Научная статья на тему 'Религиозный фактор и его влияние на внешнюю политику государств: ретроспективный анализ'

Религиозный фактор и его влияние на внешнюю политику государств: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4859
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / RELIGIOUS FACTOR / RELIGIOUS CONFLICT / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS / CONFESSIONAL POLICY / FOREIGN POLICY / INFORMATION POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаров А.А.

Исследуется влияние религии на международные отношения и внешнюю политику государств в прошлом и настоящем. Рассматриваются многочисленные события мировой истории, когда религиозный фактор становился явлением, определявшим внешнюю политику государств в различных регионах мира. Религиозный фактор неоднократно становился причиной усиления и ослабления различных стран, возникновения и ликвидации государственных образований. Вплоть до настоящего времени религия оказывает влияние на внешнеполитические процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious factor influence on the foreign and domestic states: retrospective analysis

The article examines religion influence on international relations, states foreign and domestic policies in the past and present. Many events of world history are considered when the religious factor became a phenomenon that determined the foreign policy of states in different regions of the world. The religious factor repeatedly became the reason of strengthening and weakening of various countries economy, state formations occurrence and liquidation. Up to now, religion has influenced on political processes

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор и его влияние на внешнюю политику государств: ретроспективный анализ»

УДК 322

А.А. НАЗАРОВ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Исследуется влияние религии на международные отношения и внешнюю политику государств в прошлом и настоящем. Рассматриваются многочисленные события мировой истории, когда религиозный фактор становился явлением, определявшим внешнюю политику государств в различных регионах мира. Религиозный фактор неоднократно становился причиной усиления и ослабления различных стран, возникновения и ликвидации государственных образований. Вплоть до настоящего времени религия оказывает влияние на внешнеполитические процессы.

Ключевые слова: религиозный фактор, религиозный конфликт, международные отношения, конфессиональная политика, внешняя политика, информационная политика.

The article examines religion influence on international relations, states foreign and domestic policies in the past and present. Many events of world history are considered when the religious factor became a phenomenon that determined the foreign policy of states in different regions of the world. The religious factor repeatedly became the reason of strengthening and weakening of various countries economy, state formations occurrence and liquidation. Up to now, religion has influenced on political processes.

Keywords: religious factor; religious conflict; international relationships; confessional policy; foreign policy; information policy.

Религиозные конфликты в течение многих веков влияли на внешнюю политику различных государств. Религиозные лозунги использовались в процессе внешнеполитической и внешнеэкономической экспансии, в ходе захвата новых земель и торговых путей. Религиозный фактор на протяжении веков неоднократно приводил к многочисленным религиозным войнам и конфликтам. Конфессиональные противоречия вплоть до настоящего времени могут стать причиной не только международных противоречий, но и военных конфликтов, возникающих в процессе противостояния государств и международных коалиций. В ходе религиозных конфликтов их инициаторы

© Назаров А. А., 2017

и участники решали и решают не только конфессиональные, но и социально-политические, и финансово-экономические задачи.

В наибольшей степени религиозный фактор оказывал влияние на внешнюю политику государств в эпоху Средневековья. В этот период конфессиональные конфликты часто перерастали в религиозные войны. Под религиозными лозунгами проходило создание новых государств и уничтожение ранее существовавших государственных образований.

В ходе религиозных войн были созданы такие теократические государства, как Арабский халифат и государства крестоносцев - Иерусалимское королевство, Тевтонский и Ливонский ордены.

В ходе религиозных войн победители устанавливали контроль над торговыми путями, присваивали земли и имущество побежденных, обращали покоренные народы в свою веру.

В результате религиозных войн VII-VIII вв. был создан Арабский халифат. В новое государство вошла территория Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Арабы захватили значительную часть православной Византийской империи, включая Святую землю. В результате завоеваний в состав Арабского халифата была включена каноническая территория трех православных патриархатов (Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского) - Палестина, Сирия и Египет (634-641). Арабы разгромили зороа-стрийское царство Сасанидов в Персии (633-652), католическое королевство вестготов (711-718) на Пиренейском полуострове, христианские государства Закавказья - Армению (639-645) и Грузию (644-645).

