Научная статья на тему 'Ценностные ориентации двух поколений (по результатам социологического опроса)'

Ценностные ориентации двух поколений (по результатам социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1571
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ДОСУГ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / VALUES / SOCIAL INSTITUTION / LEISURE / LIFE GOALS / WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилов Владимир Викторович, Семенова Марина Николаевна, Сергеева Татьяна Николаевна

На основе прикладного социологического опроса в уральском промышленном центре Березники выявлено мнение людей старших возрастов и студенческой молодежи по актуальным вопросам российского общества, таким как отношение к власти и социальным институтам. Показаны ценностные ориентации двух поколений, которые выступают важными характеристиками производственного и социального фактора развития современной экономики, общества и государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF TWO GENERATIONS (on materials of the sociological study)

Based on the results of a sociological survey in Berezniki the industrial center of the Urals, the article revealed views of older people and student youth on topical issues of Russian society, such as attitudes towards the authorities and social institutions. The paper shows value orientations of two generations, which are the important characteristics of industrial and social factor in the development of modern economy, society and the state.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации двух поколений (по результатам социологического опроса)»

УДК 316.462

ШИЛОВ Владимир Викторович — к.и.н., заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (618400, Россия, Пермский край, г. Березники, ул. Химиков, 10; vvs595959@mail.ru), член правления Пермского отделения Российского общества социологов

СЕМЕНОВА Марина Николаевна — к.психол.н., доцент кафедры общенаучных дисциплин Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (618400, Россия, Пермский край, г. Березники, ул. Химиков, 10; semenova_rus@mail.ru) СЕРГЕЕВА Татьяна Николаевна — старший преподаватель кафедры общенаучных дисциплин Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (618400, Россия, Пермский край, г. Березники, ул. Химиков, 10;garri_62@mail.ru)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ

(по результатам социологического опроса)

Аннотация. На основе прикладного социологического опроса в уральском промышленном центре Березники выявлено мнение людей старших возрастов и студенческой молодежи по актуальным вопросам российского общества, таким как отношение к власти и социальным институтам. Показаны ценностные ориентации двух поколений, которые выступают важными характеристиками производственного и социального фактора развития современной экономики, общества и государственности. Ключевые слова: ценности, социальный институт, жизненные цели, досуг, мировоззрение

Каждый общественный строй формирует свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей гражданами страны - одна из самых актуальных проблем российского общества в начале XXI столетия. Так, в 1990-х гг. на территории бывшего СССР не только возник новый субъект международных отношений - Российская Федерация, но и фактически было сформировано новое государственное устройство (парламентаризм, частная собственность, рынок), что закреплено в новой Конституции РФ 1993 г. [Шилов 2015: 125].

В то же время исследователи выделяют индивидуальные ценности (которые регулируют поведение индивида в повседневной жизни) и общественные (приоритеты которых определяются в соответствии с развитием общества). В целом эти ценности имеют диалектическое единство и осознание, усвоение на новом историческом этапе новой системы ценностей в процессе первичной социализации личности и образуют устойчивый остов любой общественной системы. То есть, ценности выполняют в обществе интегративную роль.

Таким образом, можно констатировать, что изучение ценностных ориентаций дает возможность власти выявлять и направлять инновационный потенциал различных социальных слоев к дальнейшему динамичному развитию общества в новых социальных условиях.

В нашем случае стоит особо отметить, что социальные ценности формируются довольно длительное время и роль государства в этом вопросе весьма значительна. Но при этом, как это можно видеть в истории, правящая элита порой кардинально меняет систему ценностей. например, в советский период гражданам активно прививалось «коммунистическое мировоззрение», а уже новое, постсоветское государство призывает граждан уважать частную собственность, предпринимательство, «забыть» воинствующий атеизм.

И вот здесь роль государства в формировании новых ценностей может давать сбой, т.к. значительная часть общества является во многом носителем старых советских ценностей (сегодня в РФ проживают около 40 млн пенсионеров со сформированным советским мировоззрением).

Численность молодежи в РФ также около 40 млн - это 27% общей численности населения России (в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации1 к категории молодежи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет, но в последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет).

Поэтому на постсоветском пространстве наблюдается не только проблема «отцов и детей», но и проблема мировоззрений двух социальных систем.

Этой постановкой вопроса и определялась цель нашего исследования, которое было проведено в уральском индустриальном центре г. Березники Пермского края с населением около 148 тыс. жителей, из которых более 45 тыс. жителей -пенсионеры и более 20 тыс. - представители молодежи.

