Научная статья на тему 'Римско-католическая церковь в Сибири на рубеже XIX-XX вв. '

Римско-католическая церковь в Сибири на рубеже XIX-XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
римско-католики / переселение в Сибирь / костелы / культурное освоение Сибири / самобытность. / Roman- catholics / migration into Siberia / churches / cultural mastery of Siberia / originality.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батурин Сергей Петрович

В данной статье проанализирован процесс становления и развития в Сибирском регионе Римскокатолической церкви, ее влияние на формирование менталитета как местного старожильческого населения, так и многочисленных мигрантов из Западных областей России. Массовое переселенческое движение в Сибирь конца ХIХ – начала ХХ веков, значительно ускорившееся вследствие завершения строительства транссибирской железной дороги, значительно увеличило приток мигрантов, в том числе римскокатоликов в этот регион. В переселенческих поселках Сибири развернулось строительство католических храмов, наблюдался рост числа приходов и прихожан, причем строительство осуществлялось за счет средств самих переселенцев. Католики посещали сибирские костелы не только для удовлетворения своих духовных, религиозных потребностей, но и одновременно получали возможность встречаться друг с другом, общаться на родном языке, оказывать взаимную поддержку, вспоминать о родине, соотечественниках, о своих духовных ментальных связях с ними. Создавая свои поселения-колонии, сохраняя самобытность, обычаи, традиции и веру предков, они во многом способствовали хозяйственному и культурному освоению сибирских просторов, ставших для них новой родиной, внесли свой вклад в формирование облика общероссийской и сибирской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROMAN-CATHOLIC CHURCH IN SIBERIA ON THE BORDER OF XIX-XX CENTURIES.

In this article are analyzed the making and development in the Siberian region of Roman Catholic church, its influence on the formation of the mentality of both the local old-resident population and the numerous migrants from the Western regions of Russia. The mass migratory motion into Siberia of the end no-load condition – of the beginning KHKH of centuries, which was considerably accelerated as a result of the completion of the building of Trans-Siberian railroad, considerably increased the inflow of the migrants, including of Romancatholics into this region. In the migratory settlements of Siberia the building of Catholic temples was developed, an increase in the number of arrivals and parishioners was observed, moreover building was achieved due to the means of migrants themselves. Catholics attended Siberian churches not only for the satisfaction of their spiritual, religious needs, but also simultaneously was obtained the possibility to be met with each other, to met with each other, to associate in the native language, to render the mutual backing, to recall about the native land, compatriots, about their spiritual mental connections with them. Creating its settlementcolonies, preserving originality, customs, tradition and the faith of ancestors, they in many respects contributed to the economic and cultural mastery of the Siberian expanses, which became for them the new native land, they made their contribution to the formation of the appearance of all-Russian and Siberian reality

Текст научной работы на тему «Римско-католическая церковь в Сибири на рубеже XIX-XX вв. »

HISTORICAL SCIENCES

УДК: 93/94:172.3

Батурин Сергей Петрович

канд.ист.наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова

Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова,

Россия, 650992, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39 DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11662 РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СИБИРИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Baturin Sergey Petrovich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Humanities Kemerovo Institute (branch) Russian Economic University named after G.V.Plekhanov

Kemerovo Institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics, Russia, 650992, Kemerovo region, Kemerovo, pr. Kuznetsk, 39

ROMAN-CATHOLIC CHURCH IN SIBERIA ON THE BORDER OF XIX-XX CENTURIES.

