Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗАЩИТА РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокопьева А.П., Севрюгина Н.И.

Становление нынешней постиндустриальной реальности, происходящие в религии, неразрывно связаны с процессами, эволюционного изменения. Поэтому сегодня и наблюдается возникновение множества вариантов миропонимания, которые приводят к необходимости толерантного к ним отношения, учитывающего сложность и многообразие действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AS A SOCIAL CULTURAL PHENOMENON

The evolutionary changes taking place in religion are linked with the processes which determine forming the current post-industrial reality. Therefore, today there is the emergence of many options for understanding the world, which lead to the necessity of a tolerant attitude toward them, taking into account the complexity and diversity of reality

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Прокопьева А.П. студент 2 курса факультет менеджмента Академия ИМСИТ Севрюгина Н.И., к. с.н.

доцент

кафедра «государственного и корпоративного управления»

Российская Федерация, г. Краснодар РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация

Становление нынешней постиндустриальной реальности, происходящие в религии, неразрывно связаны с процессами, эволюционного изменения. Поэтому сегодня и наблюдается возникновение множества вариантов миропонимания, которые приводят к необходимости толерантного к ним отношения, учитывающего сложность и многообразие действительности.

Ключевые слова

Религия, традиционная ценность, религиозная система, религиозная организация, защита религиозной свободы

Krasnodar city, Russian Federation

A.P.Prokopeva

2nd eyars student of the faculty of management

Academy IMSIT N.I.Sevrygina K.S. N., associate Professor Public and corporate govermance RELIGION AS A SOCIAL CULTURAL PHENOMENON

Abstract the evolutionary changes taking place in religion are linked with the processes which determine forming the current post-industrial reality. Therefore, today there is the emergence of many options for understanding the world, which lead to the necessity of a tolerant attitude toward them, taking into account the complexity and diversity of reality

Keywords

Religion, traditional value, religious system, religious organization, protection of religious freedom

Что такое религия? На данный момент определений много, но можно выделить два основных подхода: это искренне верующий человек - религия заключается во взаимоотношении людьми с богом; определение с точки зрения науки - сфера общественного сознания, которая основывается на отношении человека со сверхъестественными телами.

Человеческая душа, какая бы она не была, она стремится к свету. Если обратиться к социологическим данным, можно заметить все больше и

больше понимания того, что засилье гедонистического образа жизни культуры оно все-таки создает угрозу, так же и человеческому существованию, как его духовности, так и социальному строению. На сегодняшний день 25 % молодежи, уходит в сторону традиционных форм духовности и прежде всего религиозных.

Общество составляет ячейку во власти противоречий между биологическим и социальным, между личным и общественным, из-за этого человек часто испытывает чувство неудовлетворенности собой или окружающим миром. Именно религия помогает разрешить эти противоречия. Она является отражением действительности. [1, с.29]

Глубоким основанием культурной идентичности, остается сохранение традиционно ценностного культурного каркаса любого общества. А если говорить о религиозных организациях, то на сегодня, на их плечи ложится очень большая нагрузка. Потому что к ним предъявляется много требований, в хорошем смысле этого слова. В структуре гражданского общества именно церковь русско-православная, за ней и другие религиозные организации являются самым мощным и самым активно действующим субъектом. Если посмотреть выступления на различных встречах, посвященных межрелигиозному диалогу, можно заметить, артикуляцию того, что сегодня делают религиозные организации. Это сохранение ценностной структуры, сохранение цивилизованного вектора развития, сохранение культурного наследия исторической памяти без которого невозможно ни одно политическое единство.

Религиозное сознание включает в себя совокупность таких характеристик как: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, символичность, соединение адекватной действительностью с элизиями. Надо отметить, что выделяются два уровня религиозного сознания - обыденный и концептуальный. Обыденный уровень представляет собой сознание простого обывателя, рядового верующего, который время от времени соблюдает религиозные посты, совершает обряды, знает основную догматику. А концептуальный уровень предполагает разработку догматических положений, разработку обрядовых действий. [1, с.44]

Второй структурный элемент любой религиозной системы - это религиозная вера, которая предполагает следующие характеристики:

— Вера в наличие сверхъестественных существ, божеств, духов, которые создали мир, человека и управляют всеми процессами мироздания;

