Научная статья на тему 'От экстремизма - к миру, а не к мифу о нем'

От экстремизма - к миру, а не к мифу о нем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ВАХХАБИЗМ / ДЖИХАД / СУФИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / ПАРАДИГМА / РЕЛЯТИВИЗМ / EXTREMISM / WAHHABISM / JIHAD / SUFISM / RADICALISM / PARADIGMA / RELATIVISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронина Татьяна Евгеньевна

Предпринята попытка обратить внимание на суть и характер отношения ваххабизма к суфизму, установить причину его воинственной сущности, порождающую экстремизм среди населения, особенно среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Extremism to Peace, Rather Than to the Myth About It

This article attempts to reveal the relation of Wahhabism and Sufism, as well as to determine the reason of its combatant nature that evokes extremism among people particularly young.

Текст научной работы на тему «От экстремизма - к миру, а не к мифу о нем»

Серия «Политология. Религиоведение» и З В Е С Т И Я

2013. № 2 (11), ч. 1. С. 130-136 Иркутского

Онлайн-доступ к журналу: государственного

http://isu.ru/izvestia университета

УДК 323.27/.28

От экстремизма - к миру, а не к мифу о нем

Т. Е. Воронина

Дагестанский научный центр РАН, г. Махачкала

Предпринята попытка обратить внимание на суть и характер отношения ваххабизма к суфизму, установить причину его воинственной сущности, порождающую экстремизм среди населения, особенно среди молодежи.

Ключевые слова: экстремизм, ваххабизм, джихад, суфизм, радикализм, парадигма, релятивизм.

Симаб сказал: «Я буду продавать Книгу Мудрости за сто золотых монет, и некоторые скажут, что это дешево».

Юнус Мармар сказал ему: «А я предложу ключ к ее пониманию, и почти никто не возьмет его, даже даром» [11, с. 19]

Вначале немного истории. Ваххабизм - религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада Ибн Абдаль-Ваххаба, который проповедовал социальную гармонию, строгое соблюдение морально-этических принципов ислама, осуждение стяжательства. В Центральной Аравии в этот период процветали накопительство и роскошь, что происходило на фоне духовной нищеты, выразившейся в пренебрежении к исламу и оживлении доисламских верований. К этому периоду магометанское учение уже достаточно приспособилось к местным условиям. Надо сказать, что ислам всегда был вынужден вносить некоторые изменения в свое вероучение в соответствии с меняющимися историческими обстоятельствами. Борясь за очищение учения веры и истины, ваххабиты выступали против усиливающегося почитания святых, а также против содействия распространению многих языческих и суеверных представлений. В их высказываниях утверждалось, что мусульмане забыли настоящий ислам, отошли от принципов раннего ислама, почитая праведников, могилы и горы, предавая атрибуты Аллаха даже растениям и камням, а это несовместимо с принципами строгого единобожия. Только один Аллах достоин поклонения. Ангелы, пророки, праведники и святые не могут быть заступниками перед Богом за грехи мусульман. Им можно оказывать уважение, но не поклоняться. К этому времени в центральной и восточной частях Аравии широкое распространение получили различного рода не признанные исламом языческие культы - солнца, луны, звезд, культ предков и связанные

с ними обряды. Очистить ислам от всякого рода новшеств, вернуться к той форме, которая была, - это якобы было целью ваххабитов.

В ваххабитском учении также важное место уделялось социально-политическим проблемам. Прежде всего ваххабиты, как этого требуют канонические источники ислама (Коран и Сунна), считали правильным подчинение подданных власть имущим. Они переделали закят из добровольной обязанности в обязательный для каждого мусульманина налог и тем самым создали централизованную налоговую систему. Хотя общие правила ритуала сосредоточиваются на пяти столпах ислама - вере, молитве, подаче милостыни, посте и участии в Хаджже, однако Абд-аль Ваххаб добавил к пяти столпам ислама шестой. Он гласит: кто не следует за мной (Абд-аль Ваххабом), тот не мусульманин. Иначе: кто не с нами, тот против нас. В его государстве считалось, что вероотступники более ненавистны, чем многобожники. «По мнению последователей ваххабизма, все, что делается не ради Аллаха, а ради мирских благ, также считается ширком, т. е. во всем, что делает человек, необходимо строго придерживаться единобожия. Нельзя делать того, при чем человек может забыть о том, что он сотворен Аллахом, и должен поклоняться только ему. Несомненно, в суфийском почитании шейха и святых, придании сотоварищей Аллаху, придании шейхам особых качеств и достоинств, присущих только Всевышнему Аллаху, они видят ширк» [8, с. 110].

