Научная статья на тему 'Религиозные и этнические ценности в структуре массового сознания: опыт социологического исследования в Татарстане'

Религиозные и этнические ценности в структуре массового сознания: опыт социологического исследования в Татарстане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нугаев Ринат

"Религия и идентичность в России", М., 2003, с. 248-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные и этнические ценности в структуре массового сознания: опыт социологического исследования в Татарстане»

Ринат Нугаев,

доктор философских наук (Татарстан) РЕЛИГИОЗНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ

Становление гражданского общества является необходимым условием демократизации основных сфер общественной жизни. Без зрелого гражданского общества нельзя раскрепостить личность, обеспечить ей возможности свободной и активной деятельности в качестве субъекта развитых рыночных отношений. Гражданское общество формируется «снизу», спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения их в свободных граждан-собственников, которые обладают чувством собственного достоинства и готовы взять на себя хозяйственную и политическую ответственность за свои действия.

Экономической основой гражданского общества служит наличие частной и коллективной (негосударственной) собственности.

Социальной основой гражданского общества выступают социальные группы (в частности, классы), имеющие разнообразные интересы. Это определяет значительную разобщенность гражданского общества и присущую ему конкурентность и даже борьбу индивидов. Разобщенность граждан преодолевается объединением их в различные партии, группировки и ассоциации.

Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, демократическое законодательство. Права человека защищены в таком обществе законом, они обладают приоритетом по отношению к правам государства,

И наконец, духовной — культурной, интеллектуальной и нравственной — основой гражданского общества выступают базовые общественные ценности, служащие гуманизму, формированию личности гражданина — свободного и деятельного, но следующего принятым обществом социальным нормам.

Нормы и ценности, регулирующие жизнедеятельность населения, относятся к трем основным сферам — сфере материального производства (хозяйственная деятельность), духовной и политической жизни. Наряду с «локальными» ценностями, регулирующими пове-

дение людей в определенных, достаточно узких сферах общественной жизни, существуют и ценности «универсальные», работающие во всех указанных сферах одновременно, хотя и в разной степени. К ним относятся такие категории, как патриотизм и интернационализм, социальная справедливость, этнические и религиозные ценности и т.д. Как степень распространенности их в массовом сознании, так и соотношение между ними, их иерархия могут быть определены при помощи эмпирических социологических исследований. Они характеризуют специфику данного региона РФ. Исследование, проведенное сотрудниками Института социально-экономических и правовых наук АН Татарстана в 2000 г., показало, как и следовало ожидать, значительную степень распространенности традиционных ценностей. Так, среди наиболее привлекательных социально-политических ценностей жители республики выделили интернационализм (29,8% опрошенных), патриотизм (27,4%), коллективизм (19,1%). Такая нетрадиционная, либерально-демократическая ценность, как индивидуализм, оказалась привлекательной только для 11,7% опрошенных, а национализм — для 7,4%. Среди так называемых личных ценностей жители республики традиционно выделили три — здоровье (31,8%), счастливую семейную жизнь (18%) и хороший заработок (15,9%). В то же время модернистские и либеральные ценности, к сожалению, явно оказываются на задворках массового сознания: богатство, капитал (3,2%); продвижение по службе, успех, карьера (1,5%) и, наконец, личная свобода — 1,4%.

Основными базовыми общественно-политическими ценностями, превалирующими на сегодня в массовом сознании населения Республики Татарстан, выступают:

— политический центризм, демократия, неприятие сепаратизма. Согласно результатам исследований, социал-демократические воззрения разделяют 34,0% респондентов, в то время как коммунистические поддерживают 24,0%, национально-патриотические — 6,8%. 43,9% опрошенных полагают, что должностные лица местного руководства должны быть демократической ориентации, 34,3% — коммунистической, 10,9% — национально-патриотической.

— приоритет российских ценностей при преемственности советских и адаптации западных. Так, 35,8% респондентов считают, что Россия в своем развитии должна ориентироваться прежде всего на российские ценности, 13,6% — на советские, 8,5% — на западные.

— федерализм с усилением федерального центра при максимальном сохранении и реализации республиканских интересов, приоритет двойного гражданства Так, 41,3% опрошенных считают себя гражданами как РФ, так и РТ.

— равноправие национально -культурных ценностей всех этнических общностей РТ, ценность суверенитета РТ. 27,5% респондентов полагают, что суверенитет привел к изменениям в лучшую сторону, 37,6% — что он в чем-то лучше, в чем-то хуже.

Ведущими ценностями в сфере труда у большинства респондентов выступают: хороший заработок (66,9%); интересная работа (41,3%); возможность самореализации и самостоятельность в труде (по 8,3%); соответствие работы способностям (6,9%). Среди мотивов, которые заставили бы работать лучше, респонденты называют: значительное увеличение зарплаты (72,4%); перспективы должностного роста (15,3%); участие в прибыли и предоставление большей самостоятельности (9,5 и 8,7% соответственно). Как показали результаты исследований, в своем большинстве люди не имеют дополнительного заработка (82,9%), при этом среднемесячный заработок опрошенных низок (24,6% получали 400-500 руб., 37% — от 500 до 1000 руб.).

