УДК 130.2
Г. А. Лемешко
(старший преподаватель) Донецкий национальный технический университет (г. Донецк, Донецкая народная республика) E-mail: lemeshko.donntH@gmail.com
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Аннотация. Данная работа посвящена анализу взаимодействия и взаимовлияния двух форм общественного сознания - религии и политики, выяснению их особенностей и поиску точек соприкосновения. Показана многомерность соотношения религии и политики и его роль в общественном развитии.
Ключевые слова: религия, политика, форма общественного сознания, государство, власть, церковь, исламская революция, христианство, протестантские церкви.
Одной из характерных черт современного мира является активное взаимодействие религии и политики. Их соотношение стало одной из наиболее актуальных и острых проблем религиоведения, политологии, философии и других наук. Вопросы, связанные с этой проблемой, часто становятся объектом обсуждения и острых дискуссий в средствах массовых информаций, оказывая заметное влияние на формирование общественного мнения. Специфика и характер этой взаимосвязи не являются раз и навсегда данными, они изменялись с изменением исторических эпох и социально-политической ситуации в отдельных странах и регионах. Сегодня, в этом сложном и противоречивом мире, связь религии и политики проявляется во всё новых и новых формах.
Трудно, а зачастую и невозможно, объяснить изменения в религии вне влияния на неё политики, и, наоборот, бывает сложно понять и оценить политические события, не учитывая влияние на них религии. Активно происходит процесс политизации религии, причём в него включаются даже те религиозные течения, которые ранее, по крайней мере в заявлениях, отстранялись от политики. Происходящие в ХХ-Х1 вв. войны, конфликты и террористические акты часто прямо или косвенно связаны с религией. Это обусловлено в первую очередь тем, что в достаточно короткое время и коренным образом изменяется и усложняется международное общественное развитие. Кроме того, в современном мире отмечается взаимодействие, а зачастую даже слияние религиозного и национального факторов, что может оказывать мощное влияние на принятие политических решений. Превращению церкви в субъект политики способствовало зафиксированное в конституциях многих стран положение об отделении церкви от государства. Это позволило церкви формировать собственное отношение к происходящим в обществе событиям, с одной стороны, а власть получила возможность воздействовать на религию - с другой.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в последнее время церковь особенно активно включается в обсуждение всех острых социальных проблем современности, предлагая свои пути решения.
Проблема взаимоотношений религии и политики - одна из самых давних в истории человечества. Уже в первобытном обществе существовала взаимная поддержка жреца и вождя, часто эти две функции объединялись в одном лице, что способствовало процессу обожествления власти. Каждая новая историческая эпоха по-новому её ставила и, соответственно, по-новому её решала.
Следует отметить, что как фундаментальная теоретическая проблема процесс взаимодействия религии и политики начал исследоваться лишь с середины XIX столетия. Это было связано с формированием таких отраслей научного знания, как религиоведение и политология. Однако наибольшее развитие эта проблема получила в исторических науках, в которых давался анализ отношения отдельных религий с государством и властью в исторически конкретных условиях.
Соотношение религии и политики находится и в сфере интересов философии. Философия рассматривает любое явление в его сущности, а исторические факты используются для подтверждения или, наоборот, для опровержения теоретических концепций. Важность философского анализа возможностей и условий взаимодействия религии и политики позволяет понять специфику их отношений в исторически конкретных обществах, спрогнозировать тенденции их развития и найти конкретные формы и методы их стабилизации.
Эта тема находилась в сфере внимания многих религиозных деятелей, что нашло отражение в создании теологических концепций происхождения государства. Как правило, все они утверждали, что государство возникло в результате Божественного промысла, поэтому оно имеет божественный характер.
Наиболее ярким представителем такого подхода является выдающийся теолог средневековья Фома Аквинский. Фома утверждал, что хотя государство возникло вследствие естественного стремления людей к объединению (человек - это существо общественное), но всё же оно является результатом Божественного промысла, поскольку само это стремление было заложено Богом. Поэтому светская, земная власть, утверждал он, по существу есть продолжение Божественной власти. Имея один источник возникновения, Божественная и земная власти, согласно учению Фомы Аквинского, наделены разными компетенциями. Светская власть управляет внешними действиями людей, а духовная - их душами. Поскольку первое зависит от второго, то и духовная власть, власть церкви, выше власти светской. При этом Фома предоставляет светской власти определённую самостоятельность в решении земных проблем человечества.
В философии вопросы взаимодействия религии и политики были поставлены уже древними греками. Так, например, великий древнегреческий философ Платон разработал теорию «идеального государства», в котором, согласно его взглядам,
власть должна всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых.
