Научная статья на тему 'Религиозность в социалистическом обществе'

Религиозность в социалистическом обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозность в социалистическом обществе»

РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ*

Р.А. Лопаткин

Процесс секуляризации, характерный уже для буржуазного общества, в условиях социализма поднимается на новую ступень, приобретает ряд отличительных, принципиально новых черт, которые не только определяют превращение социалистического общества в общество с господствующим атеистическим мировоззрением, но и вызывают значительные изменения в характере сохранившейся еще у части населения религиозности.

Во-первых, в условиях социализма исчезает общественная потребность в религии, в результате чего религия становится социальным пережитком. Более того, высвобождение общественного и индивидуального сознания, всех сфер общественной жизни из-под влияния религии способствует росту социальной активности широких масс трудящихся, формированию коммунистических отношений, утверждению коммунистической морали, т.е. становится одним из важных факторов ускорения общественного прогресса.

Во-вторых, в условиях капитализма процесс секуляризации носит ограниченный характер: ему противостоят социальные факторы, обеспечивающие воспроизводство религии в тех или иных формах. При социализме процесс секуляризации все боль-

ше превращается в процесс постепенной и полной эмансипации общества и личности от влияния не только Церкви, но и религии вообще.

В-третьих, не ограничиваясь направленностью против религии, процесс секуляризации в условиях социализма обогащается позитивной программой и позитивным содержанием, которые способствуют утверждению в общественном и индивидуальном сознании научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

В-четвертых, при социализме значительно возрастает роль субъективного фактора процесса секуляризации, огромное значение приобретает познание объективных закономерностей этого процесса и использование результатов познания в идеологической и воспитательной работе.

Указанные особенности социалистического этапа секуляризации обусловили то состояние углубляющегося кризиса, в котором оказалась религия при социализме. Этот кризис в настоящее время проявляется в прогрессирующем упадке престижа религии, отходе населения от религии и Церкви, ослаблении и угасании религиозности тех граждан, которые еще находятся под их влиянием, сокращении воспроизводства религиозности в новых

* Публикуется по: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976. С. 92-116.

Р.Л.: Давая согласие на републикацию этой статьи, подготовленной в Институте научного атеизма АОН при ЦК КПСС, я исхожу из желания познакомить современных читателей, прежде всего российских религиоведов нового поколения, с одним из этапов становления отечественной науки о религии. Свое прошлое всегда полезно знать, критически его анализируя и в чем-то переосмысливая, а потому считаю нужным сделать два замечания.

Первое: работа написана на основе анализа социологических данных, полученных советскими религиоведами и учеными ряда других социалистических стран в 60-х гг. прошлого столетия, и они отражают реальную картину религиозности населения и процесса секуляризации, сложившуюся в то время, в тех конкретно-исторических условиях. Сокращение уровня религиозности в каждом последующем поколении, зафиксированный характер зависимости между уровнем религиозности отдельных общественных групп и возрастом, уровнем образования были также реальностью того времени. Это надо иметь в виду, критически рассматривая представленные социологические данные. Сейчас социально-экономические, политические, духовно-культурные условия кардинально изменились, а с ними изменился и характер этих зависимостей.

Второе: сегодня следует признать, что и я, и многие мои коллеги по научному цеху ошибались, считая поступательное развитие процесса секуляризации всегда однонаправленным и необратимым. Я по-прежнему считаю, что процесс секуляризации проходит через, как минимум, последнее тысячелетие развития цивилизации, прежде всего европейской, как процесс поступательный, развертывающийся во времени и пространстве, как естественно-историческая закономерность развития общества. Но последние десятилетия и в России, и в некоторых других странах показали, что этот процесс развивается отнюдь не прямолинейно и включает в себя на определенных этапах жизни общества как поступательное развитие, так и регресс — откаты назад или зигзаги, с чем мы и столкнулись, в частности, в России конца ХХ — начала XIX в.

поколениях социалистического общества. Под действием этих факторов религия оказалась вытесненной на периферию общественного, а в большинстве случаев и индивидуального сознания.

Религиозные организации ищут выхода из кризиса. Они пытаются модернизировать вероучение и культ, приспособить их к изменившимся социальным условиям. При этом наблюдаются отдельные случаи активизации религиозных экстремистов, предпринимающих попытки изолировать верующих от влияния общества и коллектива, нарушающих советское законодательство о культах.

Таковы основные факторы, воздействующие на религиозность в социалистическом обществе.

За последние 10-15 лет в социалистических странах был осуществлен ряд конкретно-социологических исследований проблем религии и атеизма, которые дали большой материал, позволяющий судить о состоянии и тенденциях изменения религиозности. К сожалению, многие из них значительно отличались друг от друга по масштабам, характеру обследуемых объектов, по методике сбора, обработки и анализа социологической информации. Это обстоятельство в определенной степени затрудняет сопоставление их результатов и создание обобщающей картины состояния религиозности по всем социалистическим странам. Для решения такой задачи в перспективе потребуется проведение научными учреждениями социалистических стран репрезентативного выборочного конкретно-социологического исследования по единой согласованной программе, с применением однотипной методики сбора и обработки социологической информации.

В настоящее время представляется возможным на основе выявления сопоставимых результатов конкретно-социологических исследований в отдельных странах отметить наиболее характерные тенденции в изменении уровня и характера религиозности в условиях социализма. В частности, материалы социологических исследований позволяют судить о факторах, обусловливающих упадок религии, способствующих уменьшению религиозности населения. Обратимся с этой целью к рассмотрению взаимосвязи показателей уровня и характера религиозности с социальными, соци-

ально-демографическими и другими характеристиками населения.

