Научная статья на тему 'Религиозно-идеологическая доктрина Л. М. Заменгофа'

Религиозно-идеологическая доктрина Л. М. Заменгофа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Симонов И. В.

Л.М.Заменгоф создатель международного планового вспомогательного языка эсперанто, разработал и пропагандировал в начале ХХ века «нейтрально-человеческую религию под названием гиллелизм (затем гомаранизм). Гиллелизм-гомаранизм был учением деистического и экуменического типа, ставившим своей задачей создание «нейтрально-человеческого народа», преодоление межэтнических и межрелигиозных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-идеологическая доктрина Л. М. Заменгофа»

формируются в контакте с теми, кто сам производит научные результаты, и будущие специалисты получают возможность быть в курсе последних достижений научной мысли. Это влияние не всегда осознается, однако его опосредованный характер вовсе не означает его второстепенности. Скорость обновления научного знания является одной из наиболее существенных детерминант потребности преподавателей в научно-исследовательской работе. «Как известно, в высокотехнологичных отраслях экономики базовые технологии меняются каждые пять лет, а производные -каждые три года. Занятие научной работой позволяет профессорско-преподавательскому составу быть осведомленным в достижениях мирового уровня» [5].

Конечно, мнение о том, что основной акцент в трансформации структурной организации науки следует делать на активизации и стимулировании вузовской не является бесспорным. Опыт США, в которых большая часть научной деятельности сосредоточена в нескольких крупных университетах, не является единственным позитивным примером - во многих странах структура науки радикально отличается от американской. В них сохраняются академические центры, ведущие, в основном, фундаментальные научные разработки, а в университетах существуют лаборатории и небольшие центры, разрабатывающие конкретные научные задачи.

Литература

1. Бузник В.М. Инновационная система Российской академии наук // Наука Москвы и регионов. 2005. №20. С.20.

2. Троян В.Н. Гранты и стипендии для творческой молодежи // Вестник РГНФ. 1997. №1.

С.80.

3. Семенов Е.В. Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы almanach0001_029-061.pdf

4. Губин Г.Д., Губин Д.Г. Взгляд на перспективы развития науки в вузах России в начале XXI века // http://elibrary.ru/item.asp?id=9935290

5. Стриханов М. Круглый стол: Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития» // http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=354&d_no=9001

РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА Л.М. ЗАМЕНГОФА

Симонов И.В.,

кандидат философских наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет г. Нижний Новгород, Россия

Л.М.Заменгоф - создатель международного планового вспомогательного языка эсперанто, разработал и пропагандировал в начале ХХ века «нейтрально-человеческую религию" под названием гиллелизм (затем - гомаранизм). Гиллелизм-гомаранизм был учением деистического и экуменического типа, ставившим своей задачей создание «нейтрально-человеческого народа», преодоление межэтнических и межрелигиозных противоречий.

Лазарь (Лейзер) Маркович Заменгоф (1859-1917) известен, прежде всего, как создатель международного планового вспомогательного языка эсперанто, проект которого был обнародован им в 1887 году.

Эсперанто на сегодняшний день является практически единственным реально функционирующим «искусственным» языком, используемым не в качестве интеллектуальной игры, а для решения серьезных социально-комунникативных задач, на основе которого возникло преемственное, действующее на протяжении более 120 лет международное сообщество его «пользователей», оригинальная субкультура и литература.

Однако «доктор Эсперанто» был не только инициатором общественного движения по преодолению «вавилонизма», но и автором религиозного учения под названием «гиллелизм» (затем -«гомаранизм»). Первоначальным побудительным мотивом для его создания были волнующие За-менгофа, российского еврея, проживавшего в городах Белостоке, Гродно и, большую часть жизни, в Варшаве, проблемы этноса, к которому он принадлежал.

