Научная статья на тему 'Религиозные идеи в картине иванова Александра Андреевича "Явление Христа народу"'

Религиозные идеи в картине иванова Александра Андреевича "Явление Христа народу" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
892
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ ИСКУССТВА / НРАВСТВЕННОЕ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ / НОВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Геранина Галина Александровна, Линькова Екатерина Олеговна

Рассматривается тема религиозных идей в картине русского художника А.А. Иванова «Явление Христа народу». На примере жизненного пути художника, его мировоззрения и круга общения, авторы данной статьи показывают историю создания одной из самых знаменитых картин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные идеи в картине иванова Александра Андреевича "Явление Христа народу"»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ В КАРТИНЕ ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА

АНДРЕЕВИЧА «ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ»

1 2 Геранина Г.А. , Линькова Е.О.

1Геранина Галина Александровна - кандидат философских наук, доцент; 2Линькова Екатерина Олеговна - магистрант,

кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет, г. Владимир

Аннотация: рассматривается тема религиозных идей в картине русского художника А.А. Иванова «Явление Христа народу». На примере жизненного пути художника, его мировоззрения и круга общения, авторы данной статьи показывают историю создания одной из самых знаменитых картин.

Ключевые слова: русская интеллигенция, просветительские задачи искусства, нравственное перерождение, новое христианское сознание, религиозный аспект.

Будущий художник библейских, мифологических и античных сюжетов Александр Андреевич Иванов (1806-1858) родился в семье известного живописца Андрея Ивановича Иванова, под руководством которого он освоил азы художественного мастерства. Закончив в 1827 году Императорскую Академию Художеств, он отправился в европейские страны (Италия, Германия, Рим и др.) для дальнейшего совершенствования в живописи. Эти путешествия позволяли ему увидеть воочию роспись стен Сикстинской капеллы, делать различные этюды и наброски к будущим картинам на религиозную тематику; изучать Священное Писание. В период своих путешествий, а точнее в 1836 году, Александр Андреевич решает начать работу над своим самым впоследствии знаменитым произведением - «Явление Христа народу». Он писал: «Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророка, я остановился на Евангелии от Иоанна. Тут на первых страницах увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его. Сей последний момент выбираю предметом картины моей» [4].

В конце 1830-х годов Александр Андреевич знакомится со многими представителями русской интеллигенции. Николай Васильевич Гоголь помог Александру найти просветительские задачи искусства [1]; благодаря влиянию Николая Матвеевича Рожалина и Фридриха Овербека Александр Иванов твердо решает, что отныне он - художник-просветитель, художник-пророк, ведь искусство обязательно преобразит мир; оно поможет человеку нравственно переродиться и усовершенствоваться [1].

В течение двадцати лет (1837-1857) двери мастерской, за которыми художник трудился над полотном «Явления Христа народу», были закрыты для посетителей. Другие художники писали и отправляли свои картины в Россию, становились богатыми и известными, только Иванов по-прежнему оставался в своей мастерской. Николай Васильевич Гоголь писал: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы» [2]. В 1857 году Александр Иванов, наконец, представил римской публике свою работу. Зрители приняли картину с восторгом.

На полотне изображено множество людей разных возрастов, характеров и социальных положений: апостолы, фарисеи, рабы и их хозяева. В левом углу картины из воды выходит, опираясь на палку, немощный старик, рядом с ним - молодой юноша. Это аллегории на старый и новый Израиль - до и после прихода в мир Христа [3]. В центре картины, рядом с рабом изображен молодой прекрасный юноша. Этот

человек - дань Александра Иванова античности. Древние люди не отвергали телесную красоту, они считали ее одним из путей постижения гармонии мира. Мы можем рассмотреть только тело этого юноши, лица не видно - он смотрит на Христа, делает Ему навстречу шаг. Античный человек получает шанс на перерождение; в нем зарождается новое христианское сознание. Такой необычный новаторский метод сам художник называл путем «сличения и сравнения» [5]. Слева от Иоанна Крестителя стоят будущие апостолы. Сам пророк указывает на Иисуса - фигура Христа расположена чуть вдалеке, но прямо по центру картины: она явно выражена, но вместе с этим размыта и неясна. Такова была задумка художника - он хотел показать всю таинственность и необъяснимость Иисуса Христа; сделать акцент не на деталях Его лица и фигуры, а на реакции людей, увидевших Спасителя. Главная идея картины - начало человеческого нравственного перерождения, освобождения от прошлой жизни, готовность вступить в новый мир, новую эпоху. Шаг Иисуса направлен к группе людей, подразумевающих под собой грешников. Академик А. Н. Мокрицкий еще в середине прошлого века отмечал, что «сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека» [2].

Подводя итог, можно сказать, что в картине «Явление Христа народу» виден следующий религиозный аспект: во-первых, картина основана на сюжете первой главы Евангелия от Иоанна и третьей главы Евангелия от Матфея. Кроме Евангелия Иванов также обращался к протестантским источникам, сравнивая библейскую критику того времени. Во-вторых, художник тщательно изучал археологические и исторические источники, древние фрески и росписи, дожившие до тех дней. В-третьих, герои картины представляют собой аллегории на события библейской эпохи; а типажи людей были списаны художником с настоящих евреев во время посещения Ивановым синагоги. В-четвертых, перед созданием этого полотна, Александр Иванов долгое время изучал картины Микеланджело, Леонардо да Винчи, в частности, полотно «Тайная вечеря», чтобы прочувствовать личность Иисуса и дух Его времени. Даже природа, изображенная на картине, до мелочей похожа на палестинские пейзажи, поскольку Иванов долгое время путешествовал по Италии в поисках мест, похожих на Палестину. Александр Андреевич Иванов не упустил в картине ни одного мазка, ни одной линии, штриха или цвета, которые не подразумевали бы под собой нечто нерелигиозное.

Список литературы

1. Алпатов М.В. Александр Иванов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-libra.su/books/378939-aleksandr-ivanov.html/ (дата обращения: 2.11.18).

2. Ионина Н. 100 великих картин. М.: Вече, 2006. 159 с. ISBN: 5-9533-1125-7.

3. Петрова С. История одного шедевра. «Явление Христа народу». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://diletant.media/articles/30467046/ (дата обращения: 2.11.18).

4. Ратнер Л.Н. Русская религиозная и историческая живопись XIX века: А. Иванов, Н. Ге, В. Суриков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/liliya-ratner-bogoiskatelstvo-v-russkoy-zhivopisi-xix-veka/ (дата обращения: 9.11.18)

5. Цомакион А.И. Александр Иванов. Его жизнь и художественная деятельность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/226823/ (дата обращения: 12.11.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.