Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ БИИК «СИБГУТИ»)'

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ БИИК «СИБГУТИ») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ШАМАНИЗМ / БУДДИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ринчинова С. Б.

Современное бурятское общество характеризуется устойчивым возрождением религий в форме буддизма и шаманизма. Религиозная жизнь общества сопровождается ростом строительства дацанов, дуганов, открытием шаманским обрядовых культовых мест и т.д. Формируется система религиозного сознания, отражающаяся на духовной жизни молодежи. В связи с ростом религиозной активности общества было проведено социологическое исследование среди студенческой молодежи из представителей бурятского этноса, обучающихся в Бурятском институте инфокоммуникаций (филиал) ФГБУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» в г. Улан-Удэ. Результаты анализа показали, что студенческая молодежь бурятской национальности обладает религиозным сознанием, т.е. верят в бога, при этом буддизм и шаманизм являются синкретичным религиозным субстратом в сознании реципиентов. Процесс возрождения буддизма и шаманизма продолжается, и студенты-буряты в современном обществе идентифицируют себя с данными религиями, что связано, по нашему мнению, с ростом национального самосознания бурят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN THE PERCEPTION OF STUDENTS OF THE BURYAT ETHNIC GROUP IN MODERN SOCIETY

Modern Buryat society is characterized by a steady revival of religions in the form of Buddhism and shamanism. The religious life of society is accompanied by an increase in the construction of datsans, dugans, the opening of shamanistic ritual places of worship, etc. A system of religious consciousness is being formed, which is reflected in the spiritual life of young people. In connection with the increase in the religious activity of society, a sociological study was conducted among students from representatives of the Buryat ethnic group studying at the Buryat Institute of Infocommunications, a branch of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics. The results of the analysis showed that students of Buryat nationality have a religious consciousness, i.e. They believe in God, while Buddhism and shamanism are a syncretic religious substrate in the minds of recipients. The process of the revival of Buddhism and shamanism continues, and Buryat students in modern society identify themselves with these religions, which, in our opinion, is associated with the growth of Buryat national identity.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ БИИК «СИБГУТИ»)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 1. С. 29-35.

УДК 316:2:39:378

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (на примере БИИК «СибГУТИ»)

Ринчинова С. Б.

Бурятский институт инфокоммуникаций и информатики (филиал) ФГБУ «Сибирский

государственный университет телекоммуникаций и информатики», Улан-Удэ, Россия

E-mail: s692595@mail.ru

Современное бурятское общество характеризуется устойчивым возрождением религий в форме буддизма и шаманизма. Религиозная жизнь общества сопровождается ростом строительства дацанов, дуганов, открытием шаманским обрядовых культовых мест и т.д. Формируется система религиозного сознания, отражающаяся на духовной жизни молодежи. В связи с ростом религиозной активности общества было проведено социологическое исследование среди студенческой молодежи из представителей бурятского этноса, обучающихся в Бурятском институте инфокоммуникаций (филиал) ФГБУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» в г. Улан-Удэ. Результаты анализа показали, что студенческая молодежь бурятской национальности обладает религиозным сознанием, т.е. верят в бога, при этом буддизм и шаманизм являются синкретичным религиозным субстратом в сознании реципиентов. Процесс возрождения буддизма и шаманизма продолжается, и студенты-буряты в современном обществе идентифицируют себя с данными религиями, что связано, по нашему мнению, с ростом национального самосознания бурят. Ключевые слова: современное общество, студенческая молодежь, социология духовной жизни, религия, религиозное сознание, шаманизм, буддизм.

ВВЕДЕНИЕ

В современной науке социологическое знание приобретает междисциплинарные философские, исторические, культурологические и другие ориентиры для получения объективной информации о процессах преобразования современного бурятского общества. В том числе развитие социологии религии и социологии духовной жизни. Расширяя эпистемологическое пространство, социология духовной жизни приобретает новые теоретические концепты в эмпирических исследованиях, «...социология духовной жизни...оставляет для себя открытыми возможности для освоения различных социокультурных значений и смыслов бытия» [1, С. 126]. Социология религии изучает процессы формирования ценностных и смысловых основ религиозного сознания, как систему мировоззрения, регулирующую социальное поведение человека.

