Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
427
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Щербакова Ю.А.

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ЧЕШСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Чешское общество принадлежит к числу наиболее секуляризированных в Европе. К такому выводу пришли организаторы Европейского социологического опроса, который проводился на средства Евросоюза в 20 европейских государствах в 2003 г. Всех респондентов просили оценить свою религиозность по 10-балльной шкале. 62% греков и 40% поляков поставили себе оценку «8» или выше, тогда как лишь 11% шведов, 10% чехов и 9% норвежцев посчитали себя верующими в такой же степени. Целью второго вопроса было выяснить, как часто респонденты молятся. 74% жителей Греции и Польши заявили, что делают это чаще одного раза в неделю, в то время как в Норвегии эта категория респондентов составляет 22%, в Швеции - 17 и в Чехии - 15%. На вопрос, является ли религия важной частью их жизни, утвердительно ответили 74% греков, 57% поляков и только 13% норвежцев, 12% шведов и 11% чехов1. Менее 8% населения ЧР отметили, что посещают богослужения не реже одного раза в неделю, тогда как в США еженедельно богослужения посещала одна треть опрошенных, одна пятая - в Австрии, более 60% опрошенных в Ирландии2.

Взгляд на Чешскую Республику как на атеистическую страну присущ многим обозревателям, которые комментируют итоги переписи, прошедшей здесь в 2001 г. Результаты переписи свиде-

1 www.agnus.info.

2 www.socioweb.cz.

тельствуют, что, несмотря на увеличение в последние десять лет количества церковных приходов, за это же время число верующих сократилось почти на треть, а 7 млн. граждан 10-миллионной Чехии считают себя атеистами.

Однако можно ли, основываясь на этих данных, считать чешское общество атеистическим? Этим вопросом задается в своей статье чешский социолог Дана Гамплова1. И дает отрицательный ответ. Д. Гамплова считает, что необходимо различать традиционные верования и веру в сверхъестественное. Человек может не посещать костел, не причислять себя к верующим, но в то же время гадать на картах, читать гороскопы в газетах и верить, что из положения звезд на небе можно узнать свое будущее. Современные методы исследований позволяют выделить два основных типа европейской духовной ориентации: с одной стороны - христианство, а с другой - нетрадиционное верование в сверхъестественное, которое можно определить как «оккультизм». Автор ссылается на Макса Вебера, который первым вскрыл связь между христианством (особенно протестантизмом) и современным рациональным научным знанием и считает, что этому видению мира в современной европейской цивилизации противостоят оккультные течения, берущие начало в гностицизме, магии и герменевтике.

По данным автора, более половины опрошенных, преимущественно молодых людей с высшим образованием (66%), верили в способности ясновидящих определять будущее, а 45% - в эффективность амулетов и гороскопов. «По мере того как чешское общество отходит от традиционного христианства, распространение в нем получает не атеизм, а альтернативные духовные науки. Это ставит целый ряд новых вопросов, относящихся к связи между нетрадиционными верованиями и моральными и социальными взглядами и психологической ориентацией людей»2.

Корни снижения влияния традиционных религий в чешском обществе, по мнению другого чешского социолога - З. Нешпора, следует искать не только в недавнем коммунистическом прошлом страны, но гораздо глубже - еще в XIX веке, когда широкое рас-

1 Hamplova D. Sekularizace a povercivost v Cechah. - Mode of access: http://www.socioweb.cz.

2 Там же.

пространение получил номинальный, внутренне выхолощенный католицизм1. Новой религией чешского народа, пишет автор, стали национализм, сциентизм, а позже и социализм, но не как «вера в светлое будущее», а как «вера в сытое настоящее».

По мнению Милана Шимечки и других чешских диссидентов, Коммунистическая партия Чехословакии и граждане этой страны заключили между собой неписанный договор, согласно которому КПЧ брала на себя обязательства повышать жизненный уровень народа, а народ - не проявлять никакого идеологического недовольства. Для религиозной и для всей духовной жизни в стране это обстоятельство имело катастрофические последствия. Чешское общество оказалось на первом месте в мире по степени секуляризации. И если в Польше католицизм стал составной частью национального самосознания (хотя и сталкивается в настоящее время с определенными проблемами), а в ГДР протестантская вера для части населения осталась индикатором личной идентификации, то в Чехии такие случаи были редкостью. Справедливости ради автор отмечает, что отдельные чешские священнослужители пытались противостоять коммунистическому режиму, а в 60-е годы возник диалог между коммунистами-реформаторами и христианами, но эти явления имели незначительное общественное значение.