Часть арабских владений была отвоевана в ходе Реконкисты и Крестовых походов XI-XV вв., шедших под лозунгами католической церкви и при непосредственном участии католических военно-монашеских орденов. Римская католическая церковь организовывала многочисленные Крестовые походы не только против мусульман, но и против православных государств, языческих народов Прибалтики и еретических движений в Западной и Центральной Европе. В Х!-ХШ вв. было организовано девять Крестовых походов в Палестину под лозунгом «Освобождение Святой Земли и Гроба Господня» от владычества мусульман. [1, с. 590] В результате крестовых походов в Восточном Средиземноморье были созданы Иерусалимское королевство (1099-1291), Антиохийское

княжество (1098-1268) и другие государства крестоносцев. В 1187 г. султан Египта, Ирака и Сирии Саладин (Салах ад-Дин) объявил крестоносцам «священную войну» и изгнал их из Иерусалима. Падение Иерусалима стало поводом к началу Третьего крестового похода (1189-1192). В его ходе была взята Акра, захвачен Кипр, основан Тевтонский орден, но Иерусалим освободить не удалось. Участники Четвертого крестового похода вместо освобождения Иерусалима (1202-1204) разгромили православную Византийскую империю и создали на ее месте Латинскую империю. Лишь в ходе Шестого крестового похода (1228-1229) временно, до 1244 г., удалось восстановить власть крестоносцев над Иерусалимом.

Несмотря на все усилия, крестоносцы не смоглиь достичь своей главной цели - закрепиться на Святой земле. Результатом Крестовых походов стало экономическое ослабление мусульманских государств, Византии и Киевской Руси вследствие утраты ими контроля над торговыми путями в Средиземном и Черном морях. Одним из последствий Крестовых походов стало прекращение действия пути «из варяг в греки». Торговые пути в Средиземноморье и в Черном море перешли под контроль итальянских городов-государств - Венеции и Генуи.

Крестовые походы вызвали сопротивление мусульманских и православных государств. В XIII в. государства крестоносцев в Малой Азии и на Ближнем Востоке были ликвидированы. В 1261 г. греки освободили Константинополь от власти крестоносцев и восстановили византийскую государственность. Однако вышла Византия из этого кризиса ослабленной, от былого величия не осталось и следа. Вытесненный му-

сульманами из Палестины орден госпитальеров (Мальтийский) основал острова-государства Родос (1309-1522) и Мальту (1530-1798). Изгнанный из Святой земли Тевтонский орден создал государство на захваченной им в ходе нового крестового похода территории Пруссии.

После неудачи на Святой земле в XIII вв. территориальная экспансия крестоносцев была перенаправлена в Восточную Европу. В ходе крестовых походов против русских княжеств и народов Прибалтики, Финляндии и Карелии были захвачены новые территории и подвергнуты «христианизации» племена пруссов, ливов, эстов, латгалов, земгалов, куршей, емь, карелов. Помимо борьбы с язычниками и православными «еретиками», перед крестоносцами была поставлена цель установления контроля над морскими и речными торговыми путями Восточной Балтики, которые в тот период контролировались Полоцким и Новгородским княжествами. По решению римского папы бременский епископ А. Буксгевден в 1201 г. основал в устье Северной Двины г. Ригу. В результате был перекрыт выход к морю Полоцкому княжеству. В 1202 г. в Риге, которая стала форпостом крестоносцев, был основан орден Меченосцев.

В 1224 г. меченосцы захватили принадлежавший Новгороду город Юрьев, который был форпостом против экспансии крестоносцев в Прибалтике. В 1217 г. папа Гонорий III объявил Крестовый поход против пруссов. С 1232 г. в борьбе с пруссами был задействован Тевтонский орден. В результате Крестового похода пруссы как народ были частично уничтожены, а частично ассимилированы. В 1237 г. в результате объединения Тевтонского ордена и ордена Меченосцев в Ливонии было

