Научная статья на тему 'О поручительстве и залоге в хадисах имама аль-Бухари'

О поручительстве и залоге в хадисах имама аль-Бухари Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАДИСЫ / АЛЬ-БУХАРИ / ДОГОВОР ЗАЙМА / ПОРУЧИТЕЛЬСТВО / ЗАЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анохин А. Н.

Статья посвящена рассмотрению способов обеспечения договора займа поручительства и залога. Исследуются требования предъявляемые к применению данных способов, показывается возможность достижения компромисса междусторонами договора займа при наличии конфликтной ситуации. Особый акцент сделан на важности предотвращения попытки предоставления займа с целью обогащения либо эксплуатации заемщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О поручительстве и залоге в хадисах имама аль-Бухари»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60), № 1. 2008 г. С. 3-7.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 347.468+347.27

Анохин А.Н.

О ПОРУЧИТЕЛЬСТВЕ И ЗАЛОГЕ В ХАДИСАХ ИМАМА АЛЬ-БУХАРИ

Статья посвящена рассмотрению способов обеспечения договора займа - поручительства и залога. Исследуются требования предъявляемые к применению данных способов, показывается возможность достижения компромисса между сторонами договора займа при наличии конфликтной ситуации. Особый акцент сделан на важности предотвращения попытки предоставления займа с целью обогащения либо эксплуатации заемщика.

Ключевые слова: хадисы, аль-Бухари, договор займа, поручительство, залог.

Взаимодействие мусульман в сфере имущественных отношений основывается на принципах взаимной выгоды и оказания содействия друг другу при осуществлении сделок. Не менее важное значение имеет оказание помощи придающимся посредством займа им определенных средств для решения возникших проблем. Поэтому договор займа можно рассматривать как в имущественном аспекте, так и с точки зрения поощряемого исламом акта благотворительности. Отсюда следует, что заем средств не должен выступать источником наживы и возможностью эксплуатации должника. Однако и займодатель оказавший помощь нуждающемуся, также вправе рассчитывать на гарантии возврата долга. Такими гарантиями являются поручительство и залог. Будучи средствами обеспечения договора займа, они призваны утвердить справедливость во взаимоотношениях сторон и укрепить доверие друг к другу.

Основы договора займа, поручительства и залога закреплены на уровне источников мусульманского права - Корана [1] и сунны. Причем коранические установления развиваются и конкретизируются в сунне, главной частью которой выступает сборник хадисов (Сахих) имама аль-Бухари [2]. «Хадис» - означает сообщение, и, в данном случае, это сведения о высказываниях и поступках пророка Мухаммада, его предписаниях, принятых решениях и др. Все хадисы включенные в «Сахих» аль-Бухари признаны достоверными, что и сообщает им научную ценность при исследовании средств обеспечения договора займа.

Так о возможности поручительства - перевода долга от несостоятельного на богатого человека сообщается в хадисе 1008: «... посланник Аллаха сказал: «Затягивание богатым (выплаты долга) является (проявлением) несправедливости, и (поэтому), если долг, который причитается кому-либо из вас, будет предложено перевести на богатого человека, пусть он согласится». В толковании этого хадиса, поясняется, что поскольку затягивание выплаты долга богатым человеком является

проявлением несправедливости, кредитору следует согласиться на предложение о переводе долга на него, так как взыскать долг с него может оказаться легче, а кроме того, это поможет богатому человеку избавиться от греха совершения несправедливого поступка [2; с.386]. То есть непременными условиями поручительства являются отказ должника от требований займодателя и достижение обоюдного согласия между займодателем и поручителем. После установления такого согласия все долговые претензии снимаются с должника и он не несет ответственности перед займо-дателем.

Даже смерть должника не препятствует необходимости возврата долга посред-ствам поручительства. Из хадиса 1049 узнаем, что: «... пророк сказал: «... если кто-либо из верующих умрет. оставив (неоплаченный) долг или нуждающихся детей, пусть они придут ко мне, ибо я - покровитель (для таких)». Здесь пророк лично провозглашает себя поручителем.

