ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
В.В. Шилов, канд. истор. наук, зав. кафедрой, член Правления Российского общества социологов (Пермское отделение), И.М. Пудовкина, ст. преподаватель, Т.Н. Сергеева, ст. преподаватель, кафедра общенаучных дисциплин, Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Березники, Россия, [email protected]
РЕЛИГИЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕГО И МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЙ
В статье представлен опыт социологического исследования отношения к религии и религиозным ценностям и их места в структуре ценностных ориентаций старшего и молодого поколений. Этот вопрос на современном этапе развития представляется актуальным, так как с момента распада Советского Союза на смену утратившим свое значение базовым ценностям того периода пришли новые ценности. Смена идеологии закономерно повлекла за собой изменение ценностных ориентаций россиян, что связано с либерально-демократической моделью развития общества, утверждением нового политического и экономического строя. В этой ситуации в общественном сознании россиян формировалась новая система ценностей, отвечавшая требованиям времени и включавшая в себя ценности индивидуализма, толерантности, плюрализма, консюмеризма, космополитизма и потребительской деятельности. Новая система ценностей провоцировала конфликт в обществе, обозначающий разрыв между старшим и молодым поколениями, вследствие смены социальных и культурных кодов. Однако в условиях глубокой трансформации общества, поиска национальной идеи, пути развития страны и построения модели ее будущего наблюдалось не только стремление к новому, но и осознание традиционных ценностей, ценностей консерватизма, а вместе с ними религиозных ценностей, которые стали рассматриваться как способ идентификации старшего и молодого поколения, их причастности к истории страны, как фактор консолидации, формирования новой единой российской общности. В этом аспекте приведенные в статье результаты социологического исследования внесут существенный вклад в изучении данной проблемы.
Ключевые слова: религия, религиозные ценности, ценностные ориентации, социальный институт, мировоззренческие ориентации, нравственность, историческая память, деса-крализация, сакрализация.
Каждому общественному строю присуща своя система социальных ценностей, о чем свидетельствует вся мировая история. Немаловажную роль на протяжении веков практически во всех государствах земного шара играл и такой значимый социальный институт, как религия. В полной мере это относится и к России, на территории которой уже более тысячи лет подавляющей частью населения исповедуется христианство (православного вероисповедания).
Разумеется, в советский период отношение в СССР ко всем религиозным конфессиям было не только негативным, но и зачастую преступным (уничтожение уникальных памятников культового зодчества, искусства, ущемление в правах служителей культа, закрытие многих социальных лифтов для верующих).
Тем не менее, после крушения коммунистической идеологии (как «единственно верного мировоззрения»), создания (восстанов-
ления после долгих десятилетий) института самой религии (тот же атеизм сегодня трак-парламентаризма, частной собственности, туется как определенная философская пози-рынка1 бывшие советские граждане получи- ция), вряд ли можно согласиться с советски-ли возможность исповедовать любую рели- ми атеистами, утверждавшими в свое время, гаю, не опасаясь за свою профессиональную карьеру, особенно на поприще государственной, муниципальной службы или педагогической деятельности (хотя, как и в советской Конституции, в новой Конституции РФ 1993 года церковь по-прежнему отделена от государства).
Более того, не-
Несмотря на то, что в XXI веке широко распространены свобода мысли и совести, свобода убеждений, научный скептицизм и даже критика самой религии, вряд ли можно согласиться с советскими атеистами, утверждавшими в свое время, что религия - это «опиум народа», мракобесие, результат слабости человека, проявление его невежества.
смотря на десятилетия господства научного атеизма в советском обществе уже в период перестройки (19851991 годы) более половины советских граждан заявило о своей принадлежности к какому-либо вероисповеданию.
Религия всегда играла важную роль в духовной жизни человечества. Несмотря на то, что в XXI веке широко распространены свобода мысли и совести, свобода убеждений, научный скептицизм и даже критика
что религия - это «опиум народа», мракобесие, результат слабости человека, проявление его невежества.