Поведение же большинства представителей церкви З. Нешпор характеризует как прорежимное и напоминает выступление кардинала Томашека с опровержением по поводу подписания им Хартии-77.

После 1989 г. религиозная жизнь в Чехии и на Мораве начала бурно возрождаться. В значительной степени активность исходила не от представителей духовенства, а «снизу», от самого общества, религиозность которого долгое время подавлялась. Больше всех от этого процесса выиграла чешская католическая церковь, получившая значительный кредит доверия, основанный на личных заслугах Иоанна Павла II по разрушению советского блока, на «своевременной» канонизации Агнешки Чешской и на том обстоятельстве, что традиционно в общественном сознании ставился знак равенства

1 Nespor Z. Hlavni vyvojove trendy socasne ceske zboznosti. - Mode of access: http: //www.socioweb.cz.

между христианством и католицизмом. Рост влияния католической церкви отразился в результатах переписи 1991 г. и выразился в активизации ее деятельности в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации.

Однако вскоре стало очевидным, что традиционные церкви не в состоянии оправдать надежды, возлагаемые на них населением. Имущественные споры, проблемы реституции вызывали в обществе негативные антицерковные настроения, получило распространение мнение, что церкви не должны принимать участие в общественной жизни. Падение престижа церкви в чешском обществе отразилось и на том, что в начале ХХ1 в. в 60% приходов Моравии, по словам главы епископата Чехии, ощущалась нехватка священников. Архиепископ Ян Граубнер, президент Конференции католических епископов Чешской Республики, отметил, что «если после распада коммунистической системы число семинаристов в епархиальной семинарии составляло 150 человек, то теперь их только 90»1.

З. Нешпор отмечает, что принятие неолиберального прагматического экономизма в качестве ведущей идеологии привело к тому, что вопросы веры, равно как и экологические проблемы, приобрели подчиненное значение. Наблюдается отток верующих от традиционных конфессий (на 30% стало меньше католиков, на 45% - евангелистов и гуситов) и рост числа приверженцев малых церквей и сект (втрое выросла численность приверженцев Апостольской церкви, в три с половиной раза - Братской церкви, на 60% - Свидетелей Иеговы)2. Вслед за Д. Гампловой он считает, что традиционные чешские церкви теряют свои позиции в сознании людей. Их место занимает вера в трансцендентальное. Лишь 10% населения отрицает веру в сверхъестественное, а 66% верит в экстрасенсов, 45% - в гороскопы и амулеты, и даже среди тех, кто считает себя католиками, встречаются люди, верящие в реинкарна-цию3. Данное явление вполне вписывается в модель приватизированной религиозности, которая характеризует одну из сторон развития религии в современной ЧР. Согласно теории «приватизации

1 www.agnus.info.

2 Nespor Z. Hlavni vyvojove trendy socasne ceske zboznosti. - Mode of access: http: //www.socioweb.cz.

3 Ibid.

религии» в обществе наблюдается одновременное уменьшение значимости официальных традиционных религий и рост индивидуальной религиозности, т. е. происходит индивидуализация и приватизация религиозных верований.

Яркие примеры приватизации и индивидуализации католицизма в чешском обществе содержатся в материалах социологического исследования 1999 г.1 Согласно полученным данным к католической вере отнесли себя 46% опрошенных. Из этого числа одна пятая считает себя «истинно верующими», из них только одна пятая отрицательно относится к оккультизму, а 18% - положительно. Верующие, которые считают себя католиками, воспринимают ценности других духовных культур на личностном уровне и создают свой индивидуализированный образ веры. В то же время они стараются отыскать себе подобных. В чешской католической церкви в настоящее время широкое распространение получили молитвенные или дискуссионные группы, ставшие для верующих большей общностью, чем общая церковная литургия. Продолжая оставаться католиками, они подвержены влиянию своей малой группы, которая определяет их религиозные представления и практику. Католическая церковь, с одной стороны, не препятствует деятельности молитвенных групп и новых внутрицер-ковных движений, а с другой - Ватикан постоянно призывает католиков к единому пониманию духовных постулатов и выступает против индивидуализации веры.

Наряду с тенденциями «приватизации религии» в современном чешском обществе происходит ее деприватизация, и церковные организации пытаются занять более значимые позиции в решении политических и общественных проблем, т.е. религиозная аргументация используется в светской жизни (при обсуждении кандидатов в президенты, в деятельности политических партий, при обсуждении вопросов о наркотиках, сексуальном воспитании, эвтаназии). Так, например, лидеры христианских церквей Чехии выступили с призывом к немедленному принятию мер по ограничению распространения идей неонацизма и расизма в своей стране. Заявление было сделано после нескольких нападений на цыган и представителей других национальных меньшинств в стране.