Религиозность и социальный состав населения. Сопоставим материалы исследований, проведенных в Болгарии, ГДР, ЧССР и СССР, характеризующие взаимосвязь религиозности и принадлежности

и и *

опрошенных к той или иной социальной группе* (см. табл. 1-4).

Первая таблица составлена на основе широкого репрезентативного социологического исследования религиозности населения Народной Республики Болгарии, проведенного в 1962 г. Институтом философии Болгарской академии наук, материалы которого были опубликованного в 1968 г.1 Это исследование установило, что 35,5% населения республики подвержено влиянию религии. В социальных группах болгарского общества уровень религиозности выглядит следующим образом.

Таблица 1

Уровень религиозности по социальным группам населения

Болгария, 1962 г. (%)

Социальная группа Уровень религиозности

Служащие 13,3

Кооперированные ремесленники 20,5

Рабочие 24,4

Лица свободных профессий 35,5

Члены ТКЗХ (трудовых кооперативных земледельческих хозяйств) 46,7

Некооперированные ремесленники 53,9

Частные торговцы 58,3

Земледельцы-единоличники 72,4

Нетрудящееся население (главным образом пенсионеры и домашние хозяйки) 55,9

Следующая таблица уровня религиозности по классам и социальным группам взята из материалов социологического исследования о влиянии урбанизации на религиозность, осуществленного в ГДР в 1963 г. Авторы исследования не указывают конкретно обследованный объект, а обозначают его шифром «Большой город А». Таким образом, в отличие от исследования в Болгарии здесь представлено только население города. Кроме того, факт религиозности жителей города определяется исследователями из ГДР по принадлежности опро-

* В данном случае для сопоставления и анализа берутся материалы лишь тех исследований, в которых объектом наблюдения было население в целом, т.е. все социальные группы.

1 Процесът на преодоляването на религията в България: социологическо изследоване. София, 1968. С. 129.

шенных к религиозной общине (т.е. по принципу членства). Из всего обследованного населения «города А» членами религиозных общин являются 50,0%. Религиозность различных классов и социальных групп, по данным исследователей из ГДР, выглядит следующим образом.

Таблица 2

Уровень религиозности по социальным группам населения

«Большой город А», ГДР, 1963 г. (%)

Мы располагаем также данными исследования, проведенного в 1974 г. среди населения Словакии (ЧССР). К сожалению, в этом исследовании социальная структура опрошенного населения не была достаточно дифференцирована, что затрудняет сопоставление нижеследующей таблицы (см. табл. 3) с данными, приведенными выше.

Таблица 3

Уровень религиозности по социальным группам населения

Словакия, ЧССР, 1974 г. (%)

Социальная группа Отношение к религии

атеисты верующие неопределившиеся

Рабочие 28,1 57,3 12,9

Служащие 43,6 38,7 14,6

Крестьяне 11,2 81,1 ок. 7,0

И, наконец, приведем результаты конкретно-социологического исследования, проведенного Институтом научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС в Пензенской области РСФСР в 1968 г.

Исследование проводилось по однопроцентной репрезентативной выборке. В основу расчета выборочной совокупности были положены списки

избирателей 1966 г., таким образом в выборке оказался 1% взрослых жителей области в возрасте от 20 лет и старше. Сследует отметить, что по принятой в данном исследовании методике вопрос об отнесении себя к группе верующих либо к группе колеблющихся решался самими опрошенными гражданами.

Среди опрошенных жителей области верующих оказалось 19,5%, колеблющихся — 8,9%. Таким образом, религиозная часть населения составила 28,4%. По социальным группам уровень религиозности выглядит следующим образом.

Таблица 4

Уровень религиозности по социальным группам населения

Пензенская область СССР, 1968 г. (%)2

Интеллигенция 4,1

Рабочие промышленности 14,4

Служащие 15,4

Рабочие совхозов 28,4

Колхозники 28,4

Пенсионеры, домашние хозяйки, инвалиды 59,4

При сравнении приведенных таблиц нельзя не заметить различий в подходе авторов исследований к выделению социальных групп и оценке уровня религиозности. Эти различия затрудняют сопоставление результатов. Однако если пойти по пути выявления наиболее характерных и существенных процессов и тенденций, зафиксированных этой социологической информацией, то оказывается, что из всех приведенных таблиц следуют одинаковые или близкие выводы, в комплексе раскрывающие важные закономерности и тенденции преодоления религиозности в условиях социализма.

При этом следует учесть, что, хотя все упомянутые исследования были проведены на протяжении 12-13 лет (1962-1974 гг.), т.е. в сравнительно короткий период, они фактически зафиксировали состояние религиозности в социальных группах социалистического общества на разных этапах его развития. Так, если исследование в Пензенской области СССР проводилось через полвека после Великой Октябрьской социалистической революции, и его результаты характеризуют развитое социалистическое общество, то исследования в ГДР, ЧССР и НРБ осуществлены на более раннем этапе социалистического строительства (через 15-25 лет после его начала).