Например, широко известно высказывание К. Маркса в работе «К критике гегелевской философии права», что религия - это опиум народа (не «опиум для народа»!). В частности, = Маркс писал: «Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»2.
Не только советские представители научного атеизма подвергали религиозное мировоззрение критике. Так, известный британский математик и философ Б. Рассел тоже утверждал, что нормальному культурному современному человеку не нужна вера
в Бога, что нужно только сохранить из религии кое-что полезное для введения в рамки поведения людей3.
И в постсоветский период крупнейшие российские ученые тоже подвергали религию критике. Нобелевский лауреат В.Л. Гинзбург в 1998 году написал статью с красноречивым названием «Вера в Бога несовместима с научным мышлением»4.
Тем не менее, сегодня десакрализован-ное пространство заполняют различные квазирелигиозные культы, связанные с мистическим пониманием власти, миссии народа и особенно с верой в науку и технический прогресс, так как само это десакрализован-ное пространство представляет, по словам А. Бергсона, «коллапс времени», невозможность выхода за его пределы, сжатие пространства, исчезновение бытия5. В этот период наблюдаются не только вера в реализацию некоторых утопических проектов, но и рост уровня суеверий, появление апокалипсических страхов6.
Но никто не станет спорить, что на протяжении столетий религиозные ценности оказывали большое влияние на политику, экономику7, а порой даже приводили к кровавым конфликтам. Об этом же свидетельствуют и события последних лет.
Более того, известный американский политолог С. Хантингтон выдвинул концепцию относительно характера конфликтов и войн в многополярном мире, согласно ко -торой, если XX век был веком столкновения идеологий, то XXI век будет веком столкновения цивилизаций, или религий. Первоначально он выдвинул такое предположение в своей статье «Столкновение цивилизаций» (1993), которая имела большой резонанс, после чего издал и книгу с таким же названием8. По его мнению, религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран, но куда сложнее быть полукатоликом или полумусульманином.
С. Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций: индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную. Несколько отдельно он предлагает рассматривать еще две цивилизации -африканскую и латиноамериканскую. Хантингтон даже утверждает, что новый облик нарождающегося мира будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций (вплоть до новой мировой войны).
Поэтому С. Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение западных стран (политическую, экономическую и военную интеграцию), расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение движения Японии в сторону Китая, а поскольку главная опасность для Запада исходит от исламской и китайской цивилизаций, то Западу, по мнению Хантингтона, стоит поощрять гегемонию в православном мире.
Конечно, с выводами известного политолога С. Хантингтона можно поспорить (это отдельная тема большого исследования), но в нашем случае все-таки следует согласиться и с мнением С. Хантингтона, и со многими другими современными исследователями, в частности, Ю. Хабермасом, К. Штекль, в той части, что религия в социуме играет значительную роль.
Необходимо отметить следующее. Сегодня ученые говорят о двух группах ценностей: индивидуальных (регулируют поведение индивида в повседневной жизни) и общественных (приоритеты, определяемые уровнем развития общества). По сути, две эти группы ценностей являют собой диалектическое единство. Осознание и усвоение на новом историческом этапе новой системы ценностей в процессе первичной социализации личности и образуют устойчивый остов любой общественной системы. То есть ценности выполняют интегративную роль в обществе.
Мы полагаем, что изучение ценностных ориентаций может дать информацию, предо-
Изучение ценностных ориента-ций может дать информацию, предоставляющую власти возможность выявлять инновационный потенциал различных социальных слоев и направлять его на дальнейшее динамичное развитие общества в новых социальных условиях.
ставляющую власти возможность выявлять инновационный потенциал различных социальных слоев и направлять его на дальнейшее динамичное развитие общества в новых социальных условиях.