1 Иашр1оуа Б. Nabozenstvi а па(!ргичмепо уе spolecnosti. - Рг., 2000.

«Цыгане и вьетнамцы испытывают в Чехии особые притеснения, которые связаны с ростом ксенофобии у простых людей и требованиями молодых ультраправых, - заявил глава Экуменического Совета Чехии Павел Сметана. - Похожие проблемы есть и в других восточноевропейских странах». Павел Сметана выступил с заявлением после слушаний по проблемам расизма и неонацизма в Сенате Чехии, куда были приглашены представители христианских церквей и небольшой иудейской общины. Экуменический Совет Чехии, который возглавляет П. Сметана, объединяет 11 протестантских, православных и старокатолических общин.

Во время слушаний в Сенате глава Конференции католических епископов Чехии архиепископ Ян Граубнер заявил, что расизм и дискриминация вызваны внутренней пустотой и негативными ожиданиями людей, а также растущим убеждением в том, что насилие и зло - нормальные явления. Архиепископ обвинил средства массовой информации в том, что они культивируют агрессию и делают неонацистов героями, пропагандируя насилие и расизм. «Деформированное образование и отсутствие духовных ценностей в формировании новых поколений людьми, которые выросли при коммунизме, не удалось преодолеть за последнее десятилетие», -заявил глава католического епископата в Чехии1.

Деприватизация религии тесно связана с ведущимся в чешском обществе межрелигиозным диалогом. Чешские ученые различают два его вида, которые на практике естественным образом сочетаются: 1) прагматический, утилитарный; 2) основанный на необходимости взаимного понимания и толерантности2. В настоящее время взаимные интеллектуальные контакты представителей различных вероисповеданий весьма незначительны, и их интенсивность, по мнению З. Нешпора, имеет тенденцию к уменьшению. Большее значение приобретает неформальное общение, принимающее форму музыкальных фестивалей, летних школ и т.д. Наблюдается некоторое сближение представителей христианских вероучений, слабые попытки диалога христиан с нехристианами, од-

1 Христианские лидеры Чехии заступились за цыган. - Режим доступа: http://www.newsru.com.

2 Nespor Z. Mezinabozensky dialog v soucasne ceske spolecnosti. - Mode of access: http://www.socioweb.cz.

нако последние воспринимаются первыми по большей мере как некие культурные империалисты. Это в первую очередь относится к представителям мусульманства. Совершенно другое отношение в чешском обществе к религиозным верованиям, традиционным для Индии, Китая и стран Юго-Восточной Азии. В рамках приватизированной религии можно наблюдать своего рода синкрезию между этими вероучениями и неосознаным христианством.

Значительно более заметен, особенно после 1989 г., межрелигиозный диалог, ведущийся официальными представителями и руководством различных церквей. Цель этого сотрудничества - повлиять на самые широкие круги чешского общества посредством политики, образовательной системы и средств массовой информации.

Весьма примечательным явлением в этой связи следует признать объединение чешских католиков и протестантов в общей политической организации, представленной в чешском парламенте, -Христианско-демократической унии.

По мнению автора, в перспективе межрелигиозный диалог в чешском обществе вряд ли примет широкие масштабы и выйдет за рамки христианских вероучений. Наоборот, и в Чехии, и на Мораве он прогнозирует усиление борьбы с нехристианскими религиями и неверующими, которое может принять новые формы миссионерства1.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В начале 90-х годов ХХ в. в Чехии была принята новая Конституция, а впоследствии и специальные законы, регулирующие отношения между государством и религиозными организациями. Для уяснения сущности обновления государственно-церковных отношений следует обратиться к предыстории создания современной законодательной базы. Положения Конституции социалистической Чехословакии о свободе совести и вероисповедания во многом копировали советское законодательство о религиозных культах и закрепленные в Конституции СССР соответствующие статьи. Декларировались принципы светского характера государства и

1 Nespor Z. Mezinabozensky dialog v soucasne ceske spolecnosti. - Mode of access: http://www.socioweb.cz.

нейтральности последнего в отношении мировоззрения своих граждан; признавалась свобода совести и исповедания вплоть до права на распространение религиозных и атеистических убеждений. При этом исторический опыт, традиции, вероисповедная принадлежность населения и другие обстоятельства порождали конкретную практику взаимоотношений государства и церкви.

