УДК 130.2:2
Д. В. Делюкин, А. К. Мазаева-Каненга
Религиозное единение как модель общества будущего: к исследованию вопроса1
Статья посвящена осмыслению идей и планов Рерихов, в т. ч. идеи строительства гармонизирующих, объединительных религиозных сооружений. Приведены примеры религиозной гармонии в истории и современных поисков и экспериментов. Поставлен вопрос о месте, основах и предпосылках для храма «духоразумения», храма Единого Божественного Начала на основе понятий Учения Живой Этики, биографии семьи Рерихов, документов и последних публикаций и исследований.
Ключевые слова: духовное единение, гармонизирующие сооружения, храм духоразумения, канон «Господом твоим», Община, Новое Сознание
Dmitri V. Delyukin, Angela Kennedy Mazaeva-Kanenga Religious unification as model of society of the future: to research of a question
Article is dedicated to some understanding of ideas and plans regarding the development of Roerich Altai, assumptions of the city of the future. Comprehension of idea of construction of the harmonizing temples or other structures that imply certain association. Are some historical examples of religious harmony, the proceeding searches and experiments are given. Raised the question of the place, bases and prerequisites for the temple of the One Divine Principle on the basis of concepts of the Doctrine of Living Ethics, the biography of the Roerich family, documents and the last publications and researches.
Keywords: spiritual unification, the harmonizing constructions, canon «By thy God», the Community, New Consciousness
Зинаида Григорьевна Фосдик в своих воспоминаниях пишет о том, как Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи мыслили о городе будущего на Алтае под названием Звенигород. И хотя в записях как Рерихов, так и Фосдик, содержатся лишь общие сведения об этом проекте, мы знаем, что речь шла, в первую очередь, о строительстве «храма Единой религии»2. В Учении Живой Этики, в трудах самих Рерихов и их ближайших сотрудников этот храм определялся как храм «духопони-мания» или «духоразумения». Было указано конкретное место его будущего расположения: у подножия горы Белухи. В книге «Алтай - Гималаи» Рерих пишет о Белухе в 1926 году: «На вершинах холмов наблюдается необычайно теплая температура в зимнее время. По заметкам Сапожникова3, ледник на Белухе за последние пятнадцать лет отступил на сто восемьдесят метров»4.
Не так давно В. А. Росов опубликовал новые материалы и документы, в том числе о продвижении проектов горнодобывающих разработок на Алтае, о ходе переговоров американских сотрудников Рерихов с Советскими властями. Во вре-
мя своего пребывания в Москве Рерихи обсуждали с представителями Советского правительства планы экспедиции. Одной из важных целей было изучение Алтая, в том числе, всей поверхности горы Белухи и Урянхая. Ставились задачи экономического и научного освоения малоизученных территорий. Предполагалось развитие кооперативного движения, создание общин, улучшение условий жизни: «проектируется основать образовательные учреждения всех родов, как для народного блага, так и центры научных изысканий»5. В документе (л. 5), опубликованном Росовым, в проекте общества «Белуха» предполагались новые коммунальные и промышленные центры, полная городская инфраструктура. Росов также ссылается на заявление Н. К. Рериха 1924 года о строительстве в окрестностях горы Белухи города под названием Звенигород.
«Приветлива Катунь, - писал художник. - Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоится суровой мощи и красоты?.. Увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород»6.
Напомним, что в 1924 г. выходит в свет первая книга Учения Живой Этики -«Листы Сада Мории», которая начинается со слов: «Народы восстанут и построят Новый Храм».
Можно обратиться и к другим материалам, опубликованным В. А. Росовым7, среди которых - письмо Е. И. Рерих из Кашгарии сотрудникам в Америке от 23.2.1926, содержащее, к примеру, такие строки: «<...> Община - ключ ко всем вратам познания и достижений. Община - ключ ко храму и дому Учителя! Община - кооперация. <...> Люди, люди, вдумайтесь и поймите это и возликуйте духом перед этой грандиозной общиною вселенной», а далее она пишет о том, что вмещение есть ключ к космическому сознанию.
