Научная статья на тему 'Религиозный интернет: институциональные и творческие аспекты'

Религиозный интернет: институциональные и творческие аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
655
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / ЦЕРКОВЬ / ОТКРОВЕНИЕ / INTERNET / COMMUNICATION / RELIGION / CHURCH / REVELATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернега О. П.

В статье анализируются религиозные интернет-ресурсы, преимущественно православной и католической церквей. Дается представление об оригинальном феномене «свидетельства», сегодня масштабно представленном в англоязычных интернет-блогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS INTERNET: INSTITUTIONAL AND CREATIVE ASPECTS

The article analyzes the religious Internet resources, mostly Orthodox and Catholic churches. Gives an idea of the original phenomenon of "evidence", today submitted a large scale in English-speaking Internet blogs.

Текст научной работы на тему «Религиозный интернет: институциональные и творческие аспекты»

6. Zammuner, V.L. Speech Production: Strategies in Discourse Planning: A Theoretical and Empirical Planning. - Hamburg, 1981.

7. Fowler, R. Literature and Social Discourse: Practice of Linguistic Criticism. - London, 1981.

8. Самсонов, Р.М. Социальная психика и идеология. - Ереван, 1970.

9. Храпченко, М.В. Язык художественной литературы // Новый мир. - 1983. - № 9.

10. Fowler, R. Literature and Social Discourse: The Practice of Linguistic Criticism.

11. Leech, G. Style in Fictional Prose / G. Leech, M. Short. - London, 1981.

12. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике. - М., 1975.

13. Гальперин, И.Р. Модальность текста // Лингвистические проблемы текста: Сб. науч. трудов. - М., 1980. - Вып. 158.

Статья поступила в редакцию 28.01.10

УДК 070. УДК 004.738.5.

О. П. Чернега, соискатель ААЭП, г. Барнаул, E-mail: olga_chemega@mail.ru РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНТЕРНЕТ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье анализируются религиозные интернет-ресурсы, преимущественно православной и католической церквей. Дается представление об оригинальном феномене «свидетельства», сегодня масштабно представленном в англоязычных интернет-блогах.

Ключевые слова: интернет, коммуникация, религия, церковь, откровение.

Для постсоветской России характерен стремительный количественный рост религиозных организаций и объединений и, соответственно, различных коммуникативных религиозных каналов - печати, радио, телевидения и интернета, которые активно используются церковью для информирования общества и миссионерской деятельности. Однако до настоящего времени нет исследований, в которых бы была осуществлена попытка системного описания религиозной журналистики и целенаправленно прослеживалось воздействие религиозной традиции на особенности творческих форм интернет-коммуникации.

Целью настоящей публикации является осмысление развития религиозной журналистики, в том числе религиозного интернета, в основном, православной и католической церквей, введение в научный оборот оригинальной эмпирической базы и новых, преимущественно англоязычных, теоретических источников.

В реестре Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации заявлены 22866 зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих к 68 религиозным течениям. Из них более половины, а именно 12586, составляют организации Русской православной церкви, 240 -Римско-католической церкви. 3815 представляют ислам, 200 -буддизм и 286 - иудаизм. 114 организаций указаны в графе «Иные вероисповедания» [1]. Значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица, что допускается законом.

Если двадцать лет назад средства массовой информации Русской православной церкви были представлены единственным общецерковным «Журналом Московской Патриархии» и созданной в 1989 г. газетой «Московский Церковный вестник», то сегодня РПЦ активно осваивает не только печатные СМИ, но и радио, телевидение, интернет. Печать РПЦ представляют издания различных отделов Московского патриархата, богословские журналы, журналы для семейного чтения, издания общественных, близких РПЦ, структур, духовных академий и семинарий. После 70-летнего перерыва возобновила свою деятельность епархиальная печать, причем во многих епархиях выходит несколько изданий: официальные, информационно- и духовно-просветительские («Алтайская миссия», «Воронежский епархиальный вестник», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и многие другие). Активно развивается приходская и обительская печать, сориентированная на освещение вопросов духовного просвещения и религиозного воспитания» («Александро-Невский вестник» одноименного собора г. Барнаула, «Даниловский благовест-ник», «Свет Православия», «Обитель» и многие-многие другие).

Типология религиозной журналистики явяляется самой представительной и динамично развивающейся, даже в сравнении с изданиями для женщин, молодежными и другими.

Так, в период с 1990 по 2007 гг. в РФ зарегистрированы около 900 новых печатных религиозных изданий. Из них почти 400 называют себя православными, 15 относят себя к католицизму, около 200 - к различным ветвям протестантизма, 50 - к исламу, по 20 - к иудаизму и буддизму [2].