Социальные процессы в Бурятии развиваются в течение длительного времени, сохраняя истоки религиозных традиций и ценностей. При этом религиозные ценности отождествляются с национальной целостностью, поэтому необходимы бурятам для социального единства на основе функционирования традиций, сохраняющихся на уровне этнической идентичности. В бурятском обществе в процессе исторического развития сложились устойчивые архетипы коллективного

29

бессознательного, отражающемся в религиозном сознании, что создает условия для формирования основы вероисповедания.

Сегодня в Бурятии представлены практически все мировые религии: христианство, буддизм, ислам, шаманизм. По статистическим данным количество зарегистрированных религиозных учреждений растет. Средства массовой информации постоянно рекламируют религиозные процессы в Республике всех конфессий. Общие тенденции активизации религиозных конфессий показывают повышение уровня религиозности студенческой молодежи. В процессе наблюдения, мы видим, что идентификация респондентов по конфессиям демонстрирует отсутствие институциональной религиозности и религиозного поведения. При этом большинство студентов знают православные, исламские и буддийские праздники и традиции.

Цель статьи заключается в выявлении особенностей религиозного сознания у студенческой молодежи бурятской национальности, обучающихся в Бурятском институте инфокоммуникаций (филиал) ФГБУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» в г. Улан-Удэ.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Современное бурятское общество под влиянием глобализации трансформируется, сохраняя при этом традиционные ценности на основе религиозного сознания. Буддизм и шаманизм, имеют важное значение в этнической идентичности бурят для сохранения целостности этноса. Шаманские и буддийские традиции становятся необходимостью в современной жизни общества, как на государственном уровне, так в повседневности бурят. Религиозное сознание функционирует как средство формирования ценностных ориентиров молодежи, создавая основы социального единства.

На сегодняшний день однозначного понятия «религиозное сознание» не существует, так как его структура и компоненты сложны и многочисленны. Единство в определение понятия заключается в том, что религиозное сознание является способом духовного освоения мира, на основе веры в божественное или сверхъестественное и получения практического опыта [2, С. 60-65]. В социологии религиозное сознание рассматривается, как результат религиозного опыта.

Религиозное сознание в социальном контексте, проявляется в практической деятельности, отражая повседневную потребность в эмоциональном отношении к миру. И. Яблоков, пишет о религиозном сознании: «...на этом уровне эмоции -чувства и наслаждение играют доминирующую роль, сознание приобретает образные формы.» [3, С. 13]. Поэтому, религия и религиозное сознание в реальности «.должны создавать и поддерживать социальную связь» [4, С. 234]. Таким образом, религия и религиозное сознание как объект социологического исследования является одним из показателей реального развития современного общества.

Бурятское современное общество сохраняет религиозное сознание в буддийских и шаманских традициях. Для буддизма характерен «.гуманизм, высокие этические нормы буддийской культуры.» [5, С. 430]. В шаманизме

30

сложилась историческая традиция «.наибольшим уважением.пользуются шаманы белой кости... К шаманам чёрной кости обращаются реже.» [6, С. 187]. В итоге буддизм и шаманизм, приобрели синкретическое единство в религиозном сознании бурят, они идентифицируются с этнической целостностью, что связано с социальным единством [7, С. 259]. На основе функционирования религиозного сознания в религиозной картине мира, сохраняется синкретизм щаманизма и буддизма на уровне этнической идентичности.

Буддизм и шаманизм с конца XVI и начала XVII по настоящее время, стали устойчивыми религиозными системами вероисповедания [8, С. 9-36]. А.Н. Дамбаева пишет, что «Буддийская этика призывает человека к активной духовной деятельности в течение земной жизни.его деяниями в предыдущих жизнях» [9, С. 48]. «Осуждая человека за плохие поступки, люди говорили, он «для своих потомков готовит плохую судьбу», предрекая не просто мучения, а плохое перерождение» [10, С. 99]. Вследствие этого, под влиянием гуманистических идей буддийское и шаманское религиозное сознание приобрели важное значение в современной жизни бурятского общества. В том числе и в жизни студенческой молодежи.

В современном обществе молодежь характеризуется социальными взаимодействиями, где определяется ее самостоятельность, представленная в социально-демографической группе по разным признакам [11, С. 267]. Так Т.С. Сулимова определяет молодежь как «социально-демографическую группу, главной характеристикой которой являются возрастные показатели (16-30 лет)» [12, С. 226].

