Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ / EXTREMISM / TERRORISM / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / RELIGIOUS IDENTITY / WORLD RELIGIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карамян А., Карамова А.С.

В статье речь идет о таком общественно опасном явлении, как религиозный экстремизм. Автор даёт различные определения экстремизма, раскрывает его разновидности и наиболее значительные особенности. Установлено, что средством экстремизма является терроризм, который является протестным поведением, формой поиска личности. Отмечается, что истоки религиозного терроризма лежат либо в радикализации существующих догматов, ценностей и норм той или иной религии, либо вне конфессий в результате синкретизма различных конфессий или создания новой доктрины. Отмечается, что радикальный исламизм и терроризм часто представляют собой протестное поведение молодых мусульман, вызванное рядом социальных, политических и экономических факторов, осуществляемое под прикрытием религиозных лозунгов "Священной войны" (Джихад). Автор выделяет причины религиозного терроризма и делает вывод, что религиозный терроризм идеологически представляет собой определенную мутацию религиозного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS FACTOR OF TERRORISM IN MODERN SOCIETY

The article deals with such socially dangerous phenomenon as religious extremism. The author gives various definitions of extremism, reveals its varieties and the most significant features. It is determined that the means of extremism is terrorism, which is a protest behavior, a form of identity search. It is noted that the origins of religious terrorism lie either in the radicalization of the existing dogmas, values and norms of a certain religion, or outside the confessions as a result of the syncretization of different creeds or the creation of a new doctrine. It is noted that radical Islamism and terrorism often represent the protest behavior of young Muslims, caused by a number of social, political and economic factors, carried out under the cover of religious slogans of the "Holy war" (Jihad). The author identifies the causes of religious terrorism and concludes that religious terrorism ideologically represents a certain mutation of religious consciousness.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 342

Карамян А. студент магистратуры 2 курса Карамова А.С., к.э.н.

доцент ФГБОУВО СГУ Россия, г. Сочи

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: В статье речь идет о таком общественно опасном явлении, как религиозный экстремизм. Автор даёт различные определения экстремизма, раскрывает его разновидности и наиболее значительные особенности. Установлено, что средством экстремизма является терроризм, который является протестным поведением, формой поиска личности. Отмечается, что истоки религиозного терроризма лежат либо в радикализации существующих догматов, ценностей и норм той или иной религии, либо вне конфессий в результате синкретизма различных конфессий или создания новой доктрины.

Отмечается, что радикальный исламизм и терроризм часто представляют собой протестное поведение молодых мусульман, вызванное рядом социальных, политических и экономических факторов, осуществляемое под прикрытием религиозных лозунгов "Священной войны " (Джихад). Автор выделяет причины религиозного терроризма и делает вывод, что религиозный терроризм идеологически представляет собой определенную мутацию религиозного сознания.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, религиозное сознание, религиозная идентичность, мировые религии.

Karamjan А.

2nd year master's student FGBOU VO of the State University of Sochi

Karamova A.S.

K.E. Associate Professor FGBOU VO of the State University of Sochi THE RELIGIOUS FACTOR OF TERRORISM IN MODERN

SOCIETY

Abstract: The article deals with such socially dangerous phenomenon as religious extremism. The author gives various definitions of extremism, reveals its varieties and the most significant features. It is determined that the means of extremism is terrorism, which is a protest behavior, a form of identity search. It is noted that the origins of religious terrorism lie either in the radicalization of the existing dogmas, values and norms of a certain religion, or outside the confessions as a result of the syncretization of different creeds or the creation of a new doctrine.

It is noted that radical Islamism and terrorism often represent the protest behavior of young Muslims, caused by a number of social, political and economic

factors, carried out under the cover of religious slogans of the "Holy war" (Jihad). The author identifies the causes of religious terrorism and concludes that religious terrorism ideologically represents a certain mutation of religious consciousness.

Keywords: extremism, terrorism, religious consciousness, religious identity, world religions.

1.Введение

Проблема противодействия экстремизму является одной из наиболее сложных и значимых для всего мирового сообщества: на земном шаре нет таких стран, в которых бы различного рода конфликты не имели экстремистскую направленность.

Экстремизм представляет собой реальную угрозу основам существования общества и государства, он подрывает национальную и международную безопасность. Его предупреждение и нейтрализация относятся к числу важных задач правительств многих государств, в том числе Российской Федерации и мирового сообщества в целом. Особенно остро стоит в данный момент проблема религиозного экстремизма, поскольку идеология многих террористически организаций имеет религиозную окраску, что делает важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства систему правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие религиозному экстремизму.

