Научная статья на тему 'Религиозный фактор в международных отношениях в контексте противостояния суннитов и шиитов'

Религиозный фактор в международных отношениях в контексте противостояния суннитов и шиитов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1310
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ислам / сунниты / шииты / религия / политика / международные отношения / Ближний Восток / Islam / Sunni / Shia / religion / politics / international relations / middle East

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивасенко М. Е.

в статье анализируется конфликт суннитов и шиитов с 1931 г. по современный этап. Особое значение уделяется развитию конфликта, зарождению, ходу его влиянию в нынешней политической обстановке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS FACTOR IN INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF CONFRONTATION BETWEEN SUNNIS AND SHIITES

The article examines the conflict between Sunni and Shiite from 1931 to the present stage. Of particular importance paid to the development of the conflict, its origin, its influence in the current political environment

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор в международных отношениях в контексте противостояния суннитов и шиитов»

XII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОАЗИАТСКОГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА»

Ивасенко М.Е.

ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет»

й1$$оуе t.fismo@kubsu.ru

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ СУННИТОВ И ШИИТОВ

Аннотация: в статье анализируется конфликт суннитов и шиитов с 1931 г. по современный этап. Особое значение уделяется развитию конфликта, зарождению, ходу его влиянию в нынешней политической обстановке.

Ключевые слова: ислам, сунниты, шииты, религия, политика, международные отношения, Ближний Восток.

Религия и политика, термины, имеющие совершенно разную трактовку, но как показывает история, очень часто эти два понятия сплетаются воедино. Существует множество примеров, когда государственные деятели пытались взять религиозные конфессии под свой контроль, те же в свою очередь, часто становились оружием для развязывания войн.

Противостояние суннитов и шиитов на современном этапе, яркий пример проявления религиозного фактора в международных отношениях. Что же может побудить два крупнейших исламских течения проливать кровь друг друга, при том, что любое оскорбление Аллаха в Исламе является недопустимым1. Сегодня, в недрах этого конфликта лежат экономические причины, политика и спонсирование со стороны.

Столкновение шиитов и суннитов начались сразу же после смерти пророка Мухаммеда, но с этих пор прошло 1385 лет, более того огромный период и внезапное начало новой войны вызывают сомнения только в религиозном подтексте конфликта2.

Начало современного этапа меж мусульманских конфликтов можно считать 1931 г. после Мусульманского конгресса, на котором прозвучал призыв воссоединения во имя противостояния Западу и защиты Палестины, находившейся в то время под влиянием Англии. Продолжавшиеся до 1970-х гг. попытки не сумели привести суннитов и шиитов к единому соглашению. Главной причиной неудачи переговоров можно выделить то, что примирение подразумевало принятие единой доктрины верования или поглощение одной школы ислама другой, как правило, меньшей по численности большей. Первая альтернатива была маловероятна, так как шииты и сунниты в некоторых религиозных постулатах имеют коренным образом различные точки зрения и все попытки договориться приводили к взаимным обвинениям друг друга в «неверности». Второй же путь не могли допустить шииты, так как их течение значительно уступает по численности суннитам.

1947 г. ознаменовался началом противостояния двух ответвлений на внешнеполитической арене. В Сирии образовалась суннитская партия Баас, впоследствии объединившаяся с Арабской политической партией. Обновленное образование получило название Арабская социалистическая партия Баас и пропагандировала арабский национализм. Позже в 1950 г. эта партия появляется в Ираке. Уже в 1958 г. партия Баас свергает монархию в Сирии и Ираке. В связи с этими событиями в иракском городе Кербеле была основана шиитская радикальная партия Дава. После совершенного баасистами переворота в 1968 г. партия Дава была уничтожена.

1 Мутаххари М. Исламское мировоззрение// Исток, 2010. С. 43.

2 Большаков О.Г. История Халифата. - М., 2005. С. 385

В Иране в 1979 г. ситуацию в регионе кардинально сменила, прошедшая революция, цель которой заключалась в свержение проамериканского шахского режима. Лидером теперь уже Исламской республики Иран стал аятолла Хомейни. В его намерения входило распространение революции по всему мусульманскому миру и объединение под единым флагом всех шиитов и суннитов. В это время, главой Ирака становится бывший главный помощник президента Садам Хусейн. Он ставит перед собой задачу - борьбу с западными «крестоносцами», прежде всего с США. Главную роль в достижении этой цели Хусейн отводил арабскому национализму, но исламизм под предводительством персов в Иране угрожал ему вытеснением. Более того к иранским шиитам могли примкнуть шииты Ирака, составляющие значительную часть населения. Но речь шла не столько о религиозном конфликте, сколько о лидерстве в регионе.

