Научная статья на тему 'Религиозный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма (на примере Кемеровской области)'

Религиозный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
430
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Насонов Александр Александрович

В статье обосновывается разница понятий «паломнический» и «религиозный» туризм. Под паломничеством подразумевают деятельность, носящую узкоконфессиональный характер, которая предполагает посещение религиозных объектов с сакральными целями для совершения обрядовых действий. В свою очередь, религиозный туризм рассматривается как разновидность культурно-познавательного туризма, предусматривающего получение информации и личных впечатлений от демонстрации религиозных объектов в независимости от конфессиональной принадлежности туриста. Он включает посещение культовых сооружений и сакральных мест, ныне существующих или исчезнувших религий, участие в религиозных праздниках, при этом совершение ритуальных действий не входит в обязательную программу тура, они носят добровольный характер. Религиозный туризм также предполагает просмотр музейных экспозиций конфессионального содержания и прослушивание связанных с ними экскурсий. Авторы считают, что в рамках развития культурно-познавательного туризма в Кемеровской области религиозный туризм является одним из самых перспективных направлений. Обосновывается, что среди перспективных направлений развития религиозного туризма являются реконструкция бытовой обрядовости советского периода, существовавшей в условиях порицания со стороны государственных органов и общественного мнения, реконструкция или музеефикация молитвенных домов, где хозяйственно-бытовые обстоятельства существования сочетались с культовой практикой.Одной из важнейших задач, которую по мнению авторов необходимо решать в рамках развития религиозного туризма, является совершенствование информационно-коммуникационных технологий с ним связанных, поскольку обо всем многообразии религиозного наследия потенциальный турист даже не догадывается. В статье приведены примеры уже существующих информационных ресурсов, направленных на категорию туристов, которая особенно интересуется религиозным туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Насонов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма (на примере Кемеровской области)»

ремеслом, имели больше возможностей хорошо устроиться на новых землях. По воспоминаниям информатора Бугаева Ивана Ивановича, 1910 года рождения, его отец, приехавший из Мордовии, знал кожевенное дело, поэтому их семью чалдоны сразу приняли в общину и отвели свободную землю. Переселенцы, кто не владел ремеслом, вынуждены были покупать себе право жить в общинах старожилов [2, л.5].

Ремесло приносило значительный доход крестьянам и некоторые из них вообще отказывались от занятий сельским хозяйством. Например, жители деревни Пещёрка «жгли известь», а жители деревни Зырянка «гнали дёготь». Среди крестьян были распространены различные промыслы: жители деревни Власково жили вблизи железнодорожной станции «Литвиново» и занимались извозом, а также добывали кедровый орех [3, л.6]. Жители населённых пунктов Ярское и Иткара занимались лесозаготовками [2, л.12].

По свидетельствам информаторов, в урожайные годы хлеба было с избытком, муку и зерно весной продавали на базаре [3, л. 6]. С первого взгляда кажется, что если наблюдается перепроизводство продуктов питания, то продовольственное потребление крестьян будет очень высоким, но такого не происходило. Как отмечалось выше, все продукты реализовывались на рынке с целью получения денег, которые шли на расширение производства, но не на собственное потребление. Следовательно, даже в период хороших урожаев, потребление продуктов питания практически не увеличивалось.

Уровень продовольственного потребления крестьян отличался временем проживания в регионе и степенью развития их хозяйства. С увеличением срока проживания в регионе, улучшалось качество жизни крестьян и их продовольственное потребление.

Источники и литература

1. Дневник этнографической экспедиции «Обследование русских Притомья». Научный архив МЗТП. Ф.1, Оп. 1, Д. 43, Л. 48.

2. Научный отчёт об экспедициях в Яшкинский район. 1988—1989 гг. Научный архив МЗТП. ф.3, оп. 1, д.10

3. Научный отчёт этнографической экспедиции по обследованию Притомья Скрябиной Л. А. Ф. 3, Оп. 1. Д. 14, Л. 8.

References

1. Dnevnik etnograficheskoy ekspeditsii «Obsledovanie russkikh Pritom'ya». Nauchnyy arkhiv MZTP. F.1, Op. 1, D. 43, L. 48. [Diary ethnographic expedition «Survey of Russian Pretoma»].

