УДК 368.43/46.7(470)
Религиозность и секулярность социальной когорты пенсионеров
Шангареева З.С.
Доктор социологический наук, профессор кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета
Козырев А.А.
Аспирант кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета
В статье в социологическом ключе рассматривается поколенческая проблема религиозности и секулярности социально-демографической группы пенсионеров, совокупности людей, связанных между собой историческим отрезком времени, в котором они проживают одинаковые социально-экономические, политические, религиозные и культурные события.
Ключевые слова: когорта, пенсионеры, поколение, религиозность, секулярность.
Авторы исследования в процессе социологического анализа поставленной проблемы опираются на методологический подход основателя социологии поколений Карла Маннгейма, который в фундаментальном труде «Проблема поколений» обосновал его основные признаки, выделяющиеся не только возрастным признаком, а главное - общими социальными характеристиками, жизненным опытом, культурными основаниями. Он подчеркнул, что конкретное местоположение в социуме личности или социальной группы воздействует на разнообразие духовных интересов, чувств, поступков, обозначает границу персонального самовыражения человека. Статусное местоположение определяет способы организации жизнедеятельности, поведения, чувствования и мышления индивида и отдельной социальной группы [1].
К. Маннгейм выдвигает из аристотелевского учения идею об энтелехии поколения - способности к жизни, возможности выжить. Он подчеркнул, что ускоренные социальные и культурные изменения трансформируют традиционные модели опыта, мышления, которые уже не могут существовать
в новых реалиях, так как создаются новые достижения опыта, поведения и мировоззрения, появляется новый образ поколения, новая энтелехия поколения.
Авторы исследования провели анкетный опрос социальной когорты современных пенсионеров, на долю которых в зрелом возрасте, в рассвете сил выпали события перестройки, реформ, в целом смены социальной формации. Исследуемая социальная когорта вынуждена была выжить в этих условиях, приспособиться к новым реалиям социально-экономической и политической системы.
Результаты социологического исследования, проведённого в 2015 г по репрезентативной региональной случайной бесповторной выборке N = 300), позволяют представить панораму религиозности и секулярности нынешнего поколения пенсионеров [2]. Полученные материалы ценны тем, что они являются основой для интерпретации восприятия когортой пенсионеров социальной реальности в период общественной трансформации, сопровождающейся колоссальными социальными рисками.
Материалы исследования демонстрируют эффект возраста пенсионеров на выражение своих религиозных воззрений и вероисповедание.
Религиозность и секулярность людей зависит от общественных процессов и перемен. Так, революция 1917 г. усилила секулярность общества, а смена общественной формации 90-х гг. вновь выдвинула на передний план ценности социального института религии. Общественные перемены изменяют социализацию личности, ее духовные ценности и настроения, образцы поведения.
В современном мире, в частности, в России, актуализируются вопросы возрастно-половой динамики и состояния религиозности социально-демографических групп. Однако следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует социологический мониторинг религиозности и секулярности граждан РФ. Можно говорить о дефиците социологических исследований данной проблематики, несмотря на то, что социальный институт религии имеет неограниченные возможности формирования религиозного сознания граждан.
Данные опроса свидетельствуют о высоком уровне религиозности пожилых респондентов. Так, например, соблюдают все посты и религиозные праздники - 13,0 % респондентов; относят себя к определенной религии, отмечают крупные праздники - 41,0 %; не религиозны, но верят в бога — 37,3 %; атеисты — 3,3 %; затруднились ответить — 5,3 % опрошенных.
Как видим, воцерковлённость социальной когорты пенсионеров в Республике Татарстан (13,0 %) выше, нежели всего населения России, которая колеблется от 4,0 % до 5,0 % [3]. Данное явление объясняется эффектом возраста социальной когорты пенсионеров.
Материалы исследования подтверждают рабочую гипотезу о повышении уровня воцерковлённо-сти респондентов по мере роста возраста. Так, например, в возрасте от 55-70 лет таковых - 10,3 % респондентов, в возрасте от 61 до 65 лет - 11,3 %, в возрасте от 66 до 70 лет - 11,8 %, в возрасте от 71 и старше - 21,7 % опрошенных.
