Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ РАННЕГО ПЕРИОДА ЗАПАДНОГО ЧЖОУ (1027-966 ГГ. ДО Н.Э.) (ПО МАТЕРИАЛАМ НАДПИСЕЙ НА БРОНЗОВЫХ СОСУДАХ)'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ РАННЕГО ПЕРИОДА ЗАПАДНОГО ЧЖОУ (1027-966 ГГ. ДО Н.Э.) (ПО МАТЕРИАЛАМ НАДПИСЕЙ НА БРОНЗОВЫХ СОСУДАХ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ / ЦЗИНЬВЭНЬ / ЭПИГРАФИКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ / РИТУАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефименко Мария Владимировна

Религиозные церемонии эпохи Западного Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) редко являются предметом исследования. Специфика эпиграфических источников эпохи позволяет соотнести их данные с синхронными письменными источниками и источниками более позднего времени и восстановить картину религиозной жизни общества изучаемой эпохи. Автор статьи на основе анализа содержания надписей на бронзовых сосудах раннего периода эпохи Западное Чжоу (1027-966 гг. до н.э.) выделяет регулярные и окказиональные религиозные церемонии, а также их элементы, такие как ритуальный пир, ритуальное употребление вина, наставление вана, различные виды жертвоприношений. Исследование показало, что некоторые из рассмотренных ритуальных церемоний и их элементов встречаются без изменения в историческом источнике «Чуньцю Цзочжуань» эпохи Чуньцю (771-453 гг. до н.э.), а некоторые не имеют аналогов в последующую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS CEREMONIES OF THE EARLY PERIOD OF WESTERN ZHOU ERA (1027-966 BC) (BASED ON THE MATERIALS OF THE BRONZE VESSELS’ INSCRIPTIONS)

Religious ceremonies of the Western Zhou era (1027-771 BC) are rarely the subject of research. The specificity of epigraphic sources of the epoch makes it possible to correlate their data with synchronous written sources and sources of a later time and restore a picture of the religious life of the society of the era studied. The author of the article based on the analysis of the content of inscriptions on bronze vessels of the early period of the Western Zhou era (1027-966 BC) highlights regular and occasional religious ceremonies, as well as their elements, such as ritual feasting, ritual drinking of wine, the instruction of van, various types of sacrifices. The study showed that some of the considered ritual ceremonies and their elements are found unchanged in the historical source “Chunqiu Zuozhuan” of the Chunqiu era (771-453 BC), and some have no analogues in the subsequent era.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ РАННЕГО ПЕРИОДА ЗАПАДНОГО ЧЖОУ (1027-966 ГГ. ДО Н.Э.) (ПО МАТЕРИАЛАМ НАДПИСЕЙ НА БРОНЗОВЫХ СОСУДАХ)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 1. C. 46-55 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 1, pp. 46-55 (In Russ.)

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-1-4

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ РАННЕГО ПЕРИОДА ЗАПАДНОГО ЧЖОУ (1027-966 гг. до н.э.)

(ПО МАТЕРИАЛАМ НАДПИСЕЙ НА БРОНЗОВЫХ СОСУДАХ)

М.В. Ефименко

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия; efimenko. masha2012@yandex. ru

Аннотация: Религиозные церемонии эпохи Западного Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) редко являются предметом исследования. Специфика эпиграфических источников эпохи позволяет соотнести их данные с синхронными письменными источниками и источниками более позднего времени и восстановить картину религиозной жизни общества изучаемой эпохи. Автор статьи на основе анализа содержания надписей на бронзовых сосудах раннего периода эпохи Западное Чжоу (1027-966 гг. до н.э.) выделяет регулярные и окказиональные религиозные церемонии, а также их элементы, такие как ритуальный пир, ритуальное употребление вина, наставление вана, различные виды жертвоприношений. Исследование показало, что некоторые из рассмотренных ритуальных церемоний и их элементов встречаются без изменения в историческом источнике «Чуньцю Цзочжуань» эпохи Чуньцю (771-453 гг. до н.э.), а некоторые не имеют аналогов в последующую эпоху.

