Научная статья на тему 'Идеологические и психологические аспекты изучения религиозного экстремизма'

Идеологические и психологические аспекты изучения религиозного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
700
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / IDEOLOGY OF RELIGIOUS EXTREMISM / EXTREMIST ACTIVITY / RELIGIOUS FUNDAMENTALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хаустова Н.А.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с активизацией религиозного экстремизма в его самой радикальной форме терроризме, он становится угрозой национальной безопасности любого государства. Возникает необходимость изучения идеологических и психологических аспектов деятельности религиозных экстремистов с целью дальнейшей выработки подходов к его противодействию. В данном вопросе необходимо идентифицировать модель поведения религиозных экстремистов, главным признаком которой является религиозная нетерпимость, оправдание чему экстремисты находят исключительно в религиозной доктрине. В отличие от религиозного фундаментализма, религиозный экстремизм содержит в своей основе не только радикальную религиозную идеологию, но и деятельность, характеризующуюся проявлением крайней степени агрессивности и жестокости по отношению к обществу. Полностью изменить психологию религиозных экстремистов не представляется возможным, а противодействовать им лишь административными или правовыми запретами не является достаточным. Для выстраивания эффективной системы противодействия данному явлению необходима дальнейшая проработка теоретических подходов к изучению этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological and Psychological Aspects of the Study Religious Extremism

The article is dedicated to the religious extremism, which can be expressed in terrorism, its extreme form. It becomes a threat to the national security of any state. There is a need to study the ideological and psychological aspects of the activities of religious extremists in order to further develop approaches to counteract it. In this issue it is necessary to identify the model of behavior of religious extremists, the main feature of which is religious intolerance, the justification for which extremists find exclusively in religious doctrine. Unlike religious fundamentalism, religious extremism is based not only on radical religious ideology, but also on activities characterized by extreme aggressiveness and cruelty towards society. It is not possible to completely change the psychology of religious extremists, and it is not sufficient to counteract them only with administrative or legal prohibitions. To build an effective system to counteract this phenomenon, further development of theoretical approaches to the study of this problem is necessary.

Текст научной работы на тему «Идеологические и психологические аспекты изучения религиозного экстремизма»

УДК 323

Н.А. ХАУСТОВА, канд. философ. наук, доцент,

доцент кафедры политологии и социологии

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация

О

dB /llfe

Статья поступила 11 апреля 2018г.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Статья посвящена определению идеологических и психологических аспектов религиозного экстремизма. Автор дает толкование понятий «религиозный экстремизм» и «религиозный фундаментализм», рассматривает сущность идеологии религиозного экстремизма и психологические особенности экстремистской деструктивной деятельности, выявляет пути к решению проблемы противодействия данному явлению.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, идеология религиозного экстремизма, экстремистская деятельность, религиозный фундаментализм.

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в связи с активизацией религиозного экстремизма в его самой радикальной форме - терроризме, он становится угрозой национальной безопасности любого государства. Возникает необходимость изучения деструктивной деятельности религиозных экстремистов с целью дальнейшей выработки подходов к его противодействию.

Основная часть. В настоящее время в современной научной литературе не имеется определенной точки зрения к пониманию сущности религиозного экстремизма, который, как правило, связывается с такими характеристиками, как применение насилия; осуществление противоправной

деятельности; пропаганда нетерпимости и практика реализации этих убеждений; антидемократизм, антиплюрализм и другие [2, 178]. Мы будем подразумевать под религиозным экстремизмом деструктивную деятельность личности или группы личностей, базирующейся на определенной религиозной идеологии, в основе которой лежит отрицание господствующих в

обществе ценностей и призыв их устранить и заменить.

В вопросе противодействия данному явлению считаем необходимым

идентифицировать модель поведения, характеризующую экстремистский подход. Религиозные экстремисты совершают основанные на вере действия, преднамеренно наносящие вред другим людям. К таковым относятся агрессивное навязывание своих убеждений, идеологии или ценностей, ущемление гражданских свобод,

дискриминация по признакам пола, религии и расы, разжигание религиозной вражды, нетерпимость к иным религиозным убеждениям, и, наконец, применение насилия.

Религиозная нетерпимость является главным признаком религиозного

экстремизма, означающего склонность придерживаться радикальных религиозных взглядов, во имя которых осуществляется насильственная и противоправная

деятельность. Оправдание этому

религиозные экстремисты находят исключительно в религиозной доктрине. Они готовы убивать других исходя из убеждения в

том, что священные книги санкционируют насилие в служении Богу. Их жертвы рассматриваются как враги Бога, и более того, экстремисты сами охотно поступаются собственной жизнью, ожидая получить награду в загробной жизни.

