УДК 82.09
РЕЛИГИОЗНОЕ НАЧАЛО ЛИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ГЕНРИХА БЕЛЛЯ
© 2012 Н.Т.Рымарь
Самарский государственный университет Статья поступила в редакцию 19.04.2012 Религиозная основа лирической прозы Белля в его первом романе «Крест без любви».
Ключевые слова: роман «Крест без любви», лирическая проза, религиозное сознание, конфликт абсолютных и социальных ценностей, лирический герой, конфликт.
Первый роман Генриха Белля «Крест без любви», написанный в 1947 году и опубликованный в 2002 году1, интересен в нескольких отношениях, заслуживающих специального анализа. Во-первых, после того, как несколько издательств, ссылаясь на очевидные слабости стиля начинающего писателя и слишком прямолинейную, в черно-белых тонах, оценку поведения немецких солдат и офицеров в годы второй мировой войны, отказалось его печатать, начинающий писатель во все последующие годы больше не пытался опубликовать или переработать текст и, по его собственным словам, забыл о нем. Во-вторых, при том, что религиозность Белля хорошо известна2, роман поражает той прямотой и эмоциональностью, с которой в нем выражено его религиозное мировоззрение. В-третьих, в образах вымышленных героев и обстоятельств здесь с необычайно высокой степенью непосредственности и опять-таки эмоциональности, почти без дистанции, отражается личный довоенный и военный опыт автора. В-четвертых, несмотря на то, что Белль еще не нашел в этом романе свой стиль
Рымарь Николай Тимофеевич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы. E-mail: Nikolaj. Rymar@gmail. com
1 Boll H. Kreuz ohne Liebe // Heinrich Boll Werke. Kölner Ausgabe. Bd. 2. Hsg. von J.H.Reid. - Köln 2002. Роман цитируется по данному изданию, страницы указаны в круглых скобках.
2 Wirth G. Heinrich Böll. Essayistische Studie über religiöse und
gesellschaftliche Motive im Prosawerk des Dichters. - Köln, 1969; Kuschel K.-J. Jesus in der deutschsprachiger Gegenwartsliteratur. - Zürich-Köln, 1978. - S.109 - 159; Kuschel K.-J. Weil wir uns auf dieser Erde nicht ganz zu Hause fühlen. 12 Schriftsteller über Religion u. Literatur. - München 1985; Kuschel K.J. Liebe - Ehe - Sakrament. Die theologische Provokation Heinrich Bölls // Heinrich Böll 1917 - 1985, zum 75. Geburtstag. Hrsg. von Bernd Balzer. - Bern; Berlin; Frankfurt/M; New York; Paris; Wien, 1992. - S.163 - 178; Kuschel K.-J. Im : Spiegel der Dichter. Mensch, Gott und Jesus in der Literatur des 20. Jahrhunderts. - Düsseldorf, 2000; Güstrau S. Literatur als Theologieersatz. - Frankfurt am Main, Bern, New York, Paris, 1990; Nielen M. Frömmigkeit bei Böll. - Anweiler, 1987; Jür-genbehring H. Liebe, Religion und Institution. Ethische und religiöse Themen bei Heinrich Böll. - Mainz, 1994.
лирической прозы, мы можем с полным на то основанием находить в нем подлинные начала лирической прозы писателя пятидесятых и отчасти шестидесятых годов (до повести «Чем кончилась одна командировка»), потому что здесь обнаруживают себя решающие для концепции личности беллевского лирического героя моменты: писатель нашел здесь то, что сыграет решающую роль при создании его лирической прозы.
Остановлюсь на непосредственно выраженной религиозности беллевской концепции личности в романе «Крест без любви» и проблеме ее роли в формировании лирической прозы писателя. Первый роман Белля позволяет со всей ясностью понять внутреннее «зерно» его концепции лирического героя: глубокий конфликт абсолютных ценностей с ценностями социальными, всеми идеологиями и социальными институтами современной культуры, который определит строение его произведений как на тематическом, так и на повествовательном, композиционном и словесно-речевом уровнях3. Абсолютные ценности - это ценности, которые не могут быть поставлены под вопрос, и они являются духовной опорой существования личности, которая позволяет выдержать герою Белля любые нравственные испытания, внутренне, нравственно противостоять давлению общества со всеми его моральными и социальными устоями. Один из героев романа «Крест без любви», Йозеф, обосновывает это неприятие общественных правовых и моральных норм следующим образом: «Но мы не забудем, что распятие Иисуса Христа сделало его жертвой справедливости этого мира и что мы живем ради НЕГО, который был осужден по всем правилам правовой практики» (425). Эта столь четко выраженная позиция героя по отношению к гражданскому обществу объясняет последовательность беллевского ге-
3 Такое понимание лирической прозы изложено в монографии автора данной статьи (Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. - Воронеж: 1978).