Вот это понятие всевмещения, видимо, и может стать ключевым, лежащим в основе идей строительства гармонизирующих храмов или иных сооружений, подразумевающих некое объединение. Можно назвать его единением на основах Общины.
Рерихи учат нас, что безрезультатно поверхностное, внешнее единение. Несомненно, в основе должно лежать развитие сознания именно в сторону всевмещения, тогда возможны и гармонизация, и другие полезные воздействия (например, архитектурных форм).
Супруги Рерихи предпринимали определенные практические шаги для реализации своих целей. Работа на Алтае должна была привести к построению духовно-культурного комплекса. Ключевое место в этом проекте должен был занять храм, влияние которого должно было бы распространяться на градообразующие предприятия. В своем дневнике участница алтайской экспедиции Зинаида Фосдик уточняла: «На высоте 7000 футов будет построен храм, а город [Рерихи называли его «Звенигород»] - в долине»8.
С мыслями и о прошлом и о будущем данного проекта Николай Константинович создает в 1933 году картину «Звенигород», находящуюся сегодня в Музее Н. Рериха в Нью-Йорке. На картине изображен храм древнерусской архитектуры. Безусловно, это - земная проекция Храма небесного, «место, где духовный мир сочетается с материальным»9. «В Звенигороде вижу университет, где совместятся, наконец, точные науки с пониманием духа»10, - предрекал Николай Константинович. Он называл его «Храмом знания и красоты».
«Внизу город Новой Эпохи, над ним Храм человеческих достижений и место встреч земли с духом»11.
Таким образом, мы видим, что идея религиозного объединения, создания храма Единого Божественного Начала и объединенного человечества с использованием канона «Господом Твоим» занимала серьезное место в мыслях и в работе Рерихов. «Ведь духовное единение есть, прежде всего, допущение множества и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание своей. Желание какого-то примирения есть уже такое навязывание. В основу всего должен быть положен пример Природы, все в себя вмещающей и гармонично подбирающей свои соседства. Потому примем выражение жизни во всем ее многообразии, ибо истинно в этом вся мощь и красота. Потому то, что ближе нашему сердцу, и есть наша настоящая ступень. Придет время, и дух наш укажет следующую. Потому примите совет - не стремитесь к насильственному примирению, но в благостном допущении искренно следуйте тому, что Вам ближе»12.
Опыт Рерихов и указания Великих Учителей в этой области должны быть тщательно изучены и осмыслены. Очевидно, что в основе таких планов лежало знание мировых законов.
О состоянии многих религий Елена Ивановна писала своим корреспондентам неоднократно. Например, в одном из писем она указывает: «Нужно готовить сознание свое к разрешению многих проблем. Трудно будет сознанию закостеневшему, не изжившему старые предрассудки. Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии красоты подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский собор просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших соборов, должна будет изучить сочинения первых христианских философов и Отцов церкви, ближайших ко времени Иисусову; и тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. И только тогда будет заложена Новая Религия Св. Духа. «Не на Горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Иоанн. 4, 21-24). Также хочу напомнить Вам, что все архангелы должны были пройти через человеческую эволюцию. И архангел Варахаил, или Уриель, был и есть ЧЕЛОВЕК. Также и Архангел Михаил, занимая свое
место среди высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей грешной Земле, неся ей спасение. Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного физического человечества и продолжавшие двигать эволюцией сознания на всем протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар и среди них Наивысший, о которых говориться в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с Высших миров и принесшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались в великих основателей Религий и царств, Философий и т. д. на всех поворотных пунктах истории планеты, чтобы помочь и ускорить эволюцию человечества. Именно Архангел Михаил один из Них сейчас на страже судьбы нашей планеты. Ему заповедана последняя битва с Князем мира сего. (О том свидетельствует и Библия)»13.
Нет достаточной информации о том, как должен был внешне выглядеть этот храм. В. А. Росов, например, пишет, ссылаясь на дневниковые записи Е. И. Рерих 1924 года, что «у Е. И. Рерих встречаются сведения общего характера, связанные с убранством Святилища, со специальными службами и молитвами, с обустройством алтаря и прочее. Кстати, именно в алтаре Храма и должен помещаться Камень, который Рерихи получили в Париже. Управление Храмом осуществляет община Алтайских сестер. Создать проект такого необычного сооружения Рерихами вменялось их сыну Святославу»14.