основано Ливонское ландмайстерство Тевтонского ордена. В 1240 г. началось нашествие ордена на псковские и новгородские земли. Были захвачены Псков, Изборск и Копорье. В 1240 г. шведские рыцари попытались захватить устье Невы, но были разгромлены дружиной новгородского князя Александра Ярославича, впоследствии названного Невским в честь одержанной им победы. В 1242 г. немецкие крестоносцы вторглись в Новгородские земли, но были разгромлены войском А. Невского в битве на Чудском озере. Потерпев поражение на Руси, немецкие крестоносцы продолжили экспансию в Пруссии. В 1255 г. на захваченных у пруссов землях немецкими рыцарями была основана крепость Кёнигсберг. Территориальная экспансия Тевтонского ордена продолжалась вплоть до начала XV в. Лишь после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. от войск Великого княжества Литовского начался упадок Тевтонского ордена. В результате перехода в 1525 г. великого магистра ордена А. Гогенцол-лерна в протестантизм прусские земли ордена были секуляризированы, что в значительной степени привело к утрате его экономического могущества [1, с. 669]. На землях ордена было создано герцогство Пруссия. Ливонский орден был упразднен в 1561 г. после ряда поражений от русских войск в ходе Ливонской войны (1558-1583). После окончания Ливонской войны земли ордена были разделены между Швецией и Речью Посполитой.

В XVI-XVП вв. начался новый этап религиозных войн. Накопившиеся противоречия в римско-католической церкви привели к формированию из духовенства и прихожан движения за реформацию католической церкви. Реформация привела к дестабилизации ря-

да европейских государств и конфессиональным войнам между протестантами и католиками. Экономическим мотивом религиозных войн была секуляризация церковного имущества в протестантских государствах.

Появление лютеранства (1517) привело к вооруженным конфликтам второй половины 40-х - первой половины 50-х гг. XVI в. между католическими и лютеранскими германскими государствами, которые завершились Аугсбургским миром 1555 г. [2, с. 285]. В этом договоре было признано лютеранство и установлен принцип «cujus regio, ejus religio». Согласно этому принципу подданные должны были принять вероисповедание своего правителя.

Возникновение цвинглианства (1522) привело к Каппельским войнам (15291531) между католическими и протестантскими (Цюрих, Берн, Базель) регионами Швейцарии, гибели У. Цвингли и мирному договору 1531 г. [2, с. 281]. Этот договор установил ряд ограничений по дальнейшему распространению протестантизма в Швейцарии. Однако остановить протестантское движение в Швейцарии не удалось - дело погибшего У. Цвингли было продолжено Ж. Кальвиным.

Локальные религиозные конфликты в Швейцарии и Германии уже вскоре сменились широкомасштабными европейскими войнами второй половины XVI в. - первой половины XVII в. Религиозный характер носила Тридцатилетняя война (1618-1648) [3, с. 431-442], охватившая всю Европу, гугенотские войны во Франции (1562-1594) [2, с. 291-292], а также революция и гражданская война в Англии (1642-1651) [3, с. 19-22]. Тридцатилетняя война закончилась подписанием Вестфальского мирного договора 1648 г., который под-

твердил положения Аугсбургского договора, признал кальвинизм равноправной с лютеранством религией и установил принципы веротерпимости между католиками, лютеранами и кальвинистами [3, с. 441].

В XIX в. религиозный фактор, хотя и не приводил к религиозным войнам, продолжал играть большую роль во внешней политике. Так, усилившиеся в начале 50-х гг. локальные противоречия между духовенством Иерусалимской православной церкви и католического Францисканского ордена в Палестине привели к глобальному противостоянию между ведущими мировыми державами того времени. Локальный конфессиональный конфликт создал почву для конфликта между императорами Николаем I и Наполеоном III, которые выступали в качестве покровителей православных и католиков соответственно на Святой земле. Эти противоречия переросли в дипломатическую борьбу между Россией, Францией и Турцией, а затем и в широкомасштабную Восточную (Крымскую) войну (1853-1856) между ведущими государствами того времени - Российской империей, с одной стороны, и Французской, Британской и Османской империями - с другой.

В XX в. возникли новые религиозные конфликты. Раздел в 1947 г. по конфессиональному признаку Британской Индии на Индию и Пакистан не мог не привести к возникновению конфликта между индуистами и мусульманами. Провозглашение в 1948 г. на Ближнем Востоке государства Израиль привело к нескончаемому конфликту между мусульманскими странами и еврейским государством. Этот конфликт в значительной степени способствовал росту исламского фундаментализма

и его противостоянию со сторонниками традиционного ислама. Одним из последствий роста влияния шиитского фундаментализма стала Исламская революция в Иране 1979 г. Исламская революция, в свою очередь, обострила ирано-иракские противоречия и привела к ирано-иракской войне 1980-1988 гг. Эта война вновь обострила старый конфликт между суннитами и шиитами. Исламских фундаменталистов в Афганистане активно поддерживали США в ходе борьбы с ростом влияния СССР в этом регионе.