В связи с социальными и психологическими особенностями возрастной категории государственная молодежная политика Российской Федерации, в контексте современных преобразований предлагает разные направления работы с молодежью [13]. В контексте государственных ориентиров социологические исследования молодежи необходимы для адекватной политики и социального развития общества.

Сегодня данные социологических исследованиях показывают, что «.уровень «религиозности» в стране возрастает» [14, С. 116]. В социологии религии религиозное сознание и религиозность исследовалась такими учеными как - М. Вебер, А.К. Крылов, Ю.А. Левада и многими другими [15, 17, 18]. В частности, М. Вебер предложил понятие «идеального типа» в «понимающей» социологии как инструмент познания религии [15]. Идеальные типы дают возможность сочетать реальную действительность сознательной деятельности с теоретическими конструкциями социальных отношений, поэтому религиозное сознание становится необходимой категорией в социологическом исследовании восприятия религии студенческой молодежью.

Студенческая молодежь в Бурятии соответствует характеристике современного молодого поколения, представленного в многочисленных социологических исследованиях. В 2019 году в БИИК СибГУТИ проведено анкетирование студенческой молодежи, представителей бурятской национальности с целью выявления отношения к религии и выявлении особенностей религиозного сознания. Студенческая группа в количестве 100 человек из числа представителей бурятского

31

этноса была опрошена в октябре-декабре 2019 года. Анализ данных показал, что верующими себя считают 90%, религиозными 60%. По конфессиональной принадлежности 80% причислили себя к шаманизму и буддизму, 1% отнесли себя к православию и католицизму. При этом 10% верят в бога и не принадлежат ни к одной из предлагаемых религий и не могут определится, к какой религии они хотели бы обратиться в индивидуальной беседе.10% не верят в бога и не исповедуют никакой веры. Сомневающихся, в том, чтобы верить или не верить было выявлено 10%.

Таким образом, опрос студентов из числа бурятской молодежи показал, что практически все обучающиеся обладают религиозным сознанием, т.е. верят в бога. Что демонстрирует формирование массового религиозного сознания. В процессе религиозной идентификации большинство отметило буддизм, как основу веры в бога. Причины, по нашему мнению, связаны с активным строительством религиозных храмов, дацанов, дуганов, открытием чудес исцеления и духовного возрождения. Особо можно отметить феномен нетленного тела Даша Дорожо Итыгилова, научно доказанного факта сохранения физического тела в естественном виде, несущего идеи буддизма в современном бурятском обществе. «Неослабевающий интерес к феномену Итигэлова способствует актуализации в общественном сознании социально-значимых функций религии» [19, С. 65].

Идеи буддизма в современном бурятском обществе формируют массовое религиозное сознание, когда каждый человек в любой форме проявляет религиозность. Подобное отношение связано с этнической идентичностью бурят, исторически идентифицирующего себя с буддизмом и шаманизмом. Религиозное сознание отождествляется с целостностью бурятского этноса, в данном случае неважно соблюдаются религиозные традиции или нет, важно то, что человек относя себя к буддизму, констатирует факт принадлежности к бурятскому этносу. В социологическом исследовании С.М. Климова и Г.В. Мартынова тоже отмечают, что «...переходный характер жизни современной молодежи, связан ... со стремлением к идентичности со своим этносом» [20, С. 245].

Отношение к конфессиям в Бурятии всегда было толерантным. Вместе с этим, поменялось отношение к служителям конфессий, так как многие идут в религиозные учреждения как на работу, что не зависит от веры и духовной принадлежности. А.Н. Крылов подчеркивает, что человек в отношении к религии на основе религиозного субъективизма опирается на жизненные ориентиры, независимо от религиозных традиций [18]. Из 90% верующих студентов 40% не посещают религиозные учреждения и не соблюдают религиозные традиции.

Именно общество сплачивает и создает условия для преемственности религиозных ценностей и традиций на основе религиозного сознания. Преемственность религиозных традиций в жизни общества сохраняет общность интересов современной молодежи и способствует уважительному отношению к религиозным конфессиям, формирующим религиозное сознание. Анализируя процесс формирования религиозного сознания, мы приходим к выводу, что религия в духовной жизни приобретает важное значение. На протяжении многих веков религиозное сознание сохраняет целостность бурятского общества.

