Научная статья на тему 'Хронология каменных и свинцовых якорных штоков античного времени'

Хронология каменных и свинцовых якорных штоков античного времени Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
15
2
Поделиться
Ключевые слова
АНТИЧНЫЕ ЯКОРЯ / КАМЕННЫЕ И СВИНЦОВЫЕ ШТОКИ / ХРОНОЛОГИЯ ЯКОРЕЙ / ТИПОЛОГИЯ ШТОКОВ / ANCIENT ANCHORS / STONE AND LEAD STOCKS / CHRONOLOGY OF ANCHORS / TYPES OF STOCKS

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Петровский Василий Михайлович

В статье рассматривается проблема типологии и хронологии античных деревянных якорей с каменными и свинцовыми штоками. Автор отмечает недостаточную проработку хронологии якорей предыдущими исследователями и отмечает, что благодаря новым находкам можно существенно дополнить прежние представления. Обоснована хронология не только основных типов якорных штоков, но и их вариантов (подтипов).

Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Петровский Василий Михайлович,

Chronology of Stone and Lead Anchor Stocks of the Ancient World

The article deals with the problem of typology and chronology of ancient wooden anchors with stone and lead stocks. The author notes the lack of elaboration of anchor chronology by previous researchers. Due to the fact that there are new findings, it is possible to extend previous ideas significantly. The chronology of the main types of anchor stocks, as well as their variants (subtypes) is substantiated.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Хронология каменных и свинцовых якорных штоков античного времени»

УДК 94(53):297.17

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ПОСОЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ (VII в.)

З. А. Чомаев

Чомаев Заур Абдулкеримович, преподаватель кафедры восточных языков и культур, Пятигорский государственный университет, zaurak1976@mail.ru

В статье рассматривается проблема, связанная с зарождением арабо-мусульманской посольской службы. Отмечается особая роль религиозных постулатов в формировании принципов и подходов раннемусульманской дипломатии. Также анализируются конкретные исторические случаи.

Ключевые слова: посольская служба, дипломатические привилегии и иммунитет, мирные договоры, дипломатический талант.

The Origin of the Arab-Muslim Embassy Service (VII Century)

Z. A. Chomaev

Zaur A. Chomayev, ORCID 0000-0001-8842-3785, Pyatigorsk State University, 9, Kalinin Avе., Pyatigorsk, Stavropol Krai, 357532, Russia, zaurak1976@ mail.ru

The article discusses the problem connected with the emergence of the Arab-Muslim ambassadorial service. The special role of religious dogmas in the formation of the principles and approaches of Muslim diplomacy is noted. Also, specific historical cases are explored. Key words: embassy service, diplomatic privileges and immunities, peace treaties, diplomatic talent.

DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-2-182-187

В последнее время к истории раннего ислама в своих работах обращаются многие исследователи (историки, теологи, политологи, лингвисты...). Наряду с комплексными исследованиями имеются также и локальные, подробно описывающие те или иные исторические явления. Это связано с тем, что мусульманский фактор начал играть большую роль в международных отношениях. Актуальность изучения периода раннего ислама обусловливается еще и тем, что религиозно-политические движения современности так или иначе связаны с идеологическими установками, определенными в раннее средневековье. Также ко всему сказанному в российском обществе растет потребность (особенно среди мусульманской молодежи) в правильном понимании религиозных догматов ислама.

В данной статье освещается малоизученная в российской историографии тема: зарождение арабо-мусульманской посольской службы и принципы ее функционирования в период раннего ислама.

Надо отметить, что значительную роль в проведении внешнеполитического курса раннего арабо-мусульманского государства сыграли послы. Они участвовали во многих политических свершениях уммы. Со временем в силу сложившихся обстоятельств начали складываться зачатки раннемусульманской посольской службы. Рассмотрим основные принципы ее функционирования.

В силу того, что дипломатическая деятельность непосредственно связана с международной, она сопряжена с исследованием культуры, языка, религии разных народов. Здесь с уверенностью можно сказать, что в исламе проблема изучения разных народов стоит, если ни на первом, то не на самом последнем месте. Об истинности такого положения свидетельствует аят из Корана: «... [Мы]... сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (пер. Э. Кулиева, 49: 13). Как известно, для того, чтобы знать положение других народов, надо изучить их культуру, язык, обычаи.