В XXI в. религиозный фактор продолжает оказывать влияние на внешнюю политику. Он до сих пор используется для достижения политических и экономических целей - передела сфер влияния, рынков сырья и сбыта готовой продукции. До сих пор в различных регионах мира сохраняются конфессиональные конфликты. Не видно конца противостоянию между мусульманскими странами и Израилем на Ближнем Востоке. Сохраняется противостояние между Индией и Пакистаном в Южной Азии.

Выход Великобритании из Европейского союза в будущем может привести к обострению старого конфликта между католиками и протестантами в Северной Ирландии.

Религиозный характер получило идущее со времен «арабской весны» гражданское противостояние в Сирии и Йемене. Суннитские монархии Персидского залива, шиитский Иран, Соединенные Штаты и их европейские союзники оказывали помощь различным политическим, этническим и конфессиональным силам в ходе гражданского противостояния в Сирии и Йемене.

В 2011 г. Европейский союз и суннитские монархии Персидского залива обвинили правительство Б. Асада в про-

ведении репрессивной политики против собственных граждан и ввели против Сирии экономические санкции. США, Катар, Турция и Саудовская Аравия начали поставки сирийской оппозиции оружия и амуниции. Финансовую поддержку оппозиции оказали Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Действия этих стран ослабили возможности сирийского правительства противостоять исламскому экстремизму и усилили вооруженную оппозицию. Широкомасштабное финансирование оппозиции и ее признание иностранными государствами привело к росту числа иностранных наемников в различных оппозиционных группировках. По оценке министра информации Сирии Омрана аз-Зоуби, в 2013 г. доля иностранцев в отрядах вооруженной оппозиции достигала 85 %. По оценкам американских спецслужб, численность иностранных боевиков в Сирии в 2013 г. составляла 17 тыс. человек [4].

Провозглашение в 2014 г. террористической группировкой ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации) халифата было признано странами Запада, Ближнего и Среднего Востока серьезной угрозой [5]. Для борьбы с ИГИЛ США создали международную коалицию, в которую наряду со странами НАТО вошли суннитские монархии Персидского залива. Международная коалиция начала боевые действия против ИГИЛ на территории Сирии и Ирака. Однако ее действия на территории Сирии противоречили нормам международного права в связи с тем, что они не были согласованы с легитимными властями Сирийской Арабской Республики.

В свою очередь, борьбу законного правительства Сирии против экстремистских группировок поддержали Иран, Ирак и Российская Федерация.

В 2015 г. территория Сирии, контролируемая различными группировками исламских экстремистов, значительно расширилась, что могло привести к захвату власти исламистами во всей стране. С сентября 2015 г. по просьбе президента Сирии Б. Асада в Сирийскую Арабскую Республику была направлена группировка российских военно-космических сил и военно-морского флота

для оказания поддержки сирийским вооруженным силам по борьбе с ИГИЛ и другими исламистскими террористическими группировками. В ходе этой операции российские военные не только уничтожают террористов на дальних подступах к России, но и предотвращают возможность усиления исламского экстремизма в мусульманских регионах Российской Федерации.

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Всемирная энциклопедия: Религия / гл. ред. М. В. Адамчик. Минск: Современный литератор, 2003. 832 с.

2. История Европы. Т. 3. От Средневековья к Новому времени (конец XV - первая половина XVII в.) / под ред. Л. Т. Мильской, В. И. Рутенбур-га, В. А. Ведюшкина и др. М.: Наука, 1993. 656 с.

3. История Европы. Т. 4. Европа нового времени (ХУП-ХУШ века) / под ред. М. А. Барг,

В. А. Дьякова, В. Н. Малова и др. М.: Наука, 1994. 509 с.

4. Гражданская война в Сирии. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_война_в_Си-рии (дата обращения: 10.01.2016).

5. Исламское государство. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Исламское^осударство (дата обращения: 12.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.