Отталкиваясь от начальной идеи значимости темы религиозного объединения, в этом сообщении мы хотим проанализировать некоторые исторические примеры религиозной гармонии, а также рассказать о продолжающихся поисках и экспериментах. Сразу оговоримся, что не все анализируемые случаи поднимаются до уровня Учения Живой Этики в осмыслении вопроса Единой человеческой религии и Единого Бога, многие из них несут на себе признаки ограниченности взглядов своего времени или своего общества, но они содержат в той или иной мере «рациональное зерно» и являются конкретными, реальными фактами воплощения идеи сотрудничества людей разных культур и религий.
Главным мотивом создания храма объединенных религий остается одно - достижение гармоничного сосуществования людей. Изыскания в этой области базируются на гипотезах, аналогиях и экспертных оценках, часто не получая полной реализации, однако их значимость, как социальная, так и экономическая, очень весома. Многолетние наблюдения показывают, что именно культовые сооружения могут выполнять функции генератора и преобразователя энергий. Здесь очень важны форма и местоположение. В мире насчитывается несколько десятков объектов культа, которые прославились не только своими целительными свойствами, но и тем, что они исправляют структуру пространства, приближая его к состоянию Гармонии, а вместе с ним и объекты, находящиеся в таком пространстве. Одним из самых древних сооружений такого рода является Стоунхендж в Англии. Извест-
на своими целительными свойствами церковь Аль-Мамед в Синтре (Португалия). Находится она на берегу Атлантического океана, энергия которого играет важную роль в реструктуризации энергетического поля вокруг храма. Архитектурная форма церкви (конусовидная) и близость к океану создают особое электромагнитное поле резонансной коррекции, которое благоприятно сказывается на биополе человека и животных. Церковь Аль-Мамед является наглядным подтверждением того, как геомагнитные ресурсы различных стихий усиливают влияние особого рода энергии культового места - источника генерирования энергии психической. Ряд ученых считает, что наивысший благоприятный эффект достигается молитвой объединенных храмовым пространством людей, которые хотя и дифференцируют понятие Бога, но уже сознательно участвуют в едином религиозном процессе творения энергии молитвы или Абсолюта.
Выдающимся примером подобного сооружения является строящийся с 1994 года в нескольких километрах от Казани, на берегу Волги, в селе Старое Аракчи-но «Вселенский храм» или «храм всех религий», задуманный и спроектированный талантливым художником, архитектором Ильдаром Мансавеевичем Хановым. После знакомства со Святославом Рерихом, одобрившим программу создания Храма единения душ и пожелавшим И. Ханову здоровья и сил в осуществлении задуманного, в последнем укрепилась его давняя идея создания подобного комплекса. Он, несомненно, уникален по масштабности заложенных в него идей и задуман как Международный культурный центр духовного единения. Характерно, что место для строительства этого храма выбрано на берегу Волги, то есть вблизи мощного источника стихийной энергии воды. В прессе можно найти информацию об этом комплексе, например, о том, как его приняли некоторые представители тех самых конфессий, которые включены в этот храмовый комплекс: «Представители некоторых конфессий заняли непреклонную позицию: Ханов кощунствует, объединяя разные церкви фактически под одной крышей. И если к соседству на одной улице, скажем, святилищ христиан, мусульман и иудаистов современный мир уже как-то привык, - то видеть рядом с алтарями мировых религий еще и звероподобных богов Древнего Египта, и символы зороастризма, и фетиши древних забытых культов оказалось нестерпимым не только для священнослужителей. Запротестовали многие. Но Ильдар Ханов как будто не слышит голоса возмущенных. Он строит Храм, в котором хочет соединить шестнадцать религий: те, что живут сейчас, те, что остались в глубоком прошлом и те, о которых человечество еще не знает. Он мечтает провозгласить равенство всех религий, культур и цивилизаций нашей планеты»15. Никаких традиционных обрядов в этом сооружении не проводится. Это не религиозный храм в обычном понимании, а скорее, храм культуры и истины, призванный отразить в себе все лучшее, что было создано человечеством. На современном этапе идеи И. Ханова обросли большими ширококультурными проектами, медленно,
но верно воплощающимися в действительности. Некоторые из них вполне можно сравнивать с инициативами, некогда разрабатывавшимися семьей Рерихов.
