - производство энергии на полномасштабных атомных предприятиях, которые бы в своей работе причиняли наименьший ущерб окружающей среде, а также настоящему и будущему поколениям. Для достижения данной цели чрезвычайно важно поддерживать на должном уровне безопасность и надежное управление на существующих АЭС; периодически осуществлять замену и модернизацию устаревшего оборудования; вводить в эксплуатацию качественно новые ядерные реакторы, на которых аварии, подобные Чернобыльской, были бы технически невозможны4. Учитывая сказанное, вполне естественно, что роль атомной энергетики в ближайшее время будет только возрастать.
В последние годы общепризнанное значение приобретает концепция «всемирного ренессанса атомной энергетики». Данный термин употребим на национальном уровне, в рамках специальных международных конференций по вопросам определения стратегий безопасного развития атомной энергетики, а в последнее время получает международное признание даже в рамках Международного агентства по атомной энергии. В условиях коренной перестройки универсального мировоззрения и модернизации международного правосознания относительно дальнейших перспектив ядерной энергетики необходимо говорить об ее возрождении в мире. Украина, Финляндия, Чехия, Словакия, Болгария, Индия, Индонезия, Иран, Бангладеш, Южная Африка, Южная Корея, Вьетнам и ряд стран Южной Америки уже строят или планируют строить новые атомные энергоблоки. В январе 2005 г. правительство Польши приняло решение о строительстве первой АЭС к 2020 г. Германия и Швеция, предпринимавшие вполне реальные усилия к свертыванию эксплуатации действующих АЭС и замораживанию строительства новых станций5, в настоящее время пришли к осознанию необходимости развития ядерных технологий. Отдельно требуется сказать о мирных атомных амбициях Китая, который планирует в течение ближайших 15 лет построить 30 ядерных реакторов.
В Российской Федерации полным ходом идет процесс модернизации старых АЭС, строительство новых атомных объектов с реакторами более совершенного типа, позволяющими практически полностью исключить возможность развития аварийной ситуации.
На сегодняшний момент можно назвать следующие принятые в России главные официальные документы, основное назначение которых - поддержка дальнейшего развития российской атомной энергетики:
• «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003 г.6;
• Федеральная Программа «Эффективная энергетическая экономика» и ее подпрограмма «Безопасность и развитие атомной энергетики в 2001-2005 гг. и долгосрочное развитие до 2010 г.», утвержденная Постановлением Правительства от 21.07.1998 г. № 8157;
• «План мероприятий, связанных с выполнением первого этапа реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 117 от 3 февраля 2005 г.
После аварии на Чернобыльской АЭС перед российскими специалистами-ядерщиками встала задача модернизации реакторов первого поколения ВВЭР-440, ВВЭР-1000 и, особенно, РБМК-1000. Надо сказать, что строительство РБМК было выгодно по следующим причинам: во-первых, относительная дешевизна8, во-вторых, возможность использования реактора этого типа для производства оружейного плутония, в-третьих, возможность дозированного облучения различных материалов в технологических каналах активной зоны реактора. В качестве существенных недостатков реакторов РБМК необходимо отметить: особенность конструкции (своего рода неустранимый недостаток)9, отсутствие прочного внешнего колпака (контаймента), отсутствие технологии переработки или надежной изоляции высокоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива.
В соответствии с Программой и стратегией развития атомной энергетики РФ, предусматривается продление срока эксплуатации действующих АЭС после окончания отпущенного для них в середине прошлого века 30-летнего срока. На ряде станций эта задача уже решена, в частности, успешно усовершенствованы блоки РБМК-1000 на Ленинградской, Курской, Смоленской и Игналинской АЭС10. В 2004 г. была завершена модернизация и продлены сроки эксплуатации первого и второго блока Курской АЭС", первого блока Ленинградской АЭС12. Были продлены сроки эксплуатации второго блока Кольской АЭС и первого блока Билибинской АЭС. В рамках продления срока эксплуатации первого блока ЛАЭС была создана новая комплексная система управления аварийным расхолаживанием ректора первого энергоблока (КСУАР), которая является интеллектуальной системой, контролирующей и управляющей рядом других новых систем, внедренных на первом блоке, таких как вторая система остановки реактора и система аварийного электроснабжения. КСУР во всех аварийных ситуациях сама будет принимать решения, не позволяя оператору в течение десяти минут после возникновения внештатной ситуации вмешиваться в процесс принятия управленческих решений. Таким образом удастся исключить возможные негативные эмоциональные реакции, так называемый «человеческий фактор».
