Научная статья на тему 'Основные конфессиональные противоречия между суфизмом и ваххабизмом'

Основные конфессиональные противоречия между суфизмом и ваххабизмом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1510
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХХАБИЗМ / СУФИЗМ / НОВОВВЕДЕНИЕ / КОРАН / МАВЛИД / МАЗХАБ / ХАДИС / ЕДИНОБОЖИЕ (МОНОТЕИЗМ) / ИМАМ / СВЯТОЙ ШЕЙХ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раджабов Рамазан Абакарович

Противоречия и борьба между суфизмом и ваххабизмом - одна из основных причин нестабильной обстановки сегодня на Северном Кавказе. В статье рассматриваются догматические и культовые противоречия между двумя течениями в суннитском исламе: суфизмом и ваххабизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные конфессиональные противоречия между суфизмом и ваххабизмом»

Раджабов Р.А.

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Р.А. Раджабов

Основные конфессиональные противоречия между суфизмом

и ваххабизмом

Противоречия и борьба между суфизмом и ваххабизмом - одна из основных причин нестабильной обстановки сегодня на Северном Кавказе.

В статье рассматриваются догматические и культовые противоречия между двумя течениями в суннитском исламе: суфизмом и ваххабизмом.

Ключевые слова: ваххабизм, суфизм, Key words: vahhabism, an innovation, нововведение, Коран, мавлид, маз- Koran, mavlid, mazhab, hadis, mo-хаб, хадис, единобожие (монотеизм), notheism, the imam, the sacred sheikh. имам, святой шейх.

Политический, экономический и духовно-нравственный кризис, последовавший вслед за распадом Советского Союза и сменой политической системы, повлек за собой беспрецедентный рост религиозности масс и их политическую активность. Особенно это проявилось на Северном Кавказе, где ислам превратился в одну из господствующих идеологий. В условиях общей политизации общества политизировался и ислам, и эта активность выразилась, в частности, во внутриконфессиональных противоречиях между традиционным для Дагестана тарикатизмом и привнесенным извне в последние два десятилетия ваххабизмом. Оба течения активизировались в постперестроечный период, хотя суфизм в Дагестане имеет тысячелетнюю историю. Эта объясняется тем, что в советский период, когда в обществе господствовала социально-экономическая и политическая стабильность, в основной своей массе народ ориентировался и жил, руководствуясь общечеловеческими ценностями, религия, в частности ислам, не играла особой роли в общественном сознании и быту.

Между тем крах перестройки, глубокий кризис в экономической сфере повлекли за собой политический, идеологический, нравственный кризис, что, в конечном счете, привело к распаду великой державы, и страна превратилась в арену проникновения и насаждения низкопробных, порою антигуманных ценностей, в т. ч. различных религиозных, тоталитарных и экстремистских течений и сект. Некоторые из них открыто преследовали глобальные политические цели, направленные на дальнейший развал России. Проникшее в это время новое для Дагестана течение - ваххабизм - «в условиях кризиса общества стал привлекательным для бедных людей, маргинальной части мусульманской молодежи, оппозиционных местной или федеральной власти сил»1. А суфизм - традиционное для Дагестана течение - в условиях отказа от установившихся ценностей и образовавшегося в результате идеологического вакуума легко занял место одной из ведущих идеологий для оп-

1 Акаев В.Х. Северо-кавказский ваххабизм // Научная мысль Кавказа. 2000. № 3. - С. 48.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

107

Раджабов Р.А.

ределенной части населения. Представители этого течения захватили власть в Духовных управлениях ряда Северо-кавказских республик.

Т. о., противоречия и столкновения между двумя указанными течениями были неизбежны не только потому, что они претендовали и боролись за духовную власть, но и потому, что оба эти течения по основополагающим принципам Корана и Сунны имеют серьезные противоречия, вследствие чего крайне недружелюбно относятся друг к другу. И естественно, указанные течения должны были дать собственную религиозную интерпретацию происходящих событий.