Модель функционирования институциональной религии в социалистической Чехословакии характеризуется в некоторых исследованиях как либерально-коммунистическая1. Религиозные институты могли осуществлять благотворительную и катехизаторскую деятельность, издавать религиозную и богослужебную литературу и даже получать от государства субсидии на содержание духовенства. Чехословацкие приходы и монастыри имели право обладать пахотной землей площадью до 30 га. В ЧССР действовала Чехословацкая народная партия - христианская по своему характеру, не связывавшая себя с какой-то одной церковью, а объединявшая в своих рядах людей, придерживавшихся одновременно христианских и социалистических взглядов. Сносные условия существования церковь получила в обмен на отказ от какой бы то ни было несанкционированной политической активности. Государство считало полезным поощрять нравственное воспитание, особенно подростков и молодежи, осуществлявшееся церквями, поддерживать проекты, разгружавшие государственные органы социального обеспечения и здравоохранения, но держало религиозные институты под неусыпным контролем, внедряя в церковное руководство агентов спецслужб, преследуя религиозных диссидентов.

Каким же образом трансформировалась данная модель после падения социалистического строя в Чехословакии? Материалы социологических исследований не позволяют говорить о религиозных изменениях в индивидуальной сфере чешского общества как о некоем скачке из пропасти безверия в царство духа. Религиозно-общественное развитие в Чехии пошло в направлении, определенном не только коммунистическими десятилетиями, но и всем многовековым историческим опытом. Между Церковью и чешским

1 Религия после коммунизма: векторы изменений. - Режим доступа: http://www.re1igio.ru. 80

государством сложились отношения, которые условно можно отнести к центральноевропейскому типу. Модели государственно-церковных отношений в странах этого типа несут на себе отпечаток систем, существовавших тут между двумя мировыми войнами, с существенными поправками в направлении понимания прав человека, религиозной свободы и свободы совести, утвердившегося на Западе после Второй мировой войны.

Конституция Чешской Республики (1992) в части о свободе совести построена в духе требований, наиболее полно сформулированных в «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Составной частью чешской конституции является также «Декларация основных прав и свобод», которая устанавливает индивидуальные и коллективные права в части реализации свободы вероисповедания в ЧР. Отношения между государством, церквями и религиозными организациями регулируются ст. 2 п. 1 Конституции, которая устанавливает, что чешское государство основано на демократических принципах и не отдает предпочтение какой-либо идеологии или вероучению. Чешское государство декларирует себя в качестве демократического и правового, подчеркивается его светский характер. Право на свободу совести и вероисповедания выступает в Конституции в неразрывной связи со свободой мысли или убеждений, что должно выражаться в свободе на: а) выбор и принятие религии или других, в том числе нерелигиозных убеждений, а также публичное их выражение; б) образование религиозных объединений и обретение ими прав юридического лица; в) отправление культа индивидуально или совместно с другими лицами, частным образом или публично, а также создание в этих целях сакральных объектов; г) образование и деятельность религиозно-гуманитарных и благотворительных учреждений; д) производство и распространение необходимой для удовлетворения нужд верующих литературы и предметов культа; е) самостоятельное ведение церквами и религиозными общинами своих дел, т.е. без вмешательства государства; ж) религиозное или нерелигиозное воспитание и образование детей; з) получение добровольной финансовой помощи от юридических и физических лиц; и) подготовку священнослужителей и руководителей общин;

к) установление и поддержание контактов с единоверцами и представителями иных религий в своих странах и на международном уровне.

Конкретные правовые нормы, регулирующие вопросы положения церквей в Чешской Республике, содержатся в Законе о церквях и религиозных организациях (2002)1, Законе об экономическом обеспечении церквей и религиозных организаций (1949)2 и других подзаконных актах.

Закон 2002 г. ввел процедуру регистрации церквей и религиозных организаций и понятие «зарегистрированная церковь». Одной из целей современного правового регулирования положения церквей в ЧР являлась либерализация условий получения ими статуса юридического лица. По первоначальному проекту для процедуры регистрации было необходимо собрать 10 000 подписей граждан ЧР, что в условиях падения религиозности в обществе делало ее нереальной для новых религиозных организаций. Закон ввел новый регистрационный ценз в размере 300 человек.

Право свободы вероисповедания отделено от специальных прав, предоставляемых церквям и религиозным организациям для их деятельности в сфере образования, армии и местах заключения, т.е. в тех областях общественной жизни, за которые полную ответственность несет государство. Со стороны церквей и религиозных организаций речь идет о выполнении ими определенных в законе видов культовой деятельности, традиционно входящих в демократических государствах в круг их обязанностей. Следует заметить, что именно государство принимает решение о возможности ведения конкретными церквями такого рода деятельности, основываясь на наличии у них кадровых и материальных ресурсов для ее обеспечения. Оно наделяет особыми правами те религиозные организации, которые не только имеют для этого квалифицированных специалистов, но своим учением и многолетней практикой завоевали доверие и продемонстрировали готовность к принятию этих прав. Именно поэтому церкви и религиозные организации могут претендовать на получение от государства специальных прав только по истечении 10-летнего срока после реги-

1 Zakon N 3/2002 Sb., o svobode nabozenskeho vyznani a postaveni cirkvi a nabozenskych spolecnosti. - Mode of access: http://zakon.idnes.cz.

