podhodi, struktura i diagnostika // Vestnik Uzno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Psihologia. 2011.№42 (259). S.111-114.
10 Chumakova D.M. Religioznoe soznanie kak psihologicheskyi fenomen // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seria Gumanitarnie nauki. 2016. № 2 (36). S. 116-118.
11 Chumakova D.M. Tipologia ispituemih po kriteriam religioznosti i sotsialnogo vzaimodeistvia v semie // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seria Gumanitarnie nauki. 2016. № 4 (38). S. 120-123
12 Shadrikov V.D. Psihologia deiatelnosty cheloveka M.: Institut psihologii RAN, 2013. 540 s.
УДК 159.9.01 Д.М. Чумакова
Курганский государственный университет, Курган
РЕЛИГИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье изучены различные подходы к изучению религиозности личности в отечественной психологии. Приведен анализ социально-психологических и общепсихологических основ религиозности личности. Рассмотрено соотношение таких понятий, как религиозная направленность личности, духовность и вера. Представлены взгляды российских психологов на классификацию форм веры и механизмы ее формирования.
Ключевые слова: религиозность личности, духовность, вера.
D.M. Chumakova
Kurgan State University, Kurgan
PERSONALITY'S RELIGIOSITY IN THE CONTEXT OF RUSSIAN PSYCHOLOGY
Abstract. The article explores various approaches to the study of the religiosity of the individual in domestic psychology. The analysis of the socio-psychological and general psychological foundations of the religiosity of the individual is given. The correlation of such concepts as a person's religious orientation, spirituality and faith is considered. The views of Russian psychologists on the classification of forms of faith and the mechanisms of its formation are presented.
Keywords: religiosity of a personality, spirituality,
faith.
ВВЕДЕНИЕ
Традиция исследования религиозности личности в отечественной психологии прослеживается в трудах многих известных психологов. Следует отметить, что психология религии в нашей стране начала активно развиваться сравни-
тельно недавно. В советское время эта отрасль психологической науки подвергалась чрезмерной идеологизации и политизации, что сказывалось на объективности научных исследований. В наше время российская психология религии представлена различными подходами к религиозности личности и отражает широкий спектр взглядов на данный феномен.
I ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование предполагает теоретический анализ различных подходов к религиозности личности, представленных в трудах отечественных ученых. Анализ литературы позволил констатировать тот факт, что на сегодняшний день в России существуют различные взгляды на психологические особенности личности верующего, отражающие ее многогранность и неоднозначность [6]. Постановка проблемы изучения религиозности личности опирается на общенаучную и психологическую методологию. Феномен религиозности личности рассматривается как самостоятельное психическое явление. Однако же исследователи относят ее к разным сторонам психической жизни: к одному из структурных компонентов личности, к чувствам или отношениям и т.д. Наряду с понятием религиозности личности используются понятия веры и духовности. Данное исследование осуществляется с позиции теоретической психологии и направлено на осмысление такого понятия, как религиозность личности, а также на обозначение методологических ориентиров его дальнейшего изучения.
II РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В своем подходе Д.Н. Угринович анализирует религию и религиозность с марксистских позиций. По его мнению, истоки религиозности лежат в сфере социальных отношений. Поэтому он подчеркивает важность и первостепенность социально-психологического анализа для понимания сущности религии и становления религиозности личности. Кроме этого, как подчеркивает Д.Н. Угринович, необходимо исследовать социально-психологические особенности сформированной религиозной личности, ее мотивы, ценности, особенности сознания и поведения. Он высказывает предположение о наличии различных типов верующих в зависимости от их социально-психологических особенностей и ценностей, а также различных типов семей в зависимости от религиозности ее членов. По этому критерию автор выделяет полностью религиозные семьи, частично религиозные, полностью нерелигиозные семьи. Констатируя первостепенное значение социальной психологии для понимания феномена религиозности личности, Д.Н. Угринович подчеркивает значимость микросреды в процессе ее становления. Как и ряд других авторов, он акцентирует внимание на значении семьи в генезисе религиозности личности. В своем подходе
49
автор связывает социально-психологические условия формирования религиозности личности с этапами формирования личности ребенка в онтогенезе. Д.Н. Угринович, будучи последовательным в своих взглядах, приходит к выводу о необходимости формирования научного мировоззрения личности, которое противопоставляется религиозному [5].
