Научная статья на тему 'Отношение населения Омской области к религии (по результатам социологического исследования)'

Отношение населения Омской области к религии (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1054
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яшин Владимир Борисович

Анализируются результаты социологического исследования, проведенного в сентябре-октябре 2018 г. на территории Омской области. Делается вывод о преобладании в настоящее время среди населения региона размытой, разбалансированной религиозной идентичности. Особое внимание уделяется противоречиям в религиозных установках и религиозных практиках жителей Омской области, идентифицирующих себя с православием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение населения Омской области к религии (по результатам социологического исследования)»

с

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

Яшин Владимир Борисович «Отношение населения Омской области к религии» (по результатам социологического исследования)

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ К РЕЛИГИИ (по результатам социологического исследования)1

Владимир Борисович Яшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, социологии и политологии Омского государственного педагогического университета;

доцент кафедры теологии и мировых культур Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

Аннотация. Анализируются результаты социологического исследования, проведенного в сентябре-октябре 2018 г. на территории Омской области. Делается вывод о преобладании в настоящее время среди населения региона размытой, разбалансированной религиозной идентичности. Особое внимание уделяется противоречиям в религиозных установках и религиозных практиках жителей Омской области, идентифицирующих себя с православием.

Ключевые слова: религия, религиозная идентичность, религиозные практики, социология религии.

THE ATTITUDE OF THE POPULATION OF THE OMSK REGION

TO RELIGION

(by results of sociological research)2

Vladimir Borisovich Yashin, PhD in history,

associate Professor of the Department of General history, sociology and political science Omsk state pedagogical University; associate Professor of theology and world cultures Omsk state University named after F.M. Dostoevsky

Annotation. Analyzes the results of a sociological survey conducted in September-October 2018 on the territory of Omsk region. It is concluded that the predominance among the population of this region blurry, unbalanced religious identity. Particular attention is paid to the contradictions in the religious attitudes and religious practices of the inhabitants of the Omsk region, identifying themselves with Orthodoxy. Keyword: religion, religious identity, religious practices, sociology of religion.

Возрастание роли религии, которая все более влияет на формирование гражданской и общественной позиций россиян, закономерно включает проблематику религиозной идентичности в число важнейших направлений изучения современных социокультурных процессов. При этом исторически сложив-

'Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и субъекта Российской Федерации (Омская область) в рамках научного проекта № 18-411-550010 «Выбор веры в эпоху социокультурных трансформаций: религиозная самоидентификация жителей современной Западной Сибири на примере Омской области».

2The article was prepared with the financial support of RFBR and the subject of the Russian Federation (Omsk region) in the framework of the scientific project № '8-411-550010 «The choice of faith in the era of socio-cultural transformations: religious self-identification of the inhabitants of modern Western Siberia on the example of Omsk region».

удк 316

№ 2, 2018 (5)

шееся многообразие этнической, культурной, социально-экономической специфики регионов Российской Федерации обусловливает приоритетность исследований религиозной идентичности в региональном измерении.

В последние годы отмечается рост количества научных публикаций по данной теме, в том числе основанных на материалах опросов общественного мнения3. На территории Омской области исследования по религиозной проблематике с использованием методов социологии в разное время проводили Ю.И. Деревянченко4, М.А. Жигунова5, А.А. Морозов6 и др., но в основном эти работы были посвящены либо состоянию межконфессиональных отношений в регионе, либо конфессиональным аспектам этнической идентичности, либо специфике религиозности отдельных этнических или социальных групп. В любом случае беспрецедентное ускорение темпов динамики социокультурных процессов, присущее началу третьего тысячелетия, актуализирует значимость ввода в научный оборот и анализа оперативной социологической информации.

