Научная статья на тему 'Религиозные объединения в экстремальных социальных и природных условиях (по материалам полевых исследований)'

Религиозные объединения в экстремальных социальных и природных условиях (по материалам полевых исследований) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / АРМИЯ / ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баимов Айрат Гайсарович, Кляшев Александр Николаевич

В данной статье раскрываются некоторые особенности функционирования православных, мусульманских и протестантских религиозных формирований в сообществах, функционирующих в экстремальных социальных и природных условиях. В статье используются полевые материалы авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Баимов Айрат Гайсарович, Кляшев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные объединения в экстремальных социальных и природных условиях (по материалам полевых исследований)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Религиозные объединения в экстремальных социальных и природных условиях (по материалам полевых исследований) Баимов А. Г.1, Кляшев А. Н.2

'Баимов Айрат Гайсарович / Baimov Airat Gaysarovich — младший научный сотрудник;

2Кляшев Александр Николаевич /Klyashev Alexander Nikolaevich — кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник, отдел религиоведения, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа

Аннотация: в данной статье раскрываются некоторые особенности функционирования православных, мусульманских и протестантских религиозных формирований в сообществах, функционирующих в экстремальных социальных и природных условиях. В статье используются полевые материалы авторов.

Ключевые слова: православие, ислам, протестантизм, армия, Полярный Урал.

Начиная с последнего десятилетия XX-го века на территории Российской Федерации происходит восстановление и успешное функционирование православных, мусульманских и протестантских религиозных объединений. Религиозные формирования оказывают все большее влияние на жизнь современной России, являясь социальными институтами, не только обеспечивающими реализацию российскими гражданами своих духовных потребностей, но и оказывающими помощь государству в решении различных общественных проблем. Особенно актуальна деятельность религиозных организаций для социумов, функционирующих в проявляется в экстремальных социальных и природных условиях.

В связи с развитием демократических принципов государства и в связи с тенденцией постепенного увеличения количества верующих в Вооруженных Силах РФ в 2009 г. в России стартовала программа подготовки первых военных священнослужителей. В январе 2010 года было разработано «Положение по работе с верующими военнослужащими», которое определял задачи военного духовенства и органов военного управления, отвечающих за реалию прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. Осенью 2010 г. было создано Управление по работе с верующими военнослужащими при Главном управлении по работе с личным составом ВС МО РФ - структурное подразделение Министерства обороны РФ, которое занимается вопросами организации удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих. Первоначально ряды военных священнослужителей состояли из православных священников, и Российская армия испытывала острый дефицит священнослужителей неправославных вероисповеданий. По этой причине, в 2012 г. впервые в истории России были образованы учебные курсы по первичной подготовке военных имамов, на настоящий момент осуществлена подготовка 6 военных имамов, и осуществляется еще 8. По февральским данным 2016 г. из 253 штатной должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими, замещены 160. Из них 157 - представители РПЦ, 2 -Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) России и 1 - Буддистской традиционной сангхи [1].

Несмотря на опасения ряда должностных лиц о том, что появление в армии священнослужителей спровоцирует конфликты среди военнослужащих на этноконфессиональной почве, за период 2009 - 2016 гг. не было ни одного случая, когда священнослужители своим действием или бездействием создали бы конфликтную ситуацию. Напротив, руководство некоторых воинских частей не раз обращалось за помощью к духовенству с просьбой о разрешении конфликтов, возникших именно на почве этнической и религиозной неоднородности. И как показывает практика, духовенство в подобных ситуациях позитивно влияет на становление благоприятного климата в воинских коллективах. Институт военного духовенства по праву можно назвать инструментом по урегулированию конфликтов на этноконфессиональной почве. Возможность отправления богослужений может помочь изменить отношение к военной службе призывников, практикующих какое-либо вероучение. Появление духовных лиц в армии - важный

шаг в сведении к минимуму негативных проявлений, связанных с высокой нервной напряженностью военной службы [2].

В ходе полевых исследований, осуществленных отделом религиоведения ИЭИ УНЦ РАН в январе 2015 г. на территории Полярного Урала (Республика Коми, городской округ Воркута), было выявлено, что среди оленеводов городского округа Воркута 45 чел. - члены РЦ ХВЕ (ненцы, ханты, манси). Всего оленеводов в городском округе Воркута 514 чел., из них 45 человек (8,7%) - члены Российской Церкви Христиан Веры Евангельской (РЦ ХВЕ). Баптистов среди оленеводов Воркутинского района РК больше, чем членов ХВЕ, точных данных по их численности нет, однако на основании этих данных можно заключить, что не менее 90 ненцев (17,5%) являются христианами-протестантами (пятидесятниками и баптистами).

Решающую роль в евангелизации ненцев-оленеводов играют епископ, пасторы и руководимые ими религиозные объединения. Если, к примеру, на Ямале органы государственной власти имеют возможность (по причине активной разработке природного газа и, соответственно, наличия в местном бюджете финансовых средств) принимать деятельное участие в жизни коренных народов, то в городском округе Воркута РК помощь в решении различных бытовых проблем, периодически возникающих у ненцев, оказывается протестантским религиозными организациями ХВЕ и евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Финансирование деятельности такого рода осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов религиозного формирования. Служители религиозных объединений ХВЕ на снегоходах, зачастую с риском для собственной жизни (известен случай замерзания человека по причине поломки техники в декабре 2014 г.), преодолевают по тундре расстояния в 100 и более км. в целях доставки продуктов питания, медикаментов и топлива или оказания медицинской помощи оленеводам, а также для осуществления религиозных практик. Среди ненцев-оленеводов, принявших христианство, имеет место отказ от употребления алкоголя и, как следствие, исчезновение бытового пьянства, восстановление элементов национальной культуры (в том числе жизнеобеспечивающих, связанных с оленеводством) и языка, оздоровление внутрисемейных отношений. Протестантским религиозным организациям городского округа Воркута Республики Коми регулярно в частном порядке оказывается материальная и финансовая помощь со стороны жителей города Воркута, в том числе сотрудников полиции, прокуратуры и ФСБ [3].

Таким образом, приведенные материалы свидетельствуют, о том, что религиозные объединения, принадлежащие к разным конфессиям, оказывают позитивное влияние на сообщества, функционирующие в сложных социальных (Вооруженные Силы Российской Федерации) и природных (Полярный Урал) условиях.

Литература

1. Характеристика религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2010 году. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства Обороны РФ. Режим доступа: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id= 10372748@cmsArtide/ (дата обращения: 29.09.2014).

2. ПМА - Полевые материалы автора (Баимов А. Г.) - сбор материалов в в/ч г. Уфа, Республика Башкортостан; г. Чебаркуль, Челябинская область; г. Екатеринбург, Свердловская область, 2014-2016 гг.

3. ПМА - Полевые материалы автора (Кляшев А. Н.) - экспедиции в протестантские церкви Республики Башкортостан. РБ, 2013-2014 гг.; экспедиции в протестантские церкви городского округа Воркута Республики Коми, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.