Социальная группа Уровень религиозности

Рабочие 47,2

Служащие 45,4

Кооперативные крестьяне 77,8

Кооперированные ремесленники 48,3

Интеллигенция 50,5

Ремесленники-частники 75,2

Частные торговцы (включая и комиссионных торговцев) 75,6

Лица свободных профессий и ос- 73,0

тальных промышленных занятий

Статистически не поддающиеся 69,3

классификации личности

2 См.: Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971. С. 94.

При отсутствии достаточного количества надежных, научно зафиксированных данных об изменении состояния и характера религиозности в каждой из этих социалистических стран выявление наиболее общих черт и социологических характеристик религиозности, присущих различным этапам развития социалистического общества, позволяет путем логического анализа раскрыть характер воздействия социалистических общественных отношений на процесс эволюции и отмирания религиозности.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что в таблице, характеризующей отношение к религии социальных групп советского общества, отсутствуют классы, социальные слои и группы, определяющим признаком которых является частная собственность на орудия и средства производства, в то время как в материалах исследований в Болгарии и ГДР фигурируют представители частного сектора (частные торговцы, некооперированные ремесленники и крестьяне-единоличники).

Материалы исследований в Болгарии и ГДР показывают, что именно социальные группы представителей частного сектора (см. табл. 1 и 2) отмечены наиболее высоким уровнем религиозности. Так, в Болгарии наиболее религиозны некооперированные ремесленники (53,9%), частные торговцы (58,3%), земледельцы-единоличники (72,4%); в ГДР — ремесленники-частники (75,2%), частные торговцы (75,6%).

Данная зависимость не случайна. Она выражает существенную взаимосвязь религии с определенным типом социальных отношений, а именно буржуазных, частнособственнических отношений, представляющих собой один из основных социальных корней религии.

Характерно, что уже на том этапе строительства социализма, который зафиксирован исследованиями в Болгарии и ГДР, переход крестьян и ремесленников на путь социалистической кооперации и их включение в сферу социалистических производственных отношений оказали решающее влияние на формирование у них нового сознания, в частности, на их отказ от религиозных иллюзий.

Так, если уровень религиозности земледельцев-единоличников и некооперированных ремесленников составляет в Болгарии соответственно 72,4 и 53,9%, то среди членов ТКХЗ — 46,7, а среди кооперированных ремесленников — 20,5%. Такая же картина складывается и по материалам ГДР:

уровень религиозности ремесленников из частного сектора — 75,2%, а кооперированных — 48,3%. Опыт социалистического строительства в СССР показывает, что данная тенденция носит характер закономерности и раскрывает один из важнейших факторов преодоления религии в условиях социализма.

Тесная взаимосвязь «реликтовых» социальных групп и «реликтовой» идеологии существует не только потому, что и те, и другая представляют в новом обществе осколки старого, но и потому, что религиозность определенной части представителей этих групп нередко становится своеобразной формой оппозиции социалистическому образу жизни, демонстрацией приверженности «добрым старым временам», «вере и обычаям предков», за которыми, как правило, стоят времена так называемого свободного предпринимательства, «обычаи» социального неравенства, погоня за наживой, индивидуализм, отброшенные социалистической революцией.

Таким образом, на определенном этапе социалистического строительства, а именно в период перехода от капитализма к социализму и построения основ социализма, когда еще сохраняются остатки частнособственнических отношений, социальные группы, представляющие частный сектор народного хозяйства, главным образом мелкобуржуазные слои населения, составляют основную и наиболее прочную базу религиозных организаций. Но опора Церкви на эти слои, обреченные на исчезновение ходом исторического развития социализма, шатка и временна. Поэтому религиозные организации ищут опору в других социальных слоях. Каких же?

Социологические исследования показывают, что по своей основной социальной характеристике это либо слои и группы населения, не связанные непосредственно с социалистическим производством, либо те общественные группы, чьи связи с ним оказались нарушенными или ослабленными. Это главным образом пенсионеры, домашние хозяйки и иные лица, занятые в личном подсобном хозяйстве. Так, по материалам исследования в Болгарии, уровень религиозности населения, не занятого в общественном производстве (главным образом пенсионеров и домашних хозяек), составляет 55,9%, в Пензенской области СССР — 59,4%.

Можно отметить несколько существенных факторов, объясняющих (и поддерживающих) относительно высокий уровень религиозности в названных общественных группах. Во-первых,

это оторванность их от производственных коллективов, где в наиболее полной мере реализуются социалистические общественные отношения и где значительно сильнее осуществляется идеологическое влияние партийных организаций и всех средств пропаганды. В силу этого они оказываются в большей мере подверженными влиянию религиозного общественного мнения и старых традиций. Во-вторых, в названных общественных группах преобладают пожилые и престарелые люди (это касается в первую очередь пенсионеров). Детство и юность значительной части представителей этих групп прошли в условиях буржуазного общества. Подавляющее их большинство получило в свое время религиозное воспитание, которое наложило больший или меньший отпечаток на их сознание и поведение в дальнейшей жизни. В-третьих, в этих общественных группах социологическими исследованиями зафиксирован самый низкий по сравнению с другими группами общеобразовательный уровень. У большинства их представителей образование не выше начального. В них же сконцентрировано большинство малограмотных и неграмотных, выявленных исследованиями.

Западные психологи-религиоведы обычно усматривают корни повышенной религиозности представителей этих общественных групп в «особой» женской предрасположенности к религиозным переживаниям, в страхе смерти у старых людей. Однако такой подход не раскрывает существа дела. Хотя эти факторы и могут накладывать некоторый отпечаток на уровень и характер религиозности данных групп, главное все-таки заключается в другом — в ограниченности социальных связей пенсионеров и домохозяек, в исторических условиях формирования их сознания, в специфическом влиянии микросреды.