С учетом сказанного обратимся к результатам социологического опроса, проведенного в сентябре-октябре 2018 г. на территории Омской области. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и субъекта Российской Федерации в рамках научного проекта № 18-411-550010 «Выбор веры в эпоху социокультурных трансформаций: религиозная самоидентификация жителей современной Западной

3См, например: Аникина А.В. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области). Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Нижний Новгород, 2008. 21 с.; Александрова Е.А., Хухлаев О.Е. Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2017. - Т. 19. - С. 156-164; Балич Н.Л. Религиозная идентичность населения Беларуси и Краснодарского края: сравнительный социологический анализ // Социологический альманах. 2016. Вып. 7. С. 248-255; Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е., Авдеева Г.С. Религиозная идентичность и этнокон-фессиональные отношения в Алтайском крае: опыт эмпирического исследования // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2015. № 3-2. С. 46-51; Максимова Е.В. Религиозная идентичность в контексте проблематики регионального развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4(66): в 2 ч. Ч. 2. C. 106-108; Муха В.Н. Религиозная идентичность в полиэтничном регионе: характеристика и риски (на примере Краснодарского края) // В мире научных открытий. - 2014. - № 11.4 (59).-С. 1680-1692; Павлова О.С., Миназова В.М., Хухлаев О.Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 90-99.

Сергиенко Н.Л., Круглик Н.В., Муха В.Н. Религиозная идентичность жителей Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 47-50; Топчиев М.С. Религиозная идентичность и конфессиональная безопасность в поликультурном регионе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 4. С. 20-25 и др.

4Деревянченко Ю.И. Технология реализация персоноразмерного мониторинга // Персоноразмерный мониторинг: актуальность, критерии, технологии реализации: монография. / Рук. авторского коллектива и отв. редактор П.Л. Зайцев. Омск: Амфора, 2018. С. 176-189.

5Жигунова М.А. Идентичность и этнокультурные предпочтения современных русских Сибири (по материалам эмпирических исследований) // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 3. - С. 73-77; Она же. Современное население Западной Сибири: межрелигиозный аспект // Религиозная ситуация в российских регионах. Тезисы докладов и сообщений Пятой всероссийской научно-практической конференции.-Омск: изд-во ОмА МВД России, 2016. - С. 40-43.

6Морозов А.А. Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской академии МВД России) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 4 (35). С. 43-47; Он же. Отношение к религии в социокультурном пространстве современности: цифры и интерпретации // Религиоведение. 2010. № 1. С. 109-117.

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

Яшин Владимир Борисович «Отношение населения Омской области к религии» (по результатам социологического исследования)

Сибири на примере Омской области». Организационное содействие в проведении данного исследования оказал Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2 (ГЭПИЦентр-2, г. Омск).

Численность выборочной совокупности респондентов была определена в 1000 единиц, что соответствует 0,06% от численности генеральной совокупности - населения Омской области 14 лет и старше. Средняя ошибка выборки по территории исследования составила 1,6%. В перечень территорий для проведения полевого исследования были включены 20 муниципальных образований Омской области из 33 (областной центр и 19 муниципальных районов). В выборку не вошли муниципальные образования с численностью постоянного населения менее 1,0% от общего числа жителей региона 14 лет и старше. Выборочная совокупность респондентов -двухсоставная, сформированная методом интервьюирования в домохозяйствах (респонденты в возрасте 22 лет и старше в областном центре, 14 лет и старше в муниципальных районах) и методом анкетирования в образовательных учреждениях (респонденты 14-21 года в областном центре).

Судя по полученным данным, конфессиональная структура населения Омской области в настоящее время выглядит следующим образом. Большинство респондентов - 70,1% - позиционировали себя как православных. Второй конфессией по численности приверженцев оказался ислам - к этой религии себя отнесли 4,1% участников опроса. Доли представителей других конфессий не превысили 1,0% от выборочной совокупности; по материалам опроса среди религиозных меньшинств региона несколько выделяются католики (1,0%), протестанты и буддисты (по 0,3%). 7,7% респондентов выбрали вариант ответа «Верю, но не отношу себя к конкретной религии». Атеистами себя назвали 11,8% опрошенных; еще 2,8% указали, что им одинаково безразличны как религия, так и атеизм.