Обладая бинарным мировоззрением, в основе которого лежит разделение общества на «мы» и «они», они считают свои убеждения абсолютно правильными и неоспоримыми, и потому они должны быть навязаны всему человечеству, а при необходимости и с применением насилия.

Отметим, что все вероучения, лежащие в основе мировых религий, не содержат признаков агрессии и прямых призывов к экстремизму, в противном случае мы имеем дело с религиозным фундаментализмом, который предполагает настолько строгое и буквальное соблюдение религиозной доктрины, что это перестает соотноситься с миром реального бытия.

Бескомпромиссное отношение к окружающей действительности становится для фундаменталистов психологическим стимулом до такой степени, что они намеренно начинают искать противоречие между ценностями, принятыми в данном сообществе, с их ценностями для того, чтобы превратить последние в истину высшей инстанции. По этой причине они выражают нетерпимость к другим взглядам, поскольку, придерживаясь столь строгого толкования религиозной доктрины, они не в состоянии жить в разнообразии реальной жизни. Подчеркивая значение загробной жизни, фундаменталисты формируют подавляющее отношение к настоящему. К этому можно добавить и то, что в своем большинстве они испытывают враждебность к вопросам сексуальной свободы, удерживают женщин в подчиненных ролях, склонны к жестокому обращению с детьми, противоборствуют культурной и религиозной самобытности. Такой фундаментализм часто переходит в насильственный религиозный экстремизм.

Полностью отдаваясь изучению священных текстов своего вероучения и апеллируя к их абсолютному авторитету, религиозные фундаменталисты считают их безошибочными, тем самым предполагая возможность их однозначного понимания. Они полностью отвергают герменевтический подход к изучению религиозных текстов, что, в конечном счете, приводит к навязыванию собственной интерпретации в как 48

единственно правильной и к требованиям ее соблюдения. Искаженное толкование священных писаний и других религиозных книг позволяет адептам религиозного экстремизма представлять аргументы в свое оправдание, и прежде всего, в политической практике [1, 22].

Если религиозный фундаментализм - это система радикальных взглядов на толкование некоего вероучения, то религиозный экстремизм содержит в своей основе не только радикальную религиозную

идеологию, но и деструктивную деятельность, характеризующуюся

проявлением крайней степени агрессивности и жестокости по отношению к обществу.

Очевидно, что все усилия, направленные на то, чтобы убедить экстремистов отказаться от системы своих религиозных взглядов, вряд ли будут являться эффективными. До сих пор нет убедительных свидетельств тому, какие личности склонны становиться

экстремистами. Очевиден тот факт, что личные мотивы являются одним из важных факторов, которые необходимо учитывать. Причинами, способствующими превращению человека в религиозного экстремиста, могут быть решение экзистенциальных проблем, обретение смысла жизни, преодоление чувства одиночества, отрешение от социально-бытовых проблем, повышение самооценки, реализация комплекса власти и другие.

Религия часто используется как средство обретения коллективной идентичности. Известная работа Э. Хоффера «Истинноверующий» (1951) доказывает тот факт, что люди присоединяются к религиозным группам не из-за того, что они согласны с теологическими аргументами, а потому, что вера наделяет их чувством солидарности с другими и возможностью освободиться от своего нежеланного «я». Когда человек входит в экстремистское сообщество, то критерием его адаптации будут не его предшествующие социальные роли, а интеллектуальная и психологическая сопричастность его целям.

Поводом для вовлечения человека в экстремистскую деятельность могут быть социально-экономические причины, такие как падение жизненного уровня, безработица, неспособность правящих кругов решать социально-экономические проблемы, коррумпированность власти,

неконтролируемая миграция. Среди

политических причин - стремление религиозно-экстремистских сообществ к мировому господству, поскольку они ведут пропаганду идеи разрушения сложившегося миропорядка. На этом фоне создается почва для признания себя богоизбранными, непогрешимыми и обладающими

эксклюзивными правами на постижение истины.

С уверенностью можем утверждать, что изменить полностью психологию

религиозных экстремистов не представляется возможным, их поведение может модифицироваться в зависимости от контекста той политической среды, в которой они действуют. Поэтому речь должна идти о своевременном выявлении фактов нелегальной деятельности экстремистов, как внутри религиозных организаций, так и в мигрантских сообществах, а также дальнейшее привлечение их к ответственности.

Однако, как показывает мировой опыт, противодействовать экстремизму лишь административными или правовыми запретами не является достаточным. Необходимо регулярно проводить политику осуществления профилактики религиозного экстремизма в средствах массовой информации, создавать атмосферу участия граждан в предупреждении экстремистских и террористических проявлений.