Таким образом, как убедительно показывают данные социологических исследований, под влиянием религии в социалистическом обществе оказываются прежде всего слои населения, слабо связанные с социалистическими коллективами. Их социальные связи сужены, а интересы и общественная активность значительно ниже, чем у

населения, непосредственно включенного в сферу социалистического производства.

В условиях развитого социалистического общества, в общественном производстве которого отсутствует частный сектор, а в социальной структуре — соответственно мелкобуржуазные слои, указанные общественные группы становятся основной социальной базой религиозных организаций. Это накладывает определенный отпечаток на деятельность последних в социалистических странах.

До сих пор мы рассматривали те социальные слои и группы населения, в которых социологическими исследованиями был зафиксирован наибольший уровень религиозности. Обратимся теперь к показателям религиозности в основных социальных группах социалистического общества: рабочем классе, колхозном (кооперированном) крестьянстве и интеллигенции (служащих)*.

Во всех приведенных таблицах отчетливо просматривается единообразная последовательность уровней религиозности: наименьший уровень — у интеллигенции (там, где она выделена в специальную группу), затем следуют служащие, рабочие и крестьяне.

При этом первые три группы везде показывают религиозность ниже средней по обследованному объекту, а последняя — выше средней или на ее уровне. Так, например, по материалам исследования в Болгарии, уровень религиозности населения в целом составил 35,5%, в то время как религиозные среди служащих составляют 13,3, рабочих — 24,4, а крестьян — членов ТКЗХ — 46,7%. В Пензенской области (СССР) средний уровень религиозности опрошенного населения области 28,4%: интеллигенции — 4,1, служащих — 15,4, рабочих промышленности — 14,4, рабочих совхозов и колхозников — по 28,4%.

В более общей форме эта закономерность проявляется также в соотношении уровней религиозности городского и сельского населения: в Болгарии оно составляет соответственно 25 и 41%, в Пензенской области (СССР) — 15,5-19,9 (подсчет производится отдельно по областному центру и по другим городам) и 35,0%**.

* Конечно, понятия «интеллигенция» и «служащие» не тождественны, однако в некоторых используемых нами таблицах (по Болгарии и Словакии) эти группы не дифференцированы. Поэтому нам приходится при общей оценке допускать их отождествление, а дифференцированный анализ осуществлять лишь по отдельным таблицам, сопровождая его соответствующими оговорками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** В данном случае учитываются все группы населения.

Влияние процессов урбанизации на ослабление и разложение религиозности давно подмечено социологами. В условиях социализма это влияние особенно велико. Здесь сказываются прежде всего более высокая насыщенность информацией и более высокий уровень культуры в городах, потребность промышленности и других городских отраслей народного хозяйства в кадрах высокой квалификации, которая стимулирует рост образования у городского населения, и ряд других факторов. Чем больше город и, следовательно, чем больше в нем промышленных предприятий, культурно-просветительных учреждений, учебных заведений и других очагов современной культуры, тем сильнее проявляется атеистическое влияние процесса урбанизации и соответственно тем ниже уровень религиозности.

При сравнении социологических характеристик интеллигенции, служащих и рабочих с соответствующими характеристиками крестьян отчетливо проявляется и другой важный фактор, оказывающий существенное влияние на уровень и характер религиозности, — образование. Однако, хотя зафиксированная множеством исследований обратная зависимость между уровнем образования и уровнем. религиозности не вызывает никаких сомнений, нельзя понимать ее действие прямолинейно и однозначно. Повышение уровня образования способствует преодолению религиозности, лишь взаимодействуя с целым комплексом других факторов, таких как рост квалификации и профессионального мастерства, работа в условиях современного высокомеханизированного и автоматизированного производства, занятие рационализацией и изобретательством, развитие социальной активности, расширение кругозора и т.п. Каждый из этих факторов, способствуя формированию коммунистического сознания личности и проявляясь в зависимости от уровня образования, в свою очередь стимулирует тягу человека к учебе, усвоению научной информации, повышению культурного уровня. Действие этих тенденций и закономерностей особенно заметно проявляется, когда мы обращаемся к дифференцированному рассмотрению ряда социологических характеристик рабочего класса и колхозного крестьянства.

Внутри обследованных групп рабочего класса уровень религиозности заметно изменяется в

зависимости от уровня квалификации, который, как известно, влияет на социальный статус человека, его положение в производственном коллективе, уровень заработной платы, характер труда (тяжесть, привлекательность), степень удовлетворенности трудом, а отсюда и на общий эмоционально-психологический настрой и круг интересов личности.

Вот как выглядит изменение уровня религиозности в зависимости от уровня квалификации рабочих, занятых в промышленности, и колхозников (по материалам исследования в Пензенской области, см. табл. 5)3.

Таблица 5

Зависимость религиозности от уровня квалификации рабочих и колхозников

Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)

Рабочие высокой квалификации 8,6

Рабочие средней квалификации 8,6

Рабочие низкой квалификации 19

Рабочие неквалифицированные 32,7

Колхозники квалифицированные 15,4

Колхозники неквалифицированные 39,2

Оставляя в стороне более подробный анализ всех факторов зависимости между уровнем квалификации рабочих и уровнем религиозности, выделим один из главных — влияние образования на степень секуляризации разных групп рабочих. Сравним уровень образования групп рабочих высокой и низкой квалификации: в первой — высшее и незаконченное высшее образование имеют 7,6%, среднее — 28,7, неполное среднее — 29,4, начальное — 34,3%; во второй группе нет рабочих с высшим и незаконченным высшим образованием, среднее имеют 17,7%, неполное среднее — 27,8, начальное — 54,5%

Такая же зависимость наблюдается и в группах работников сельскохозяйственного производства.

