Научная статья на тему 'Религиозное сознание современной чеченской молодежи (на примере студентов ЧГУ)'

Религиозное сознание современной чеченской молодежи (на примере студентов ЧГУ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
социальные представления / религиозное сознание / молодежь. / social representations / religious consciousness in young people.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Умиев У. Н., Абдулаева Э. С.

В статье представлены результаты социального опроса среди студентов юридического факультета Чеченского государственного университета, являющихся чеченцами по происхождению. На основании проведенного исследования и анализа мы можем сделать вывод, что религия является неотъемлемой частью жизни современной чеченской молодёжи, нисколько не утратив свое значение в век научных технологий и прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS CONSCIOUSNESS OF MODERN CHECHEN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF CHSU)

The article presents the results of a social survey among students of the law faculty of the Chechen state University who are Chechen by origin. Based on our research and analysis, we can conclude that religion is an integral part of the life of modern Chechen youth, without losing its significance in the age of scientific technology and progress.

Текст научной работы на тему «Религиозное сознание современной чеченской молодежи (на примере студентов ЧГУ)»

УДК 316.73

Умиев У.Н., Абдулаева Э.С.,

Чеченский Государственный Университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11771

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ

СТУДЕНТОВ ЧГУ)

Umiew U. N., Abdulayeva E.S.,

Chechen State University

RELIGIOUS CONSCIOUSNESS OF MODERN CHECHEN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF

STUDENTS OF CHSU)

Аннотация

В статье представлены результаты социального опроса среди студентов юридического факультета Чеченского государственного университета, являющихся чеченцами по происхождению. На основании проведенного исследования и анализа мы можем сделать вывод, что религия является неотъемлемой частью жизни современной чеченской молодёжи, нисколько не утратив свое значение в век научных технологий и прогресса.

Annotation

The article presents the results of a social survey among students of the law faculty of the Chechen state University who are Chechen by origin. Based on our research and analysis, we can conclude that religion is an integral part of the life of modern Chechen youth, without losing its significance in the age of scientific technology and progress.

Ключевые слова: социальные представления, религиозное сознание, молодежь.

Key words: social representations, religious consciousness in young people.

Ни для кого не секрет и тем более не новость, что религия играет и играла наиболее значимую роль на всех этапах развития общества. Все великие события, истории связаны с её формами проявления. Однако теперь, когда наступил век электронных технологий и цифровой экономики, открытий, смогла ли религия сохранить свое огромное влияние на сознание и поведение людей?

Религия-это социокультурная система специфического поведения и практики, этики, мировоззрения, писаний, священных мест, пророчеств или организаций, которые связывают человечество со сверхъестественными, трансцендентными или духовными элементами. Тем не менее, нет научного консенсуса по точному определению религии. Изучение религии охватывает широкий круг академических дисциплин, включая теологию, сравнительную религиоведение и научные общественные науки. Религиозные теории предлагают различные интерпретации происхождения и произведений религии, включая экзистенциальные основы бытия и религиозные убеждения.

Роль религии по отношению к личности, культуре и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка. Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой [2]. «Она придает своим мифам и учениям, ритуалам и законам предельное значение и преследует тех, кто им не подчиняется. Она забывает, что возникла в качестве выхода из чрезвычайной ситуации» [1].

Так, психоаналитическая точка зрения Зигмунда Фрейда рассматривала религию как потребность бессознательного ума в исполнении желаний. Фрейд был категорически против религии и назвал ее «коллективным неврозом», заявив, что ее следует отменить в современном обществе. Учёный признал, что это служило обществу в прошлом, когда люди жили в племенах, но заявил, что мы как вид превзошли нашу потребность в иррациональном религиозном поведении [3].

Однако Карл Густав Юнг, напротив, считал, что религия определяется как совершенно особая позиция человеческого разума, соответствующая первоначальному использованию концепции religio (лат.) -благочестия, святыни, объекта поклонения; как коллективная форма защиты от невроза, которая необходима человеку для психического здоровья [4].