Аннотация

В данной статье проанализирован процесс становления и развития в Сибирском регионе Римско-католической церкви, ее влияние на формирование менталитета как местного старожильческого населения, так и многочисленных мигрантов из Западных областей России. Массовое переселенческое движение в Сибирь конца XIX- начала XX веков, значительно ускорившееся вследствие завершения строительства транссибирской железной дороги, значительно увеличило приток мигрантов, в том числе римско-католиков в этот регион. В переселенческих поселках Сибири развернулось строительство католических храмов, наблюдался рост числа приходов и прихожан, причем строительство осуществлялось за счет средств самих переселенцев. Католики посещали сибирские костелы не только для удовлетворения своих духовных, религиозных потребностей, но и одновременно получали возможность встречаться друг с другом, общаться на родном языке, оказывать взаимную поддержку, вспоминать о родине, соотечественниках, о своих духовных ментальных связях с ними. Создавая свои поселения-колонии, сохраняя самобытность, обычаи, традиции и веру предков, они во многом способствовали хозяйственному и культурному освоению сибирских просторов, ставших для них новой родиной, внесли свой вклад в формирование облика общероссийской и сибирской действительности.

Abstract

In this article are analyzed the making and development in the Siberian region of Roman Catholic church, its influence on the formation of the mentality of both the local old-resident population and the numerous migrants from the Western regions of Russia. The mass migratory motion into Siberia of the end no-load condition - of the beginning KHKH of centuries, which was considerably accelerated as a result of the completion of the building of Trans-Siberian railroad, considerably increased the inflow of the migrants, including of Roman- catholics into this region. In the migratory settlements of Siberia the building of Catholic temples was developed, an increase in the number of arrivals and parishioners was observed, moreover building was achieved due to the means of migrants themselves. Catholics attended Siberian churches not only for the satisfaction of their spiritual, religious needs, but also simultaneously was obtained the possibility to be met with each other, to met with each other, to associate in the native language, to render the mutual backing, to recall about the native land, compatriots, about their spiritual mental connections with them. Creating its settlement- colonies, preserving originality, customs, tradition and the faith of ancestors, they in many respects contributed to the economic and cultural mastery of the Siberian expanses, which became for them the new native land, they made their contribution to the formation of the appearance of all-Russian and Siberian reality.

Ключевые слова: римско-католики, переселение в Сибирь, костелы, культурное освоение Сибири, самобытность.

Keywords: Roman- catholics, migration into Siberia, churches, cultural mastery of Siberia, originality.

При рассмотрении конфессиональной политики Российского государства на рубеже Х1Х—ХХ веков основное внимание исследователей уделяется православию [2,3,4,5], в то время как иные вероисповедания, в частности, католицизм, сыгравшие значительную роль в социально-экономическом и культурном развитии Российской империи, изучены в гораздо меньшей степени.

История католических организаций в России насчитывает несколько веков, однако их структура сформировалась только в первой половине XIX века. Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, образованное в 1810 г., в 1832 г. было присоединено в Министерству внутренних дел в качестве особого Департамента под тем же наименованием и в таком виде просуществовало до 1917 г., когда и было ликвидировано Временным правительством [7, с. 16].

Высшим органом управления католической церковью в России являлась Римско-католическая духовная коллегия в Санкт-Петербурге, основанная в 1801 г. Глава коллегии — Могилевский архиепископ, являлся митрополитом всех римско-католических церквей в Российской империи. К началу XX века католическое население Российской империи насчитывало свыше 10,5 млн. человек. В России действовало в общей сложности более 5 тыс. католических церквей и каплиц (часовен), в которых служили 4,3 тыс. священников [9, с. 21]. В силу специфики своего создания и функционирования, Могилевская архиепархия в первую очередь подчинялась власти царского правительства в Российской империи, а уж затем - папы Римского. Еще Петром I был провозглашен основополагающий принцип отношения российской власти к римско-католической церкви на территории Российской империи, соблюдавшийся вплоть до 1917 г.: терпимое отношение к католикам при условии их полной политической лояльности.