Все исследователи, которые выделяют среди опрошенных колхозников группу колхозников-механизаторов, отмечают в ней самый низкий среди сельского населения уровень религиозности: Н.П. Алексеев (Орел) — 4,2%; М.К. Тепляков (Воронеж) — 6,3%, т.е. примерно такой же, какой зафиксирован многими исследователями в группе рабочих высокой квалификации. Это неудивитель-

3 См.: Пучков Н.И. Влияние внутриклассовых изменений в социалистическом обществе на развитие массового атеизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 13. М.,1972. С. 104, 119.

но, так как ныне сельские механизаторы по характеру своего труда, связанного с обслуживанием современной техники, по уровню образования и ряду других социологических характеристик почти ничем не отличаются от высококвалифицированных рабочих промышленных предприятий. Процесс стирания граней между городом и деревней, внедрение в сельское хозяйство достижений современной науки и техники, постепенное превращение сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального, оснащенного электричеством, сложными механизмами, автоматикой, оказывают глубокое влияние на сознание сельских тружеников, их интеллектуальный и культурный уровень. Ныне сельский труд требует работника образованного, мыслящего, подходящего к производственному процессу с научных, материалистических позиций.

Потребности современного сельскохозяйственного производства в комплексе с социалистической системой ведения хозяйства и усиленной заботой государства о подъеме культурно-технического уровня сельских тружеников и составляют объективную базу роста атеизма на селе.

Таким образом, как отмечает П.К. Курочкии, «секуляризация советского общества характеризуется пониженной религиозностью тех социальных групп (квалифицированных рабочих, сельских механизаторов, дипломированных специалистов, интеллигенции и т.п.), которые наиболее перспективны с точки зрения дальнейшего развития общества»4. Этот вывод в равной степени относится и к другим социалистическим странам.

Взаимозависимость между уровнем образования и уровнем религиозности в социальных группах уже отмечалась выше. Приведем теперь несколько общих данных.

Исследование, проведенное в Болгарии (1962 г.), дало следующие показатели религиозности в группах населения, различающихся по уровню образования (см. табл. 6).

Особенно наглядно видна роль образования в преодолении религиозности при сопоставлении уровней образования религиозного и нерелигиозного населения (см. табл. 7).

Таблица 6

Зависимость религиозности от уровня образования

Болгария, 1962 г.5

Высшее и незаконченное высшее 7,84

Среднее 10,10

Незаконченное среднее 13,51

Прогимназиальное 20,88

Незаконченное прогимназиальное 34,85

Начальное 45,92

Незаконченное начальное 58,80

Неграмотные 81,06

Таблица 7

Сравнительная характеристика структуры образования религиозного и нерелигиозного населения

Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)6

Высшее, Не

незакон- Неполное среднее имеют

Население ченное высшее и среднее Начальное начального образования

Религиозное 2,7 8,1 25,3 63,1

Нерелигиозное 31,9 24,8 31,0 0,5

Приведенные данные свидетельствуют о значительно более высоком уровне образования людей, придерживающихся атеистических взглядов, и об абсолютном преобладании среди верующих людей с образованием не выше начального. Последнее обстоятельство, конечно, объясняется не только отрицательным влиянием религии на духовное развитие личности, но и тем, что большую часть верующих составляют люди старших возрастных групп, не имевших в свое время объективных возможностей для получения образования. Этот фактор, несомненно, способствовал консервации их религиозных взглядов, воспринятых в детстве.

Таким образом, мы еще раз встречаемся с фактом, что религиозность в социалистическом обществе преимущественно распространена в слоях населения, обремененных пережитками прошлого, с низким уровнем образования. Именно представители этих групп населения составляют основной контингент приверженцев религии. Это означает, что рост образования в социалистическом обществе

4 Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. С. 93.

5 См.: Ошавков Ж. Опыт социологического исследования религиозности населения в Болгарии // Опыт и методика конкретных социологических исследований. М., 1965. С. 323.

6 См.: Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. С. 103.

является одним из существенных факторов процесса секуляризации. Ликвидация неграмотности и сокращение доли населения, имеющего низкий уровень образования (не выше начального), означают одновременно и сужение базы религиозности. Осуществляемый в настоящее время в СССР переход ко всеобщему обязательному среднему образованию, несомненно, окажет значительное влияние па процесс преодоления религиозных пережитков.

Обратимся еще к одному важному показателю падения влияния религии в социалистическом обществе. Речь идет о распространенности религиозности в различных возрастных группах, а также о возрастной структуре религиозного населения. Приведем данные по Болгарии и СССР.

