Психотерапия и реабилитация
УДК 616.89
РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ (пациенты отделения принудительного лечения специализированного типа, пациенты, проживающие в Омском психоневрологическом интернате)
Петрова А.И., Копотиенко О.В., Прокаева О.И., Кисляк З.В., Могиль О.В.
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Омский психоневрологический интернат»
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы включения религиозного компонента в психосоциальную реабилитацию психически больных. Проведено анкетирование пациентов, совершивших правонарушения и находящихся на принудительном лечении. Также проведено анкетирование постояльцев Омского психоневрологического интерната. Сотрудники обоих учреждений отмечают благотворное влияние церкви на пациентов. Они стали спокойнее, редуцировались агрессия, злобность, раздражительность, поведение стало более конструктивным, упорядоченным. сотрудники обоих психиатрических учреждений вместе с православными священнослужителями выполняют общую задачу по восстановлению социального статуса психически больных, осознанию ими социальных ценностей, возвращению к социально-полезной жизни, нивелируют деструктивные и агрессивные проявления их поведения, а следовательно, вместе с психиатрической службой осуществляют реабилитацию и профилактику общественно-опасных действий.
Ключевые слова. Реабилитация, профилактика общественно-опасных действий, принудительное психиатрическое лечение, религия в психиатрии.
Первый этап становления психиатрии в России можно назвать монастырским. Со всей Руси в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. Монахи относились к ним, как к братьям во Христе, которые нуждались в христианской любви, облегчении страданий молитвами, уходом. С октября 1917 года почти 80 десятилетий в России отвергалось духовное понимание болезни, воцарилось безбожие, атеизм.
Считалось, что психиатрия и церковь - «две вещи несовместные». На религию психиатры смотрели, как на область психопатологии. Однако в современной России даже врачи-атеисты считают, что для верующих пациентов религия - важнейший фактор излечения, «переход из тени в свет». Именно психиатры стали первыми налаживать взаимоотношения с церковью, так как многие психические болезни с точки зрения медицины неисцелимы. Причины большинства эндогенных заболеваний недостаточно выяснены.
Опыт душепопечительства психически больных священнослужителями, душевное употребление слова, в том числе божьего, может быть использовано психиатрами, как психотерапевтическое лечение патологии сознания, души, которыми занимаются как психиатры, так и священнослужители. Области соприкосновения религии и психиатрии позволяют им работать совместно в интересах пациентов. Традиционной для России конфессией является православие, которое в настоящее время продолжает возрождаться и оказывает большое влияние на людей и общество в целом. Во многих больницах созданы церкви, в том числе в Омской психиатрической больнице несколько лет существует церковь Святого Василия Блаженного. Строится храм в загородном
отделении больницы. Пациенты большинства отделений имеют возможность еженедельно посещать службы в больничной церкви.
В психиатрическом отделении принудительного лечения специализированного типа № 11, где пациенты находятся по постановлению суда, без права выхода из отделения, в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи...» более двух лет реализовано право пациентов на общение со священнослужителем. Ежемесячно отделение посещают православные священники из близлежащего храма Святой великомученицы Параскевы (Пятницы). Они проводят религиозные обряды: крещение, причастие, исповеди пациентов, духовно их наставляют, осуществляют душепопечение психически больных. Полипрофессиональная бригада отделения в составе: врачей-психиатров, медицинских сестёр, медицинского психолога, специалиста по социальной работе как бы дополняется священнослужителем, который оказывает психотерапевтическое влияние на пациентов, проводит их душевно-нравственное просвещение. И хотя все священнослужители считают, что «не зная бога, нельзя знать душу», что «церковь выше психиатрии», специалисты отделения и священнослужители взаимно уважают и сотрудничают друг с другом без особых разногласий и соперничества, признают, что имеются параллели, много общего между психологическими знаниями и евангельскими истинами.
Время показало, что мы можем работать совместно над общим результатом в интересах реабилитации пациентов. Безусловно, у нас разные взгляды на происхождение психических болезней. Психиатрия находится на материалистических позициях. Возникновение психических болезней происходит вследствие генетических, обменных и других нарушений, которые приводят к болезненным сбоям в работе головного мозга. Для священнослужителя душевные болезни, как и телесные, по наущению Божьему посылаются человеку в целях его спасения. Все болезни - следствие первородного грехопадения. Душевный недуг - Господом возложенный крест. Психические расстройства могут появляться в результате действия злых духов на человека. Психические нарушения рассматриваются как вид бесоодержимости, из-за чего душа томится и страдает. Пасторское душепопечение направлено против зла и греховности в людях, а некоторые священнослужители занимаются изгнанием злых духов, бесов. В семинариях существует курс Пасторской психиатрии, за основу которого взята книга основоположника отечественной социальной психиатрии, глубоко верующего человека Д. Е. Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни».
Священнослужители, посещающие ежемесячно пациентов 11 отделения, понимают, что одной молитвой помочь при душевном заболевании - «повреждении души» невозможно, признают необходимость лечения лекарственными препаратами, соглашаются, что многие психические расстройства возникают на биологическом уровне. Цель священнослужителей - изменение греховного образа жизни больных, их покаяние, осознание прежних ошибок, с тем чтобы пациенты не возвращались на преступный путь, избавлялись от зависимости от психоактивных веществ, то есть вместе с психиатрами по большому счету священнослужители участвуют в профилактике общественно- опасных действий пациентов, в их психосоциальной терапии. Милосердие
- предпосылка сближения науки и религии, церкви и медицины, в том числе психиатрии во благо больного человека.