Стоит заметить, что на практике изучение культуры одних народов другими было сопряжено с определенными потребностями. В средние века мало кто для удовлетворения всего лишь своей любознательности отправлялся в дальние края. Для этого нужна была веская причина. В основном в те времена люди отправлялись в дальние походы для того, чтобы завладеть добычей. Или, как в случае с исламом, когда возникала потребность в распространении религиозных идей среди других народов. Преследуя эту цель, Пророку не раз приходилось отправлять религиозные посольства и послания с призывом к исламу ко многим правителям и народам.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Статус посла в исламе: дипломатические привилегии и иммунитет

В силу того, что в начале VII в. не было общепринятого международного дипломатического протокола, дипломатический этикет мусульман в основном зиждился на обобщенных требованиях ислама, также на одобренных им традициях, веками накопленных арабами.

К официальным представителям других народов мусульмане относились с большим уважением. Об истинности такого положения свидетельствует то, что «мусульманские правоведы обязывали имамов предпринимать меры предосторожности по отношению к послам, чтобы у них была полная свобода в их убеждениях и

практических делах»1. Запрещалось брать посла в плен, выдавать его по запросу его же стране, если он сам не хотел туда возвращаться2. Также послы пользовались гарантиями неприкосновенности.

Ярким примером доброжелательного отношения мусульман к представителям других народов является прием послов и делегатов в 9-10 гг. хиджры (630-631). После Худайбийского перемирия (628 г.) Мухаммад заключил мирные договоры со многими арабскими племенами. Большинство из них, приняв ислам, стали подданными раннего арабо-мусульманского государства. В связи с этим девятый год по хиджре арабские историки прозвали годом делегаций.

Некоторые племена согласно источникам вступили в союз с мусульманами еще до девятого года. В их числе можно назвать делегацию под предводительством Даммама б. Саглабы, представителей бану са'д б. бакр и джузам, делегацию во главе с ' Абд ал-Кайсом. Объединение арабских племен вокруг Медины в основном приходится на девятый и десятый год.

Среди историков имеются расхождения насчет их количества и датировки. Согласно Му-хаммаду б. Исхаку: «Когда Посланник Аллаха завоевал Мекку и вернулся из Табука, сакифиты приняли ислам и дали присягу; из разных мест начали к нему приезжать делегации арабов»3.

Данные о делегациях сохранились как в исторической, так и в хадисоведческой литературе. Большую работу по сбору материала касательно делегаций провел Ибн Са'д (ум. в 844 г.). Стоит заметить, что некоторые ранние арабо-мусульман-ские исследователи считают сообщения данного автора слабыми с точки зрения иснадов (цепочки передатчиков). Но, несмотря на это, многие его сообщения заслуживают внимание. Подлинность многих его сообщений подтверждается и в таком заслуживающем доверие источнике, как Сахих ал-Бухари.

Таким образом, сам факт существования этих делегаций не может быть поставлен под сомнение. Иначе невозможно будет объяснить процесс исла-мизации и политического объединения Аравии.

Прием делегаций по тем меркам был организован на довольно высоком уровне. Гостям было отведено специальное помещение. В частности, мечеть Пророка превратилась в место приема гостей и переговоров. Дискуссии и уроки веры проводились там. Делегаты жили за счет добровольных пожертвований мусульман. Некоторые из них приняли ислам и присоединились к Медине, а не принявшие ислам обязались выплачивать подушную подать ал-джизйу.

Дипломатическая активность арабов прослеживается еще задолго до появления на исторической арене ислама. Это было обусловлено их географическим положением и нравом. Разрозненные племена в период военных действий могли объединяться в союзы. Военно-политические союзы играли немаловажную роль в жизни

арабов и после появления ислама. Союзники не раз собирались вместе для нанесения совместного удара по позициям мусульман. Например, во время сражения у Рва (627 г.) антиисламской коалиции удалось собрать 10 тыс. воинов.

Противоречия среди племен решались не только на поле брани, но и путем переговоров. Так, для того, чтобы обеспечить безопасность своих торговых караванов, арабы заключали мирные договоры с разными этнорелигиозными образованиями. Для решения военно-политических вопросов они отправляли своего представителя-посла, которого называли ас-сафир (или ар-расул (У^лС).