Таблица 8

Уровень религиозности по возрастным группам населения

Болгария, 1962 г. Возрастные группы (%)7

Таблица 9

Уровень религиозности по возрастным группам населения

Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)8

Авторы каждой из приведенных таблиц по-разному производят деление на возрастные группы. Конкретные результаты также различны. Однако сопоставление социологических данных по обсле-

дованным объектами в Болгарии и СССР позволяет зафиксировать два существенных момента. Во-первых, хотя религиозные люди имеются пока во всех возрастных группах взрослого населения обследованных объектов, они представлены в них далеко не равномерно. И, во-вторых, эта неравномерность имеет четко выраженную тенденцию неуклонного снижения уровня религиозности от старших возрастных групп к младшим. Отсюда следует, что, хотя религиозность на данном этапе развития еще воспроизводится в новых поколениях социалистического общества, ее воспроизводство происходит во все более сокращающихся размерах, и этот аспект процесса секуляризации становится ведущим.

Материалы социологических исследований позволяют уточнить соотношение в современных условиях двух аспектов процесса секуляризации: сокращения воспроизводства религии в новых поколениях и отхода от религии верующих.

Воспользуемся для этого данными пензенского исследования. Сведения о последовательном сокращении религиозности в более молодых возрастных группах уже приведены в табл. 9. Необходимо отметить, что особенно интенсивно этот процесс идет в возрастных группах людей, родившихся и выросших после Великой Октябрьской социалистической революции (группа «41-50 лет» и следующие). Свое подтверждение процесс сокращения воспроизводства религиозности в новых поколениях социалистического общества получает и в следующих данных:

Таблица 10

Распределение ответов верующих на вопрос:

«Если Вы верующий, то с какого времени считаете себя таковым?» (%)9

До 1917 г 54,0

1917-1927 гг. 22,2

1928-1947 гг. 16,7

1918-1968 гг. 7,1

Взятые вместе, таблицы 9 и 10 убедительно показывают, что речь идет об объективном процессе постепенного исчезновения религии из жизни социалистического общества. Они как нельзя лучше иллюстрируют справедливость научного предвидения

Возрастная группа Уровень религиозности

69 лет и старше 78,0

59-68 лет 60,1

49-58 лет 44,4

39-48 лет 30,3

29-38 лет 23,0

24-28 лет 17,6

18-23 года 12,0

Возрастная группа Уровень религиозности

Старше 80 лет 80,1

71-80 лет 72,2

61-70 лет 56,9

51-60 лет 45,5

41-50 лет 20,3

31-40 лет 13,6

21-30 лет 8,1

до 21 года 3,1

7 Процесът на преодоляването на религията в България: социологическо изследование. С. 134.

8 См.: К обществу, свободному от религии. М., 1970. С. 168.

9 Архив Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Ф. КСИ. Оп 13. Ед. хр. 2. Л. 318-326.

К. Маркса: «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм»10.

Как уже отмечалось, сокращение религиозной части населения происходит и в результате отхода верующих от религии и Церкви. В этой связи необходимо уточнить границы применения имеющегося в научно-атеистической и исторической литературе специального термина «массовый отход трудящихся от религии». Этот термин адекватно выражает определенный социальный процесс, имевший место в СССР в 20-30-х гг., когда революция, острая классовая борьба и активное включение широких, ранее в основном религиозных, масс трудящихся в строительство новой жизни, рост культуры и образования привели к скачкообразному изменению их сознания, что, в частности, находило свое выражение в быстром и действительно массовом отходе людей от религии и Церкви. Как свидетельствуют материалы исследования в Пензенской области, из общего числа тех, кто был верующим, но затем отошел от религии, 4,9% сделали это еще до революции, 76,9% — в период с 1917 по 1947 г. и только 18,2% — в 1948-1968 гг.11 Таким образом, массовый отход трудящихся от религии — это объективно обусловленный исторический факт, явившийся закономерным результатом Великой Октябрьской социалистической революции и последовавших за ней грандиозных социальных, экономических и культурных преобразований. По данным исследования в Пензенской области, люди, которые в прошлом были верующими, составляют только 13% нерелигиозной части опрошенного населения.

Таким образом, данные социологических исследований показывают, что сокращение воспроизводства религиозности в новых поколениях социалистического общества является ведущим из аспектов процесса секуляризации.

Изменение характера религиозности. Динамика в сфере религиозности в социалистическом обществе не ограничивается отмеченными выше изменениями социальных и социально-демографических характеристик религиозного населения и сокращением его общей численности и доли во всем населении. Меняются и само религиозное сознание, и религиозные отношения, происходит их деформация как в плане приспособления к новым общественным условиям, так и в плане ослабления, «размывания» и постепенного исчезновения. Хотя и в разной степени, этот процесс имеет место в среде приверженцев всех религиозных направлений и может рассматриваться как один из признаков изменения характера религиозности в условиях социалистического общества. Свое проявление этот процесс находит прежде всего в изменении поведения верующих людей и его мотивации, их отношения к основным религиозным предписаниям, за которым стоят глубокие сдвиги и в их сознании12.

Попробуем выделить самые существенные тенденции изменения характера религиозности в условиях социализма.

Резкое сужение сферы влияния религии в обществе, освобождение всех основных сфер общественной жизни (политики, права, культуры, науки, образования и др.) от религиозного контроля и санкций нашли отражение в таком же резком сужении диапазона религиозных верований, т.е. круга тех явлений природы и общественной жизни, которые воспринимаются верующими через призму религиозных догматов, мифов и представлений.

В первую очередь от религиозного истолкования освобождалось отношение людей к новому общественному строю — социализму, а также к Советской власти, т.е. менялись их социально-политические взгляды.

10 Интервью Карла Маркса корреспонденту американской газеты «ChicagoTribune», в первой половине декабря 1878 г. // К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1971. С. 470.

