Научная статья на тему 'Зарубежный опыт по реализации пенитенциарных программ дерадикализации экстремистов с применением основ традиционных вероучений'

Зарубежный опыт по реализации пенитенциарных программ дерадикализации экстремистов с применением основ традиционных вероучений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PENAL INSTITUTIONS / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / CONVICTS TO IMPRISONMENT / ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / DERADICALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысоев Александр Михайлович, Аболмасова Татьяна Евгеньевна

Отсутствие проверенных методик, позволяющих эффективно работать с такой особой категорией лиц, как осужденные к лишению свободы за деяния, связанные с проявлениями религиозного экстремизма, убежденность этих лиц в своей правоте, крайность их взглядов порождают ситуацию, когда исправительные учреждения становятся своеобразными рассадниками идеологии экстремизма. В связи с этим очевидна необходимость разработки специализированных программ, позволяющих определять не только степень опасности лица, его «зараженности» этими идеями, психологические особенности личности, но и возможность его исправления, в том числе посредством воздействия традиционных вероучений. Попытки такого воздействия на личность преступника уже предпринимаются в практике пенитенциарных систем некоторых зарубежных стран. В статье проводится анализ базовых положений программ по дерадикализации религиозных происламских экстремистов, отбывающих наказание в виде лишения свободы в некоторых странах Евросоюза, а также Ближнего Востока и ЮгоВосточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIMENT ON IMPLEMENTATION OF PENITENTIARY PROGRAMS OF EXTREMISTS DERADICALIZATION USING FUNDAMENTALS OF TRADITIONAL RELIGIONS

Lack of the checked techniques allowing to work effectively with such special category of persons as the sentenced to imprisonment for the acts connected with manifestations of religious extremism, conviction in their rightness, extremity of their views generate a situation when correctional facilities become peculiar«nurseries» of extremism ideology. For that matter there is a need to develop specialized programs allowing to determine not only degree of danger a person presents, his “contamination“ with these ideas, psychological traits of a person, but also a possibility of correction being under of traditional religions as well. This is already made in penal systems of some foreign countries. The article analyses basic provisions of programs for deradicalization of the religious pro-Islamic extremists serving sentences in some European Union countries and also Middle East and South-East Asia.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт по реализации пенитенциарных программ дерадикализации экстремистов с применением основ традиционных вероучений»

УДК 343.825(1-87)343

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ СЫСОЕВ,

кандидат психологических наук, доцент, начальник факультета повышения квалификации и первоначальной подготовки, e-mail: [email protected]; ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА АБОЛМАСОВА, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРОГРАММ ДЕРАДИКАЛИЗАЦИИ ЭКСТРЕМИСТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОСНОВ ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОУЧЕНИЙ

Реферат: отсутствие проверенных методик, позволяющих эффективно работать с такой особой категорией лиц, как осужденные к лишению свободы за деяния, связанные с проявлениями религиозного экстремизма, убежденность этих лиц в своей правоте, крайность их взглядов порождают ситуацию, когда исправительные учреждения становятся своеобразными рассадниками идеологии экстремизма. В связи с этим очевидна необходимость разработки специализированных программ, позволяющих определять не только степень опасности лица, его «зараженности» этими идеями, психологические особенности личности, но и возможность его исправления, в том числе посредством воздействия традиционных вероучений. Попытки такого воздействия на личность преступника уже предпринимаются в практике пенитенциарных систем некоторых зарубежных стран. В статье проводится анализ базовых положений программ по дерадикализации религиозных происламских экстремистов, отбывающих наказание в виде лишения свободы в некоторых странах Евросоюза, а также Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, осужденные к лишению свободы, дерадикализация, религиозный экстремизм.

Проявления криминального религиозного экстремизма, получившие широкое распространение в последнее десятилетие в мировом масштабе, как и идеи исламского фундаментализма, в том числе среди лиц, находящихся в условиях мест лишения свободы, а равно увеличение числа осужденных за насильственные проявления, основанные на идеологии радикального Ислама, - все это говорит об актуальности разработки программ по дерадикализации и социальной реабилитации как лиц, ранее осужденных к лишению свободы за проявления религиозного экстремизма, так и осужденных, усвоивших радикальную идеологию уже в местах социальной изоляции.