В 11 отделении, рассчитанном на 55 коек, находятся на принудительном лечении специализированного типа пациенты, тяжкие правонарушения совершившие чаще всего в состоянии алкогольного, либо наркотического опьянения. Большинство пациентов являются хронически больными, с выраженными психопатопо-добными изменениями личности, когнитивным дефицитом, склонные к агрессивным и импульсивным действиям, в связи с чем по назначению врачей-психиатров получают терапию психофармакологическими препаратами.
Нами проведено исследование с анкетированием православных пациентов 11 отделения в сравнении верующих проживающих Омского психоневрологического интерната. Число православных пациентов составляет около 30% контингента.
Пациенты отвечали на следующие вопросы: 1. Что значит в вашей жизни православная вера, церковь? 2. Как вам помогает общение со священником? Все пациенты отметили, что общение со священником духовно наставляет, облегчает жизнь с теми грехами, которые они совершили, помогает очистить душу от тяжелого груза, вселяет веру в прощение своих ошибок. Становится легче жить с верой в Бога, который прощает грехи. Православную церковь называют обителью добра и откровения для верующих людей, фундаментом, опорой всего. По мнению многих пациентов церковь помогает поверить в себя, даёт силу, терпение, желание меньше грешить, жить по заповедям Божьим. Встреча со священником, как посредником между людьми и Богом, приносит душевное успокоение, позволяет радоваться жизни даже в условиях ограничения свободы, жить с теми грехами, которые совершены. Один из пациентов написал стихотворение под названием: «Ангел-хранитель», в котором как бы обобщаются все душевные переживания пациентов:
Господь всегда рядом и Ангел со мной, Навеки мне данный хранитель. Я с ним принимаю решительный бой, Раздавлен, падёт искуситель! Храни меня Ангел от чёрного зла, Чтоб я на добро не скупился, И чтобы душа счастье, мир обрела, Я в вечность Христа поселился!
Проживающие Омского психоневрологического интерната общаются со священнослужителями с 2012 года, на год дольше, чем пациенты 11 отделения. У них есть возможность посещать близлежащие храмы в с. Лузино Омского р-на, мкр. Входной. Также их посещают священнослужители и волонтеры из храма Святой мученицы Та-тианы Омской Епархии Русской Православной церкви, которые оказывают не только душепопечительство, но находят шефов и спонсоров, которые дарят проживающим настольные игры, спортивный инвентарь, участвуют в досуговых, развлекательных, спортивных мероприятиях, закупают необходимые материалы для творческих работ проживающих. Представители храма по связям с общественностью помогают с транс-
Иерей Галаган совершает богослужение в 11 отделении
портом, чтобы вывозить футбольную команду к местам проведения соревнований, творческие коллективы на гастроли по другим психоневрологическим интернатам. Помогают в организации выставок творческих работ проживающих на ежегодной Православной Покровской выставке-ярмарке Омской Епархии Русской Православной церкви в ТК «Континент». Оказывают содействие в налаживании партнерских отношений психоневрологического интерната с некоммерческими общественными организациями, например, с НПО «Химик», с обществом инвалидов «Виза». Волонтёры помогают вывозить пациентов-колясочников на экскурсии, концерты, выставки, фестивали, которые организуются совместно с обществом инвалидов.
Результаты анкетирования проживающих психоневрологического интерната во многом схожи с результатами анкетирования пациентов 11 отделения. Проживающие называют церковь - «мой дом родной», где они отдыхают от греха, общаются с братьями и сёстрами во Христе, чувствуют облегчение, радость, счастье всепрощения после исповеди, молитвы. Ходят в церковь, что «вылечить душу, замолить грехи». Верят, что Господь «защитит от напастей». Многие видят смысл жизни в соблюдении постов, строгого стиля в одежде, возможности поминовения умерших. Отмечают, что под влиянием церкви стараются быть добрыми, помогать людям. Сотрудники обоих учреждений также отмечают благотворное влияние церкви на пациентов. Они стали спокойнее, редуцировались агрессия, злобность, раздражительность, поведение стало более конструктивным, упорядоченным. Верующие оказывают благотворное влияние на атеистов, агностиков, а также исповедующих другую веру. Значительно смягчились нравы в общении пациентов 11 отделения и проживающих психоневрологического интерната друг с другом, с персоналом, охраной. Верующие ждут общения со священнослужителем, готовятся к встрече, читают религиозную литературу.
Таким образом, сотрудники обоих психиатрических учреждений вместе с православными священнослужителями выполняют общую задачу по восстановлению социального статуса психически больных, осознанию ими социальных ценностей, возвращению к социально-полезной жизни, нивелируют деструктивные и агрессивные проявления их поведения, а следовательно, вместе с психиатрической службой осуществляют реабилитацию и профилактику общественно-опасных действий.
RELIGIOUS COMPONENT OF PSYCHOSOCIAL REHABILITATION OF MENTAL PATIENTS (patients in a specialized type of compulsory treatment, patients living in Omsk psycho-neurological boarding) Petrova AI, Kopotienko OVProkaeva OI, Kislyak ZV, Mogil OV
Abstract. This article describes how to enable the religious component in psychosocial rehabilitation of the mentally ill. A survey of patients who have committed offenses and under compulsory treatment. Also conducted a survey of Omsk residents neuropsychiatry boarding. Staff at both agencies say the beneficial influence of the church on patients. They became calmer, reduced aggression, malice, irritability, behavior became more constructive, orderly. employees of both psychiatric institutions together with the Orthodox priests perform a common task to restore the social status of the mentally ill, the realization of social values, a return to socially useful life, negate the destructive and aggressive manifestations of their behavior and, consequently, with the psychiatric services are rendered social rehabilitation and prevention crime.
Keywords. Rehabilitation, prevention of socially dangerous actions, forced psychiatric treatment, religion.
Проживающие Омского психоневрологического интерната в Ачаирском монастыре