В азиатской части России католические общины возникают лишь в начале XIX века. Создаются католические приходы с центрами в Томске, Иркутске, Красноярске, Нерченске и т.д. Местными органами управления были духовные консистории в каждой епархии. До начала XX века в Сибири не было католических административных единиц. Но в связи с резким увеличением численности переселенцев, в том числе римско-католического исповедания, встал вопрос об образовании особой Сибирской епархии. Это предложение не сразу нашло поддержки у Министерства внутренних дел. Однако, опасаясь падения нравственности у католического населения, активизации польского повстанческого движения в местах проживания ссыльных поляков, в 1909 г. Главным управлением духовных дел иностранных исповеданий были учреждены сибирские деканаты: Омский, Томский и Иркутский. К Омскому деканату были причислены храмы: Екатеринбургский, Омский, Тобольский, Тюменский, Курганский, Челябинский, Кел-леровский, Мариенбургский, Кустанайский, Петропавловский. Численность католиков во всех

приходах деканата на момент его создания составляла 38 тыс. чел. Томский деканат объединил все римско-католические церкви, молитвенные дома, каплицы и филиальные костелы Томской губернии. Количество прихожан на 1909 г. составляло 35 тыс. 770 чел. [9, с. 17].

Хотя отдельные католики начали попадать на территорию Восточной Сибири еще в XVII веке, становление здесь административной и организационной структуры католической церкви началось только в начале XIX века - с прибытием в регион представителей монашеского ордена иезуитов. Наибольший вклад в становление организационной структуры католической церкви в восточно-сибирском регионе внесли представители монашеского ордена бернардинцев, прибывшие на смену изгнанным из России в 1820 г. иезуитам. Благодаря усилиям бернардинцев в 1826 г. в Иркутске был сооружен первый в регионе католический храм, вокруг которого сосредоточились католики не только Иркутска и Иркутской губернии, но и всей Восточной Сибири. Иркутский приход в то время в территориальном отношении являлся самым крупным католическим приходом в мире. В 1836 г. образовался самостоятельный католический приход в Красноярске, а в 1842 г. - в Нерченске. В 1857 г. был сооружен католический храм в Красноярске; в 1876 г. - в Чите [6, с. 22]. Таким образом, Иркутск, Красноярск и Чита последовательно оформляются как центры нового организационного, административного и культурного влияния католической церковной организации на обширную территорию региона.

Руководители сибирских деканатов подчинялись непосредственно архиепископу Могилев-скому. Без согласования с вышестоящими инстанциями католическим организациям Сибири невозможно было решить ни один вопрос церковной жизни: построить новую церковь, создать новый приход, назначить или перевести в другой приход священника, обеспечить священника денежным содержанием, приобрести недвижимость, организовать сбор пожертвований и т.п.

Желающие иметь в своем населенном пункте католический храм, должны были обратиться с ходатайством в Духовную коллегию, которая, в свою очередь, обращалась с соответствующий просьбой в Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Установленный порядок строительства храмов начал действовать с марта 1910 г. За постройку культовых зданий, "не получив на то дозволения надлежащего духовного и светского начальства", виновные подвергались "денежному взысканию" [8, оп. 125, д. 693, л. 86]. Правительство в лице Департамента духовных дел иностранных исповеданий шло навстречу просьбам католиков о строительстве храмов. Только в период с 1909 по 1912 гг. разрешение на строительство храмов получили католики поселков Гриневичи, Елизаветинский, Зачулымский, Зе-ленополь, Хлебный, станций Тайга, Тюхтеть. В Енисейском, Томском и Иркутском переселенческих районах в этот период было построено 7 ко-

стелов. В эти районы по просьбе иностранного духовенства, а нередко и по инициативе Переселенческого управления командировали католических священников [1, с. 240].

Назначение священнослужителей в построенные или еще находившиеся в процессе строительства церкви происходило следующим образом: управляющий Могилевской архиепархией рассылал соответствующие представления губернатору Тобольской или Томской губернии, на чьей территории находился храм, а также курату - настоятелю приходского храма, в чьем ведении находился причт, руководителю соответствующего деканата и Могилевской римско-католической духовной консистории. Если ни с чьей стороны возражений не было, то предлагаемая кандидатура считалась утвержденной и священнослужитель отправлялся к новому месту служения.