Один из способов избежать появления религиозных экстремистов внутри любого государства - это распространение достоверных религиоведческих знаний среди населения. Отсутствие достаточных объективных познаний по истории и теории мировых религий и четкой

мировоззренческой позиции делает граждан беззащитными перед духовной агрессией экстремизма.

Отметим, что противодействовать идеологии религиозного экстремизма можно только путем изменения традиционной парадигмы мышления [3, 21]. Совершенно очевидно, что в современном обществе уже давно изменились традиционные взгляды на брак, любовь, церковь, воспитание детей, произошло обесценивание нравственных идеалов и норм поведения. Назрела необходимость возвращения нравственных императивов, которые провозглашаются всеми, без исключения, мировыми религиями. От решения этой задачи зависит здоровье и благополучие любого государства.

Заключение. В настоящий момент религиозный экстремизм стал одной из угроз современному человечеству. Для

выстраивания эффективной системы противодействия данному явлению необходима дальнейшая проработка теоретических подходов к изучению этой проблемы. Данная тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.

Список литературы

1. Плужников, Е.Н. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2010. - 35 с.

2. Рязанов, Д.С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное / Д.С. Рязанов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. - 2014. - Т.7. - № 1. - С. 177-184.

3. Хаустова, Н.А. Идеология «исламского государства» как глобальный вызов современному обществу / Н.А. Хаустова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2017. - № 2. - С. 2023.

Резюме. Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с активизацией религиозного экстремизма в его самой радикальной форме - терроризме, он становится угрозой национальной безопасности любого государства. Возникает необходимость изучения идеологических и психологических аспектов деятельности религиозных экстремистов с целью дальнейшей выработки подходов к его противодействию.

В данном вопросе необходимо идентифицировать модель поведения религиозных экстремистов, главным признаком которой является религиозная нетерпимость, оправдание чему экстремисты находят исключительно в религиозной доктрине.

В отличие от религиозного фундаментализма, религиозный экстремизм содержит в своей основе не только радикальную религиозную идеологию, но и деятельность, характеризующуюся

49

проявлением крайней степени агрессивности и жестокости по отношению к обществу. Полностью изменить психологию религиозных экстремистов не представляется возможным, а противодействовать им лишь административными или правовыми запретами не является достаточным. Для выстраивания эффективной системы противодействия данному явлению необходима дальнейшая проработка теоретических подходов к изучению этой проблемы.

Abstract. The article is dedicated to the religious extremism, which can be expressed in terrorism, its extreme form. It becomes a threat to the national security of any state. There is a need to study the ideological and psychological aspects of the activities of religious extremists in

order to further develop approaches to counteract it.

In this issue it is necessary to identify the model of behavior of religious extremists, the main feature of which is religious intolerance, the justification for which extremists find exclusively in religious doctrine.

Unlike religious fundamentalism, religious extremism is based not only on radical religious ideology, but also on activities characterized by extreme aggressiveness and cruelty towards society. It is not possible to completely change the psychology of religious extremists, and it is not sufficient to counteract them only with administrative or legal prohibitions. To build an effective system to counteract this phenomenon, further development of theoretical approaches to the study of this problem is necessary.

KHAUSTOVA Nonna A., Cand. of Philos. Sc., Associate Professor

Associate Professor of the Department of Political Science and Sociology Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

IDEOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY RELIGIOUS EXTREMISM

The article is dedicated to the definition of ideological and psychological aspects of religious extremism. The author gives an interpretation of the concepts of "eligious extremism"and "eligious fundamentalism',' examines the essence of the ideology of religious extremism and the psychological characteristics of extremist destructive activities, identifies ways to solve the problem of countering this phenomenon.

Keywords: religious extremism, ideology of religious extremism, extremist activity, religious fundamentalism.

References

1. Pluzshnikov E. N. Religioznij extremizm v sovremennoj Rossii [Religious extremism in modern Russia: problems of theoretical interpretation and political practice]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2010, 35 p. (In Russian).

2. Ryazanov D.S. Religioznij extremism, religiozno-politicheskij extremism i religioznij fundamentalizm: obschee, osobennoe, edinichnoe [Religious extremism, religious and political extremism and religious fundamentalism: general, special, single]. Izvestiya Irkutskogo Universiteta.

Seriya Politologiya. Religiovedenie. [News of Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious Studies]. 2014, volume 7, no. 1, pp. 177-184 (In Russian).

4. Khaustova N.A. Ideologija «islamskogo gosudarstva» kak global'nyj vyzov sovremennomu obshhestvu [The ideology of the «islamic state» as a global challenge to modern society]. Vestnik Polesskogo Universiteta. Seriya Sotsialnye i gumanitarnie nauki. [Bulletin of the Polesie State University. Series: Social sciences and humanities]. Pinsk, 2017. no. 2, pp. 20-23.

Received 11 April 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.