Научная статья на тему 'Религиозность современной орловской студенческой молодёжи: состояние и проблемы'

Религиозность современной орловской студенческой молодёжи: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозность современной орловской студенческой молодёжи: состояние и проблемы»

Религиозность современной орловской студенческой молодёжи: состояние и проблемы

Фетисова Л.Н.

ст. преподаватель кафедры «Социология, культурология и политология» ФГОУ ВПО «Государственный университет— УНПК», г Орел

Кузьменков В.А.

студент специальности «Социология» ФГОУ ВПО «Государственный университет—УНПК», г. Орел

Голубятникова Д.А.

студент специальности «Социология» ФГОУ ВПО «Государственный университет—УНПК», г. Орел

Сегодня особенно актуальным становится изучение вопроса религиозности населения, особенно молодого поколения. Студенческая молодёжь как наиболее активная и динамичная социальная группа стремится «заглянуть в грядущее», сформировать новые жизненные принципы и установки, востребованные завтрашним днем. Представляется важным изучить тенденции развития мировоззрения молодёжи, её нормы сознания и поведения.

С этой целью в ноябре 2010 г. в восьми ВУЗах г. Орла авторами статьи было проведено социологическое исследование религиозности студенческой молодёжи. Цель исследования—выявление роли религии в жизни современной студенческой молодёжи. Объектом исследования выступили студенты Государственного университета—УНПК (ОГТУ), ОРАГС, ОГУ, ЮИ, ФСО, ОГАУ, ОГИЭТ и ОГИИК, объем выборки составил 400 человек: по 50 респондентов из каждого ВУЗа и по 10 респондентов с каждого курса. Тип выборки—кластерная, ошибка выборки составляет 6%.

Исследованием оказался выявлен интересный факт: 71,5% опрошенных считают себя верующими, но 79%—православными. Такое расхождение отмечается многократно разными исследователями, начиная с 1990-х годов [1], оно вызвано идентификацией себя с русской национальностью: «православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни» [2]. Поэтому не следует придавать данным цифрам слишком большую значимость, они свидетельствуют о «налёте» религиозности, формальной декларации веры.

Подтверждением этих выводов служит полученная информация о частоте посещения молодёжью церкви: только 3,5% посещают ее еженедельно, 10%—до двух-трёх раз в месяц, 22% приходят в церковь по праздникам (можно сказать, несколько раз в год), что связано с принятой в семье традицией совместного посещения церкви. Абсолютное большинство—41,5%—бывали в «божьем храме» несколько раз в жизни, наконец, 23% никогда не переступали порог церкви. В православии же главным подтверждением веры традиционно выступает посещение церкви, вовлечённость в совместное почитание Бога, поэтому только 13,5% представителей студенчества могут в полной мере считаться верующими.

Приобщение к религии начинается в семье. Поэтому не случайно Церковь уподобляет семью общине, обе группы должны быть устроены на идеалах соборности—«единства во Христе». Сегодня религиозность охватывает преимущественно всю семью в целом, а не отдельные поколения: так, 46,6% студентов отметили, что в их семье все считают себя верующими, 24,9%—верят только бабушки и дедушки, 18,6%—только родители, полностью неверующие семьи встретились в 6,3% случаев.

Нами отмечается, что чем более религиозна семья, тем более религиозны будут дети: данный факт подтверждается и многочисленными исследованиями в разных конфессиях [3]. Прослеживается тесная связь между религиозностью родителей и религиозностью детей и в нашем исследовании. Из данных рисунка 1 следует, что религиозность всех взрослых членов семьи почти всегда влечет за особой религиозность детей (91% случаев), влияние родителей на религиозные чувства детей более значимо (61%), чем влияние пожилых членов семьи (46%). В семьях, где нет верующих, наиболее высок процент детей, равнодушных к Богу (43%). Все это позволяет говорить о приоритетной роли семьи в процессе прихода человека к вере.

Рис.1 Влияние религиозности членов семьи на религиозность студентов

По нашему мнению, сильно влияет на современные отношения молодёжи к религии и такой важный момент, как переход от мировоззрения коллективизма, присущего советскому времени и не допускающего противопоставления человека обществу, к мировоззрению индивидуалистическому, для которого на первом месте стоят собственные убеждения, чувства и эмоции в противовес взаимоотношениям с другими людьми. Необходимо подчеркнуть, что, отчасти, формированию мировоззренческого индивидуализма способствует и сама церковь: религиозный поиск сильно индивидуализирован, связан с самостоятельным и творческим конструированием религиозной картины мира. В перспективе это влечет за собой ряд негативных последствий—прежде всего к несовпадению канонов христианской этики и практики повседневной жизни: признавая себя верующим (хотя бы и внутренне), представитель молодого поколения не стремится соблюдать христианские заповеди, обряды и традиции. Следуя аналогии Христа из Нагорной проповеди (Матф., 5; 14—16), можно сказать, что он зажигает свечу, но ставит её под сосудом и люди не видят его добрые дела.