Другие проведенные исследования указывают на значительное распространение в массовом сознании жителей республики такой ценности, как социальная справедливость (более 70%), и интерпретацию ее в самом ортодоксально-уравнительном смысле: от каждого -по способностям, а далее — всем поровну. В свете этих данных особенно интересно проследить, как оцениваются новые явления в нашем обществе, такие как успех, богатство, престиж, и насколько сильно выражены мотивация достижения, установка на успех у жителей республики. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что представление о собственном успехе определяется типом предприятия, на котором работают жители, сферой занятий и социальным положением, которое они занимают. Так, считают себя вполне успешными людьми работники частных фирм (26,9%), акционерных предприятий (20,7%), частные предприниматели (28,6%). К успешным людям относят себя руководители предприятий (66,7%), мелкие предприниматели (31,3%) и госслужащие (26,3%). Даже не свой собственный успех, а статус предприятия, организации, в которых они работают, позволяет многим считать себя успешными людьми. Менее всего удовлетворены своим сегодняшним положением и считают себя людьми неуспешными работники государственных

бюджетных учреждений, организаций (85%). Среди них неквалифицированные рабочие (65,7%), ИТР (47,9%). Представители разных социальных слоев и групп едины в том, что успех в обществе определяется возможностью иметь хорошие доходы, и потому хотели бы, чтобы государство гарантировало им эту возможность при условии реализации трудовой активности и способностей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что желание достичь успеха в жизни наиболее сильно выражено у представителей мелкого бизнеса, причем ориентация на активность и достижения в труде выражена слабо.

В описываемой ситуации первым заметным разрывом с традиционной советской системой ценностей является значительное распространение религиозных ценностей — христианских (51,0%) и исламских (43,6%). Важно, что из всех опрошенных самая большая часть — 21,1% — рассматривают религию в качестве средства конструирования этнической идентичности: «Через религию я ощущаю себя приобщенным к культуре своего народа». Только для 17,3% религия «указывает единственно возможный и верный путь к спасению», а для 16,5% «подсказывает, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях». Таким образом, только треть религиозно настроенных граждан РТ воспринимают религиозные ценности в их чистом, традиционном виде. Для большинства жителей характерна инструментальная интерпретация. Еще одна черта массового сознания, свидетельствующая об определенном отходе от традиционной системы ценностей, — возрастание роли этнических ценностей. Так, 65,2% опрошенных «стараются придерживаться обычаев своего народа». 41,1% респондентов полагают, что увеличение в последние годы внимания к национальным культурам, языкам, образованию связано с ростом национального самосознания, и только 21,7% считают, что «это вызвано интересами политических властей», а 20,1%, — что «это временный интерес после длительного периода невнимания». Таким образом, резкий рост национализма в современном мире, и особенно в постсоциалистических странах Восточной Европы, объясняется не только и не столько деятельностью политических элит, а вполне закономерным стремлением к обретению новой социальной идентичности взамен утраченной пионерской, комсомольской, коммунистической, советской и т.д. Речь идет о сознательно конструируемой новой социальной идентичности, обретении новых жизненных ценностей, о конструировании, сознательной реконструкции новых традиций и обрядов, только напоминающих, но не рабски копирующих

старые. 81,3% опрошенных согласны с тем, что современному человеку необходимо ощущать себя частью своей национальной культуры. Тем не менее возрастание этой компоненты социально-значимых ценностей не связано с какими-то значительными проявлениями национального экстремизма. Об этом говорит прежде всего поразительная симметрия при ответах на вопросы: «Как вы считаете, нужно ли современному жителю Татарстана знание татарской культуры?» и «Нужно ли современному жителю Татарстана знание русской культуры?». 69,6 и 25,7% опрошенных ответили «да» и «в какой-то степени да» на первый вопрос; 69,9 и 24,5% опрошенных ответили «да» и «в какой-то степени да» на второй.

Потребность в национальной культуре, традициях, религии примерно в равной степени характерна для представителей всех социальных групп. Причем обнаружена ее прямая зависимость от возраста респондентов (чем они старше, тем более привязаны к культуре своего народа). Наиболее ярко и непосредственно этничность выражена сегодня у представителей титульного этноса республики. Так, разница между татарами и русскими, ответившими утвердительно на названные выше вопросы, составила 10% и более.

