Научная статья на тему 'Религиозно-правовые основы ведения военных действий в Коране и "Сахихе" аль-Бухари'

Религиозно-правовые основы ведения военных действий в Коране и "Сахихе" аль-Бухари Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
246
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / "САХИХ" АЛЬ-БУХАРИ / ХАДИСЫ / ДЖИХАД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анохин А. Н.

В статье рассматриваются содержащиеся в Коране и «Сахихе» аль-Бухари религиозно-правовыеосновы ведения военных действий мусульманами. Особое внимание уделяется правилам и тактикевойны, требованиям, предъявляемым к воинам в походах. На примере пророка Мухаммада показывается роль военачальника в организации управления войском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-правовые основы ведения военных действий в Коране и "Сахихе" аль-Бухари»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 22 (61). № 2. 2009 г. С. 3-10.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 347.68

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОРАНЕ И «САХИХЕ» АЛЬ-БУХАРИ Анохин А. Н.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

В статье рассматриваются содержащиеся в Коране и «Сахихе» аль-Бухари религиозно-правовые основы ведения военных действий мусульманами. Особое внимание уделяется правилам и тактике войны, требованиям, предъявляемым к воинам в походах. На примере пророка Мухаммада показывается роль военачальника в организации управления войском.

Ключевые слова: Коран, «Сахих» аль-Бухари, хадисы, джихад.

Составной частью общей системы исламского вероучения выступает проблематика, связанная с путями и способами распространения этой религии, где разработанная доктрина войны и мира занимает одно из центральных мест. В ней с позиций концепции «джихада» допускается возможность применения к так называемым «неверным» насилия, в том числе и вооружённого, для достижения цели создания единого мусульманского мирового порядка и общества. Причём, с точки зрения ислама, исключительно религиозная сущность джихада наполняет эту борьбу сугубо духовным, мессианским смыслом, придаёт ей священный характер, что обосновывает использование вооружённого насилия для преодоления сопротивления потенциального врага. Именно поэтому ведение военных действий мусульманами в период становления и развития их цивилизации осуществлялось на основе содержащихся в Коране [1] и сунне положений, оправдывающих перед историей человечества предпринятые завоевания и насилие. Всё это и делает актуальным проведение исследования указанных положений в форме фрагмента соответствующей религиозно-правовой системы.

В отечественной науке данной проблематике не уделено достаточного внимания. В работах Агрономова А. И., Алиева А. А., Керимова Г. М. Резника С. В. рассмотрены лишь отдельные её аспекты. Изучая исламскую концепцию миропорядка, Жданов Н. В. делает акцент на теории и практике джихада в современных условиях [2, с. 75-100]. Бехруз Х. в структуре мусульманского права выделяет самостоятельный институт - военное право [3, с. 233-236], однако и им отмечен только ряд правил ведения военных действий. Поэтому целью статьи является исследование положений Корана и главной составной части сунны - сборника хадисов («Сахиха») аль-Бухари [4], содержащих религиозно-правовые основы ведения военных действий мусульманами. Следует указать, что слово «хадис» означает сообщение и, в данном случае, - это сведения о высказываниях и поступках пророка Мухаммада, его пред-

3

писаниях, принятых решениях и др. Все хадисы, включённые в «Сахих» аль-Бухари, признаны достоверными, что и придаёт им особую научную ценность при проведении исследования.

Так, религиозная установка на непрерывную борьбу с неверными до полной победы ислама предполагает наличие у мусульман состояния постоянной готовности сражаться с врагами, отразить в случае необходимости их нападение. Это было особо актуальным в начальный период распространения ислама, когда сравнительно малочисленная мусульманская община находилась в противостоянии как с внешними врагами, так и с населением уже завоеванных территорий, не желавшим до конца быть последовательным в религиозных вопросах и потому проявлявшего лицемерие в отношении ислама. В таких условиях верующие должны были быть особо бдительными: «О вы, кто верует! Терпением крепите ваши души и состязайтесь в стойкости своей, готовьтесь отразить врага, благочестивы перед Аллахом будьте, чтоб благоденствие (и милость получить)» [1, 3:200].

