Научная статья на тему 'Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона'

Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / REGION'S SPIRITUAL POTENTIAL / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА / REGION POPULATION'S SYSTEM OF VALUES / ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ / МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ / THE EMPIRICAL INTERPRETATION OF CONCEPTS / MECHANISM OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Липатова Т.Н.

В статье анализируется механизм воздействия ценностных ориентаций населения на духовный потенциал региона, состоящий из трех основных этапов: выявления компонентов исследуемых понятий, их эмпирическая интерпретация и определение тесноты связи между ведущими и ведомыми компонентами исследуемых понятий. По результатам авторского исследования выделены основные ценности, воздействующие на формирование и развитие важнейших факторов-компонентов системы духовного потенциала Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Population's System of Values on the Region's Spiritual Potential Formation and Development

The article is devoted to the problem of the impact of population's system of values on the process of region's spiritual potential formation and development. It consists of three main steps: the choice of the components of research notions, their empirical interpretation and the determination of connections between leading and dependent components of research notions. Basing on the results of the author′s sociological research the main values of our society influencing the region's spiritual potential formation and development are determined.

Текст научной работы на тему «Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Социология

УДК 316.752

Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона

Липатова Т.Н.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ (Казань)

В статье анализируется механизм воздействия ценностных ориентаций населения на духовный потенциал региона, состоящий из трех основных этапов: выявления компонентов исследуемых понятий, их эмпирическая интерпретация и определение тесноты связи между ведущими и ведомыми компонентами исследуемых понятий. По результатам авторского исследования выделены основные ценности, воздействующие на формирование и развитие важнейших факторов-компонентов системы духовного потенциала Республики Татарстан.

Ключевые слова: духовный потенциал региона, ценностные ориентации населения региона, эмпирическая интерпретация понятий, механизм воздействия.

Исследование духовного потенциала - одна из актуальных проблем современной социологической науки. Духовный потенциал неразрывно связан с назначением человека и его способностями. Реализуя способности в духовной сфере жизнедеятельности, человек добивается самоутверждения, удовлетворения большинства своих потребностей. Именно духовный потенциал и особенности его реализации определяют в конечном итоге интеллектуальную, социальную, экономическую, технологическую, экологическую, политическую направленность жизни общества.

На формирование и развитие духовного потенциала оказывают влияние множество факторов, среди которых важное место принадлежит ценностным ориентациям. Ценностные ориентации населения, взаимодействуя с элементами системы духовного потенциала, оказывают на них влияние, вызывая качественные изменения духовного потенциала региона в целом. Исследование данного механизма позволяет не только прогнозировать формирование и развитие такой сложной системы как духовный потенциал, но и строить рациональные стратегии управления им.

Цель данной статьи - исследование особенностей и специфики механизма воздействия ценностных ориентаций населения на духовный потенциал региона.

158

Под механизмом понимается устройство, система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности, совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление [1, с. 354]. Влияние элементов системы ценностных ориентаций на элементы системы духовного потенциала составляет основной механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона. Создание и анализ данного социального механизма состоит из трех основных этапов: выявления основных компонентов исследуемых понятий, их эмпирической интерпретации и определения степени влияния ведущих компонентов исследуемых понятий на ведомые.

Основой для выделения важнейших компонентов социологического понятия «ценностные ориентации» является классификация ценностей по предметному содержанию. Под ценностными ориентациями населения автор понимает относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение совокупности людей, проживающих на территории того или иного региона, населенного пункта, к определенным ценностям, имеющим для них актуальное значение. В структуре ценностных ориентаций населения выделим следующие элемен-ты/компоненты: универсальные ценности, личнос-

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Социология

тные ценности, религиозные ценности, трудовые ценности, ценности социально-политической сферы, ценности духовной жизни.

В свою очередь, духовный потенциал региона может быть определен как система объективных и субъективных, материальных и нематериальных факторов, непосредственно определяющих социальную активность населения данного региона и детерминирующих возможности получения населением социально значимых результатов в духовной сфере жизнедеятельности. Структуру духовного потенциала образуют компоненты: образование; научная деятельность; профессионально-инновационный потенциал; этнокультурная составляющая; искусство; творческий потенциал; досуговый потенциал; внешние и внутренние качества личности.

Следующий этап работы - эмпирическая интерпретация понятий. Она представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов, не всех терминов, а только тех, которые выделены в качестве компонентов исследуемых понятий [2, с. 719].

Эмпирическим показателем ценностных ориентаций является ценностное суждение, фиксируемое путем опроса. В результате работы по операциона-лизации ценностных понятий в ценностные суждения были образованы следующие подсистемы.

1. В подсистему «универсальные ценности» вошли базовые или традиционные ценности, распространенные повсеместно, они усваиваются всеми культурами как необходимая часть, не связаны с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов: патриотизм, интернационализм, коллективизм, индивидуализм, национализм, социальная справедливость, свобода, равенство, ценность закона.

