РЕЛИГИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЧЕНСКОГО ОБЩЕСТВА
Ф.В. Димаева
РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Религия - явление древнее и сложное. Представления о религии означают внешнее проявление, связанное с совокупностью взглядов на мир, основанных на вере в бога - творце аира и человека, наделенного "откровением", т. е. знанием и разумом. В жизни современного общества религия по ряду причин стала занимать большое место.
И в прошлом и в современном обществе религиозное мировоззрение - это этнические системы, отражающие по-своему уровень и характер самосознания, уровень понимания тем или иным народом своих исторических задач как единого целого. Основной вопрос заключается в том, насколько действительной силой в обществе являются религиозные символы, а также в том, в какой мере они претворяются в убеждения и принимаются как "руководство к действию" значительными социальными группами, или существуют в достаточно отчужденной от их интересов в форме "официальной религии" для правящей элиты.
Таковым является традиционный для Северного Кавказа ислам. Предыстория феномена традиционного ислама связана с включением в VII -XI веке в состав Арабского халифата множества народов Ближнего и среднего востока и последующим его распадом на самостоятельные государства, в каждом из которых, в силу их этнокультурных особенностей, ислам приобретал специфические черты, значительно отличающие его от ортодоксального ислама. Понятие "традиционный" уже указывает на изначально сложившийся (унаследованный) уклад жизни или порядок в поведении и в быту. И здесь ислам продемонстрировал удивительную способность приспосабливаться к культурным местным традициям и религиозным обычаям, интегрируя их в себя. Закреплению данной тенденции - распространению традиционного
Димаева Фатима Вахаевна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института Российской академии наук.
ислама - способствовала удаленность многих регионов от культурных исламских центров, преобладающее влияние местных бытовых и экономических укладов, прочность родовых отношений и т. д.
Явление, которое нам приходится наблюдать в современности, - обрядовый ислам, возросший на основе "мюридизма", - укрепился на "традиционалистской" основе. Для него характерна приверженность к традициям, как защитной функции от размывания границы сложившегося уклада, сохраняющим в этнической среде духовные, культурные и этноконфессиональные ценности. Если основываться на отечественном исламове-дении, то носителями тарикатного ислама в Чечне являются представители тарикатов накшбандийа и кадирийа, сунниты шафи-итского и ханафитского толков. "Истихсан"* при "иджтихаде"** позволил приспособить шариат к разнообразию местных условий, к чеченским обычаям и традициям - адатам, которые в своей системе имели аналогичную структуру "иджме" (согласованному мнению улемов) - совет старейшин.
Главная отличительная особенность мусульман-чеченцев заключается в том, что они сунниты, последователи тарикатов накш-бандийа и кадирийа. суфизм как религиозное мировоззрение и учение полагает постижение истины божества через "экстаз", внутреннее "озарение", поминание Аллаха, восхваление Аллаха и чтение священных текстов из Корана в сопровождение "зикра" - ритуала, который составляет основу суфизма. зикр является лицом различных тарикатов. Тари-кат - часть единого ислама.
в современной чечне тарикатный ислам соотносится с его мюридскими общинами (а любая религиозная община только мюрид-ская), которые не относятся к представителям "мюридизма" - политического движения в Чечне и Дагестане. Но в научных кругах делается разделение этих понятий терминами
* Истихсан - учет в решении местных обычаев и традиций.
** Иджтихад - право компетентного лица на самостоятельную интерпретацию Корана и Сунны.
"ислам и исламизм". Исламизм есть политизированный ислам. В Чечне члены мюрид ских общин не стремятся к обособлению от людей, как неверующих, так и последователей других общин. Сторонники одного и того же тариката порой противопоставляют себя друг другу только по вирду, по признанию и соблюдению отдельных ритуалов.
