Научная статья на тему 'Религиозность и клиническая психиатрия: обзор научной конференции с международным участием'

Религиозность и клиническая психиатрия: обзор научной конференции с международным участием Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
509
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозность и клиническая психиатрия: обзор научной конференции с международным участием»

© ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2017 УДК 616.89+215

Религиозность и клиническая психиатрия:

обзор научной конференции с международным участием

The first Moscow Congress on Religion and Psychiatry: review

В Москве 20-21 апреля 2017 г. в ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (ФГБНУ НЦПЗ) с успехом прошла I Международная научная конференция на тему «Религиозность и клиническая психиатрия». Она была организована и подготовлена Научным центром психического здоровья, Всемирной психиатрической ассоциацией, Российским обществом психиатров и Союзом охраны психического здоровья России. В ней приняли участие психиатры и другие специалисты из Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Израиля, а также из ряда городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на Дону, Саранска, Архангельска, Иванова, Тулы, Новороссийска. В состав научного комитета конференции вошли директор ФГБНУ НЦПЗ профессор Т.П. Клюшник, научный руководитель этого учреждения академик А.С. Тиганов, заместитель директора ФГБНУ НЦПЗ по научной работе Г.И. Копейко, заместитель директора ФГБНУ НЦПЗ по инновационной деятельности В.Г. Кале-да, ведущий научный сотрудник О.А. Борисова, вице-президент Всемирной психиатрической ассоциации профессор П.В. Морозов.

С приветственным словом к многочисленным участникам конференции обратились директор НЦПЗ РАН профессор Т.П. Клюшник, академик А.С. Тиганов, экс-председатель секции по религии, духовности и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации Питер Ферхаген (Нидерланды) и президент Союза охраны психического здоровья России Н.В. Треушникова. Они отметили новаторский характер этой международной конференции и подчеркнули назревшую необходимость, в связи с изменениями в общественной жизни, включения

религиозности и духовности в современную клиническую психиатрию и практическую деятельность российских психиатров.

Заведующий кафедрой православной философии (Нидерланды) профессор Г. Глас представил доклад-лекцию на тему «Мозг, душа и сознание (философские размышления о перспективах нейронаук)». Он остановился на рассмотрении и анализе философских, религиозных и научных аспектов понятий души, духа и мозговой деятельности с позиций дуализма. Наряду с абстрактными и произвольными философскими и теологическими рассуждениями докладчиком было подчеркнуто, что религия и психиатрия нередко пересекаются, и психические расстройства имеют важный духовный аспект, который необходимо учитывать психиатрам и клиническим психологам.

Директор Института духовности и здоровья в Берне (Швейцария) профессор Р. Хефти представил содержательный доклад на тему «Религиозные копинг-стратегии при психических расстройствах (научные исследования и клиническая практика)». Придерживаясь биопси-хосоциодуховной парадигмы в психиатрии, автор изучил с помощью научных методов и методик важную роль распространенных религиозных способов совладания с психическими и психосоматическими расстройствами у большого числа пациентов. Результаты метаанализа научной литературы по этой тематике показали большую распространенность религиозного копинга у психически и соматически больных в США и странах Западной Европы. Результаты собственных исследований с использованием психометрических методик и статисти-

ческих методов показали положительное влияние религиозной веры при депрессиях, что было продемонстрировано на цифровых таблицах и графиках. В лечебный процесс при депрессиях и других психических расстройствах необходимо включать религиозную составляющую с учетом анализа данных духовного анамнеза. Психиатры должны взаимодействовать со священниками для достижения более высоких и более стойких результатов лечения и реабилитации психически больных, оказывая им духовную поддержку.

Генеральный директор ФГБУ ««Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России профессор З.И. Кекелидзе представил доклад на тему «Отношение к психическим болезням населения различных религиозных конфессий». В докладе не только было показано наличие как общих взглядов на психические расстройства, так и некоторых различий в зависимости от принадлежности людей к той или иной религиозной конфессии. Эти данные важно учитывать при планировании и оказании психиатрической помощи, а также при профилактических мероприятиях в целях предупреждения стигматизации. В докладе были представлены данные о роли религиозности для психического здоровья населения, но и показано значение таких явлений, как парапсихология, эзотерика, оккультизм, суеверия, отрицательно влияющих на интеллектуальное и эмоциональное состояние большого числа людей.

История изучения разных клинических вариантов бреда одержимости была изложена в сообщении Г.И. Копейко (ФГБНУ НЦПЗ) с последующим представлением данных собственных тонких кли-нико-психопатологических исследований с ярким описанием этих психотических состояний при эндогенных заболеваниях. Докладчик затронул вопросы разграничения нормальной и патологической религиозности. Развернутую характеристику патологической религиозности у больных с эндогенными психическими заболеваниями дала О.А. Борисова (ФГБНУ НЦПЗ) в своем докладе «Клинические особенности патологической религиозности у больных с эндогенными психическими заболеваниями». При исследовании 857 психически больных широкий спектр патологической религиозности был выявлен в 38% случаев в форме навязчивых, сверхценных, бредовых, аффективных, личностных расстройств. Они были изучены и систематизированы по разным психическим и психопатологическим регистрам. Автором было введено понятие «токсической веры», «отравляющей» и изменяющей сознание и всю психическую сферу больных, в частности, на примере бредовой анорексии.