Вот что пишет религиовед С.М. Саидов: «Канонические противоречия между тарикатистами и ваххабистами, как показали события последних лет, не были только борьбой за влияние на общественное сознание. Ваххабиты Дагестана имели целью захват политической власти. Но есть ли достаточные основания полагать, что тарикатисты не преследуют те же цели? По всей вероятности, нет. Вся проблема упирается в формы и методы достижения цели»2. Но если первые открыто об этом заявляют, то вторые всячески отрицают это в публичных выступлениях, дискуссиях.

Что же касается канонических и догматических противоречий между этими двумя суннитскими течениями в идеологическом плане, то основным предметом споров, камнем преткновения выступает учение о таухиде (единобожие, монотеизм). Обе стороны не оспаривают этот принцип и согласны с тем, что он является основополагающим принципом в исламе, но взаимно обвиняют друг друга в нарушении его основ. При этом в качестве доводов и те, и другие приводят аяты из Корана и хадисы, порою одни и те же. В основном стороны апеллируют к двум положениям Корана: во-первых, многократно повторяющееся предостережение не придавать Аллаху сотоварищей - позиция, которую в категорической форме отстаивают ваххабиты; во-вторых, также неоднократно повторяющиеся в Коране утверждения о том, что у Аллаха есть особая, избранная, возлюбленная категория людей, к которым тарикатисты относят пророков, суфийских теоретиков, в особенности святых шейхов, которые якобы наделены Аллахом особыми дарами познания Бога.

Сущность противоречий можно наглядно показать посредством сравнения взглядов основателя и идеолога ваххабизма Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и одного из авторитетнейших дагестанских идеологов суфизма -тарикатского шейха Саид-афанди Чиркейского.

Абд аль-Ваххаб утверждает, что во время путешествий по Аравии он заметил, как люди далеки от истинной религии, что они поклоняются деревьям, почитают святые места и относятся к ним так, как следовало бы относиться только к Господу миров. В своих работах он приводит аяты из Корана и хадисы, в которых говорится, что нельзя придавать сотоварища Аллаху, что это является великим грехом. Так, в «Книге единобожия» он приводит аяты из Корана: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56), «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!» (16:36), «Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него, и проявлять

2 Саидов С.М. Ваххабизм. - Махачкала, 2007. - С. 35.

108

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

Раджабов Р.А.

благодеяние к родителям...» (17:23-24), «И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к нему ничего...» (4:36).3

Далее ат-Тамими приводит хадис: «Муаз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил меня: "О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов перед Аллахом и в чем обязанность Аллаха перед рабами?" Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше". Пророк сказал: "Обязанность рабов перед Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего". Я спросил: "О, посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?" Пророк ответил: "Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся". Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима»4.

Шейх Саид-афанди Чиркейский, возражая ваххабитам, приводит также многочисленные доводы: хадисы, аяты и рассказы из жизни святых.

«Всевышний рассказывает Пророку историю о Мусе и Хизри. «Однажды Муса вместе со своим другом встретились с одним из Моих рабов, которому Я открыл Свою милость, ниспослал Откровение, сделал пророком и со Своей стороны дал особые знания» (18:65). Знания, полученные не путем обучения, а посредством внушения (ильхам). В этом аяте Всевышний дает нам понять, что у Него есть особые Рабы, которым Он открывает сокровенные знания (ла-дуни).5 Далее Саид-Афанди приводит слова из книги Абдуль-Ваххаба Шахра-ни «Явакит»: «В каждом селе или городе бывает один муршид (кутб), ради которого Аллах хранит эту местность от всяких бедствий, даже если в ней проживают неверные». В среде людей, владеющих истинными знаниями, говорят, что в каждом городе или селе, в зависимости от их размеров, бывает до семидесяти особых служителей Аллаха ('ибаду Ллах), цель которых - оказывать помощь людям. И они помогают людям, приходя в трудную минуту в образе того или иного человека6. Этот хадис гласит: «Пророк сказал, что если в безлюдной пустыне у кого-то из вас пропадет скотина, крикните: «О, рабы Аллаха!» («Я, 'ибада-Ллах!») - и они приведут потерявшуюся скотину». Еще Пророк сказал: «Если вам будет нужна помощь, вы позовите: «О, рабы Аллаха, помогите мне!»1.