Несмотря на успешное проведение модернизации АЭС и достижение в ходе ее осуществления позитивных результатов, необходимо отметить, что это все-таки временная мера. В связи с истечением срока эксплуатации требуется строительство замещающих мощностей. В этом плане весьма своевременным является решение о строительстве на территории ЛАЭС двух новых блоков с ядерными реакторами типа ВВЭР-150013.
Кроме того, нельзя не оставить не замеченным еще одно событие 2004 г. - пуск 16 декабря нового (третьего) энергоблока Калининской АЭС. На этом блоке были внедрены
новейшие системы безопасности, которые в дальнейшем планируется установить на всех российских энергоблоках. Как отметил на заседании Президиума Госсовета Президент России В.В. Путин, на третьем блоке Калининской станции «.. .отработаны контуры ядерной энергетики - энергетики будущего - экономически более эффективной, безопасной, отвечающей всем самым строгим экологическим стандартам. Мы еще раз убедились, что в отечественной атомной энергетике есть все возможности для дальнейшего развития.. .»14. На сегодняшний день третий блок Калининской АЭС обеспечен самой совершенной в Российской Федерации системой физической защиты, автоматизированной системой управления технологическим процессом нового поколения, всеми необходимыми лицензиями, качественной эксплуатационной документацией, квалифицированным персоналом.
Осенью 2000 г. Российская Федерация выступила с инициативой создания под эгидой МАГАТЭ международного проекта для разработки инновационных ядерно-энергетических технологий ЛИПРО. Проект объединяет сегодня более 20 стран и ведет большую работу по разработке и созданию реакторов нового поколения.
Другой международный проект, участником которого Россия на данный момент не является - «Поколение 4»15. В марте 2005 г. участники форума «Поколение 4» подписали Соглашение о создании шести типов ядерных реакторов нового поколения: быстрых реакторов с натриевым, газовым или свинцовым теплоносителями, высокотемпературных ядерных реакторов, ядерных реакторов с солевым расплавом и охлаждаемой водой сверхкритического давления16.
После 2015-2020 гг. будут вводиться в действие реакторы, обладающие высоким уровнем безопасности, основанным на свойствах самозащиты, и с высокими параметрами эффективности (новые ВВЭР, ВТГР, реакторы с жидко-металлическим теплоносителем, реакторы типа БП, АСТ-500 - Атомная Станция Теплоснабжения мощностью 500 МВТ17).
Большое будущее также у модернизированных реакторов на быстрых нейтронах18. Проект реакторов на быстрых нейтронах начал разрабатываться в 1950-е гг., а в 1972 г. получил промышленное воплощение. Надо сказать, что в отношении этого типа ядерных реакторов Российская Федерация существенно опережает западные страны. Уже более 25-ти лет успешно эксплуатируется реактор БН-600 на Белоярской АЭС Свердловской области. Кроме того, ведется строительство реактора БН-800 (четвертого энергоблока Белоярской АЭС), ввод которого будет способствовать полномасштабной реализации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области, подписанному в сентябре 2000 г.; начать работы по формированию замкнутого топливного цикла; снизить экономические потери;«.. .использовать минимальное количество ядерных энергетических реакторов при приемлемых темпах утилизации...»19. Однако серьезным препятствием на пути создания БН-800 является недостаточное финансирование. Поэтому крайне важно привлечение инвестиций. Одним из способов решения задачи повышения инвестиционной привлекательности данного проекта и российской атомной энергетики в целом является предоставление инвестору определенных прав на долю вырабатываемой электроэнергии, что может быть воплощено посредством создания государственно-частного партнерства.
Стоит также отметить, что приостановленные в некоторых странах несколько десятилетий назад работы по созданию и внедрению реакторов на быстрых нейтронах получили новый положительный заряд. В частности, в сентябре 2005 г. Япония заявила о возобновлении работы по введению в строй экспериментального ядерного реактора
«Мощи», остановленного более 10-ти лет назад в связи с утечкой жидкости из второго контура охладительной системы. Соединенные Штаты, принявшие программу строительства 44 новых ядерных реакторов, намерены приложить значительные усилия к развитию атомной энергетики на быстрых нейтронах. Индия, планирующая использовать в качестве реакторного топлива торий в связи с истощением запасов природного урана, предполагает в 2010 г. ввести в действие прототипный реактор-размножитель на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем (в городе Калпаккам).
