РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
УДК 1.091.470
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ СЛАВЯНОФИЛОВ: ПРАВОСЛАВИЕ КАК БАЗИС РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ С КАТОЛИЦИЗМОМ
В.В. Лыткин1), Д.Ю. Дерюгина2)
1 2)
, ) Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
1) e-mail: [email protected]
2) e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению в трудах славянофилов тезисов о роли православия в истории русской культуры и как следствие взаимоотношениях славянского народа с Западом. Религиозный вопрос занимает ключевые позиции в идеологии славянофильства, определяя все дальнейшие утверждения и особенности развития русского народа и культуры. Проанализированы взгляды идеологов на истинную миссию русского народа и различия в восточном и западном христианстве. Особенно отмечаются особенности восточного христианства - православия и его идеалов. Часть западников обвиняла соперников в распространении идей панславизма, что не совсем соответствовало действительности. Что доказывается на дальнейшем детальном разборе принципов православной веры. Рассматриваются отличительные черты православной веры, такие как разумное соотношение разума и чувств, миролюбие и преобладание коллективного над индивидуальным. Благодаря этим принципам русский народ смог избежать и преодолеть кризис, с которым столкнулась римско-католическая церковь (подмена авторитетов, излишний рационализм и т. д.). Вместе с тем, в настоящее время разрыв между Западом и Востоком всё больше увеличивается, отдаваясь рикошетом на церковную сферу. Что делает идеи славянофилов всё более актуальными в настоящее время.
Ключевые слова: дихотомия «Запад-Восток», православие, западное христианство, русская культура, западничество, славянофильство, соборность.
Введение
На сегодняшний момент всё глубже и основательнее происходит разлом между Западом и Востоком, между Россией и Западом. И линия этого разлома проходит яркой чертой по духовной сфере общества, что объясняется извечным вопросом дуалистичности русской культуры. Всем известная аксиома об истинно русских славянофилах и смотрящих в сторону от исконности западниках имеет под собой вполне рациональную основу, которая включает в себя базовый религиозный компонент. Что неудивительно, ведь церковь издревле представляет собой важнейший социальный институт, имеющий влияние во всех сферах общества, а особенно в культуре и политике [3, с. 57]. Славянофилы твердили о православии как стержне русской ментальности и существовании народа на этом базисе в принципе, критикуя при этом западный вариант христианства. Что же именно определялось отцами истинно русской мысли как идеалы православия, и какие черты противопоставлялись западному варианту религии?
Эволюция славянофильства и западничества
Идеология славянофилов зарождалась и эволюционировала поэтапно, претерпевая самые разнообразные метаморфозы. Это также касается концептуальной роли православия в ней. Для того чтобы понять сущность их учения, уместно будет обратиться к предтече их формирования. А зачиналось всё с кружка «Общество любомудрия» (любомудры), который и породил в дальнейшем таких славянофилов как И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев и другие. Участники кружка живо интересовались идеалистической немецкой философией и ставили идею самопознания во главе развития человека [13, с. 88]. Однако, помимо самопознания не отрицалась внутренняя духовная база русского человека. Для того чтобы познать саму сущность человека, ему необходимо обратиться к своим корням и понять первооснову народа. Изначально архивные юноши базировали предмет своих споров исключительно на понятных и доказанных философских основаниях -«начала, на которых должны быть основаны всякие человеческие знания» [8, с. 51]. Впрочем, на тот момент они ещё не выделили идеал философской веры и даже предполагали, что Киевская Русь намеренно отделила себя от западной ветви конфессии, приняв искажённый византийский вариант христианства. Но одновременно с этим им был
чужд католический рационализм, который не предполагал преобладания сердца над разумом. Принимая идею Божественной воли и провидения, они задавались вопросом проявления народного духа и его цели для процветания народа, его самосовершенствования. На этом этапе уже можно разглядеть отголоски концептуальной роли православия в становлении русского духа, развития национальной идеи и прогресса. Озадачиваясь в этом же контексте идеями народности, представители кружка любомудрия особенно отмечали в них эффективную деятельность великого русского поэта А.С. Пушкина. По мнению того же Киреевского, Пушкину удалось передать особый русский дух и отметить его отличительные черты в литературном творчестве: аскетизм, духовность и целостность.