Канонические противоречия между ваххабитами и тарикатистами сводятся к широко практикуемому во всех религиях культу святых. Как утверждают ваххабиты, культ святых присваивает достоинства Аллаха, принижает их величие и значимость, отвлекает людей от служения Аллаху и потому является недопустимым.

Категорически отвергают ваххабиты паломничество к мавзолеям мусульманских святых, даваемые им обеты, жертвоприношения, убежденность, что святые могут делать добро или причинить зло. В отрицание это-

3 Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. - Баку, 1997. - С. 21.

4 Там же. - С. 23.

5 Саид-афанди аль Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. - Махачкала, 2003. - С. 277.

6 Там же.

7 Там же. - С. 283.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

109

Раджабов Р.А.

го приверженцы ваххабизма приводят соответствующие аяты Корана: «Не

взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешь это, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло, то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе, то никто не отвернет блага его. Низводит Он это на кого хочет из рабов Своих, ведь Он - Прощающий, Милосердный» (10:106-107).8

Что же касается пророка Мухаммада, то приверженцы ваххабизма считают его обычным человеком, которого Аллах выбрал для пророческой миссии. Его нельзя обожествлять, ему не следует поклоняться, у него ничего нельзя просить. Нельзя поклоняться его могиле, однако можно ее посещать без всяких просьб. К нему нельзя взывать о помощи. У Мухаммеда нельзя просить никакого заступничества, однако в Судный День он может выступить заступником перед Аллахом за мусульман. Но только если Аллах позволит ему заступиться.

Обращение с молитвой к ангелам, пророкам и святым с тем, чтобы они приблизили молящихся к Аллаху и походатайствовали за них перед Аллахом, ваххабиты сравнивают с тем, как люди ищут сближения с людьми из окружения царей и султанов, чтобы сделать их средством удовлетворения своих потребностей и достижения поставленных целей. «Нет ничего более лживого и неверного, поскольку это является ни чем иным, как уподоблением Великого Аллаха, Царя всех царей, которого боится любой человек и которому подчиняются все творения, жалким правителям, которые нуждаются в знатных людях и министрах, чтобы укрепить свою власть», - говорится в «Книге единобожия»9.

Как видно из вышеперечисленных аятов и хадисов, приводимых ваххабитами в качестве доводов в пользу своей идеологии, любое действие, которое принижает достоинство Аллаха, для них является ширком (многобожием). Даже действия человека, показывающего свои достоинства и не умаляющего достоинства и качества Всевышнего, считаются ширком. «Абу Саид передал следующее высказывание Пророка: «Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль?» Люди ответили: «Сообщи, о, посланник Аллаха». Он сказал: «Это скрытый ширк: когда человек встает и молится, специально приукрашивая свою молитву, когда видит, что на него кто-то смотрит»10.

По мнению последователей ваххабизма, все, что делается не ради Аллаха, а ради мирских благ, также считается ширком, т. е. во всем, что делает человек, необходимо строго придерживаться единобожия. Нельзя делать того, при чем человек может забыть о том, что он сотворен Аллахом, и следует поклоняться только Ему. Несомненно, в суфийском почитании шейха и святых, придании сотоварищей Аллаху, придание шейхам особых качеств и достоинств, присущих только Всевышнему Аллаху, они видят ширк.

8 Мухаммад ибн Сулейман Ат-Тамими. Указ. соч. - С. 83.

9 Там же. - С. 98.

10 Мухаммад ибн Сулейман Ат-Тамими. Указ. соч. - С. 98.

110

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

Раджабов Р.А.

