Научная статья на тему 'Религия и молодежь'

Религия и молодежь Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1264
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Р.М.

Самое главное писание христианства Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей страны так и в формировании культуры. Как же влияет религия на молодежь? И влияет ли вообще?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и молодежь»

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года детство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.souz.info/library/marx 1844works.htm#_Toc521997476 (дата обращения: 17.01.2014).

5. Пятикнижие Моше. Книга Берешит / пер. и ком. Й. Левин, У Линец. -Калуга: Облиздат, 2010. - 336 с.

РЕЛИГИЯ И МОЛОДЕЖЬ

© Попова Р.М.*

Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Самое главное писание христианства - Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей страны так и в формировании культуры. Как же влияет религия на молодежь? И влияет ли вообще?

Ключевые слова религия, современная молодежь.

Религия - организованное поклонение высшим силам. Она не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Роль религии есть ее влияние на человека и общество. Человек во все времена доверял религии, целью которой было духовное счастье человека.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т.д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветленными или посвященными, святыми и т.п.

Современная цивилизация - болезненное состояние отчаявшегося человека, все более делает его неспособным жить и воспринимать естественную среду, частью которой он является. Человек становится все менее приспособленным для жизни в природе, а уж тем более и в мире религии. Человек развивается, так как природа позволяет все больше и больше пренебрегать

* Студент кафедры Социологии и управления персоналом.

ею. Освобожденный от природы человек становится рабом созданной им же культуры. Если раньше он был творением Божьим, то сейчас он порожденный техногенной культуры. Успехи в научной сфере, в овладении природой с помощью техники еще не вытеснили религию, но оказали глубокое воздействие на религиозное сознание.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Оказалось, что и научно-техническое развитие, и социальная динамика в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности. Вопрос о том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа. Если вопрос ставится в глобально-историческом масштабе, а не применительно к какой-то конкретной религии в каком-то отдельном регионе, то можно лишь попытаться выявить ту тенденцию, которая является определяющей [2, с. 108-120].

В качестве одной из наиболее важных характеристик религиозной жизни российской молодежи, с позиции зарубежных исследований, можно выделить отсутствие критического отношения к традиционным формам религиозной жизни и, прежде всего, к православию. Православная традиция воспринимается без критицизма, как духовное наследие, укорененное в собственной истории и помогающее найти в ней место молодому поколению. Православие - это духовное наследие, максимально актуальное для современности в силу того, что оно служит сохранению национальной идентичности, несет единство в социальную жизнь во время социальных катаклизмов, способствует утверждению сострадания и взаимопомощи в разобщенном российском обществе. Именно современная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшее время. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей. Однако религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих - особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания [2, с. 23-28].

Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. Чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. Как правило, каждое из них считает свои нормы луч-

шими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время тяжелой жизненной ситуации некоторая часть молодежи бежит в церковь, но после того, как жизнь уладится, молодежь начинает вести обычную, повседневную жизнь.

Отношение к религии перестало быть чем-то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те, кто себя считают неверующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество.

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание - красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание -торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент - венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они -лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

Необходимо отметить, что статистические данные по России опровергают теорию секуляризации, утверждающую, что с каждым поколением религиозность неуклонно ослабевает. Сегодня молодое поколение (18-20 лет) по всей России и среди студенчества более ориентировано на традиционные религиозные ценности, чем люди среднего возраста. Поколение 30-59 лет охвачено традиционной христианской верой в меньшей степени. Поколение 60-летних лишь немного превышает по степени религиозности молодежь. Ситуация углубленной секуляризации не характерна для России, где религиозные институты находятся в состоянии партнерства со светскими, распространен достаточно консервативный подход к содержанию религии, а влияние религии на личную жизнь продолжает усиливаться. Некоторые европейские исследователи склонны видеть причину религиозного возрождения России в крепкой коллективной религиозной памяти россиян, выдержавшей проверку атеистической эры и обеспечившей непрерывное единст-

во и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса [5, с. 238].