Сибирские священники-католики жили исключительно за счет "тарелочного сбора", т.е. пожертвований прихожан, поэтому отличались крайней бедностью. На просьбу о выделении средств на содержание католических священнослужителей из государственной казны в 1910 г. был получен отказ: "... отпуск кредитов из казны на содержание сибирского римско-католического духовенства не предусмотрен и принципиально, в силу действующих государственных узаконений, на обязанности правительственной власти может лежать забота о содержании лишь представителей господствующей церкви и православных храмов, а признанные ино-славные церкви содержатся на средства своих последователей". В виде исключения новорукополо-женным священникам на проезд к месту службы

Таблица 1

Вероисповедный состав населения сибирских губерний и областей на основании данных первой

выделялось по 100 рублей, вне зависимости от расстояния [11, оп. 125, д. 680, л. 184]. Кроме того, римско-католическая церковь наряду с другими инаславными конфессиями не имела права заниматься миссионерской деятельностью, которая до 1905 г. оставалась прерогативой Русской православной церкви. 17 апреля 1905 г. был объявлен Высочайший Манифест о свободе вероисповедания, который снял различного рода ограничения с деятельности инославных конфессии в Российской Империи.

Согласно данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., римско-ка-толики составляли 9,09 % от общего состава населения, 69,5 % составляли православные с единоверцами, 11,1 % - мусульмане, 2,9 % - протестанты. Таким образом, католики являлись третьей по численности конфессиональной группой в России. Правда, в Сибири они составляли лишь 0,6 %, большая их часть проживала в Европейской России - 4,6 %, а в Привисленских губерниях католики являлись доминирующей конфессиональной группой - 74,3 % [10, т. 6, с. 19].

В конце XIX - начале XX веков в процесс массовых переселений в Сибирь были вовлечены и римско-католики - поляки, литовцы, латыши, белорусы, немцы. Их местом проживания стали Томская, Тобольская, Енисейская, Иркутская, Забайкальская губернии, Акмолинская область. О вероисповедном составе населения сибирских губерний и областей свидетельствуют данные таблицы 1 [2, с. 10].

Губерния и область Всех жителей, в %

православные магометане католики протестанты иудеи прочие христиане не христиане

Акмолинская 34,31 64,43 0,25 0,77 0,24 - -

Енисейская 96,4 0,86 1,08 0,66 1,00 0,01 0,35

Забайкальская 81,0 0,48 0,30 0,10 1,18 0,01 16,93

Иркутская 83,62 1,48 0,78 0,15 1,60 0,03 12,34

Тобольская 94,12 4,47 0,50 0,43 0,17 - 0,31

Томская 95,62 2,12 0,44 0,10 0,40 0,01 1,31

Если сравнивать насыщенность католическим заметим, что в 1897 г. процентное отношение като-населением Западносибирского и Восточносибир- ликов к основной массе сибирского населения было ского регионов в конце XIX - начале XX веков, то несколько большим в Восточной Сибири, нежели в

Западной.

Таблица 2

Состав римско-католического населения сибирских губерний и областей на основании данных первой переписи населения 1897 г., в абсолютных данных и процентах ко всем жителям

Губг Губерния и область Мужчины Женщины Всего

А абсолют. данные %

Енисейская 4561 1607 6186 1,08

Иркутская 2990 1042 4032 0,78

Тобольская 4378 2707 7085 0,50

Томская 5388 3199 8587 0,44

Забайкальская 1440 455 1895 0,30

Акмолинская 997 707 1704 0,25

Ито Итого: 19754 9717 29471 0,56

Подсчитано по источнику: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Распределение населения империи по главным вероисповеданиям. СПб. 1901. - С. 2-5, 34-37.