Сегодня в г. Березники, втором по социально-экономическому потенциалу городу Западного Урала (после краевого центра), работают такие промышленные гиганты, как ОАО «Уралкалий» (производит более половины калийных удобрений страны); ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (титан, магний, магниевые сплавы); АО «Березниковский содовый завод» (сода кальцинированная, средства синтетические моющие, натрий, известь негашеная); ОАО «ОХК «УРАЛХИМ», филиал «Азот» (аммиачная селитра, карбамид и прочие азотосодержащие удобрения) и др. уникальные производства.

В этом промышленном городе в декабре 2015 г. был проведен социологический опрос представителей двух поколений: молодежи и людей старших возрастов. В анкетном опросе приняли участие 295 респондентов в возрасте от 17 до 30 лет -студенты березниковских филиалов вузов (Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский государственный национальный исследовательский университет) и студенты СПО (Березниковский политехнический колледж, Березниковский строительный техникум, Березниковское медицинское училище).

Опрос представителей старших возрастов (119 респондентов в возрасте 55 лет и выше) охватывал следующие группы респондентов: Совет ветеранов педагогического труда, Совет ветеранов ОАО «Азот», Совет ветеранов ОАО «Уралкалий», Совет ветеранов «Новогор-Прикамье», ж/д станция Березники, Совет ветеранов ОАО «Березниковский содовый завод», Совет ветеранов ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», Совет ветеранов профтехобразования, Совет ветеранов УВД, Совет ветеранов «Евразия», Совет ветеранов «Пермэнерго» и 7 пенсионеров «без ветеранских организаций».

Распределение ответов по блоку вопросов, касающихся отношения к общественной жизни представителей разных поколений, приведено в табл. 1.

Как мы видим, людей старших возрастов общественная жизнь интересует больше, чем молодых (79% и 66,8% соответственно). 20% молодых людей общественная жизнь не интересует вообще, среди пенсионеров таких только 5,9%.

Из полученных данных видно, что молодежь получает информацию из Интернета (35,3%), а также от общения с людьми (26,6%) и через ТВ (24%), а вот люди старших возрастов все еще, видимо, «по старинке», черпают информацию из ТВ и газет, журналов (32,8% и 31,1% соответственно).

1 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р. Доступ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;b ase=LAW;n=98606;fld=134;dst=1000000001,0;md=0.7382810333664421

Таблица 1

Распределение ответов на вопросы об общественной жизни респондентов двух

поколений

Вопросы и ответы 17-30 лет (295 чел.) 55 лет и старше (119 чел.)

чел. I % чел. I %

1. Вы интересуетесь вопросами общественной жизни?

да 197 66,8 94 79,0

нет 59 20,0 7 5,9

затрудняюсь ответить 39 13,2 18 15,1

2. Из каких источников в основном Вы получаете информацию?

телевидение 194 24,0 112 32,8

Интернет 285 35,3 39 11,4

радио 47 5,8 32 9,4

газеты, журналы 66 8,2 106 31,1

общение с людьми 215 26,6 50 14,7

другое 0 0 2 0,6

3. Какие вопросы общественной жизни Вас интересуют больше всего?

культура 101 8,6 66 13,1

вопросы нравственности и морали 73 6,2 58 11,5

политика 110 9,4 56 11,1

экономика 95 8,1 56 11,1

образование 123 10,5 30 6,0

здравоохранение 89 7,6 90 17,9

наука 101 8,6 17 3,4

техника 134 11,4 13 2,6

религия 31 2,6 23 4,6

семья и дети 118 10,1 63 12,5

история 59 5,0 30 6,0

карьера 130 11,1 2 0,4

другое 7 0,6 0 0,0

Респондентов интересуют разные стороны общественной жизни. Не считая выбранного варианта «здравоохранение» (разумеется, людей старших возрастов данная тема интересует намного больше, чем молодых - 17,9% и 7,6% соответственно) и варианта «карьера» (11,1% молодых и 0,4% пенсионеров), другие варианты ответов не имеют значительных расхождений. Политика, экономика, культура, вопросы нравственности и морали интересуют респондентов практически так же, как вариант «семья и дети». Разумеется, техника интересует молодых респондентов больше (11,4%), чем людей старших возрастов (2,6%).

Рассмотрим ценностные ориентации респондентов на примере блока вопросов, приведенных в табл. 2. Отрадно отметить, что семья является главной ценностью

Таблица 2

Распределение ответов на вопросы о ценностях и жизненных целях респондентов двух поколений

Вопросы и ответы 17-30 лет (295 чел.) 55 лет и старше (119 чел.)