В 1901 году Л.Заменгоф, прежде, в 1880-е годы, увлекавшийся идеями раннего сионизма (палестинофильства) и членствовавший в организации Хиббат Цион, публикует на русском языке

под псевдонимом Homo sum брошюру "Гиллелизм. Проект решения еврейского вопроса", а также рассылает "Обращение к еврейской интеллигенции" аналогичного содержания. Название доктрины происходит от имени Гиллеля, иудейского богослова эпохи Второго храма, умершего около 10 г. н.э. Он известен, в частности, своим этическим учением, сущность которого отразилась в ответе одному из учеников на вопрос, что является главным в религии: "Что тебе неприятно, того не делай ближнему, вот сущность всей Торы, все остальное только комментарий; иди, изучай!" [1, т.6, с.502]. Автор брошюры задается вопросом, какова причина рассеяния евреев, их во многом трагической судьбы и ущемленного места в мире. По мнению Заменгофа, суть "еврейского вопроса" состоит в узконациональном характере иудейской религии, не имеющей интернациональных свойств и неизбежно приводящей к замкнутости и конфликтам с другими этносами. Автор призывает еврейскую интеллигенцию встать под знамена изобретенной им новой религии - гиллелизма, создать "новую религиозную партию", "социально-религиозную организацию", которая будет руководствоваться "не буквой, а духом Моисеева учения".

Сущностью "гиллелизма" объявлялись следующие принципы: «1.Мы чувствуем и признаём существование высшей Силы, управляющей миром, и Силу эту мы называем Богом. 2. Законы свои Бог вложил в сердце каждого человека под формою совести; слушайся всегда поэтому голоса совести своей, ибо это есть никогда не умолкающий голос Бога. 3. Сущность всех законов, данных нам Богом, выражается формулой: люби ближнего и поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобою, и не делай никогда ни явно, ни тайно таких поступков, о которых твой внутренний голос говорит тебе, что они Богу не нравятся [2, раздел III].

Из сторонников гиллелизма как раз и должен сформироваться "нормальный еврейский народ", не имеющий комплексов нынешнего. Но более того: гиллелисты в будущем должны составить "идейный, нейтрально-человеческий народ", "народ будущего". Начало последнему положат гиллелисты-евреи, однако позднее, по мере укрепления авторитета гиллелизма, к этой "нейтрально-человеческой религии" будут примыкать и обратившиеся в гиллелизм представители других национальностей, так что в конечном счете возникнет "объединенное человечество". «Гиллелизмом закончится великая историческая миссия еврейского народа» [2, раздел IY].

При этом возникновение "объединенного человечества" не будет означать исчезновения национальностей как таковых - они сольются, не теряя своей индивидуальности, будут едины во множестве.

В 1906 году в первом номере журнала "Российский эсперантист" были без подписи опубликованы "Догматы гиллелизма". Это, однако, был уже новый вариант религиозно-этического учения "доктора Эсперанто". В предисловии подчеркивалось, что гиллелизм образца 1906 года не является концепцией "специально только для одной человеческой группы, для регулировки отношения этой группы к окружающему миру". Во втором номере того же журнала Заменгоф предлагает уже и новое название учения - "гомаранизм" (от эсперантского слова "homarano" -"член человеческой семьи").

"Догматы..." в самом начале провозглашали "окончательной целью" нового учения слияние людей "в один нейтрально-человеческий народ", подчеркивая, что "это будет совершаться постепенно, незаметно и без всякой ломки"[3, с. 5-6].

Распространение гомаранизма Заменгоф увязывал с задачей распространения эсперанто ("нейтрального языка", объективно обладающего, по мнению Заменгофа, «внутренней идеей»), рассматривая эсперантистов как основную целевую группу для первоначального внедрения гомаранизма («нейтральной религии»).

По собственно религиозному содержанию гиллелизм-гомаранизм напоминает доктрины деистического и экуменического характера.