Руководствуясь данной установкой, пророк Мухаммад призывал мусульман всегда стоять на страже на религиозном пути Аллаха. В хадисе 1191 говорится: «Передают со слов Сахля бин Са'ада ас-Са'иди..., что посланник Аллаха..., сказал: «Один день пребывания на страже на пути Аллаха лучше мира этого со всем тем, что в нем есть; место в раю, которое заняла бы плоть любого из вас, лучше мира этого со всем тем, что в нем есть и (дела, совершаемые) рабом на пути Аллаха, утром или вечером, лучше мира этого со всем тем, что в нем есть!»

С учетом этого, пророк пытался проводить политику компромиссов и уступок, надеясь достичь согласия с покоренными племенами. В Коране предписано: «Сражайся за Господне дело лишь с тем, кто борется с тобой, дозволенного грань не преступай, - Аллах не любит тех, кто преступает (пределы, установленные Им)» [1? 2:190].

Однако нежелание ряда племен подчиниться способствовало тому, что к ним применялись чрезвычайные меры, в том числе и вооруженного характера. Это, в свою очередь, требовало от мусульман непрерывных усилий по преодолению их сопротивления. В хадисе 1537 говорится: «Сообщается, что Ибн Умар., сказал: «(Племена) ан-надир и курайза сражались с (пророком.), который выселил (племя) бану ан-надир, а (людям из племени) курайза позволил остаться ( в Медине), оказав им милость, (и они жили там), пока (снова) не выступили (против пророка.) с оружием в руках. Тогда он (велел) истребить их мужчин и разделил их женщин, детей и имущество между мусульманами. (Так) было со всеми, кроме тех из них, которые пришли к пророку., гарантировавшему их безопасность, после чего они приняли ислам. И (пророк.) выселил из Медины всех иудеев (а именно: племя) бану кайнука, (племя) 'Абдуллаха бин Саляма, иудеев (племени) бану хариса и всех остальных иудеев Медины»

В условиях подобной нестабильной ситуации, мусульманам всегда следовало держать войска в боевой готовности: «И наготове против них держите всю вашу мощь и конные войска, чтоб устрашить врагов Аллаха и ваших недругов страшить; И кроме них - других, которых вы еще не распознали, но о которых ведает Аллах»

4

[1, 8:60]. Враг может быть явным и потенциальным, сражаться с которым предстоит в будущем. В связи с чем меры превентивного характера направлялись на пресечение любых попыток возможного противостояния мусульманам со стороны кого бы то ни было.

Поэтому пророк призывал мусульман поддерживать состояние их войск на должном боевом уровне, что также согласно религиозному учению заслужит награды в День Суда. В хадисе 1177 говорится: «Передают со слов Абу Хурайры..., что пророк..., сказал: «В День воскресения на весы того, кто держал лошадей на пути Аллаха, веруя в Аллаха и полагаясь на обещанное Им, (будет положено все то, что) они съедят и выпьют, (а также) их навоз и нога». Иначе говоря, ислам учит, что воинам пойдут в зачет все расходы по содержанию конницы и усилия по уходу за ней.

Потенциальный враг, проживающий на отдаленных территориях, менее опасен, поскольку не способен непосредственно противодействовать мусульманам в их миссии по распространению ислама. Следовательно, вооруженную борьбу предписано начинать с неверными, находящимися вблизи: «О вы, кто верует! Сражайтесь с теми из неверных, кто близок к вашим (очагам), и пусть они найдут суровость в вас. И знайте, что Аллах лишь с теми, кто гнева Господа страшится» [1, 9: 123]. Указанное требование было, прежде всего, направлено против лицемеров, проникших в мусульманскую общину. Однако в более широком значении здесь дается ориентир для проведения предстоящих военных походов, как сухопутных, так и морских, а также последовательность осуществления завоевательных мероприятий.

Помимо арабских племен, непосредственно противостоящих мусульманам на этапах борьбы с участием пророка, в число их врагов входили иудеи, византийцы, турки, персы. В хадисе 1200 указано: «Передают со слов Умм Харам., что (однажды) она услышала, как пророк. сказал: «Первые (воины из числа членов) моей общины, которые примут участие в морском военном походе, обязательно попадут в рай». Умм Харам сказала: «Я спросила: «О посланник Аллаха, буду ли я среди них?» Он сказал: «Ты будешь среди них».А потом пророк. сказал: «Первым (воинам из числа членов) моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора, простятся (их грехи)». Я спросила: «Буду ли я среди них, о посланник Аллаха?» - (и на этот раз) он сказал: «Нет»».