чел. % чел. %

1. Что Вы считаете наиболее ценным в Вашей жизни (отметить не более 3 вариантов)

семья 260 29,5 113 33,2

деньги 74 8,4 25 7,4

карьера 119 13,5 0 0,0

друзья 136 15,4 51 15,0

общественный статус 19 2,2 6 1,8

образование 73 8,3 18 5,3

здоровье 168 19,0 110 32,4

отдых 31 3,5 17 5,0

свой вариант 2 0,2 0 0

2. Какие самые важные жизненные цели для Вас (отметить не более 5 вариантов)

иметь хорошую работу 189 13,8 22 4,4

добиться, чтобы меня понимали, ценили и уважали 78 5,7 42 8,3

добиться, чтобы государство заботилось обо мне 6 0,4 49 9,7

делать добро для других людей 80 5,9 55 10,9

понять смысл жизни 52 3,8 18 3,6

не упустить свой шанс 69 5,1 2 0,4

получить хорошее образование и овладеть профессией 137 10,0 7 1,4

обеспечить счастье своих детей 175 12,8 82 16,3

иметь хороших верных друзей 151 11,1 38 7,5

найти дорогу к храму 5 0,4 6 1,2

стать очень богатым 49 3,6 1 0,2

иметь хорошее здоровье 144 10,5 94 18,7

стать хорошим христианином, мусульманином и т.д. 7 0,5 0 0,0

вести добропорядочную нравственную жизнь 38 2,8 23 4,6

прожить интересную, яркую жизнь 167 12,2 20 4,0

выжить в сложных экономических условиях 15 1,1 45 8,9

свой вариант 4 0,3 0 0,0

и для молодых, и для пожилых респондентов. Своим здоровьем интересуются не только (ожидаемо) люди старших возрастов (32,4%), но и представители молодежи (19%). Примечательно, что люди старших возрастов, видимо, поставили крест на своей карьере (0%), тогда как многие молодые (13,5%) считают карьеру

большой ценностью в жизни. Такие ценности, как друзья, образование, деньги, отдых имеют незначительные различия у разных поколений.

Возвращаясь к ценности «карьера», отметим, что на основе проведенных нами социологических исследований последних лет (2007-2015 гг.) мы пришли к выводу, что более 75% людей старших возрастов Березниковско-Усольской агропромышленной территории следует рассматривать как активную социально-экономическую часть жителей Верхнекамского региона (в среднем 5,8 лет после выхода на пенсию они продолжают работать дальше и практически все помогают в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей и т.п.) [Шилов и др. 2015: 379].

В ответах на вопрос: «Какие самые важные жизненные цели для Вас?» -интересно отметить два варианта, которые имеют различия. Так, патернализм («добиться, чтобы государство заботилось обо мне») больше присущ людям старших возрастов (9,7%), тогда как среди представителей молодежи такой вариант отметили только 0,4%. И вариант «выжить в сложных экономических условиях» актуален для 8,9% пенсионеров, и только 1,1% молодежи волнует эта проблема. Остальные ответы вполне ожидаемы (учитывая возраст респондентов), но вновь отрадно отметить, что все респонденты мечтают обеспечить счастье своих детей и иметь хороших верных друзей.

В ответах на вопрос о самых значимых человеческих ценностях можно констатировать, что для респондентов главными ценностями являются: семья, здоровье, дружба, мир, достаток и (ожидаемо в зависимости от возраста) любовь (9% молодых и 2,6% пожилых), образование (4,5% и 2,4% соответственно) (см. рис. 1).

Любовь к Родине испытывают больше люди старших возрастов (7,5%), тогда как среди молодых их только 2,6%. Свободу как ценность отметили 4,9% моло-

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос о значимых человеческих ценностях для представителей двух поколений

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос о доверии социальным институтам респондентов

двух поколений

Вопросы и ответы 17-30 лет (295 чел.) 55 лет и старше (119 чел.)

В какой мере Вы доверяете (по 10-бальной системе: 0 - не доверяю совсем, 0 - полностью доверяю):

1) президенту России (В.В. Путин) 7,3 7,4

2) премьер-министру России (Д.А. Медведев) 5,66 3,9

3) Вооруженным силам РФ 6,96 7,5

4) Русской православной церкви 4,3 5,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) другим традиционным религиозным организациям неправославного вероисповедания 1,78 0,8

6) сектам и их адептам 0,55 0,2

7) органам госбезопасности (ФСБ) 5,63 5,8

8) Государственной думе РФ 4,16 3,9

9) краевым органам власти 4,11 3,9

10) губернатору Пермского края (В.Ф. Басаргин) 4,03 4,4

11) местным (городским, районным) органам власти 3,84 4,2

12) главе г. Березники (С.П. Дьяков) 4,2 5,8

13) средствам массовой информации 3,98 3,9

14) политическим партиям 3,1 2,2

дых и 1,4% пожилых респондентов. Ожидаемы и результаты по отношению к такой ценности, как уважение и любовь к родителям (5,3% среди молодых и 2,7% среди пожилых), т.к. люди старших возрастов своих родителей в большинстве своем уже потеряли.