Примечательно, что три четверти участников опроса - 77,3% - придерживаются своего мировоззрения (конфессионального или секулярного) с самого детства. Примерно каждый десятый респондент - 8,7% - принял свою нынешнюю религию либо стал атеистом в возрасте 30-49 лет. Немногим меньше оказалось тех, кто определился со своими убеждениями между 18 и 29 годами - 7,3%, еще 3,0% сделали свой мировоззренческий выбор в подростковый период до 18 лет. Реже всего опрошенные жители региона указывали, что пришли к своим нынешним взглядам в возрасте 5059 лет(0,9%) или в 60 лет и старше (0,5%).

Из числа тех, кто с возрастом поменял свои убеждения, доминирующую долю -41,0% - составили бывшие атеисты. В 25,1% случаев свои взгляды изменили те, кто раньше верил, но не принадлежал к конкретной конфессии, в 18,5% - те, кому и религия, и атеизм прежде были одинаково безразличны. Доли респондентов, перешедших из одной конфессии в другую или сменивших свои религиозные воззрения на атеистические, оказались не более 4,0% из числа тех, кто менял убеждения в течение жизни.

Далее всем участникам опроса было предложено указать, почему они исповедуют свою религию. Наиболее часто - в 38,4% случаев - звучал ответ «Меня так воспитали в моей семье». Второй по частоте вариант ответа: «Я сам принял эту религию в результате личных духовных поисков». Кроме того, значимую долю - 22,7% - составили респонденты, выбравшие вариант «Это вера моего народа». Реже всего опрошенные указывали, что придерживаются той или иной религии, поскольку это вера большинства жителей Российской Федерации (3,6%), либо эту религию поддержи-

№ 2, 2018 (5)

вает Российское государство (1,0%), либо это вера большинства населения Омской области (0, 2%).

Следующий вопрос был сформулирован следующим образом: «Если вам понадобится совет или дополнительная информация, связанная с вашей религиозной верой, то что вы будете использовать в первую очередь?» (при этом предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответа). Почти половина опрошенных -48,5% - заявили, что в такой ситуации обратились бы к священнослужителям. Согласно результатам опроса, в число источников религиозной информации, наиболее востребованных среди жителей Омской области, также входят общение с верующими родственниками (27,4%) и священные тексты (22,1%). Относительно значимы в указанном отношении и такие информационные каналы, как религиозная литература (17,4%), общение с верующими из круга знакомых (13,9%), интернет-ресурсы (сайты) религиозных организаций (12,9%). Наименее популярные источники религиозной информации - СМИ (8,4%) и религиозные сообщества в социальных сетях (0,5%).

Несколько иной оказалась структура распределения ответов на вопрос «Кто для вас служит наибольшим авторитетом в вопросах, связанных с вашей религией?» (допускалось несколько вариантов ответа). На первом месте вновь оказались священнослужители, их авторитет неоспорим для 41,4% опрошенных. Для четверти респондентов - 25,3% - главным авторитетом являются священные тексты. Несколько повышенным авторитетом по духовным вопросам среди участников опроса пользуются, кроме того, верующие родственники (18,1%), религиозная литература (17,9%), церковные иерархи, главы религиозных организаций (17,4%), а также верующие среди знакомых (10,1%). Примерно каждый десятый респондент - 11,6% - заявил, что во всем, касающемся его веры, важно исключительно его личное мнение и собственный духовный опыт. Как показал опрос, наименьшим авторитетом в вопросах веры среди опрошенных представителей населения Омской области пользуются СМИ (3,3%), интернет-ресурсы (сайты) религиозных организаций (2,9%) и религиозные сообщества в социальных сетях (0,7%).