В хадисе 1201 сказано: «Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Умара., что посланник Аллаха. сказал: «Вы будете сражаться с иудеями, и когда кто-либо из них спрячется за камень, камень будет говорить: «О раб Аллаха, вот за мной находится иудей, убей же его!» В хадисе 1203 сказано: «Передают со слов Абу Хурайры., что посланник Аллаха. сказал: «Не настанет час этот, пока вы не сразитесь с турками (людьми) с маленькими глазами, красными лицами и плоскими носами, и лица их будут подобны кованным щитам. И не наступит час этот, пока не сразитесь вы с людьми, которые (будут носить) волосяные сандалии».

В хадисе 1238 говорится: «Передают со слов Абу Хурайры., что (однажды) пророк. сказал: «Погибнет хосрой, и не будет другого хосроя после него, и обяза-

5

тельно погибнет император, и не будет императора после него.». Речь идет о персидских царях и византийском императоре.

Таким образом, непосредственными и потенциальными врагами мусульман являлись народы, еще не принявшие ислам и проживающие как на территориях Аравийского полуострова, так и за его пределами.

Военная целесообразность требовала от пророка держать в тайне свои планы относительно предстоящих походов. Только перед началом выступления в военный поход пророк посвящал сподвижников в свои планы для проведения успешной подготовки к нему. В хадисе 1619 говорится: «Сообщается, что На'б бин Малик., сказал: «.Что же касается посланника Аллаха. то, желая выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал (свои истинные намерения и показывал, что намеревается предпринять) что-то другое». (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который посланник Аллаха. выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. Он разъяснил мусульманам суть дела, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха. было так много мусульман, что количество их не поддавалось учету».

Однако военный поход не требовал непосредственного участия в нем всех мусульман. Выступая в качестве принципиального положения, необходимость участия в джихаде не сводилась к буквальному привлечению каждого мусульманина к походу. По этому поводу в Коране сказано: «Не надо верным выступать (в поход) всем сразу. Пусть лучше бы составился отряд от каждого колена иль общины, который бы у них (в тылу остался), чтобы давать им пояснения (о том, что составляет суть) религии (Аллаха), и наставлять по возвращении в общину свой народ, чтоб осмотрительными были» [1, 9:122]. То есть, мусульмане, не задействованные в военном походе, должны были заниматься иными благородными делами, что также являлось их личным джихадом.

Важнейшим условием и залогом успешного проведения военного похода выступает реальное воплощение принципа единоначалия в командовании войском. И важнейшим аспектом данного принципа было беспрекословное подчинение приказам пророка. В хадисе 1216: «Сообщается, что (однажды) Ибн Мас'уд. сказал: «Сегодня ко мне пришел один человек и задал мне такой вопрос, ответа на который я не знал. Он сказал: «Скажи мне, а что если хорошо снаряженный и энергичный человек отправится в военный поход вместе с нашими военачальниками и станет приказывать нам то, выполнение чего окажется нам не под силу?» Я сказал: «Клянусь Аллахом, не знаю, что и сказать тебе, кроме того, что, когда мы были вместе с пророком., ему стоило приказать что-нибудь лишь один раз, и мы выполняли это. Поистине, с любым из вас все будет в порядке до тех пор, пока он будет бояться Аллаха, если же у кого-то возникнут сомнения относительно (законности) чего-либо, (пусть) спросит (об этом) того, кто сможет дать ему такой ответ, (который) избавит его (от сомнений), однако скоро уже настанет такое время, когда вы не сможете находить (таких людей). Клянусь Тем, помимо кого нет иного бога, поис-

6

тине, (думая о) том, что в этой жизни уже прошло (и что осталось), я (могу сравнить это) лишь с прудом, чистая вода которого исчезла, а осталась одна только муть!»