К 1911 г. вероисповедный состав населения сибирских губерний в процентном отношении не изменился, хотя численность жителей резко возросла

в связи с колонизационными процессами. Рассмотрим эту динамику на примере Томской губернии, где проживало по данным первой переписи населения 1897 г. наибольшее число римско-католиков - 8 тыс. 973 чел.

Таблица 3

Численность населения Томской губернии по конфессиональной принадлежности

(за 1897 и 1911 гг.)

Исповедание Количество исповедующих

1897 г. 1911 г.

Пра православное 1 743 704 3 399 343

Ста старообрядческое 99 055 140 000

Рим римско-католическое 8 973 39 000

Лют лютеранское 1 945 21 000

Иуд иудейское 7 899 16 055

Мус мусульманское 40 201 30 789

Ито Итого: 1 927 932 3 673 746

Составлено по данным: Азиатская Россия. - СПб. 1914. - С. 236, 240.

Количество католиков в Томской губернии увеличилось за 14 лет в 4,3 раза, лютеран - в 10,5 раз, православных - в 2 раза. Число русских православных оставалось на данной территории, конечно, преобладающим. Несмотря на быстрый рост лютеранских поселений, католики превосходили их в количественном отношении в 2 раза.

В 1897 г. основным контингентом римско-католического населения Сибири были ссыльные. Как отмечают сами организаторы переписи населения: "Сравнительная многочисленность поляков объясняется, конечно, массовою ссылкою их в Сибирь после восстания 1863 г., из которых многие, получив помилование, возвратились обратно на родину, но часть их них, найдя заработок, осталась в губернии, рассеявшись почти по всем округам" [10, т. 78, с.XXX VII].

Относительно Томской губернии было замечено: "римско-католики почти все состоят из поляков, литовцев и латышей", что касается Акмолинской области, то "относительное распределение народностей по вероисповеданиям вообще совпадает с установившимися понятиями по принадлежности данной национальности к известной религии, т.е. русских к православию, поляков к католичеству, турецко-татарских народностей к магометанству и т.д." [10, т. 74, с. VI].

В Восточной Сибири также возросло общее количество католиков, костелов и приходского духовенства. В 1850 г. в регионе насчитывалось 3086 католиков, 1 костел, 4 священника; в 1897 г., соответственно, 11 тыс. 455, 3 и 5; в 1915 г. - до 20 тыс., 18 и 8 [6, с. 26].

Сибирь в начале ХХ века становится важнейшим регионом колонизационной политики Российской империи, причем этот процесс сопровождался строительством железной дороги, с окончанием постройки которой сюда хлынули массы крестьян-пе-

реселенцев из Европейской России, в том числе католического вероисповедания в целях свободного хозяйствования на свободной земле.

Добровольная польская аграрная миграция стала массовой, по мнению польского историка В. Масяржа в период с 1907 года по 1914 год. В Сибирь ехали чиновники, служащие, юристы, учителя, купцы, врачи, а больше всего инженеры и квалифицированные рабочие на строительство Транссибирской железной дороги. Жили они в основном в городах и на станциях вдоль железной дороги [8, с. 14].

В годы Первой мировой войны в Сибирь по-прежнему, в поисках лучший доли, прибывали переселенцы, появилось эвакуированное из зоны военных действий католическое население - беженцы и военнопленные из австрийской и германской армий. Большинство беженцев католического исповедания обосновались в городах и на железнодорожных станциях вблизи транспортных магистралей. По сведениям особого совещания, по устройству беженцев, к ноябрю 1915 г. по Транссибирской железной дороге прошло около 15 тыс. беженцев, основная часть которых была размещена в городах Омске, Красноярске и Иркутске; к августу 1916 г., число осевших в одной только Томской губернии составило 56 тыс. человек [11, оп. 128, д. 1426, л. 133, 167].