Однако, по нашему мнению, не следует безоглядно критиковать молодое поколение, обвинять его в без-религиозности, искажении учения и нарушении норм религии. Все это—только следствие событий нашей недавней истории—большая часть современного молодого поколения росла в эпоху смутных, кон-фликтогенных 90-х годов. Именно в то время возник фундаментальный для нашего общества конфликт— столкновение систем ценностей, трёх принципиально разных типов ценностей: атеистических ценностей советского времени, проникшей с Запада модернистской аксиологии и возрождающихся идеалов православия. Сегодня этот конфликт обретает все более жёсткие черты. В условиях смешения разных идеальных сфер при общем кризисе социальных институтов невозможно говорить о формировании целенаправленного и последовательного процесса религиозной социализации молодёжи, в состоянии размытости норм морали религиозный поиск не может не быть индивидуализирован, он неизбежно будет происходить путем проб и ошибок.

Молодёжь действительно индивидуалистична в поиске своей религиозной идентичности, но то, что она уже обращается к Богу, пусть и по-своему, свидетельствует о позитивной динамике в религиозной жизни. Как следует из рисунка 2, молодёжь идет в церковь преимущественно по внутренней потребности и пытаясь найти решение жизненных проблем.

35 -,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-

Рис. 2 Причины прихода молодежи в церковь

Это процесс, который ориентирован в будущее: с взрослением молодые люди будут сталкиваться с большими жизненными трудностями и, следовательно, чаще обращаться к религии. Данные результаты подтверждают известный факт прихода людей к религии в зрелом возрасте.

Целями прихода в церковь для 30,8% опрошенных выступает обретение внутренней гармонии, для 17,4% и 17% соответственно—нравственное самосовершенствование и поиск смысла жизни (таблица 1) Также заметим, что для 68,2% студентов желание обрести внутреннюю гармонию связано с внутренней потребностью в вере, а для 55,3%—со стремлением разрешить жизненные трудности. То есть Бог выступает как защитник и покровитель в сложных жизненных ситуациях.

Таблица 1 Цель приобщения к православию

соблюдение религиозных праздников 12,7

стремление к соблюдению обрядов и традиций 10,5

затрудняюсь ответить 6,2

желание получить общественное одобрение 3,6

другое 1,8

Всего 100

Здесь мы, во-первых, наблюдаем преобладание индивидуалистичных целей, во-вторых, цели весьма глубокие и сложные для однозначной интерпретации, так как включают в себя абстрактные, а потому субъективно интерпретируемые понятия смысла жизни, гармонии и самосовершенствования. Прежде всего отметим изначальную «бесконечность» этих понятий—они не имеют чётко заданных критериев и стандартов итоговых результатов, обозначаемые ими процессы могут продолжаться всю человеческую жизнь, и она же, жизнь, и выступает единственным регулятором этих поисков. Другой аспект—«нематериальность», отвлечённость от нужд повседневности.

Объединим эти процессы под одной формулировкой—процесс поиска «Я». Он включает в себя поиск идентичности, жизненной цели и средств ее достижения, прочной опоры в трудных ситуациях, понимания самого себя. Возможно, это даже по большей части неосознаваемый процесс, но процесс, имеющий огромное значение для становления каждой конкретной личности, особенно в условиях современного российского общества, переживающего острый кризис идентичности.

Однако это одна сторона явления. Как не следует излишне строго относится к молодёжи, так и не следует ее идеализировать. Не все представители молодого поколения близки к православию и тем более не все преследуют высокие цели. Проведенный факторный анализ целей приобщения к религии выявил два равноценных фактора (рисунок 3):

1. «Фактор моды», включающий цели получения общественного одобрения, соблюдения праздников и повышение уровня культуры. Объясняет 29,9% дисперсии.

2. «Фактор благочестия», интегрирующий цели поиск смысла жизни, обретения внутренней гармонии и выполнения обрядов и традиций. Объясняет 29% дисперсии.