Эта идея и опре- _
делила цель нашего исследования: показать отношение к религии в уральском промышленном центре двух поколений. Выбор именно этих двух поколений был обусловлен следующими соображениями. В группу респондентов старшего возраста вошли люди, воспитанных еще в советский период, то есть когда культивировалось коммунистическое (атеистическое) мировоззрение. Во вторую группу респондентов - представители молодого поколения, чье мировоззрение формировалось уже в новых исторических условиях, то есть когда атеистическое мировоззрение уже не прививалось.
В известном смысле можно сказать, что в статье рассматривается не только проблема «отцов» и «детей» на постсоветском пространстве, но и проблема мировоззрений, присущих двум социальным системам.
Здесь же заметим, что город Березники Пермского края, где проводился наш опрос, - это обычный для Российской Федерации город, имеющий абсолютно типичную для многих городов России социальную, демографическую, конфессиональную структуру.
Чтобы подтвердить это, приведем некоторые статистические данные. Сегодня в РФ проживает около 40 млн пенсионеров. Численность молодежи в РФ тоже составляет около 40 млн человек - это 27 % от общей численности населения России. Кого можно относить к молодежи? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р. Отметим, что если раньше к категории молодежи в России относились
Более всего наши респонденты доверяют Вооруженным силам РФ, Президенту России, органам госбезопасности и Русской православной церкви. То есть получается, что Русской православной церкви доверяют больше, чем губернатору и краевым властям.
граждане в возрасте от 14 до 30 лет, то в последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастной границы этой группы населения к 35 годам.
В городе Березники Пермского края проживает около 148 тыс. человек. Из них более 45 тыс. - пенсионеры, более 20 тыс. относятся к молодежи.
Сегодня Березники - это второй по социально-экономическому потенциалу город Западного Урала (после краевого центра - г. Перми). Здесь работают такие промышленные гиганты, как ПАО «Уралкалий» (производит более половины калийных удобрений страны); ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (титан, магний, магниевые сплавы); ОАО «Березниковский содовый завод» (кальцинированная сода, синтетические моющие средства, натрий, негашеная известь); филиал «Азот» ОАО «ОХК "УРАЛХИМ"» (аммиачная селитра, карбамид и прочие азотосо-держащие удобрения) и другие уникальные производства.
В этом промышленном городе в декабре 2015 года мы провели социологический опрос представителей двух поколений: молодежи и людей старшего возраста. Всего в опросе приняли участие 295 студентов березниковских филиалов вузов (Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский государственный национальный исследовательский университет) и организаций системы СПО (Березниковский строительный техникум, Березниковский политехнический кол -ледж, Березниковское медицинское училище) в возрасте от 17 до 30 лет. Также было опрошено 119 человек в возрасте 55 лет и больше, в том числе представители совета ветеранов ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», совета ветеранов ПАО «Урал-калий», совета ветеранов филиала «Азот», совета ветеранов компании «Новогор-При-камье», совета ветеранов железнодорожной станции «Березники», совета ветеранов ОАО
«Березниковский содовый завод», совета ветеранов педагогического труда, совета ветеранов профтехобразования, совета ветеранов УВД, совета ветеранов «Евразия», совета ветеранов компании «Пермэнерго» и 7 пенсионеров, не являющихся членами какой-либо ветеранской организации.
В результате анонимного социологического опроса были получены следующие ответы и определены следующие статистические показатели.
Распределение ответов на первый вопрос «Какие вопросы общественной жизни Вас интересуют больше всего?» (нужно было выбрать не более пяти вариантов ответов) приведено в табл.1.
Если не считать варианты «здравоохранение» (разумеется, людей старших возрастов данная тема интересует намного больше, чем молодых - 30,2 % и 75,6 % соответственно) и «карьера» (44,1 % молодых людей и 1,7 % пенсионеров), существенные различия можно наблюдать в выборе варианта «наука» (34,2 % молодых и 14,3 % пенсионеров). Разумеется, «техника» тоже интересует молодых респондентов гораздо больше (45,4 %), чем людей старшего возраста (10,9 %). Другие варианты ответов не имеют столь значительных расхождений.