Подводя итог анализу современного состояния российских АЭС, мы можем сделать вывод, что прошедшие модернизацию ядерные реакторы первого и второго поколения по соображения безопасности полностью удовлетворяют требованиям МАГАТЭ. Тем не менее, у российской атомной энергетики достаточно много проблем. Одна из них - необходимость развития и совершенствования национального ядерного законодательства.
Например, в реформировании нуждаются нормативно-правовые акты в области государственного управления и государственного регулирования ядерной безопасности, в сферах лицензирования, а также технического регулирования и разработки общего и специального регламентов по ядерной и радиационной безопасности, в отношении форм собственности, организационно-правовых форм и правового режима имущества объектов атомной энергетики. В обновлении и совершенствовании нуждаются как базовые законы (законы, регулирующие вопросы мирного использования атомной энергии или касающиеся вопросов обороны), так и специальные законодательные акты, направленные, скажем, на стимулирование инновационной деятельности, регулирование вопросов ядерного страхования, борьбы с актами ядерного терроризма, обращение с отработавшим топливом и радиоактивными отходами в свете ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров. Перед российским законодательством также стоит задача создания специальных федеральных законов в связи с наличием пробелов в регулировании таких вопросов, как гражданско-правовая ответственность за ядерный ущерб, ядерное страхование, регулирование деятельности в области ядерного оружия, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами и некоторых других.
Особое внимание должно быть уделено повышению инвестиционной привлекательности российской атомной энергетики, поскольку в зависимости от объемов финансирования могут быть реализованы проекты модернизации существующих АЭС и строительства новых блоков, удовлетворяющих современным требованиям безопасности. Одним из способов решения указанной проблемы предлагается акционирование атомной энергетики посредством реформирования Федерального государственного унитарного предприятие концерна «Росэнергоатом». При этом возможны следующие варианты: создание акционерного общества со 100 % государственным капиталом, акционирование управляющей компании и передача ей в концессию генерирующих компаний (т. е. создание государственно-частного партнерства), заключение соглашения о разделе продукции и др.
Действующее российское законодательство закрепляет имущество АЭС исключительно в государственной собственности, поэтому возможность привлечения частного капитала не имеет шансов реализации до тех пор, пока не будет внесена соответствующая поправка в Федеральный закон РФ «Об использовании атомной энергии» 1995 г. Речь идет о введении двух раздельных правовых режимов имущества атомной станции: 1) в отношении ядерных реакторов и ядерного топлива, которые по-прежнему должны остаться в собственности государства; 2) в отношении остального имущества, которое в случае принятия поправки может быть приватизировано. Однако при решении вопроса
возможности привлечения частного капитала в атомную энергетику главным приоритетом должна оставаться ядерная безопасность.
Что касается Соединенных Штатов, то развитие атомной энергетики является одним из ключевых пунктов Национальной энергетической стратегии США, опубликованной в мае 2001 г.20 В соответствии сданным документом, Штаты намерены увеличить срок службы 103 действующих реакторов до шестидесяти лет и предполагают ежегодно вводить в эксплуатацию по два атомных энергоблока.
Выводы, нашедшие воплощение в Национальной энергетической стратегии, базируются на том, что рост населения и увеличение спроса на электроэнергию находятся в прямой зависимости21. На основании этих данных Министерство энергетики США делает заключение о том, что необходимые к 2020 г. 355 000 МВт электроэнергии могут быть получены только при условии своевременной модернизации атомных объектов путем введения замещающих мощностей, а также усовершенствования и замены устаревшего оборудования.
Необходимо отметить, что, несмотря на рост потребностей в энергетической сфере, в последнее десятилетие XX в. темпы строительства АЭС были снижены вдвое по сравнению с уровнем 1980-х гг. Вместе с тем, действующие в данный временной период 104 атомных энергоблока «...увеличили коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) примерно с 65 % до 90), добавив в национальную электроэнергетическую сеть 177 млрд кВт/ч»22. Данный показатель равносилен «.. .вводу в эксплуатацию 22 новых энергоблоков»23.