Стремительное развитие религиозных СМИ подтверждает гипотезы философов, например, Герберта Маклюэна и Элвина Тоффлера о возрождении религии в информационном обществе и в целом, на мировом уровне, и особенно активно в России, где процесс десекуляризации совпал еще и с демократическими переменами и с развитием новых информационных технологий.

О том, что религиозный рунет сегодня имеет «православное лицо» говорит статистика: из 62 мусульманских муф-тиятов РФ лишь 12 имеют интернет-представительства; католических епархий на территории РФ 4, количество католических общин составляет чуть более ста, столько же в рунете сайтов о католицизме, но большинство - персональные странички мирян-католиков, и только один официальный сайт. Общее число мусульманских, иудейских и буддийских сайтов не превышает 100 [3].

В специализированном каталоге православных ресурсов «Православное христианство.ру» заявлены 2326 сайтов РПЦ (монастыри, храмы, епархии, благочиния и т.д.) и 1067 православных СМИ: 172 ленты новостей, 209 газет, 193 журналов, 53 телевидения, 69 радиостанций. Кроме того, 2131 сайт, представляющий различные ресурсы: православные %«Ь-пор-талы, каталоги, словари, доски объявлений, интернет-магазины, общение и другие. Из 132 епархий Русской православной церкви 80 имеют свои сайты, в том числе и сайт Барнаульской и Алтайской епархии.

Применительно к РПЦ типология религиозных интернет-ресурсов представлена следующими типами сайтов: официальные сайты религиозных организаций (патриархат, епархия, синодальный отдел, благочиние, приход), сайты независимых церковно-общественных организаций (братство, община, производственное объединение, паломническая служба, интернет-магазин издательства религиозной литературы, сайты-СМИ (общество «Радонеж» или православно-политический портал «Правая.ру»). Исследование контента выявляет следующий тематический спектр православного рунета: представительский официоз - 25%, церковные искусства и наука -24%, православное вероучение - 9%, по 7% - образование и семейные ценности, по 5% темы «Политика» и «Церковь и общество». Особый потенциал для просветительской деятельности имеют «Личные страницы священников» (всего 128 сайтов) и «Домашние страницы мирян» (352 сайта), составляющие в целом 3% тематического спектра православного рунета. Наиболее представительным является блог «Православный интернет» (Pravnet.ru). В 2009 г. у православных появились социальная сеть — Sobornoedelo.ru и православная социальная сеть, ориентированная на знакомства, «PravZnak».

З0

Традиционные сетевые ресурсы - личная страничка пользователя, возможность добавлять друзей, доска объявлений, фотоальбом, видео— и аудиохостинги, возможность вести личный блог и участвовать в группах по интересам, предоставляет и социальная сеть «Православный мир» (Pravmir.ru), где также работает собственный рейтинг православной блогосферы. Именно сайты частных лиц о религии используются как площадка для дискуссионного обмена мнениями по злободневным проблемам - глобализация, ИНН, темы и уровень телепрограмм, - и составляют наиболее интерактивный и динамично развивающийся сегмент религиозного Рунета. Посещаемость православных блогов и православных социальных сетей значительно отстает от посещаемости лидеров рейтингов обычных сетей и сетевых дневников.

Однако в русскоязычном рунете практически не встречается чрезвычайно популярный в англоязычном религиозном интернете жанр «видений» или «откровений» (с англ. - «appa-ritions»). Явлениям Иисуса, девы Марии в разных странах, людям разных национальностей и возраста посвящены более двух миллионов англоязычных сайтов. Самые популярные среди них: www.theworkofgod.org,www.us.imdb.-

com/title/tt1140939, wikimapia.org/.../The-Chapel-of-Apparitions и многие-многие другие. Феномен религиозных видений описывается в многочисленных книгах, среди них наиболее известные: «Последняя жатва: чрезвычайные явления пресвятой девы Марии в Меджэгоре» (Final Harvest: The Fulfillment of the Extraordinary Apparitions of the Blessed Virgin Mary at Med-jugorje by Wayne Weible, 2002), «Детектив чудес: расследование святых видений» (The Miracle Detective: an investigation of holy visions / Randall Sullivan, 2004), «Видения детей: явления святой матери в Меджэгоре» (The Visions of the Children: the apparitions of the Blessed Mother at Medjugorje, 1997) и многие - многие другие.