2.Материалы и методы

Для написания статьи использованы нормативные правовые документы, регулирующие борьбу с проявлением религиозного экстремизма в отечественном законодательстве.

В ходе исследования применялись, как общенаучные (системно-структурный, политико-социологический, конфликтологический), так и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический,

функциональный, формально-юридический) методы познания.

Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались методы политической и юридической этнологии и антропологии, принципы политико-правового моделирования.

Э.Обсуждение

Следует отметить, что тема религиозного терроризма не просто является актуальной, но постоянно актуализируется в результате не прекращающихся терактов. Вопросы, касающиеся нетрадиционных религий и взаимоотношений религиозных и светских институтов, всегда были в центре внимания отечественной науки. Особый интерес представляют публикации, касающиеся сущности религиозного экстремизма, поскольку современный терроризм зачастую выступает в религиозной оболочке (Миронова, 2015; Аристова, 2015; Воин, 2016, Коврижных, 2016 и др.). Однако, несмотря на

значительное количество трудов по данной тематике, можно отметить отсутствие комплексных исследований, что обусловливает дальнейшее концептуальное изучение религиозного экстремизма, разработку системы эффективного противодействия ему с использованием приемов и средств превентивного характера, направленных на устранение причин и условий возникновения в российском обществе признаков и действий экстремистской направленности.

4.Результаты

Под понятием экстремизм отечественный законодатель понимает «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии» (ФЗ №114, 2002).

Другими словами, экстремизм - это идеология вражды, средством экстремизма выступает терроризм. Термин террор происходит от латинского слова terror - устрашать, страх, и появился после Французской Революции для обозначения одного из видов уголовных преступлений и в 1798 г. Наиболее корректным нам представляется определение терроризма, закрепленное в 1994 г. в Резолюции Генассамблеи ООН №49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма», согласно которому под терроризмом понимают «преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки страха среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях» (Резолюция Генассамблеи ООН №49/60, 1194). Таким образом, главной задачей террористов является не сами теракты как таковые, а запугивание населения, принуждение его к неадекватной реакции и давлению на правящие структуры, чтобы те осуществили выгодные террористам шаги.

Хотя терроризм как явление известен с XIX в., в XXI в. международный терроризм превратился в одну из основных угроз глобальной, региональной и национальной безопасности. По всей видимости, это стало одним из негативных последствий проходящего процесса глобализации, прежде всего в информационной сфере.

СМИ и Интернет сегодня являются основным проводником идей терроризма, поскольку именно через них осуществляется психологическое воздействие на население. Например, в Германии запуганные журналисты уже не упоминают о рождественских праздниках, стыдливо называя их зимние праздники. Террористическая деятельность вышла за пределы национального государства, уйгурские боевики из Синьцзяна сражались в Чечне, а чеченские бандиты — в Афганистане, арабские наемники - в России. Другой особенностью терроризма в современном мире является то, что он зачастую облечен в религиозную оболочку. Впервые о «религиозном

терроризме» было заявлено исследователями на международной конференции во Франции в 1998 г. по проблемам борьбы с терроризмом «Европа - 2000» (Миронова, 2015).

Истоки религиозного терроризма лежат либо в радикализации существующих догматов, ценностей и норм определенной религии (например, ваххабизм внутри ислама); либо вне конфессий в результате синкретизации разных вероучений или создания новой доктрины...» (например, Великое Белое Братство ЮСМАЛОС) (Забияко, 2006).

На наш взгляд, определенные религии стали мировыми, поскольку смогли сформулировать общечеловеческие ценности, одной из которых является запрет убийства: «Не убий» в Библии, «Никто не имеет права лишать другого жизни, кроме Бога» - в Коране, «Величайший из грехов - это убийство» - в буддизме. Идеология ненависти и агрессии, использующая религиозную риторику, не может считаться религиозно мотивированной. В этой связи вспоминаются слова Иисуса Христа: «Наступает время, когда всякие убивающие вас будут думать, что он тем служит Богу, так будут поступать, потому что не познали ни отца, ни меня».