Из содержания данного хадиса следует, что приказы пророка не вызывали у его подчиненных никаких сомнений относительно необходимости их выполнения. Однако приказы других командиров оценивались мусульманами с позиций соответствия шариату, и в случае противоречия, они вправе были отказаться выполнить их. В хадисе 1597: «Сообщается, что 'Али., сказал: «(Как-то раз) пророк. послал (в поход) отряд, поставив во главе его одного человека из племени ансаров и велев (остальным) подчиняться ему. (Во время похода этот человек за что-то) разгневался на них и воскликнул: «Разве пророк. не велел вам подчиняться мне?!» Они сказали: «Да». Тогда он велел: «Соберите мне дров!» - и они (сделали это). Потом он велел : «Разожгите огонь!» - и они разожгли его, а (затем) он велел «Войдите в огонь!» (Сначала) они хотели (выполнить его приказ), но потом стали удерживать друг друга (от этого), говоря: «Прибегаем к (защите) пророка., от огня!» - и они продолжали (повторять эти слова), пока огонь не погас, а гнев (этого человека) не улегся. Все это дошло до пророка., и он сказал: «Если бы они вошли в (этот огонь), то уже не вышли бы из него до самого Дня воскресения, ибо повиноваться (следует лишь тому, что) одобряется (шариатом)!»

Поведение мусульман в военном походе должно соответствовать поставленной цели и исключить принятие поспешных, необдуманных решений. В Коране предписано: «О вы, кто верует! Коль по пути Господнему отправитесь в поход, предусмотрительно себя ведите - Тому, кто с миром встретит вас в пути, не говорите: «Ты неверный», желая завладеть случайным благом ближней жизни, - Ведь у Аллаха -изобилие добра и благ. Вы раньше были же такими, (как и он), а потому предусмотрительными будьте, - Ему известны все деянья ваши» [1, 4:94].

Приведенный аят был направлен на укрепление дисциплины в мусульманском войске, искоренение возможности убийств мусульман по ошибке. Абу аль-Ааля аль-Маудуди разъясняет, что приветствие с упоминанием слова «мир» было в то время признаком, по которому арабы - мусульмане отличались от арабов-немусульман, поскольку и те, и другие говорили на одном языке и носили одинаковую одежду. Когда мусульмане сражались с немусульманским отрядом, в котором был и мусульманин, то последний обычно восклицал: «Ас-Саламу алейкум» или «Ла илаха илла Аллах». Иногда мусульмане считали его неверным, прибегавшим к этому для спасения жизни. Поэтому его убивали, а имущество присваивали. Данный аят был ниспослан тогда, когда даже повторные предупреждения посланника не смогли этого предотвратить [5, с. 303].

Требование соблюдения осторожности при передвижении войск также было призвано оградить мусульман от внезапных атак противника. Коран предписывает: «О вы, кто верует! Вы соблюдайте осторожность (на войне) и двигайтесь вперед или отдельными рядами, иль всем (составом)» [1, 4:71].

Учитывая это правило, пророк уделял особое внимание обеспечению охраны во время военного похода. В хадисе 1187: «Сообщается, что Аиша. сказала: «(Однажды) пророк. бодрствовал (всю ночь), а вернувшись в Медину, он сказал: «О, если

7

бы охранял меня этой ночью праведный человек из числа моих сподвижников!» Тут мы (неожиданно) услышали бряцание оружия, и он спросил: «Кто это?» (Подошедший к нам человек) ответил: «Я - Са'д бин Абу Ваккас, пришедший, чтобы охранять тебя», и пророк. поспал».

Предусмотрительность и осторожность в военном походе требовала также и получение достоверных сведений о противнике, в связи с чем пророк особо поощрял занятие разведкой. В хадисе 1174: «Передают со слов Джабира., что во время битвы у рва пророк. спросил: «Кто раздобудет для меня сведения об этих людях?» Аз-Зубайр сказал: «Я». После этого (пророк., снова) спросил: «Кто раздобудет для меня сведения об этих людях?» - и аз-Зубайр (снова) сказал: «Я». Тогда пророк. сказал: «Поистине, у каждого пророка был свой апостол, а моим апостолом является аз-Зубайр!»

В походах пророк поощрял такое качество, как непритязательность воина, его готовность выполнять любую работу, связанную со службой. В хадисе 1188: «Передают со слов Абу Хурайры., что пророк. сказал: «.Да будет блажен тот раб с растрепанными волосами и покрытыми пылью ногами, который станет держаться за поводья своего коня на пути Аллаха, и, если (его поставят) в охранение, он пойдет в охранение, если же его (поставят) в тыл, он пойдет в тыл, ( а сам он настолько непритязателен, что) если он просит, а ему не позволяют, если же ходатайствует за кого-нибудь, то его ходатайства не принимают».