2. Nauchnyy otchet ob ekspeditsiyakh v Yashkinskiy rayon. 1988—1989 gg. Nauchnyy arkhiv MZTP. f.3, op. 1, d.10 [Scientific report on the expeditions in Yashkinsky district 1988—1989. f. 3, op. 1, D. 10].

3. Nauchnyy otchet etnograficheskoy ekspeditsii po obsledovaniyu Pritom'ya Skryabinoy L. A. F. 3, Op. 1. D. 14, L. 8. Research report of the ethnographic expedition to survey Pretoma Skrebinai L. A.].

УДК 379.83

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Родионова Дарья Дмитриевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музейного дела Кемеровского государственного института культуры (Кемерово, Российская Федерация). Е-таН: [email protected]

Насонов Александр Александрович,

к.и.н., доцент кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры (Кемерово, Российская Федерация). Е-т^К: [email protected]

В статье обосновывается разница понятий «паломнический» и «религиозный» туризм. Под паломничеством подразумевают деятельность, носящую узкоконфессиональный характер, которая предполагает посещение религиозных объектов с сакральными целями для совершения обрядовых действий. В свою очередь, религиозный туризм рассматривается как разновидность культурно-по-

22 Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». № 2. 2015 г.

знавательного туризма, предусматривающего получение информации и личных впечатлений

от демонстрации религиозных объектов в независимости от конфессиональной принадлежности туриста. Он включает посещение культовых сооружений и сакральных мест, ныне существующих или исчезнувших религий, участие в религиозных праздниках, при этом совершение ритуальных действий не входит в обязательную программу тура, они носят добровольный характер. Религиозный туризм также предполагает просмотр музейных экспозиций конфессионального содержания и прослушивание связанных с ними экскурсий. Авторы считают, что в рамках развития культурно-познавательного туризма в Кемеровской области религиозный туризм является одним из самых перспективных направлений. Обосновывается, что среди перспективных направлений развития религиозного туризма являются реконструкция бытовой обрядовости советского периода, существовавшей в условиях порицания со стороны государственных органов и общественного мнения, реконструкция или музеефикация молитвенных домов, где хозяйственно-бытовые обстоятельства существования сочетались с культовой практикой.

Одной из важнейших задач, которую по мнению авторов необходимо решать в рамках развития религиозного туризма, является совершенствование информационно-коммуникационных технологий с ним связанных, поскольку обо всем многообразии религиозного наследия потенциальный турист даже не догадывается. В статье приведены примеры уже существующих информационных ресурсов, направленных на категорию туристов, которая особенно интересуется религиозным туризмом.

Ключевые слова: внутренний туризм, религиозный туризм, историко-культурное наследие, информационно-коммуникационные технологии в туристской деятельности.

RELIGIOUS TOURISM AS A PROMISING DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM (FOR EXAMPLE KEMEROVO REGION)

Rodionova Daria Dmitrievna,

Ph. D., Associate Professor, Master of Museology, Head of Department of Museology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Nasonov Aleksandr Aleksandrovich,

Candidate of Historical Sciences, Docent of Department of Museology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article explains the difference definitions of «pilgrimage» and «religious» tourism. Under pilgrimage meant activities of a narrow denominational character, which includes visits to religious sites sacred to the objectives of the action to carry out the ritual. In turn, religious tourism is seen as a kind of cultural tourism, providing information and personal impressions of the display of religious objects, regardless of religious affiliation tourist. It includes visits to places of worship and sacred places now existing or extinct religions, participation in religious festivals, while committing ritual is not included in the compulsory program of the tour, they are voluntary. Religious tourism also involves viewing museum exhibits confessional content and listening tours associated with them. The authors believe that in the development of cultural tourism in the Kemerovo region of religious tourism is one of the most promising areas. Proved that among the promising directions of development of religious tourism are the reconstruction of the household rites of the Soviet period, existing in a censure by the public authorities and public opinion, reconstruction or museumification houses of worship, where the circumstances of household combined existence of a cult practice. One of the main problems, according to the authors, that must be addressed in the development of religious tourism, is the improvement of information and communication technologies associated with it because all the variety of religious heritage potential tourist has no idea. The article gives examples of existing information resources aimed at travelers, which is particularly interested in religious tourism.

Keywords: domestic tourism, religious tourism, historical and cultural heritage, information and communication technologies in tourism activities.

