УДК 101.1:316
UDC 101.1:316
М.И. ФЕДОРЕНКО
соискатель кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета E-mail: [email protected]
M.I. FEDORENKO
doctorant of Philosophy and Religious Studies Department
of Vladimir State University E-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНОСТЬ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ* RELIGIOSITY, IDENTIFICATION AND RELIGIOUS IDENTITY
В статье рассматриваются вопросы подхода к определению дефиниций «религия», «секулярность», предлагаются существующие в современной науке различные варианты данных понятий. Анализируются изменения в вопросе определения термина «религия», происходящие начиная с эпохи Возрождения.
Ключевые слова: религия, секулярность, религиозная идентичность.
The article discusses approaches to the definition of definitions of «religion», «secular», offers existing in modern science various versions of these terms. Analyzes changes in the question of the definition of «religion», occurring since the Renaissance.
Keywords: religion, secularism, religious identity.
Человечество множество раз пыталось определить сущность религии, которая исторически долгое время отождествлялась только с христианством, с традицией неразделенной «Кафолической экклесии», «Единой Святой, Вселенской (или Соборной) и Апостольской Церкви» (лат. unam sanctam catholicam et apostolicam Ecclesia; греч. m^iav, Ayiav, кабоккПУ ка) anocxoXiKHv EKK^noiav) [7].
Новые моменты в понимании религии возникают в эпоху Возрождения в работах М. Фичино, создавшего концепцию «всеобщей религии». Флорентийский мыслитель не разделял язычество и христианство, религию и философию, ибо, по его мнению, и та и другая берут свое начало в древних мистических учениях. По его убеждению, изначально миру дана Богом единая религиозная истина, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до конца, поэтому создают отдельные религиозные культы. Однако все различные религиозные верования являются всего лишь проявлением «всеобщей религии». В христианстве же единая религиозная истина нашла свое наиболее точное и достоверное выражение. Проповедь «всеобщей религии» и «платоновской любви» стала очень популярна в XV в. и позднее сохраняла свою привлекательность для многих мыслителей Западной Европы [9].
В Западной Европе после эпохи Возрождения понятие религии начинает постепенно рассматриваться с позиций личного «секулярного сознания», отделяющегося от религиозного, осмысливающего свою специфику и собственные основания бытия, со всей определенностью ставящего проблему понимания религии в целом и в сущности.
Латинский термин «saecularis» восходит к делению европейской культуры на «мирское» как
утилитарно-внецерковное (бытовое, обыденное, во многом нехристианское, языческое) и «религиозное», возвышенно-церковное, собственно христианское, проводимому Августином [6, с. 123-124, 333, 403].
В Новое время, после формирования протестантских государств, именно государство начинает регламентировать, что считать или не считать религией. У Ж.Ж. Руссо наблюдается разделение религии на личную и гражданскую: «Религия, рассматриваемая в ее отношении к обществу, которое бывает или общим, или частным, может быть тоже разделена на два рода, именно: религия человека и религия гражданина...» [8, с. 44].
С XIX в. начинаются собственно академические исследования религии в истории, социологии, филологии и психологии. Так, Ф.М. Мюллер видел «во всех религиях томление духа, стремление постичь непостижимое, выразить невыразимое, жажду Бесконечного, любовь к Богу», выделяя «корень» религии как способность постигать Бесконечное, лежащим в основании более поздних и формальных «символов веры» [ 5, с. 43,71].
Для У Джемса религия - «чувства, действия и опыты отдельных людей, находящихся в уединении и постигающих себя как людей, которые вступают в отношения с тем, что они считают божественным» [4, с. 160]. Э.Фромм писал, что «...под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения» [10, с. 158]. Э. Дюркгейм и М. Вебер предложили социологические концепции религии. Согласно Дюркгейму, религия - «явление главным образом социальное», ее основу образуют коллективные представления о сакральном и профанном, выражающие социальные потребности и моральные побуждения
*Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.2120
© М.И. Федоренко © M.I. Fedorenko
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (54), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol.4 - no. 54. 2013
группы; главное содержание религии составляют идеи и ценности, укрепляющие групповую сплоченность [1, с. 47].
Для Вебера религия - особая стратегия поведения индивидов и социальных групп, «система регламентации жизни», мотивирующая деятельность представлениями, выводящими сознание за пределы повседневного существования в область «внемирского» бытия («различие между «религиозным» и «повседневным» состоянием состоит только в одном - в необыденности первого») [2, с. 78].
Эволюционизм в кон. XIX - нач. XX в. подвергся в западном религиоведении и теологии острой критике. Р. Отто, соединив в своей теории личный религиозный опыт, феноменологию и протестантскую теологию, пришел к выводу, что религия - абсолютно автономная область человеческого бытия, сущность которой не меняется под влиянием каких бы то ни было внешних исторических факторов. Человек по своей природе -религиозное существо.
Позднее в советском обществе утвердились такие подходы: «Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. «... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в ко -тором земные силы принимают форму неземных» [11, с. 328]. В Р. человека порабощают продукты его собственного воображения. Р. представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения» [3].