Идея такой структуры, которая создала бы предпосылки к объединению религиозной энергии, духовных сил людей, витает в воздухе современного общества, вступающего в новую эру интеграции. Происходит сближение и взаимодействие религиозных взглядов. Первые попытки найти точки соприкосновения мировых религий были предприняты в США еще в конце XIX века. В 1893 году в Чикаго прошел первый Конгресс всех религий, на котором, в частности, выступил Свами Вивекананда, потрясший тогда всех слушателей. С его приездом на Запад началась эра религиозно-просветительской деятельности индуистов с акцентированием йогических практик. В 1920 году в США с циклом лекций прибывает Йогананда Парамаханса (1893-1952). Знакомство американской общественности с этим индийским философом началось на Международном либеральном религиозном конгрессе, который состоялся в Бостоне в 1920 году. На конгрессе он выступил с докладом «О науке религии», то есть о йоге. Йогананда пошел по пути Вивекананды. К тому же его учение во многих положениях было сходно с неоведантой Вивекананды, ученика великого Рамакришны, особенно в том, что касается равенства религий. Год спустя Бостон посетил Николай Рерих со своей выставкой. Художнику была близка идея «сотрудничества всех религий», которую пропагандировала Американская Унитарианская Ассоциация, выступавшая организатором религиозных конгрессов в США и во всем мире. Именно она организовала упоминавшийся конгресс в Бостоне. Там же находилась ее штаб-квартира, духовным центром которой и по сей день считается Церковь на Арлинг-тонской улице (ставшая Унитарианской после перестройки в 1861 году). В Бостоне состоялось знакомство Николая Константиновича с Йоганандой, о чем последний упоминает в своей автобиографии16. Основная мысль, которую высказывал Йогананда, заключалась в том, что все религии «прямо или косвенно предписывают контроль. и возвращение назад жизненной силы». Индийский философ не раз повторял, что Илия, Иисус, апостол Павел и другие были мастерами использования крии или подобной ей техники, метода обращения вовнутрь, к духовному «Я» жизненной силы, которую обычно мы растрачиваем вовне для поддержания деятельности тела и ума. По мнению Йогананды, это основная цель любой религии.
Еще одно обстоятельство, само собой попадающее в круг обозначаемых нами вопросов и исследований, тоже достойно того, чтобы обратить на него внимание. Среди участников первого Конгресса всех религий в Чикаго была Мэри Бейкер Эдди, основательница «Церкви Христа или Научной церкви» (в русской традиции утвердилось название Христианская наука). Миссис Эдди провозгласила себя пастором новой «церкви», и с тех пор именовалась Мать Мэри. Это была первая в христианской религии попытка научно обосновать целительную силу коллективной молитвы или молитвы как терапии. В своей практике Мать Мэри достигла больших
успехов. Слава об исцелении коллективной молитвой быстро облетела все американские приходы и перенеслась через океан.
Современные исследования «жизненной духовной силы» как продукта религиозного культа приводят ученых к мысли о том, что ее использование в интересах многонациональных масс возможно лишь при слиянии духовных начал всех религий.
Однако возникает вопрос: если речь пойдет о едином религиозном пространстве, сможет ли индус пойти в христианский храм и читать там мантру? Любой специалист скажет, что это невозможно, причем по нескольким причинам. Почитание Учителей и Пророков разных религиозных учений присутствует в традициях многих народов, на что указывали и Рерихи. Но каждый культ создает свое энергоинформационное поле, свою вибрацию, выразимся так, в которой может быть некомфортно представителю другой религии. А он сам будет сбивать настрой молящихся. Отсюда -частые запреты входить на территорию молитвы иноверцам. Христиане могут помолиться за нужды отдельных мусульман, но ни те, ни другие не смогут объединиться в единой молитве. Храм всех религий - пожалуй, единственный способ объединить различные молитвы в единое целое. Существует мнение, в основном пока разделяемое представителями очень новой науки - эниологии, что в храме объединенных религий может возникать особого рода духовная пространственная энергия, которая способна кардинально менять взаимоотношения людей.