Арабы тогда еще не пользовались термином «дипломатия», заменяющим его эквивалентом служило слово сафара. В доисламской Мекке было множество случаев, когда к другим правителям отправляли посольства (ас-сафарат). Самым известным из них является сафара 'Абд ал-Мутталиба б. Хашима, деда Мухаммада, к Абрахе - правителю Йемена, когда его войска захватили верблюдов 'Абд ал-Мутталиба. Об этом событии подробно говорится в книге Ибн Хишама4. В основном согласно традиции дипломатические функции от имени мекканцев исполняли представители рода бану 'ади. До ислама последним послом курайшитов, как об этом свидетельствуют арабские источники, был 'Умар б. ал-Хаттаб (ум. в 644 г.)5.

В исторических сочинениях имеются сведения о том, что арабы в период раннего средневековья имели дипломатические сношения с Византией, Персией, Абиссинией и т. д. Для представительских функций выбирали коммуникабельных людей, знающих язык и обычаи народа, к которому отправляли посланцев. Обычно послы брали с собой подарки. К примеру, когда 'Абд Аллах б. Абу Раби'а и 'Амр б. ал-'Ас прибыли к царю Абиссинии с просьбой, чтобы он вернул бежавших из Мекки мусульман курайшитам для расправы, согласно источникам они принесли с собой наряду с остальными подарками и кожу, потому что, как выразилась Умм Салама: «Самым изумительным подарком [для аббисинцев], привезенным из Мекки, считалась кожа»6.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Своими политическими способностями отличался и Абу Суфйан. Он не раз посещал по торговым делам подвластные Византии территории, хорошо разбирался в их обычаях, неоднократно возглавлял курайшитов в качестве главнокомандующего. Именно он представлял арабов во время переговоров с византийским царем Ираклием.

Отдельного упоминания в данном деле заслуживает 'Амр б. ал-'Ас. Судя по имеющимся сведениям, он был очень проницательным и дипломатичным человеком. Его дипломатический талант сыграл большую роль в истории мусульман и после принятия им ислама. Благодаря его политическим способностям к Халифату был присоединен Египет (639 г.). Он показал свою

политическую зрелость и во время военно-политического противостояния Му'авии и 'Алиа б. Абу Талиба в Сиффине (656 г.).

После принятия им ислама Пророк, учитывая его дипломатический талант, направил его со своим посланием в Оман. Благодаря его упорству и настойчивости два правителя Омана приняли ислам. Содержание переговоров ' Амра б. ал-'Аса с правителями Омана с его же воспоминаний во всех его деталях приводится в известном сочинении Ибн Тулуна (1475-1546) И'лам ас-са 'илин («Уведомление вопрошающих»):

«Когда я ['Амр б. ал-'Ас] прибыл в Оман, первым делом встретился с 'Абдом, потому что он был более кротким и мягким по характеру. Я сказал: "Поистине я посланец Посланника Аллаха к тебе и к твоему брату". Он сказал: "Мой брат старше меня возрастом и имеет больше прав на власть. Я проведу тебя к нему, чтобы он прочитал твое письмо". Потом он спросил меня: "А к чему ты призываешь?". Я ответил: "Призываю тебя к Аллаху, единому у которого нет сотоварищей. И остерегаю тебя от поклонения чему-либо кроме Него. И чтобы ты засвидетельствовал, что Му-хаммад Его раб и Его Посланник". Он сказал: "О 'Амр! Ты приходишься сыном саййида (знатного представителя) своего народа. [Нам интересно знать], как поступил твой отец, так как он для нас является примером". Я ответил: "Он умер, не уверовав в Мухаммада. Как я хотел, чтобы он принял ислам и поверил ему. И я придерживался мнения отца, пока Аллах не привел меня к исламу". Он спросил, где и когда я принял ислам. Я ответил, что принял ислам недавно, находясь у [эфиопского царя] ан-Наджашийа. Я также рассказал ему, что ан-Наджаший принял ислам. Он спросил, как поступил его народ с ним и его царством? Я ответил, что они утвердили его и последовали за ним. Он спросил, последовали ли за ним его епископы и монахи? Я дал утвердительный ответ. Тогда он сказал: "Смотри о 'Амр на то, что ты сказал. Поистине самым позорным качеством человека является лживость". Я ответил, что я не обманываю, и то, что обман неприемлем в нашей вере. Он спросил, знал ли Ираклий, что ан-Наджаший принял ислам. Я ответил утвердительно, и он потребовал доказательств. Я сказал: "Ан-Наджаший выплачивал ему подать. Когда принял ислам и уверовал в Мухаммада, он поклялся Аллахом и сказал, что, если он [Ираклий] попросит у него даже один дирхам не даст ему. Ираклий сказал: "Что я могу сделать, если человек выбрал для себя религию? Ей Богу, если бы не мое царство я