Ключевые слова: Западное Чжоу; цзиньвэнь; эпиграфика; религиозные церемонии; ритуал

Для цитирования: Ефименко М.В. Религиозные церемонии раннего периода Западного Чжоу (1027-966 гг. до н.э.) (по материалам надписей на бронзовых сосудах) // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 1. С. 46-55. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-1-4

RELIGIOUS CEREMONIES OF THE EARLY PERIOD OF WESTERN ZHOU ERA (1027-966 BC)

(BASED ON THE MATERIALS OF THE BRONZE VESSELS' INSCRIPTIONS)

Maria V. Efimenko

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; efimenko. masha2012@yandex. ru

Abstract: Religious ceremonies of the Western Zhou era (1027-771 BC) are rarely the subject of research. The specificity of epigraphic sources of the epoch makes it possible to correlate their data with synchronous written sources and sources of a later time and restore a picture of the religious life of the society of the era studied. The author of the article based on the analysis of the content of inscriptions on bronze vessels of the early period of the Western Zhou era (1027-966 BC) highlights regular and occasional religious ceremonies, as well as their elements, such as ritual feasting, ritual drinking of wine, the instruction of van, various types of sacrifices. The study showed that some of the considered ritual ceremonies and their elements are found unchanged in the historical source "Chunqiu Zuozhuan" of the Chunqiu era (771-453 BC), and some have no analogues in the subsequent era.

Keywords: Western Zhou; jinwen; epigraphics; religious ceremonies; ritual

For citation: Efimenko M.V. Religious ceremonies of the early period of Western Zhou era (1027-966 BC) (based on the materials of the bronze vessels' inscriptions). Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 1, pp. 46-55. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-1-4 (In Russ.)

Соприкосновение ритуального и мирского проявляется в различных формах1. Для эпохи Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) таким объектом, сочетающим в себе первое и второе, стали ритуальные бронзовые сосуды с надписями. В данной статье мы рассмотрим религиозные церемонии, которые упоминаются в содержании надписей на бронзовых сосудах раннего (1027-966 гг. до н.э.) периода истории государства Западное Чжоу. Надписей, содержащих упоминания религиозных церемоний и/или их элементов, оказалось сравнительно немного, всего десять. В одной надписи могли упоминаться несколько религиозных церемоний и их элементов.

К вопросам исследования древнекитайских верований, культов и ритуала обращались многочисленные исследователи. Впервые попытка систематизировать и изложить материал по китайской мифологии была предприняла русским китаеведом С.М. Георгиевским, который придерживался популярных в то время метеорологической теории М. Мюллера и солярной теории А. Куна2. К рассмотрению древнекитайской мифологии в своей книге «Формирование и развитие древнекитайской мифологии» обращалась Э.М. Яншина. Она отметила, что «представляется возможным говорить о циклах мифов, тесно связанных с обрядами, входящих в календарные ритуалы оживления природы. На этой стадии миф мог служить источ-

1 Благодарю своего научного руководителя Марка Юрьевича Ульянова за помощь в подготовке материалов данной статьи.

2 Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб., 1892.

ником обряда, играя роль своего рода сценария для ритуала»3. Это исключительно важно при исследовании религиозных церемоний древнего Китая.

В своем диссертационном исследовании «Культы и ритуалы в Древнем Китае иньского периода: Ок. 1200-1045 гг. до н.э.» Д.Е. Куликов представил характеристику и состав божественного пантеона шанцев, изучил культ вождя и культ умерших царей, а также подробно остановил свое внимание на обряде жертвоприношения4. Д.Е. Куликов выделяет следующие составляющие обряда жертвоприношения: обряды, направленные на обеспечение плодородия, обряды, взывающие к милости предков рода или клана, или к предкам, выражающим единство государства и народа, и обряды, знаменующие важнейшие этапы в жизни человека (так называемые обряды «перехода»). Во многом данные обряды обнаруживаются и в Западном Чжоу.

В статье «Из истории духовной" жизни древнего Китая. Часть 2: этимолого-филологический анализ» С. Кучера писал, что многие термины жертвоприношений в Чжоу5 перешли из эпохи Шан-Инь, в частности, это термины цы, юэ, чан, чжэн6.