Особое место в учении ваххабизма отводится статусу пророка Мухам-мада. «Однако, несмотря на беспрецедентный авторитет Мухаммада у своих последователей, при анализе его как исторической личности нужно руководствоваться научной методологией, как она в подобных случаях подходит к решению вопроса о роли народных масс и личности в истории. Только это даст возможность правильно определить историческое место Мухаммада в... духовной общности мусульман» [2, с. 56]. Идеологи ислама считают его обыкновенным человеком, которого избрал Аллах в качестве своего посланника для исполнения пророческой миссии на земле.

Заполняя идеологический вакуум, в отличие от суфиев, создавших антиколониальную идеологию и обладающих сильной духовной властью, ваххабизм, имея дальнее геополитическое происхождение, постоянно претендует на захват политической власти силой, считая, что таким образом можно восстановить в обществе социальную справедливость. В Х1Х-ХХ вв. духовно-этическая, «эзотерическая сторона суфизма была доступна пониманию лишь мусульманской духовной элиты» [12, с. 91]. Знание суфиями этой стороны ислама раздражает представителей ваххабитской секты, а также вызывает раздражение и непонимание их уважительное отношение к учителям (шейхам) и пророкам. Для ваххабитов вся проблема заключается в формах и методах достижения цели, поэтому все, что делается не ради Аллаха, а ради мирских благ, по их мнению, считается ширком. Религиовед С. М. Саидов пишет: «Канонические противоречия между тарикатистами и ваххабитами, как показали события последних лет, не были только борьбой за влияние на общественное сознание. Ваххабиты Дагестана имели целью захват политической власти» [9, с. 35].

Шазилийский шейх Саид-Афанди Чиркейский считал, что одним из тех, кто первым привнес ваххабизм в Дагестан, был Али Каяев (Замир Али, Х1Х в.) [10, с. 99].

Хотя ваххабиты не обожествляют пророка Мухаммада, они считают, что ему не следует поклоняться на его могиле: ее можно и нужно посещать без каких-либо просьб. В судный день он может выступать перед Аллахом заступником мусульман. Места, связанные с жизнью Мухаммада, нельзя делать объектами поклонения. Таким образом, сегодня ваххабизм «в условиях кризиса общества стал привлекательным для бедных людей, маргинальной части мусульманской молодежи» [1, с. 56-57]. Искусственное привнесение воинственности в пропаганду его идей наталкивает на мысль, что жить в мире с мусульманами можно только из конформистских соображений. Тактика идеологов современного ваххабизма свидетельствует о том, что нет необходимости делать ставку на джихад против тех, кто не признает их учения. Для расширения своего влияния они большое значение придают мирным средствам. Располагая большими финансовыми возможностями, они создают опорные пункты пропаганды, бесплатные учебные заведения, используют теле- и радиоэфир, расширяют миссионерскую деятельность, выпускают религиозную литературу, раздают ее бесплатно, создают вооруженные отряды, провоцируют конфликты.

Идеология ваххабизма - это идеология национально-освободительного движения народов арабского происхождения. Конечно же, многие ее догматы сегодня не могут быть востребованы аджамским, т. е. неарабским населением, о чем постоянно беспокоился муфтий Дагестана Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров, который пользовался огромным авторитетом и уважением не только в Дагестане и на Кавказе, но и в России. Имя этого ученого и общественного деятеля было известно всему мусульманскому миру. Он последовательно отстаивал чистоту ислама, одним из первых проявил твердость и принципиальность против попыток расколоть единство мусульман, внедрить на территории Дагестана и России идеологию религиозного экстремизма, чему всячески способствовала Саудовская Аравия. «Учение ваххабизма является официально признанным исповеданием в Саудовской Аравии, где оно возникло в середине ХУШ в.» [3, с. 78]. Привнесенная оттуда ситуация в селениях Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района, возникшая в мае 1998 г., нашла соответствующую оценку Госсовета, Народного собрания и Правительства Дагестана. В принятом властями республики обращении к жителям этих сел говорится: «Экстремистски настроенная группа лиц, спекулируя на недостатках и трудностях нынешнего этапа развития нашего общества, спровоцировала взрывоопасную ситуацию, несущую угрозу безопасности республики, жизни и здоровью граждан... Мы обращаемся к вам с призывом осознать всю серьезность сложившегося положения, не идти на поводу деструктивных сил, не поддаваться на провокацию, всемерно способствовать мирному разрешению всех вопросов, восстановлению законности и правопорядка» [6, с. 1].

Из сказанного в обращении следует вывод, что дальнейшее религиозное просвещение, при условии нормализации экономики и социальной сферы,

приведет к осознанию того, что добрый плюрализм и толерантность лучше, чем постоянная конфронтация, что подавляющая часть дагестанцев не является арабами по происхождению, и требовать от них следования нетрадиционной для них идеологии, в конечном счете, бесперспективно. Ваххабизм в Дагестане запрещен.

