XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»
Анчев Стефан Иванов доктор истории (кандидат исторических наук), доцент, Великотырновский университет имени святых Кирилла и Мефодия (Болгария)
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР - КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ В ПОЛИТИКЕ ЗАПАДА В СОЗДАНИИ КОНФЛИКТОВ И РАЗРУШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Аннотация: Балканы занимают важное место в современной политике США и в традиционной политике Запада. Позиция объединенных западных Великих сил к народам региона, за небольшим исключением, пренебрежительно высокомерна. Для них они ортодоксальные христиане и славяне. Во второй половине ХХ в. национальности, исповедующие католицизм и ислам, были толерированы, а совершенные ими преступления -неглижированы или скрыты.
Ключевые слова: православие, католицизм, ислам, Балканы, Россия, Запад, сепаратизм.
Религиозный фактор всегда был ведущим не только в личных и общественных отношениях, но и во всех аспектах мировой политики. Он лежит в основе пропаганды, формирующей общественное мнение и мотивы для совершения одного или другого культурного, или политического акта. Эта констатация действительна как для событий далекого прошлого, так и для современности. Не следует забывать, что до появления идеологии с ее социальной и политической окраской, ее роль исполняла религия. Религиозные сборища в прошлом предшествовали религиозным войнам, позднее они были заменены массовыми националистическими и политическими акциями. Сегодня религия и национализм вновь становятся актуальными, они создают удобные для политики мифы путем искривления или подмены существующих истин и реальных событий. Религия представляет собой самую старую «закодированную» опасность в сознании людей, которая создает боязнь Иного, угрозу различий в общей вере. С течением времени эта угроза получала различные поводы - расовые, национальные, политические, что усиливало неразрывную связь между религией, национальностью и государственностью. Такая триединая норма превращалась в своеобразную крепость, которой надо или овладеть, или защищать от внешних посягательств.
В 1990-е гг. весьма большую популярность приобретает идея кризиса национальных суверенных государств. Все чаще звучит тезис о том, что глобализация порождает необходимость формирования наднациональных структур социального управления и регуляции общественными отношениями1.
Поиски идентичности неотъемлемо связаны с борьбой за признание себя. Однако часто они оборачиваются претензией на собственную исключительность и даже появлением культурного и другого экстремизма, а в итоге ведут к агрессивности по отношению к иному2. Существует мнение (З. Бауман, М. Кастельс), что именно глобализация оказывает влияние на изменение статуса национального государства, ведя его к разрушению. Особенно это характерно для большого количества новых появившихся и претендующих на независимость
1 Зеленков А.И. Феномен глобализации в ракурсе системного осмысления. В: Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. - Минск, 2011. С. 12.
2 Легчилин А.А. Национальная идентичность в эпоху глобализации. В: Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. - Минск, 2011. С. 17.
и самостоятельное существование государств, формирующих свою национальную идентичность1.
Эрик Эриксон определяет 8 стадий развития идентичности, связанных с семьей, с общественной, социальной, языковой и культурной средой, в которую попадает личность. Последние три стадии определяются изменениями, наложенными в современном глобальном обществе2. Религия в Западной Европе и на Балканах является самой устойчивой доминантой в процессе ее формирования, одновременно присутствуя на всех стадиях ее развития. Она оказывает самое большое влияние на перемены в процессе глобализационного влияния вообще. Религия напрямую связана с историей, культурой, традициями и формированием идентичности даже в обществах с большим процентом атеизма.
Формирование национальной идентичности на Балканах невозможно определить традиционными концепциями о гражданско-политической (Франция и США) и этнокультурной (Германия, Италия и большинство государств Центральной Европы) сущности. XVIII и Х1Х вв. были временем, когда в рамках этих концепций имелись в виду балканские народы, находящиеся под чужим религиозным и национальным управлением. Будучи представителями народности, различной от управляющей, и, исповедуя православие, эти народы на практике были бесправными в Османской империи. Поэтому национальное пробуждение основывалось не только на сохранении православного христианства, но и на воспоминании о государственном и культурном могуществе в эпоху Средневековья.
Ниже мы обратим внимание на события, происходящие на Балканах в последние 20 лет на стыке двух веков. Их краткое и синтезированное описание и анализ будут представлены на фоне подобных проявлений в регионах Центральной и Западной Европы. Это необходимо сделать, чтобы показать двойные стандарты в политической оценке, в национальной политике и в последующем вмешательстве авторитетных западных институтов.
Народы и их государства на полуострове являются носителями самой старой европейской культуры. Уже в новое время здесь собираются и сожительствуют разные религии: православие, католицизм, протестантизм (евангелизм), ислам, иудаизм и др. Великие силы всегда инсперировали и направляли события на Балканах так, что полуостров получил название «пороховой погреб», а происходящие негативные процессы получили общее определение - «балканизм». Этот дискурс вписывается в популярную концепцию ориентализма Э. Саида. В целом Балканы были православными и славянскими территориями, а их народы уповали на российскую политику. Это особенно характерно для первых 70 лет XIX в., «века наций», когда господствовало русофильство, а влияние русофобии было очень незначительным.
Столкновение между православием, католицизмом и исламом было характерно для первой и особенно для второй Югославии. Взаимосвязь между национальной и религиозной сущностями настолько велика, что, за небольшим исключением, этноним серб эквивалентен понятию православный, этноним хорват эквивалентен понятию католик, а этноним босниец эквивалентен понятию мусульманин. Даже во время гражданской войны в Югославии в конце ХХ в. хорваты отрезали большой палец правой руки пленным (и даже убитым) сербам, лишая их возможности креститься как православные. Война, которая является гражданской, есть война религиозная и война отдельных национальностей.