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что студенческая молодежь бурятской национальности обладает религиозным сознанием, т.е. верят в бога, при этом буддизм и шаманизм являются синкретичными религиозным субстратом в религиозном сознании. Мотивация принадлежности к религии связано с этнической идентификацией бурят, сохраняющей целостность нации. Процесс возрождения буддизма и шаманизма продолжается, при этом студенты-буряты в современном обществе идентифицируют себя с данными религиями, что связано, по нашему мнению, с ростом национального самосознания бурят.

В истории духовная жизнь бурятского общества неразрывно связана с религиозными системами буддизма и шаманизма. Этническая идентичность бурят неразрывна с религиозным мировоззрением современной молодежи, активно поддерживающей процессы возрождения веры [21], что отражается в строительстве дацанов, шаманских обрядовых комплексов. Таким образом, религиозное сознание бурят формируется на основе синкретического единства веры в шаманских и буддийских традициях. В контексте преодоления кризиса ускоряющейся трансформации общества необходимо переосмысление процессов формирования религиозного сознания, формирующего целостность бурятского общества на современном этапе.

Список литературы

1. Попов Е. А. Социология духовной жизни: проблемы концептуализации / Е. А. Попов // Социологические исследования. 2012. - № 4 (336). - С. 122-126.

2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У Джеймс. - М., 1993. - С. 60-65.

3. Основы религиоведения: учебник для вузов / И. Н. Яблоков [и др.]; под. ред. И. Н. Яблокова. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006. - 568 с.

4. Социология религии: классические подходы. Хрестоматия / Науч. ред. и сост. М. П. Гапочка, Ю. А. Кимелев. - М., 1994. - 568 с.

5. Уланов М. С. Традиционный и «глобализированный» буддизм в современной России: проблема взаимоотношений / М. С. Уланов // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы IV Межрегион. науч.-практ. конф., 2009. - Новосибирск, 2009. - С. 432-435.

6. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм / Т. М. Михайлов. - Новосибирск: Наука, 1987. - 290 с.

7. Санжеева Л. В. Религиозная картина мира как конструкт формирования целостности картины мира и этнической идентификации бурят / Л. В. Санжеева // Мир психологии. - 2006. - № 3. - С. 254260.

8. Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. - М.: Восточная литература, 2008. - С. 9-36.

9. Дамбаева А. Н. Буддийские принципы в традиционных представлениях бурят / А. Н. Дамбаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 7 (21). - 4.III. - С.47-50.

10. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят / Г. Р. Галданова. - Новосибирск: Наука, 1987. -115 с.

11. Чупров В. И. Молодежь / В. И. Чупров // Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок. - М.: Academia, 2008. - С. 267.

33

12. Сулимова Т. С. Молодежь / Т. С. Сулимова // Социальная политика: толковый словарь. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 266-267.

13. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rgub.ru/files/state_policy-1021-2.pdf (дата обращения: 20.01.2020).

14. Хабудаева В. А. Религия в системе ценностей современной бурятской молодежи / В. А. Хабудаева // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2013.

- № 14. - С. 116-120.

15. Левада Ю. А. Социальная природа религии / Ю. А. Левада. - М.: Наука, 1965. - 261 с.

16. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер / Пер. с нем. М.И. Левиной // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 495-546.

17. Вебер М. Социология религии: типы религиозных сообществ / М. Вебер / Пер. с нем. М.И. Левиной // Избранное. Образ общества. - М.: Юрист. 1994. - С. 78-308.

18. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве / А. Н. Крылов. - М.: Изд-во «ИКАР», 2014. - 356 с.

19. Амоголонова Д. Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова и новая концепция возрождения Бурятии / Д. Д. Амоголонова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2012. - № 7. - С. 65-70.

20. Климова С. М. Уровень и характер религиозности студенческой молодежи БЕЛГУ в переходный период (размышления по результатам анкетирования) / С. М. Климова, Г. В. Мартынова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

- 2007. - № 1. - С. 222-246.

21. Ринчинова С. Б. Вера в религиозном сознании студенческой молодежи БИИК Бурятского института коммуникаций (БИИК СибГУТИ) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - - 2020. - Том 6 (72).- № 3. - С. 16-23.

RELIGION IN THE PERCEPTION OF STUDENTS OF THE BURYAT ETHNIC

GROUP IN MODERN SOCIETY

Rinchinova S. B.