На вопрос о доверии к политикам и социальным институтам получены следующие ответы представителей молодого и старшего возрастов (см. табл. 3).

Респонденты, прежде всего, доверяют вооруженным силам, президенту России и ФСБ (от 7,5 до 5,63 баллов). Довольно высок уровень доверия и Русской православной церкви (4,3 баллов среди молодых респондентов и 5,5 среди людей старших возрастов), а вот уровень доверия политическим партиям и СМИ заметно ниже, ниже них - только доверие сектам и их адептам.

Представляют интерес ответы на вопрос: «В случае затруднительной или драматической жизненной ситуации Вы предпримете...» Большинство как молодых респондентов (71%), так и представителей старших возрастов (57,4%) надеются на помощь родственников и друзей. На 2-м месте, хотя и на уровне значительно более низком, чем предыдущий ответ, находится надежда на Бога (8% и 14% соответственно). Представители старшего возраста отметили, что ничего не будут делать, просто ждать (20,6%), тогда как молодые люди данный вариант практически не выбирали, а ответили, что будут решать проблемы самостоятельно (12,4%).

Ценностные ориентации, а во многом и мировоззрение человека формируются в период досуга (см. табл. 4).

Опять стоит отметить, что Интернет играет заметную роль для молодежи и в

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос о проведении досуга среди респондентов двух поколений

Вопросы и ответы 17-30 лет (295 чел.) 55 лет и старше (119 чел.)

чел. % чел. %

В свободное время Вы предпочитаете:

смотреть телевизор 107 8,7 93 20,0

читать книги 119 9,7 72 15,5

находиться в Интернете 239 19,5 27 5,8

играть в компьютерные игры 84 6,9 5 1,1

ходить по магазинам 81 6,6 15 3,2

работать на садовом участке, в приусадебном хозяйстве 22 1,8 73 15,7

заниматься хобби 120 9,8 39 8,4

заниматься спортом 153 12,5 23 5,0

отдыхать в клубе 26 2,1 4 0,9

посещать музеи, выставки, театр, кино 51 4,2 41 8,8

встречаться с друзьями, родственниками 224 18,3 72 15,5

процессе свободного времени (19,5%), в отличие от людей старших возрастов (5,8%). Молодежь занимается компьютерными играми (6,9%), а у пенсионеров телевизор не только является источником информации, но и занимает значительную часть свободного времени (20%). Пенсионеры также любят читать книги (15,5%) и работать на приусадебном участке (15,7%), среди молодежи таких только 9,7% и 1,8% соответственно.

Большое место в свободное время занимает встреча с друзьями и родственниками (18,3% молодых респондентов и 15,5% пожилых). А вот музеи, выставки, театр, кино, отдых в клубе имеют не очень высокий рейтинг популярности у представителей обоих поколений.

Подводя итог нашего исследования, отметим, что ценности индивида и общества являются важной составляющей человеческого капитала; и это значительно повышает уровень и качество жизни населения страны. Исследователь Гэри Беккер, развивая высказывание американца Теодора Шульца о «человеческом капитале» (впервые это словосочетание прозвучало 1961 г.), обосновал эффективность вложений в человеческий капитал, сформулировал экономический подход к человеческому поведению (в 1992 г. он получил Нобелевскую премию).

Сегодня под человеческим капиталом подразумевают не только совокупность инвестиций в человека, но и вкладывают в это понятие интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни [Корчагин 2009].

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80%, а в России только около 50%. Поэтому, чтобы построить надежный фундамент для инновационной экономики в РФ, необходимо повышать качество всех составляющих человеческого капитала - прежде всего, системы

образования, науки, политической элиты, специалистов во всех сферах жизнедеятельности общества.

Тема эта необычайно многогранна и сложна, но хочется надеяться, что наше исследование тоже внесет определенный вклад в решение указанных выше задач. Так, наши респонденты совершенно справедливо считают, что важнейшими ценностями в обществе являются институт семьи, здоровье, друзья и родственники. Немаловажную роль для молодых играет и карьера, поэтому государство (региональные и местные власти) должны обратить внимание на вполне ожидаемые запросы молодежи, т.е. помочь молодежи осуществлять свои высокие жизненные мечты.