Тарикатисты также обосновывают и доказывают истинность своих убеждений и действий. Саид-афанди пишет: «У Пророка есть достоверный хадис, переданный Дар ул Кутни и другими имамами: «Кто посетит мою могилу после моей смерти, то я обязан заступничеством ему». В другом хадисе сказано: «Кто посетит меня без нужды (просьб), просто для зия-рата, то я обязан ему заступничеством в Судный День». Еще Пророк сказал: «Кто навестит меня, Аллах будет обязан ему, чтобы я был заступником ему в Судный День»11.

Посещения других могил (асхабов, шейхов, имамов, алимов, родственников, друзей и т. д.) желательны, Пророк часто посещал могилы, в каждую пятницу после джума-намаза он посещал кладбище «Бахиъ» (Медина). Хорошо посещать кладбище, чтобы вспомнить покойных, чтобы успокоить их души прочитанными аятами, отправленными дуа, зикром, а также, чтобы вспомнить о смертности всего сущего. Как передает имам Навави, мусульмане единодушны в том, что посещение могилы угодно Аллаху.12

Здесь следует показать разницу между «посещением» и «поклонением». Ваххабиты не отрицают посещения могил святых, но только если при этом не просят у них ничего. А если просят, то, значит, видят в могиле шейха или в нем самом божественные качества. Таким образом, почитание в определенной степени приобретает признаки поклонения. И это, по мнению ваххабитов, большой грех.

Тарикатисты же просят у шейха или святого заступничества за них в Судный День, быть мостом, связывающим их со Всевышним, они считают, что устаз является посредником между мюридами и Аллахом, утверждают что не достигнет мюрид приближения с Аллахом, кроме как через посредника, т. е. через своего устаза. И для того чтобы достичь приближения с Аллахом с помощью шейха, необходимо беспрекословно подчиняться его воле и «не упрекать шейха за его противошариатские действия» (Джамалу-дин Казикумухский).

Обращение к Аллаху через духовного наставника (тавассул) является квинтэссенцией тарикатисткого учения. Один из шейхов накшбандийского тариката в Дагестане, ректор исламского университета в г. Буйнакске Арсла-нали-афанди Гамзатов в статье «Тасаввуф и тавассул» приводит хадис о том, что тавассул совершали еще при жизни Пророка. «Передали хадис Ат-Тирмизи и ибну Маджах от Усман ибну Хунайф. К Пророку подошел слепой и сказал: «Попроси Аллаха, чтобы вылечил меня». Пророк сказал: «Если пожелаешь, я сделаю дуа, а если пожелаешь, потерпи, это - лучше для тебя. Тогда слепой сказал: Попроси у Аллаха». Пророк велел совершить омовение с последующим чтением этого дуа («О Аллах, я прошу Тебя через Твоего Пророка Мухаммада - пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь через тебя к Аллаху. О Аллах, выполни мою просьбу ради твоего Пророка»). И Усман ибн Хунайф клялся, что они не расстались с Пророком, и прошло немного времени, как вернулся мужчина как будто никогда не был слепым»13.

11 Саид-афанди аль Чиркави. - Указ. соч. - С. 303.

12 Там же. - С. 305.

13 Алимы и ученые против ваххабизма. - Махачкала, 2001. - С. 87.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

111

Раджабов Р.А.

То, что человек может обратиться к Аллаху через посредника (тавассул), почитание излишне этого посредника, шейха, категорически неприемлемы для ваххабитов, потому что они считают, что «причина неверия людей и их

о 14

отказа от своей религии заключается в возвеличивании праведников» . «Шайтан постепенно сводит с пути поколения людей, начиная с чрезмерной любви и почитания праведников и заканчивая поклонением им наряду с Аллахом. На это уходят столетия, и вера в Господа вытесняется из душ людей верой в умершего праведника»15.