Представляет интерес зарубежный опыт в указанной сфере, оценка которого позволяет определить перспективные направления по дерадикали-зации осужденных в условиях пенитенциарного учреждения. При этом, говоря о пенитенциарной работе с осужденными последователями радикального Ислама, следует отметить, что большое значение в зарубежной практике уделяется именно изменению религиозного воззрения этих лиц, при-

© Сысоев А. М., Аболмасова Т. Е., 2016

общению их к основам традиционного вероучения, отрицающего насилие как единственный метод переустройства миропорядка.

Шведский исследователь М. Рэнсторп, обобщив опыт по дерадикализации религиозных экстремистов, определил следующие направления:

- создание единого банка инструментов реабилитационной и коррекционной работы с экстремистами, инициирование исследований по установлению факторов успеха, лежащих в основе различных социальных стратегий по дерадикализации;

- наличие системы религиозного просвещения, которая во многом определяется заинтересованностью осужденных к лишению свободы во встречах со священнослужителями традиционных конфессий;

- наличие системы поощрений в процессе преобразования личности экстремиста (оплата дорожных расходов членам семьи заключенного, прибывающим на свидания с ним, оплата образовательных и дополнительных медицинских услуг и т. д.).

Британский Королевский институт объединенных служб по исследованиям в области обороны и безопасности определяет в качестве одного из эф-

фективных направлений предупреждения религиозного экстремизма работу по предотвращению радикализации в местах лишения свободы [10, с. 24-31]. Данная деятельность осуществляется в рамках общей стратегии борьбы с экстремизмом, получившей название «Contest» (в переводе с англ. «состязание» или «борьба»), цель которой снизить угрозу экстремизма в Соединенном Королевстве [1, с. 174; 9, с. 73-92; 7, с. 442-458]. Программа предусматривает специальное обучение имамов, работающих в пенитенциарной системе, выявление заключенных, подозреваемых в распространении радикальных взглядов, а также помощь осужденным-экстремистам в их реинтеграции в общество.

Увеличению количества мусульман среди лиц, осужденных к лишению свободы, в пенитенциарных учреждениях Британии способствует государственная политика этой страны. Осужденные-мусульмане имеют ряд существенных преимуществ перед остальным спецконтингентом - им разрешается прием халяльной пищи, пятиразовая молитва, встречи с имамом, освобождение от некоторых видов работ, иные послабления режима отбывания наказания. Кроме того, такие осужденные не только имеют существенную поддержку в стенах учреждения, но и получают материальную помощь от различных социальных фондов, взаимодействующих с пенитенциарной службой этой страны.

Исламская радикализация осужденных во Французской Республике во многом обусловлена как самим контингентом тюремного населения, так и проблемой переполненности исправительных учреждений. Точное количество мусульман, отбывающих наказание в виде лишения свободы в этой стране, неизвестно, так как государственные органы длительное время отказывались фиксировать религиозную принадлежность лица, считая вопрос вероисповедания исключительно частным делом осужденного. Вместе с тем согласно некоторым оценкам осужденные к лишению свободы мусульмане составляют около половины всего тюремного населения указанной страны, что намного выше доли мусульман в структуре населения Франции, которая составляет около 8 % [11]. Если пенитенциарная система Великобритании сотрудничает с представителями религиозных общин в вопросах предупреждения радикализации заключенных (наставничество над осужденными, помощь в создании приспособленных помещений для соблюдения религиозных обрядов, передача разрешенной Кораном пищи, создание условий для проведения религиозных обрядов и т. д.), то во Франции, которая придерживается принципа исключения религии из общественной сферы, такая связь с религи-

озной общественностью не налажена и осужденным-мусульманам предоставляются все те же услуги, что и другим лицам, отбывающим наказание совместно с ними [2, с. 215].