Во многом под влиянием национальной элиты возрождение языка и культуры воспринимается частью татар как восстановление исторической справедливости, равенства народов и их культур. Показательно, что 38,7% опрошенных татар высказались за относительный либо бесспорный приоритет развития татарской национальной культуры в Татарстане, что составило 21% общего числа опрошенных. Причем этнически направленная система ориентации свойственна в первую очередь татарам, хорошо владеющим родным языком, сельчанам и выходцам из села (горожанам первого поколения). Важно подчеркнуть, что при возросшем интересе народов к своим национальным культурам большинство граждан РТ сегодня не склонно связывать этнокультурные ценности с политикой (среди привлекающих их идей национал-патриотические и национал-религиозные назвали лишь 6,8%). Данные массового опроса ИСЭПН АНТ подтверждают высокую степень взаимной толерантности в республике представителей различных конфессий и культур. В частности, отрицательно либо настороженно относятся к людям иной веры только 2,8% респондентов. Результаты массового исследования продемонстрировали принципиальное сходство основных, «базовых» ценностей представителей различных национальностей РТ, среди которых домини-

руют ценности здоровья (87,8%), семьи (49,7%), материального достатка («хороший заработок» — 43,7%).

Важной чертой массового сознания является достаточно однородное (с небольшими вариациями в слоях религиозных лиц и студенчества) распределение доминирующих ценностей патриотизма и интернационализма во всех слоях и социальных группах и незначительная степень популярности западных ценностей. Этот факт говорит о том, что ценности патриотизма и интернационализма пользуются всенародной поддержкой. Важно также выделить те социальные группы, где западные ценности обладают максимальным влиянием. Это — наука и культура (23,1%), бизнес (25%), финансы (33,3%). При этом такая явно либеральная ценность, как «индивидуализм», оказывается особенно популярной у работников СМИ (50%) и сферы бизнеса (50%). Как и следовало ожидать, ценности индивидуализма особенно популярны среди предпринимателей и студентов, а коллективизма — среди неквалифицированных рабочих (37,1%) и служащих (15,8%). Из числа лиц с уже имеющимся или предполагаемым высшим образованием к западным ценностям более тяготеют специалисты с техническим образованием (12,4%), юристы (12,8%), экономисты (12,5%) и работники сферы искусства (14,3%). Тем не менее подавляющее большинство работников этих и других сфер склонны к российским ценностям (от 30 до 60%), за исключением лиц с религиозным образованием, отдающих предпочтение советским ценностям (42,9%). К ним же склонны, как этого и следовало ожидать, пенсионеры. При анализе имущественного расслоения выясняется, что доля лиц, оказывающих предпочтение западным ценностям, возрастает по мере повышения месячного заработка от 200 руб. до 1000 и более.

Обратимся к личным ценностям. К известной триаде «здоровье, счастливая семейная жизнь, хороший заработок» только работники науки и культуры смогли добавить «интересную работу», которая для них сравнима с «хорошим заработком» (23,1%), работники бизнеса — «безопасность», совпадающую по весу с хорошим заработком (33,3%), и работники финансовой сферы, для которых безопасность также по весу совпадает с хорошим заработком (50,0%). Значительно выделяются своими ценностными ориентациями лица с религиозным образованием, для которых безопасность (57,1%) важнее, чем хороший заработок (42,9%), а абсолютная, высшая ценность — здоровье (100%).

Таким образом, можно констатировать, что для большинства населения Республики Татарстан характерна ориентация на традиционные общественные ценности. Наиболее значительный разрыв с традиционной советской системой ценностей обеспечивает распространение религиозных и этнических ценностей.

«Религия и идентичность в России», М., 2003, с. 248-255.

ОБ ИТОГАХ И ПОСЛЕДСТВИЯХ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА БАШКИРИИ

Выборы башкирского президента, состоявшиеся в декабре 2003 г., можно назвать сенсационными. Действительно, в первом туре Муртаза Рахимов, который ранее дважды безоговорочно побеждал на таких выборах, получил лишь 42,5% голосов. А его главный соперник, бывший управляющий «Межпромбанка» Сергей Веремеенко, — свыше 25%. Перед вторым туром ситуация была неясной, тем более, что пришедший третьим бывший топ-менеджер «ЛУКойла», а ныне сенатор Ралиф Сафин, во-первых, также жестко оппонировал Рахимову, а во-вторых, лишь немного отстал от Веремеенко. Если бы электорат Веремеенко и Сафина удалось суммировать во втором туре (задача сложная, но не безнадежная), то в Башкирии мог смениться президент.

Однако события развивались по неожиданному сценарию. Кремль однозначно встал на сторону Рахимова. Башкирский президент срочно встретился с Владимиром Путиным, а позитивные сюжеты о нем были показаны по федеральным телеканалам. В Уфу в период между турами прибыли заместитель главы администрации президента В.Сурков и полпред в Приволжском округе С.Кириенко. Почти моментально была свернута кампания, которую силовые структуры вели в Башкирии. В результате во втором туре Рахимов, фактически ведя борьбу с тенью, получил 78% голосов, а за «демобилизовавшегося» Веремеенко высказалось менее 16%.

Такой результат выборов стал следствием долгой борьбы за контроль над башкирским ТЭК, которую вели различные группы влияния, имеющие серьезные позиции как в республике, так и в Москве. Обстоятельства этой борьбы показывают, что даже среди людей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.