В условиях глобального изменения климата и надвигающегося энергетического кризиса Соединенные Штаты проводят энергетическую политику, ориентированную, по крайней мере, на сохранение сегодняшних показателей эксплуатации всех существующих в стране энергоисточников. В соответствии с «Законом о чистом воздухе», требуется существенным образом снизить эмиссию топливных газов. Таким образом, хотя Соединенные Штаты и не ратифицировали Киотский протокол, они прекрасно отдают себе отчет в необходимости принятия адекватных мер, направленных на постепенную переориентацию на преимущественное использование «неэмиссионных» энергоисточников, таких как гидростанции и возобновляемые источники (солнечная, ветровая, геотермальная энергия и, конечно, атомная энергетика, доля которой составляет 72 % всех неэмиссионных источников).
Говоря об «атомном возрождении» в США, требуется обратить внимание еще на один крайне важный в контексте настоящего исследования документ - «Стратегию национальной безопасности Соединенных Штатов», одобренную Президентом Дж. Бушем-младшим в сентябре 2002 г.24 Один из определяющих лейтмотивов в процессе выработки долгосрочных перспектив в области национальной безопасности и экономики Штатов видится, на наш взгляд, в создании условий постоянного и неуклонного повышения темпов развития атомной энергетики. Именно атомной энергетике суждено играть ключевую роль в энергетическом секторе США, учитывая тот факт, что «.. .атомная энергия не производит никаких выбросов парниковых газов...»75.
8 августа 2005 г. Президент США подписал Закон об энергетической политике, предусматривающий внедрение экономических стимулов для наиболее эффективного развития ядерно-энергетического сектора промышленности. Основными новеллами данного закона являются следующие: установление нормы о кредитовании налога на производство в размере 1,8 цента за кВт/ч в течение первых восьми лет работы новых АЭС (для первых 6000 МВт (Эл) мощностей); осуществление федерального страхования риска в размере
2 млрд. рублей в случае задержек в выходе на полную мощность первых шести модернизированных АЭС; усовершенствование механизма налогообложения фондов по обеспечению вывода из эксплуатации; предоставление федеральных гарантий на строительство ядерных реакторов нового поколения.
Важно подчеркнуть, что успешная реализация данного закона будет способствовать решению проблем повышения уровня безопасности устаревших АЭС, строительства и введения в эксплуатацию усовершенствованных ядерных реакторов, а также реализации других безэмиссионных энергетических технологий. Факт принятия данного закона подтверждает воплощенную в Национальной энергетической стратегии США 2001 г. идею о необходимости капитальной переориентации энергетической политики Штатов в определении основных направлений дальнейшего развития атомной промышленности. Таким образом, атомная энергетика в США, так же, как и в РФ, становится наиболее приоритетным источником энергии, что, несомненно, скажется на улучшении взаимопонимания между нашими странами и упрочению отношений сотрудничества в целом. Кроме того, принятие указанного закона, вероятно, окажет определенное влияние на возможность реализации выдвинутой Палатой Представителей американского Конгресса идеи относительно формирования стратегии повторной переработки отработанного ядерного топлива. На наш взгляд, воплощение в жизнь этой идеи будет способствовать более плодотворной реализации российско-американского договора 2000 г. «Об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области». В соответствии с Соглашением, каждая из сторон обязана утилизировать по 34 т плутония оружейного качества, изъятого из ядерных военных программ, и предпринять меры по обеспечению утилизации не менее двух тонн в год после того, как будут введены в эксплуатацию соответствующие установки, работающие МОКС-топливе. Вовлечение высвобождающегося в результате разоружения ядерного топлива в замкнутый топливный цикл в реакторах на быстрых нейтронах позволит одновременно решить несколько важнейших проблем атомной сферы. Во-первых, создание замкнутого топливного цикла будет реальным препятствием дальнейшему ядерному распространению. Во-вторых, своевременное изъятие оружейного топлива и его использование в атомной энергетике позволит предотвратить радиационное загрязнение окружающей среды. В-третьих, использование реакторов на быстрых нейтронах расширит топливную базу атомной энергетики за счет вовлечения в топливный цикл урана-238. Кроме того, данный тип реакторов характеризуется способностью воспроизводить смешанное уран-плутониевое топливо. В-четвертых, реакторы на быстрых нейтронах обладают высоким уровнем ядерной безопасности.
Постулируя перспективность атомной энергетики в мире, требуется подчеркнуть особо, что определяющим фактором приоритетности использования данного источника энергии является его безопасность, которая зависит от способности человечества управлять этой потенциально опасной силой и от способности государств своевременно обуздывать свои желания, дабы мирный атом не стал причиной гибели цивилизации.