Социализация в третьем возрасте характеризуется осмыслением прожитой жизни, переживаниями
о вечном и стремлением утешить себя ценностями социального института религии. Люди пенсионного возраста оторваны от активной трудовой и общественной деятельности, становятся обособленным поколением со своими мыслями, интересами и страхами перед смертью.
Исследование выявило связь религиозности с гендерной принадлежностью респондентов (см. табл. 1).
Как видно из таблицы 1, воцерковлённость женщин (14,2 %) выше, нежели мужчин (9,9 %).
По данным опроса (см. табл. 2), у глубоко верующих мужчин, религиозность не зависит от возраста, тогда как у женщин она имеет особое значение. Так, например, соблюдают все посты и праздники — 10,0 % женщин в возрасте 55-60 лет, тогда как в возрасте старше 71 года - 26,8 %. В целом, женщины с возрастом становятся более воцерковлёнными: уровень религиозности растёт за счет перехода из групп, отмечающих только крупные праздники или вообще не религиозных, но верующих в Бога, в более клерикализированные общности.
Следует отметить, что количество затруднившихся ответить на поставленный вопрос, с повышением возраста неуклонно снижается, независимо от пола респондентов: старея, человек идентифицирует себя с какой-либо религией или учением.
С завершением трудового жизненного цикла у человека изменяется привычный образ жизни, происходят физиологические изменения организма, ослабевает личностная интеграция в общество. Религия, как социальный институт, берёт на себя духовные потребности стареющих людей, трансформирует религиозное самосознание индивида, закрепляет личностную религиозность.
В процессе исследования подтвердилась гипотеза о том, что с повышением уровня образования общества растёт его секулярность: свобода индивидуального и общественного сознания от религий и религиозной веры (см. табл. 3). Эти процессы в целом характерны и для европейских стран.
Нельзя не вспомнить и о том, что современные пенсионеры основной период своей жизни провели в эпоху тотального атеизма, когда религиозность человека приравнивалась к невежеству.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на сопряжённые вопросы: «Вы религиозны?» и «Ваш пол», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Пол респондентов мужской 9,9 32,1 46,9 4,9 6,2 100,0
женский 14,2 44,3 33,8 2,7 5,0 100,0
Итого 13,0 41,0 37,3 3,3 5,3 100,0
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на сопряжённые вопросы: «Вы религиозны?» и «Ваше образование», в % к числу опрошенных (данные по горизонтали и вертикали столбцов)
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на сопряженные вопросы: «Вы религиозны?», «Ваш пол» и «Ваш возраст», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Мужской Возраст респондентов 55-60 11,5 30,8 46,2 3,8 7,7 100,0
61-65 11,8 29,4 47,1 0 11,8 100,0
66-70 5,3 21,1 52,6 15,8 5,3 100,0
71 и старше 10,5 47,4 42,1 0 0 100,0
Итого 9,9 32,1 46,9 4,9 6,2 100,0
Женский Возраст респондентов 55-60 10,0 45,5 37,3 0 7,3 100,0
61-65 11,1 44,4 33,3 8,3 2,8 100,0
66-70 15,6 43,8 31,3 6,3 3,1 100,0
71 и старше 26,8 41,5 26,8 2,4 2,4 100,0
Итого 14,2 44,3 33,8 2,7 5,0 100,0
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Менее основного общего (менее 11 классов) 16,7 41,7 36,1 5,6 0 100,0
15,4 12,2 11,6 20,0 0 12,0
Основное общее (11 классов) 9,1 33,3 48,5 0 9,1 100,0
7,7 8,9 14,3 0 18,8 11,0
Среднее профессиональное (техникум и т.д.) 14,9 43,8 38,0 0,8 2,5 100,0
46,2 43,1 41,1 10,0 18,8 40,3
Высшее профессиональное, незаконченное высшее 11,6 39,5 34,9 4,7 9,3 100,0
25,6 27,6 26,8 40,0 50,0 28,7
Учёная степень (кандидатская, докторская) 0 45,0 35,0 10,0 10,0 100,0
0 7,3 6,3 20,0 12,5 6,7
Другое 50,0 25,0 0 25,0 0 100,0
5,1 0,8 0 10,0 0 1,3
Итого 13,0 41,0 37,3 3,3 5,3 100,0
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Как видно из таблицы 4, семейное положение оказывает примерно одинаковое влияние на религиозность и секулярность социальной когорты пенсионеров. Так, в группе лиц воцерковлённых, состоящих в браке - 51,3 % опрошенных, среди атеистов - 50,0 % респондентов.
