Научная статья на тему 'Религиозный вопрос в программах польских либеральных политических партий начала ХХ в.'

Религиозный вопрос в программах польских либеральных политических партий начала ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
либерализм / конфессия / католицизм / государственно-конфессиональные отношения / liberalism / confession / Catholicism / state-confessional relations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный вопрос в программах польских либеральных политических партий начала ХХ в.»

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.1.21

Религиозный вопрос в программах польских либеральных политических партий начала ХХ в.

Игорь Константинович Петрович,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация; e-mail: igor-petrovich-1995@mail.ru

Ключевые слова: либерализм, конфессия, католицизм, государственно-конфессиональные отношения

Religious Issue in the Programs

of Polish Liberal Political Parties

at the Beginning of the Twentieth Century

Igor K. Petrovich,

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation; e-mail: igor-petrovich-1995@mail.ru

Keywords: liberalism, confession, Catholicism, state-confessional relations

Российская империя являлась по этническому составу многонациональным государством. Соответственно, конфессиональный состав населения страны также был разнообразным. Наиболее многочисленной конфессией, согласно результатам всеобщей переписи населения 1897 г., было православие. Православные христиане составляли 69,4% населения России. Приверженцы римско-католического вероисповедания занимали третье место по численности среди конфессий страны — 9,1%, на 2% отставая от мусульман1.

Согласно законодательству Российской империи, все проживающие на ее территории христиане «инославных исповеданий» (не относящие себя к православию), за исключением запрещенных «сект», а также многие представители нехристианских религий пользовались свободой вероисповедания и отправления культа, но не обладали правом проповеди своего вероучения2. Кроме того, христианам запрещалось переходить в другие конфессии (без разрешения императора). Оставались неразрешенными вопросы о заключении брака лицами разных вероисповеданий (браки христиан с язычниками категорически запрещались, а создавать христиан-ско-иудейские или христианско-мусульманские семьи разрешалось только лютеранам при соблюдении ряда условий)3. Поощрялся и всячески поддерживался переход представителей «инославных» исповеданий в православие4. В частности, оказывалась поддержка со стороны государства представителям евреев-христиан — с них снимались образовательные и другие ограничения, существовавшие в империи до 1917 г.

Вышеперечисленные обстоятельства вызывали противоречия, возникающие в государственно-конфессиональных отношениях. В обозначенный период они стали предметом широкого обсуждения представителями либеральной интеллигенции народов России.

Политическая доктрина так называемого «римско-католического либерализма» носила ярко выраженный национальный характер. Такая ситуация была обусловлена тем, что римский католицизм в Российской империи был распространен в большей степени среди народов, традиционно его исповедовавших, и обычно являлся одним из атрибутов национальной принадлежности представителей определенных этносов (в частности, поляков). Наиболее влиятельной партией данного направления была Национально-демократическая партия Польши (эндеция), лидерами которой являлись Р. Дмовский, В. Грабский, Я. Поплавский5. История эндеции начинается в 1887 г., когда в Женеве эмигранты во главе с З. Милковским основали Лигу польскую. В начале 1893 г. она была переименована в Национальную лигу, а в 1897 г. —

в Национально-демократическую партию. Программа провозглашала ее целью достижение национальной независимости польского народа. Во внутренней политике эндеция выдвигала задачи, касающиеся роли римско-католической церкви, в отношении которой предлагалось сохранять положение активного участника общественно-политической деятельности (при этом партия должна была обладать правом возглавлять политическую систему государства). Кроме того, в программе Национально-демократической партии отмечалось, что представители католического вероисповедания должны быть «энергетически защищены от покушений внешних врагов, а также от нападений антинациональных элементов»6. Польские национал-либеральные деятели планировали осуществлять общественный контроль над деятельностью римско-католической церкви. Кроме того, они предполагали ввести принцип свободы совести, обеспечить защиту прав всех вероисповеданий, но с обязательным условием наличия у них «польского характера» (то есть ассоциирования себя с польской нацией, патриотического отношения к польскому государству, осознания принадлежности к польской культуре и т. п.)7.

Программа эндеции в религиозном вопросе была достаточно либеральной. Она провозглашала стремление предотвратить слияние римско-католической церкви и государства, предоставить костелу роль самостоятельного политического фактора в рамках решения вопросов, связанных с интересами конфессии. В то же время остальные конфессии, существующие на территории Польши, для возможности беспрепятственного функционирования обязаны были разделять партийную идеологию. Тем не менее изначально эндеки считали необходимым сотрудничать как с католической церковью, так и с другими религиозными организациями, которые должны были получить свободу проведения богослужений и обрядов и равноправный статус по отношению к православной церкви8. Позже эндеция составила основу «Польского кола» (группы польских депутатов) в Государственной думе, где инициировала законодательные пред-

ложения, связанные преимущественно с национальным вопросом (требование большей автономии Польши, поддержка польского языка)9.