Вирд - это особенность совершения обряда зикр, отличающая одно вирдовое братство от другого. Каждая мюридская община имеет свою вирдовую особенность в ритуале, разработанную устазом. Принято считать, что последователи тарикатов накшбандийа и кадирийа принимают вирд накшбандийа и кадирийа. Осуществляют свои вирды и все другие представители мюридских общин, отпочковавшиеся от тариката кадирийа и получившие название "вирдовые братства". Вирды представляют собой устойчивые образования, которые проповедуют и пропагандируют сложившуюся и укрепившуюся своеобразную религиозную практику. Она в специфической форме зафиксировала и закрепила в сознании верующих суфийские теорию и опыт, в которых и существует ислам в чечне.
Вирдовые братства появляются в исламе чечни в процессе дифференциации тарикатов накшбандийа и кадирийа. При этом в первом тарикате процесс дробления на вирдовые братства происходил с сохранением ритуальной практики, тогда как во втором - кади-рийа - изменился основной ритуал. Кроме того, ислам в чечне утерял функции духовной преемственности "сильсиля"*, который сохранился только как механизм передачи религиозной власти в тарикате накшбандийа. Традиция передачи религиозной мысли (трансцендентального знания) от носителей этих знаний посредством "сильсиля", основанная шейхом Джемаладдином, устазом имама Шамиля, и другими, знаменитыми в прошлом веке шейхами [1], очевидно, утеряна для Чечни навсегда. В исламе важнее всего придерживаться основной его сути, чем соблюдать ритуальные формы, а в земных деяниях человека важнее искренность и доброта. согласно исламу, в рай допускаются отличившиеся в благородных и человеколюбивых делах немусульмане, а тех мусульман, чьи "злые дела преобладали над добрыми" [2], направляют в ад, даже при их прилежности в соблюдении внешних
* Сильсиля (араб.) - цепь, своего рода связь преемственность.
ритуалов. Буквы Корана придерживаются те, кто боится его глубины, т. е. ответственности, они не способны постичь его смысл и пытаются возместить большей приверженностью к форме, ритуалам.
Когда спросили Пророка Мухаммада о том, как быть мусульманам, если они не находят ответа на какой-то вопрос, тот ответил: "Поищите в Коране. Не найдете - спросите у алимов. не найдете у них - спросите у своего сердца", т. е. у своей совести. Значит, совесть - "окончательный судья в неясных случаях и толковать Коран надо больше по его духу". Религия - власть совести, занятая спасением души человеческой, она выше власти интеллектуальной и политической и перемещает человека в область духовного, интеллектуального поиска. В исламе верующий должен "стремиться к уникальности собственной личности" [3], к самосовершенствованию. И в этом случае ни регионализм, ни национализм, которые отмечает Р.Г. Ланда в работе "Ислам в истории России", не могут препятствовать процессу познания. для простого верующего не важно, откуда и как пришла в его среду, к нему религия, важно, что она отвечает его нуждам и чаяниям, отражает его мировоззрение, мироощущение и миропонимание. А для аналитиков важно выяснить, что представляет собой каждое новое явление.
Современная социокультурная теория рассматривает соотношение культурных норм различных уровней и степень активности в процессе совместной "здоровой" адаптации. В жизни современного космополитического человека культура занимает место религии и труда в качестве средства самоосуществления или оправдания - эстетического оправдания самой жизни. за этим изменением от перехода религии к культуре следует необычайный перелом в сознании, особенно в "смысловых значениях экспрессивного поведения в обществе" [4]. Последние 100 лет характерный для Чечни традиционный тарикатный ислам укрепляется на "традиционалистской" [5]** основе; он дает реальную возможность остановить процесс социокультурной энтропии, который способствует размыванию границ, рассеиванию и потере национальных ценностей.
В общественно-политической, духовно-нравственной, семейно-бытовой сфере жизни чеченцев роль ислама велика. Формирование
** К. Гирц, Ф. Риггс, Дж. Гасфильд, Ш. Айзенштадт в своих работах назвали традиционализм "здоровым".
чеченцев как нации проходит через разные этапы с религиозным оттенком: в период царской империи они - аборигены; в период советской власти - чеченцы-интернационалисты; в период демократии чеченцы - представители гражданского общества. При этом всегда сохраняется их религиозная приверженность к исламу, что не мешало сохранению многовекового пласта этнической культуры, в которой отразился истинно народный талант, отраженный в памятниках горской архитектуры, музыке, танцах. И важно то, что ислам оказал незначительное влияния на эти виды искусства. В такой устойчивости и проявилась отличительная особенность этнического фактора в период активного насаждения ислама.