Здесь стоит сразу же обратить внимание, что любомудры, а далее славянофилы не отрицали положительный опыт в преемственности прогресса западных стран. Но заимствование достижений Запада не должно быть слепым копированием, а лишь той взлётной полосой, с которой можно будет развить свои исключительные способности, особенности, опираясь на потребности русского быта и повседневности [7, с. 51-52]. А русская повседневность рождается из религии и неразрывно с ней развивается, о чём писал Киреевский в своей статье «Девятнадцатый век»: «... одна зависимость феодального устройства от церкви, служащей первым основанием всех феодальных прав и отношений, уже полагает такое различие между двумя системами, что непонятно, каким образом многие из литераторов наших хотя бы на минуту могли почитать их одинакими» [7, с. 74].
В процессе становления идей славянофилов возникало немало противоречий, на что указывает Н.Л. Бродский: «устраняя неясности в одних случаях, оно привносило их в других областях» [1, с. 103]. Установлением истинного славянофильства возможно считать важный момент разлада между партиями в 1839 году и прояснение истинных мотивов [4, с. 189]. С этого момента начинается развитие непосредственно философии славянофилов и оформление враждебного им течения западников. В своём противостоянии несогласные стороны затрагивали самые первоосновные и животрепещущие вопросы российской действительности второй половины XIX столетия. Одним из которых и стала роль православия в развитии русской культуры и
общества. В этот период особенно активно происходит взаимное духовное обогащение, основанное на едином базисе традиционных ценностей и особой русской ментальности.
Религиозные идеи у славянофилов и западников
Если говорить о роли религии в догматах обоих течений вообще, то первое упоминание о догмате церкви как о фундаментальном столпе всей истории и философской мысли вообще встречаем ещё у Чаадаева [14, с. 17]. Однако стоит сразу оговорить, что он выделял только лишь западную церковь как первооснову общества и провидения, а православную церковь определял как «выпадающую из тайны времени».
Вслед за известным философом и другие деятели стали особое значение уделять религиозным аспектам при решении философских вопросов. Первым по значимости можем указать Н.В. Гоголя, которого по праву можно назвать пророком православной культуры. Писатель утверждал, что в Православной Церкви «заключена возможность разрешения всех вопросов, которые ныне в такой остроте встали перед всем человечеством» [11, с. 89]. Это и есть та новая мысль, которая стала исходным пунктом для целого ряда русских мыслителей. Гоголь выводит мысль о том, что русское православие имеет свой особенный колорит, который существенно отличается от западного христианства.
Именно это осознание даёт старт активному движению славянофилов и продвижение идеи инаковости русского православия и исключительности его влияния на русскую культуру. Один из первых идеологов и, не побоимся сказать, первый русский богослов и «учитель церкви» А.С. Хомяков заостряет особое внимание на роли веры в просвещении. Лишь любовь может сыграть эмульсирующим компонентом в связке сознания и умственных сил. И только лишь восточный вариант православия способен добавить и эффективно использовать этот важный элемент. Поскольку западный католицизм и протестантизм слишком извращены чистым рационализмом и однобокостью мышления. Однако вновь не стоит забывать, что хорошее в заимствовании также наблюдается, но не стоит целиком дублировать имеющееся. Недаром ведь по утверждению А.И. Герцена западники и славянофилы «...как Янус или как двуглавый орел, смотрел в разные стороны, в то время как сердце билось одно» [2, с. 304].
Исходя из того, что славянофилы так ревностно почитали православие, они не воспринимали насильственные методы в любой борьбе: будь то освобождение славян или же прения в спорах о культуре. Тем не менее, ряд западников (Чаадаев, Герцен и некоторые другие) отождествляли их с панславистами. На что И.С. Аксаков аргументированно опровергал эти обвинения: «В панславизм мы не верим и считаем его невозможным, - заявлял он, - потому что: 1) для этого необходимо было бы единоверие славянских племен, а католицизм Богемии и Польши составляет элемент враждебный, чуждый, несовместимый с элементом Православия прочих славян; 2) все отдельные элементы славянских народностей могли бы раствориться и слиться в целое только в другом крепчайшем, цельном, могучем элементе, т. е. в русском; 3) большая часть славянских племен уже заражена влиянием пустого западного либерализма, который противен духу русского народа и никогда к нему привиться не может» [11, с. 173-174].