11 Архив ИНА АОН при ЦК КПСС. Ф. КСИ. Оп. 13. Ед. хр. 2. Л. 327-335.

12 См.: Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966; Они-щенко А.С. Тенденции изменения современного религиозного сознания // Вопросы научного атеизма. Вып. 2. М., 1966; Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М. 1969; Баптизм и баптисты (социологический очерк). Минск, 1969; Гайдурова Т.Г. Зависимость обыденного религиозного сознания верующих от условий их жизни // Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; Дулман Е, Лобовник Б., Танчер В. Современный верующий. М., 1970; Ульянов Л.Н. Изменение характера религиозности // К обществу, свободному от религии; Он же. Опыт исследования мотивации религиозного поведения // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. М., 1971; Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж, 1972; Драганов М. Религиоз-ната психика на Българите. София, 1968 и др.

Конкретная практика классового движения, направленного к устранению социальных корней

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

религии , положила начало разложению религиозного сознания масс. Этому способствовала политика Коммунистической партии, исходящая из ленинского тезиса о том, что дело борьбы с религией надо ставить на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего14. Свое дальнейшее развитие тенденция освобождения социально-политических ориентаций верующих трудящихся от религиозного влияния нашла в их совместной с атеистами борьбе за Советскую власть, активном участии в социалистическом строительстве.

Изменение характера религиозности не только приводит к значительному сужению диапазона религиозной веры и религиозного поведения верующих, но и влечет за собой изменение самих религиозных представлений, их размывание и выпадение из структуры религиозных верований. Это явление также вызвано воздействием на сознание верующего окружающей его социалистической действительности, развитием науки и техники, ростом их авторитета и внедрением достижений в производство и быт, ростом культуры и образованности населения, в том числе и его религиозной

части, развитием и повышением эффективности средств массовой информации и пропаганды.

Конкретно-социологическими исследованиями установлено, что среди основных религиозных представлений в современных условиях наиболее уязвимыми оказались религиозные взгляды на природу, на происхождение и развитие Земли, человека, основанные на Библии, Коране и других ве-роучительных книгах. Религиозные представления о природе обычно раньше других опровергаются и вытесняются из сознания верующих научными или по крайней мере стихийно-материалистическими представлениями. Следует отметить, что на этот процесс в последние полтора десятилетия особенно большое влияние оказали достижения науки в освоении космического пространства.

Свидетельством процесса разложения религиозного сознания является также упадок веры в бессмертие души и загробную жизнь. В условиях социализма это явление получает наиболее интенсивное развитие. Из материалов пензенского исследования видно, что лишь 7% верующих и 6,2% колеблющихся принимают веру в бессмертие души в соответствии с христианским вероучением. 39,3% верующих и 53,3% колеблющихся подвергают этот важнейший христианский догмат сом-

Таблица 11

Изменение религиозного сознания

Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)

Признак религиозности Верующие Колеблющиеся

Верят в Бога, создавшего мир и управляющего им 56,2 8,7

Верят в Бога только как в Творца мира 9,0 4,2

Допускают существование Бога, но не убеждены в этом 23,4 55,5

Отрицают бытие Бога, но верят в существование каких-то сверхъестественных сил 1,1 8,5

Не дали определенного ответа 10,3 23,1

Верят в бессмертие души 33,2 6,2

Сомневаются в бессмертии души 39,3 53,3

Отрицают бессмертие души 11,1 27,0

Не дали определенного ответа

Считают религиозное воспитание детей в семье полезным 16,4 1,8

Считают, что религиозное воспитание детей не приносит ни вреда, ни пользы 15,3 20,2

Считают религиозное воспитание детей в семье ненужным или бесполезным 29,6 50,9

Не дали определенного ответа 38,7 27,1

13 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 418.

14 См. там же. С. 421.

нению, а довольно значительная доля тех и других отвергает его (см. табл. 11).

Аналогичную картину рисуют и исследования в других социалистических странах. По данным исследования 1974 г. в Словакии (ЧССР), верующие составили 55,6% опрошенного населения, а в сотворение мира Богом верят только 45,5% опрошенных, в сверхъестественные чудеса и явления — 43,2%, в

15

существование ада — 44,6% опрошенных .

Рост образования и культуры верующих, восприятие ими научных сведений, собственный жизненный опыт постепенно разрушают и делают для многих из них неприемлемыми традиционные христианские, мусульманские и прочие представления о бессмертной душе и загробной жизни. Отказываясь от веры в бессмертие души и загробную жизнь или подвергая ее сомнению, религиозный человек практически перестает быть фанатичным, воинствующим защитником религии. Его религиозность в этом случае заметно ослабляется и отступает на периферию сознания, что находит выражение и в поведении верующего, в частности, в нерегулярности или полном прекращении посещения церкви (мечети, молитвенного дома), соблюдения постов, исповеди и причащения (см. табл. 12).

И, наконец, процесс размывания и разложения основных религиозных представлений в сознании современных верующих затрагивают и основную идею всякой религии — идею Бога. Сомнению или

отрицанию со стороны верующих и колеблющихся часто подвергаются такие атрибуты идеи Бога, как творение, провидение. Даже само существование Бога многими из них лишь допускается, но не утверждается (см. табл. 11). В массовом религиозном сознании традиционные христианские, мусульманские и другие представления о Боге подверглись значительной трансформации, оказались потесненными элементами деизма и пантеизма. Естественно, что подобные изменения ослабляют веру в Бога вообще, оказывают влияние на весь характер религиозности современных верующих, на их отношение к религиозным институтам и повседневное поведение.