Мы все слышали фразу о том, что «после 11 сентября мир изменился». Именно после теракта 11 сентября в Нью-Йорке заговорили об изысканиях всевозможных способов защиты от терроризма и насилия, поскольку стало ясно, что закон «око за око» работать будет со все большими затратами энергии и ресурсов, а ситуация не исправится. Так возникла идея строительства «Мемориального храма всех религий в память жертв 11 сентября и снятия террористической напряженности под эгидой Единого Бога» (авторы идеи и проекта В. Славкин и Э. Слонимский). Однако в США этот храм так и не был построен. Впоследствии врач и эниолог Эмиль Маркович Слонимский, работающий и проживающий как в США, так и в России, в переговорах с российскими представителями в ООН, заинтересовавшимися проектом, предлагал построить такой храм на территории Ленинградской области, в самом высоком ее месте - на Дудендорфских высотах. Но пока эта идея остается на бумаге.
Чем же примечателен проект этого сооружения? Рассмотрим архитектурное решение храма подробнее. Согласно проекту, главное здание Мемориального храма всех религий имеет округлую и конусовидную форму башни с центральным залом и с поднимающимся вертикальным коридором, закручивающимся в спираль. Стены храма имеют выходы в коридоры, ведущие к небольшим молельным залам квадратной формы с пирамидальными крышами и характерными архитектурными украшениями снаружи. Представлены молельни христианские (католическая,
православная, протестантская), иудейская, мусульманская, буддийская с характерными для этих религий чертами как внутреннего, так и внешнего убранства. Храм имеет 2 входа. Крыша храма - по типу черепичного кручения. В центральном зале храма, находящемся на уровне выше самих часовен, отсутствуют религиозные принадлежности. В центральном зале храма в Нью-Йорке планировалось размещение фотопортретов жертв 11 сентября. По нашему мнению, более сильный эффект может возникать от использования проекции-панорамы портретов погибших в последних войнах, военных конфликтах и террористических актах. Подобный прием сопереживания использовал современный рок-музыкант Роджер Уотерс в своем мировом концертном турне. На сцене выстраивалась стена, а на ее фрагментах проецировались поочередно изображения жертв войн и терактов.
В центре главного округлого зала должна располагаться ротонда на 7 столбах двухконусной формы, причем верхний конус в два раза превышает по высоте нижний. Между конусами - шар из серебристого металла.
Крыши молелен имеют религиозные знаки отличия.
Молитвенная энергия разных религиозных конфессий проводится в главный зал, который в силу своей конусовидной структуры концентрирует ее в центре помещения. Высокие вибрации каждой отдельной мировой религии сливаются в единую смешанную структуру, близкую к понятию абсолюта. Эту структуру усиливает двух-конусная пирамидальная система. Авторы проекта делают такие прогнозы, опираясь на опыт функционирования подобных построек, а также на научные наблюдения. В качестве довода приводится польза от построенных в России пирамид. Одна из таких наиболее известных пирамид находится на Селигере, и высота ее 22 метра. В зоне воздействия Пирамиды регистрируются явления, которые сегодня можно отнести к феноменологии. Даже при морозе в 40°С, например, внутри Пирамиды не замерзает обычная вода. При резком встряхивании бутылки с такой переохлажденной водой она замерзает за 2-3 секунды. Если смотреть на Пирамиду локатором в диапазоне волн 10 см, над ней виден ионный столб в несколько километров высотой.
Как следствие посещения храма всех религий, а также нахождения вблизи него должны улучшаться общее физическое самочувствие, уравновешиваться психическая деятельность, сниматься депрессивное настроение, а также уменьшаться состояние религиозного противостояния, которое во многом является причиной террористической напряженности.