Данные таблицы 5 показывают, что подавляющее большинство воцерковлённых оценивают своё финансовое состояние, как «со средним достатком» (74,4 %), нежели нерелигиозные (50,0 %). Бедными назвали себя - 50,0 % атеистов
и 20,5 % воцерковлённых. Среди воцерковлённых нет богатых.
По данным исследований, проведенных американским центром изучения общественного мнения - Pew Research в 2014 г., число богатых среди представителей традиционных религий больше, нежели среди нерелигиозных граждан [4].
Даниэль Хесс, профессор американского Тихоокеанского университета Сиэтла, в рамках исследования: «Влияние религиозности на принятие финансовых решений» выявил, что верующие име-
ют меньше долгов и лучший кредитный рейтинг, нежели нерелигиозные респонденты. Верующие любой конфессии ответственно подходят к получению кредита и берут его только в том случае, если уверены в своих возможностях расплатиться с банком [5].
Следует отметить, что религиозные убеждения оказывают сильное влияние на финансовую деятельность индивида, коррелируя его взаимодей-
ствие с финансово-кредитными организациями и формируя особенное финансовое поведение уязвимой социальной когорты пенсионеров.
Ответ респондентов на животрепещущий вопрос о пенсионной реформе, которая может прировнять выход на пенсию мужчин и женщин, имеет практическое значение (см. табл. 6). Так, например, верующие лица отрицательно относятся к приравниванию пенсионного возраста мужчин и женщин, тогда как
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на сопряжённые вопросы: «Вы религиозны?» и «Семейное положение», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Замужем, женатый 51,3 61,0 57,1 50,0 75,0 58,7
Никогда не состоял (а) в браке 0 0 4,5 0 0 1,7
Разведён(а) 12,8 12,2 11,6 20,0 18,8 12,7
Вдовец, вдова 35,9 26,8 26,8 30,0 6,3 27,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на сопряженные вопросы: «Вы религиозны?» с показателями финансовой обеспеченности,
в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Финансово обеспеченным, богатым 0 1,6 0,9 0 6,3 1,3
Со средним достатком 74,4 70,7 58,0 50,0 75,0 66,0
Бедным 20,5 20,3 33,9 50,0 18,8 26,3
Затруднились ответить 5,1 7,3 7,1 0 0 6,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 6
Распределение ответов респондентов на сопряжённые вопросы: «Вы религиозны?» и «Как Вы относитесь к идее приравнивания пенсионного возраста
мужчин и женщин?», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Положительно 23,1 13,0 17,9 30,0 18,8 17,0
Безразлично 20,5 9,8 9,8 20,0 18,8 12,0
Отрицательно 48,7 64,2 64,3 30,0 56,3 60,7
Затрудняюсь ответить 7,7 13,0 8,0 20,0 6,3 10,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
атеисты в равной степени положительно (30,0 %) и отрицательно (30,0 %).
Результаты исследования показывают, что среди глубоко религиозных респондентов работающие составляют - 25,6 %, что существенно ниже показателей других групп опрошенных (см. табл. 7). Это объясняется возрастом опрошенных, так как существенная доля воцерковлённых лиц имеют возраст свыше 70-ти лет.
Согласно данным таблицы 8, удовлетворены своим здоровьем - 68,0 % респондентов. Более категоричные ответы дали воцерковлённые лица, так, например, 56,4 % опрошенных считают свое здоровье удовлетворительным, 28,2 % — плохим и 15,4 % — хорошим.