Религиозность личности определяется К.К. Платоновым с опорой на категории эмоций и чувств. Он характеризует ее как особое чувство, которое сопровождается иллюзией познания и восприятием продукта этого познания как реального [4].
Б.С. Братусь наряду с понятием религиозности личности использует понятие веры. В его работах раскрывается диалектика связи религиозной и нерелигиозной веры, специфика различных форм веры при невротическом развитии личности.
Совместно с Н.В. Ининой Б.С. Братусь разработал классификацию форм веры. Религиозные явления рассмотрены в системе координат параметров активности и осознанности. Четыре квадранта системы координат позволяют классифицировать психологическое пространство веры и включить в него такие явления, как предрассудки, суеверия, пиковые переживания, фанатизм и других. Вера рассмотрена ученым как общепсихологический феномен, связанный со смыслообразо-ванием. Религиозная вера предстает как частный случай веры. Таким образом, религиозность включена Б.С. Братусем в категориальный аппарат общей и социальной психологии [2]. Сопоставляя категории переживания, молитвы и деятельности, Ф.Е. Василюк включает религиозность личности в контекст общей психологии.
В психологической литературе наряду с понятием религиозности часто используется понятие духовности. Оно сравнительно недавно стало входить в категориальный строй психологической науки, однако используется в последнее время все более активно. В рамках психологии осуществляются исследования психологической структуры духовности и ее генезиса, основных психологических особенностей духовности личности. Анализ духовности в контексте психологического знания осуществляют В.М. Аллахвердов, Ф.Е. Василюк, А.Н. Ждан, В.В. Семикин, В.И. Слободчиков. В социально-психологических исследованиях предпринимаются попытки приложения собственно психологической методологии к изучению духовности как характеристики личности с опорой на эмпирические данные. Духовность исследуется и на теоретическом уровне. Психологические направления изучения духовности классифицировал В.В. Знаков. В изучении духовности он выделяет собственно психологический, философско-психологический, культурологический и религиозный аспекты. С религиозностью личности непосредственным образом связан именно религиозный аспект духов-50
ной жизни. Духовность и религиозность в контексте христианской психологии рассматривает Б.С. Братусь и В.И. Слободчиков. Рассматривая психологические аспекты духовности и выделяя понятие духовного интеллекта, Г.В. Ожиганова разделяет понятие духовности и религиозности личности, хотя и отмечает их тесную связь. Некоторые духовные способности связаны с религиозностью, а некоторые нет. Это, например, эстетические духовные способности. Г.В. Ожиганова отмечает также связь духовного интеллекта и духовного опыта с развитием личности, ее психологическим благополучием и здоровьем. Духовный интеллект влияет на социальное поведение. Таким образом, в практике психологических исследований духовности ее религиозный аспект является только частью предмета исследования. Духовная жизнь с этих позиций имеет и иные источники помимо религиозности личности. Например, одним из таких источников является приобщение к культурным ценностям, творческая активность. С теологических, богословских позиций религиозность личности и духовность также не являются тождественными понятиями. Истинная религиозность предполагает духовную жизнь как необходимое условие, но не отождествляется с ней целиком. Таким образом, понятия религиозности личности и духовности являются тесно связанными и пересекающимися, но не тождественными. В рамках нашего исследования мы используем понятие религиозности личности как наиболее традиционное для социальной психологии религии.