Пророк лично показывает пример непритязательности, выполняя работу простого воина. В хадисе 1168: «Сообщается, что аль-Бара. сказал: «Я видел, как во время нашествия союзных племен посланник Аллаха., живот которого был покрыт пылью, переносил землю.» В хадисе 1550: «Сообщается, что Джабир. сказал: «(Когда во время битвы у) рва мы копали (этот ров, нам попалась такая твердая земля (что мотыги не брали ее), и тогда (люди) пришли к пророку. и сказали: «Во рву (нам) попалась (такая-то) земля». (Пророк.) сказал: «Я сам спущусь (туда)», а (когда он) поднялся на ноги, (оказалось, что) к животу его был привязан камень, (так как к этому времени) мы уже три дня ничего не ели. (Спустившись вниз) пророк. взял мотыгу, нанес удар по этой земле, и она обратилась в кучу песка».

Подготовка к предстоящему сражению предполагала совершение ряда ритуальных действий. Прежде всего, пророк обращался к Аллаху с мольбой об уничтожении противника. В хадисе 1204: «Сообщается, что 'Абдуллах бин Абу Ауфа. сказал: «В (один из) дней нашествия (союзных) племен посланник Аллаха. обратился к Аллаху, призывая проклятие на многобожников, и сказал: «О Аллах, ниспославший Писание и скорый в расчете! О Аллах, нанеси поражение племенам, о Аллах, разбей и потряси их!»

Преданность мусульман пророку находила свое проявление в их готовности пожертвовать в сражении собственной жизнью для достижения победы над врагом. И пророк для поднятия боевого духа своих воинов требовал от них принесения соответствующей клятвы. В хадисе 1214: «Сообщается, что Салама (бин аль-Аква'). сказал: «Я принес пророку., клятву, (угодную Аллаху,) а потом укрылся в тени дерева, когда же количество (находившихся вокруг него) уменьшилось, (пророк.)

8

спросил: «О ибн аль-Аква', а разве ты не поклянешься (мне)?» Я сказал: «Я ведь уже поклялся, о посланник Аллаха!» Он сказал: «(Поклянись) еще!» - и я снова поклялся (ему)». Люди спросили (Саламу): «О Абу Муслим, в чем же вы клялись ему в тот день?» Он ответил: «(В том, что будем стоять) насмерть».

Преданность воинов проявлялась в их искреннем желании сражаться рядом с пророком. В хадисе 1524: «Сообщается, что 'Абдуллах бин Мас'уд. сказал: «(Однажды мне пришлось видеть, как вел себя) аль-Микдат бин аль-Асвад., и, поистине, если бы (мог) я оказаться (на его месте), это было бы для меня дороже всего иного! Он подошел к пророку., призывавшему проклятия на многобожников, и сказал (ему): «Мы. будем сражаться справа и слева от тебя, перед тобой и позади тебя! - и я увидел, как озарилось лицо (пророка., ибо это) порадовало его».

Символом воинской доблести и залогом победы над врагами являлось знамя пророка. Олицетворяя мистическую силу мусульманского войска, знамя перед битвой вручалось тому из сподвижников, кто по мнению пророка должен был внести решающий вклад в победу. В хадисе 1207: «Передают со слов Сахля бин Са'да., что в день Хайбара он слышал, как пророк. сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу». (Сахль. сказал: «(Услышав это, сподвижники пророка.) поднялись (со своих мест и разошлись, и каждый) надеялся на то, что (знамя вручат) ему, а наутро они направились (к пророку.) и каждый из них хотел, чтобы (знамя) вручили ему.».

Перед сражением, назначая командиров отрядов, пророк принимал в расчет и их возможную гибель. В связи с чем он определял лиц, которые займут места убитых командиров. В хадисе 1580: «Сообщается, что 'Абдуллах бин Умар. сказал: «Посланник Аллаха. назначил Зайда бин Харису командиром отряда (направленного) им в Муту, и сказал: «Если будет убит Зайд, (пусть его место займет) Джа'фар, а если будет убит и Джа'фар, (пусть его место займет) 'Абдуллах бин Раваха».