Последующие переписи населения не ставили своей задачей исследование вероисповедного состава населения страны. Есть данные лишь по Томской губернии, где число католиков было наибольшим в Сибири. В 1909 г. в городах и селениях Томской губернии проживало 35 тыс. 990 человек католического исповедания, через год, в 1910 г., -уже 41 тыс. 111 чел., в 1912 - 43 тыс. 537 чел., в 1913 г. - 51 тыс. 991 чел., что в среднем составило от 1,07 до 1,35 % населения губернии [9, с. 15].

Большая часть римско-католиков проживала в городах - 3,11 % от всего городского населения и

лишь 0,87 % - на селе, хотя в 1907 г. соотношение было иным: большинство римско-католиков проживали в деревнях, т.к. находились под надзором полиции и для въезда в город требовалось особое

разрешение. В начале XX века переселенцы получили свободу в выборе места жительства. О католическом населении Сибирских городов свидетельствует таблица 4.

Таблица 4

Католическое население Сибирских городов в 1910 году

Город Римско -като лики Поляки (чел.)

чел. %

Акмолинская область

Омс Омск 4 850 3,8 Нет сведений

Акм Акмолинск 25 0,2 25

Атб Атбасар 18 0,6 5

Кок Кокчетав 9 0,2 9

Пет Петропавловск 182 0,5 190

Ата Атаманский хутор 2 059 8,7 2 059

Тобольская губерния

Тоб Тобольск 1 029 5,7 874

Бер Березов 19 1,5 19

Иш Ишим 313 2,4 322

КургКурган 655 2,7 655

Сур Сургут 21 1,6 21

Тар Тара 240 2,1 240

Тур Туринск 54 1,8 54

Тюк Тюкалинск 102 1,9 102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тю Тюмень 640 2,0 640

Ялу Ялуторовск 12 0,3 12

Томская губерния

Том Томск 3 916 3,6 3 916

Бар Барнаул 59 0,1 59

Бий Бийск 271 1,0 -

Каи Каинск 140 2,2 140

Куз Кузнецк 20 0,5 20

Мар Мариинск 775 4,2 182

Зме Змеиногорск 10 0,1 10

Ко Колывань 7 0,1 7

Нар Нарым 2 0,2 Нет сведений

Нов Новониколаевск 2 065 3,9 1 965

Составлена по данным: Города России в 1910 г. - СПб. 1914. - С. 1030-1031, 1100-1101.

Заметим, что подавляющее большинство католиков-переселенцев в сибирских городах являлись гражданами польской национальности, за исключением г. Бийска, где все католики оказались немцами. В Мариинске, Новониколаевске, Тобольске, Омске католиками являлись наряду с поляками литовцы, латыши, белорусы, немцы.

Согласно данным первой Всеобщей переписи населения 1897 г., в процентном отношении исповедовали католичество 97,3 % сибирских поляков, 94,8 % литовцев, 81,1 % латышей, 10,1 % немцев, 0,7 % белорусов, 0,05 % цыган, 0,03 % великороссов [10, т. 73, с. 60-61; т. 74, с. 64-65; т. 75 с. 60-61]. К 1910 г. процентное соотношение католиков по национальностям не претерпело существенных изменений (табл. 5).

Таблица 5

Национальный состав населения западносибирского региона к 1910 г., в %

Губернии и области немцы русские татары поляки фины евреи литовцы

Тоб Тобольская 0,1 91,6 4,6 0,4 2,5 0,2 0,2

Губ губерния

Том Томская 0,1 91,4 6,4 0,3 0,9 0,4 0,1

Губ губерния

Акм Акмолинская область 0,7 33,1 64,4 0,2 1,3 0,2 0,1

Всего по империи 1,6 65,5 10,6 6,2 4,5 3,9 2,4

Составлена по данным: Ежегодник России 1910 г. - СПб., 1910. - С. 65.

Однако был рост в абсолютных цифрах. Только в Томской губернии, как мы уже указывали, в 1897 г. проживало - 8 тыс. 973 прихожанина рим-ско-католческой церкви, а уже в 1911 г. - 39 тыс. чел. [1, с. 240].