Здесь же мы видим, что религия как элемент общественной жизни респондентов интересует менее всего.
В табл. 2 приведен зафиксированный уровень доверия представителей двух поколений к органам власти и социальным институтам. Оценка выставлялась по 10-балльной системе: 0 - не доверяю совсем, 10 -полностью доверяю.
Как видно из табл. 2, средний балл практически по всем позициям у представителей разных поколений различается незначительно. Старшее поколение несколько больше доверяет Русской православной церкви (4,3 балла для молодежи и 5,5 балла для пенсионеров), а молодежь оценивает выше другие традиционные религиозные организации неправославного вероисповедания (1,8 балла для молодежи и 0,8 балла для пенсионеров). Если говорить о федеральном уровне, то более всего наши респонденты доверяют (по степени доверия) Вооруженным силам РФ, Президенту России (Путин В.В.), органам госбезопасности (ФСБ) и Русской православной церкви (РПЦ). То есть получается, что РПЦ доверяют больше, чем губернатору и краевым властям.
Нами также был задан и такой вопрос: «В случае затруднительной или драматиче-
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос «Какие вопросы общественной жизни Вас интересуют больше всего?»
Варианты ответа Возраст 17-30 лет Возраст 55 лет и больше
Количество, чел. % Количество, чел. %
Культура 101 34,2 66 55,5
Вопросы нравственности и морали 73 24,7 58 48,7
Политика 110 37,3 56 47,1
Экономика 95 32,2 56 47,1
Образование 123 41,7 30 25,2
Здравоохранение 89 30,2 90 75,6
Наука 101 34,2 17 14,3
Техника 134 45,4 13 10,9
Религия 31 10,5 23 19,3
Семья и дети 118 40,0 63 52,9
История 59 20,0 30 25,2
Карьера 130 44,1 2 1,7
Другое 7 2,4 0 0,0
4 ДИСКУССИЯ
1 журнал научных публикаций
Таблица 2
Уровень доверия респондентов к органам власти и социальным институтам
Варианты ответа Средний балл
для людей в возрасте 17-30 лет для людей в возрасте 55 лет и больше
Президенту России (Путин В.В.) 7,3 7,4
Премьер-министру России (Медведев Д. А.) 5,7 3,9
Вооруженным силам РФ 7,0 7,5
Русской православной церкви (РПЦ) 4,3 5,5
Другим традиционным религиозным организациям неправославного вероисповедания 1,8 0,8
Сектам и их адептам 0,6 0,2
Органам госбезопасности (ФСБ) 5,6 5,8
Государственной думе РФ 4,2 3,9
Краевым органам власти 4,1 3,9
Губернатору Пермского края (Басаргин В.Ф.) 4,0 4,4
Местным (городским, районным) органам власти 3,8 4,2
Главе г. Березники (Дьяков С.П.) 4,2 5,8
Средствам массовой информации (СМИ) 4,0 3,9
Политическим партиям 3,1 2,2
ской жизненной ситуации Вы предпримете следующие шаги...» (дальше нужно было выбрать один вариант ответа). Результаты приведены в табл. 3.
В первую очередь в трудную минуту респонденты надеются на помощь родственников и друзей и только потом - на Бога.
В табл. 4 представлено распределение ответов респондентов на вопрос о наиболее важных для них ценностях. Предложено
Выбор стратегии поведения в
было выбрать не более пяти вариантов ответа.
Как видно из полученных данных (см. табл. 4), вера у молодых людей как ценность стоит только на тринадцатом месте, а у людей старших возрастов - уже на восьмом.
Распределение ответов на вопрос «Ваше отношение к религии» представлено в табл. 5.