Buryat Institute of Infocommunications (branch) of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics, Ulan-Ude, Russian Federation E-mail: s692595@mail.ru

Modern Buryat society is characterized by a steady revival of religions in the form of Buddhism and shamanism. The religious life of society is accompanied by an increase in the construction of datsans, dugans, the opening of shamanistic ritual places of worship, etc. A system of religious consciousness is being formed, which is reflected in the spiritual life of young people. In connection with the increase in the religious activity of society, a sociological study was conducted among students from representatives of the Buryat ethnic group studying at the Buryat Institute of Infocommunications, a branch of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics. The results of the analysis showed that students of Buryat nationality have a religious consciousness, i.e. They believe in God, while Buddhism and shamanism are a syncretic religious substrate in the minds of recipients. The process of the revival of Buddhism and shamanism continues, and Buryat students in modern society identify themselves with these religions, which, in our opinion, is associated with the growth of Buryat national identity.

34

Keywords: modern society, student youth, the sociology of spiritual life, religion, religious consciousness, shamanism, Buddhism.

References

1. Popov E.A., Sociology of spiritual life: problems of conceptualization, Sociological studies, 4 (336). 122 (2012).

2. James W., The diversity of religious experience. p. 60 (M., 1993).

3. Fundamentals of religious studies: a textbook for universities, I.N. Yablokov [et al.]; under. ed. I.N. Yablokova. 5th ed., Revised. and add. p. 568. (Higher School, M., 2006).

4. Sociology of religion: classical approaches. Reader, Scientific. ed. and comp. M.P. Gapochka, Yu.A. Kimelev. p. 234 (M., 1994).

5. Ulanov M.S., Traditional and "globalized" Buddhism in modern Russia: the problem of relationships, Siberia at the crossroads of world religions: materials of IV Interregion. scientific-practical Conf. p. 432 (Novosibirsk, 2009).

6. Mikhailov T.M., Buryat shamanism. 290 p. (Nauka, Novosibirsk, 1987).

7. Sanzheeva L.V., The religious picture of the world as a construct for the formation of the integrity of the picture of the world and ethnic identification of the Buryats, Psychology World. 3. 254 (2006).

8. Religion in the history and culture of the Mongol-speaking peoples of Russia. p. 9 (Eastern literature M., 2008).

9. Dambaev A.N., Buddhist principles in traditional representations are drilled, Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 7 (21). p. 47 (Diploma, Tambov, 2012).

10. Galdanova G.R., Dolamaist beliefs are being drilled. 115 p. (Nauka, Novosibirsk, 1987).

11. Chuprov V.I., Youth, Sociology of Youth: Encyclopedic Dictionary, Res. ed. Yu.A. Tooth, V.I. Chuprov. p. 267 (Academia, M., 2008).

12. Sulimova T.S., Youth, Social policy: explanatory dictionary. p. 266 (Publishing House of the RAGS, M., 2002).

13. Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 № 2403-r "On approval of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025". URL: http://www.rgub.ru/files/state_policy-1021-2.pdf (accessed: 20/01/2020).

14. Khabudaev V.A., Religion in the value system of modern Buryat youth, Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy. 14, 116 (2013).

15. Levada Yu.A., The social nature of religion. 261 p. (Nauka, M., 1965).

16. Weber M., About some categories of understanding sociology, Per. with him. M.I. Levina, Selected works. p. 495 (Progress, M., 1990).

17. Weber M., Sociology of Religion: Types of Religious Communities, Per. with him. M.I. Levina, Favorites. The image of society. p. 78 (Lawyer, M., 1994).

18. Krylov A.N., Religious identity. Individual and collective self-awareness in the post-industrial space. 356 p. (IKAR Publishing House, M., 2014).

19. Amogolonova D.D., The return of the Khambo Lama Itigelov and the new concept of the revival of Buryatia, Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy. 7, 65 (2012).

20. Klimova S.M., Martynova G.V., The level and nature of religiosity of BELGU students during the transition period (reflection on the results of the questionnaire), Scientific reports of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. 1, 222 (2007).

21. Rinchinova S. B., Faith in the religious consciousness of students of the BIIK of the Buryat Institute of Communications (BIIK SibGUTI), Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 6 (72), 3, 16 (2020).

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.