Несколько иначе подходит к этой проблеме известный немецкий философ Г. Ф. Гегель. Отдавая должное роли религии в истории формирования политической власти, Гегель в «Философии истории» пишет: «Государство произошло из религии и теперь и всегда происходит из нее, то есть принципы государства должны быть рассматриваемы как имеющие силу в себе и для себя, а это возможно лишь, поскольку они признаются определениями самой божественной природы. Поэтому природа государства и его конституции таковы же, как и природа религий; государство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было возможно лишь при специфической форме языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому» [1, с. 18].
Ставя в общей форме вопрос об отношении религии и государства, Гегель, вслед за Фомой Аквинским, разделяет их сферы деятельности: государство занимается мирскими делами, определяет правовые обязанности граждан, а область действия религии - бесконечное, сверхъестественное, внутренняя жизнь людей. Религия как таковая, говорит Гегель, не должна править. Нужно отметить, что такое принципиальное разграничение сферы деятельности государства и церкви возникло у него не случайно: оно было направлено против католического авторитаризма и активного посягательства католической церкви на светскую власть.
Новое время характеризовалось бурным развитием естественнонаучного знания и техники, что существенно подрывало авторитет церкви. В связи с этим в Западной Европе начался процесс секуляризации. Религиозный фактор политики постепенно уходит на периферию исследований. Процесс освобождения политики от религии продолжался вплоть до середины XX века. К этому времени в научных исследованиях по вопросу взаимовлияния религии и политики уже достаточно чётко сформировался секулярный подход.
С восьмидесятых годов XX века начался процесс, который многие исследователи назвали «религиозным возрождением». Это было обусловлено несколькими событиями, которые на первый взгляд не были связаны друг с другом, но все вместе они заставили исследователей по-новому взглянуть на проблему взаимосвязи религии и политики.
Во-первых, это была Исламская революция в Иране 1979 года. Основной причиной революционного движения был глубокий системный кризис в стране, вызванный деятельностью ставленника США Пехлеви. Революция носила ярко выраженную антимонархическую и антизападную направленность. Основное требование - создание общества социальной справедливости, основанного на принципах ислама. Результатом этой революции стало провозглашение Ирана исламской республикой, а ислам шиитского толка получил статус официальной религии.
Во-вторых, события в Польше в 1980 году, когда на судоверфи в Гданьске электрик Лех Валенса создал независимый профсоюз «Солидарность». Эта организация очень быстро преобразовалась из профсоюза в серьезное политическое движение, которое носило антикоммунистический и антисоветский характер. В этой борьбе большую роль сыграла католическая церковь. В костёлах постоянно проводились мессы под названием «За родину», в которых звучали призывы продолжать борьбу до полной победы. Папа Римский Иоанн-Павел II (поляк по происхождению) посетил во время этих событий Польшу, где открыто и всенародно благословил движение. Его портрет до сих пор висит на воротах верфи в Гданьске.
В-третьих, Сандинисткая революция в Латинской Америке, начавшаяся в Никарагуа и впоследствии охватившая практически все страны Латинской Америки. Основными причинами этого революционного движения были, во-первых, глубокий социально-экономический кризис, породивший ужасающую нищету простых людей, и, во-вторых, демонстративно роскошная жизнь проамериканского главы Никарагуа Самосы, который с помощью своих иностранных кураторов монополизировал все сферы жизнедеятельности общества и установил политику крайнего террора и жестокости в стране. Католическая церковь Никарагуа не просто поддержала революцию, но и принимала в ней активное участие. Епископат в Никарагуа осудил диктатуру Самосы и даже признал право верующих на насилие в ответ на насилие угнетателей. Многие священники воевали в партизанских отрядах, участвовали в демонстрациях, в проповедях разоблачали деятельность Самосы и его приспешников, действовавших в интересах американцев. Их убивали и бросали в тюрьмы. Поскольку это движение носило яркую прокоммунистическую направленность, то среди католических священников стала распространяться идея о том, что первые христиане были коммунистами, поэтому церковью было установлено, что быть одновременно коммунистом и католиком не противоречит христианству.
В-четвертых, к событиям, оказавшим влияние на «возрождение» религии, можно отнести и резко возросшую активность протестантских церквей в США в 80-е годы ХХ века. Это была реакция на позицию либералов, которые уже в 60-е -70-е годы высказывались в поддержку внебрачных и добрачных связей, движения гомосексуалистов за равные права, легализации абортов и т.д. Протестанты соединили консерватизм в религии с консерватизмом в политике. Они активно поддерживали Республиканскую партию на всех выборах и сами начали создавать многочисленные религиозно-политические организации.