В числе показателей, определяющих безопасность мирных атомных объектов, можно назвать наибольшую вероятность исключения потенциально возможных аварий и опасных аварийных инцидентов, адекватное реагирование персонала на любые внештатные ситуации и своевременное устранение или сведение к минимуму отрицательных последствий. В качестве основных причин ядерных аварий и радиационных аварийных ситуаций следует упомянуть использование старых типов ядерных реакторов, имеющих конструктивные недостатки26, отсутствие или низкий уровень культуры ядерной
безопасности, недостаточная готовность ядерных объектов к противостоянию чрезвычайным стихийным обстоятельствам, возможность развития аварийных ситуаций в результате террористических актов и др.
Степень готовности ядерных объектов к чрезвычайным стихийным ситуациям имеет огромное значение для предотвращения ядерных аварий и аварийных ситуаций. В связи с этим необходимо вспомнить недавние события в городе Калпаккам (южный индийский штат Тамил Наду), где в декабре 2004 г. в результате удара сильного землетрясения произошла остановка первого энергоблока и снижение мощности второго энергоблока на АЭС Мадрас. Также можно привести другой пример - отключение первого, второго и третьего энергоблоков на АЭС Рингхале в Швеции, где в результате сильного ветра не удалось предотвратить искрения и замыкания. Поэтому крайне важно проводить на АЭС подготовительные работы для отражения стихийных природных явлений. Причем такая профилактическая деятельность должна иметь место на любой АЭС, а не только в тех районах, где чрезвычайные природные явления (землетрясения, наводнения, ураганы и др.) происходят регулярно или с определенной периодичностью. Кроме того, для успешного предотвращения или снижения ущерба от природных катаклизмов важно повышение способности персонала принимать объективно необходимые и своевременные решения в экстремальных ситуациях, иными словами, требуется неуклонно повышать культуру ядерной безопасности работников станций. Решение указанных вопросов видится в совершенствовании национальной нормативно-правовой базы в отношении определения приоритетов ядерной безопасности, а также в ужесточении требований получения лицензий. Кроме того, необходимо выполнение государствами рекомендаций МАГАТЭ в отношении обеспечения безопасности атомных станций, особенно документов «Основные принципы безопасности АЭС» и «Культура безопасности». Представляется оправданным при осуществлении миссий ОБАЯТ МАГАТЭ по проверке эксплуатационной безопасности АЭС особый акцент делать на проведении качественной оценки способности атомной электростанции противостоять стихийным природным явлениям.
' Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г. // be-on.ru/news-politics-society/27-326-kiotskii-protokol-vstupit-v-silu-16-fevral.
2 Рамочная конвенция ООН об изменении климата, подписанная на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г., вступила в силу в 1994 г. Киотский протокол, подписанный в Киото в декабре 1997 г., был открыт для подписания 16 марта 1998 г.
' Данные по состоянию на май 2005 г.
" A Need in Fair Evaluations // Rosenergoatom. Quarterly Magazine of Russian Nuclear Power Industry. 2004. № 3 (65). P. 20-21.
5 В Германии, например, был закрыт ядерный реактор «Энбва».
6 Текст документа см.: официальный сайт Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации: http://www.minprom.gov.ru/docs/strateg/1.
' Nuclear Power in Russia: facts and figures // Rosenergoatom. Quarterly Magazine of Russian Nuclear Power Industry. 2004. №3 (65).
8 В отличие от реакторов ВВЭР, реакторы РБМК не требовали прочного и дорогого корпуса. Кроме того, учитывая однотипность реакторов РБМК и военных реакторов для наработки плутония для атомного оружия, можно было целиком положиться на уже имеющийся в этой области опыт.
' Дело в том, что замедлителем нейтронов в реакторах РБМК является графит, а не вода. Поэтому в случае аварии с потерей теплоносителя (охлаждающей воды) возможны разрушение топливной сборки и радиоактивный выброс в окружающую среду.
10 На Игналинской АЭС, построенной еще при Советском Союзе и продолжающей свою работу, несмотря на требования ЕС о закрытии, установлены два самых мощных в мире водографитовых реактора РБМК-1500.