Важным шагом по осознанию проблемы радикализации осужденных явилось создание в 2003 г. во Франции специализированного органа, который (кроме прочего) занимается анализом ситуации в пенитенциарных учреждениях, а также наблюдением за радикальными осужденными, вышедшими на свободу, - Центральноего разведывательного бюро. Как отмечает Жан-Люк Марре, это бюро является аналогом пенитенциарной разведки за деятельностью радикальных групп в тюрьмах страны [12]. В 2005 г. данное бюро в результате изучения оперативной обстановки в 188 тюрьмах страны определило, что в 68 из них заключенные активно участвуют в деятельности радикальных происламских организаций [6, с. 2]. В связи с этим Министерство юстиции Пятой республики заявило о необходимости сотрудничества с Организацией французских мусульман в вопросе религиозного просвещения осужденных, причисляющих себя к последователям ислама. Вместе с тем еще в 2008 г. министр внутренних дел М. Аллио-Мари отмечала, что лишь более сотни заключенных из почти 63 тысяч встали на путь исламистской радикализации в процессе нахождения в исправительных учреждениях [13, с. 60]. Эти данные отличаются от информации некоторых исследователей (Ч. Корне-вин, Дж. Леклерк), которые обнародовали, что в тюрьмах Франции в 2008 г. содержалось 442 исламиста [4, с. 18]. А. Вилнер, проанализировав эти цифры и данные, которые показали, что примерно половина из 60 тысяч заключенных страны считают себя мусульманами, отметил, что французская пенитенциарная система является благодатной средой для радикализации [8, с. 40].

В пенитенциарной системе Италии с 2012 г. реализуется комплекс мер, направленных на создание новой модели содержания под стражей, в основе которой находится принцип дифференциации спецконтингента в условиях пенитенциарных учреждений - разделение осужденных к лишению свободы на однородные группы, что позволяет уменьшить взаимодействие вне этих групп, по мнению представителей Министерства юстиции, способствует снижению риска пенитенциарной радикализации спецконтингента и позволяет создать условия для их исправления. Модель открытой тюрьмы позволяет привлекать членов семьи осужденного, иных представителей гражданского общества к преодолению проблем отрыва осужденного от привычной среды и его дальнейшей реинтеграции в общество. Однако для иностранцев, отбывающих наказание в пенитенциарных

учреждениях Итальянской Республики, данная система не работает ввиду отсутствия положительных связей, что повышает риск получения поддержки и последующей вербовки представителями радикального ислама отбывающих наказание в условиях изоляции. В связи с этим возрастает роль священнослужителей, исповедующих традиционный ислам, которые перед работой с осужденными проходят тщательный контроль со стороны представителей правоохранительной системы.

Программа дерадикализации исламских экстремистов в Сингапуре, по мнению некоторых зарубежных авторов [5, с. 129], является одним из комплексов мер государственного реагирования, показавших свою эффективность по дерадикализа-ции личности. Такая работа с лицами, осужденными к лишению свободы, осуществляется священнослужителями в тесном взаимодействии с членами семей осужденных. «Несомненно, что первостепенное сосредоточение внимания на семье и полезных социальных связях с точки зрения эффективности способствует разрушению лояльного отношения личности к группам, настроенным радикально, на индивидуальном уровне» [3, с. 18].

Данный опыт был учтен пенитенциарной службой Малайзии, где программа дерадикализации религиозных экстремистов имеет временные рамки и рассчитана на 3 года. Она представляет собой комбинирование просветительской работы с привлечением священников и укрепление «физической дисциплины» со стороны администрации пенитенциарного учреждения, включая применение телесных наказаний. Осужденные, прилюдно отказавшиеся от радикальных воззрений, поощряются свиданиями с родными, имеют право на получение помощи от общины, могут посещать родных по религиозным праздникам, они даже могут быть досрочно освобождены от наказания. Решающее значение для получения этих льгот имеет мнение наставника - священнослужителя о характере и степени осознания своей вины осужденным, об определении возможности его жизни вне пенитенциарного учреждения.