По отношению к новшествам (бида) внутри ортодоксального ислама (суннизма) образовались четыре признанные правоверными школы (мазха-бы). Самым либеральным из них является ханифизм, самым строгим - хан-бализм, который стоит на позиции полного отказа от новшеств. Ханбализм считает, что, с точки зрения религиозной практики, только то законно, что предписано Кораном и Сунной, и только в том виде, как это предписано. Ваххабизм, таким образом, выступает крайней формой ханбализма.

По отношению к мазхабам также существуют противоречия между указанными течениями. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб призывал к отказу от фанатичной приверженности мнениям и суждениям какого-либо одного имама в случаях, когда они не основывались на достоверных хадисах и не совпадали с Сунной. Он старался во всех вопросах обращаться к Корану и достоверным хадисам, даже если они не совпадали с мнениями некоторых мусульманских ученых. В подтверждение своих суждений он приводил высказывания самих имамов этих четырех мазхабов.

Абу Ханифа сказал: «Если я скажу что-либо противоречащее Книге Аллаха и высказываниям Пророка, то вы не принимайте это» («Аль-Иказ» аль Филани, стр. 50). Малик сказал: «Я - человек; я и ошибаюсь, и говорю верно. Внимательно прислушивайтесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге и Сунне, принимайте, а не соответствующие им отвергайте («Аль-Джами» Ибн Абд аль-барра 2/32, «Усуль аль-Ахкам» ибн Хамза 6/149). Это является единственно верным путем16.

Тарикатисты обвиняют ваххабитов в том, что они, опираясь на свои «поверхностные знания» Корана и Сунны, по-своему толкуют все. В частности, о мазхабах богослов К. Хидирбеков в статье «О некоторых основных теологических заблуждениях ваххабитов» пишет: «Когда сформировались четыре мазхаба, все ученые сошлись во мнении, что каждому мусульманину необходимо соблюдать один из мазхабов, даже если в каком-либо вопросе он будет противоречить Корану или хадису Пророка, ибо основатели мазхабов фундаментально изучили и «разжевали» положительные и отрицательные стороны всех хадисов, их достоверность и недостоверность, какие хадисы отменены, в связи с чем и в каких ситуациях был ниспослан тот или иной аят»17. Далее он ссылается на высказывание комментатора и толкователя Корана Ахмада Ассови, который сказал: «Не разрешается следовать ни за од-

14Мухаммад ибн Сулейман Ат-Тамими. Указ. соч. - С. 102.

15 Там же.

16Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Указ. соч. - С. 18.

17 Алимы и ученые против ваххабизма. - Махачкала, 2001. - С. 94-95.

112

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

Раджабов Р.А.

ним, кроме четырех мазхабов. Даже если он не будет соответствовать словам сподвижников, изречению Пророка и даже аятам Корана. Вышедший из четырех мазхабов есть заблудший, слушающий других»18. И для убедительности приводит аяты Корана: «Разве могут равняться незнающие люди со знающими?» (39:8), «Спросите у знающих, если вы не знаете» (16:43)19.

По этому поводу Саид-афанди Чиркейский пишет: «Пророк сказал: «Не был ниспослан ни один аят Корана, у которого бы не было двух сторон - явной и скрытой». Некоторые ученые говорят, что если извлекать толкования из Корана согласно своим умозаключениям, то можно отступить от веры. Каждое слово Аллаха вбирает в себя столько слов, что если написать их, то не хватит и моря чернил, но и тогда будет невозможно написать их все до конца. Здесь имеется в виду, что в них очень много смысла. Можно было бы привести множество примеров и вести долгий разговор по поводу четырех имамов, но для разумного человека будет достаточно и сказанного. Мусульмане, остерегайтесь от попыток толкования Корана, следуя своим умозаключениям!»20.