Таблица 3
сложной жизненной ситуации
Варианты ответа Возраст 17-30 лет Возраст 55 лет и больше
Количество, чел. % Количество, чел. %
Обращусь к Богу 25 8,5 19 16,0
Обращусь к родственникам и друзьям 223 75,6 78 65,5
Буду читать астрологические прогнозы, надеясь на лучшее 4 1,4 3 2,5
Обращусь к гадалке за советом 1 0,3 0 0,0
Обращусь к психологу 8 2,7 2 1,7
Ничего не буду делать, стану просто ждать, когда наступят изменения 14 4,7 28 23,5
Сам буду пытаться решить проблему 39 13,2 6 5,0
Таблица 4
Наиболее важные ценности
Варианты ответа Возраст 17-30 лет Возраст 55 лет и больше
Количество, чел. % Количество, чел. %
Безопасность 71 24,1 74 62,2
Вера 25 8,5 18 15,1
Доверие 91 30,8 27 22,7
Достаток 62 21,0 29 24,4
Дружба 152 51,5 29 24,4
Здоровье 162 54,9 101 84,9
Любовь 139 47,1 15 12,6
Мир 49 16,6 43 36,1
Независимость 42 14,2 10 8,4
Образование 69 23,4 14 11,8
Прогресс 31 10,5 2 1,7
Равенство 18 6,1 6 5,0
Родина 40 13,6 44 37,0
Свобода 75 25,4 8 6,7
Семья 194 0,7 82 0,7
Смысл жизни 24 0,1 4 0,0
Справедливо сть 64 0,2 24 0,2
Стабильность 32 0,1 26 0,2
Уважение 31 0,1 12 0,1
Уважение и любовь к родителям 81 0,3 16 0,1
Удовольствие 28 0,1 0 0,0
Успех 56 0,2 2 0,0
Таблица 5
Отношение респондентов к религии
Варианты ответа Возраст 17-30 лет Возраст 55 лет и больше
Количество, чел. % Количество, чел. %
Атеист (-ка) 45 15,3 18 15,1
В Бога не верю, но отмечаю некоторые религиозные праздники и обряды 13 4,4 20 16,8
В Бога не верю, но верю в приметы, предсказания 11 3,7 4 3,4
В Бога не верю, но вреда от религии не вижу 27 9,2 8 6,7
Колеблюсь между верой в Бога и неверием 91 30,8 25 21,0
Верю в Бога 108 36,6 44 37,0
Примечательно, что верят в Бога почти равное количество респондентов из обеих возрастных групп (36,6 % и 37,0 %) и довольно значительный процент колеблется между верой и неверием (см. табл. 5). То есть большинству конфессий в России еще есть «над чем работать».
Религиозная активность респондентов (регулярность исполнения религиозных обрядов и посещения богослужений) обозначена в табл. 6. (Это ответ на вопрос «Вы посещали (посещаете) богослужения?». Нужно было выбрать один вариант ответа.)
Отметим, что регулярно посещает богослужения довольно небольшое число респондентов (6,8 % и 6,7 %), гораздо больше тех, кто их не посещает (см. табл. 6).
Примечательно, что 64,7 % людей старшего возраста считают, что религия делает человека более нравственным и добрым.
И только 38,3 % молодых респондентов согласны с этим. Однако довольно высок процент затруднившихся с ответом (44,4 %) (табл. 7).
Интересны ответы респондентов на вопрос «Какие Вы знаете различия между религиями (христианство, ислам, буддизм)?» (табл. 8).
Можно сделать вывод, что в целом историю религий наши респонденты знают не очень хорошо, учитывая и тот факт, что многие над этим даже не задумываются (см. табл. 8).