В. М. Крюков подробно рассмотрел западночжоускую церемонию пожалования цэмин которая могла сопровождаться назначением на должность реципиента даров. Возможность реконструкции такого подробного описания церемонии указывает на то, что она занимала важное место в культе чжоусцев и часто упоминалась в надписях на бронзовых сосудах7.

Исследованию церемоний, их элементов и жречества следующей за Западным Чжоу эпохи — Чуньцю (771-453 гг. до н.э.) — посвящен ряд работ М.Ю. Ульянова. По данным «Весен и осеней с комментариями Цзо» (Чуньцю Цзочжуань Щ-Ш&Ш) ему удалось выявить религиозные (регулярные и окказиональные) и светские (визиты ко дворам чжоуского вана и правителей царств) церемонии, их эле-

3 Там же, с. 205.

4 Куликов Д.Е. Культы и ритуалы в древнем Китае иньского периода (ок. 1200—1045 гг. до н. э.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2003.

5 Эпоха не конкретизируется, видимо, автор рассматривал Западное и Восточное Чжоу как единый период.

6 Там же, с. 317.

7 Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. М., 1997.

менты, такие как бой в барабаны, чтение литургических текстов, исполнение танцев и др.8

Далее рассмотрим церемонии раннего периода Западного Чжоу и выявим их элементы.

Церемонии и их элементы в надписях на бронзовых сосудах

Одна из наиболее ранних церемоний, встречающаяся в надписях периода правления У-вана (1037-1025 гг. до н.э.), — это церемония дафэн, или дали (М). Она реконструируется по тексту надписи на сосуде Дафэн гуйи

Данная церемония состояла из нескольких элементов. Начиналась она в 12 день (по системе шестидесятиричного цикла) с обращения вана с речью к жителям трех сторон света (то есть к жителям Поднебесной), затем ван совершал жертвоприношения сы предкам, в случае данной надписи — почившему отцу Вэнь-вану, в храме Тяньши («небесные палаты»). После этого в 14 день ван задал пир сян Щ или Ш, во время или после которого царь снизошел цзян ^ и пожаловал Тянь Вана дарами. Таково основное содержание церемонии. Церемония дафэн привязана к календарному циклу, поскольку проводилась с 12 по 14 дни. Становится ясно, что она сопровождалась жертвоприношениями предкам, пиром и пожалованиями. В дальнейшем, большинство церемоний Западного Чжоу будет сопровождаться пожалованиями, как основным элементом передачи благой силы дэ, полученной царем во время исполнения церемонии.

Еще один пир упоминается в надписи на сосуде Гао ю йЙ эпохи правления Кан-вана (1004-984 гг. до н.э.). Надпись повествует о том, что в 12 месяце ван устроил пир в Пан в Чэнчжоу. В 57 день он провел ритуал подношения вином (или ритуальное употребление вина) инь Затем во дворце Си-гун совершил церемонию чжэн Ш и пожаловал нескольких подданных дарами. Поскольку эта церемония проводилась в 12 месяце, то мы можем предположить, что это зимнее жертвоприношение предкам, сопровождавшееся пиром и ритуальным употреблением вина инь.

8 Ульянов М. Ю. О религиозных церемониях в период Чуньцю (771—453 гг. до н. э.): по данным Чуньцю Цзочжуань // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов (апрель 2014). М., 2014. С. 28-31; Он же. Светские церемонии в период Чуньцю (771—453 гг. до н. э.) по данным Чуньцю Цзочжуань: визиты ко дворам чжоуского вана и правителей царств // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов (апрель 2016). М., 2016. С. 33-36.

В надписи на сосуде Чжоу-гун дунчжэн фан дин Щ^МШ^Ш эпохи Чэн-вана (1024-1004 гг. до н.э.) рассматривается церемония цзянь Ж, совершавшаяся по возвращении из удачного похода.

Вкратце содержание надписи следующее: Чжоу-гун пошел походом на восточных и, разгромил некого Фэн-бо из местности Пу-гу. По возвращении в Чжоу Чжоу-гун провел церемонию цзянь в поминальном храме предков Чжоу-мяо. Церемония включала такие элементы, как ритуальное употребление вина цинь Ш в 5 день и пожалование гуном некоего сановника Шана раковинами. Вероятно, церемония включала подношение готовой пищи на алтарь предков в храме, сопровождавшееся употреблением ритуального вина в определенный день. Здесь мы вновь встречаем указание на пожалование сановника, однако, дарение осуществляет сам гун, а не Чэн-ван. Это может быть связано с малолетством последнего и невозможностью участия в церемонии. Данная церемония также встречается в «Чунь-цю Цзочжуань» в том же значении.

