УДК 34 ББК 67
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ В УГОЛОВНОМ УЛОЖЕНИИ 1903 Г.
Н.В. ШИНГАРЕВА
к.ю.н., доцент кафедры истории государства и права МосУ МВД; E-mail: [email protected]; Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве МосУ МВД
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена религиозным преступлениям и ответственности за их совершение в начале ХХ в. в Российской империи.
Ключевые слова: свобода вероисповеданий, религиозные преступления, православная церковь, совращение, религиозная пропаганда, старообрядчество.
Annotation. The article is devoted to religious crimes and responsibility for these acts at the beginning of the ХХ c. in the Russian Empire.
Keywords: freedom of religion, religious crimes, the Orthodox Church, seduction, religious propaganda, the Old Believers.
В современной России сохранение национального и религиозного многообразия является важной государственной задачей, составной частью которой выступает профилактика преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, и предупреждение этой категории преступлений путем воздействия на причины, их обусловливающие. В УК РФ нет ни специального раздела, ни отдельной главы, которые были бы посвящены религиозным преступлениям — они разбросаны практически по всем разделам и главам УК РФ. Большинство составов являются смешанными. Есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, предусмотренный ст. 148 УК РФ — воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий. Также к преступлениям, относящимся к религии, можно причислить нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии (ст. 136 УК РФ); создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением (ст. 239 ч. 1 УК РФ), а также участие
в деятельности религиозного объединения, а равно пропаганда деяний, связанных с созданием таких объединений; насилия над гражданами или иного причинения вреда их здоровью либо побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей в связи с деятельностью этого религиозного объединения (ст. 239 ч.2 УК РФ); надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву религиозной ненависти или вражды (ст. 244 ч.2 п. «б» УК РФ); возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их от ношения к религии, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ) и т.д.
В России в начале ХХ в. расширение прав верующих потребовало пересмотра норм Уголовного уложения 1903 г. В то время как в уголовной доктрине европейских государств большинство из религиозных посягательств, предусмотренных Уложением 1885 г., перестало считаться уголовно наказуемыми, разработчики Уголовного уложения 1903 г. продолжили придерживаться старого взгляда на природу религиозных посягательств1. Это было связано с тем, что в России православие рассматривалось как необходимое усло-
вие существования общества, а его охрана определялась интересами самого государства2. Разработчики Уложения исходили из того, что глава о религиозных преступлениях должна соответствовать принципам российского законодательства, не противоречить нормам о свободе вероисповеданий, и учитывать то особое положение, которое занимала православная церковь в Российской империи. В пояснительной записке редакционной комиссии указывалось на особенную, «существенно отличную от других государств» важность религии и церкви в России, где «начала христианской веры и православная церковь, представляясь соединительным звеном, сплачивающим воедино ее многочисленное и многообразное население, придали нашему отечеству ту мощь, в силу которой оно занимает столь выдающееся в среде современных государств положение»3. Разработчики Уголовного уложения 1903 г. использовали более абстрактные определения, им удалось избавиться от казуистики «старого» уложения. Вместо 81 статьи Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 г., II глава Уголовного уложения, касающаяся религиозных преступлений, содержала всего 24 статьи, что говорит о «более совершенной технике редакторов закона, сумевших втиснуть прежний объем в более узкую, более искусно обделанную форму».4
В первоначальном проекте уложения глава о преступлениях против веры была семнадцатой по порядку, в соответствии с общей системой кодекса: от охраны государства последовательно переходить к охране общества и общественных союзов, а затем — к охране частных лиц. Однако, по настоянию русской православной церкви, этот порядок был изменен, и данная глава заняла прежнее, второе, место, как это было в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г.5 Изменилась и классификация религиозных преступлений. Они были разбиты на 8 групп: 1. Надругательство и осмеяние церкви и религиозных верований; 2. Неисполнение церковных требований признаваемых со стороны государства имеющими общегражданское значение; 3. Нарушение уважения к усопшим; 4. Нарушение свободы отправления веры; 5. Совращение при указанных в законе условиях; 7. Принадлежность к вероучениям признаваемых нетерпимыми в государстве; 8. Нарушение особых постановлений в ограждении православной веры от отвлечения православных в другие вероисповедания6. Были изъяты такие составы как святотатство, повреждение предметов как освященных, так и почитаемых священными, лжеприсяга, уклонение от исполнения непосредственных церковных постановлений, переход
из христианства в нехристианские религии, переход из православия в иные христианские исповедания. Некоторые из этих составов были отнесены к другим категориям преступлений, иные декриминализированы.