Существуют противоречия по поводу заступничества святых, шейхов, Пророка в Судный День. Вот что пишет ат-Тамими: Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Увещай этим тех, которые боятся быть собранными к их Господу. Нет для них помимо Него покровителя и заступника, — может быть, они будут богобоязенны!» (6:51). Он сказал также: «Аллаху принадлежит заступничество полностью...» (39:44). Всевышний сказал: «Кто может ходатайствовать перед Ним, кроме как с позволения Его?» (2:255). Всевышний сказал: «Призовите тех, кого вы выдумали вместо Аллаха!” Они не владеют даже весом пылинки — ни на небесах, ни на земле; нет у них там участия, и нет для Него среди них помощника. Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, за кого Он позволит...» (34:22-23).21

Последователи Абд аль-Ваххаба считают, что для того чтобы кто-то мог заступиться в Судный День, он должен обладать одним из следующих четырех качеств:

1) он должен быть хозяином того, что хочет от него поклоняющийся;

2) если он не является хозяином, он должен быть его совладельцем;

3) если он не является совладельцем, он должен быть его заместителем или помощником;

4) если же он - не заместитель и не помощник, он должен быть ходатаем

22

перед ним .

Суфии говорят, что обращаются с молитвой, хотя и знают, что они являются творениями и подданными Аллаха. Однако учитывая то, что они занимают высокое и знатное положение у Аллаха, обращаются к ним, чтобы они приблизили их к Нему и походатайствовали перед Ним. Их обращение «О, посланник Аллаха, будь моим заступником!» для ваххабитов является грехом. Они говорят, надо так обращаться: «О Аллах, сделай Пророка моим заступником!».

18 Там же.

19 Там же.

20 Саид-афанди аль Чиркави. Указ. соч. - С. 146.

21 Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Указ. соч. - С. 93.

22 Там же. - С. 95.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

113

Раджабов Р.А.

Тарикатисты приводят такой хадис: «Когда наступит Судный День, люди начнут бушевать, они обратятся к пророку Адаму и скажут ему: «Будь нашим заступником перед Богом», на что он ответит: «Мне не до этого, обратитесь к пророку Ибрахиму, он друг Аллаха». Люди обратятся к Ибрахиму, но он ответит: «Мне не до этого, обратитесь к Мусе, он разговаривал с Аллахом». Когда люди обратятся к Мусе, он ответит: «Мне не до этого, обратитесь к Исе, он - дух Всевышнего». Люди обратятся к Исе, но он ответит: «Мне не до этого, идите к пророку Мухаммаду». И придут люди ко мне, и я скажу им: «Я - ваш заступник, я попрошу разрешения (на заступничество), и Он мне разрешит» (Аль Бухари и Муслим)23.

Противоречия здесь явные. И те, и другие стороны приводят достаточно веские доводы: аяты Корана, хадисы, высказывания самих имамов четырех мазхабов и пытаются логически обосновывать их.

Одним из предметов спора между ваххабитами и тарикатистами выступает мавлид - день рождения пророка Мухаммада, который был введен в практику ислама через три века и, несомненно, под влиянием рождества Христова. Во-первых, точно не известен даже год рождения Пророка, не говоря уже о дате, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев мавлид, проводимый ныне, не имеет отношения к Мухаммаду-имениннику, он проводится по всякому случаю (рождение сына, проводы в армию и т. д.). С точки зрения последователей ваххабизма, это новшество, соответственно, оно неприемлемо для мусульман. Они говорят, что в мавлиде имеются прямые обращения к Пророку, минуя Всевышнего. А их противники говорят, что новшеством - это такое явление, которое не входит в ислам.