Все религии, действующие в дагестанском регионе, имеют установки, требующие от верующих благодати, отзывчивости, честности, трудолюбия. Основатель мусульманской религии пророк Мухаммад считал, что после поклонения Аллаху (Богу) самое лучшее в единобожии - любить друг друга, думая о семье, о подрастающем поколении. Говоря о сближении людей с божьими посланниками, чтобы сделать их своими радетелями в достижении поставленных целей, Ат-Тамими пишет: «Нет ничего более лживого и неверного, поскольку это является ни чем иным, как уподоблением Великого Аллаха. Царя всех царей, которого боится любой человек и которому подчиняются все творения, жалким правителям, которые нуждаются в знатных людях и министрах, чтобы укрепить свою власть» [5, с. 83].

Современные представители мусульманского культа придают новое звучание джихаду. «Наша исламская вера, - говорилось в одной из фетв Московской соборной мечети, - обязывает нас вести священный джихад, чтобы добиться такой социальной жизни, в которой царят любовь, братство и счастье для всех людей, жизни в условиях мира и спокойствия во всем мире». В таком толковании джихад выглядит как борьба за социальную справедливость, что неизбежно для создания демократического общества. Сравнение суфизма и ваххабизма приведено в табл.

Суфизм Ваххабизм

привлекателен привлекателен

заполнил идеологический ваккуум, заполнил идеологический ваккуум

власть (духовная) Власть (политич.): вооружены для протест. действ. с исп. заруб. капитала

таухид-единобожие таухид-единобожие

что говорят пророки? против позерства (это ширк)

кумирство посещение могил - хорошо и угодно Аллаху

уважение к духовному наставнику (об этом сказано выше)

мавлид - Рождество мавлид - Рождество

пророка Мухаммада пророка Мухаммада

празднуется празднуется (против переноса понятия на рождение сына, проводы его в армию)

Суфизм, мюридизм - реакция на власть «западников» (внутренний вопрос России) - война Х1Х в. в Дагестане. Ваххабизм - реакция на власть «западников» с участием стран Арабского Востока (внешний вопрос России) -

экстремизм сегодняшнего дня. Радикализм ваххабизма все более напоминает переход к новым преобразованиям. Но переход стихийный, разрушительный. Нет созидания в агрессии и экстремизме, и поэтому экстремизм, как методология обновления, неприемлем для процесса сотворчества, взаимодействия самобытных народов и религий в России, где была создана уникальная цивилизация, главными составляющими которой являются иудаизм, православная и мусульманская культуры. В XIX в. на Дагестан приходилась половина мусульманских школ Кавказа. Он снабжал медресе знатоками арабской письменности, богословами. «Эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе» [7, с. 209]. Полная драматизма история борьбы кавказских горцев, развернувшаяся в XIX в. против царизма, свидетельствует о том, что в трудные периоды именно духовенство являлось важным фактором национального сплочения и выживания народов. И сегодня ни одно политическое течение на Северном Кавказе не может решить своих задач без духовенства. Выход из нынешней ситуации один: Россия должна иметь всесторонне обоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политику по отношению к исламу и мусульманским организациям. Основу такой политики должны составить гуманистическая оценка ислама, учет интересов и настроений мусульман, установление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе. России нужна общенациональная идеология. Также пришло время обратить свой взор на состояние науки.

Центр исламских исследований при ДГУ провел социологическое исследование среди людей различных возрастов и специальностей по теме: «Профилактика религиозно-политического экстремизма в Дагестане». «Главной причиной опрошенные считают безработицу, низкий прожиточный уровень большинства населения, расслоение общества на богатых и бедных, неправильное распределение доходов, социально-экономическую нестабильность (40 %). Вторым фактором считают усиление экстремизма, коррупцию власти (21 %). Третью позицию, по мнению опрошенных, занимают слабость власти в Дагестане, бездействие правоохранительных органов, беззаконие, клановая система власти, кричащие различия в уровне жизни власти и народа (20 %)» [4, а 48].

Чтобы понять место суфизма и ваххабизма в общем процессе, необходимо также изучить проблему понимания населением соответствия своего образа жизни времени и месту своего проживания. При детальном рассмотрении ваххабизм существует на уплотненном эфире (эгрегоре). Атлантика на восточном полушарии гонит свои воды к восточным берегам, что является для нас западным побережьем Европы, где силен Ватикан. Его роль в распределении энергии богослужения в сторону Востока достаточно велика. Трансформированный эфир богослужения с помощью участников хаджа распространяется в те регионы, где проживает арабское население, и усваивается там соответствующим образом, подталкивая все живые существа к действию по принципу трансцендентальности. Надо отметить, что там, где возникают секты, следует искать процесс нарушения времени и места, внутрисемейных законов. Для чего придумываются новые технологии? Чтобы сделать коррек-