сделал бы то же самое что и он".....Затем 'Абд

попросил рассказать о том, к чему он [Пророк] призывает, и от чего остерегает. Я сказал, что он повелевает поклоняться Аллаху, запрещает совершать греховные поступки, призывает к добру и придерживаться родственных связей. Запрещает несправедливость и вражду, также прелюбодеяние, употребление вина, поклонение камням,

идолам и крестам. Он сказал: "Как прекрасно то, к чему он призывает! Если бы мой брат последовал бы за мной, мы поехали бы и уверовали бы в Мухаммада. Однако мой брат держится за власть, боится потерять его". Я сказал, что если он примет ислам, то тогда Посланник Аллаха назначит его предводителем его же народа.»7

После прихода ислама многие обычаи арабов, связанные с дипломатической деятельностью, сохранились. Например, термины расул и сафир в разных вариациях встречаются в Коране.

Требования, предъявляемые к послам

В первоисточниках ислама (в Коране и Сунне) нет четко изложенных правил относительно качеств, предъявляемых к послам. Однако если хорошо изучить отношения Пророка и Праведных халифов к выбору политических служащих, можно прийти к определенным выводам. В одном из хадисов говорится: «Кто назначит предводителем мусульман человека, зная, что [среди них] есть тот, кто лучше него, тот предал Аллаха и его Посланника»8. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника...» (пер. Э. Кулиева, 8: 27).

Пророк перед тем как назначить человека на ту или иную должность, внимательно изучал его профессиональные качества и нрав. Если качества претендента соответствовали требованиям данной должности, он назначал его, а если нет, то отказывал. История сохранила случаи, когда Мухаммад из-за несоответствия требованиям отказывал выдающимся сахабам (сподвижникам) в предоставлении политических должностей. Имам Муслим в своем Сахихе цитирует воспоминания ближайшего соратника Пророка Абу Зарра ал-Гифари: «Я сказал: "О Посланник Аллаха! Не назначишь ли ты меня наместником?". Похлопав меня по плечу, он сказал: "О Абу Зарр! Я считаю тебя слабым [ для этого дела]. Это - амана (вещь, отдаваемая на хранение) и в Судный День обернется [для наместников] позором и раскаянием, кроме тех, кто взял ее по праву и [добросовестно] исполнял возложенную на него [миссию]"»9.

Также об истинности такого положения свидетельствует тот факт, что командиром отрядов в военных свершениях Пророк назначал Халида б. ал-Валида, а Абу Хурайру использовал для того, чтобы он запоминал и передавал хадисы. Стоит упомянуть, что они оба приняли ислам в одно и то же время. «Если бы он передал управление войсками Абу Хурайре, а сохранение хадисов Халиду б. ал-Валиду - по меткому замечанию доктора Мухаммада Хабаша - было бы провалено и то и другое»10. 'Абд ар-Рахман б. 'Ауф занимался торговлей и приносил пользу как себе, так и всей мусульманской умме, а в обязанности Зайда б. Сабита входило изучение языков и сохранение Корана. Опять-таки если поменяли бы обязанно-

сти, то «не было бы ни торговли, ни владеющих языками»11.

Согласно точке зрения второго халифа 'Ума-ра б. ал-Хаттаба, кандидат, претендующий на пост наместника в Халифате, должен был обладать четырьмя качествами: 1) иметь достаточно сил для сбора дозволенной подати; 2) быть честным, расходовать собранное имущество только по праву; 3) быть строгим, но не тираном; 4) обладать кротостью, но не слабостью12.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Данные параметры 'Умар выдвинул не для теоретического осмысления вопроса, а для того, чтобы применять их на практике. Например, он сместил Шурахбила б. ал-Хасана с должности наместника Сирии и вместо него назначил Му'авиу. Такой шаг он объяснил тем, что он нашел того, кто сильнее его13.