" В результате проведенной модернизации были решены следующие задачи: частично заменены технологические каналы, введен в эксплуатацию второй канал безопасности, внедрена новая комплексная система контроля управления и защиты. В настоящее время работают первый, второй и третий блоки Курской АЭС. 25 марта 2006 г. был остановлен на срок до 212 суток четвертый блок для проведения планового ремонта с частичной заменой технологических каналов. В числе проблем, стоящих сегодня перед АЭС - необходимость решения вопроса завершения строительства пятого энергоблока, который строится с перерывами с 1986 г. В связи с недостаточностью финансирования Росатом предложил создать государственно-частное партнерство (50 % - средства заинтересованных крупных промышленных предприятий области, 50 % - средства из федерального бюджета). Необходимость ввода в эксплуатацию пятого блока очевидна, если принять во внимание его особые ядерно-физические характеристики, свидетельствующие о более высоком уровне ядерной безопасности, чем на действующих блоках Курской АЭС.
12 Данный блок является первым российским блоком-тысячником. Возобновление его работы позволит существенно облегчить проблемы энергосистемы российского Северо-запада, где в настоящее время доля производства электроэнергии ЛАЭС составляет около 30 %. Срок эксплуатации был продлен потенциально на 15 лет. Запущенный в июле 1976 г. второй энергоблок ЛАЭС в июле 2005 г. был закрыт до 2007 г. на капитальный ремонт для проведения работ по модернизации и реконструкции по программе продления срока эксплуатации. В 2005 г. капитальный ремонт был проведен на третьем энергоблоке ЛАЭС (были заменены технологические каналы) и плановый ремонт - на четвертом энергоблоке.
13 В ноябре 2005 г. был одобрен проект Декларации о намерениях инвестирования в строительство замещающих мощностей ЛАЭС. Государственным заказчиком проекта выступает Концерн «Росэнергоатом». Общий срок реализации проекта - 12 лет. Предполагается, что срок службы будущих реакторов будет составлять 50 лет.
14 Есть пуск! // Отдел информации Калининской атомной станции // http:// www.rosatom.ru.
15 Инициатором создания форума весной 2000 г. выступили Соединенные Штаты. Членами «Поколения 4» являются: США, Канада, Франция, Япония, Великобритания, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Южная Корея, Швейцария.
" Российский сайт ядерного нераспространения // http://www.NuclearNo.ru.
17 Реакторы и АЭС нового поколения // Ядерная, энергетика будущего. Атомная энергетика России на пороге XXI века / Под общ. ред. Ф.М. Митенкова. М., 1995. С. 33-34.
18 Характерная особенность реакторов на быстрых нейтронах состоит в том, что, в отличие от реакторов на тепловых нейтронах, в их топливный цикл могут быть вовлечены уран-238 и торий-232, естественные запасы которых намного превышают запасы урана-235. Кроме того, в реакторах на быстрых нейтронах может быть использован уран, оставшийся после обогащения урана-235. Конструкция активной зоны таких реакторов также имеет преимущества перед реакторами на тепловых нейтронах и в области безопасности - даже в случае тяжелой аварии вероятность избежать серьезных радиационных нагрузок для персонала станции и проживающего в непосредственной близости населения больше.
" Бургутин В. БН-600 в стратегии утилизации оружейного плутония // Росэнергоатом. 2005. № 7 (75). С. 17.
20 The National Energy Strategy of the United States of America. 2001 // Official web-site of White House / http://www. whitehouse.gov/nsc/nss.pdf.
21 Согласно статистическим данным, население Соединенных Штатов возрастет с 2000 до 2020 гг. с 251,5 млн. до 322,7 млн. В связи с этим, рост спроса на электроэнергию будет возрастать как минимум на 1,8 % в год.
22 Битков В., Каурое Г. Настоящее и будущее атомной энергетики США // РОСЭНЕРГОАТОМ. Ежемесячный журнал атомной энергетики России. 2006. № 6. С. 22-23.
23 Там же.
24 The National Security Strategy of the United States of America. 2002 // http://www.whitehouse.gov/nsc/nss.pdf.
25 Ibid.
26 Данное утверждение, конечно, относится лишь к тем реакторам первого и второго поколений, которые не прошли модернизацию и не были усовершенствованы по соображениям безопасности. К примеру, вероятность повреждения активной зоны реактора модернизированного первого энергоблока АЭС соответствует одному случаю в 100 тыс. лет, что в полном объеме отвечает требованиям МАГАТЭ. Оценки безопасности российских АЭС см. подробнее: Федеральное агентство по атомной энергии / http://www.minatom.ru.
Статья принята к печати 14 ноября 2006 г.