Надпись на сосуде Лин фан и того же правления исклю-

чительна по содержанию. Она состоит из нескольких частей, связанных композиционно. Первая часть надписи повествует о том, что в восьмой месяц в 21 день ван повелел Мин-бао (сыну Чжоу-гуна) управлять тремя делами в четырех сторонах света, затем в 24 день ван велел сообщить циншиляо о том, что Мин-бао был назначен на должность. Следующая часть повествует о том, Мин-гун (Мин-бао) в десятый месяц в 40 день прибыл на аудиенцию к вану и получил документы, подтверждающие его статус, то есть он официально вступил в должность. В 21 день Мин-гун принес жертвы животными шэн й в храме Цзин-гун, а на следующий день (22 день) принес те же жертвы животными в храме Кан-гун, затем в 25 день еще принес жертвы животными У-вану, почившему предку предыдущего поколения. Последняя третья часть надписи связана с лицом, заказавшим отливку сосуда, — Лином. В надписи указано, что Мин-гун пожаловал его дарами и одарил некого тайши.

Таким образом, в первой части действующим лицом выступает сам ван, во второй части — Мин-бао (после получения должности уже Мин-гун), а в третьей части — заказчик надписи Лин, к которому священные дары попали через Мин-гуна от самого вана. Мы наблюдаем не только церемонию вступления в должность с совершением жертвоприношений в храмах царских предков, но и передачу благой силы дэ от вана к его подданным. Жертвоприношение животных шэн й также встречается в «Чуньцю Цзочжуань», однако число животных и конкретный способ умерщвления из надписи не ясен.

Церемония фу Ш упоминается в надписи на сосуде Дэ фан дин Ш'Й'Ш правления Чэн-вана. В надписи сказано, что в третий месяц в Чэнчжоу ван совершал ритуал фу в честь У-вана. Тогда же ван пожаловал Дэ связками раковин. Вероятно, ритуал фу проводился только в 3 месяце. Из выше рассмотренных надписей видно, что в правление Чэн-вана жертвы совершались в честь У-вана, отца Чэн-вана. Вполне возможно, что ныне живущее поколение должно было проводить обряды недавно почившим предкам, поскольку последние являются связующим звеном с предками, почившими ранее.

Церемония фу Ш встречается в еще одной надписи правления Чэн-вана — Хэ цзунь {^Ж Поводом для совершения этой церемонии стал перенос столичной резиденции в Чэнчжоу. В этот раз ван совершил церемонию фу в честь Неба поскольку, как указано в надписи, У-ван также совершил жертвоприношения Небу после того, как вошел в столицу Шан. В данной надписи выделяется часть с наставлением вана представителям боковых ветвей, которая завершается пожалованием Хэ связками раковин. Здесь возможно восстановить порядок церемонии: вначале ван совершает подношение Небу, затем выступает с речью-наставлением всем присутствующим, упоминая важнейшее для государства историческое событие, далее он переходит к церемонии пожалования.

В этой же надписи есть косвенное указание на некую церемонию подношения даров духам предков сян Она упоминается в контексте наставления представителей боковых ветвей кланов, когда ван призывает их приносить жертвы духам предков с почтением

Далее та же церемония встречается в еще нескольких надписях на сосудах раннего-среднего периодов Западного Чжоу.

В надписи Лу-хоу си ли ^^Ште правления Кан-вана (1004-984 гг. до н.э.) термин сян упоминается в заключительной части надписи с обещанием заказчика использовать сосуд для принесения жертв своим достопочтенным предкам9.