Либеральной идеологии придерживалась и другая партия с ярко выраженным национально-религиозным характером — Конституционно-католическая партия Литвы и Беларуси (далее — ККПЛиБ). Ее руководителями были епископ барон Э. фон-дер Ропп, И. Монтвилл и священнослужитель С. Мацеевич10.

ККПЛиБ представляла собой пример политического движения, основанного на либеральной идеологии и религиозных принципах. Она должна была объединить по религиозному признаку всех литовцев, поляков и католиков-белорусов. В органах государственной власти, местного управления и самоуправления, согласно партийной программе, имели право представлять свои интересы все этнические и религиозные группы населения Российской империи. Образовательные учреждения и армию предполагалось разделить по религиозному признаку11. Партия выступала за восстановление упраздненных епархий, возвращение костелу принадлежавших ему ранее архитектурных сооружений, свободное назначение священнослужителей, избрание епископов и организацию религиозной и общественной жизни римско-католической церкви в строгом соответствии с каноническим правом и церковными уставами12. Кроме того, ККПЛиБ призывала избирателей во время проведения выборов отдавать свои голоса представителям католического духовенства.

Деятельность ККПЛиБ фактически прекратилась незадолго до проведения выборов в Государственную думу. В начале марта 1906 г. епископу Э. фон-дер Роппу было предложено оставить руководство партией как несовместимое с его духовной деятельностью. В газете «Минское слово» в 1907 г. отмечалось, что в основу партии «была положена программа, находящаяся по своим задачам вне сферы церковных отношений и не только не согласная с взглядами правительства, но отчасти и направленная к борьбе с оным»13. В связи

с этим по указанию виленского генерал-губернатора партия была распущена. Некоторые ее члены (в частности Э. фон-дер Ропп) впоследствии стали депутатами Государственной думы — членами «Польского кола».

Среди польских политических партий России начала ХХ в. либеральная идеология занимала важное место в программах Национально-демократической партии Польши (энде-ции) и ККПЛиБ. Их представители выступали за реформирование законодательства и общественно-политической жизни государства путем включения в законы положений

0 свободе вероисповедания, слова и собраний, неприкосновенности личности и соблюдении ее прав и свобод, освобождении крестьян от государственной опеки14. Важное внимание уделялось рассмотрению места религии и церкви в жизни общества и государства. Члены эндеции и КППЛиБ выступали за сохранение той роли, которую играл костел в жизни польского народа. Это обусловило включение положений о необходимости поддержки, защиты и расширения прав римско-католической церкви в идеологические доктрины политических партий. Участвуя в работе законотворческих органов Российской империи, представители эндеции и ККПЛиБ стремились реализовать положения собственных программ легальными методами.

Примечания

1 Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб., 1905. Т. 1-11.

2 Положение иноверцев и раскольников, согласно своду законов // Журнал Министерства юстиции. 1905. № 3. С. 177-204.

3 Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906-1917 гг.). М., 2000. С. 43.

4 Положение иноверцев и раскольников, согласно своду законов... С. 179.

5 After Empire: Multiethnic Societies and National-building: the Soviet Union and Russian, Ottoman, and Habsburg Empires/ ed. by K. Barkey and M. von Hagen. Boulder; Oxford, 1997. P. 84.

6 Программа демократической национальной партии, действующей в русском захвате // Программные документы национальных политических партий и организаций России (конец XIX в. — 1917 г.). М., 1996. Вып. 2. С. 108.

7 Там же. С. 109.

8 Записка ПНДП о нуждах Царства Польского // Программные документы национальных политических партий и организаций России (конец XIX в. — 1917 г.). М., 1996. Вып. 2. С. 114.

9 Lukawski Z. Koto Polskie w Rosyjskiej Dumie Panstwowej w latach 1906-1909. Wroclaw, 1967. S. 27.

10 Смалянчук А.Ф. Палям Беларус i Лтаы у рэвалюцьп 1905-1907 гг. Горадня, 2000. С. 104-105.

11 Tarczyc. Stronnictwo K-K // Gazeta Witenska. 1906. 19 II/4 III. № 5.

12 Там же.

13 Причины увольнения барона Роппа // Минское слово. 1907. 19 X. С. 2.

14 Серова О.В. Барон фон дер Ропп // Вопросы истории. 2012. № 11. С. 110-131.

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.1.22

Перенос мощей

св. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк (1910 г.). Политический, конфессиональный и национальный аспекты*

Виктор Ильич Короневский, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация;

e-mail: st069710@student.spbu.ru

Ключевые слова: Евфросиния Полоцкая, Северо-Западный край, пропаганда

Political, Confessional, and National Aspects of the Transfer of the Relics of St. Euphrosyne of Polotsk from Kiev to Polotsk in 1910

Viktor I. Koronevsky, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation; e-mail: st069710@student.spbu.ru

Keywords: Euphrosyne of Polotsk, Northwest Region, propaganda

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 21-48-04402): «RSF-DFG: Святые и герои: От христианизации к национализму. Символ, Образ, Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.