В теории славянофильства истинный славянин отличается смирностью, покорностью и не склонен к экспансии, что является следствием приверженности православия. Известная исследовательница славянофильства Е.А. Дудзинская подчеркивает, что религиозный аспект являлся базовым и очень важным для славянофилов [3, с. 32]. Это вполне логично объясняется тем, что восточное христианство должно сыграть роль объединяющего инструмента в истории славянских народов. Славянам необходимо прочувствовать православие и прильнуть к истокам веры. Эта же мысль о сущности ментальности славянских народов отразилась в метком замечании Н.Л. Бродского: «Религиозное настроение, нравственные стремления, христианские идеалы слились с горячим чувством родины» [1, с. 102]. Идеологи славянофильства неоднократно обращали внимание на сильное религиозное начало русского народа, что «церковь создала единство русской земли» [12, с. 220]. Православие ещё со времён Древней Руси неразрывно связано с развитием русского народа и только лишь оно поможет ему сейчас спастись. Тот же Хомяков вывел утверждающий тезис, что католицизм «есть противная природе тирания», протестантизм -«беззаконный бунт», православие же - «твердыня и убежище» [12, с. 284].
Опираясь на такие высказывания идеологов, не стоит забывать о том, что они всё более относились к массовому (народному) пониманию религии и шли параллельно с официальным толкованием церкви [3, с. 32-33]. Церковники недостаточно развивали самобытные идеи православия и слишком сильно зависели от государственной политики, что вызывало недовольство истинных ревнителей православия. Сами они опирались на исконные идеи веры и зачастую отвергали «казённую религию», которая не могла исполнить свою миссию в полной мере.
Славянофилы и Русская Православная Церковь
Несмотря на несколько критичное отношение к официальной православной церкви своего времени, славянофилы ещё более критично подходили к рассмотрению западного христианства. Вновь они критиковали излишнюю рассудительность и рационализм римско-католического учения. Преобладание рассудка над сердцем не позволяет в полной мере развить самобытность народа и выполнить предначертанную миссию [6, с. 204]. К тому же чрезмерное возвышение в католицизме авторитета Папы, посланника Божиего на земле, свело на нет истинную цель веры. К протестантизму отношение было более снисходительным, но всё также отступающим от первооснов христианства [10, с. 64]. А.С. Хомяков критиковал в своих работах оба ответвления, обосновывая тем, что в этих учениях не могут сойтись в одном пространстве свобода и единство. Небесное в западном варианте веры воспринимается как земное, и гордыня возобладает над возвышенным. Русская же версия лишена этого недостатка и свободна от излишнего рационализма, пронеся вглубь веков аутентичный вариант христианства, который позволит России раньше Европы прийти к общественной справедливости [9, с. 41]. Вера славянского народа целостная и способна в равной степени использовать как рассудок, так и чувство [1, с. 106].
В учениях славянофилов особую важность играет идея о возможном мировом господстве России в истории. При условии того, что она сохранит свои идеалы и корни, придерживаясь истинных принципов восточного типа христианства - православия. Как и говорилось ранее, ещё прародители славянофилов - любомудры видели сохранение традиций в первую очередь в сфере культуры и языка в особенности. Необходимо сохранить исконно русскую культуру и нравственные
традиции, а также не допускать интервенции западных обычаев. Хомяков в своём «Послании» завещал: «Человек не может уже понимать вечную истину Христианства иначе, как в ее полноте, т. е. в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви» [12, с. 152]. «Представителем же этого понятия является Восток, по преимуществу же земли Славянские, и во главе их наша Русь, принявшая чистое Христианство издревле» [12, с. 156]. Именно эти отличительные черты российского государства смогли бы спасти его от иностранного нашествия и уберечь от различных революционных потрясений.
Знаменитый термин «соборность» изначально являясь вечной православной ценностью, основанной на единой любви ко Христу, впоследствии стал распространяться и на материальную сферу жизни. Эта уникальная черта русского православного человека сможет уберечь народ от деспотизма и индивидуализма, столь вредного для развития государства [10, с. 69]. Испокон веков господствовала славянская община, где царил коллективный дух, и она функционировала как единый слаженный организм. Что позволяло решить важнейшую социальную задачу и достичь существенного общественного прогресса и развития. В этом и заключается истинный дух русского народа, объединённого православной верой.
Заключение
Рассмотрев идеологию славянофильского течения в отношении религиозного вопроса, можно закономерно сделать следующие выводы. Запад и Восток зиждутся на совершенно разных духовных основах, что изначально предрекает им разный путь развития. Славянофилы обозначают особый тип восточного христианства - православие как идеал развития русского народа, его ментальную основу для успешного развития. Истинный славянин придерживается базовых православных ценностей и не отличается жестокостью и экспансионистскими настроениями. Реализовать эти ценности ему в полной мере помогает общинный тип жизни, где коллективное преобладает над индивидуальным. Но при этом, оно не угнетает личность человека, а наоборот, всё более её усовершенствует. Западное христианство, а католичество в особенности, лишены этого преимущества и не способны построить сильное духом государство. А самым большим преимуществом, по мнению приверженцев славянофильства, выступает
равномерное влияние разумного и чувственного в природе православия. Католицизм чересчур подвержен излишнему рационализму и не может в полной мере реализовать свою сущность.