Наиболее системно роль интернета как площадки для продуцирования визионерского феномена и влияние технологий на религиозные творческие формы представлены в издании «Интернет и Мадонна: религиозный визионерский опыт в сети» / Паоло Аполито; перевод с исп. Антони Шугара, 2005 г. (The Internet and the Madonna: religious visionary experience on the Web / Paolo Apolito; translated by Antony Shugaar, 2005). П. Аполито отмечает, что волна религиозных видений и визионерской активности сконцентрирована в наиболее технологически продвинутых странах, в частности, в США. В 80-е годы американские сайты способствовали продвижению европейского визионерского опыта. В начале XXI века наиболее массовые видения девы Марии, судя по количеству посвященных этому феномену интернет-ресурсов, замечены в США. «Универсальный религиозный вуайеризм» приводит к тому, что «если дева Мария теперь говорит по-английски, то она говорит с отчетливым американским акцентом» [4, р. 34].

Интернет-технологии, бесчисленные ресурсы и блоги, созданные от имени тех, кто напрямую общается с Иисусом или девой Марией, не просто регистрируют мистический опыт, но провоцируют и лавинообразно увеличивают количество видений. Технологии усиливают визионерское движение, и, в то же время, массовость уменьшает значение уникальности единичного опыта, способствует демократизации религиозной сферы за счет снижения роли духовенства как посредника между человеком и Богом. Микшируется сакральное значение церкви, фиксация «видений», когда человек

Библиографический список

«общается» с Небесами и затем регистрирует свой опыт в интернете, аудио-, видеозаписях, дисках приводит к смещению акцента на технологическую и даже коммерческую стороны процесса.

Из средства коммуникации интернет трансформируется в новую активную мистическую ирреальную среду, когда виртуальная мистика в интернете, «трансцендентность web-паутины» замещает и вытесняет трансцендентность Небес [4, р. 15].

В интервью А. Малашенко звучит следующие объяснение консервативности Русской православной церкви в интернете: «Формат интернета зиждется на жесткой индивидуальности участника Сети, исчезает сакральность церковной миссии, зато устанавливается недопустимое равенство в общении между проповедником и интернет-пользователем» [5].

Если обратиться к религиозной традиции, отношение РПЦ к визионерству было всегда чрезвычайно осторожным и скептическим. Для западной католической церкви, по мнению архимандрита Рафаила (Карелина) характерна молитва-полу-медитация, подмена духовного видения чувственными образами. Подобная практика трактуется как «искажение в молитве» и приводит к визионерству, которое вызывает у человека чувство собственной избранности и значимости, переходящей в духовную гордость. Люди, «прельщенные» во время молитвы, визуально представляют духовный мир, слышат голоса духов, картинные представления становятся неуправляемыми, и нередко такое «прельщение» переходит в беснование [6].

Религии по-разному относятся к интернет-реальности: сегодня стать членом мусульманской общины или восточных культов можно, не отходя от компьютера и никогда не встречаясь с единоверцами в церкви. Однако в РПЦ недопустимо виртуальное приобщение к таинствам. В 2006 году житель Новосибирска Виталий Котов создал в сети программу для виртуального богослужения: можно было зажечь виртуальную свечу или лампаду перед виртуальными иконами. Но программа «Лампада» вызвала резкую критику и исчезла с сайта ее изобретателя. Сейчас на ресурсе infox.ru дискутируется возможность создания интернет-игры для вовлечения молодежи в изучение православия. Идея монаха РПЦ Максима - создание квеста, сценарий которого интегрируется на основе библейских сюжетов

В настоящее время интернет является одним из основных каналов миссионерской деятельности, ресурсом для диалога внутри религиозных организаций и средством для проявления индивидуумом своей религиозной идентичности, чему способствуют такие его свойства как интерактивность и трансграничность, возможность симультанных экстерриториальных контактов. Однако имманентное свойство интернета -демократичность, отсутствие иерархии между пользователями, когда оказываются равны священник и прихожанин -достаточная трудность для церкви, выстроенной по законам строгого соподчинения и послушания. Исследование показывает, что для католической церкви в интернет-сфере характерен визионерский жанр «откровения», отвергаемый РПЦ. В информационно-коммуникационной деятельности Русской православной церкви интернет пока выполняет преимущественно представительские, имиджевые функции и постепенно становится дополнительным инструментом ведения миссии, особенно среди молодежи.

1. Ресурс доступа: www.gks.ru/free doc/2008/.../02-13.htm

2. Ресурс доступа: http://www.fapmc.ru/smi/e-smi/

3. Лученко, К.В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России: автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 2009.

4. The Internet and the Madonna: religious visionary experience on the Web / Paolo Apolito; translated by Antony Shugaar, 2005.

5. Ресурс доступа: http://religion.ng.ru/society/2009-12-23/4_project.html

6. Ресурс доступа: http://azbyka.ru/religii/induizm_buddizm/meditation_i_molitva-all.shtml

7. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000.

Статья поступила в редакцию 28.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.