значимым звеном в цепи всех исторических преобразований были и остаются обряды как народно-этнические, так и религиозные, которые определяют внешнее лицо и внутреннее содержание народа.
Религиозные обряды усиливают религиозность народа, способствуют укреплению религиозной догматики в целом. Единственная сфера жизни, где ислам "оказал сильное воздействие, - это быт" народа [6].
только уровень духовной культуры и степень ее проникновения в среду народа определяют культуру быта в семейных отношениях, поведение человека в семье, обществе, внешнем его облике и других атрибутах культурного образа человека. Вся система религиозно-бытовых предписаний в чеченском обществе закреплена шариатом.
Шариат - закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных. Это комплекс закрепленных, прежде всего Кораном и Сунной, предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные и религиозные ценности мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их поведение. В условиях колониальной политики царизма ислам и шариат проявились как объединительная идеология.
Функционирование в бытовой среде шариата в виде сложившейся традиции еще больше закрепляет и определяет норму поведения индивида. Став укоренившимися традициями, обряды ислама составили самую устойчивую часть быта чеченцев. При всей видоизмененности в этнической среде они не поддались влиянию времени.
Каждая новая эпоха вносила свои корректировки в среду чеченцев, но жесткий со-
циальный стержень способствовал сохранению этнокультурного и религиозного в той форме, в которой они существуют в современности, а социокультурные процессы способствовали активному освоению всего нового. На процесс секуляризации духовной жизни повлияло внедрение в социум воинствующего атеизма в форме государственной политики советского государства. В результате такой политики духовности чеченского народа был нанесен огромный ущерб и религиозность сохранилась только на бытовом уровне.
Суфизм, оформившийся в обрядовый ислам - даже в форме шариатского ислама, не может стать панацеей от всех проблем мусульман. Отчужденные от своей веры, они поверхностно знакомы с ее основными постулатами. например, с шариатом, который представляет собой правовой нормативный документ с разграничениями религиозно-культовых предписаний - ибадат, а также с правилами мирских взаимоотношений людей - му-амалат. Первое апеллирует к совести, второе требует быть ответственным. Этот опыт и знания способствовали созданию универсальной исламской экономической, общественной и политической системы Pax Islamika [7].
этнопсихологические особенности в период суверенизации привели чеченский народ к очередной войне в конце XX в. немалую роль в этой ситуации сыграл и фактор исторической памяти, который на период гонений аккумулирует все моменты угнетения, проявленной несправедливости, весь комплекс негативизма из контекста исторических событий. Историческая память, как важная составляющая национального самосознания народа, воедино связывает поколения, события, символы, реликвии разных эпох в целостный процесс поступательного развития этноса. особенность национального самосознания северокавказских народов - это обостренная историческая память, в которой отражаются переживания памятных драматических событий далекого прошлого с той же эмоциональной непосредственностью, что и трагические события в современности. Другие проблемы коренятся в аспектах, от которых зависит формирование мировоззрения любого этноса, - это исторический и религиозный, благодаря им происходит связь в сознании индивида различных событий, ситуаций прошлого, настоящего, будущего. По утверждению Х. Агнес, "история не есть прошлое,
это прошлое и будущее в настоящем" [8]. осознание данного процесса способствует формированию мировоззрения, позволяет целенаправленно строить свое будущее. Чеченский народ, лишенный процесса диалектического развития в двух очень важных аспектах, остается активной и продуктивной нацией.