2 Zakon N 218 / 1949 Sb. Ze dne 14. rijna 1949 o hospodarskem zabespeceni cirkvi a nabozenskych spolecnosti statem. - Mode of access: http://www.mkcr.cz/scripts.

страции. Законодатель не считает, что предоставление конкретным религиозным организациям специальных прав хоть в малейшей степени нарушает принцип свободы совести.

Вмешательство государства в дела религиозных организаций вплоть до отмены регистрации допускается в тех случаях, когда последние нарушают общественный порядок и безопасность, наносят вред здоровью и нравственности населения, ущемляют права и свободы граждан. Внутренний устав церквей и религиозных организаций не может противоречить государственным предписаниям и препятствовать гражданам в выполнении ими конституционных обязанностей.

Чешское государство, являясь демократическим и суверенным, декларирует принцип конфессионального нейтралитета. Оно гарантирует всем своим гражданам право на свободный выбор вероисповедания, на его изменение, на атеистическое мировоззрение. Однако государство считает себя обязанным защищать их от действий сект, ограничивающих свободу мысли, сознания и вероисповедания и манипулирующих ими. С этой целью оно использует право на сбор информации о легальной и нелегальной деятельности и международных связях церквей и религиозных организаций, действующих на территории Чешской Республики.

Существующие в ЧР церкви и религиозные организации получают статус юридического лица после регистрации и делятся на «зарегистрированные» и «незарегистрированные». Первые могут вступать в имущественно-правовые отношения от своего имени. Вторые, хотя и могут (если это не противоречит сохранению общественного порядка) совершать религиозные обряды и вести иную религиозную деятельность, являются объединением, не имеющим правового статуса. Наличие либо отсутствие у церквей и религиозных организаций имущественных прав никоим образом, по мнению законодателя, не ограничивает право на свободу совести и ведения религиозной деятельности в Чешской Республике.

Зарегистрированные церкви и религиозные организации получают право учреждать школы, больницы, социальные учреждения, фонды и т.п., которые не могут быть отнесены к религиозным организациям, а являются частными предприятиями - субъектами гражданского права. На них распространяются нормы действующего в ЧР Гражданского кодекса.

Зарегистрированные церкви обязаны предоставлять ежегодные отчеты для того, чтобы сохранить за собой право на ведение дополнительной деятельности, оговоренной в законе, и, следовательно, на получение от государства финансовых средств. Существует официальный реестр зарегистрированных церквей и религиозных организаций (см. табл. № 1). Он ведется в интересах третьих лиц, а именно: судов, органов государственного управления, спонсоров и др.

Вводя процедуру регистрации, государство берет на себя гарантии, что зарегистрированная религиозная организация не является торговой фирмой и не ставит целью своей деятельности получение прибыли или оказание политического влияния.

Государство гарантирует, что имущество прекратившей свою деятельность религиозной организации будет и в дальнейшем служить религиозным целям: оно может перейти к другой религиозной организации или стать собственностью государства, которое обязуется использовать его исключительно в религиозных целях, перераспределив между отдельными зарегистрированными церквями, например для содержания церковных памятников культуры.

Все церкви и религиозные организации, зарегистрированные в соответствии с ранее принятыми законами № 308/1991 и № 161/1992, признаются новым законом «зарегистрированными» и наделяются специальными правами.

Таблица 1

Реестр церквей и религиозных организаций с указанием численности верующих1

№ Название зарегистрированной церкви и религиозной организации Численность верующих

по переписи населения 1991 г. по переписи населения 2001 г.

1 2 3 4

1. Апостольская церковь 1 485 4 584

2. Братская община баптистов 2 544 3 641

3. Церковь адвентистов седьмого дня 7 674 9 787

1 http://www.mkcr.cz.