Рис. 3 Распределение целей приобщения к религии по двум факторам 1,5

1,0 1

,5 ■

0,0

-,5 ■

-1,0 ■

-1,5 , -1

Цель Процент

желание обрести внутреннюю гармонию 30,8

повышение уровня культуры, нравственное совершенствование 17,4

поиск смысла жизни 17

ПОИСК СМЫСЛ! • пов ышение культуры жизни обретение гармонии соблюдение праздника получение^щобрения

выполнение • )брядов

,5 -1,0 -,5 0,0 ,5 1,0 1,

Социологические науки

Особо отметим устойчивую связь средней силы целей получения общественного одобрения и соблюдения праздников (Я=0,569) и слабую отрицательную связь соблюдения праздников и выполнения обрядов и традиций (Я=-0,106). Парадокс, по нашему мнению, заключается в том, что большей частью молодёжи православные праздники не воспринимаются как часть религиозного обряда (в широком смысле слова), как неотъемлемый компонент соблюдения православных традиций, по существу, религиозное поведение выстраивается по произвольно понимаемым канонам. А корреляция целей получения общественного одобрения и соблюдения праздников объясняется тем, что многие респонденты соблюдают праздники ради общественного признания, создания репутации верующего человека.

Религиозность в массовом сознании сегодня понимается как важный элемент имиджа человека, как элемент моды, как следование времени. По мнению исследователя П. Костылёва, «молодёжь привлекает то, что религиозность постепенно становится атрибутом социальной успешности. Социально успешный человек должен быть успешен во всех областях, в том числе он должен построить «правильные» отношения с Богом. Следовательно, для того чтобы быть социально успешным, нужно быть религиозным [4]». В целом, с этим утверждением можно согласиться.

Другой важной чертой религиозности современной молодёжи является синкретизм—слияние в целое разнородных религиозных идеалов. Причина синкретизма также заключается в вышеописанном ценностном конфликте. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современная молодёжь понимает противоречиво или не понимает совсем сущность христианства, ищет в нем то, чего в нем нет. Очень точно по этому поводу написал В.В. Розанов: «Чтобы пронизал душу Христос, ему надо пронзить всю толщу впечатлений ««современного человека»... Христианству (церкви) приходится иметь дело с мусорными явлениями, с ломаными явлениями, с извращёнными явлениями,—иметь дело с продуктами разложения, вывиха, изуродования. И вот отчего церковь (между прочим) так мало успевает, когда так успевал Христос. Христианству гораздо труднее, чем Христу» [5].

В социологии общечеловеческие ценности принято классифицировать по различным основаниям. Для нас актуальны два критерия: во-первых, с позиции социокультурного подхода, на основании которого ценности подразделяются на терминальные (целевые) и инструментальные; во-вторых, с точки зрения социетально-функциональной структуры, согласно которой выделяются основные элементы структуры ценностей—ядро, резерв, периферия и «хвост» [6]. В нашем исследовании респондентам предлагалось составить иерархию важных лично для них ценностей. В соответствии с изложенным принципом классификации ценностей по вкладываемому социокультурному смыслу все ценности были разделены на терминальные (семья, любовь, свобода, здоровье, вера в Бога) и инструментальные (образование, права человека, материальное благополучие, карьера и власть).

По результатам вычисления рангового коэффициента иерархии ценностей было выявлено безусловное доминирование терминальных ценностей, что соответствует выводам классических социологических исследований [6, 7]. Приоритетное место заняла три-

ада «семья, здоровье и любовь», свидетельствующая о стремлении на спокойную и упорядоченную жизнь (рисунок 4).

В целом, доминирование терминальных ценностей говорит о кризисе морального сознания, борьбе за выживание в существующих условиях, поиске жизненной опоры, материалистической ориентации. Инструментальные ценности находятся в явном отставании и относительно мало популярны.

По критерию функциональности ценности разделились следующим образом:

Ядро составляют наиболее разделяемые ценности семьи, любви и здоровья, они выступают универсальным интегратором ценностного сознания молодежи, а также, выражаясь терминологией синергетики, являются аттрактором—магнитом, способным не только интегрировать индивидов, но и помогать в решении сложных жизненных ситуаций.

семья

здоровье

юбовь •

об • эазование

вера е Бога

пра кар ва человека • ызра

власть

23456789 Ранговый коэффициент

Рис.4 Ценности студенческой молодежи

Резерв образует ценность свободы, её положение во многом объясняется подсознательным отторжением этого изрядно затёртого демократической риторикой понятия, беспорядочностью современной социальной жизни и рождающимся в противовес этому желанию жить в благоустроенном обществе. Но эта ценность обладает большим скрытым потенциалом—в неблагоприятных для индивидов социально-политических ситуациях она может проявляться в форме несогласия с положением дел и стремлении изменить его в свою пользу.

К периферии (дифференциалу) относятся частью одобряемые, частью отрицаемые в обществе ценности образования (оно скорее теряет свою ценность, нежели отрицается), материального благополучия, веры в Бога, прав человека и карьеры. Две последние—цен-ности модернистские, либерально-рыночные, их положение свидетельствует о преимущественном сохранении ценностным сознанием россиян традиционных идеалов и слабом принятии навязываемого Западом образа жизни.