В 90-е годы XX столетия развитие событий в чеченском обществе должно было проходить в русле демократизации общества. Этот период совпал с духовным и религиозным кризисом, в котором наметился резкий спад авторитета духовных лидеров: их устраивала сложившаяся форма ислама в республике, тогда как молодые делали попытку реформации. Выраженный внешний фактор выявил более глубинные социокультурные сдвиги внутреннего состояния местных обществ и недееспособность обрядового ислама удовлетворять формирующиеся в их среде "новые интеллектуальные, духовные, социальные и политические интересы" [9]. В результате сначала наметилась, а затем углубилась тенденция серьезных противоречий между старшим и молодым поколениями.
Процесс выявил недовольство молодых обрядовой формой ислама в республике и их стремление "оживить" обрядовый ислам теоретическим познанием. Скептическое отношение молодых к наивной обрядовой форме, к мифам и преданиям о легендарных похождениях и чудотворчеству шейхов и устазов указывало на то, что сознание молодых не мифологизированное. они стремятся формировать свое мировоззрение в русле общечеловеческих и мировых ценностей. В этом "гносеологическая причина" [10] появления ваххабизма. Исторический процесс освоения духовного наследия продолжает "развиваться вглубь", что способствует количественному и качественному накоплению знаний.
В современных процессах отмечается духовный кризис, переплетающийся со своеобразным религиозным. В военной ситуации Чечни представители ваххабизма представляли религиозно-политическую и военную силу. Характерные особенности религиозно-политической общности - сплоченность, солидарность, финансовое и материальное обеспечение членов движения. Возрастная градация молодых участников и людей среднего возраста - от 20 до 40 лет. Их объединяли личностные интересы, которые выражались в стремлении занять руководящие должности в
республиканской власти или в "политических, правовых и хозяйственных структурах" [11]. Таким образом, наблюдалось сочетание различных ценностных ориентаций для достижения цели и религиозная "освященность" для них - лишь атрибут для "свободной защиты" своих собственных интересов и прав во власти. При этом приоритет личностного интереса игнорируется национальными, религиозными ценностями.
Такое разрушение традиционных институтов и социальных связей привело к минимизации сдерживающего фактора. например, согласно указаниям Высшего президентского Совета (при А. Масхадове), на руководящую должность мог быть принят только тот, кто "верует в Аллаха, воспитывает детей богобоязненными" [12] и т. д. Естественно, что все претенденты становились истинными мусульманами, а в условиях дефицита рабочих мест только узкий круг людей оказывался у власти. В результате индивидуально-групповые и мнимо религиозно-патриотические интересы подталкивали к нарушениям, социальной дезориентации и разрушению этнокультурного и религиозного комплекса в Чечне.
Демократические реформы ХХ-ХХ1 вв. подвергли дифференциации политическую и религиозную подсистемы. освобожденное современное мышление стремится строить социальный порядок, основываясь на достоинстве личности, на автономии, способности самостоятельно выработать собственные ценности в виде законов "о свободе совести" и другого свободного выбора, в рамках которого обозначены все ключевые ценности коллективного сознания. Право свободного выбора, свободы изменения религиозных убеждений, создают проблемы традиционным религиям. Поэтому в религиозной форме, как в одном из видов социальных отношений, могут выступать политические, национальные отношения, в качестве протеста против модернизации.
Требование сохранить собственное не должно содержать прямого или косвенного утверждения уничтожения "иного" (чаще в виде войны без правил). В этом случае борьба, выступая разрушительной силой самого религиозного комплекса, приводит к потере религией позитивного содержания, а религиозных организаций - их влияния. Как говорят в народе, "в споре рождается истина, в ссоре она умирает". но в то же время всякая противоположность - религиозная, моральная, эко-
номическая или этническая - превращается в противоположность политическую. К. Шмитт отмечал, что "даже религиозное сообщество, являясь сообществом религиозным, - это некое политическое единство" [13].