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

4. Братская церковь 2 759 9 971

5. Чехословацкая гуситская

церковь 178 036 99 356

6. Церковь Иисуса Христа примерно

Святых последних дней 300-700 1375

7. Греко-католическая церковь 7 030 7 704

8. Римско-католическая церковь 4 021 385 2 748 918

9. Чешскобратская евангеличе-

ская церковь 203 996 117 540

10. Евангелическая церковь аугсбургского толка в

Чешской Республике 4 151 14 914

11. Методическая евангелическая

церковь 2 855 2 705

12. Федерация еврейских общин в

Чешской Республике 1 292 1 575

13. Братская община 2 385 3 443

14. Христианский Собор 3 017 6 995

15. Лютеранская евангелическая церковь в Чешской Республике для регистрации 10 000 5 420

16. Религиозная организация

чешских униатов 365 302

17. Религиозная организация

свидетелей Иеговы 14 575 23 260

18. Новоапостольская церковь в

Чешской Республике 427 451

19. Православная церковь в Чеш-

ских землях 19 354 23 053

20. Силезская евангелическая цер-

ковь аугсбургского толка 33 130 14 038

21. Старокатолическая церковь в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чешской Республике 2 255 1 614

22. Церковь христианского сообщества 300

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

23. Община христиан в Чешской Республике 300

24. Международная организация сознания Кришны, Движение Харе Кришна 300

25. Чешское индуистское религиозное общество 300

26. Центр мусульманских общин - -

Министерство культуры ЧР в соответствии с Законом о компетенциях № 2/1969 является центральным органом государственного управления по делам церквей и религиозных организаций. В своей деятельности оно руководствуется Законом № 3/2002 о церквях и религиозных организациях и Законом № 218/1949 об экономическом обеспечении церквей и религиозных организаций государством. Для выполнения конкретных функций в Министерстве создан Департамент по делам церквей, в задачи которого входит:

- разработка концепций взаимоотношений церкви и государства и реализации религиозной свободы в Чешской Республике;

- регистрация церквей и религиозных организаций, союзов церквей, ведение реестра, отмена регистрации;

- сбор и анализ информации о деятельности церковных организаций для нужд Министерства культуры;

- управление финансовыми средствами, выделяемыми государством;

- утверждение бюджетов и финансовых отчетов церквей и религиозных организаций;

- во взаимодействии с другими органами государственного управления контроль над выполнением церквями и религиозными организациями установленных законами ЧР условий.

Департамент по делам церквей состоит из двух отделов: регистрации и экономического; его численность составляет 12 человек.

Финансирование государством церквей и религиозных организаций осуществляется в Чехии на основе принимаемого ежегодно государственного бюджета. В настоящее время оно финансирует 17 зарегистрированных церквей и религиозных организаций,

которые имеют особые права (см. табл. 2). Финансовые средства выделяются на оплату труда и пенсии священнослужителям и администрации, на материальные расходы и содержание церковного имущества. Объемы государственного финансирования той или иной церковной организации зависят от численности в ней священнослужителей. Оплата государством труда священнослужителей имеет в Чехии давние традиции, начиная с ХУ11 в., и не прерывалась в период социализма.

Следует отметить, что принятый в 2002 г. чешским парламентом закон подвергается постоянной критике со стороны представителей церкви и ряда политических партий. На этапе подготовки, в ходе принятия и все последующие годы вокруг него не затихают жаркие споры. Что же вызывает столь упорное недовольство критиков и противников данного закона? Сравнивая его с законами, действовавшими при коммунистическом режиме, они протестуют против того, что решения о регистрации церквей находятся в руках правительственных чиновников, а сами церкви не имеют собственной правосубъектности и не могут образовывать свои органы в соответствии с собственными нормами, отличающимися от государственных1. «Ни в одной из посткоммунистических стран нет таких ограничений для церквей», -заявил архиепископ Ян Граубнер2. Представители духовенства обеспокоены также тем, что действующий закон сужает роль церквей и религиозных организаций в общественной жизни. «Для христианских церквей в ЧР весьма чувствительными являются действия нынешнего демократического государства, напоминающие политику прежнего коммунистического режима. Коммунисты хотели показать, что государство справится со всеми проблемами само, а христиане, мол, пусть в своих костелах и молитвенных домах "заботятся о душах" и не вмешиваются в жизнь общества и социальную проблематику. Одним из первых шагов после принятия закона о церквях в 1949 г. было закрытие церковных детских домов, домов для престарелых, приютов. Одновременно закрывались церковные школы и воспитательные учреждения. Коммунисты хотели показать, что церковь является для общества лишним институтом и ее нужно ликвидировать. Многие это

1 Rozhovor s arcibiskupem Janem Graubnerom, predsedou Ceske biskupske conference. - Mode of access: http://www/christnet.cz/vfgazin/clanek.