Таким образом, в настоящее время религиозность не имеет существенного значения в оценках здоровья опрошенных. Данный вывод подтверждается и результатами других исследователей. Так, например, А. Романов, основываясь на данных масштабного международного обследования здоровья, здорового образа жизни и уровня доверия к врачам, показал, что религиозная принадлежность не играет никакой роли в оценках своего здоровья респондентами, напротив - другие факторы влияли на здоровье опрошенных: объективные показатели здоровья (вес, рост), гражданство страны, образ жизни и т.д. [6].
Как видно из таблицы 9, более 2/3 социальной когорты пенсионеров считают себя состоявшимися людьми (65,7 %). Однако воцерковлённые оценива-
ют самореализацию личности выше (74,4 %), нежели атеисты (50,0 %).
Как видно в таблице 10, доля воцерковлённых лиц (44,7 %) и атеистов (50,0 %), проживших жизнь как они хотели выше, нежели тех, которые имеют умеренные религиозные мировоззрения. Воцер-ковлённые и атеисты выделяются своеобразием индивидуальных психических свойств характера, которые в типичных условиях среды проявляются у личности в особых способах организации жизнедеятельности в соответствии с мировоззрением.
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство опрошенных способно проявить гибкость в жизненных обстоятельствах (67,5 %).
Материалы исследования показывают, что два основных периода (брежневский и Новой России) отечественной истории, пришедшие на жизненный цикл современной социальной когорты пенсионеров, оцениваются респондентами, как наиболее справедливые (см. табл. 11). Следует отметить, что период сталинского вождизма, верующие респонденты оценивают выше, нежели те, кто считают себя атеистами.
Таким образом, проведённое социологическое исследование подтверждает основную гипотезу о том, что религиозность и секулярность респондентов находятся в рамках обычаев и традиций способов организации социально-экономической, религиозной и культурной жизни социальной когорты пенсионеров, не противоречащих нормам светского государства.
Таблица 7
Распределение ответов респондентов на сопряжённые вопросы: «Вы религиозны?» и «Работаете ли Вы в настоящее время?», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Да 25,6 45,5 51,8 40,0 56,3 45,7
Нет 74,4 54,5 48,2 60,0 43,8 54,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 8
Распределение ответов респондентов на сопряженные вопросы: «Вы религиозны?» и «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?»,
в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Хорошее 15,4 8,9 8,0 10,0 18,8 10,0
Удовлетворительное 56,4 69,9 73,2 50,0 56,3 68,0
Плохое 28,2 15,4 12,5 20,0 6,3 15,7
Затрудняюсь ответить 0 5,7 6,3 20,0 18,8 6,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 9
Распределение ответов респондентов на сопряженные вопросы: «Вы религиозны?» и «Считаете ли Вы себя состоявшимся человеком?», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Да 74,4 67,5 62,5 50,0 62,5 65,7
Нет 2,6 5,7 8,0 10,0 6,3 6,3
Затрудняюсь ответить 23,1 26,8 29,5 40,0 31,3 28,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 10
Распределение ответов респондентов на сопряжённые вопросы: «Вы религиозны?» и «Вы можете о себе сказать...», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Доля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Жил (а) как хотел 44,7 16,3 23,1 50,0 18,8 23,7
Подчинялся (лась) воле других людей 0 7,3 5,6 0 6,3 5,4
Подчинялся (лась) жизненным ситуациям и обстоятельствам 52,6 72,4 69,4 40,0 68,8 67,5
Другое 2,6 4,1 1,9 10,0 6,3 3,4
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 11
Распределение ответов респондентов на сопряжённые вопросы: «Вы религиозны?» и «В какой период времени, по Вашему мнению, жизнь была более справедливой?», в % к числу опрошенных