«Хвост» образует ценность власти как возможности влияния на других людей. Эта ценность играет ярко выраженную дифференцирующую роль, она традиционно находится в оппозиции ценностного сознания.

В одном из вопросов исследования респондентам предлагалось выбрать одно из высказываний о религии—от полного ее принятия до полного отторжения. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 Доли согласия с определенными высказываниями о религии

Высказывание Процент

Прежде чем познать Бога, нужно познать самого себя М. Газали 29,7

Вера должна быть выше всех причин, чувств и пониманий М. Лютер 22,1

Кто не знал горя, не знает и религии В.В. Розанов 18,1

не согласен ни с одним высказыванием 17,3

Бог—всего лишь слово, придуманное, чтобы объяснить мир П. Марешаль 7,2

Религия—это опиум для народа К. Маркс 5,6

Почти 30% опрошенных выбрали высказывание арабского философа М. Газали, которое обусловливает ориентацию на самопознание, созерцание, уход от общественной активности. Его выбор говорит о преобладающих в молодёжной среде тенденциях поиска своей идентичности, непонимании себя и своего места в мире, стремлении разобраться в самом себе, ранящей реальности, эскапизме. К сожалению, поддаваясь пропаганде средств массовой информации о пользе для человека отдельных элементов других религий (например, медитации в буддизме), молодые люди подсознательно переносят на православие свои поиски идеалов этих религий, что накладывается на невысокую религиозную грамотность и в итоге приводит к превратному пониманию сущности православия.

Проведённый факторный анализ понимания молодёжью сущности веры выявил чёткое разделение определений веры на два полюса (макропозиции): формальную религиозность и подлинную религиозность. Первая макропозиция включает в себя понимание веры как: 1) элемента культуры, т.е. одного из компонентов образа культурного, цивилизованного человека; 2) установки на любовь к ближнему, что следует понимать как изначально христианскую норму, прочно закрепившуюся в культуре, интериоризованную в процессе социализации каждым человеком, но осознаваемую уже не как первично религиозную, а как чисто светскую; 3) ношение нательного креста; 4) соблюдение праздников и постов; 5) посещение церкви. Разумеется, сами по себе эти определения веры не являются псевдорелигиозными, но в общем они рисуют картину формального, показного благочестия.

Вторая макропозиция интегрирует понимание веры как: 1) разговора с Богом, получения религиозного опыта; 2) соблюдение заповедей, т.е. стремления жить по предписанным христианством канонам; 3) самосовершенствование в духе евангельской заповеди: «итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф., 5; 48); 4) психологической помощи и поддержки, обращения к Творцу со своими персональными вопросами и трудностями. Нам представляется, что две эти макропозиции в сущности не противостоят друг другу, но нуждаются во взаимном сближении и интеграции друг с другом.

Несмотря на низкий уровень воцерковлённости и слабое соблюдение религиозных предписаний, молодёжь, тем не менее, воспринимает Церковь как важнейший социальный институт, чьей главной задачей является духовно-нравственное развитие населения. Так, например, 66,5% студентов видят Церковь блюстителем человеческой морали, и всего лишь 4% находят в деятельности Русской Православной Церкви что-либо вредное для общества.

В общей сумме 70,5% опрошенных связывают будущее Российской Федерации с православием, из них 43%—отождествляют православие и Россию,

видят возможности спасения для нашей страны и каждого русского человека только в вере. Негативных вариантов придерживаются только 11% студентов.

Таким образом, проведённое исследование выявило невысокую религиозную грамотность молодежи, следствием чего является: достаточно редкое следование предписанным Церковью нормам поведения, самостоятельное конструирование своего религиозного мира, индивидуалистические мотивы обращения к религии, поиск в православии ценностей восточных религий. В молодежной студенческой среде доминируют два типа религиозности: формальное благочестие, псевдорелигиозность и искреннее благочестие. Для первого типа свойственно понимание веры как атрибута успешного человека, следование моде, религиозное поведение не затрагивает глубинных пластов сознания и выражается в преимущественной ориентации на публичное признание. Второй тип ориентируется на традиционность в вере, следование канонам Церкви, соблюдение предписанных норм.

Список использованных источников

1. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования, 2006, № 11.—С. 89-97.

2. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодёжи // Социологические исследования, 1998, № 6.—С. 107-111.

3. Безрогов В.Г. Социальное пространство личности. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива. Электронный ресурс: http://www.rl-online.ru/articles/4-02/206.html

4. Круг П. Боже, помоги мне сдать экзамен // Независимая газета. Электронный ресурс: http://www.ng.ru/ геИдюп/2006-05-03/14_екЕатеп.Мт!

5. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй / сборник Апокалипсис нашего времени. М.: Эксмо, 2008.

6. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: УРСС, 1996.

7. Ядов В.А. (ред.) Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.