Массовое организованное движение немцев-католиков в Алтайский округ Томской губернии началось после принятия Государственной Думой и Государственным Советом закона от 19 сентября 1906 г. "О передаче кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления Землеустройства и Земледелия для образования переселенческих участков". Выходцами из Поволжья и с Украины уже в 1907 г. были основаны 14 немецких поселений в Славгородском уезде Томской губернии, в 1908 г. - 16, 1909 г. - 16, в 1911 г. - 1, в 1913 г. - 4, в 1914 г. - 1. Часто мигранты давали своим колониям названия тех населенных пунктов, откуда они выехали в Сибирь: так появились в Акмолинском уезде Саратов, в Омском - Одесса, в Славгородском уезде в 1912 г. появился даже собственный Лондон, где обосновались 324 немца католического исповедания. Католики и лютеране нередко образовывали совместные поселения. Всего же в период с 1906 по 1914 гг. немецкими колонистами в Омском и Славгородском уездах было образовано 323 населенных пункта и более 130 - в Северном и Восточном Казахстане [12, с. 36]. К их числу относятся Александрхайм Славгородского уезда (240 католиков), Блюменталь (Цветнополье) Ореховской волости того же уезда (129 католиков), Гейдельберг (700 католиков) и Маленький (186 католиков) в Знаменской волости, Екатериненталь (115 католиков) в Ключевской волости, Либенталь (346 католиков) в Орловской волости и Лондон (324 католиков) в Благовещенской волости того же уезда [9, с. 19].

Благодаря поддержке Переселенческого Управления в переселенческих районах возводились новые католические церкви. В 1906 г. были построены молитвенные дома в поселках Вяземский, Ломовицкий, Маличевка, Кыштовка, филиальный костел в г. Каинске, в 1907 г. - филиальный костел в г. Барнауле, в 1908 г. филиальный костел в поселке Верхне-Куртамское, в 1909 г. - молитвенные дома в поселках Келлеровка и Мариенбург, в 1910 г. - молитвенные дома в г. Тара и поселке Хлебный, филиальный костел в поселке Зачулымский, 1911 г. - молитвенные дома в поселках Гриневичи и Елизо-ветенский, в 1912 г. молитвенный дом в поселке Зе-ленополь, в 1914 г. филиальный костел в г. Славго-роде. В г. Тобольске в 1909 г. был достроен и освящен новый костел в готическом стиле из красного кирпича, в том же году Ишимской церкви даровано новое здание, а в Новониколаевске построен каменный костел, который получил статус приходского храма. В ранг приходского в 1910 г. был возведен костел в г. Каинске. В 1912 г. было получено положительное решение о строительстве в г. Томске второго католического храма, т.к. первый уже не вмещал всех прихожан. Число новоприбывших католиков было так велико, что даже строившиеся

храмы, каплицы и молитвенные дома не могли удовлетворить религиозных требований всех желающих. Для удовлетворения нужд католиков, проживавших вдали от приходских храмов, создавались капеллании (разъездные причты). В 1909 г. капел-лании были учреждены в поселках Донском и Плотниково Змеиногорского уезда Томской губернии, городах Зайсане, Семипалатинске, Усть-Каменогорске [9, с. 19].

Большую роль в оказании помощи пострадавшим сыграли члены благотворительного общества Притомской римско-католической церкви. В городах Новониколаевске и Томске селились рабочие и служащие, а земледельцы направлялись в сельскую местность. При расселении беженцев учитывалась их национальная и конфессиональная принадлежность, что, безусловно, способствовало быстрой адаптации мигрантов в новых условиях. Стремясь к удовлетворению не только материальных, но и духовных потребностей беженцев, Министр внутренних дел издал распоряжение за №2 6403 от 20 ноября 1915 г., предписывавшее местным гражданским властям в местах массового скопления католиков выдавать, с соблюдением предосторожностей, разрешения на устройство временных помещений для совершения богослужений.