Саудовская Аравия активно использует два фактора для воздействия на исламских экстремистов - создание системы религиозного просвещения путем организации публичных диспутов в пенитенциарных учреждениях, индивидуально-просветительской деятельности наиболее уважаемых имамов с осужденными и предоставление материальных стимулов бывшим экстремистам, вставших на путь исправления, - помощь государства при заключении браков, предоставление рабочих мест после освобождения, выделение единовременных крупных ссуд для обустройства на свободе, безвозмездное предоставление автомоби-

ля и временного жилья после освобождения из мест лишения свободы. Последним испытанием перед освобождением является написание бывшим экстремистом письменного отречения от радикальной идеологии, которое используется администрацией пенитенциарных учреждений в процессе работы с другими осужденными, придерживающимися экстремистских взглядов. Успехи в этом направлении привели к тому, что священнослужители из Саудовской Аравии были приглашены правительством США для организации просветительской работы с исламскими экстремистами в зарубежных тюрьмах - в Ираке и Гуантанамо.

Подводя итог изложенному, можно выделить следующие направления работы священнослужителей традиционных конфессий в рамках пенитенциарных программ по дерадикализации религиозных экстремистов.

1. Пенитенциарная деятельность, проводимая священнослужителем с лицом, находящимся в условиях лишения свободы, которую можно подразделить исходя из целей и направленности:

- на индивидуально-просветительскую (разъяснительную) деятельность, то есть коррекционную работу с отдельным осужденным по разъяснению основ религиозного воззрения, склонению к отказу от радикальной идеологии, обращению внимания к противоречиям в толковании религии радикальными сторонниками вероучения;

- групповую профилактическую деятельность, в основе которой - работа священнослужителя не только с группой осужденных, например, для создания структуры по реализации религиозных обрядов в условиях лишения свободы, нейтрализации установок радикальной направленности посредством коллективного мнения, но и с членами их семей для оценки их криминогенного потенциала и оказания помощи в устранении у осужденного радикальных установок.

2. Постпенитенциарная деятельность, способствующая успешной социальной адаптации осужденного после выхода из стен исправительного учреждения, его социальной реабилитации путем оказания духовной и материальной поддержки после выхода его на свободу (предоставление жилья, организация посещений по месту жительства, встречи с близкими, оказание помощи в поиске работы).

Отмечая потенциал традиционного вероучения при организации пенитенциарной работы с лицами, осужденными за проявления религиозного экстремизма, стоит отметить, что сегодня это направление в представленных программах дерадикали-зации не носит комплексный характер, скорее, является сопровождающим компонентом. Несмотря на некоторые положительные оценки данного опыта в специализированной литературе и офици-

альных документах ряда стран, к нему все же следует относиться с изрядной долей критики - стоит помнить, что эти программы введены в практическую деятельность относительно недавно, и проходят апробацию, а следовательно, судить об их эффективности преждевременно. Однако любая дерадикализационная программа, реализуемая в условиях мест лишения свободы, малоэффективна

без применения мер профилактического воздействия на близкий круг лица, преступившего закон, на ту микросреду, которая его сформировала как личность. В связи с этим закономерным является вопрос о необходимости религиозного просвещения не только самого осужденного, но и его микросреды (близкого круга лица, преступившего закон) вне пределов социальной изоляции.

Список литературы

1. Стратегия противодействия международному терроризму Объединенного Королевства. Представлена в парламент премьер-министром и министром внутренних дел по указанию ее Величества. Лондон, 2009. 48 с.

2. Бекфорд Дж., Джоли Д., Хосроховар Ф. Мусульмане в тюрьмах: проблемы и их решения в Великобритании и Франции. Нью-Йорк, 2005. 215 с.

3. Рэнсторп М. Предупреждение насильственной радикализации и терроризма на примере Индонезии. Стокгольм, 2009. 26 с.

4. Корневин Ч., Леклерк Дж. 400 осужденных обращено в ислам в тюрьме // Фигаро. 2008. 23 сент. С. 18.

5. Гэнор Б., Фальк О. Дерадикализации в тюремной системе Израиля // Исследования о конфликтах и терроризме. 2013. № 2 (36). С. 116-131.

6. Сигел П. Радикальный ислам и мусульманское население тюрем Франции // След терроризма. 2006. Вып. 4. С. 2-7.

7. Томас П. Отчаявшиеся и одинокие: программы по предотвращению насильственного экстремизма // Британский журнал политики и международных отношений. 2010. Вып. 12. С. 442-458.