В течение 1970-х гг. шиито-суннитский конфликт окончательно приобретает политическую окраску. Это происходит благодаря стараниям и вмешательству западных государств. Пока в Иране правил шах, как главный сторонник американцев, взгляды США не были направлены на Ирак, теперь же боясь распространения радикального ислама, американские власти решили поддержать Саддама Хусейна. Одной из целей проведения подобной политики являлось ослабление Ирана. Ненависть аятола к партии Баас из -за светской и националистической направленности и его конфликт с Хусейном, облегчали американцам задачу. Придя к власти, аятолла Хомейни начал подстрекать шиитов Ирака к свержению режима баасистов. В ответ весной 1980 г. власти Ирака арестовали и убили одного из главных представителей шиитского духовенства - аятоллу Мухаммеда Бакира ас-Садра. Убийство аятолы, спор о границе возникший еще со времен британского правления и разрыв Хусейном Алжирского договора, спровоцировали начало ирано-иракской войны, продолжавшейся с 1980-1998 гг.

Интересное явление также представляет собой поддержка суннитов Саудовской Аравией. Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, одно из таких направлений называется ваххабизм. Ваххабитам приписывают агрессивный и радикальный ислам. После преодоления в 1920 гг. феодальной раздробленности на Аравийском полуострове было создано королевство Саудовская Аравия. Традиционные мусульмане считают ваххабитов лже-мусульманами и отступниками, саудиты же сделали это течение государственной идеологией. Так как в Саудовской Аравии к шиитскому населению относились как к людям второго сорта, и более того после Исламской революции и становлении прочной власти в богатом углеводородом Иране, неформальное лидерство Саудовской Аравии ставилось под сомнение. Таким образом, в течение всей войны Садам Хусейн получал безоговорочную поддержку от саудитов. Хоть Саудовскую Аравию и обвиняли в поддержке террористических группировок, Королевство поддерживало союзнические отношения с США, обоснованные прочными экономическими связями1.

Президент Соединенных Штатов Америки Р. Рейган, опасался победы антиамериканского режима в Иране, поэтому в 1982 г. администрация Америки убрала Ирак из списка террористических государств. Этот ход позволил США оказывать поддержку Саддаму Хусейну напрямую. С. Хусейн в свою очередь придерживался антишиитской политики в Ираке, он запретил отмечать шиитам свои праздники, убивал их духовных лидеров. Гонения шиитов в Ираке, давление со стороны Америки и Саудовской Аравии вынудили в 1988 г. аятоллу Хомейни согласиться на перемирие. Со смертью аятоллы в 1989 г. революционное движение в Иране пошло на спад.

Поддержка С. Хусейна американцами продолжалась не долго. В 1990 г. Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, на который с 1930 гг. претендовал Ирак, но Кувейт выступал союзником и важным поставщиком нефти в США. В связи с этим администрация США изменила политику в Ираке. Дж. Буш призвал иракцев восстать против С. Хусейна. Вторжение иракских войск в Кувейт стало тревожным сигналом для правительства

1 Васильев А. История Саудовской Аравии (1745 г. - конец ХХ в.). - М., 1999. С. 304.

Саудовской Аравии. Власти Саудовского королевства боялись, что следующей целью иранской военной политики может стать их государство. Правительство Саудовской Аравии приняло решение, поддержать американцев.

11 сентября 2001 г. была совершена террористическая атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Эта трагедия и слухи о принадлежащем Ираку химическом оружии побудили администрацию Дж. Буша начать незамедлительное наступление в Ирак. За три недели они захватили Багдад, свергли режим С. Хусейна и создали свое коалиционное правительство. Многие баасисты бежали в Иорданию. В хаосе анархии возникло шиитское движение в городе Садре. Его сторонники начали мстить за преступления Саддама Хусейна против шиитов, убив всех бывших членов партии Баас.

Саддам Хусейн был захвачен в декабре 2003 г. и казнен 30 декабря 2006 г. После падения его режима в регионе усилилось влияние Ирана и шиитов. Конфликт между суннитами и шиитами разгорелся с новой силой. В 2006 г. шиитская армия Садра разгромила суннитов. Администрация Буша, осознав, что в сложившейся ситуации потеря контроля над регионом неизбежна, в 2007 г. направила дополнительные войска на Ближний Восток для борьбы с шиитской армией Махди и Аль-Каида1. Однако американская армия потерпела поражение, и в 2011 г. американцам пришлось окончательно уйти. Мир так и не был достигнут.