2. В набор «личностных ценностей», вытекающих из частных интересов, включены: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, жизнь с комфортом, хороший заработок, богатство, интересная работа, продвижение по службе, успех и т.д. Личностные ценности также находят свое выражение в определении смысла жизни и в понимании успеха.

3. Религиозные ценности выражены в отношении к религии как таковой и к представителям иной веры. В авторском исследовании религия выступает как утилитарно-психологическая система (способ выживания, ухода от реальных жизненных проблем, психологическая помощь и поддержка, руководство к действию в тех или иных жизненных ситуациях), как мировоззренческая система (смыслообразующая ценность в жизни, самосовершенствование, единственно возможный и верный путь спасения души) и как средство конструирования этнической идентичности (через нее я ощущаю себя приобщенным к культуре своего народа).

4. К подсистеме «ценности трудовой сферы» относятся: хороший заработок, чувство удовлетворенности работой, удобное время работы, большой отпуск, возможность самореализации, самостоятельность в работе, соответствие работы способностям, возможность продвижения по службе, обеспечение достатка в семье, самостоятельность в работе, возможность получения жилья и других материальных благ, повышение квалификации, общение, выполнение общественного долга. Также сюда отнесем модели трудового поведения: возможность иметь пусть сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне; возможность много работать и хорошо зарабатывать пусть даже без особых гарантий на будущее; возможность иметь свое дело и вести его на свой страх и риск.

5. Ценности социально-политической сферы характеризуются отношением человека к политике, к участию в выборах, предпочтением политической партии [3, с. 27-35], отношением к собственному гражданству.

6. Ценности духовной сферы определяются отношением к способу зарабатывания денег, мнением о возможности в наше время настоящей дружбы, выбором этнокультурных традиций для воспитания своих детей.

Выделим эмпирические индикаторы основных компонентов понятия «духовный потенциал».

Эмпирическим показателем компонента «образование» является информация об уровне образования индивида, владении иностранным языком, уровне компьютерной грамотности. Такой компонент как наука характеризуется наличием ученой степени, занятием научно-исследовательской деятельностью, участием в конференциях различного уровня. Индикаторами профессионально-инновационного потенциала выступают профессиональное творчество, склонность к непрерывному получению информации, повышение профессионального уровня. Последнее в свою очередь включает в себя такие составляющие как освоение новой профессии, переобучение, посещение курсов повышения квалификации и дополнительного профессионального образования, стажировку, участие в семинарах, тренингах, конференциях, выставках, конкурсах, имеющих отношение к профессиональной деятельности. Профессиональное творчество представителей рабочих профессий раскрывается через участие в рационализаторстве и изобретательстве, работников творческой сферы - через создание произведений искусства. Этнокультурная составляющая включает в себя приверженность национальным традициям и обычаям, знание национального творчества. Индикатором компонента «искусство» служит знакомство респондента с различными жанрами искусства - живописью, архитектурой, скульптурой, художественной литературой, музыкой, театром. Творчес-

159

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

кий потенциал в нашем исследовании выявляется на основе участия респондента в художественной самодеятельности, наличия хобби или, точнее сказать, любительского занятия (коллекционирование, фотография, рисование, музицирование). Досуговый потенциал состоит из следующих эмпирических индикаторов: посещение учреждений культуры и зрелищ, слушание радио, просмотр телепередач, чтение книг, журналов, газет, физические занятия

- спорт, прогулки; занятия любимым делом, дружеское общение дома, в кафе, ресторанах, клубах, пассивное времяпровождение без явно выраженных целей. Индикаторами внутренних качеств личности выступают: мнение относительно возможности переступить через некоторые нормы морали ради достижения материального благополучия и карьеры, качества, определяющие поведение индивида (честность, порядочность, трудолюбие, высокомерие, жесткость, наглость). Внешние качества выявляются через отношение к этикету, к нецензурным выражениям, к своему внешнему виду.

Заключительным этапом создания социального механизма воздействия ценностных ориентаций на духовный потенциал является установление тесноты связи между ведущими и ведомыми компонентами исследуемых понятий, выявление степени влияния одних на другие. Для решения этой задачи был избран известный в социологии метод корреляционного анализа [4].

Коэффициент корреляции позволил выяснить положительные связи между компонентами системы ценностных ориентаций и духовного потенциала Республики Татарстан. Установленные связи являются слабовыраженными, но тем не менее они способствуют характеристике процесса формирования и развития духовного потенциала региона.