Чаще всего религиозный терроризм облечен в исламскую религиозную оболочку, что, вызвано, как полагают исследователи, массированной культурной экспансией с Запада, которая оказывает существенное воздействие на формирование элементов культуры исламского мира, включая фильмы, музыку, одежду, архитектуру, технологии, а также систему образования, ценности, убеждения, мораль и модели гендерных ролей (Мохаддам, 2011). Как полагает А.М. Воин, именно в результате навязывания чуждых ценностей и установок, в которых мусульманский мир если не разумом, то интуицией чувствует фальшь», в сознании мусульман всплывают, дремавшие ранее, воинствующие призывы в отношении неверных, которые содержатся в Коране (Воин, 2016). Хотя в исламском праве понятие «терроризм» не существует, применяется своя классификация насилия: мухарибе, фатак, игтияль, гадар, багий и ирхаб, (разные виды убийства), которые категорически запрещаются. Поэтому можно сказать, что в исламе, как и в других традиционных религиях, нетерпимость к людям другой веры проявляется только в маргинальных, сектантских группах и не поддерживается верующими и руководством, авторитетными представителями всех религиозных общин.

Определенной, негативной мутации под влиянием политических и экономических факторов может быть подвержена любая религия, в результате чего появляются агрессивные религиозные учения, не имеющие ничего общего с учением и ценностями официальной религии. Например, на почве буддизма, самой мирной и миролюбивой религии в Бутане на рубеже 19801990-х гг. под давлением буддистской общины были приняты законы (признание только языка дзонг-кэ, требования носить традиционную бутанскую одежду, прически и соблюдать буддийские обычаи и ритуалы, ограничения на въезд граждан Индии), которые привели к волнениям среди

лиц непальского происхождения (индуистов) и их столкновениям с армией.

В Шри-Ланке некоторые буддийские священнослужители-фанатики стали, по существу, инициаторами антитамильских погромов в июле 1983 г. Именно после этого конфликт между сингалами и тамилами перерос в гражданскую войну, к 2005 г. унесшую жизни более 70 тыс. человек.

Еще более рьяно отстаивают свои религиозные принципы мусульманские государства, особенно на Ближнем и Среднем Востоке. Религиозный ревайвализм (возрождение, движение против официального религиозного учения) именно в этом регионе создает одну из основных угроз глобальной безопасности. При этом на уровне национального государства превалируют этнические конфликты (противостояние пуштунов с таджиками, узбеками и туркменами в Афганистане; курдская проблема, прежде всего в Турции и Ираке и т.д.). Таким образом, религиозный терроризм идеологически представляет собой определенную мутацию религиозного сознания. Особенности религиозного терроризма в том, что он не имеет политических целей, не проявляет заинтересованности в проведении переговоров с властью, и используют насилие в целях, что, по их мнению, определено Господом. Цель «религиозных» террористов не изменить существующую систему, а разрушить ее (Миронова, 2015). Всех, не принадлежащих к данной религии или конфессии они объявляют врагами, что дало основание исследователям считать религиозный терроризм - одним из худших злоупотреблений религией (Аристова, 2016).

Исследователь А. Хвыля-Олинтер выдвигает следующие причины религиозного терроризма:

- нагнетание социальной напряженности путем спекуляции на трудностях становления страны;

-разжигание религиозной нетерпимости в социальной и бытовой сфере;

- нравственная дезориентация;

-разрушение основ института семьи, личности (Хвыля-Олинтер, 2015).

Данный перечень может быть дополнен и другими факторами роста религиозного терроризма, как и терроризма вообще на современном этапе:

- усиление разрыва в уровне жизни между населением Северного и Южного полушария;

- существование значительных масс населения в системе традиционных отношений и проживающих ниже черты бедности;

- экосистемный кризис, вызванный тем, что земная цивилизация уже перешагнула «пределы роста».

- попытки части элиты достичь своих политических целей за счет создания образа внешнего врага, и перенесения в политику (внутреннюю и внешнюю) религиозных представлений, далеко не всегда совпадающих с международно-ценностными;

- ликвидация биполярности мира;

- распространение информационных технологий, позволяющих устанавливать связь между террористическими организациями, где бы они не

находились; добывать необходимую информацию; вербовать новых сторонников и боевиков и т.д.

Наиболее подвержены террористической пропаганде молодые и социально не адаптированные люди, протестные настроения которых, их обостренное чувство несправедливости, деградация морально -нравственных ценностей приводят к кризису социокультурной идентичности. Необходимо обратить внимание на определенное сходство террористических организаций с тоталитарными религиозными сектами: тайный характер деятельности, массовая вербовка новых членов, формируемый образ лидера как посредника «Бога», запрет на обсуждение и критику его приказов и распоряжений. Методы распространения своего влияния на людей также похожи: агитация, пропаганда, гипноз, нейролингвистическое программирование успешно применяются при вербовке новых членов религиозных и террористических организаций. Важную роль в этих двух разных категориях организаций, безусловно, играют духовные лидеры (например, Усама бен Ладена, идеи которого уже после его смерти стали программой для активизации террористических ячеек по всему миру). Такие лидеры при жизни посредством современных СМИ, прежде всего Интернета, стараются стать максимально публичными и узнаваемыми людьми для расширения своего влияния и вербовки новых последователей.