«Нейтрально-человеческая религия» Заменгофа никогда не была заметным явлением внутри международного движения эсперантистов и не является таковым сегодня. Эсперантизм в начале XXI века - это реалистическое общественное движение не иерархического, а сетевого характера, не имеющее (и никогда не имевшее) единой идеологии. Организованные сторонники религиозной концепции Л.Заменгофа на сегодняшний день - это два крайне малочисленных объединения из более чем сотни ассоциаций по интересам внутри движения: Hilelista Esperanto-Komunumo (Гиллелистское эсперанто-сообщество) и Homaranisma Asocio Tutmonda (Гомаранистская всемирная ассоциация).

Литература

1. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. - М., 1991 (репринт).

2. Гомо Сум. Гиллелизм. Проект решения еврейского вопроса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esperanto-mv.pp.ru/hilelismo/hilelismo_m.html (дата обращения 13.01.2010).

3. Российский эсперантист. 1906. № 1.

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СТАБИЛЬНОСТЬ В АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Литвиненко В.Т.,

кандидат юридических наук, доцент Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе

г. Ставрополь, Россия

Как известно, Кавказ в настоящее время является одним из регионов мира, где возможны вспышки конфликтов, носящих этно-религиозно-территориальный характер с акцентированием на одном из трёх компонентов - этническом, религиозном, территориальном.

Причинами возникновения межэтнических конфликтов могут быть как лежащие на поверхности факторы, так и являющиеся латентными, скрытыми от большинства представителей этнических групп.

В одной из своих работ политолог Пол Брасс показывает, что конкуренция между группами элиты является основным катализатором развития этнического конфликт [1]. В то же время, специалисты отмечают, что одной из особенностей менталитета горских народов Кавказа является то, что они веками ориентировались на «разрешение» конфликтов с помощью силы [2]. На это ориентированы как горские народы, так и часть казачества.

«Мы не имеем права вооружать казаков и вводить в Абхазию войска, поскольку эта земля не принадлежит России», - подчеркнул в одном из интервью тогдашний советник президента РФ по вопросам казачества Геннадий Трошев. В то же время, по словам генерала, казаки и другие общественные организации вправе оказывать помощь братьям-казакам, проживающим в зоне конфликта [3]. К счастью, во время конфликта августа 2008 года казаки в организованном порядке не принимали участия в боевых действиях в Южной Осетии.

Тем не менее, воинственный настрой части казачества не изменился. "Казачьи войска оказывали и будут оказывать помощь гражданам РФ, проживающим в Абхазии, Южной Осетии и в Крыму, где также нездоровая атмосфера", - заявил 30 апреля 2008 года на пресс-конференции в Ростове-на-Дону депутат Госдумы, верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий. Казачьи атаманы давно грозят в случае грузинской агрессии против Северной Осетии и Абхазии направить туда своих казаков. К войне им не привыкать: за последние годы они воевали не только в Абхазии, но и в Приднестровье, и Югославии.

"В случае вторжения подразделений Грузии на территорию Абхазии казаки поедут, как и 15 лет назад, защищать республику вместе с местными жителями", - сказал атаман, отметив, что он не может "ни заставить, ни запретить казакам выехать на территорию Абхазии". Отметим, что Союз казачьих войск России и зарубежья и казаки Абхазии еще в августе 2006 года подписали "Договор о сотрудничестве в экономической, культурной, общественно-политической, военной сферах". В этом договоре оговорено, что гражданам России, проживающим в Абхазии, по мере необходимости будет оказана "всяческая помощь", в том числе и военная.

Затем атаманы заявляли, что помощь Абхазии и Южной Осетии тоже не будет лишь на словах. По словам атамана Всевеликого войска Донского (нереестрового) генерала казачьих войск Николая Козицына, в случае нападения Грузии на Абхазию казачество России направит на помощь абхазскому народу от 10 до 15 тысяч добровольцев. «Это будут не юноши, а бойцы, имеющие многолетний опыт боевой службы, - заявил журналистам начальник политического управления войска Владимир Филонов. - За последние годы казакам довелось воевать не только в Абхазии (тогда там погибло 12 человек), но и в Приднестровье и Югославии. Если в 1993 году в Абхазии воевало около тысячи казаков, то теперь их будет значительно больше». Такое решение, по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.