Более детально о возможности поручительства - перевода долга покойного на кого-либо другого сообщается в хадисе 1009: «... Салана бин аль-Аква' ... сказал: «(Однажды, когда) мы сидели у пророка (люди) принесли к нему носилки с покойником и попросили: «Помолись за него». (Пророк) спросил: «Остались ли у него долги?» (Люди) ответили: «Нет». Он спросил: «А оставил ли он что-нибудь?». Они ответили: «Нет», и (пророк) совершил по нему молитву. Потом (люди)принесли другого покойника: «О посланник Аллаха, помолись за него». (Пророк) спросил: «Остались ли у него долги?» (Люди) ответили: «Да». Он спросил: «А оставил ли он что-нибудь?» (Люди ответили): «Три динара», и (пророк) совершил молитву по (покойному. Через некоторое время) принесли третьи (носилки и люди снова) обратились (к пророку с просьбой): «Помолись за него». (Пророк) спросил: «А есть ли у него долги?» Они ответили: «(Он остался должен) три динара», (и тогда пророк) сказал: Помолитесь вы за своего товарища». (Услышав это,) Абу Катада сказал: «Помолись за него ты, о посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги», и (пророк, совершил за него заупокойную молитву)».

Кроме того, из сюжета данного хадиса следует, что в долг были взяты конкретные сорта фиников в определенных количествах. Это означает, что предметы отдаваемые в долг должны быть обозначены качественно и количественно. То есть они должны обладать родовыми признаками и быть измерены. Отсюда вытекает необходимость возврата предметов с теми же родовыми признаками и установленного количества. При этом, как представляется, не исключается возможность, по желанию заимодавца, возврата иных предметов, но равной ценности. Цена предмета должна определяться на момент его передачи в долг.

В хадисах 1048 и 279 изложены сюжеты, свидетельствующие о допустимости изменения условий договора займа при определенных обстоятельствах. В хадисе 1048: «Сообщается, что Джабир бин ' Абдуллах ... сказал: «Однажды утром я пришел к пророку который находился, в мечети, и он сказал (мне): «Соверши молитву в два раката». А он был должен мне, и после этого (пророк не только) рассчитался со мной но и прибавил». Важно подчеркнуть, что договор займа направлен на оказание помощи нуждающимся, поддержку в период временных затруднений, поэтому его целью не может выступать получение прибыли (процентов) от займа. И если, как

4

это следует из хадиса, должник предоставил заимодавцу больше чем было взято в заем, то это необходимо рассматривать исключительно в качестве благодарности, вознаграждения за оказанную имущественную помощь. Такой подход способствует укреплению деловых и дружеских связей.

Сюжет изложенный в хадисе 279 показывает возможность достижения компромисса между сторонами договора займа при наличии конфликтной ситуации. «Передают со слов Ка ' ба бин Малика ... что (однажды находясь) в мечети, он принялся требовать у Ибн Абу Хадрада вернуть ему то, что тот был ему должен, и голоса их стали звучать так громко, что их услышал посланник Аллаха, который находился у себя дома и вышел к ним (столь поспешно), что (даже) не задернул занавеску своей комнаты. (Ка ' б сказал): «Он обратился (ко мне): «О Ка ' б!» Я сказал: «Я перед тобой, о посланник Аллаха!» (Тогда) он велел: «Прости ему из того, что он должен тебе, столько», и сделал рукой знак, означавший, что долг следовало уменьшить на половину. Я сказал: «Я уже сделал это, о посланник Аллаха!» - (после чего) он велел (Ибн Абу Хадраду): «А ты поднимись и уплати ему (остальные)!»

Изложенное свидетельствует, что негативное отношение пророка к спору о возврате долга, что уже само по себе не допустимо, усилилось фактором его проведения в священном месте - мечети. В хадисе 274: «... пророк сказал: «Для того, кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, Аллах построит нечто подобное в раю». Отсюда ясен запрет на любые непристойные действия в мечети. Поэтому уменьшение долга наполовину и обязывание должника в кротчайший срок оплатить ему часть, является отрицательной реакцией пророка на происшедшее и попыткой дисциплинировать займодателя и заемщика.

Средством обеспечения предоставленного займа может выступить и залог. В широком смысле об основах залога сказано: «И не убавим ни на йоту Мы награды за деянья ваши, Всяк человек - заложник своих дел» (Коран, 52:21). И далее: «Ведь каждая душа заложницей своих деяний будет» (Коран, 74:38). То есть путь проделанный человеком на промысле Аллаха либо отказ от подобного пути является залогом человека перед предстоящим Господним Судом и его результатами.

В аятах 2:245 и 57:11, указывается на религиозно-правовой смысл займа даваемого человеком Аллаху. Человеку дается обещание, что долг будет возмещен многократно увеличенным. Пророк также подтверждает реальность и справедливость подобного договора, где гарантией выступает обещание - залог даваемый Аллахом человеку. В хадисе 2020: «Сообщается, что Хузайфа... сказал: «Посланник Аллаха сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог был ниспослан в самую основу сердец людей, а потом они узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удален этот залог, сказав: «Заснет человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только легкий след. Потом снова заснет он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскаленный уголек и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже

5

и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдет до того, что) будут даже говорить: «Есть среди людей такого-то племени надежный человек!» И о человеке будут говорить: «Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!» -несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!»