Проведенное исследование подтвердило репутацию Омской области как региона, отличающегося позитивной стабильностью в религиозной сфере и межконфессиональным согласием. Так, объясняя причины смены своих мировоззренческих установок, ни один из участников опроса не мотивировал это ущемлением прав своей прежней религии, ее притеснением властями или неодобрительным отношением к ней большинства земляков. Только 2,9% респондентов признались, что испытывали неприязненное отношение к себе со стороны окружающих из-за своих религиозных убеждений. Как показала детализация суждений, подобные ситуации имели место преимущественно в общественных местах, а также (в меньшей степени) в семье, на работе, в государственных или муниципальных службах, в органах власти. Участникам опроса, продекларировавшим, что они испытывали неприязненное отношение к себе по религиозным мотивам, дополнительно был задан вопрос о том, как они поступали в таких ситуациях. Выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев респонденты из указанной группы старались уладить все миром, но не отступали от своей веры (73,1%). Еще 7,7% шли на конфликт и разрыв отношений, сохраняя при этом свои религиозные взгляды. Только 7,7% респондентов, попадавших в конфликтные ситуации из-за своей веры, указали, что в связи с неприязнью со стороны окружающих в чем-то отступали от своих религиозных убеждений.

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

Яшин Владимир Борисович «Отношение населения Омской области к религии» (по результатам социологического исследования)

Стойкость в своих религиозных взглядах продекларировало и большинство респондентов в целом. Отвечая на вопрос о своих действиях в случае, если исповедуемая ими религия будет запрещена или подвергнется гонениям, 58,7% опрошенных указали вариант «Сохраню свою веру, но не стану демонстрировать ее открыто», а 18,5% - вариант «Все равно буду открыто придерживаться своей веры». Готовность отказаться от своих нынешних религиозных убеждений проявили всего лишь 0,5% участников опроса. При этом только 9,0% затруднились с ответом на данный вопрос; еще 13,3% отнесли себя к атеистам.

Проведенное исследование позволило составить социально-демографический портрет типичного представителя населения Омской области, декларирующего свою православную идентичность. Это русская женщина 40-49 лет с уровнем образования среднее/ начальное профессиональное или общее основное и ниже. С другой стороны, были выявлены группы жителей региона, среди которых доли идентифицирующих себя с православием имеют наименьшие значения: мужчины; подростки и молодежь в возрасте 14-21 лет; граждане с общим средним образованием, представители неславянских этносов.

В ходе исследования была получена информация о том, насколько важны для респондентов, заявляющих о своей православной вере, различные религиозные практики. Как выяснилось, опрошенные жители Омской области, относящиеся к данной категории, наибольшее значение придают прохождению таинства крещения (о важности этой практики заявили 80,1% православных респондентов) и обладанию религиозной символикой - иконами, нательными крестами и др. (76,6%). Менее актуальны такие практики, как следование требованиям и нормам своей религии при принятии важных жизненных решений (63,5%), соблюдение религиозных обрядов и праздников (62,5%), воспитание своих детей в религиозном духе (57,9%), соблюдение требований и норм своей религии в повседневной жизни (57,8%), молитва (54,6%), исповедь и причастие (53,5%), знание священных текстов своей религии (52,2%). Менее половины участников опроса, продекларировавших свою православную идентичность, придают важное значение посещению церкви (48,8%) и чтению религиозной литературы (43,9%), а соблюдение постов считают важным только 29,3% православных респондентов.

Об относительно низком уровне воцерковленности жителей региона, позиционирующих себя как православных христиан, свидетельствует то обстоятельство, что всего 8,4% респондентов указанной категории посещают церковь не менее одного раза в месяц (в том числе 1-2 раза в месяц 5,0%, каждую неделю - 3,4%). Основной повод посетить храм Божий для православных участников опроса - житейские проблемы и трудности (в такой ситуации в церковь приходят 23,8% респондентов из данной группы), реже указывались такие поводы, как важные события семейной и личной жизни вроде свадьбы, похорон и т.п. (17,1%), религиозные праздники (16,1%), а также соответствующее настроение (14,4%). Каждый пятый из числа тех, кто отнес себя к православным, - 20,1% - указал, что церковь не посещает вовсе.