Филология
роя в этом пункте: все социальные устои этого общества, все представления этого мира о справедливости находятся по ту сторону истины, возвещаемой Христом.
Способность внутреннего сопротивления героя миру социальной практики обусловлена верой. Проявившаяся таким образом в первом романе бескомпромиссная внутренняя независимость, суверенность личности беллевского героя определяет затем позицию лирического Я в рассказах и романах последующего периода творчества писателя периода лирической прозы4. Роман «Крест без любви» в весьма радикальной форме открывает истинный источник этой внутренней силы сопротивления лирического героя Белля - это установка быть «на стороне Христа». Эта позиция, позволяющая душе не только противостоять морали социальной действительности, но и воспринимать все страдания, связанные с пребыванием человека в этом мире как особую милость Божью -милость, позволяющую быть причастным страданиям, смерти и воскрешению Христа. К этому приходит мать героев романа, утверждающая это «высокое право» человека - «право страдать за Христа» («Hoheit, leiden zu dürfen für Gott» (237).
Беллевское представление о человеке неразрывно связано с этой позицией - например, в интервью Пауля Шаллюка с Беллем, опубликованном в 1953 году, Белль говорил: «Я вижу бытие человека и переживаю его как производное от Бога и в его обращенности к Богу, которого я мыслю как Бога христиан-ского»5. Белль никогда не отказывался от такого понимания человека - и много позднее он связывал понятие человека с понятием «воче-ловечивания», причем в собственно католическом смысле, как соединение божественной и человеческой природ6. В беседе с К.-Й.Куше-лем Белль сказал, что он верит в Бога потому, «что существует человек. И потому, что люди
4 Анализ поэтики лирической прозы Белля с этих позиций выполнен в монографии автора данной статьи «Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы», а более детально - в его же диссертации «Соотношение лирического и эпического в западногерманском романе» (МГУ, 1979).
5 Paul Schallück: Interview met Henrich Böll // Literair Paspoort (Amsterdam) 8 (1953), N 69. - S.187 (Zit. nach Schnepp B. Die Aufgabe des Schriftstellers. Bölls künstlerisches Selbstverständnis im Spiel unbekannter Zeugnisse // Werner Bellmann (Hrsg.): Das Werk Heinrich Bölls. Bibliographie mit Studien zum Frühwerk. - Opladen 1995. - S. 51).
6 Так в «Pastorale Konstitution Gaudium und Spes»
сказано: «Так как в Нем (в Христе) человеческая природа была принята, без того чтобы она была (Им) поглощена, она тем самым уже и в нас была возвышена. Ибо Он, Сын человеческий, в своем вочеловечива-нии соединился с каждым человеком».
заключают его в себе благодаря вочеловечива-нию»7. Такой прямоты и непосредственности в выражении религиозного понимания человека после романа «Крест без любви» в творчестве Белля уже нет. Несмотря на то, что приметы церковного и шире - религиозного быта сохраняются и играют большую роль в последующих произведениях писателя, позиция лирического героя мотивируется в них уже преимущественно этически. Так мотивы причастия буйвола и причастия агнца в романе «Бильярд в половине десятого» хоть и явно соотносятся с католическим таинством причастия, но выступают здесь прежде всего как символы, раскрывающие собственно этические позиции героев.
Вместе с тем эти позиции мыслятся как подчеркнуто и даже демонстративно асоциальные, - отсюда один из важных лейтмотивов романа «Бильярд в половине десятого»: «долг, честь, порядочность» - эти «добродетели» могут заменять человеку совесть. Таково поведение Шреллы в этом романе или чрезвычайно радикально реализованный в повести «Самовольная отлучка» мотив отчуждения героя от военного коллектива: герой повести выбирает себе в армии должность ассенизатора, распространяющего вокруг себя запах фекалий и таким образом создающего непреодолимую границу между собой и окружающими его товарищами по службе и военным начальством. В рассказе «Выбрасыватель» герой, едущий по утрам в трамвае на работу, испытывает «блаженное чувство асоциальности», так как его работа «выбрасывателя», уничтожающего поступающую в учреждение почту, воспринимается им как асоциальное действие, отделяющего его от всех бюргеров, мыслящих свое существование как выполнение социального долга.