Чтобы решить поставленную выше проблему, необходимо определить природу как религии, так и политики. Рассуждать о религии вообще достаточно трудно, поскольку в реальности существуют конкретные религии, которые по-своему, исходя из собственного учения и собственных интересов, относятся ко всем формам человеческой деятельности, в том числе и к политической.
Существует множество определений религий, указывающих на ту или иную сторону религии в качестве определяющей. Но наиболее точно сущность религии,
с нашей точки зрения, раскрыл Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг». Он писал: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в которых земные силы принимают форму неземных» [2, с. 110]. Главным признаком религии является вера в существование сверхъестественного. Эта вера не требует доказательств, предполагает двухсторонние отношения между верующим и сверхъестественным и всегда носит эмоциональный характер.
Религия есть форма общественного сознания. Как таковая она включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой систематизированный уровень религиозного сознания, выраженный в форме более или менее стройного учения, излагающего религиозный взгляд на мир. Как правило, она разрабатывается и развивается теологами. Религиозная психология - это несистематизированный взгляд на мир, который возникает стихийно, как непосредственное отражение повседневных условий жизни людей и включает в себя чувства, настроения, представления, обычаи, связанные с верой в сверхъестественное. Кроме того религия включает в себя религиозную деятельность и религиозные организации.
Будучи формой общественного сознания, религия может оказывать и оказывает воздействие на все формы общественной жизни. В истории развития человечества были периоды в некоторых регионах планеты, когда религия, представляя собой наиболее распространённую в массах форму общественного сознания, оказывала сильнейшее влияние на другие его формы и даже определяла их. Необходимо заметить, что когда речь идёт о религии, всегда нужно иметь в виду, что речь идёт о более или менее значительных людских массах.
Наиболее распространённым способом определения политики является обращение к этимологии этого слова. В греческом языке существует два слова, означающие понятие политики. Первое - роНИкв - означает искусство управлять государством, т.е. определённый способ осуществления целей государства внутри и вне его территории. Второе - роНИеа - означает организацию общества, которая находится под определённой властью, прежде всего государственной. Такой подход к определению политики формально берёт своё начало у Аристотеля, который тесно связывал политику с государством. Согласно марксистской теории, политику кратко можно было бы определить как сферу борьбы классов, связанную с государством.
В современных политологических теориях в большинстве случаев политика рассматривается в связи с феноменом власти как ключевой категорией политологии. Политика, писал М. Вебер в работе «Политика как призвание и профессия» -это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» [3, с. 646]. В общих чертах политика это де-
ятельность, основной целью которой является достижение, удержание, укрепление и реализация власти.
Политика, как и религия, является формой общественного сознания. Она также отражает мир на уровне концепций и теорий, которые связаны с коренными интересами определённых классов, групп (идеология), а также - на уровне несистематизированных взглядов, чувств, настроений и представлений определённых субъектов политических отношений (психология). Политика, будучи связанной с проблемой власти, в свою очередь, начинается тогда, когда речь идёт об интересах определённых социальных групп, классов, наций. Структурными элементами политики являются политическое сознание, политические отношения, политическая организация.
Таким образом, политика, также как и религия, неизбежно связана с большими массами населения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если субъекты религии и политики, по сути, одни и те же, то эти феномены неизбежно должны пересекаться. Однако религия имеет более широкую социальную базу, чем политика, поскольку она может объединять людей независимо от политических предпочтений. В этом смысле она имеет большие возможности влиять на мировоззренческие установки своих последователей. Будучи формами общественного сознания, религия и политика являются элементами единой системы - общества - и в этой системе уже фактом своего существования они обречены на взаимодействие.
Религия и политика выполняют в обществе одни и те же функции, среди которых можно назвать регулятивную и интегративную. Обе названные функции призваны обеспечивать цельность и стабильность общественной системы и регулировать отношения между людьми. Религия это делает через систему норм, запретов, установок и требований, выполнение которых не требует объяснения, почему нужно поступать так или иначе. Здесь на первый план выступают эмоции и настроения. В политике главную роль играет целесообразность, поэтому ей всегда необходимо выработать ответы на вопросы: почему это происходит и кому это выгодно? При выполнении этих функций и религия и политика могут использовать как моральные стимулы, так и меры принуждения. Для решения этих задач религия чаще всего использует меры нравственного поощрения или осуждения, политика - меры государственного поощрения (награды, премии и т.д.) и, имея соответствующие органы (полицию, прокуратуру, суд), меры государственного принуждения.