8. Вильнер А. От реабилитации к рекрутированию // Правда Севера. 2010. Октябрь. С. 40.

9. Визер Дж. Прогресс в работе: кампания в Соединенном Королевстве против радикализации // Связь. 2006. Вып. 4. С. 73-92.

10. Кларк М., Сория В. Терроризм: новая волна // РУСИ журнал. 2010. Вып. 4 (155). С. 24-31.

11. Тюремный джихад: страх терроризма во французских тюрьмах // Экономист. 2008. 18 сент.

12. Марре Ж.-Л. Тюрьма: дерадикализация и освобождение: на примере Франции. URL : http://www.frstrategie.org/barreFRS/publications/dossiers (дата обращения: 15.01.2011).

13. Избежать фундаментализма в тюрьмах // Преступление и наказание. 2012. № 5. С. 60-64.

ALEXANDER MIKHAYLOVICH SYSOEV,

phd in psychology, associate professor, head faculty of advanced training and initial preparation,

e-mail: [email protected]; TATYANA EVGENYEVNA ABOLMASOVA, adjunct preparation of the research and educational personnel department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

FOREIGN EXPERIMENT ON IMPLEMENTATION OF PENITENTIARY PROGRAMS OF EXTREMISTS DERADICALIZATION USING FUNDAMENTALS OF TRADITIONAL RELIGIONS

Abstract: lack of the checked techniques allowing to work effectively with such special category of persons as the sentenced to imprisonment for the acts connected with manifestations of religious extremism, conviction in their rightness, extremity of their views generate a situation when correctional facilities become peculiar «nurseries» of extremism ideology. For that matter there is a need to develop specialized programs allowing to determine not only degree of danger a person presents, his "contamination" with these ideas, psychological traits of a person, but also a possibility of correction being under of traditional religions as well. This is already made in penal systems of some foreign countries. The article analyses basic provisions of programs for deradi-calization of the religious pro-Islamic extremists serving sentences in some European Union countries and also Middle East and South-East Asia.

© Sysoev A. M, Abolmasova T. E, 2016

Key words: penal institutions, convicts to imprisonment, deradicalization, religious extremism.

References

1. The United Kingdom's strategy for countering international terrorism. Presented to parliament by the prime minister and the secretary of state for the home department by command of her majesty. London, 2009.

2. Beckford J., Joly D., Khosrokhavar F. Muslims in prison: challenge and change in Britain and France. New York, 2005.

3. Ranstorp M. Preventing Violent Radicalization and terrorism: the case of Indonesia. Stockholm, 2009.

4. Cornevin Ch., Leclerc J.-M. 400 islamistes font du prosélytisme en prison. Le Figaro, 2008, September 23, p. 18

5. Ganor B., Falk O. De-radicalization in Israel's prison system. Studies in conflict & terrorism, 2013, no. 2, pp. 116-131.

6. Siegel P. Radical islamic and the French muslim prison population. Terrorism monitor, 2006, vol. 4, iss. 15, pp. 2-7.

7. Thomas P. Failed and friendless: the UK's 'preventing violent extremism' programme. The British journal of politics & international relations, 2010, vol. 12, iss. 3, pp. 442-458.

8. Wilner A. From rehabilitation to recruitment. True north, 2010, October, p. 40.

9. Wither J. A Work in progress: the United Kingdom's campaign against radicalization. Connections: the quarterly journal, 2006, vol. 4, pp. 73-92.

10. Clarke M., Soria V. Terrorism: the new wave. RUSI journal, 2010, vol. 4, p. 24-31.

11. Jailhouse jihad: fears that terrorism is breeding in French prisons. The economist, 2008, September, 18.

12. Marret J.-L. Prison de-radicalization and disengagement: the French case. Available at : http://www.frstrategie.org/barreFRS/publications/dossiers/aqmi/doc/fjd.pdf (Accessed 15 January 2011).

13. Izbezhat' fundamentalizma v tjur'mah [To avoid fundamentalism in prisons]. Prestuplenie i nakazanie -Crime and punishment, 2012, no. 5, pр. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.