Одним из мировых примеров спокойствия и гармонии является остров Пе-нанг в Малайзии. На Пенанге не зафиксировано ни одного теракта за всю историю существования его столицы Джорджтауна, основанного англичанами в 1786 г., хотя в других штатах государства такого рода инциденты случаются. Именно в столице Пенанга находится уникальное место, получившее название улицы Гармонии. Благодаря своей известности и популярности среди местных жителей и гостей острова улица Гармонии вполне могла бы претендовать на официальное название, но на всех
картах и в справочниках она значится как улица Питт (Pitt street). Ее уникальность состоит в том, что эта улица - единственный религиозно-культурный исторический ансамбль в мире, собравший воедино архитектурные храмовые шедевры всех ведущих религий мира. В основном благодаря улице Гармонии и ее храмам в 2008 году правительство Малайзии добилось включения острова Пенанг в список памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Сами англичане, когда город только зарождался, в целях сохранения мирного сосуществования и спокойствия на Пенанге впервые провозгласили не только свободу поселений, но и принцип религиозной свободы и первыми подали пример, построив величественную и первую в своем роде церковь в англиканском стиле в Юго-Восточной Азии. Позже все диаспоры получили право и землю, чтобы строить на ней те храмы, которые по стилю и архитектуре соответствовали бы их вероисповеданию. Чтобы город не разбивался на кварталы, формирующиеся, как обычно, по принципу землячества, под застройку стали отводиться специальные участки земли, которые впоследствии связала улица Питт или улица Гармонии - название, которое появилось в середине прошлого столетия. Эта улица стала духовным и общественным центром, состоящим из 9 главных храмов города, вобравших в свое архитектурное оформление богатое культурное наследие исламской, буддийской, конфуцианской, даосской, индуистской, сикхской, сентоистской и христианских общин, а также армянской и иудейской диаспор, которые со временем покинули остров. Настоящими жемчужинами храмовой улицы считаются церковь Святого Георгия, Успенский собор, мечеть Капитан Келлинг, храм Нагор, храм Туа Пек Конг, храм Богини Милосердия Гуань Инь Тенг, храм Леон Санг Тонг. Все они были построены в первой половине XIX века. К началу ХХ столетия в силу того, что на небольшой территории должны были уживаться десятки тысяч представителей совершенно разных религиозных взглядов и обычаев, стала стихийно возникать новая форма общественного сознания, которая после обретения независимости Малайзии в 1957 году вылилась в официально признанную идеологию государства «Рукунегара» или «Основы государства». Эта идеологическая платформа отражена в Конституции страны с 1970 года, а также в ряде законов. Она провозглашает стремление каждого жителя страны к социальной справедливости, укрепление единства многорасового общества, уважение к демократическим свободам и свободе вероисповедания, к культурным традициям страны и к ее развитию. Для достижения этих целей были выдвинуты следующие принципы:
- вера в Бога,
- преданность монарху и государству,
- уважение конституции и соблюдение законов,
- соблюдение норм морали и достойное поведение.
В семьях западной Малайзии детей воспитывают в духе миролюбия и взаимного уважения, существования в гармонии не только с окружающими, но и с окружающей природой, а также в уважении конституции. То же самое можно наблюдать и
в школьном воспитании. Возможно, в Джорджтауне высокие нормы морали и поведения воспитывались, в том числе строгими наказаниями, как это можно наблюдать повсюду в Азии, но такие впечатляющие результаты были бы невозможны без тесного религиозного общения в рамках одной улицы и города в целом.
Таким образом, мы видим, что мирное сосуществование и взаимодействие разных религий является важнейшим средством воспитания, снятия напряженности в обществе, воссоздает гармонию внутреннего и внешнего бытия. Следующим этапом может стать строительство храмов объединенных религий, а точнее, Единого Божественного Начала. Вполне возможно, что уже в недалеком будущем строительство подобных храмов станет насущной необходимостью в больших мегаполисах, где проживают сотни тысяч представителей разных религиозных конфессий.