Пророк лично руководил военными действиями, определяя тактику мусульманского войска. В хадисе 1194: «Сообщается, что Абу Усайд. сказал: «В день (битвы при) Бадре, когда мы выстроились рядами перед курайшитами, а они выстроились рядами перед нами, пророк. сказал: «Когда они приблизятся к вам, вы должны будете обстреливать их из луков».»

В бою воинам предписывалось быть стойкими и организованными, что позволит им сохранить военную мощь: «О вы, кто верует! Когда сойдетесь с (вражеским) отрядом, храните стойкость и Аллаха призывайте непрестанно, чтоб преуспеть (на поприще своем). Аллаху и посланнику Его послушны будьте, не затевайте споров меж собой, а то вы в замешательство придете, и ваша мощь покинет вас. Крепите стойкость духа, - ведь Аллах лишь с теми, кто хранит терпение и стойкость» [1, 8;45, 46].

Данная установка была направлена, прежде всего, на обеспечение единоначалия в условиях сражения, поскольку отказ четко выполнить приказ командира в бою способен повлечь за собой негативные последствия. И для достижения окончательной победы над врагом пророк применял тактику преследования отступающего противника с целью его уничтожения. В хадисе 1549: «Сообщается, что 'Аиша ска-

9

зала: «Когда в день (битвы при) Ухуде посланника Аллаха, постигло то, что постигло, и многобожники ушли обратно, он стал опасаться, что они вернутся, и спросил: «Кто (хочет) преследовать их?» А потом он отобрал (для этого) семьдесят человек из них».

Итак, изложенное свидетельствует, что содержащиеся в Коране и «Сахихе» аль-Бухари религиозно-правовые основы ведения военных действий по своей сути выражают концепцию войны и мира в исламе. Установленные пророком Мухамма-дом правила и тактика вооружённой борьбы с потенциальными и реальными врагами явились канонами для последующих поколений мусульман в ходе распространения их религии среди различных народов. Эффективность данных основ ведения войны доказана всем процессом становления мусульманской цивилизации, и, прежде всего, созданием могущественного государства - Арабского Халифата.

Список литературы

1. Коран. Перевод смыслов и комментарии Имам Валерии Пороховой - 8-е изд. - М. : РИПОЛ классик, 2006. - 564 с.

2. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. - М. : Мысль, 2003. - 354 с.

3. Бехруз Ш. Еволющя юламського права: теоретико-компративютське дослвдження: дис. ... доктора юрид наук: 12.00.01 / Х. Бехруз. - Одеса, 2006. - 425 с.

4. «Сахих» аль-Бухари / [пер. В. М. Нирш]. - М. : Умма, 2005. - 242 с.

5. Значение смыслов Корана: [в 4-х т.] - М. : Мысль, -

Т. 1. - 356 с.

Анохш О. М. PeairrnHO-npaBOBi засади ведення бойових дш у Кораш i «Caxixi» аль-Byxapi / О. М. Анохш // Вчен записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Юридичш науки. - 2009. - Т. 22 (61), № 2. - С. 3-10.

У статп розглядаються релiгiйно-правовi засади ведення военних дш мусульманами, що мютять-ся у Кораш i «Сахiхi» аль-Бухарг Особлива увага придшяеться правилам i такгищ вшни, вимогам, що висуваються до вошв у похвдах. На прикладi пророка Мухаммада показуеться роль вошоначальника в оргашзацй управлшня вшськом.

Kmwei слова: Коран, «Сахiх» аль-Бухар^ хадиси, джихад

Anokhin A. Religio-legal foundations of warfare in Quran and al-Bukhari's «Sahih» / А. Anokhin

// Scientific Notes of Tavrida National V. I. Vernadsky University. - Series : Juridical sciences. - 2009. - Vol. 22 (61), № 2. - Р. 3-10.

The article is examined the religio-legal foundations of warfare by muslims which contain in Quran and al-Bukharis «Sahih». The special attention devotes to the rules and tactics of war, requirements which apply by soldiers in military campaigns. The commander's role is shown on the example of prophet Muhammad in army's controling organization.

Keywords: Quran, al-Bukhari's «Sahih», hadiths, Jihad.

Поступила в редакцию 19.10.2009 р.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.