В условиях смены геополитических приоритетов

и обозначившейся тенденции к переориентации туристического потока с выездного туризма на освоение внутренних социально-культурных ресурсов, актуальным вопросом, стоящим в повестке дня органов государственной власти,

бизнес-сообщества, образовательных и музейных учреждений, стало выявление наиболее перспективных направлений внутреннего туризма и форсированное их развитие. Среди них особое внимание последние годы уделяется религиозному туризму. Туристические фирмы, экскурсионные

бюро, музеи все более активно используют религиозные объекты в своей деятельности. Научные учреждения готовят аналитические обзоры [5], оценивая современное состояние, определяя перспективы развития и формулируя рекомендации для составления и внедрения религиозных маршрутов и туров в субъектах Российской Федерации.

На сегодняшний день можно констатировать, что обозначилась тенденция к разграничению понятий «религиозный туризм» и «паломничество». Как правило, под паломничеством подразумевают деятельность, носящую узкоконфессиональный характер. Она предполагает посещение религиозных объектов с сакральными целями для совершения обрядовых действий. В свою очередь, религиозный туризм следует считать разновидностью культурно-познавательного туризма, предусматривающей получение информации и личных впечатлений от демонстрации религиозных объектов в независимости от конфессиональной принадлежности туриста. Он включает посещение культовых сооружений и сакральных мест ныне существующих или исчезнувших религий, участие в религиозных праздниках, при этом совершение ритуальных действий не входит в обязательную программу тура, они носят добровольный характер. Религиозный туризм также предполагает просмотр музейных экспозиций конфессионального содержания и прослушивание экскурсий связанными с ними. Так, заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева С. Ю. Житенёв определяет религиозный туризм как «вид путешествия с познавательными и историко-культурными целями, он является формой познавательного туризма, а также деятельностью по организации посещения туристами находящихся вне обычной среды проживания религиозных и достопримечательных мест, связанных с историко-культурным и природным наследием» [1, с. 21].

С точки зрения гармонизации общественных отношений религиозный туризм выполняет ряд важных функций. Так, в рамках туров подобной направленности совершенствуется мировосприятие туриста, поскольку он расширяет свои познания не только о религии, повлиявшей на его культурную традицию, но и о других духовных системах. При этом религиозный туризм способствует формированию веротерпимости. Как правило, опасения вызывает то, о чем отсутствует достоверная информация. Турист, знакомясь с религиозными объектами культурного наследия, от экскурсовода узнает об истории религии, сути вероучения, в ходе осмотра культовых сооружений познает этические и эстетические аспекты конфессии.

В рамках развития культурно-познавательного туризма в Кемеровской области религиозный туризм является одним из самых перспективных

направлений. Сегодня в Кузбассе развивается конфессиональное музееведение. При Кемеровской епархии Кузбасской митрополии Русской православной церкви успешно функционирует музей истории православия на земле Кузнецкой [3], который посещают не только прихожане Знаменского кафедрального собора г. Кемерово, но и самые разнообразные категории посетителей: школьники, студенты, участники научных мероприятий, гости города и др.

Религиозные объекты, находящиеся в структуре музеев-заповедников Кемеровской области, традиционно привлекают внимание туристов. Так, современный музейный комплекс, активно занимающийся продвижением разных видов туристических продуктов, музей-заповедник «Томская Писаница» в свою структуру включает следующие объекты религиозного туризма: подлинное древнее святилище (наскальные изображения), экспозицию «Мифология и эпос народов Сибири», реконструкцию языческого святилища «Славянский мифологический лес», часовню Равноапостольных Кирилла и Мефодия [2]. Такое разнообразие отражает специфику религиозного туризма, поскольку позволяет экскурсоводам продемонстрировать основные составляющие духовного взаимодействия на юге Западной Сибири во временной ретроспективе.

Безусловно, сами по себе религиозные центры Кузбасса являются важными туристическими объектами. На сегодняшний день они представляют собой целые культурные комплексы, сохраняющие и популяризирующие не только религиозное наследие, но и наследие народов, исповедующих данные вероучения. Среди таких комплексов не только православные центры. Так, мечеть «Мунира» является духовно-культурным центром ислама, второй по числу последователей конфессии Кузбасса. Католический приход Непорочной зачатия Пресвятой Девы Марии способствует сохранению духовного наследия населения, имеющего польское и немецкое происхождение.