Несмотря на довольно рациональные идеи, философия славянофилов не получила широкого распространения на практике и не оправдала себя. И в настоящее время проблема «Восток»-«Запад» остаётся актуальной и злободневной особенно в сфере религии. Глобализация и усиливающийся мультикультурализм в странах западного мира ещё более усугубляют проблему. Римско-католическая церковь претерпевает существенные изменения, что ещё более отдаляет её от восточно-христианского мира. Влияние её на православные церкви славянских народов приближают народ к церковному расколу. Как следствие, Россия испытывает ощутимые трудности на мировой арене, а идеи славянофилов становятся всё более и более актуальными.
Список литературы
1. Бродский, Н. Л. Ранние славянофилы / Н. Л. Бродский. - Москва : Т-во И. Д. Сытина, 1910. - 206 с.
2. Герцен, А. И. Былое и думы / А. И. Герцен. - Ленинград : ОГИЗ, 1947. - 888 с.
3. Дудзинская, Е. А. Славянофилы в общественной борьбе / Е. А. Дудзинская. -Москва : Мысль, 1983. - 323 с.
4. Зеньковский, В. В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. - 2-е изд. - Париж : YMCA-Press, 1989. - Т. 1. - 469 с.
5. Знаменский, П. В. История Русской Церкви / П. В. Знаменский. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. - 316 с.
6. Киреевский, И. В. Избранные статьи / И. В. Киреевский. - Москва : Современник, 1984. - 382 с.
7. Киреевский, И. В. Пол. собр. соч. / И. В. Киреевский ; под ред. А. Кошелева. -Москва, 1861. - Т. 1. - 200 с.
8. Кошелев, А. И. Записки / А. И. Кошелев // Русское общество 40-50-х годов XIX в. Ч. I. Записки А. И. Кошелева. - Москва : Изд-во МГУ, 1991. - 236 с.
9. Лосский, Н. О. История русской философии. Т. 2 / Н. О. Лосский. - Москва : Советский писатель, 2000. - 578 с.
10. Пушкин, С. Н. Историософия русского консерватизма XIX века / С. Н. Пушкин. -Н. Новгород : Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1998. - 267 с.
11. Русская философская мысль : хрестоматия. - Москва : Современный гуманитарный университет, 2004. - 369 с.
12. Хомяков, А. С. Полное собр. соч. Т. 1 / А. С. Хомяков. - Москва : Университетская типография, 1900. - 487 с.
13. Цимбаев, Н. И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века) / Н. И. Цимбаев. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 274 с.
14. Чаадаев, П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев // П. Я. Чаадаев. Сочинения. - Москва : Правда, 1989. - С. 17.
THE RELIGIOUS QUESTION IN THE SLAVOPHILE IDEOLOGY: ORTHODOXY AS A BASIS OF RUSSIAN CULTURE AND ITS RELATIONSHIP WITH CATHOLICISM
V.V. Lytkin1}, D.Y. Deryugina2)
1,2) Tsiolkovsky' s Kaluga State University, Kaluga 1) e-mail: [email protected] 2) e-mail: [email protected]
The article is devoted to the consideration in the works of the Slavophiles of the theses on the role of Orthodoxy in the history of Russian culture and, as a result, the relationship of the Slavic people with the West. The religious question occupies key positions in the ideology of Slavophilism, determining all further statements and features of the development of the Russian people and culture. The views of ideologists on the true mission of the Russian people and the differences in Eastern and Western Christianity are analyzed. Particularly noted are the features of Eastern Christianity - Orthodoxy and its ideals. Some Westerners accused their rivals of spreading the ideas of Pan-Slavism, which was not entirely true. What is proved in the further detailed analysis of the principles of the Orthodox faith. Distinctive features of the Orthodox faith are considered, such as a reasonable ratio of mind and feelings, peacefulness and the predominance of the collective over the individual. Thanks to these principles, the Russian people were able to avoid and overcome the crisis faced by the Roman Catholic Church (substitution of authorities, excessive rationalism, etc.). At the same time, at the present time the gap between the West and the East is growing more and more, rebounding on the church sphere. What makes the ideas of the Slavophiles more and more relevant at the present time.
Keywords: West-East dichotomy, Orthodoxy, Western Christianity, Russian culture, Westernism, Slavophilism, catholicity.