В надписи на сосуде Бао ю того же правления упоминается еще одна церемония — фу Ш. В надписи эпохи Западное Чжоу данная церемония встречается в контексте успешного завершения похода и проведения жертвоприношений сы. Согласно содержанию надписи, Чэн-ван повелел тайбао Шао-гуну напасть на царства пяти хоу, расположенные к востоку от Шан. За это он пожаловал

9 В надписи на сосуде Сяочэнь Чжай гуй 'ЬЕ^Ж термин сян используется в том же контексте (перевод надписи В.М. Крюкова). Подробнее см.: Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. М., 1997. С. 85.а

Шао-гуну 6 категорий даров. После успешного завершения похода ван вновь одарил Шао-гуна на аудиенции во дворце, после чего ван совершил церемонию фу в Чэнчжоу во второй месяц в полнолуние, данная церемония сопровождалась принесением жертв сы. Типы жертв не указаны. Вероятно, церемония фу проводилась для отчета перед предками об успешном походе и в благодарность предкам за их помощь. Это уже вторая церемония, так или иначе связанная с успешным походом. Эта же церемония упоминается в надписи на сосуде Доу-цзы дин однако никаких деталей она не добавляет.

В ней упоминается проведение данной церемонии в 54 день и два пожалования в 55 и 56 день сразу после ее совершения. В «Чуньцю Цзочжуань» она употребляется в значении «умилостивительного жертвоприношения», которое проводилось для предотвращения бед с умилостивительными дарами.

Надпись на сосуде Сяочэнь Цзюй дин также имеет

отношение к Шао-гуну. Из нее известно, что Шао-гун проводил жертвоприношение предкам куй Ш в Янь (в своем наследственном владении). Тогда же он одарил сяочэнь Цзюя связками раковин. Нам представляется важным в этом контексте также упомянуть надпись на сосуде Янь-хоу юй Е^Ж того же периода10. Эта краткая надпись повествует о том, что Хоу [владения] Янь ^^ изготовил сосуд юй для принесения жертв в виде готовой пищи (каши). Иероглиф фэнь ^графически похож на иероглиф куй и также обозначает кашу. Вероятно, мы можем объединить значения фэнь и куй и реконструировать данную церемонию как «совершать подношения предкам рассыпчатой кашей».

Заключение

Рассмотрев содержание 10 надписей на бронзовых сосудах, в которых содержались упоминания церемоний, можно выделить две категории: регулярные и окказиональные. Все надписи без исключения связаны с ритуалами поддержания связи с духами предков. По контекстам содержания надписей раннего периода эпохи Западное Чжоу удалось восстановить следующие регулярные и окказиональные церемонии:

10 Напомним, что титул Янь-хоу носил Шао-гун.

Регулярные церемонии:

1. Церемония дафэн, которая проводилась в 12 месяц в 12-14 дни. Она включала такие элементы, как проведение ритуального пира сян, оглашение (наставление) вана и жертвоприношение сы. Проводилась в храме предков клана;

2. Зимняя церемония чжэн, которая проводилась зимой и сопровождалась пиром и ритуальным употреблением вина инь. Вероятно, проводилась в храме предков клана;

3. Церемония «подношения даров духам предков», «кормление» предков сян которая совершалась регулярно в храме предков рода с использованием бронзовых сосудов с надписями;

4. Церемония «подношения духам предков рассыпчатой каши» куй, которая совершалась в храме предков рода.

Окказиональные церемонии:

1. Церемония «подношения даров духам предков по завершении удачного похода» цзянь;

2. Церемония подношения даров Небу, связанная с важным государственным событием (перенос столицы) фу Ш;

3. Церемония фу Ш, которая совершалась в благодарность духам предков за помощь в походе. Вероятно, проводилась в храме предков рода.

Основными элементами вышеперечисленных церемоний были ритуальный пир сян, ритуальное употребление вина инь, наставление вана, жертвоприношение сы, жертвоприношение животными шэн.

Важнейшей особенностью церемоний является то, что они становились поводом к пожалованиям сановников и представителей знатных родов дарами и должностями при дворе или назначением на должность во владениях. Это связано с концепцией благой силы дэ, поскольку во время церемонии, этого сакрального по сути события, ван становился «передатчиком» дэ от духов предков к представителям родов. Ван — важнейшее лицо в проведении регулярных церемоний. Однако, уже в раннем Западном Чжоу не все церемонии требовали участия вана и проведения их в храме предков клана. Некоторые церемонии могли проводиться окказионально самими представителями знатных родов в своих родовых храмах предков. При проведении таких церемоний использовали сосуд, на который была нанесена надпись о том, что того или иного представителя знатного рода ван пожаловал дарами или титулом, а значит, отливая сосуд с надписью о событии пожалования (которое совершалось на

церемонии или по ее завершении), представители знатных родов консервировали эту часть благой силы для своего рода и затем использовали этот сосуд для передачи дэ последующим поколениям своего рода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб., 1892 г.

2. Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. М., 1997.

3. Куликов Д.Е. Культы и ритуалы в древнем Китае иньского периода (ок. 1200-1045 гг. до н. э.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2003.

4. Кучера С.Р. Из истории духовной жизни древнего Китая: жертвоприношения (этимологофилологический анализ терминов) // Общество и государство в Китае. Т. XLVII. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2017. С. 316-382.

5. Ульянов М.Ю. О религиозных церемониях в период Чуньцю (771-453 гг. до н. э.): по данным Чуньцю Цзочжуань // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов (апрель 2014). М., 2014. С. 28-31.

6. Ульянов М. Ю. Светские церемонии в период Чуньцю (771-453 гг. до н. э.) по данным Чуньцю Цзочжуань: визиты ко дворам чжоуского вана и правителей царств // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов (апрель 2016). М., 2016. С. 33-36.

7. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. 248 с.

REFERENCES

1. Georgievsky S.M. Mificheskie vozzreniya i mify kitaitsev (Mythical views and myths of the Chinese). SPb., 1892. (In Russ.)

2. Kryukov V.M. Ritual'naya kommunikatsiya v drevnem Kitae (Ritual communication in ancient China). M., 1997. (In Russ.)

3. Kulikov D.E. Kul'ty i ritualy v drevnem Kitae in'skogo perioda (ok. 1200-1045 gg. do n. e.). Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskikh nauk (Cults and rituals in ancient China of the Yin period (c. 1200-1045 BC). Dissertation for the PhD). M., 2003. (In Russ.)

4. Kuchera S.R. Iz istorii dukhovnoi zhizni drevnego Kitaya: zhertvoprinosheniya (etimologofilologicheskii analiz terminov) (From the history of the spiritual life of ancient China: sacrifices (etymological and philological analysis of terms)). Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae (Society and the State in China), № 27 (2), 2017, pp. 316-382. (In Russ.)

5. Ulyanov M. Yu. O religioznykh tseremoniyakh v period Chun'tsyu (771-453 gg. do n. e.): po dannym Chun'tsyu Tszochzhuan' (On the holding of ceremonies in the Chunqiu period (771-453 BC): according to Chunqiu Zuozhuan). Lomonosovskie chteniya. Vostokovedenie. Tezisy dokladov (aprel' 2014) (Lomonosov Readings. Oriental studies. Abstracts of reports (April 2014)). M., 2014. P. 28-31. (In Russ.)

6. Ulyanov M. Yu. Svetskie tseremonii v period Chun'tsyu (771-453 gg. do n. e.) po dannym Chun'tsyu Tszochzhuan': vizity ko dvoram chzhouskogo vana i pravitelei tsarstv (Secular ceremonies in the Chunqiu period (771-453 BC) data on Chunqiu Zuozhuan: visits to the courts of the Zhou van and the rulers of the kingdoms).

Lomonosovskie chteniya. Vostokovedenie. Tezisy dokladov (aprel' 2016) (Lomonosov Readings. Oriental studies. Abstracts of reports (April 2016)). M., 2016. P. 33-36. (In Russ.)

7. Yangshina E.M. Formirovanie i razvitie drevnekitaiskoi mifologii (Formation and development of ancient Chinese mythology). M.: Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury izdatel'stva «Nauka» (The main edition of the Eastern literature of the publishing house "Nauka"), 1984. 248 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 30.01.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 31.03.2023.

The article was submitted 30.01.2023; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 31.03.2023.

ОБ АВТОРЕ

Ефименко Мария Владимировна — аспирант отдела Китая Института востоковедения Российской академии наук; efimenko.masha2012@yandex.ru.

ABOUT THE AUTHOR

Maria V. Efimenko — PhD student, China Department, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences; efimenko.masha2012@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.