Однако потенциал религиозного туризма во всем его разнообразии раскрыт далеко не полностью как в России в целом, так и в Кузбассе в частности. Среди перспективных направлений развития религиозного туризма: реконструкция бытовой обрядовости советского периода, существовавшей в условиях порицания со стороны государственных органов и общественного мнения; реконструкция или музеефикация молитвенных домов, где хозяйственно-бытовой обстоятельства существования сочетались культовой практикой.

Одной из важнейших задач, которые необходимо решать в рамках развития религиозного туризма, является совершенствование информационно-коммуникационных технологий с ним связанных, поскольку обо всем многообразии религиозного наследия потенциальный турист

24

Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». № 2. 2015 г.

даже не догадывается. Сегодня уже существует определенные информационные ресурсы, направленные на ту категорию туристов, которая особенно интересуется религиозным туризмом. Так, например, туристический портал Волгоградской области [7] в разделе «Туризм в Волгограде и Волгоградской области» наряду с такими видами туризма как экологический, активный, речной, деловой, социальный, культурно-познавательный, детско-юношеский выделяет и религиозной туризм. В данном разделе, помимо разъяснения понятий «религиозный» и «паломнический туризм» очень подробно представлена информация о православных монастырях, к которым проложены маршруты, старейшим православным обителям, святым источникам и т. д. Все это сопровождается фотографиями, описаниями месторасположения и гиперссылками, дающими более подробную информацию об объекте, а также адреса и телефоны для организации самого маршрута.

Очень интересным на наш взгляд является сайт «Путешествуй в России. Все виды туризма для Вас!» [4]. Данный ресурс примечателен тем, что представляет все виды туризма в восьми федеральных округах России. На сайте очень простая и понятная навигация, представленная как в виде слов, так и в виде символов, что максимально облегчает и убыстряет поиск необходимой информации. Так, например, Кемеровская область представлена на сайте пятью религиозными достопримечательностями: Часовня иконы Божьей матери «всех скорбящих радость», Церковь Святой Троицы, Знаменский кафедральный собор, Святой источник Иоанна Крестителя, Соборная мечеть «Мунира». Каждый объект имеет красочную фотографию, описание, и краткую справку о том, где он находиться и в какие часы работает.

Для тех, кого религиозный туризм относительно недавно заинтересовал, можно рекомендовать «Travel to the Paradise» [8] — русскоязычный сайт о туризме. Конечно, его навигация оставляет желать лучшего, среди синих букв на синем фоне еще нужно найти нужную закладку «религиозный

туризм», однако имеющаяся там информация довольно интереса и разнообразна. На сайте представлены как этапы организация поездки, суть и типы религий, так и более подробное описание мест, которые рекомендуется посетить. Описаны праздники, религиозные обряды и история основных мировых религий — христианства, ислама, буддизма.

Конечно, если рассуждать о туризме, и религиозный туризм не является исключением, то потребителям данного контента всегда стоит обращать внимание на инфраструктуру туристской дестинации, где расположены те объекты, которые хотим посетить, обеспечен ли к ним комфортный доступ. И тут на помощь приходит Трипадвизор [6] — самый крупный в мире сайт для путешественников, который предоставляет информацию о достопримечательностях, отелях и авиаперелетах и т. п. По нашему запросу сайт выдал необходимую информацию как о достопримечательностях, их месторасположении, ближайшие гостиницы, так и отзывы уже посетивших данный объект, связанный с религиозным туризмом.

Однако существующих информационных ресурсов по религиозному туризму явно недостаточно. На наш взгляд, требуется создание специализированного портала по религиозным достопримечательностям не только Кемеровской области, но и юга Западной Сибири.

Сегодня для распространения внутреннего туризма сформировались благоприятные условия, особенно при реализации политики им-портозамещения. Одной из важнейшей составляющей успешности этого процесса является осознание обществом данной необходимости. В контексте развития религиозного туризма необходима не только популяризация этого вида культурно-познавательной деятельности среди населения, активизация проектной деятельности музейных учреждений, но и заинтересованность религиозных организации в собственном позитивном позиционировании в социокультурной среде региона.

Литература

1. Житенёв, С. Ю. Современные культурно-познавательные путешествия / С. Ю. Житенёв // Вопросы культуро-

логи. - 2014. - № 4. - С. 19-23.

2. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» [Электронный ресурс]. — URL:

http://www.gukmztp.ru/expozisii.html (дата обращения 23.09.2015).

3. Музей истории православия на земле Кузнецкий: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. — URL: http://muzey.mitropolit.info/ (дата обращения 20.09.2015).

4. Путешествуй в России. Все виды туризма для Вас! [Электронный ресурс]. — URL: http://rulandinfo.ru/tours/120/.

(дата обращения 23.09.2015).

5. Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом: аналитический обзор

/ Международная туристская академия. — Москва, 2010. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.travelglossary.ru/ knowledge/files/sovremennoe_sos.doc (дата обращения 23.09.2015).

6. ТрипАдвизор [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tripadvisor.ru/. (дата обращения 20.09.2015).

7. Туристский портал Волгоградской области [Электронный ресурс]. — URL: http://welcomevolgograd.com/

religiozniy_turizm.html. (дата обращения 20.09.2015).

8. Travel to the Paradise [Электронный ресурс]. — URL: http://www.you2way.ru/ (дата обращения 23.09.2015).

References

1. Zhitenjov, S. Ju. Sovremennye kul'turno-poznavatel'nye puteshestvija [Modern cultural and sightseeing tours] Voprosy

kul'turologii [Questions science of culture]. — 2014. — no 4. — pp. 19—23.

2. Istoriko-kul'turnyj i prirodnyj muzej-zapovednik «Tomskaja Pisanica» [Historical-cultural and natural museum-

preserve «Tomsk Pisanitsa»] (in Russ.). Available at: http://www.gukmztp.ru/expozisii.html (accessed 23.09.2015)

3. Muzej istorii pravoslavija na zemle Kuzneckij [Museum of the History of Orthodoxy on the ground Kuznetsky] (in

Russ.). Available at: http://muzey.mitropolit.info/ (accessed 20.09.2015)

4. Puteshestvuj v Rossii. Vse vidy turizma dlja Vas! [Travel to Russia. All kinds of tourism for you!] (in Russ.). Available

at: http://rulandinfo.ru/tours/120/ (accessed 23.09.2015)

5. Sovremennoe sostojanie religioznogo turizma i ego social'naja rol' v Rossii i za rubezhom: analiticheskij obzor [The

current state of religious tourism and its social role in Russia and abroad: an analytical review] (in Russ.). Available at: http://www.travelglossary.ru/knowledge/files/sovremennoe_sos.doc (accessed 23.09.2015)

6. TripAdvizor [TripAdvizor] (in Russ.). Available at: http://www.tripadvisor.ru (accessed 20.09.2015)

7. Turistskij portal Volgogradskoj oblasti [Tourist portal Volgograd region] (in Russ.). Available at: http://welcomevolgograd.com/religiozniy_turizm.html (accessed 20.09.2015)

8. Travel to the Paradise [Travel to the Paradise] (in Russ.). Available at: http://www.you2way.ru/ (accessed 23.09.2015).

УДК 069

РОЛЬ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»

Статья выполнена при поддержке благотворительного фонда М. Прохорова «Академическая мобильность» Родионов Семен Григорьевич,

аспирант 1 года обучения кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Российская Федерация). Е-т^Н: [email protected]

В статье анализируется такое понятие как «бренд» и возможность его использования в формировании имиджа определенной музейной дестинации. Туризм развивает инфраструктуру территории и включает ее в мировое культурное пространство независимо от территориального расположения объекта. Основываясь на анализе нормативных документов, автор делает вывод, что комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учётом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах России позволит осуществить ребрендинг музеев и территорий, где они располагаются, для дальнейшего развития туризма региона. Кузбасс имеет все необходимые предпосылки для внутреннего и въездного туризма и на сегодняшний день активно развивает данное направление. На примере историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» обосновываются возможности развития и функционирования туристического бренда. Приводятся примеры активного внедрения нового направления в туристской деятельности — событийного туризма. Автор считает, что правильный подход в использовании бренда территории формирует привлекательный имидж Кузбасса для потенциальных клиентов, создает благоприятные условия жизнедеятельности и повышения деловой активности, обеспечивает эффективное использование природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов.

Ключевые слова: бренд территории, туристический бренд, музей-заповедник, индустрия туризма, Кузбасс, дестинация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.