Поскольку среди участников опроса преобладали респонденты, заявившие о своей православной идентичности, именно их позиция определила структуру распределения суждений по выборочной совокупности в целом. Вместе с тем в ряде случаев наблюдалось довольно существенное отклонение долей православных респондентов от средних показателей. Так, по сравнению со средним по выборке сре-

№ 2, 2018 (5)

ди опрошенных жителей Омской области указанной категории зафиксировано несколько меньше тех, кто исповедует свою религию с самого детства. Напротив, среди православных респондентов оказалось больше, чем в среднем по выборочной совокупности, тех, кто самостоятельно пришел к своей нынешней вере в результате личных духовных поисков.

Любопытные результаты дал сравнительный анализ религиозных практик респондентов, задекларировавших свою принадлежность к православию и второй по числу последователей конфессии Омской области - исламу.

Как следует из таблицы 1, по сравнению с православными респондентами приверженцы ислама за советами и дополнительной информацией, связанной с их религиозной верой, чаще обращаются к священным текстам своей религии, к верующим друзьям и знакомым. Для православных жителей Омской области в большей степени, чем для мусульман, в качестве источника религиозной информации актуальны религиозная литература, интернет-ресурсы (сайты) религиозных организаций и СМИ.

Таблица 1

распределение ответов респондентов на вопрос о том, что они будут использовать в первую очередь, если им понадобится совет или дополнительная информация, связанная с их религиозной верой, в соответствии с конфессией, к которой они себя относят, в % от числа опрошенных (допускалось несколько вариантов ответа, поэтому итог не равен 100%)

Источники религиозной информации Православие Ислам

Священные тексты свей религии 26,8% 31,7%

Религиозная литература 22,3% 4,9%

Обращение к священнослужителям 61,3% 61,0%

Обращение к верующим из числа своих родственников 32,0% 58,5%

Обращение к верующим из числа своих знакомых 17,3% 26,8%

СМИ 10,1% 0,0%

Интернет-ресурсы (сайты) религиозных организаций 14,7% 9,8%

Религиозные сообщества в социальных сетях 0,4% 0,0%

Другое 0,3% 0,0%

Не верю, атеист 0,1% 0,0%

Затрудняюсь ответить 5,4% 0,0%

Итого

Доли верующих, посещающих церковь или мечеть не реже одного раза в месяц, среди респондентов, позиционирующих себя как православных и мусульман, оказались примерно равными - 8,4% и 9,8% соответственно. Практически одинаковы и доли тех, кто идентифицирует себя с православием или исламом, но церковь либо мечеть не посещают вовсе - соответственно 20,1% и 19,5%. В то же время последователи Мохаммеда чаще, нежели православные, посещают культовые центры своей религии по религиозным праздникам и в случае важных событий семейной и личной жизни (свадьба, похороны и т.п.). В свою очередь, православные по сравнению с пра-

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

Яшин Владимир Борисович «Отношение населения Омской области к религии» (по результатам социологического исследования)

воверными чаще посещают храм Божий в случае житейских проблем и трудностей (см. таблицу 2).

Таблица 2

распределение ответов респондентов на вопрос о том, как часто они посещают церковь или мечеть для участия в богослужениях, ритуалах, молитвенных собраниях, в соответствии с конфессией, к которой они себя относят, в % от числа опрошенных

частота посещения церкви или мечети Православие Ислам

Каждую неделю 3,4% 4,9%

1-2 раза в месяц 5,0% 4,9%

По религиозным праздникам 16,1% 26,8%

В случае важных событий семейной и личной жизни (свадьба, похороны и т.п.) 17,1% 26,8%

Иногда, когда есть настроение 14,4% 12,2%

Иногда, когда испытываются житейские проблемы и трудности 23,8% 4,9%

Не посещаю 20,1% 19,5%

Затрудняюсь ответить 0,0% 0,0%

Итого 100,0% 100,0%

Из числа религиозных практик для респондентов-мусульман в большей степени, чем для участников опроса, идентифицирующих себя с православием, важны молитва, посещение мест совершения культа, выполнение религиозных обрядов, отмечание религиозных праздников, соблюдение постов, воспитание своих детей в религиозном духе, следование требованиям и нормам своей религии при принятии важных жизненных решений, соблюдение требований и норм своей религии в повседневной жизни, знание священных текстов своей религии, чтение религиозной литературы. В отличие от приверженцев ислама, православные респонденты придают большее значение прохождению ритуала посвящения в религию, обладанию религиозной символикой (см. таблицу 3).