5.Заключение

Все религиозные доктрины содержат положение о том, что именно их вероучение единственно верно, однако религиозный экстремизм проявляется лишь тогда, когда в религиозной идеологии содержится гипертрофированная проповедь своего превосходства, а в практике деятельности религиозного объединения присутствуют способы психологической обработки сознания верующих.

Деструктивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некоторыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначальной оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.

Мы выявили ряд отличительных черт современного терроризма, среди которых: мутация религиозного сознания и ценностных ориентаций (Петренко, 2016); наднациональный, сетевой характер; прикрытие прагматичных целей и политических задач религиозной оболочкой (Коврижных, 2016).

Опасность религиозного терроризма нашла отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента №683, 2015). Национальными интересами Российской Федерации в Стратегии провозглашаются «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а угрозами государственной и общественной безопасности - «разрушение традиционных российских

духовно-нравственных ценностей». Развитие духовно-нравственных ценностей предполагает высокое качество преподавания в школе социально -гуманитарных дисциплин: «русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий». Впервые в подобном документе выделена роль преподавания российских традиционных религий (религиозных культур) и российской светской этики - духовно-нравственного компонента общего образования, предметной области целевой воспитательной направленности.

Очевидно, что факторами, влияющими на развитие терроризма, являются необразованность и религиозная безграмотность. Таким образом, с целью повышения духовности и профилактики религиозного экстремизма необходимо обратить внимание на: духовное просвещение (изучение отечественной духовно-нравственной культуры) граждан; укрепление позитивной (созидательной) духовности и нравственности населения;

-разоблачение деструктивных религиозных культов (сект).

Система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму, является важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности и представляет собой комплекс правовых, правоприменительных и профилактических механизмов, предотвращающих распространение экстремистских религиозных проектов и предусматривающих санкции за совершаемые экстремистскими религиозными объединениями правонарушения. Элементами данной системы являются: институты юридического предупреждения процессов создания и распространения экстремистских религиозных объединений; нормативно -правовые механизмы пресечения незаконной деятельности экстрем истских религиозных объединений, в том числе путем се запрещения, и механизмы привлечения к ответственности лидеров и членов религиозных объединений за уже совершенные противоправные деяния.

В противодействии религиозному экстремизму как одной из угроз национальной безопасности современной России приоритет принадлежит превентивным мерам, касающимся формирования толерантного сознания верующих на основе актуализации тех ценностей традиционных религий, которые направлены на терпимость и взаимопонимание, что предполагает развитие религиозно-просветительских программ в образовательных учреждениях и средствах массовой информации.

Таким образом, основной путь борьбы с терроризмом - это преодоление кризиса социальной идентичности через изменение социально-экономических, политических и культурных условий жизни и становление демократического общества в странах мира.

Использованные источники: 1. ФЗ №114, 2002 - Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3031

2. Резолюция Генассамблеи ООН №49/60, 1994 - Резолюция Генассамблеи ООН №49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма»

3. Указ Президента № 683, 2015 - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ В.В. Путина от 31 декабря 2015 г. № 683

4. Забияко, 2006 - Забияко А.П. Экстремизм религиозный // Религиоведение. Энц. словарь. - М.: Академический проект. 2006.

5. Мохаддам, 2011 - Мохаддам Ф.М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к наси-лию. М., 2012.

6. Воин, 2016 - Воин А.М. О смысле жизни и глобальном кризисе // Стратегия России, 2016, № 3. С. 71-80.

7. Миронова, 2015 - Миронова О.А. Духовность как фактор противодействия религиозному экстремизму // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском Федеральном округе: проблемы теории и практики. - Крым, 2015. С.75-83.

8. Аристова, 2016 - Аристова А.В. Религиозный терроризм в информационную эпоху.

9. Хвыля-Олинтер, 2015 - Хвыля-Олинтер А. Роль духовности в формировании российского солидарного обществ

10. Петренко, 2016 - Петренко В.Ф., Ярцева А.И. Кросс-конфессиональное исследования религиозной картины мира в контексте борьбы с терроризмом.

11. Коврижных, 2016 - Коврижных О.А. Терроризм как протестное поведение и форма поиска идентичности // Общество: философия, история, культура, 2016, № 9. С.31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.