Ислам в современной Чечне представлен суфизмом, догматическим богословием и фикхом шафиитского и ханафитского маз-хаба. Они составляют единое целое ислама, однако на концептуальном уровне выражены лапидарно и могут быть классифицированы скорее как "артикулированный массовый поток сознания". но это же явление обнаруживается в мировоззрении местных этнических и религиозных квазиэлит, что также дает возможность предполагать, что уровень сознания названных двух социальных пластов почти одинаков. Данное явление - вполне закономерный процесс в развитии общества, если учитывать тот факт, что оно формировалось не в свободном развитии, а в условиях выхолащивания. И процесс развития элиты в высокой степени заторможен, потому элита как на общерегиональном, так и на локальном уровне пока еще только формируется.
Параллельно проходящий процесс ре-исламизации* ведет к ломке привычной эт-ноконфессиональной идентичности. Шведский ученый Ж. Хъярп отметил, что "с ростом образования обрядовая, бытовая религиозность переходит на более интеллектуальный уровень, приближается к подлинному вероучению ислама, т. е. ислам из сферы общепринятых традиций, а то и предрассудков перемещается в область духовного, интеллектуального поиска" [15]. Проблема такая существует; очевидно, что с этим связана и проблема эволюции сознания. Естественно, ее следует решать через сферу образования, в равной степени как светского, так и религиозного, культурных связей. Культурная замкнутость чеченцев во все времена способствовала восприятию и освоению исламом местных традиций и обрядов, в результате чего он стал основой локальной системы ценностей чеченского народа. между тем современность показала, что чеченскому обществу, сохраняя прогрессивное национальное, необходимо подумать о формах взаимодействия с культурами других народов, чтобы за счет их достижений обогащать и
* Ре-исламизация - повторная исламизация. К.И. Поляков, например, характеризует возрожденческие процессы в исламе как фактор мировой политики и проблему "новой исламизации" в России [14].
развивать свое исконно национальное в русле цивилизационного. это закономерный процесс в развитии многих народов. Как интенсивно он будет проходить, зависит от осознания его важности и востребованности в чеченском обществе. Исторический опыт показал: чем коммуникабельнее народ, тем легче и больше вбирает он в себя общекультурное и делает его своим национальным, и это взаимопроникновение создает богатое, самобытное и оригинальное на более высоком уровне развития. такова простая закономерность диалектического развития.
СОЦИУМ, КУЛЬТУРА И ЭТНО-СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Общество, социум - это совокупность "совместно проживающих индивидов" [16]. трагедия современного общества в "разнона-правленности субъективных действий и объективных процессов развития социальной реальности" [17]. Процесс социального развития в чеченском обществе, насильно ввергнутого в военное противостояние, привел к углублению кризиса традиционных форм мышления и действия, блокирующих способность людей понять прошлое, овладеть настоящим и предвидеть последствия своей деятельности в будущем. Угроза полной потери связи с миром, социального раскола и отчуждения вызывает серьезное беспокойство у активной и созидательной части чеченского общества, усиливает стремление понять причины поражения политики и повторения трагедии XX в. Цена этой трагедии - огромные человеческие жертвы, обесценивание человеческой жизни, разрушение внешней окружающей среды, деградация внутренних основ социального бытия. Отсюда и все активные негативные проявления, включая наркоманию, проституцию и т. д.
В 2006 г. в Чечне 58 % населения - безработные, наркомании подвержены подростки с 15-16 лет. тогда как в России 8 % безработицы и наркомания зафиксирована с 11 лет [18]. эти проблемы свойственны всей современной цивилизации. Основная общесистемная проблема человечества, как и чеченского общества, заключается в том, чтобы противостоять этой гонке собственной гибели, направляя социальные знания и действия на организацию и созидание, а не на дезорганизацию и разрушение. При этом потенциал социального знания и действия должны использоваться не только как непосредственное средство управ-
ления вещественными, энергетическими и информационными ресурсами, но и как возможность овладения своими собственными социальными силами.