Обратимся к данным авторского конкретно-социологического исследования и определим, какие именно ценности нашего общества оказывают наиболее значительное влияние на формирование и развитие важнейших факторов-компонентов системы духовного потенциала региона. Исследование было проведено весной 2009 года на основе случайной территориальной выборки, сравнимой с общероссийской. Им было охвачено 1000 респондентов из Казани и ряда районных центров и сел Республики Татарстан. Объект исследования - взрослое (старше 18 лет) население региона. Дополнительными основаниями для составления пропорций внутри выборочной совокупности являются этнический и половозрастной состав. Городское население составляет 75 %, сельское - 25 %, мужчины - 44,4 %, женщины - 55,6 %, татары - 48%, русские - 47,2%, другие национальности - 4,8 %. Возраст: 18-24 лет -15 %, 25-34 лет - 19 %, 35-44 лет - 21,2 %, 45-54 лет

- 19 %, 55 лет и старше - 25,8 %. Выборочная совокупность отражает социально-демографические

Социология

характеристики населения Республики Татарстан. Ошибка выборки - 3 %.

По результатам анализа можно говорить о воздействии основных универсальных ценностей на инновационно-профессиональный компонент духовного потенциала. Так, 56,5 % выбирающих патриотизм в качестве приоритетной ценности нашего общества, активно интересуются происходящим в стране и регионе. Более того, 13,8 % отдающих предпочтение коллективизму и 14,0 % ценящих социальную справедливость за последний год принимали участие в семинарах, тренингах, конференциях, выставках, имеющих отношение к профессиональной деятельности. Нужно отметить, что инновационный компонент значительно присутствует в установках жителей региона - интересуются всем происходящим в стране и регионе, стараются постоянно быть в курсе событий более 45% опрошенных по региону.

Сравнение оценок универсальных ценностей в образовательных группах показало, что определяющее значение имеет ценность закона: в группе лиц с высшим образованием 61,4 % считают, что всегда и во всем следует соблюдать закон, а в группе опрошенных, имеющих только среднее образование, таковых намного меньше - 43,0 %.

Ценности закона, социальной справедливости, патриотизма определенным образом связаны с такими нравственными составляющими духовного потенциала как культура поведения и общения, нежелание перешагнуть через нормы морали ради достижения материального благополучия. Так, более 68 % в группах, ценящих как закон, так и социальную справедливость, согласны с мнением: «Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы».

Для анализа «личностных» ценностей показательными являются ответы на вопрос о том, как понимают респонденты успех. Большинство (55,8 %) связывают успех с возможностью иметь высокие и стабильные доходы, что вполне очевидно. Еще одним показателем успешности и престижа в обществе выступает возможность дать хорошее образование детям. Этот вариант выбрали 53,0 % опрошенных. При этом 45,5 % ценящих высокие и стабильные доходы интересуются происходящим в стране и регионе, 40,9 % стараются получать новую информацию, когда есть возможность, и лишь 10,0 % мало интересуются тем, что происходит вокруг. 62,5 %, ценящих образование и 74,5 % выбирающих ценность счастливой семейной жизни приписывают себе такие качества как честность и порядочность, доброту, справедливость и доброжелательность, умение ладить с людьми, ответственность и исполнительность.

Отдельного внимания заслуживает анализ воздействия ценностных ориентаций населения региона на «религию» как фактор и компонент духов-

160

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Социология

ного потенциала региона. Республика Татарстан представляет собой полиэтничное, поликультурное, поликонфессиональное общество. В регионе проживают представители более ста национальностей, но основными по численности являются русские и татары. По данным исследования 90,9 % тех, для кого религия выступает в качестве мировоззрения, придерживаются традиций и обычаев своего народа. 90,5 % считающих, что смысл жизни заключается в служении обществу, людям, Отечеству, стремятся соблюдать национальные традиции. Необходимо также отметить, что основная доля придерживающихся традиций своего народа предпочитают воспитывать детей в традициях только одной культуры

- татарской или русской. Наблюдается определенная симметрия в вариантах ответа на вопрос «В традициях какой культуры Вы бы хотели воспитывать своих детей?». Так, 12,4 % опрошенных по региону ответили «только татарской культуры» и 10,4 %

- «только русской».

Населению республики чуждо чувство религиозной неприязни, на чем, несомненно, сказывается длительная практика совместного проживания русских и татар. Как показало исследование, на толерантное отношение к представителям иной веры в большей степени влияют ценности интернационализма и закона. Так, в группе опрошенных, положительно относящихся к представителям иной веры,

47.2 % считают, что всегда и во всем следует соблюдать закон, а в группе респондентов, относящихся к представителям иной веры скорее отрицательно, закон представляет ценность лишь для 15,8 %. Из числа положительно относящихся к иноверующим

74.2 % ценят свое гражданство, 31,0 % - интернационализм. И, наоборот, для тех, кто отрицательно относится к представителям иной веры, в значительно меньшей степени важны эти ценности.