Из аятов Корана также можно выяснить некоторые детали, касающиеся личностных качеств посланцев. Согласно исламской доктрине, некоторые пророки считаются посланцами. Так, в одном из аятов Корана говорится: «И сказал Муса: "О Фир'аун! Я - посланник Господа миров"» (пер. акад. И. Ю. Крачковского, 7: 102 (104)). Пророк Мухаммад также считается Посланником Аллаха (Расул Аллах). В Коране сказано: «Скажи: "О люди! Я - посланник Аллаха к вам всем"» (пер. акад. И. Ю. Крачковского, 7: 157 (158)). Учитывая то, что Пророк не мог сам довести всем людям «добрую весть», для достижения поставленной цели «он был вынужден отправлять к разным народам посланцев (русул), которые должны были довести до людей учение его Господа»14.

Согласно Корану, все Божьи посланники владели языками народов, к которым они были отправлены: «И ни один посланник не был послан Нами, кто не владел бы языком своих людей...» (пер. Пороховой, 14: 4).

Посланцы должны были жить полноценной жизнью: иметь семью, детей: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (пер. Э. Кулиева, 13: 38). Основной целью пророков-посланников, как и обычных послов, было доведение послания отправителя к адресату: «.На тебя возложена только передача откровения» (пер. Э. Кулиева, 42: 48).

К послу в период раннего ислама предъявлялся ряд требований. Судя по имеющимся сведениям, посол должен был: владеть иностранным языком; быть набожным и ответственным; иметь красивое имя и привлекательную внешность; быть красноречивым; знать культуру, язык, обычаи направляемой страны; всегда действовать в интересах уммы.

Одним из первых работ, посвященных изучению культуры посла в мусульманском мире, считается книга 'Амра б. Бахра ал-Джахиза (775-868) ^^ '¿СУ («Корона о нраве правителей»). В главе («Культура

посла правителя») он пишет: «. посол правителя должен быть полноценным (сахих ал-фитра),

иметь хороший характер (ал-мизадж), быть красноречивым, дальновидным, понимать [глубинные] смыслы и точно передавать слова правителя; должен обладать правильной речью, не должен быть жадным и алчным [должен быть], ответственным (хафиз). Правитель, перед тем как назначить его послом, должен долгое время его испытывать»15.

Ибн ал-Фарра' в книге Русул ал-Мулук («Посланцы правителей») пишет: «Управляющий (ас-са 'ис), перед тем как выбрать посла должен хорошенько подумать и выбрать того, чьи параметры соответствуют данной должности. ... Потому что любое упущение со стороны посла, может привести к противоречиям и ухудшить положение правителя (султана)»16. По этому поводу имам ал-Джахиз пишет: «Ардашир ибн Бабик говорил: "Сколько невинной крови было пролито по вине посла! Сколько войск было уничтожено, сколько из них потерпели поражение, сколько преступлений [было совершено], сколько имущества было ограблено, сколько договоров было нарушено из-за предательства (хийана) посла и его ложных сведений"»17.

Согласно точке зрения имама ал-Маварди (974-1058): «Посол должен иметь красивую внешность, быть проницательным, здравомыслящим, сообразительным, красноречивым; хорошо изъясняться; уметь давать советы; быть религиозным и честным; быть испытанным в хорошем послушании и исполнении; уметь хранить секреты; быть умеренным в желаниях; быть необлеченным в совершении плохих поступков; не употреблять опьяняющих напитков»18. Согласно точке зрения второго халифа ' Умара б. ал-Хаттаба (ум. в 644 г.), посол должен отвечать следующим требованиям: 1) иметь красивое имя; 2) быть красивым и привлекательным на вид; 3) обладать правильной речью19.

Ибн Тактаки (ум. в 1309 г.) в книге «Почетное в культуре власти и в исламском государстве» отмечает: «Одной из задач, имеющих первостепенную важность для правителя, является хорошо продуманное посольство. Так как посредством посла строится умозаключение о положении человека. Мудрецы говорили: если вы хотите понять положение человека и его умственные способности, посмотрите на его письмо и на его посланца. Они являются свидетелями, которые никогда не обманывают»20. Здесь слова 'Амра б. ал-'Аса подходят как ни где кстати: «Три вещи являются отражением хозяина: посол - отражение отправителя, подарок - отражение дарителя, письмо - отражение писателя»21.