Таблица 3

распределение ответов респондентов на вопрос о том, насколько важны для них различные религиозные практики, в соответствии с конфессией, к которой они себя относят, в % от числа опрошенных

(допускалось несколько вариантов ответа, поэтому итог не равен 100%)

Православие Ислам

Религиозные практики Очень важно или скорее, важно Скорее, неважно или совершенно не важно Затрудняюсь ответить Очень важно или скорее, важно Скорее, неважно или совершенно не важно Затрудняюсь ответить

Молитва 54,6% 43,4% 2,0% 73,2% 26,8% 0,0%

Посещение церкви или мечети 48,8% 49,1% 2,1% 73,1% 26,9% 0,0%

216

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

№ 2, 2018 (5)

Соблюдение религиозных обрядов и праздников 62,5% 36,4% 1,1% 75,6% 24,4% 0,0%

Прохождение обряда посвящения в религию (крещение и т.п.) 80,1% 15,9% 4,1% 65,9% 34,2% 0,0%

Исповедь и причастие 53,5% 43,7% 2,7% 48,8% 39,1% 12,2%

Обладание религиозной символикой (иконы, нательные кресты и др.) 76,6% 22,7% 0,7% 61,0% 26,9% 12,2%

Соблюдение постов 29,3% 68,4% 2,3% 46,3% 48,8% 4,9%

Воспитание своих детей в религиозном духе 57,9% 37,5% 4,6% 75,6% 19,5% 4,9%

Следование требованиям и нормам своей религии при принятии важных жизненных решений 63,5% 33,9% 2,6% 82,9% 12,.2% 4,9%

Соблюдение требований и норм своей религии в повседневной жизни 57,8% 38,2% 4,0% 80,5% 17,1% 2,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знание священных текстов своей религии 52,2% 45,6% 2,1% 87,8% 12,2% 0,0%

Чтение религиозной литературы 43,9% 54,2% 1,9% 82,9% 17,1% 0,0%

Итого

Подводя итоги, следует констатировать неоднозначность и противоречивость отношения населения Омской области к религии. С одной стороны, в настоящее время региональное сообщество воспринимает веру как социальную норму. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что большинство респондентов позиционировали себя верующими людьми и выражали готовность отстаивать свои религиозные взгляды. Причем есть основания сделать вывод о достаточно успешном протекании процессов реактуализации традиционных механизмов межпоколенного воспроизводства религиозности в регионе: большинство опрошенных сформировали свои религиозные воззрения еще в детстве. Вместе с тем базовый компонент этих механизмов - семья - лишь в небольшой мере влияет на возрождение и укрепление религиозности населения региона: хотя участники исследования наиболее часто объясняли свою принадлежность к той или иной конфессии семейным воспитанием, доля соответствующих суждений составила только 38,4%. Даже среди респондентов, продекларировавших свою православную идентичность, лишь относительно немного более половины - 57,9% - считают важным воспитывать своих детей в религиозном духе. По выборке в целом значение данного показателя оказался еще ниже - 48,5%.