Некоторые исследователи полагают, что религию нельзя адекватно и полно раскрыть в одном претендующем на универсальность определении, т.е. что у религии нет не только одного источника происхождения и единой формы выражения, у нее нет универсальной сущности или функции [12, с. 13]. Вариативность религии не сводится только к этнокультурным отличиям или разным измерениям религиозной жизни. Религия суще-
ствует, с одной стороны, на индивидуальном уровне, с другой - на коллективном уровне, где она закреплена в нормативных формах организации - институтах (религиозных организациях, обязательных коллективных ритуалах, корпусах священных текстов, т.д.). Если на институциональном уровне она сохраняет в каждом конкретном обществе относительную целостность и устойчивость, то на индивидуальном уровне религия весьма вариативна и подвижна, производна от многих субъективных качеств личности. Более того, на институциональном уровне религия существует длительные периоды, тысячелетия, как, например церковь, традиция преемственности клира, харизматической власти, утвержденный порядок богослужений. На индивидуальном уровне религия порой кажется не являющейся актуально присутствующей константой духовной жизни личности, поскольку многие в зависимости от ситуации руководствуются то практическими знаниями, то ценностями «здравого смысла», то социальными убеждениями, то другими представлениями. Религия как индивидуальная данность существует ситуативно, она актуализируется в определенных контекстах и на некоторый срок становясь порой доминантой, а затем отходя на периферию духовной жизни, присутствуя как неявный фон. Для стабильного воспроизводства индивидуальной религиозности, формирования и поддержания ее значимых для коллективной традиции содержаний действуют соответствующие институты и профессионалы (в развитых религиях - профессиональные сообщества).
Религия как мощный фактор мотивации поведения индивидов и групп обладает огромной креативной силой. Этот креативный потенциал может быть обращен в разные области духовной или материальной деятельности. Разные религии способны задавать особый креативный вектор человеческой активности. Он может быть направлен в сферу религиозного опыта, интеллектуального труда, художественного творчества, социально-экономического или политического преобразования реальности и другие области жизни. Таким образом, в самом широком значении можно утверждать, что религия в утвердившемся понимании - это и социальный институт, и область духовной жизни, и часть культуры, и глубинное психологическое основание личности.
Библиографический список
1. Durgkheim E. The Elementary Forms of the Religion Life. L., 1971.
2. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. Пер. с нем. М.: Юрист (Лики культуры), 1994.
3. Гараджа В.И. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: //http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00065/87500. htm&stpar1=27.532.1
4. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Пер.с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова. М., 1998.
5. Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова. М., 1996.
6. МайоровГ.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.
7. Никео-Цареградский символ веры [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
9. Фиччино Марсилио (Ficino Marsilio) [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://persona.rin.ru/view/f/0/28538/ fichino-marsilio-ficino-marsilio
10. Фромм Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов. М., 1990.
11. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20.
12. Яблоков И.Н. Проблема определения религии // История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002.
References
1. Durgkheim E. The Elementary Forms of the Religion Life. L., 1971
2. Weber M. Sociology of Religion (Types of Religious Communities) // Selected Writings. Image of Society. M.: Yurist (Liki Kultury), 1994.
3. Garadzha V.I. //http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00065/87500.htm&stpar1=27.532.1
4. James W. The Varieties of Religious Experience // Mysticism. Religion. Science. Classics of Religious Studies Worldwide. Anthology/ Compiled and ed. By A.N. Krasnikov. M., 1998.
5. World Classics of Religious Studies. Anthology V. 1/ Compiled and ed. by A.N. Krasnikov. M., 1996.
6. Mayorov G.G. Development of Medieval Philosophy // Mayorov G.G. M.: Mysl', 1979.
7. The Nicene Crede. [Online resource]:http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Religion and Society: Reader in Sociology of Religion. M., 1996
9. FicinoMarsilio [Online resource]: http://persona.rin.ru/view/f/0/28538/fichino-marsilio-ficino-marsilio
10. Fromm E. Psychoanalysis and Religion // Fromm E. Gotterdammerung. M., 1990.
11. Elgels F. Dialectics of Nature // Marx K., Engels F. Complete Works, 2-nd Edition, V. 20.
12. Yablokov I.N. Problem of Defining a Religion // History of Religion. In 2 volumes. V. 1/ Ed. by I.N. Yablokov. M.: Vfysshaya Shkola, 2002.
УДК 291.11
UDC 291.11
О.В. ХЛОПКОВА
аспирант кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета E-mail: [email protected]
O.V. KHLOPKOVA
postgraduate student of Philosophy and Religious Studies Department of Vladimir State University E-mail: [email protected]
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА В СВЕТЕ ЗАПАДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ*
RELIGIOSITY ASPECTS OF CONTEMPORARY TERRORISM IN LIGHT OF WESTERN SOCIO-PHILOSOPHICAL CONCEPTS
В статье рассматриваются вопросы исследования религиозности как фактора террористического поведения. Анализируются основные подходы к исследованию данного явления в западных социально-философских концепциях. Предлагаются пути устранения террористической угрозы.
Ключевые слова: терроризм, религиозность, толерантность, гуманитарная безопасность.
This article reviews the study of religion as a factor in terrorist behavior. It analyzes the main approaches to the study of this phenomenon in Western social and philosophical concepts. It offers solutions for dismissal of terrorist threats.
Keywords: terrorism, religion, tolerance, human security.
Относительно новым явлением, вопиюще противоречащим традиционным представлениям о религии как моральной и интегративной основе общества, стал современный терроризм, выступивший как крайняя форма проявления экстремизма и «конфессионального эксклюзивизма», превратившись в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. События, происходящие в мире,
свидетельствуют о том, что межконфессиональные противоречия и фундаменталистские течения придают терроризму особую остроту.
А.Ш. Викторов отмечает, что в социальной науке не выработано единого понятия терроризма и единого подхода к его пониманию. Проанализировав литературу, автор выявил около 200 определений терроризма [14, с. 84]. Исследователи утверждают, что терроризм -сложное явление, в котором тесно переплелись рели-
*Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.2120
© О.В. Хлопкова © O.V. Khlopkova