тировку в сторону правильного. Это удастся не сразу, но местное самоуправление обязано действовать активно сейчас, сегодня. В экстремальных условиях наше государство пока лишь в силах делать запрет. Вследствие нарушений материальной и духовной культуры в стране во всех конфессиях происходит откат к тому периоду, когда они формировались. Эволюция совершенства в таком пласте, как язычество, и не только, все время требует переоценки, как бы спрашивая, насколько не правы носители подобного мировоззрения? Нельзя ли все упорядочить через общие законы жизни на Земле? Причина в том, что через распределение собственности они создают такое действие эфира, которое начинает противоречить движению Планеты. Накапливаясь, эфир под воздействием времени, конечно, делает поворот в нужную ему в геополитическом отношении сторону, но не сразу, вызывая катаклизмы и землетрясения. Хорошо, если при этом проблема жизни на такой территории решается бесконфликтно, без войны. А если нет?

Сегодня нетрудно добраться к восточным берегам Америки. Но Европа, традиции Кавказа и народа, в котором рождаются носители этой проблемы, облагороженной исламом, говорят о том, что пока только через культуру можно вывести членов такой секты из состояния транса. Они остаются жить в России, на Кавказе, где родились, потому что им не предстоит рождаться ни в Америке (США), ни на Ближнем Востоке. Но при этом ваххабизм умудряется, «находясь рядом с терпеливым суфизмом», сделать из себя его погонщика. Это вынужденное действие связано с узурпацией власти «западниками» - одной из форм проявления релятивизма в отрезке времени из Европы на Восток по овалу движения в 700 лет. Будет ли цивилизационный процесс развиваться по спирали или произойдет откат назад, как в период «аср садат», когда был «золотой век» в исламе? Ответ на эти вопросы даст только время будущего. «Воякам» пора перейти от экстремизма - к миру, а не к мифу о нем...

1. Акаев В. Х. Северо-Кавказский ваххабизм // Научная мысль Кавказа. -Ростов н/Д., 2000. - № 3. - С. 56-57.

2. Вагабов М. В. Ислам как мировая религия / М. В. Вагабов, Н. В. Вагабов. -Махачкала : Дагиз, 1999. - 284 с.

3. Вагабов М. В. История ислама // Исламоведение. - Махачкала, 2010. - № 4. -С. 69-88.

4. Муслимов С. Ш. Оценка религиозно-политического экстремизма // Народы Дагестана. - Махачкала, 2011. - № 4. - С. 48-51.

5. Мухаммад ибн Сулейман ат - Тамими. Книга единобожия / ибн Сулейман ат - Тамими Мухаммад. - Баку : Гейтюрк, 1997. - 250 с.

6. Обращение Госсовета, Народного Собрания и Правительства Дагестана к жителям селений Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района // Дагестан. правда. -1998. - 20 мая. - С. 1.

7. Покровский М. Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии // Сборник статей. - М. : Красная новь, 1924. - 392 с.

8. Раджабов Р. А. Основные конфессиональные противоречия между суфизмом и ваххабизмом // Исламоведение. - Махачкала. - 2009. - № 2. - С.107-115.

9. Саидов С. М. Ваххабизм / С. М.Саидов. - Махачкала : Изд-во ДГУ, 2007.

10. Саид-афанди аль Чиркави. Сокровищница благодатных знаний / аль Чирка-ви Саид-афанди. - Махачкала : Ихлас, 2003. - 273 с.

11. Шах И. Мыслители Востока / И. Шах. - Подольск : Лориэн, 1994. - 192 с.

12. Шихалиев Ш. Ш. Дагестанская суфийская литература XIX - нач. XX вв.: текстологический и источниковедческий разбор // Исламоведение. - Махачкала, 2009. - № 2. - С. 75-91.

From Extremism to Peace, Rather Than to the Myth About It

T. E. Voronina

Dagestan Scientific Centre of the Russian Academy of Science, Маhаchkаlа

This article attempts to reveal the relation of Wahhabism and Sufism, as well as to determine the reason of its combatant nature that evokes extremism among people particularly young.

Key word: extremism, Wahhabism, Jihad, Sufism, radicalism, paradigma, relativism.

Воронина Татьяна Евгеньевна - кандидат философских наук, редактор журнала «Вестник Института истории, археологии и этнографии» Дагестанского научного центра РАН, 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского,75, тел. 89285078647, e-mail: spasibo51@mail.ru

Voronina Tatiana Eygenevna - Candidate of Philosophical Sciences, еditor of the «Bulletin of the Institute of History, Archeology and Ethnography» of the Dagestan Scientific Centre of RAS, 367030, the Republic of Dagestan, Маhаchkаlа, Irаgсkiy St.,75, phone 89285078647, e-mail: spasibo51@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.