Варианты ответов Д оля респондентов
Да, соблюдаю все посты и религиозные праздники Отношу себя к определенной религии, отмечаю крупные праздники Не религиозен, но верю в Бога Атеисты Затрудняюсь ответить Итого
Сталин И.В. (1924-1953) 5,1 6,6 7,3 0 6,7 6,4
Хрущёв Н.С. (1953-1964) 7,7 1,7 0 0 6,7 2,0
Брежнев Л.И. (1964-1982) 38,5 38,0 35,5 20,0 33,3 36,3
Андропов Ю.В. (1982-1984) 0 5,8 8,2 20,0 6,7 6,4
Черненко К.У (1984-1985) 0 0 0,9 0 0 0,3
Горбачёв М.С. (1985-1991) 0 5,8 0,9 10,0 0 3,1
Ельцин Б.Н. (1991-1999) 2,6 1,7 0,9 0,0 6,7 1,7
В настоящее время 38,5 28,1 26,4 10,0 13,3 27,5
Другое 7,7 12,4 20,0 40,0 26,7 16,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Современное поколение пенсионеров - это социальная когорта, приблизительно, одного возраста, имеющая схожие проблемы, отношения и идеи. В настоящее время сформировался новый образ поколения пенсионеров с религиозным мировоззрением и поведением. Социально-экономические 322
потрясения, связанные со сменой социально-экономической формации, не могли не сказаться на поисках смысла жизни, выбора пути выхода из личных жизненных проблемных ситуаций. Подавляющему большинству респондентов пришлось подчиняться жизненным обстоятельствам.
С возрастом человек проявляет повышенный интерес к вопросам религии. Воцерковлённость для пожилых людей обретает глубокий смысл: утешает, придаёт силы к жизни, помогает бороться со страхами перед смертью. Религиозность становится главной и высшей духовной потребностью.
Воцерковленная группа пенсионеров, в отличие от лиц с умеренным религиозным мировоззрением, проявляет смирение перед трудными обстоятельствами, признавая себя в большей степени состоявшимися личностями. Большую долю воцерков-лённых составляют лица, состоящие в браке или вдовцы и вдовы; не очень высокообразованные; в основном не работающие и среднего достатка.
Социальный институт религии привлекает свою паству идеями о вечном, красивыми и торжественными праздниками, которые не меняются веками.
Литература:
1. Mannheim K. The Problem Of Generations (1927/28), Chapter 7. - URL: http://www.history. ucsb.edu/faculty/marcuse/classes/201/articles/27 MannheimGenerations.pdf (дата обращения: 18.02.2016 г.).
2. Шангареева З.С., Козырев А.А., Вахитова С.М. Построение выборки социологического исследования социально-демографической группы пенсионеров (на примере республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии.
- 2015. - № 4. - С. 349-351.
3. Кофанова Е.Н., Мчедлова М.М. Религиозность россиян и европейцев. - URL: http://wciom.ru/ fileadmin/file/monitoring/2010/96/2010_2(96)_10 _Kofanjva.pdf. (дата обращения: 21.02.2016 г.).
4. Стогней А. Цена веры: Как отношение к религии влияет на доходы. - URL: http://money.rbc.ru/ news/5615464c9a7947095c7dc472 (дата обращения: 20.02.2016 г.).
5. Dan W. Hess. The Impact of Religiosity on Personal Financial Decisions // Journal of Religion & Society, Seattle Pacific University. - URL: http://moses. creighton.edu/jrs/2012/2012-17.pdf (дата обращения: 16.02.2016 г.).
6. Романов А. В. Католичество или протестантизм? Здоровье и благополучие пожилых людей различного вероисповедания в европейских странах // Демографическое обозрение. - 2014. - Т. 1.
- № 4. - С. 124-134.
Religious Commitment and Secularism of Social Cohort of Pensioners
Z.S. Shangareeva, A.A. Kozyrev Kazan National Research Technological University
The paper dwells upon the generational problem of religious commitment and secularism of the socio-demographic group of pensioners, i.e. a group of people who are interconnected by the common historical time and who experience similar socio-economic, political, religious and cultural events.
Key words: cohort, pensioners, generation, religious commitment, secularism.