Властям всех уровней нужно помнить и о высокой популярности Интернета среди представителей молодого поколения. А людей старших возрастов не стоит рассматривать только как самый «массовый электорат», т.к. 75% из них - это не только активная социально-экономическая часть населения, но и активные культуртрегеры, особенно для подрастающего поколения.

Респонденты показывают высокий уровень доверия президенту РФ, силовым структурам, но для развития гражданского общества и правового государства таким же высоким уровнем доверия должны пользоваться политические партии и общественные организации.

Представителям властных структур и системе образования следует обратить внимание на непрерывное качественное и, главное, интересно излагаемое историческое (патриотическое) образование, которое должно в обязательном порядке включать региональный и местный аспекты историко-культурного наследия.

Список литературы

Корчагин Ю.А. 2009. Широкое понятие человеческого капитала. — Воронеж: ЦИРЭ. 252 с.

Шилов В.В. 2015. 20 лет без Советской власти: итоги и перспектива. — Социологический журнал. Т. 21. № 1. С. 125-143.

Шилов В.В., Кузнецова Л.В., Веденеева Л.Н., Казанцева И.Г. 2015. Социальное самочувствие и оценка власти (по результатам социологического опроса людей старших возрастов). — Россия и Европа: связь культуры и экономики (Прага). Материалы XIII Международной научно-практической конференции. 13 ноября 2015 г. (отв. ред. Н.В. Уварина). Прага: Изд-во WORLD PRESS s.r.o. С. 379-385.

SHILOV Vladimir Viktorovich, Cand.Sci.(Hist), Head of the Chair of General Education, Berezniki branch of Perm National Research Polytechnic University (10Khimikov St, Berezniki, Perm region, Russia, 618400; vvs595959@mail.ru), member of the Board of the Russian Society of Sociologists (Perm Branch)

SEMENOVA Marina Nikolaevna, Cand.Sci.(Psych.), Associate Professor of the Chair of General Education, Berezniki branch of Perm National Research Polytechnic University (10 Khimikov St, Berezniki, Perm region, Russia, 618400; semenova_rus@mail.ru)

SERGEEVA Tatiana Nikolaevna, Senior Lecturer of the Chair of General Education, Berezniki branch of Perm National Research Polytechnic University (10 Khimikov St, Berezniki, Perm region, Russia, 618400; garri_62@mail.ru)

VALUE ORIENTATIONS OF TWO GENERATIONS (on materials of the sociological study)

Abstract. Based on the results of a sociological survey in Berezniki - the industrial center of the Urals, the article revealed

views of older people and student youth on topical issues of Russian society, such as attitudes towards the authorities and social institutions. The paper shows value orientations of two generations, which are the important characteristics of industrial and social factor in the development of modern economy, society and the state. Keywords: values, social institution, leisure, life goals, world view

СИРАЖУДИНОВА Саида Валерьевна — к.полит.н., докторант Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70; saida_kant@mail.ru) ГАЛБАЦЕВ Сурхай Магомедович — соискатель Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70; surxaj@bk.ru)

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

и роль структур гражданского общества

В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Аннотация. В статье на материалах эмпирического исследования анализируется проблема этнополи-тической конкуренции и оказывающих на нее влияние структур гражданского общества. В статье рассматривается роль гражданского общества Республики Дагестан, в этнополитической конкуренции и в обеспечении устойчивого развития.

Ключевые слова: этнополитическая конкуренция, элита, организации гражданского общества, устойчивое развитие, Дагестан

Республика Дагестан отличается уникальным многообразием этносов, проживающих на общей территории. Высокая значимость этнической идентичности в современном дагестанском обществе требует изучения вопроса их взаимодействия в условиях полиэтничного общества. Как удается сохранить стабильность? Насколько этнически устойчиво дагестанское общество? Существует ли этническая конкуренция в республике, и какова ее роль? Что необходимо для устойчивого развития?

Многосоставное дагестанское общество пронизано конкурентными отношениями. Этническая конкуренция наиболее ярко проявляется в политической, общественной, публичной сфере и в бизнесе.

Сфера бизнеса руководствуется своими «правилами игры», которые негласно действуют, образуя разделение по клановому признаку, где определенную роль играет и этнический фактор.

Достаточно сильная конкуренция в республике происходит в религиозной сфере - между религиозными организациями и течениями; она наиболее жестка, трудноразрешима и политизирована.

Этнические и религиозные элиты и организации - основные публичные конкурирующие акторы, оказывающие значительное влияние на стабильность республики и Северного Кавказа в целом. Они способны консолидировать или дестабилизировать дагестанское общество, от них во многом зависит устойчивость общества.

А.М. Старостин отмечает, что «в современном обществе в качестве базовой ценности и установки доминирует ориентация на высокую социальную дина-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.