Уровень приобщения жителей Омской области к православию также нельзя оценить однозначно. С одной стороны, с этой конфессией себя идентифициру-

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

Яшин Владимир Борисович «Отношение населения Омской области к религии» (по результатам социологического исследования)

ет большинство населения региона - 70,1%. Однако повседневная религиозная жизнь основной части респондентов данной категории явно далека от воцер-ковленности и православных канонов. Так, 49,1% респондентов, назвавших себя православными, не считают важным посещение церкви, а 20,1% признались, что не посещают храм Божий вообще. Из числа религиозных практик православно ориентированные участники опроса с большим отрывом выделили как наиболее важные для них прохождение таинства крещения, а также использование религиозной символики (икон, нательного креста и т.п.). По всей видимости, эти практики преимущественно воспринимаются респондентами как получение покровительства со стороны высших сил; соответственно имеются основания утверждать, что интенции и экспектации населения Омской области в религиозной сфере делают акцент на защитной функции религии (сближающей ее с откровенной магией). В то же время молитву признали важной для них только 54,6% участников проведенного исследования, идентифицирующих себя с православием, а исповедь и святое причастие - всего 53,5%.

Особо необходимо подчеркнуть, что каждый четвертый респондент - 25,4% -обратился в православную веру не в силу семейных или национальных традиций, а в результате личного выбора. Данное обстоятельство опять-таки едва ли поддается однозначной интерпретации. С одной стороны, выстраданная религиозная вера отличается искренностью, глубиной и интенсивностью. С другой - новообращенный неизбежно подмешивает в свою православную веру груз своих прошлых духовных исканий и духовных ошибок. Кроме того, невозможно утверждать, что для данной группы респондентов православие стало конечным пунктом сложной траектории мировоззренческого транзита.

Таким образом, анализ результатов проведенного социологического исследования дает основание сделать вывод о преобладании в настоящее время среди жителей Омской области размытой, разбалансированной религиозной идентичности.

Библиографический список:

1. Аникина А.В. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области). Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Нижний Новгород, 2008. 21 с.

2. Александрова Е.А., Хухлаев О.Е. Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение» - 2017. - Т. 19. - С. 156-164.

3. Балич Н.Л. Религиозная идентичность населения Беларуси и Краснодарского края: сравнительный социологический анализ // Социологический альманах. 2016. Вып. 7. С. 248-255.

4. Воробьева Н.В., Данилов В.Л. Воцерковленность студенческой молодежи: итоги исследования // Вестник Омской православной духовной семинарии. - 2018. -№ 1(4). - С. 98-104.

5. Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е., Авдеева Г.С. Религиозная идентичность и эт-ноконфессиональные отношения в Алтайском крае: опыт эмпирического исследова-

-дЛ^оЧгО С

№ 2, 2018 (5)

ния // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2015. № 3-2. С. 46-51.

6. Деревянченко Ю.И. Технология реализации персоноразмерного мониторинга // Персоноразмерный мониторинг: актуальность, критерии, технологии реализации: монография. / Рук. авторского коллектива и отв. редактор П.Л. Зайцев. Омск: Амфора, 2018. С. 176-189.

7. Жигунова М.А. Идентичность и этнокультурные предпочтения современных русских Сибири (по материалам эмпирических исследований) // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 3. - С. 73-77.

8. Жигунова М.А. Современное население Западной Сибири: межрелигиозный аспект // Религиозная ситуация в российских регионах. Тезисы докладов и сообщений Пятой всероссийской научно-практической конференции. - Омск: изд-во ОмА МВД России, 2016. - С. 40-43.

9. Максимова Е.В. Религиозная идентичность в контексте проблематики регионального развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4(66): в 2 ч. Ч. 2. C. 106-108.

10. Морозов А.А. Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской академии МВД России) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 4 (35). С. 43-47.

11. Морозов А.А. Отношение к религии в социокультурном пространстве современности: цифры и интерпретации // Религиоведение. 2010. № 1. С. 109-117.

12. Муха В.Н. Религиозная идентичность в полиэтничном регионе: характеристика и риски (на примере Краснодарского края) // В мире научных открытий. - 2014. -№ 11.4 (59). - С. 1680-1692.

13. Павлова О.С., Миназова В.М., Хухлаев О.Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 90-99.

14. Сергиенко Н.Л., Круглик Н.В., Муха В.Н. Религиозная идентичность жителей Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 47-50.

15. Топчиев М.С. Религиозная идентичность и конфессиональная безопасность в поликультурном регионе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 4. С. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.