2 Ibid.

еще хорошо помнят. Для христианской церкви социальная служба и воспитательная работа - это составная часть послания церкви... И поэтому мне не нравится в законе то, что осложняет создание церковных воспитательных и социальных учреждений» - заявил председатель Экуменического совета церквей Павел Черный1.

Закон также обязывал религиозные организации использовать свои доходы исключительно в «религиозных» целях, а церковные благотворительные организации - получать регистрацию наравне с облагаемыми налогами предприятиями.

Дважды, в 2003 и в 2005 гг., законодатели принимали некоторые изменения и дополнения к этому закону. В 2002 г. в Конституционный суд ЧР обратилась группа сенаторов, которые выступили с предложением признать данный закон противоречащим Конституции или по крайней мере отменить некоторые его статьи. Иск сенаторов был частично удовлетворен, и Конституционный суд отменил положение, по которому полученный доход мог быть использован только в целях отправления культа. Однако основные вызывающие недовольство положения закона остаются по-прежнему в силе.

Осложняет взаимоотношения между чешским государством и религиозным организациями незавершенность процесса реституции церковной собственности. Хотя церкви и было возвращено более 200 культовых сооружений и монастырей, конфискованных при коммунистическом режиме, значительная часть ее бывшей собственности до сих пор от нее отчуждена. Поиск путей для решения данной проблемы идет в направлении создания в Чехии специального компенсационного фонда, куда будут поступать средства от пользователей земель и зданий, некогда принадлежавших церкви, которые затем будут распределяться между бывшими собственниками. Исторически сложилось так, что самым крупным церковным собственником в Чехии была католическая церковь. И ее представители в настоящее время активно настаивают на подписании международного договора между Чешской Республикой и Ватиканом. В настоящее время Чехия является одной из последних стран в Центральной Европе, у которой юридически не оформлены отношения с этим государством. Правда, еще в 2002 г. Чехия и Ватикан заключили договор, регулирующий двусторонние отно-

1 Rozhovor s Pavlem Cernym, predsedou Ekumenicke rady cirkvi. - Mode of access: http://www.christnet.cz/magazin/clanek. 88

шения и определяющий положение Римско-католической церкви в республике. Католическая церковь получила возможность создавать учебные заведения, документы об окончании которых приравниваются к выпускным документам государственных учебных заведений. Государство обязалось признавать церковный брак, создавать оптимальные условия для пасторской деятельности священнослужителей в больницах, армии, местах заключения. Чехия и Ватикан взяли на себя обязательства взаимодействовать при охране памятников христианской истории и культуры1. Комментируя подписание этого соглашения, тогдашний министр иностранных дел Цирил Свобода отметил, что «договор ни в коем случае не возвышает католическую церковь, не ущемляет права других зарегистрированных в Чехии религиозных организаций, а наоборот, является фактором, способствующим улучшению отношений между Церковью и государством»2. Противоположное мнение по поводу роли и стратегии католической церкви в чешском обществе и государстве высказал тогда же на страницах ежедневной газеты «Право» министр культуры Павел Достал (тоже бывший)3. Он писал, что некоторые представители католической церкви настаивают на ее исключительном положении. Однако чешское общество отвергло так называемую польскую модель католического государства. «Католическая церковь после ноября 1989 г. упустила свой шанс занять место некоего морального авторитета еще и потому, что основные усилия она сосредоточила на имущественных вопросах, игнорируя протестантскую традицию чешского народа»4. Наступательная позиция католической церкви может привести к тому, что каноническое право в итоге заменит правовую систему ЧР, и необходимо противостоять этим ее усилиям, дабы ЧР не стала конфессиональным государством.

1 http://palm.newsru.com/religi.

2 ¡ыа.

3 Dostal Р. Ustupovat щ пет кат. -diskuse/prispevek.

4 ¡ыа.

М/^ о£ access: http://www.christnet.cz/

Таблица 2 (http://www.mkcr.cz/skripts)

Специальные права церквей и религиозных организаций

№ п/п Церкви и религиозные организации Преподавание религиозных основ в государственных школах Духовная служба в Вооруженных Силах Духовная служба в местах заключения Финансирование в соответствии со специальным законом Совершение обрядов, при которых заключаются церковные браки Организация церковных школ Тайна исповеди

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Апостольская церковь + + + + + + +