Понятие долга, «серьезности долга» получает у Белля преимущественно негативную, ироническую или сатирическую окраску: так в рассказе «Мое печальное лицо» говорится о «животной серьезности» с усердием выполняющего свой служебный долг человека - такие персонажи у Белля принципиально лишены иронии, они принимают свою социальную роль и идеологию общества всерьез, без дистанции, отождествляют себя с ней. Поэтому они в глазах героев Белля, иронически воспринимающих свою социальную роль, именно «они», марионетки, статисты, не имеющие за душой ничего своего. Герой сатирической повести «Самовольная отлучка» говорит: «Воче-ловечивание начинается тогда, когда кто-то уходит из своей части в самовольную отлуч-ку»8. Во «Франкфуртских лекциях» Белль
7 Siehe K.-J. Kuschel im Gespräch mit Heinrich Böll // Publik-Forum 12 (1983) N 17. - S.16.
писал: «Возвышенное - асоциально»9, в печати он неоднократно называл себя даже анархистом.
Можно до определенной степени согласиться с Х.Юргенберингом, что Белль акцентирует связь молитвы с повседневностью, мирским, пытаясь вывести таинства из сферы далекого и недоступного10. «У Белля мы можем наблюдать прогрессирующую «трансформацию» религиозных понятий и представлений в мирские отношения. Речь идет о растворении сакрального в профанном... Это согласуется с интенциями позднего творчества Белля»11.
Беллевская «эстетика гуманного» все же вряд ли предполагает «растворение» сакрального в профаном, скорее речь должна идти о своеобразной сакрализации бытового существования человека, которое, по мнению писателя, всегда третировалось немецким идеализмом как в жизненной практике, так и в искусстве. Как показано во «Франкфуртских лекциях», именно в быту, в конкретных, повседневных отношениях людей проявляется истинно человеческое - «гуманное». Эта этико-эстетическая позиция писателя с большой полнотой реализована в повести 1966 года «Чем кончилась одна командировка». Если оставаться в пределах категорий сакральное / профанное, то понятие «вочеловечивания» вполне объясняет присутствие религиозного элемента в позиции героя лирической прозы.
Вместе с тем в прозе Белля быстро исчезает прямое слово о собственно религиозных ценностях, которые, как мы видели, тем не менее остаются истинной основой этической позиции писателя. В негативной форме религиозное начало в романах 50-х годов отчасти получает выражение в критике священнослужителей, церковной практики, тем самым указывая на ту религиозную истину, которая часто предается забвению в церкви как социальном инсти-
туте. В такой ситуации оно, в соответствии с поэтикой жесткого противопоставления внешнего и внутреннего в лирической прозе Белля, уходит из прямого слова, чтобы еще глубже укорениться в глубине внутреннего мира личности. Религиозное чувство приобретает более интимный характер, оно бежит больших слов, уходит от языка церкви, дистанцируется от всего внешнего, чтобы поселиться и жить в глубине души героя, в повседневной мирской речи и мирских заботах человека.
Это связано в том числе и со сложившейся в европейском обществе духовной ситуацией, в которой религиозное чувство переживается как глубоко интимное, оно страшится выражать себя вслух, боится какой бы то ни было демонстративности. Отчетливая религиозная позиция была в юности Белля и в период написания первого романа серьезной и действенной идеологической опорой в сопротивлении национал-социалистическому режиму. После войны ситуация должна была измениться. Тенденцию лирической прозы писателя, проявляющуюся в дистанцировании от идеологической ортодоксальности в выражении религиозных переживаний, после войны следует связать со страхом перед любой идеологией, который стал приметой послевоенного времени в Германии после того как идеология сыграла роковую роль в истории страны. Недоверие художника к любой идеологии было характерно для всех писателей группы 47, чутко реагировавших на духовную ситуацию в стране.
8 Böll H. Entfernung von der Truppe // H.B. Kölner Ausgabe, Bd. 14. - S. 251.
9BöllH. Frankfurter Vorlesungen. - Köln-Berlin, 1966. - S.107.
10Jürgenbehring H. Liebe, Religion und Institution. Ethische und religiöse Themen bei Heinrich Böll. - S. 101.
11Ibid. - S. 95.
RELIGIOUS SOURCE OF THE LYRIC PROSE BY HEINRICH BÖLL
© 2012 N.T.Rymar" Samara State University Religious basis of the lyric prose by Heinrich Böll in his first novel Cross without Love.
Key words: Heinrich Böll, novel Cross without Love, lyric prose, religious consciousness, conflict of absolute and social values, lyric hero.
Nikolay Timofeevich Rymar, Doctor of Philology, Professor of the chair of Russian and Foreign Literature. E-mail: [email protected]