Стремительно увеличивавшееся количество лиц католического исповедания уже не успевали обслуживать местные священники. В помощь им, с согласия Министерства внутренних дел, в 1915 г. было командировано еще около 100 пастырей, в основном из числа беженцев. Правительство даже взяло на себя бремя расходов на содержание этих духовных лиц: им назначалось ежемесячное жалование в размере 150 рублей [11, оп. 128, д. 1426, л. 214, 325].

Новые общины в эти годы не создавались, не возводились и новые культовые здания, кроме постройки в 1916 г. деревянного молитвенного дома в г. Тара и освящения в том же году часовни в г. Бий-ске. Беженцы примыкали к уже существующим на данной территории общинам.

Февральскую революцию 1917 г. католики встретили с энтузиазмом, поскольку 2 (14) сентября 1917 г. Временное правительство издало распоряжение, юридически уровнявшее римско-католическую и православную церкви, даровав католикам свободу духовной деятельности, контактов с Римом, в том числе и по делам назначения епископов без согласования с российским правительством.

В октябре 1917 г. деятельность русской миссии в Ватикане прекратилась. Директивным документом, положившим конец легальному существования римско-католической церкви в России, стало постановление НКЮ "О порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 30 августа 1918 г., лишившее все религиозные объединения имущества и прав юридического лица.

Таким образом, культурная колонизация Сибири в конце XIX - начале ХХ веков, включавшая в себя римско-католическое население, являлась составной частью государственной переселенческой

политики. Оказание помощи переселенцам не только в экономическом, но и в духовно-нравственном плане особенно после 1905 г. привлекало в Сибирь все новые потоки мигрантов. Католики посещали сибирские костелы не только для удовлетворения своих духовных, религиозных потребностей, но и одновременно получали возможность встречаться друг с другом, общаться на родном языке, оказывать взаимную поддержку, вспоминать о родине, соотечественниках, о своих духовных ментальных связях с ними. Создавая свои поселения-колонии, сохраняя самобытность, обычаи, традиции и веру предков, они во многом способствовали хозяйственному и культурному освоению сибирских просторов, ставших для них новой родиной, внесли свой вклад в формирование облика общероссийской и сибирской действительности.

Список литературы:

1. Азиатская Россия. Издание переселенческого управления, главного управления землеустройства и земледелия. т. 1.

2. Батурин С.П., Батурина Т.В. Взаимоотношение Русской православной церкви с иными христианскими конфессиями в Сибири на рубеже XIX-XX вв.// Духовные истоки русской культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. ч. 1. - Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2005.

3. Батурина Т.В., Батурин С.П. К вопросу о культурно-просветительской деятельности Русской

православной церкви в Сибири в пореформенный период/ Социогуманитарный Вестник: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. - 2011, №»7. - С. 3237

4. Батурин С.П., Батурина Т.В. Конфессиональный фактор крестьянских переселений в Сибирь в конце XIX - начале XX века/ Социогумани-тарный Вестник: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. - 2014, №1(13). - С.63-67

5. Батурин С.П. Государство и православная церковь в колонизационных процессах Сибири на рубеже XIX - XX веков/ Социогуманитарный Вестник: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2017, №1(17). - С. 132-140

6. Емельянов С.М. История католической церкви в Восточной Сибири (начало XIX в. - 1917 г.) Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Иркутск, 2002.

7. Задворный В., Юдин А. История католической церкви в России. - М., 1995.

8. Масярж В. Поляки в Восточной Сибири 1907-1947 гг.) - Автореф. дисс. д.и.н. - Иркутск, 1995.

9. Недзелюк Т.Г. Римско-католическая церковь в Западной Сибири 1881-1918 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Новосибирск, 2001.

10. Первая Всеобщая Перепись населения Российской империи 1897г. - СПб. 1901.

11. РГИА, ф. 821.

12. Xаневич В.А. Сибирские ксёндзы // Сибирская старина. - 1995. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.