В ходе исследования выяснилось, что стремление учитывать национальные традиции и обычаи своего народа, ощущать себя частью его культуры подвержено влиянию ценности закона. В группе опрошенных, признающими закон в качестве приоритетной ценности, 87,8 % считают, что современному человеку необходимо ощущать себя частью своего народа и его культуры - русской или татарской.

В сфере труда каждый второй предпочитает иметь пусть сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне; 68,3 % из этой категории согласны с мнением: «Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы». Наблюдается корреляционная зависимость между полной/неполной трудовой занятостью и занятием научно-исследовательской деятельностью. Так, в группе работающих полный рабочий день наукой занимаются 8,4 %, а в группе занятых неполный день таковых много боль-

ше - 18,2 %. Это связано с тем, что научно-исследовательская деятельность требует дополнительных усилий и времени, и полная трудовая занятость создает определенные препятствия для этого.

Анализ проведенного исследования позволил вскрыть взаимосвязь между ценностями политической сферы и этнокультурной составляющей духовного потенциала - почти все интересующиеся политикой (94,0 %) знают и придерживаются традиций своего народа. Показательно также воздействие рассматриваемых ценностей на нравственность жителей региона - основная масса участвующих в выборах (68,0 %) не готовы перешагнуть через свою совесть и нормы морали ради достижения материального благополучия.

Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязь между ценностью гражданства и этнокультурным фактором духовного потенциала. Так, в группе ценящих свое гражданство более 70 % уважительно относятся к представителям иной веры. Исследование показало, что чем выше позиция гражданства в ценностной иерархии опрашиваемых, тем полнее реализуется инновационный компонент духовного потенциала. Так, из числа ценящих гражданство 53,1 % интересуются происходящим в стране и регионе, 35,7 % стараются получать новую информацию, когда есть возможность, и лишь 7,1 % из этой группы мало интересуются тем, что происходит вокруг. Среди тех, кто охотно поменяет гражданство, если это окажется выгодным, 35,7 % мало интересуются происходящим в стране и регионе, 21,4 % готовы получать новую информацию, когда есть возможность, и только каждый четвертый интересуется происходящим в стране.

Исследование позволило выявить влияние ценностей духовной сферы на компоненты духовного потенциала. На вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что важен доход, а не способ его получения?» 55,9 % опрошенных по региону ответили «нет». Доля респондентов с высшим образованием не согласных с мнением важности дохода, а не способа его получения составляет 67,5 %, со среднеспециальным образованием - 53,8 %, со средним - 51,9 %. Таким образом, уровень нравственного сознания растет с повышением уровня образования.

Сделаем основные выводы.

Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона представляет собой последовательное влияние системных элементов ценностных ориентаций, а именно: ценностей универсальных, личностных, религиозных, социально-политических, трудовых, духовных на системные элементы духовного потенциала - уровень образования, научную деятельность, профессионально-инновационный потенциал, этнокультурную составляющую, искусство, творческий потенциал, досуговый по-

161

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Социология

тенциал, внешние и внутренние качества личности. В данном механизме взаимодействия компоненты системы ценностных ориентаций выступают ведущими по отношению к компонентам системы духовного потенциала.

В современных условиях процесс формирования и развития духовного потенциала региона находится в прямой зависимости от ценностей гражданства, закона, патриотизма, интернационализма, коллективизма, социальной справедливости, счастливой семейной жизни. Но в настоящее время этот процесс является несбалансированным, отсутствуют взаимосвязи между отдельными компонентами, например, ценностные ориентации не стимулируют формирование таких компонентов духовного потенциала как искусство, творческий и досуговый потенциалы. Другая проблема состоит в том, что некоторые ценности, такие как коллективизм, интернационализм не являются высоко значимыми в массовом сознании населения региона. Необходимость приоритета формирования перечисленных ценностей в современном обществе - основная задача государственной и общественной идеологической, культурной, молодежной политики. Решение этой задачи позволит совершенствовать механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона, прогнозировать изменение последнего и строить рациональные стратегии управления им.

Литература:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 943 с.

2. Социология. Основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова. - М.: Норма, 2003. - 888 с.

3. Бойков В.Э. Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации // Социологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 27-35.

4. Курашева Т.А. Основы социально-экономической статистики. - М.: РОССПЭН: Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ, 2000. - 144 с.

The Impact of Population’s System of Values on the Region’s Spiritual Potential Formation and Development

T. Lipatova

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The article is devoted to the problem of the impact of population ’s system of values on the process of region s spiritual potential formation and development. It consists of three main steps: the choice of the components of research notions, their empirical interpretation and the determination of connections between leading and dependent components of research notions. Basing on the results of the author's sociological research the main values of our society influencing the region’s spiritual potentialformation and development are determined.

Key words: region’s spiritual potential, region population’s system of values, the empirical interpretation of concepts, the mechanism of influence.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.