В подходе В.Д. Шадрикова религиозность рассматривается как одна из форм духовности. В свою очередь духовность является выражением человечности, ведущей действующей силой в ее становлении. Анализируя истоки духовности и развитие религии, В.Д. Шадриков приходит к выводу об их тесной связи. С его точки зрения, духовность является скорее атрибутом не веры, а морали. Однако общественная мораль и религия возникают одновременно. В.Д. Шадриков отмечает, что древние формы религии по объему совпадают с моралью. Религия не единственный источник духовности, духовность может порождаться любовью. Именно любовь, по его мнению, отрывает духовность от религии. Ученый рассматривает религиозность всесторонне, системно. Он не ограничивается в своем анализе только выявлением связей между духовностью и религиозностью. Тем не менее религия и ее взаимодействие с духовностью рассматривается им достаточно всесторонне. Более того, В.Д. Шадриков констатирует, что религия усиливает духовность человека. Выделяя светскую духовность и духовность веры, он отмечает, что они связаны между собой. Динамика взаимодействия этих двух форм духовности действует в направлении от их единства к постепенному расхождению. Расхождение этих двух форм в настоящий мо-
мент находится в своем начале и светская духовность до сих пор в значительной степени связана с духовностью веры. В периодизации развития человечности можно увидеть значение религии в развитии социума и отдельного человека в перспективе. Второй этап становления человечности характеризуется эволюцией религиозных форм от языческих до четырех основных представленных в современном мире: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Третий и четвертый этапы развития человечности также связаны с религией очень тесно. Третий этап характеризуется быстрым распространением мировых религий и заканчивается периодом просвещения. Четвертый этап, граница которого относится ко второй половине XX века, характеризуется разделением светской духовности и духовности веры. Эти две формы духовности остаются взаимосвязанными. Предстоит понять роль религии в индивидуализации общества, характерной для пятого этапа развития человечности. Теоретический подход В.Д. Шадрикова, обладающий достаточной широтой, позволил включить религиозность в общий контекст эволюции психики человека, его духовности и человечности. Таким образом, открываются перспективы для эмпирических психологических исследований религиозности личности. Рассматривая роль групповой жизнедеятельности в развитии человечности, В.Д. Шадриков отмечает, что человечность - это атрибут группы. Носителем опыта нравственного поведения в истории развития человека также является группа. Исходя из этих положений ученого, можно сделать вывод о необходимости исследования взаимосвязей религиозности личности и особенностей социального взаимодействия. В частности, является актуальным изучение религиозности личности в контексте семейных отношений.
Исследование М.А. Абрамовой посвящено анализу религиозности в системе мотивации поведения. Автор рассматривает религиозность как мотив поведения в различных сферах жизнедеятельности, в частности, в семейной жизни. Как отмечает исследователь, религиозная мотивация может присутствовать у людей, не относящих себя к числу религиозных или даже имеющих некоторые антирелигиозные убеждения. По мнению автора, религиозная мотивация у таких людей проявляется в кризисных социальных ситуациях. Религиозность в этом случае становится основной движущей силой поведения. Автор отмечает динамику этических взглядов индивида на протяжении всего жизненного пути. Значительное влияние на эти изменения оказывают внутрисемейные отношения. Именно семья играет значимую роль в формировании религиозной направленности восприятия индивида [1]. В то же время существует и обратная связь, проявляющаяся во влиянии ценностных установок индивида на взаимодействие в семье [8].