2. Братская община баптистов + + + + + +

3. Церковь адвентистов седьмого дня + + + + + + +

4. Братская церковь + + + + + +

5. Чехословацкая гуситская церковь + + + + + + +

6. Церковь Иисуса Христа святых последних дней + +

7. Греко-католическая церковь + + + + +

8. Римско-католическая церковь + + + + + + +

9. Чешскобратская евангелическая церковь + + + + + + +

10. Евангелическая церковь аугсбургско-го толка в Чешской Республике + + + + +

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

11. Методическая евангелическая церковь + + + + +

12. Федерация еврейских общин в Чешской Республике + + +

13. Братская община + + + + + +

14. Христианский собор + + + +

15. Лютеранская евангелическая церковь в Чешской Республике + + + +

16. Религиозная организация чешских униатов + + +

17. Религиозная организация свидетелей Иеговы + + +

18. Новоапостольская церковь в Чешской Республике + +

19. Православная церковь в Чешских землях + + + + +

20. Силезская евангелическая церковь аугсбургского толка + + + + + + +

21. Старокатолическая церковь в Чешской Республике + + + + +

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕШСКИХ ЗЕМЛЯХ

Православная церковь признана в Чехии исторической церковью, которая издавна существовала на этих землях. Чешское православие восходит к традициям Восточной церкви и существовало еще во времена Великой Моравы. Оно чтит святых Кирилла и Мефодия,

высоко ценит духовную близость Яна Гуса и Иеронима Пражского с православным вероучением. Укрепление позиций Чешской православной церкви связано с образованием в 1918 г. независимой Чехословакии. Именно тогда, в 1921 г., в Белграде был рукоположен первый чешский православный епископ Горазд. В 1951 г. православная церковь получила от Московской патриархии автокефалию.

Поместная Чешская православная церковь, которая официально называется Православной церковью Чешских земель и Словакии, в настоящее время по численности занимает в Чехии четвертое место согласно последней переписи населения 2001 г.: 0,2% и 22,9 тыс. верующих1. Хотя по численности православные в Чехии уступают католикам и протестантам, с точки зрения динамики развития, пишет Г. Ныкл, дело обстоит иначе. Из всех традиционных религиозных объединений православная церковь считается церковью с самым быстрым ростом числа верующих. Автор делает такой вывод на основании сравнения с аналогичной статистикой, полученной в результате переписи населения 1990 г. Однако в 1990 г. католиков в Чехии было 39%, а верующих Чешскобратской евангелической и Чехословацкой гуситской церквей 2 и 1,7% соответственно, тогда как в 2001 г. католики составили 26,8% всех верующих, а две вышеупомянутые протестантские деноминации - 1,1% и 1%. «Таким образом, в этих традиционных для Чехии Церквах мы замечаем явное уменьшение числа верующих»2.

Быстрый рост численности православных автор объясняет иммиграцией из стран бывшего СССР. По неофициальным данным, на территории Чехии работают свыше 100 тыс. граждан Украины (прежде всего из Закарпатья), а также жители других, по преимуществу православных стран - Белоруссии, Молдавии, Румынии и Сербии. Основную же массу приезжих составляют русские. Архиепископ Пражский и Чешских земель Христофор считает, что в настоящее время в православной церкви в Чехии около ста тысяч верующих, примерно шестьдесят приходов и столько же священнослужителей3.

1 Ныкл Г. Традиционные церкви Чехии сдают свои позиции // НГ Религии. - М., 2003. - 04.06.

2 Там же.

3 http://vstrecha.uchkom.ru.

Помимо представителей иммиграции источником православных в Чехии являются волынские чехи. Имеются в виду потомки чехов, которые в Х1Х в. переселились на Волынь (ныне территория Украины). После Второй мировой войны большинство из них вернулось на Родину. Решением чешского правительства их поселили на территории Судет, где до сих пор существуют крупные села, населенные волынскими чехами. Эти села - приходы Чешской православной церкви. Есть также группа чешских православных, которую трудно выделить статистически, и поэтому говорить о ее численности практически нельзя. Это конвертиты - те, кто до перехода в православие был неверующим или принадлежал к другим конфессиям.

Такая разнородность и условия жизни чешского православного населения сказываются на церковной жизни. В Чехии мирно сосуществуют три церковных календаря: старый, новый (с западной пасхалией) и комбинированный (новый стиль с сохранением восточной пасхалии). Принадлежность к тому или иному стилю зависит от традиции, которой следует приход. Похожая ситуация сложилась и с литургическим языком. Хотя с 1920 г. существует перевод основных богослужебных текстов на чешский язык, многие приходы пользуются церковнославянским языком, причем разных редакций - русской и украинской. Православие в последние годы привлекает внимание и верующих других конфессий. В среде католиков и протестантов появляется интерес к литературе о православии, к специфической «восточной» духовности, к таким ее проявлениям, как иконы и духовная музыка. Появляются переводы православных трудов, организуются конференции и читаются лекции по православной тематике, ведется диалог с представителями западных вероисповеданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.