В 2014 г. появилась группа радикальных суннитов, известных как Исламское государство Ирака и Сирии (ИГИЛ)2 под командованием Абу Бакра аль-Багдади. Их первоначальной целью было свержение про-иранского режима президента Башара Аль-Асада в Сирии. Появление радикальных шиитских и суннитских групп не способствовало мирному урегулированию религиозных конфликтов. Напротив, спонсируя радикалов, США еще больше разожгли конфликт на границах Ирана. В свою очередь Саудовская Аравия, в декабре 2015 г. основало «Исламскую коалицию», созданную для борьбы с «Исламским государством» и глобальным терроризмом. Создание коалиции для многих стало неожиданным событием. Для такого решения причиной могла послужить резкая критика в сторону арабских стран со стороны Запада, связанная с небольшой активностью в борьбе с терроризмом. Также в 2014 г. боевики организовали череду взрывов в шиитских мечетях на территории Саудовской Аравии, все взрывы были совершены во время молитвы. Верховный муфтий Саудовской Аравии призвал исламских богословов разъяснять своим прихожанам пагубность идей ИГИЛ и предостерегать молодежь от вступления в группировку.

Так или иначе, на сегодняшний день непримиримые противники Саудовская Аравия и Иран своими действиями только усиливают соперничество между двумя ветвями ислама. Оба государства используют ради достижения собственных целей раскол в вере.

Религиозные противоречия внутри мусульманского народа существовали с давних времен, но как показывает история, мусульмане долгое время пытались улаживать их мирным путём, путём компромиссов и договоренностей. С пришествием западных стран, Восток окропился кровью как-никогда. Братоубийственная война, с первого взгляда основанная только на противостоянии двух ветвей Ислама, на самом же деле религиозный повод, несущий в себе ряд политических причин - территориальное соперничество и попытку западных стран, в частности США, держать восточные страны под контролем, распоряжаться их ресурсами. Вспыхнувшие еще в 1931 г. волнения сегодня вылились в огромную трагедию. Войны и разрушения обесценивают жизнь человека и окончательно убивают понятие религии как непосредственную веру в Бога и культурную ценность. Использование религиозного фактора в политических целях, а особенно в разжигании войн, на практике метод эффективный, но весьма неконтролируемый. Религия, должна быть синонимом слов гармония, успокоение и безопасность, а не ужас, кровь и унижения.

1 Крывелев И.А. История религий. Том 2. - М., 2001. С. 258.

2 Организация, запрещенная на территории Российской Федерации.

Литература

1. Большаков О.Г. История Халифата. - М. 2005.

2. Бредихин А.В. Роль совета старейшин в противостоянии идеологии «ИГ» на Северном Кавказе// Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 1. М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. № 1. С. 169-173.

3. Васильев А. История Саудовской Аравии (1745 г. - конец ХХ в.). - М., 1999.

4. Крывелев И.А. История религий. Том 2. - М., 2001.

5. Мутаххари М. Исламское мировоззрение// Исток, 2010.

References:

1. Bol'shakov O.G. Istoriia Khalifata. - M. 2005.

2. Bredikhin A.V. Rol' soveta stareishin v protivostoianii ideologii «IG» na Severnom Kavkaze// Istoricheskaia pamiat' i dialog pokolenii v postsovetskom obshchestve. Sbornik statei № 1. M.: Nauchnoe obshchestvo kavkazovedov, IP Lobanov V.I., Knizhnyi mir, 2016. № 1. S. 169173.

3. Vasil'evA. Istoriia Saudovskoi Aravii (1745 g. - konets ХХ v.). - M., 1999.

4. KryvelevI.A. Istoriia religii. Tom 2. - M., 2001.

5. Mutakhkhari M. Islamskoe mirovozzrenie// Istok, 2010.

THE RELIGIOUS FACTOR IN INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF CONFRONTATION BETWEEN SUNNIS AND SHIITES

Ivasenko M. E. Kuban State University dissovet.fismo@kubsu.ru

Abstract: The article examines the conflict between Sunni and Shiite from 1931 to the present stage. Of particular importance paid to the development of the conflict, its origin, its influence in the current political environment.

Key words: Islam, Sunni, Shia, religion, politics, international relations, middle East.

Для цитирования: Ивасенко М.Е. Религиозный фактор в международных отношениях в контексте противостояния суннитов и шиитов// Архонт, 2017. № 2. С. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.