Средневековые мусульманские ученые рекомендовали правителям, чтобы они назначали над своими послами надсмотрщиков. «Надобно правителю, отправляя посла к другому царю, назначать ему надсмотрщика. Если он решил отправить двух послов, то - двух надсмотрщиков, и проследить, чтобы они не встречались по дороге и не знали друг друга»22, - пишет имам ал-Джахиз.

В своих выводах ал-Джахиз опирается на практику царя Искандера. Согласно историческим повествованиям, Искандер отправил своего посла к одному из царей Востока. Посол вернулся к нему с посланием царя, в котором Искандер заметил букву, которая портила значение послания. Он спросил у своего посла, уверен ли он, что эта буква была продиктована ему царем и не сомневается ли он в этом. Тот ответил утвердительно. Искандер решил на всякий случай перестраховаться и отправил другого посла с тем же письмом, чтобы тот уточнил, действительно ли данная буква продиктована царем или ошибка писца. Царь начал проверять письмо и дойдя до обозначенной буквы, приказал принести ему нож и вырезал ее. Затем написал письмо Искандеру: «Поистине голова царства - это правильность натуры царя (сиххат фитра ал-малик), а голова царя - правдивость языка его посланника. Я вырезал ножом из текста то, что не имело отношения к моей речи. Но не было у меня возможности отрезать язык твоему послу». Когда Искандер прочитал ответ царя, понял, что это была не ошибка, а проделка посла. Он отдал приказ казнить посла и его казнили (ему вытащили язык через затылок)23.

В перечне требований к личностным качествам посла наряду с профессиональными перечисляются и чисто религиозные аспекты (набожность, трезвость). Это можно объяснить тем, что в период раннего ислама посол представлял не только свою страну или своего правителя, а религию ислам в целом, одновременно исполняя и функции религиозного проповедника. Поэтому он должен был быть близок к идеалу и в этическом плане.

Однако, как известно, на практике найти такого человека, который одновременно был бы набожным и профессионалом своего дела, очень трудно. Учитывая эти колебания, исламская доктрина позволяла мусульманам в вопросах войны и мира отдавать предпочтение профессионалам, если даже они вели неправедный образ жизни, нежели набожным, не имеющим профессиональных качеств и навыков. Когда у имама Ахмада спросили, кому из двух категорий людей следует отдавать предпочтение в военное время: один из них сильный, но неправедный, другой набожный, но слабый? Он ответил: «Что касается сильного неправедного, то его сила пойдет во благо мусульманам, а его неправедность обернется только против него самого. А что касается слабого праведного, то его праведность имеет отношение только к нему самому, а его слабость обернется бедствием для всех мусульман. Поэтому в данном случае предпочтение следует отдавать сильному неправедному, так как Посланник Аллаха сказал: «Поистине Аллах поддержит эту религию посредством порочного человека (ар-раджул ал-фаджир)»24. В военных вопросах ' Умар б. ал-Хаттаб предпочтение отдавал смелым людям, даже если они были неправедными, нежели честным, но слабым25.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Также послу рекомендовалось заходить в назначенный населенный пункт утром, предварительно совершив молитву, держать послание в правой руке и придерживаться правой стороны. Об истинности такого положения свидетельствуют наставления Пророка своему послу ' Аййашу б. Абу Раби'е ал-Махзуми, которого он направил в Хи-мйар. Согласно версии Ибн Са'да Пророк сказал: «Когда прибудешь на их землю не заходи ночью, дождись утра. Затем соверши омовение должным образом и молитву в два рака 'та и попроси у Аллаха успеха и принятия, прибегни к помощи Аллаха, возьми мое послание в правую руку и передай его правой рукой с правой стороны. Затем прочитай им 98 суру Корана «"Ясное знамение". Затем скажи: уверовал Мухаммад и я первый из уверовавших»26.