— Вера в любую религиозную догматику, которая может представляться в любой целостной системе, либо в виде отдельных представлений;

— Вера, что человек может взаимодействовать со сверхъестественными существами с божествами. Обычно это происходит через молитву, или иные формы взаимодействия. Например, шаманизм, шаман вступает в непосредственный контакт с духами, в процессе транса и более того он может не только просить, но и требовать какого то

достижения, результата;

— Наличие представлений об религиозных авторитетах. Это могут быть различные пророки, отцы церкви, римские папы, патриархи. При этом авторитет их очень серьезен для верующего человека;

Третий элемент религиозной системы - это религиозная деятельность. Она подразделяется на два вида: культовая деятельность и вне культовая деятельность. Культовая деятельность предполагает совершение, каких-то обрядов, которые направлены на то, чтобы произвести процесс богослужению. Обряды могут быть совершенно различными - это крещение, погребение, отпевание, венчание. [2, с.24]

Ввне культовой деятельности организация занимается напрямую не только с религиозной сферой, но и другими направлениями деятельности: экономическая, политическая, социальная, образовательная, научная, просветительская. Рассмотрим экономическую деятельность. Для того чтобы любой религиозной организации функционировать, ей необходимы материальные ресурсы, это не только пожертвования верующих, но и реальная экономическая деятельность. Организации могут владеть недвижимостью, различными активами, акциями. Второй вид деятельности -политический, предполагает, что религиозные организации активно участвуют в политической жизни страны, создают религиозно- политические партии. Особенно характерно это для стран востока, Иран, Ирак и ряд других восточных стран. В России, официальная деятельность религиозной организации в сфере политики запрещена. Следующий вид - социальная деятельность. Она связана с тем, что многие религиозные организации занимаются благотворительностью. В современном мире это очень важное направление, благодаря которому религиозная организация помогает бездомным людям, тяжело больным, наркозависимым. Создаются приюты, клиники, которые позволяют выполнять социальную роль в современном обществе. [4, с.55]

Религия, как социокультурное явление, важнейший духовный фактор цивилизационного развития. Да, религия, как социокультурное явление существует. Этот вопрос признают все, независимо от того какого вероисповедания они придерживаются и даже атеисты, которые не верят ни в одну религию.

В целях организации взаимодействия с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями по мониторингу право применения и развитию законодательства была создана российская ассоциация защиты религиозной свободы. Объединяющие представители всех традиционных религий России и общественных деятелей. Является авторитетной организацией, которая имеет большую надежду у верующих людей, которая помогает им в реализации прав на свободу вероисповедания в нашей стране. Так же, это возможность находить общие ценности представителям разных религий и вырабатывать государству разумные о том, как государство должно создавать свободное пространство для людей

исповедовать собственные духовные ценности. [4, с.17]

Еще издревле религия играла важную роль в попытках найти опору, с помощью которой можно если не перевернуть мир, то хотя - бы не выпасть из него самого. Религия является важным типом общественного сознания, воли и бытия. Как общественное сознание, религия, выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, прежде всего, в Бога. Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).

Сложно недооценить роль религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида можно рассматривать как историю религии и отношения к ним людей, недаром же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам».

Невозможно оценить влияние религии на развитие общества, так как в любой момент времени, возможно, выделить как положительные, так и отрицательные стороны религии.

Религия в современном обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. [3, с.61]

В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло, прежде всего, потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку наглядного мира.

Использованные источники:

1. В.Ю.Лебедев, В. Ю. Викторов. Религиоведение - М.:Юрайт, 2013.- 496 с.

2. Н.В.Шелковая. Введение в религиоведение - М.:Феникс,2012. - 416с.

3. Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов. Основы религиоведения -М.:Высшая школа, 2008. - 568 с.

4. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // СОЦИС. 1995. № 11. С.79.

References

1. In.Yu.Lebedev, V. Yu. Viktorov. Religious Studies - M.:Yurayt, 2013.- 496 p

2. N. In.Silk. Introduction to religious studies - M.:Feniks,2012. - 416с.

3. Yu.F. Voronkov, I. N. Yablokov, K. I. Nikonov. Fundamentals of religion -M.:Vysshaya SHKOLA, 2008. - 568 p.

4. Mitrokhin L. N. The religious situation in modern Russia // SOTSIS. 1995. No. 11. P. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.