Глава вторая «О нарушении ограждающих веру постановлений» была введена в действие законом от 14 марта 1906 г.7 с изменениями и поправками, вызванными изданием 17 апреля 1905 г. Указа и Положения Комитета министров «Об укреплении начал веротерпимости». Старообрядчество было признано христианским вероисповеданием, и был разрешен выход из православия и принятие другой веры8. 17 октября 1906 г. был принят указ, определивший порядок устройства старообрядческих общин9.
Закон устанавливал ответственность за нарушение положений о веротерпимости. Так, ст. 80 определяет наказание за посягательство на свободу вероисповедания, выражавшееся в насильственном принуждении к совершению богослужения или обрядов, недозволенных правилами этого вероисповедания, или в насильственном воспрепятствовании совершению богослужения. Уложение 1903 г., исходя из свободы вероисповедания, не устанавливало ответственность за переход из христианства в иную конфессию и из православия в другие христианские вероисповедания10. В ст. 84 устанавливалось наказание за совращение православного или неправославного в изуверное учение. При этом указывалось, что это совращение должно быть осуществлено посредством злоупотребления властью, принуждения, насилия, угрозы и т.п. По первоначальному тексту Уложения наказание устанавливалось и за совращение в расколоучение. Но после принятия указа от 17 апреля 1905 г., указание на раскол и старообрядчество из ст. 84 было исключено. В статье 96 говорилось об ответственности лица, принадлежащего к изуверному учению, совершившего изуверное посягательство на свою жизнь или жизнь другого лица, или с оскоплением себя или других. Уложение 1903 г. устанавливало наказания за богохуление, кощунство и нарушение порядка в церкви. В качестве особого состава преступления предусмотрено нарушение обряда погребения либо погребение христианина по нехристианским обрядам. Устанавливалась ответственность и за похищение трупа и надругательство над трупом.
К важным достоинствам Уголовного уложения следует отнести смягчение силы и степени наказуемости религиозных преступлений. Уголовное уложение закрепило следующие наказания: заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, ссылку на поселение. Каторга на срок не свыше десяти лет устанавливалась за такое тяжкое престу-
пление как оскопление с применением насилия и не свыше шести лет — без применения насилия. В силу ст. 53 Уложение позволяло заменить каторгу ссылкой на поселение, а последнее наказание — заключением в крепости сроком не ниже 1 года. Составители Уложения решили придать нормам о религиозных преступлениях прямой, а не отсылочный характер. Однако эта работа не увенчалась успехом и карательные меры, за совершение религиозных преступлений, продолжали содержаться в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений, Уставе иностранных исповеданий, Собрании постановлений по части раскола.
Таким образом, Уголовное уложение 1903 г. сохранило главенствующее положение за религиозными преступлениями в системе преступных деяний. Система их изложения в особенной части Уложения незначительно отличалась от предшествующей. Одновременно была предпринята попытка устранения из этой системы архаических составов.
1 Андрощук В.В. Расширение сферы свободы вероисповеданий в Уголовном уложении Российской империи 1903 г. / Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 4.
2 По мнению Н.С. Таганцев «уголовные законы могут и должны ограждать церковь, как общество верующих, ограждать
ее мирное незыблемое существование» (См.: Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть первая. СПб., 1902).
3 Цит. по: Попов А.В. Суд и наказание за преступления против религии и нравственности по русскому праву. Казань, 1904. С. 476.
4 Ширяев В.Н. Уголовно-правовая охрана религиозной свободы // Журнал Министерства юстиции. 1907. № 4. С. 24.
5 Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: сборник статей. СПб., 1905. С. 27.
6 Уголовное уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. СПб., 1903. С. 16-21.
7 ПСЗ. Собр. 3. Т.ХХУ1. Отд. I. № 27559 «О согласовании некоторых постановлений Свода Законов с Высочайше утвержденным, 17 апреля 1905 г., положением Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости»; ПСЗ. Собр. 3. Т.XXVI. Отд. I. № 27560 «О согласовании некоторых постановлений уголовного законодательства с указом 17 апреля 1905 г. об укреплении начал веротерпимости и о введении в действие второй главы нового Уголовного Уложения».
8 ПСЗ. Собр. 3. XXXV. №№ 26125, 26126 «Об укреплении начал веротерпимости».
9 ПСЗ. Собр. 3. XXXVI. Отд. I. № 28424 «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от Православия сектантов».
10 См: Михайлова Н.В., Журов А.Н., Колыхалов Д.В., Шин-гарева Н.В.Разработка и реализация законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIX в. - феврале 1917 г. (историко-правовое исследование). М., 2008.