В Советском Союзе пропагандировали атеизм, велась активная борьба с верующими и в целом с религией. Мечети были закрыты, а «неофициальное» духовенство запрещено в служении. Было запрещено исламское образование и прекращён выпуск религиозной литературы, к 1985 году в Чечено-Ингушской АССР открыто действовало только 3 мечети. "Данные репрессии, как следствие, оставили, своего рода, "вмятину" на подсознание чеченского общества, однако искоренить религиозную принадлежность-не удалось, и, на сегодняшний день.

Как правило, подростки (а, следовательно, молодое поколение) стремится подражать старшим, перенимая их опыт. Поэтому, исследуя сознание молодого поколения, мы получаем объективную картину сознания как самой молодёжи в частности, так и всего общества, в целом.

Мы провели анкетирование среди студентов юридического факультета ЧГУ (участие приняли 87 ч.).

Вопросы:

1. Верите ли Вы в Бога?

2. Совершаете ли Вы молитву (намаз) ?

3. Посещаете ли Вы мечеть? Как часто?

4. Читаете ли Вы Коран?

Результаты исследования и обсуждения. По результатам опроса было выявлено, что подавляющее большинство из опрошенных (а именно 98,85%) верит в Бога, соблюдает религиозные обряды и обязательства. Кроме того, имеется небольшой процент из числа людей, выполняющих свои обязанности регулярно, но с некоторыми пропусками по уважительным причинам. Если взглянуть на опрошенных по поводу чтения Корана, цифры разнятся, так как треть опрошенных не умеют читать Священное писание на арабском языке. Также, если обратить внимание на количество посещающих мечеть регулярно, то результаты весьма впечатлительные. Но не обходится и без небольшого количества пропускающих по тем или иным причинам.

Вывод. Если в советское время, когда вера-носила нелегальный характер, и всячески пресекалась, в Чеченской Республике открыто действовало только три мечети, то сейчас (в постсоветское время) в соответствии с 28 статьей конституции РФ (Свобода вероисповедания), в Чечне наблюдается активный рост духовной культуры (учреждений): Рост числа мечетей, которых насчитывается в регионе в размере 932, в том числе самая большая мечеть в Европе построенная в г. Шали с вместимостью до 30 тысяч человек. В 2019 г. 23 августа в регионе открылась 7-школа "Хафизов" при этом, следует отметить, что, несмотря на свой юный "возраст", школы Хафизов ЧР были признаны лучшими во всем мире по результатам конкурса, прошедшего в Саудовской Аравии в городе Джидда в 2015 г. Хафиз в переводе с арабского, означает "учащий наизусть". Так называют тех, кто выучил священную книгу мусульман-Коран. Каждый год в республике выпускаются сотни хафизов, ещё сотни проходят обучение, а это молодые люди в возрасте 15-22 лет.

На основании проведенного исследования и анализа мы можем сделать вывод, что религия является неотъемлемой частью жизни современной чеченской молодёжи, нисколько не утратив свое значение в век научных технологий и прогресса. В заключении приведем слова П.Тиллиха: «Религия открывает глубину духовной жизни человека, обычно скрытую пылью повседневной жизни и шумом нашего секу-лярного труда. Она дает нам опыт Священного, того, к чему нельзя прикоснуться, что внушает благоговейный ужас, предельный смысл, источник предельного мужества [2].

Список литературы

1. Абдулаева Э.С. Мистицизм в духовной культуре чеченцев на примере измененного состояния сознания. Наука и молодежь //Материалы научно-практической конференции. Тезисы докладов / ЧГУ.2008/ 168 с.

2.Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.,1995. С.237.

3.Фрейд З. Сумерки богов. - М.: ЭКСМО, 1989. -389 с.

4.Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: «Канон +», 2003. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.