Подводя итог, отметим, что тема отношения к религии различных социальных слоев населения необычайно многогранна и сложна, но наше исследование, хочется надеяться, вносит определенный вклад в решение обозначенной проблемы. Наши респонденты совершенно справедливо счита-
Таблица 6
Религиозная активность респондентов
Варианты ответа В возрасте 17-30 лет В возрасте 55 лет и больше
Количество, чел. % Количество, чел. %
Регулярно по религиозным мотивам 20 6,8 8 6,7
Только для выполнения отдельных религиозных обрядов 70 23,7 56 47,1
Случайно 46 15,6 15 12,6
Не посещаю, но считаю себя верующим 87 29,5 22 18,5
Не посещаю, так как неверующий 72 24,4 18 15,1
Таблица 7
Мнение респондентов о том, делает ли религия человека более нравственным и добрым
Варианты ответа Возраст 17-30 лет Возраст 55 лет и больше
Количество, чел. % Количество, чел. %
Да 113 38,3 77 64,7
Нет 51 17,3 6 5,0
Затрудняюсь ответить 131 44,4 36 30,3
Варианты ответов Возраст 17-30 лет Возраст 55 лет и больше
Количество, чел. % Количество, чел. %
Различия в вероучении 158 53,6 39 32,8
Различия есть, но не знаю какие именно 33 11,2 31 26,1
Нет различий: Бог один 36 12,2 23 19,3
Никогда не задумывался над этим вопросом 68 23,1 26 21,8
Таблица 8
Ответы респондентов на вопрос «Какие Вы знаете различия между религиями (христианство, ислам, буддизм)?»
ют, что важнейшими ценностями в обществе являются институт семьи, здоровье, друзья и родственники. Немаловажную роль для молодых играет и карьера, поэтому государство (региональные и местные власти) должны обратить внимание на вполне ожидаемые запросы молодежи, то есть помочь молодым людям реализовать свои высокие жизненные идеалы.
Властям всех уровней нужно помнить и о высокой популярности Интернета среди представителей молодого поколения. А людей старших возрастов не стоит рассматривать только как самый массовый электорат, так как, и это продемонстрировали данные, полученные нами ранее, 75 % из них - это не только активная социально-экономическая часть населения9, но и активные «культуртрегеры», особенно для подрастающего поколения, в том числе и в вопросах религии.
Сформулируем и еще один важный вывод. Мы считаем, что нельзя определять значение и роль религии, исходя только из числа верующих. Следует учитывать, что и многие неверующие видят в церкви общенациональную нравственную опору, признают ее авторитет и влияние на развитие общества.
Все это позволяет полагать, что религия в постсекулярное время отвечает запросам представителей как консервативных кругов общества, так и либеральной демократии, для которых религия является обязательным компонентом общественно-политической системы. Поэтому религию, по крайней мере, в ближайшем будущем, следует рас-
сматривать в качестве влиятельной консолидирующей силы для старшего и молодого поколений. ^
Литература
1..Шилов В.В. 20 лет без Советской власти: итоги и перспектива // Социологический журнал. 2015. № 1. С. 125-143.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т.1. 415 с.
3. Рассел Б. Почему я не христианин? М.: Политиздат, 1987. С. 27.
4..Гинзбург В.Л. Вера в Бога несовместима с научным мышлением // Поиск. 1998. № 29-30.
5. Даренский В.Ю. Постсекулярная культура как подвиг жизнетворчества // Православие и современность. Проблемы секуляризации в постсеку-лярном мире: коллективная монография. М.: Орел Ливны: Спасское дело, 2015. С. 399.
6. Пудовкина И.М. Апокалипсис как фактор времени в религиозном сознании: опыт социологического исследования // Современная наука: тенденции развития: материалы V Международной научно-практической конференции. Краснодар. 2013. Т. I.
7. Шилов В. В. Религия в системе общечеловеческих ценностей и современность // Развитие современного общества: основные тенденции и противоречия: тезисы докладов научно-практической конференции. Пермь, 1991. С. 118-121.
8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.
9. Шилов В.В., Тарасова А.Н. Политическая активность людей старшего возраста в Уральской глубинке // Социология. 2012. № 2. С. 122-128.