(Хузайфа ... сказал): «И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверие) обязательно возвращало мне его религия, если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель, а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!»

При разъяснении этого хадиса в «Сахихе» аль-Бухари, обращается внимание на религиозный и правовой аспекты залога. Отмечается, что любое обязательство раба Аллаха перед Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом рассматриваются как то, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, то есть выполнить. Величайшим залогом является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов ислама. В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути [2; с. 796, 797].

Таким образом, в религиозном аспекте человек дает Аллаху заем в виде пожертвования своего имущества на пути к Нему, с последующим возвратом долга многократно увеличенным. А Аллах предоставляет человеку залог в виде веры в Него и выполнения всех Его заповедей, гарантирующий этот договор.

В правовом аспекте залог призван гарантировать займодателю обязанность возврата долга заемщиком. В хадисе 941 сообщается, что пророк: «... заложил свою кольчугу в Медине одному иудею, взяв у него (под залог этого) ячмень для своей семьи». То есть пророк отдал в залог имущество (кольчугу), которое принадлежало ему на праве собственности. То, что иудей принял (имущество), свидетельствует о достигнутом взаимном согласии, и о том, что имущество перешло во владение зай-модателя на определенный срок, обусловленный возвратом долга (ячменя). Специфика заложенного имущества - кольчуги, позволяет утверждать, что иудей не будет использовать его в практических целях, и следовательно можно сделать вывод, что залог является неприкосновенным для займодателя и на него возлагается обязанность по обеспечению его сохранности.

Вместе с тем в хадисе 1081 оговариваются некоторые особенности с отдачей в залог домашних животных. «. посланник Аллаха сказал: «Если верховое животное оставлено в залог, на нем можно ездить, пока на его (содержание) расходуются какие-то средства, и если животное, дающее молоко, оставлено в залог, молоко можно пить, пока на его (содержание) расходуются какие-то средства, что же касается расходов, то их должен нести тот, кто ездит верхом и пьет (молоко)».

Из смысла данного хадиса можно сделать вывод, о том, что расходы по содержанию домашних животных могут, по взаимной договоренности, возлагаться как на займодателя, так и залогодателя. И соответственно получаемая от животных прибыль должна принадлежать тому кто их содержит.

6

Таким образом, изложенное подчеркивает важность практического использования средств обеспечения договора займа - поручительства и залога. Универсальность поручительства состоит не только в возможности перевода долга от несостоятельного должника на обеспеченное лицо, но и в распространении подобной возможности на долг покойного. Отсюда следует, что возврат предоставленного займа гарантируется даже в случае смерти должника. Аналогично с этим и залог создает имущественные и правовые предпосылки для обеспечения интереса займо-дателя, предотвращение недобросовестности со стороны заемщика.

Список использованных источников и литература:

1. Коран. Перевод смыслов и комментарии Имам Валерии Пороховой. - 8-е изд. - М. РИПОЛ классик, 2006.

2. Сахих иль-Бухари. Пер. с араб. В.М. Нирша. -М.: Умма, 2005.

Анохш О.М. Про доручення та заставу в хадюах ¡мама аль-Бухарг

Стаття присвячена розгляду засоб1в забезпечення договору позики - доручення i застави. Дослщжуються вимоги, яю висуваються до застосування цих способ1в, висвгглюеться можливють досягнення компромюу мiж сторонами договору позики при наявносп конфлштно! ситуаци. Особливий акцент зроблено на важливють по-передження спроби подання позики з метою збагачення чи експлуатування пози-чальника.

Ключовi слова: хадюи, аль-Бухар^ договiр позики, доручення, застава.

Anokhin A.N. About the guarantee and recognizance in the hadith of Imam Al-Bukhari.

The article is devoted to the consideration of ways of security of the contract of debt-guarantee and recognizance. The author investigates the requirements made to the application of these ways, reveals the opportunity of achievement of the compromise between the parties of the contract in the presence of a disputed situation, emphasizes the importance of prevention of granting of the loan with the purpose of a profit or exploitation of a borrower.

Key words: hadith, Al-Bukhari, contract of debt, guarantee, recognizance.

Пост упила в редакцию 28.05.2008 г.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.