Имея точки соприкосновения, религия и политика могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, например, религия играет важную роль в формировании политической культуры, в определённом смысле формируя на мировоззренческом уровне идеалы, установки, нормы и правила поведения. Мировоззрение является той базой, на которой формируются позиции субъектов политических отношений.
Последователями одной и той же религии могут быть люди разных политических взглядов и социальных групп. Однако, опираясь на сложившиеся в обществе
духовные принципы и идеалы и независимо от политических убеждений, стиль поведения верующего человека может заметно отличаться от стиля поведения человека неверующего. Кроме того, отношение к власти, политическим решениям и акциям у последователей разных религий отличается: у мусульманина - от христианина, у православного - от протестанта и т.д.
Религия также может выполнять функцию идеологической легитимации власти среди граждан, поддерживая её действия и транслируя её политические решения, тем самым убеждая их в том, что власти (или, иначе, определённым политическим силам) необходимо подчиняться. Говоря о христианстве, К. Маркс писал: «Xристианство не судит о ценности государственных форм, ибо оно не знает различий, существующих между ними, оно учит, как должна учить религия: будьте покорны власти, ибо всякая власть от бога» [4, с. 110]. Но бывает и по-другому: религия может подрывать авторитет действующей власти и власти как таковой.
Со своей стороны политика также способна разными методами оказывать существенное воздействие на религию. Одной из функций политики является законодательное регулирование общественной жизни. Религия, как общественное явление, не может существовать вне правового поля государства, которое через соответствующие законы устанавливает определённые рамки действия религиозных организаций. При этом государство, обладая огромными возможностями, способно как защищать права граждан на свободу совести, декларируя равенство всех религий перед законом, так и создавать климат взаимной нетерпимости и вражды между конфессиональными общностями, если этого требует вопрос удержания власти. В данном случае чаще всего используется самый простой способ влияния политики на религию - компроментация отдельных религиозных объединений или конкретных религиозных деятелей.
В последнее время широкое распространение получила практика создания различных политических партий по конфессиональному признаку. Эти партии являются полноправным элементом любой политической системы общества, поскольку по существу они представляют собой политические институты, хотя и возникли на основе определённых религий. Таким образом, в ряде случаев религия и политика могут не только влиять друг на друга, но и дополнять друг друга в решении определённых задач. Такой союз двух общественных систем имеет особое значение в кризисные и переходные периоды.
Как отмечает исследователь данной проблемы И. Я. Кудряшова, «С изменением исторических условий меняется и роль религии. Мы не только являемся свидетелями её возвращения в политику (а во многих развивающихся странах она оттуда и не уходила), но видим, что полное разделение церкви и государства не выступает сегодня необходимым условием демократии. Более того, нынешние «моральные кризисы» демократии в странах Европы показывают, что «стена» между религией и политикой, возможно, уже не нужна самой демократии» [5, с. 22].
Соотношение религии и политики многомерно. Оно может проявляться в разных сферах, в разных формах и в разной степени интенсивности. Исходя из конкретной ситуации, отношения между религией и политикой могут способствовать как стабилизации, так и дестабилизации общественных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Гегель В. Ф. Философия истории / Гегель В. Ф. Сочинения в 14-ти томах. - М.-Л., Соцэкгиз , 1935. - Т. 8. - 470 с.
2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс. Полн. Собр. Соч. - М.: Политиздат, 1962. -Т. 20. - С. 5-338.
3. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. - 1990, М., «Прогресс», 1990. - С. 644-706.
4. Маркс К. Передовица в № 179 «Kölnische Zeitung» / К.Маркс, Ф. Энгельс. Полн. Собр. Соч. - М.: Политиздат, 1955. - Т. 1. - С. 33-326.
5. Кудряшова И. В. Как изучать взаимодействие религии и политики? / И. В. Кудряшова // Политическая наука. Религия и политика. - 2013. - № 2. - С. 9-24.
G.A. Lemeshko
(Senior Lecturer) Donetsk National Technical University (Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail: lemeshko.donntu@gmail.com
RELIGION AND POLITICS: POINTS OF CONTACT
Annotation. This work is devoted to the analysis of the interaction and mutual influence of two forms of social consciousness - religion and politics, clarification of their features and the search for points of contact. Shows the multidimensionality of the relationship between religion and politics and its role in social development.
Key words: religion, politics, form of public consciousness, state, power, church, Islamic revolution, Christianity, Protestant churches.