Ярким по форме и глубоким по содержанию было выступление профессора В.Э. Пашковско-

го (Санкт-Петербург) на тему «Религиозно-архаический бредовой комплекс (клинические и социальные аспекты)». В нем рассматривалось различие между религиозным и архаическим бредом, к которому относится бред колдовства и одержимости. Автором были изучены разные клинические формы указанного бредового комплекса в структурном выражении и по частоте встречаемости: мистический бред, бред мессианства, бред величия, реформаторства, греховности. Исследованы также разные формы бредового поведения, представляющие общественную опасность. Было также отмечено, что не существует четких границ между религиозными убеждениями и религиозным бредом, что важно иметь в виду в практической деятельности психиатров.

В докладе профессора Ю.И. Полищука (Московский научно-исследовательский институт) на тему «Религиозная стратегия совладания с патологическими реакциями горя в позднем возрасте» были представлены данные, свидетельствующие об адаптивной роли религиозной веры на разных этапах патологических (осложненных) реакций горя после утраты супруга. На основании анализа данных о положительном влиянии религиозной веры при указанных состояниях был сделан вывод о необходимости перехода от биопсихосоциальной парадигмы в психиатрии к парадигме биопсихо-социодуховной, подразумевающей не только религиозную, но и светскую духовность. В докладе А.Г. Алексеевой (Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования) «Онейроидно-кататонические состояния с религиозным содержанием при шизофрении» были приведены некоторые новые клинико-психо-патологические данные, имеющие дифференциально-диагностическое и прогностическое значение при этих состояниях.

Во второй день конференции была заслушана получасовая религиозно ориентированная лекция профессора Питера Ферхагена (Нидерланды) на тему «Психотерапия и духовная жизнь». Были озвучены положения христианской теологии и богословия относительно разных типов взаимоотношений между людьми (духовных, бесстрастных, манипулятивных). Недопустимым является отношение психотерапевтов и психиатров к психически больному как к объекту, а не субъекту с его уникальным духовным миром. Психотерапевт обязан вникать в духовную жизнь пациента и оказывать на нее и через нее позитивное влияние на психическое состояние. Теологи и богословы пользуются большим влиянием в области медицины, в частности психиатрии. Они входят в состав лечебно-реабилитационных бригад и своим участием повышают эффективность терапии.

Основные положения христианской теологии по отношению к психиатрии и психически боль-

ным были освещены в докладе Саймона Дейна (Великобритания) «Религиозность и психическое здоровье». Религиозная вера имеет большое значение для психического здоровья и выживания человека, созданного по образу и подобию Бога. Но в некоторых случаях она может способствовать развитию невротических и аффективных расстройств. Сторонники иудаизма чаще заболевают депрессией, тогда как христиане чаще испытывают тревогу. Однако в основном религия обладает протективным влиянием по отношению к депрессивным расстройствам. Наличие религиозной веры улучшает прогноз течения и исходов депрессии. Протективная роль религиозной веры при психических расстройствах, которая повышается с возрастом, нуждается в дальнейшем изучении. Установлено, что религиозные психотерапевты и психиатры достигают более высоких результатов в своей работе с психически больными, чем неверующие психотерапевты и психиатры. Общий вывод таков: чем больше религии, религиозной деятельной веры, тем меньше депрессии. Религиозный копинг, как показали исследования, является эффективным при депрессивных и тревожных расстройствах. Менее изученным остается его значение при шизофрении.

В ярком и остроумном докладе Иосифа Зис-лина (Израиль) на тему «Иерусалимские психозы в рамках транскультуральной психиатрии» были представлены новые данные о влиянии куль-туральных факторов в Израиле и других странах на клинические (синдромологические) проявления острых психотических состояний эндогенной и психогенной природы с религиозным содержанием.

Вклад отечественных психиатров в разработку проблемы религии и психического здоровья был подробно рассмотрен в докладе профессора В.Г. Каледы (ФГБНУ НЦПЗ), начиная с этапа так называемой монастырской психиатрии древней Руси. Были представлены мнения и суждения по этой проблеме классиков отечественной психиатрии П.И. Ковалевского, С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина, а также ряда сотрудников ФГБНУ НЦПЗ. Особое внимание в докладе было уделено взглядам, деятельности и биографии выдающегося российского православного психиатра Д.Е. Мелехова, с которым был знаком докладчик и члены его семьи, впитавшие идеи и представления Д.Е. Мелехова о пастырской духовной психиатрии, развиваемые и воплощаемые в настоящее время.