К такому пониманию человечество подводилось через труды теософов, через работу конгрессов объединенных религий, через заветы Учения Живой Этики. Возможно, понимание необходимости духовного объединения в той или иной форме будет еще одним шагом к тому, о чем говорится в этих строках: «Мысль, ведущая к пониманию Иерархии, есть лишь единый путь, который сможет привести человечество к цели осуществления высшей утвержденной Иерархии. Так можно в дни хаоса сказать: лишь следуя явлениям Иерархии, можно достичь лучшей ступени, ибо водительство духа есть мощь всеобнимающая и всевмещающая»17. Не забудем, что успешным единение может быть только в развитии синтеза. Можно упомянуть и то, что в материальном воплощении может осуществиться лишь то, что есть уже на духовном плане: «Много событий, но учитесь в этой разноголосице распознавать единый план подвига Нового Мира. Множество людей не желают представить себе, что они могут участвовать в мировом построении. Пусть несут камни для незримого им Храма»18. О подобных тенденциях в каком-то смысле, сказано и Е. И. Рерих: «Новое сознание борется за установление единой связи с Высшим Миром, за единый Источник всех учений, философий и знаний»19.
Н. К. Рерих. Звенигород. 1933
Вселенский Храм Ильдара Ханова
Церковь Святого Георгия (первая англиканская церковь в Индокитае, первый храм в Пенанге, Малайзия конец XVIII века)
Мечеть Капитан Келлинг (Пенанг, Малайзия)
Православная церковь Успения (Пенанг, Малайзия)
Храм Дракона (Пенанг, Малайзия)
Бостон. Церковь унитариев-универсалистов на Арлингтонской улице
Приход образовался в 1729 г., унитарианским он стал значительно позже. Один из основоположников американского унитаризма У. Чаннинг служил в этом приходе с 1803 по 1842 г. Существующее здание построено в 1861 г. По свидетельству Э. М. Слонимского, много лет проживавшего в Бостоне, оформлению идеи храма объединенных религий способствовало, в том числе, знакомство с Арлингтонской унитарианской церковью.
Э. М. Слонимский. Схема «Мемориального храма всех религий в память жертв 11 сентября и снятия террористической напряженности под эгидой Единого Бога»
Раздел 3. Мировоззренческие аспекты наследия семьи Рерихов Примечания
1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации: 03. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 29. 11. 2014), а также на сайте «Адамант». URL: http: // lomonosov. org (дата обращения: 29. 11. 2014).
2 Фосдик З. Г. Мои учителя: встречи с Рерихами: по страницам дневника, 1922-1934. М.: Сфера, 2002. С. 697-699. 8. IV. 22.
3 Сапожников В. В. (1861-1924) - ботаник и географ, исследователь природы Алтая.
4 Рерих Н. К. Алтай - Гималаи. М.: Сфера, 1999. С. 387. (Серия «Держава Рериха»).
5 Росов В. А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002. Кн. 1: Великий план. С. 196; ГАРФ. Ф. 8350. Оп. 1. Д. 730. Л. 14-24: Докладная записка корпорации «Белуха», Нью-Йорк, Америка, о концессиях в Юго-Западном Алтае. 1. 5. 1925. Машинопись. На англ. яз.; Авторизован. рус. пер. Л. 3-3.
6 Рерих. Н. К. Алтай - Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992. С. 291.
7 Росов В. А. Указ. соч. С. 178.
8 Цит. по: Росов В. А. Указ. соч.
9 Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Ч. 2. § 5.
10 Цит. по: Росов В. А. Указ. соч.
11 Там же. С. 220.
12 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 3: 1935. С. 436.
13 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. Т. 2: 1934. С. 435.
14 Росов В. А. Указ. соч. С. 220.
15 Герасимова М. Вселенский Храм Ильдара Ханова // Вокруг света. URL: http: // vokrugsveta. com (дата обращения: 17.12.2014).
16 Автобиография Параманхансы Иогананды. Гл. Закон чудес. С. 207. URL: http: // fyodors. narod.ru (дата обращения: 17.12.2014).
17 Учение Живой Этики. Иерархия. § 437.
18 Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 1. § 492.
19 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2002. Т. 4: 1936. С. 168. Письмо Е. И. Рерих - М. Л. Никитину от 25 мая 1936 г.