Таким образом, мусульманскими правителями на основе требований шариата, опираясь и на практику разных властителей, были выработаны определенные правила, согласно которым для представительских функций надо было выбирать наилучших представителей общества, пригодных для данного дела.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что в период раннего ислама не было институтов, готовящих послов. Пророк и последовавшие за ним халифы для этих целей выбирали самых подходящих, имеющих кругозор, отличающихся честностью и порядочностью людей. Кроме редких случаев представительские функции в вопросах, касающихся дипломатии, в основном выполняли мужчины.

Примечания

Ибн Хазм. («Сладость») : в 12 т. Бейрут, 1989.

Т. 4. С. 307.

'Абд ал-Карим Зайдан. Уос!^»

(«Исламский шариат и общегосударственный закон»). Бейрут, 1996. С. 169.

Ибн Хишам. Уимл^ («Жизнеописание Про-

рока») : в 4 т. Бейрут, 2002. Т. 2. С. 455. См.: Ибн Хишам. Уимл^» («Жизнеописание

Пророка»). Бейрут, 2002. Т. 1. С. 48. См.: ал-Касими Зафир. ^^

(«Джихад и общегосударственные права в исламе»). Бейрут, 1982. С. 447-448. Ибн Хишам. Уимл^ («Жизнеописание Про-

рока»). Бейрут, 2002. Т. 1. С. 312. Ибн Тулун. ¿с!^ («Уведомление вопрошаю-

щих»). Бейрут, 1987. С. 96-98.

Ал-Байхаки. («Великие предания») : в 10

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

томах. Бейрут, 2003. Т. 10. С. 118.

Муслим. ^с^С («Сборник достоверных хадисов

Муслима)» : в 5 т. Бейрут, 2005. Т. 3. С. 1453.

Хабаш Мухаммад. Уо!^ J 'сЪмсЬ^^^» («Ислам и

дипломатия»). Каир, 1998. С. 57.

Там же.

Ат-Тартуши Абу Бакр. ои'^ («Светильник пра-

вителей»). Каир, 1915. С. 62-63.

2

3

4

5

6

7

8

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9

10

13 См.: ал-Байати 'Абд ал-Джаббар. 'С^о^? 'С'^'ь^ СсЬС'^'^-1 («Административная организация вилайетов в эпоху Праведных халифов»). Бейрут, 2000. С. 338-339.

14 ДжамалАхмад. 'с^'? 'сЬ^С ^^ 'сМу 'С'^С'^ («Правовое положение послов в исламском фикхе»). Наблус, 2008. С. 26.

15 Ал-Джахиз. ^^ '¿С'у («Корона о нраве правителей»). Каир, 1914. С. 121.

16 Ибн ал-Фарра'. («Посланцы правителей»). Бейрут, 1972. С. 34.

17 Ал-Джахиз. ^^ '¿С'у («Корона о нраве правителей»). Каир, 1914. С. 122.

18 Ал-Маварди. й^^с» («Совет правителям»). Бейрут, 2007. С. 276.

19 Хабаш Мухаммад. У^С'? л 'С^мсЬ?'^^» («Ислам и дипломатия»). Каир, 1998. С. 60.

20 Ибн Тактаки. '^¿ь^ ^^ 'СЪ'м 'С^С^'а^» л'С^лС Ц^С'^» («Почетное в культуре власти и в исламском государстве»). Бейрут, 1997. С. 72.

21 Джамал Ахмад. 'с^'? ^^ 'С'^С'^^ («Нормы, контролирующие действия послов в исламском законе»). Наблус, 2008. С. 23.

22 Ал-Джахиз. ^ '¿С'у («Корона в нраве правителей»). Каир, 1914. С. 123.

23 Там же. С. 122-123.

24 Ибн Таймиййа. 'С^^'^» 'С^Ь^» («Шариатская политика»). Бейрут, 2005. С. 9.

25 Там же.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

26 Ибн Са 'д. 'сИмь^ 'С^ми'^1 («Великие разряды») : в 8 т. Каир, 1988. Т. 1. С. 282.

Образец для цитирования:

Чомаев З. А. Зарождение арабо-мусульманской посольской службы (VII в.) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 182-187. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-2-182-187.

Cite this article as:

Chomaev Z. A. The Origin of the Arab-Muslim Embassy Service (VII Century). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 2, рр. 182-187 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-2-182-187.