Упомянутый выше К. Хидирбеков в опровержение доводов ваххабистов пишет: «Мавлид - это прежде всего восхваление Пророка, воспоминание о его высоких достоинствах и его чудотворстве. Безусловно, это предусмотрено Кораном и Сунной». Далее: «Всевышний в своем Писании, восхваляя своего посланника, сказал: «И для тебя назначены дары, воистину неистощимые. И нрав возвышенный тебе дарован» (то есть ты необыкновенно благочестив - сура 68, стихи 3, 4). Также приводит хадис: «Я в Судный День господствующий над сынами Адама и без хваления, и знамя «хамда» будет в руке моей и без хваления, и все пророки от Адама будут под знаменем моим»24. Т. о., все действия мавлида по отдельности: чтение Корана, упоминание Всевышнего (зикр), просьбы о прощении (истигфар), милостыня (садака), благословение Пророка (салават) предписаны Кораном, и в этом не могут усомниться даже самые ярые ваххабиты. Остается вопрос самого названия «мавлид» и чтения его в таком порядке, как это делается сегодня. Безусловно, собирать людей именем «мавлида» - это есть новшество, но все, что делается там, предписано Кораном и Сунной. Все то, без чего невозможно достичь желаемого, - становится желательным, как сказано об этом в шариатских книгах»25.

23 Алимы и ученые против ваххабизма. - С. 82.

24 Там же. - С. 97-98.

25 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

114

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

Раджабов Р.А.

Имам мечети поселка Кяхулай М.-М. Бабатов пишет, что новшество состоит в самом названии «мавлид» и только; сбор людей для чтения мавлида - новшество, но все, что делается там, предусмотрено шариатом. Получается, что сбор людей - причина, посредством которой люди достигают желаемого, и в шариате допускается новшество в средстве, если желание имеет основу в нем26.

Относительно чтения Корана над умершими ваххабиты утверждают, что это не предусмотрено шариатом. Суфии приводят хадис Пророка, в котором говорится: «Читайте над вашими умершими “Ясин”. Но ваххабиты говорят, что они неправильно толкуют этот хадис и следует читать не «умершими», а «умирающими». Как видим, тут противоречия вытекают из трактовки этого хадиса.

Имам мечети города Хасавюрт М.-С. Абакаров писал по этому поводу: «Ваххабиты отвергают пользу чтения Корана по умершему. Для того, кто читает, занимается хадисами, не секрет, что чтение Корана и его саваб могут дать для души покойного». Далее он приводит хадисы: Еще Пророк сказал: «Я вам запретил посещение могил (в начале распространения ислама), теперь ходите на кладбища и не говорите плохое, грешное». Анас передает от Пророка: «Кто зайдет на кладбище, пусть читает «Ясин» и облегчит участь покойных в тот момент, и будет предписано ему хорошим деяниям равносильно хороших деяний всех покойников на этом кладбище».27

Из этих хадисов видно, что посещение могил в начале распространения ислама было запрещено. Не совсем ясно, в связи с чем был введен этот запрет. Было ли это связано с тем, что люди стали поклоняться могилам, как говорят ваххабиты? Но вместе с тем также не ясно, почему был снят запрет и людям порекомендовали посещать кладбища.

Противоречия существуют и между самими тарикатистскими течениями, когда какие-либо культовые действия одних не признаются другими. Например, последователи шейха Ахмеда Руфайа испытывают друг друга раскаленным железом, что неприемлемо для других. В Дагестане между тремя суфийскими течениями также есть значительные различия в культовых действиях. Так, для накшбандийцев неприемлемы танцы, хлопанье в ладоши, характерные для ка-дирийского тариката. Шейх Саид-афанди Чиркейский пишет: «В накшбандий-ском тарикате при совершении зикра не должна двигаться ни одна часть тела человека. Категорически запрещаются все движения, кроме движения пальцем, который перебирает бусинки на четках. В других тарикатах мюриду лучше поступать так, как ему указывает его духовный наставник»28.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: оба противоборствующих течения аргументируют свои доводы порою одними и теми же положениями Корана, Сунны и шариата, толкуя их с выгодной для себя, что позволяет делать вывод о противоречивости самих приводимых ими текстов. Кроме того, фанатическая приверженность своим взглядам не оставляет никаких шансов на компромисс между ними.

26 Там же. - С. 68.

27 Алимы и ученые против ваххабизма. - Махачкала, 2001. - С. 53.

28 Саид-афанди аль Чиркави. Указ. соч. - С. 306.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.