Из таблицы 12 видно, что процесс секуляризации накладывает существенный отпечаток на религиозное поведение верующих. Даже те религиозные признаки, количественное проявление которых можно считать относительно высоким (участие в религиозных праздниках, сохранение дома предметов культа, посещение церкви), скрывают за собой безразличное отношение многих опрошенных к их религиозной сущности. Так, посещают церковь 60,1% верующих и 29,9% колеблющихся, однако регулярно присутствуют на богослужениях лишь соответственно 12,0 и 2,5%. При этом, посещая церковь, лишь 48,2% верующих и 16,9% колеблющихся совершают там молитву. Остальные фактически не участвуют в богослужении, а только наблюдают

Таблица 12

Изменение религиозного поведения верующих и колеблющихся

Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)

Признак религиозности Верующие Колеблющиеся

Участвуют в религиозных праздниках 86,4 81,3

в том числе в их церковной части 26,5 18,7

Имеют дома предметы культа 86,0 84,4

в том числе для удовлетворения своих религиозных потребностей 44,3 32,5

Молятся дома (вне общего богослужения) 72,1 39,5

в том числе молятся дома ежедневно . . . 48,5 7,7

Молятся в церкви 48,2 16,9

Посещают церковь (мечеть, молитвенный дом) 60,1 29,9

в том числе посещают регулярно (раз в неделю) 12,0 2,5

Исповедаются и причащаются 48,8 17,2

в том числе регулярно 16,9 1,2

Соблюдают посты 41,4 15,0

в том числе постятся регулярно (строго) 22,6 3,1

15 Лопаткин Р.А. Процесс секуляризации в условиях социализма и его социологические исследования // VII Международный социологический конгресс. Комитет социологии религии. С. 26-27.

за ним как бы со стороны, используя посещение церкви для встреч и бесед со знакомыми. Утратили свое прежнее большое значение в религиозной жизни такие важные элементы христианского культа, как исповедь, причастие, посты.

Подобную же картину рисуют конкретно-социологические исследования, проведенные в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше.

Характерным признаком изменения религиозного сознания верующих является рост терпимости, а затем и доброжелательности в их отношениях к атеистам. У верующих и атеистов в социалистическом обществе значительно больше черт, которые их объединяют, и эти черты, как в общественном, так и в личном плане, гораздо значимее тех, которые их разделяют.

Проявлением изменения отношений верующих к атеизму и к атеистам следует считать отказ многих из них от религиозного воспитания своих детей. По данным пензенского исследования (см. табл. 11), около 30% верующих и половина колеблющихся считают религиозное воспитание детей в семье ненужным или бесполезным и еще соответственно 15 и 20% представителей этих групп населения не видят в нем ни вреда, ни пользы.

Конечно, было бы наивным предполагать, что в религиозной среде больше нет попыток противопоставить верующих атеистам, подогреть былую нетерпимость, усилить религиозное воздействие на детей в семье. Такие действия, исходящие от фанатично настроенной части верующих, определенных групп актива религиозных общин, священнослужителей, сектантских проповедников, имеют место. Иногда они выходят за рамки проповеди вероучения и представляют собой противозаконные действия. Наиболее активны в СССР в своем стремлении изолировать верующих от влияния социалистической действительности некоторые сектантские течения евангельских христиан-баптистов, поддерживающих так называемый Совет церквей ЕХБ, пятидесятников, меннонитов, иеговистов, мюридских братств на Северном Кавказе. Однако эти действия части верующих и священ-

нослужителей в значительной мере являются реакцией на рост терпимого и доброжелательного отношения основной массы верующих к атеизму и атеистам, представляют собой попытку активно противостоять процессу секуляризации.

Изменение характера религиозности находит заметное выражение в мотивации верующими своих религиозных действий. Проведенные исследования показывают, что «религиозное поведение, обладая относительной самостоятельностью по отношению к сознанию, включает в себя не только религиозно мотивированные действия, но и такие акты поведения, в которых религиозный смысл либо утрачен, либо ослаблен».

Таким образом, общими чертами изменения характера религиозности в условиях социализма являются сужение диапазона религиозных верований, размывание религиозных представлений, сокращение сферы религиозной мотивации, снижение интенсивности религиозного поведения и отказ от многих видов культовых действий.

Быстрые темпы и глубина процесса секуляризации в условиях социализма не дают покоя нашим идеологическим противникам. Буржуазная и клерикальная пропаганда, извращая факты, стремится преуменьшить, поставить под сомнение успехи социалистического общества в формировании научно-материалистического мировоззрения у своих граждан, пытается распространять измышления, с одной стороны, о якобы насильственном искоренении религии в СССР и других социалистических странах16, а с другой — о некоем «религиозном ренессансе» в России. Весь опыт строительства социализма и коммунизма в странах социалистического содружества, опровергая эти беспочвенные измышления, свидетельствует об объективно обусловленном характере неуклонного процесса превращения научно-материалистического мировоззрения в господствующее мировоззрение социалистического общества, о бесперспективности религии в условиях зрелого социализма. Об этом же наглядно говорят и многочисленные данные социологических исследований.

© Р.А. Лопаткин, 2010

16 Ульянов Л.Н. Опыт исследования мотивации религиозного поведения // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. С. 219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.