Человек может быть моральным, соответствовать самым высоким нравственным критериям и в том случае, если он основывает их на божественном авторитете, и в том случае, если он идет по пути самостоятельного выбора моральных норм. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, исторически они вырабатывались в разных формах общественного сознания, включая религиозную. Граница между нравственностью и безнравственностью не совпадает с границей между религиозным и нерелигиозным сознанием. Утверждения, согласно которым только верующий в бога человек может быть нравственным или, напротив, только атеист является полноценным в нравственном отношении человеком, одинаково несостоятельны и являются плодом идеологической предвзятости и нетерпимости. Воспитание нравственно состоятельной личности в школе должно основываться на общечеловеческих нравственных ценностях, на принципе толерантности [5, с. 244].

В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 126 религиозных организаций и незарегистрированных более 180. Со стороны Информационного центра при Президенте РС (Я) проводились социологические исследования в 2002 и 2006 гг. с охватом до 15 000 респондентов во всех улусах республики. В результате стало известно, что 40 % населения республики являются верующими, в том числе 33 % респондентов причислили себя к числу неверующих, но признались, что верят в сверхъестественные явления.

Для примера, 546 студентов саха Якутского госуниверситета в 2011 году отмечали, что их национальность определяется этноконсолидирующим фактором как родной язык (75,8 %). Вторым немаловажным фактором выступает «близость к традициям культуры моего народа» (41,4 %). При определении своей национальности 28,2 % саха указывают религию как пятый основной фактор [4, с. 101-108].

Таким образом, необходим поиск институциональных форм (и соответствующих технологий), которые обеспечат передачу из поколения в поколение языков и культуры коренных народов, при том, что становятся мало действенными не только традиционные локальные институты (род, местное сообщество), но и сравнительно «новые» надлокальные институты, такие, как телевидение, печатные СМИ, издание книг. Внимание молодежи «захватывают» сетевые СМИ с мультимедийным контентом, социальные сети, виртуальные игровые миры. Культурная политика в XXI столетии должна строиться с учетом происходящих культурно-институциональных и технологических изменений, создавая соответствующие «каналы» и формы передачи культуры и языков новым поколениям людей [3].

Список литературы:

1. Каргина И.Г. Нелинейная секуляризация и новые формы религиозности в России и Европе: мат. III Всерос. социолог, конгресса «Социология и общество: пути взаимодействия». - М., 2008.

2. Борисова УС. Особенности этнокультурной идентификации студентов саха // Социальные и гуманитарные исследования на Дальнем Востоке. -Хабаровск: изд-во Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2012. - № 1 (33). - С. 101-108.

3. Борисова УС. Деформации социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство этнокультурных процессов // Европейский журнал социальных наук (European Social Science Jornal). - Рига; Москва: Изд-во АНО «Международный исследовательский центр», 2014. - № 2, Том 1.

4. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект) / М.Ю. Зеленков - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 244 с.

5. Гиндер И.А. Отношение российской молодежи к религии и теория секуляризации // История образования и науки в Сибири. - Красноярск, КГПУ 2009. - Вып. 3. - 288 с. - С. 23-28.

РЕЛИГИОЗНАЯ ДУХОВНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Умирзакова Л.А.*

Казахский гуманитарно-юридический университет, Республика Казахстан, г. Астана

В данной статье выявляются особенности понимания духовности в обществе, приводится анализ религиозной ситуации в современном Казахстане.

Ключевые слова религиозная духовность, культура, общество.

В жизни любого современного общества духовная сфера является важной составной частью, оказывающей существенное влияние на различные стороны его жизнедеятельности. Именно духовная сфера, духовные ценности позволяют выйти из состояния стагнации с достоинством, вынести последствия любого кризиса.

В современной философии существует качественное разнообразие подходов к определению сущности духовности. Духовность исследуется с точки зрения познавательных, нравственных, этических, эстетических и творческих

* Доцент кафедры Истории Казахстана и общеобразовательных дисциплин, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.