В своем исследовании Т.А. Казанцева рас-
сматривает различные структурные модели веры и механизмы ее формирования. Непосредственно веру автор понимает как систему когнитивных, ценностных, мотивационных, установочных и аффективных элементов, позволяющую производить фильтрацию и принятие информационного содержания вне рациональной аргументации [3]. Автор рассматривает феномен веры как совокупность ценностных ориентаций, психологических установок, мотивационной и познавательной сфер личности. Изучение эмоционально-волевой сферы личности позволяет проанализировать ее взаимосвязь с религиозностью. Можно сказать, что религиозная вера олицетворяет собой эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному [9]. Существенную роль в формировании веры Т.А. Казанцева отводит суггестии. Однако она подчеркивает, что внушение как механизм оказывает еще большее влияние на личность тогда, когда основные этапы формирования веры уже пройдены. В структуре веры автор выделяет ее особый компонент - верование, в основе которого лежит некритичное, логически не обоснованное принятие неких религиозных убеждений. Исследователь подчеркивает, что вера является социально-психологическим феноменом, который служит связующим звеном между личностью и социальной группой. Основные положения религиозного мировоззрения интериоризуются личностью. Удовлетворенность ментальных потребностей является основным критерием формирования веры. Внушение также представляет собой компонент формирования веры, но зависит от психологических особенностей личности и ситуативных факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ направлений исследований феномена религиозности позволяет констатировать, что в отечественной психологии существует развернутая методологическая основа изучения религиозности личности. В психологическом объяснении феномена религиозности личности существуют разногласия. Основное проблемное поле находится в области влияния религиозности на различные сферы личности, ее психологическое здоровье и благополучие, эмоционально-волевую регуляцию деятельности, социальное взаимодействие [7]. Анализ основных подходов к объяснению религиозности личности раскрывает значительный дефицит эмпирических исследований в данной области, существенный недостаток эмпирически установленных фактов. На операциональном уровне религиозность включает определенное мировоззрение, ценностные ориентации, установки, мотивы, а также конкретные поведенческие проявления. Религиозность не является некоторой однородной и неделимой данностью. Существуют индивидуальные различия в степени религиозности личности и в качественных особенностях этой религиозности.
Список литературы
1 Абрамова М. А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида : автореф. дис.... канд. филос. наук. Москва, 2001. 26 с.
2 Братусь Б. С.,Инина Н. В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 2011. №1. С.25-38.
3 Казанцева Т. А. Вера как социально-психологический феномен и его суггестивный механизм формирования : автореф. дис.... канд. психол. наук. Москва, 2007. 24 с.
4 Платонов К. К. Психология религии. Москва, 1967. 215 с.
5 Угринович Д. М. Психология религии. Москва : Политиздат, 1986. 352 с.
6 Чумаков М. В. Введение в психологию религии : учебное пособие. Курган : изд-во курганского гос. ун-та 1997. 29 с.
7 Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии : автореф. дис.... д-ра психол. наук. Ярославль, 2007. 43 с.
8 Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 5 (138). С.77-86.
9 Чумаков М. В. Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 19 (278). С.30-36.
10 Шадриков В. Д. Духовные способности. Москва : Магистр, 1998. 179 с.
References
1 Abramova M.A. Faktor religioznosti v sisteme motivatsii povedenia individa // avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata philosovskih nauk.M, 200.26 s.
2 Bratus B.S., Inina N. V. Vera kak obshepsihologicheskii fenomen soznania cheloveka // Vestn.Mosk. un-ta. Ser.14 Psihologia. 2011.№1.S. 25-38
3 Kazantseva T.A. // avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora psihologicheskih nauk. M.,2007.24 s.
4 Platonov K-K-Psihologia religii. 1967.215 s.
5 Ugrinovich D.M. Psihologia religii. M.1967.215 s.
6 Chumakov M. V. Vvedenie v psihologiu religii: Uchebnoe posobie.- Ministerstvo obshego I professionalnogo obrazovania Rossyiskoi Federatsii. Kurganskyi gosudarstvennyi universitet. Kurgan, 1997. 29 s.
7 Chumakov M.V. Emotsionalno-volevaia reguliatsia deiatelnosti v sotsialnom vzaimodeistvii // avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora psihologicheskih nauk
/yaroslavskii gosudarstvennyi universitet im. P.G. Demidova. Yaroslavl, 2007. 43s.
8 Chumakov M. V. Emotsionalnie aspekti volevogo usilia // Vestnik Uzno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Psihologia. 2009.№5 (138). S.77-86.
9 Chumakov M. V. Lichnostnie osobennosti suprugov i psihologicheskie hsrskteristiki sovremennoi semyi // Vestnik Uzno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Psihologia. 2012. №19 (278). S.30-36.
10 Shadrikov V.D. Duhovnie sposobnosti. M: Magistr, 1998.179 s.