Сообщение на тему «Религиозная вера и религиозный бред» было представлено доктором медицинских наук В.Г. Остроглазовым (ГБУЗ МО ПБ №5), который затронул философские аспекты и основания этой темы со ссылками на Г. Гегеля, К. Ясперса, Ч. Дарвина, А.В. Снежневского, И.В. Давыдовского. Были критически рассмотрены некоторые механизмы бредообразования на основе

расстройств первичной биологической внутренней чувствительности при развитии ипохондрического бреда и бреда ревности, а также маскированных депрессий со ссылкой на результаты собственных клинико-психопатологических исследований.

Большой интерес вызвал доклад старшего научного сотрудника ФГБНУ НЦПЗ В.В. Гусева на тему «Аксиосемантические особенности больных с религиозным мировоззрением», в котором были изложены результаты собственных клини-ко-психологических исследований с позиций доказательной психологии и психиатрии. Автором были изучены ценностные ориентации психически больных верующих и неверующих по сравнению с людьми психически здоровыми верующими и неверующими. Артикуляции личностных ценностей, среди которых было стремление к Богу и смыслу жизни, были представлены в виде цифровых таблиц и гистограмм, статистически обработанных с помощью факторного и корреляционного анализа. Определялись веса разных факторов и общая факторная структура ценностей, которые различались у верующих и неверующих психически больных и здоровых людей. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что у православных психически больных, как и у православных здоровых людей, сохраняется структура личностных ценностей, несмотря на психическое заболевание. У неверующих психически больных под влиянием психической болезни структура личностных ценностей изменяется в худшую сторону, происходит ее деформация. Установлено также более позитивное, более спокойное отношение к заболеванию у верующих пациентов по сравнению с неверующими больными.

Последним было выступление доцента Б.А. Воскресенского (Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова) на тему «Некоторые клинические аспекты проблемы психиатрии и религии», в котором он остановился на клинической характеристике некоторых психотических состояний с религиозными и псевдорелигиозными переживаниями. Докладчик напомнил о необходимости трихотомического подхода в психиатрической диагностике и терапии: тело, душа, дух. К сожалению, многие психиатры не уделяют внимания духовной сфере личности больного, анализу соотношений между психической болезнью и религиозной верой. Они могут быть весьма разными, с различной степенью выраженности как религиозности, так и взаимодействующих с ней психопатологических расстройств. В таких случаях необходим союз психиатра и священника, дополняющих друг друга в деле оказания помощи страдающим психически больным и познании духовных причин и условий возникновения душевных расстройств.

Постерная сессия проходила в перерывах между заседаниями. Из докладов заслуживают быть отмеченными следующие.

«Русскоязычная версия опросника М1 - RSWB -многофакторный опросник религиозного духовного благополучия» (В.А. Агарков, Ю.И. Александров, С.А. Бронфман). Этому докладу присуждено первое место; «Особенности проведения лечебно-консультативной работы отделения особых форм психической патологии» (Т.Г. Дробашенко); «Особенности проведения психосоциальной реабилитации религиозных больных с эндогенными психическими расстройствами» (Е.А. Казьмина); «Психопатологические особенности эндогенных приступов в юношеском возрасте с бредовыми идеями религиозного содержания» (В.Г. Каледа, У.О. Попович, Н.В. Романенко, Г.И. Копейко); «Кли-нико-психопатологическая характеристика бреда одержимости» (В.Э. Пашковский, А.П. Савельев); «Православная психотерапия: запрос общества или мода?» (А.В.Худяков, А.В. Урсу, А.Е. Сурина); «Интеграция психиатрии и религии в оказании помощи гражданам старшего поколения» (Л.Е. Пищи-кова); «Опыт межведомственного взаимодействия психиатрической службы и Русской православной церкви в профилактике суицидального поведения

у несовершеннолетних» (А.Н. Золотова); «Эпилепсия и нравственные ценности» Н.Г. Токарева, Е.В. Же-лезнова); «Особенности религиозного поведения у больных шизофренией с религиозно-мистическими переживаниями» (К.Ю. Бровченко); «Социально-психологическое (религиозное) пространство» (А.Г. Соловьев, Р.А. Бабкин, игумен Феодосий (Нестеров).

К устным и постерным докладам на конференции проявили большой интерес зарубежные специалисты, которые задавали непростые вопросы. Ответы носили дискуссионный характер. По мнению участника дискуссии А.Я. Перехова (Ростов-на-Дону), конференция продемонстрировала экспансию религии в психиатрию и психиатрии в религию. Однако правильнее, по нашему мнению, было бы сказать не экспансию, а взаимопроникновение, что является в настоящее историческое время вполне закономерным. Интерес к духовности и религиозности в психиатрии будет дальше возрастать и реализовываться в русле относительно нового направления в российской психиатрии, которое развивается в ФГБУН НЦПЗ и других учреждениях.

Профессор Ю.И. Полищук (Москва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.