RELIGION IN THE STRUCTURE OF VALUES ORIENTATION OF ELDER AND YOUNG GENERATIONS
V.V. Shilov, Candidate of History, the head of the department, Administration member of Russian Society of Sociologists (Perm branch), I.M. Pudovkina, senior lecturer, T.N. Sergeyeva, senior lecturer, The department of general scientific disciplines, Berezniki branch of Perm National Research Polytechnic University, Berezniki, Russia, [email protected]
The article provides an experience of sociological survey of attitude to religion and religious values and their positions in the structure of values orientations of elder and young generations. Today this survey is rather urgent, because since the dissolution of the Soviet Union instead of old the new values have
come. The change of ideology has attracted a change of Russian people's value orientations connected with liberal and democratic model of society development, stabilization of new political and economic system. In this situation in minds of Russian people the new system of values has formed; this system responded the time requires and included the values of individualism, tolerance, pluralism, consumerism, cosmopolitism and materialistic activity. The new values system provoked a conflict in the society as a gap between elder and young generations by changing of social and cultural codes. But in the conditions of deep society transformation, searching for national idea, the country's development way and forecasting model of its future, we have seen not only desire for new things, but understanding of traditional, conservative and religious values which have been considered as a methods of elder and young generations' identification; their participation in the country's history; consolidation factor; formation of new united Russian society. In this aspect the sociological survey's results will contribute significant information in this problem's research.
Key words: religion, religious values, values, social institutions, ideological orientation, morality, historical memory, desacralization, sacralization.
References
1. Shilov V.V 20 let bez Sovetskoi vlasti: itogi i pers-pektiva [20 years without the Soviet government: results and prospects]. Sotsiologicheskii zhurnal - Sociological journal, 2015, no. 1, pp. 125-143.
2. Marx K., Engels F. Sochineniia [Works]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoi literatury Publ., 1955, vol. 1. 415 p.
3. Russell B. Pochemu ia ne khristianin? [Why am I not a Christian?]. Moscow, Politizdat Publ., 1987. 340 p.
4. Ginzburg V.L. Vera v Boga nesovmestima s nauchnym myshleniem [Faith in God incompatible with scientific thinking]. Poisk - Search, 1998, no. 29-30.
5. Darenskii Vlu. Postsekuliarnaia kul'tura kak pod-vig zhiznetvorchestva [Post-secular culture as a feat of creativity]. Pravoslavie i sovremennost'. Problemy sekuliarizatsii v postsekuliarnom mire: kollektivnaia monografiia [Orthodoxy and modernity. The problem of secularization in postsecular world: a collective monograph]. Moscow, Orel Livny: Spasskoe delo Publ., 2015, p. 399.
6. Pudovkina I.M. Apokalipsis kak faktor vremeni v reli-gioznom soznanii: opyt sotsiologicheskogo issledovaniia [The Apocalypse as a time factor in religious consciousness: the experience of sociological research]. Sovre-mennaia nauka: tendentsii razvitiia: materialy V Mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern science: tendencies of development: proceedings of V inter. sci.-pract. conf.]. Krasnodar, 2013, vol. 1.
7. Shilov V.V. Religiia v sisteme obshchech-elovecheskikh tsennostei i sovremennost' [Religion in the system of human values and modernity]. Raz-vitie sovremennogo obshchestva: osnovnye tendentsii i protivorechiia: tezisy dokladov nauchno-praktich-eskoi konferentsii [The development of modern societies: main trends and controversies: proceedings of the scie.-prac. conf.]. Perm, 1991, pp. 118-121.
8. Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsii [Clash of civilizations]. Moscow, AST Publ., 2003. 603 p.
9. Shilov VV, Tarasova A.N. Politicheskaia aktivnost' liudei starshego vozrasta v Ural'skoi glubinke [Political participation of older people in the Ural Outback]. Sotsiologiia - Sociology, 2012, no. 2, pp. 122-128.