В современных условиях для чеченцев, как представителей одного из этносов Российской Федерации, вопрос коммуникативности вовсе не тривиальный, а сложная и порой совсем не разрешимая проблема. Довольно часто отношения между этничностью и социальной средой представляют собой жесткую оппозицию друг к другу. нормы не трансформируются вместе со средой, а прямо противостоят ей. этому часто способствуют и установки органов федеральных структур и СмИ. В данном случае спектр культурных традиций чаще всего подвергается нападкам. например, если мигранты, в этническом отношении не принадлежащие к основному населению принимающей страны, обнаруживают неспособность привести свое поведение в соответствие с нормами окружающего общества, то причину такой неспособности ищут в особенностях их культурных традиций. между тем исследовать надлежит не столько "культуру" и "традицию" членов данной группы, сколько те механизмы, которые препятствуют адекватному реагированию на предъявляемые к ним требования.
«Если члены данной группы не вписываются в новую для них социальную реальность, то объяснение этого обстоятельства следует искать не в свойствах, изначально присущих их "этничности", а в конкретной социальной ситуации, блокирующей определенные возможности жизненного выбора и тем самым предопределяющей индивидуальные стратегии поведения» [19]. Самоизоляция иммигрантов социологам известна "как добровольная этническая сегрегация" и лежит в области следствий, а не причин. Сбивание индивидов в стаю, их самозамыкание в закрытую для внешнего окружения этническую группу представляют собой, прежде всего, ответ на воздействие "неблагоприятной среды" и порождение религиозного и своего рода национального сектантств, которые формируются на принципе изоляции. Такая угроза уже существует для социума республики, поскольку нет тонко выверенного курса политики по этим направлениям, но явно просматривается шараханье из одной крайности в другую.
Проблема видоизменения религии в социуме и реформации общества под воздействием религии и культуры - процесс
длительный и перетекающий из одной формы в другую.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конфликт - Диалог - Сотрудничество: Между-нар. обществ, организация "Центр политических и стратегических исследований". М., 1999. № 1. С. 60; Яндаров А. Суфизм - идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. С. 140.
2. Голос Чеченской Республики. 1992. 6 июля.
3. Бухараев Р. Дорога бог знает куда (Великий джихад). СПб., 1999. С. 249-250.
4. Религия и общество. М., 1996. С. 701.
5. Политическая энциклопедия. Т. 2. М., 1976. С. 507.
6. Авксентьев А.В. Методологические и социально-политические проблемы критики ислама (на материалах Северного Кавказа). М., 1974. С. 23.
7. Малашенко М. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 65.
8. Цит. по: Магомадов М. Проблема когерентности в общественно-политических ситуациях Чечни начала и конца XX века // Чечня: от конфликта к стабильности. М., 2001. С. 103.
9. Макаров Д. Радикальный исламизм на Северном Кавказе: Дагестан и Чечня // Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: Бюл. Междунар. обществ. организации "Центр политических и стратегических исследований". 1999. № 1. С. 42.
10. Юнусов М. Ислам в социально-политической жизни Чечни // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2. С. 166.
11. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. (Ежегодный доклад) // Бюл. Института этнологии и антропологии РАН. 1999. С. 68.
12. Юсупов М. Перманентная нестабильность // Там же. С. 74.
13. Шмитт К. Антология мировой политической мысли. Зарубежная политическая мысль XX в. Т. 2. М., 2001. С. 300.
14. Поляков К.И. Арабские страны и ислам в России. М., 2001. С. 32.
15. Цит. по: Идрисов О. Мусульманская община Поволжья: прошлое и настоящее // Религия и государство. М., 1997. С. 44.
16. Велик А.А. Культурология // Антропологические теории культур. М., 1998. С. 11.
17. Андреев Э.М. Системная методология социального реформирования // Анализ систем на пороге XXI в.: Теория и практика: Мат-лы междунар. конф. Т 1. М., 1996. 27-29 февр. С. 58.
18. Дальсаев М. Доклад на заседании Правительства Чеченской Республики. 2006. 23 янв.
19. Московские новости. 2001. № 28. 10-16 июля; Малахов В. Язык и этнический конфликт. М., 2001. С. 119.
14 августа 2006 г.