На Балканах против Сербской православной церкви выступает Ватикан. На протяжении десятилетий воинствующая часть католического клира боролась с православными сербами. Как правило, проводниками этой политики выступали католики-
1 Легчилин А.А. Национальная идентичность в эпоху глобализации. В: Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. - Минск, 2011. С. 19-20.
2 Доброродний Д.Г.Кризис идентичности современного человека в контексте теории Э. Эриксон. В: Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. - Минск, 2011. С. 117-120.
хорваты, которые печально прославились массовым уничтожением сербов и в Первой, и во Второй мировых войнах, и в годы недавней войны в бывшей Югославии. Вождь усташей Анте Павелич прямо сказал, как надо решить «сербский вопрос» в Хорватии: треть сербов он собрался убить, треть - окатоличить, треть - выселить в Сербию1.
Такая политика религиозной нетерпимости, переходящая в патологическую ненависть со стороны католицизма к православию в ХХ в., отчетливее всего существовала в Югославии. Она проявлялась вместе с национальным противопоставлением. Совсем неслучайно, что инквизиция, являясь продуктом западной церкви, поддерживала и использовала фашистские идеи расширения своего диоцеза. Идея Рима по отношению к сербам состояла в превращении их в католиков. Когда это стало невозможно, Ватикан использовал в своей клерикальной политике национализм усташей. Его конечной целью было создание самостоятельного католического хорватского государства и уничтожение первой Югославии. Как считал папа Лев XIII, роль подобного государства состоит в том, чтобы быть «границей христианства». Для осуществления этой цели, потребовалось войти в открытую борьбу с сербским народом и его государством. Для Ватикана Королевство Югославия могло выжить только как католическое государство, в противном случае оно должно было перестать существовать2. Для достижения этой цели началось уничтожение православных церквей, насильственное крещение, убийства в Хорватии, Войводине, Боснии и Герцеговине и еще много других трагических событий, которые сопровождались пролитием крови православных верующих из-за неосуществленных идеалов Римо-Католической Церкви3. Во время понтификата папы Пия XI особую агрессию к Королевству Югославии проявляли иезуиты. Он поставил, в соответствии со своими планами, наибольшее число епископов и митрополитов, которые показали себя как настоящие враги югославского государства4. В словаре ненависти православные христиане были названы «византийцами», что для католиков является синонимом лжецов, а православные сербы -носителями антикультуры. Для Ватикана православные - это цареубийцы и носители анархии в мировом масштабе, они неисправимые агрессоры, православные «присваивают» себе выдающихся деятелей католической культуры, науки и политики и объявляют их православными (например, Н. Тесла, Н. Бердяев) - этих личностей надо вернуть католической культуре и т.д5.
Эта схема геноцида в политике была приложена и во время гражданской войны после распада второй Югославии. В 1995 г. более 250 тысяч сербов, живущих в Хорватии еще со времени, когда она была составной частью Югославии, были выгнаны с родных мест под угрозой уничтожения. Десятки тысяч были убиты. Православные храмы в Хорватии жглись, а многие хорватские палачи прямо говорили, что работают во имя торжества католицизма. И Ватикан за эти преступления пока не покаялся6. К августу 1992 г., т.е. к началу процесса распада Югославии, в концентрационных лагерях для сербов в Боснии и Герцговине находилось около 15 000 мирных жителей, большая часть которых это женщины и дети. Из них 6000 были убиты. Сами же лагеря находились в школах, на стадионах, в спортивных
1Борьба Ватикана с сербами: современный крестовый поход. Режим доступа: https://www.pravda.ru/world/europe/balkans/18-06-2008/272219-serbia-0/ (дата обращения: 30.09.2017).
2 Живо]'иновиЬ Д., Лучик Д. Варварство у име Христово. - Београд, 1988. С. 489.
3 Живо]'иновиЬ Д., Лучик Д. Варварство у име Христово. - Београд, 1988. С. 511.
4 Кляич Н. Конкордат между Ватиканом и Королевством Югославии и реакция Сербской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.bogoslov.ш/text/print/257795.html (дата обращения: 30.09.2017).
5 Милошевич З. Конфликт между римским католичеством и православием: от религии до идеологии. Режим доступа: https://zapadrus.su/slavm/rlgsl/46-2010-07-06-16-21-16.html (дата обращения: 30.09.2017).
6 Борьба Ватикана с сербами: современный крестовый поход. Режим доступа: https://www.pravda.ru/world/europe/balkans/18-06-2008/272219-serbia-0/ (дата обращения: 30.09.2017).
залах, в бывших казармах югославской армии - в местах, связанных со спокойной мирной жизнью людей разных национальностей и религиозной принадлежности1.
В новосозданном Королевстве СХС рассматривался и вопрос с мусульманским населением. Решением от 1 декабря 1921 г. министерство религий организовало в Белграде опрос о религиях, который был проведен с 15 до 22 декабря 1921 г. и среди представителей ислама. Мусульманская секция выразила свои требования и предложения по правовому урегулированию своего положения в новом государстве. За время Шестоянварской Диктатуры был принят ряд документов, которыми очерчивалась религиозная и образовательная автономия мусульман. Указом о временной организации власти и деятельности Исламской религиозной общины Королевства Югославии от 5 февраля 1930 г. министр правосудия провозглашен верховной управляющей властью с получением права надзора над органами Исламской религиозной общины2.
В отношении албанцев Южной Сербии представители Ватикана развивают теорию, которая является абсурдной с точки зрения действий албанцев там. Главный католический епископ Косово Доде Дьердьи, выступая некоторое время назад в Брюсселе перед представителями демократических партий Европы, заявил, что косовские мусульмане — это «исламизированные католики, насильно обращенные в свое время в мусульманство». Позднее в американском Конгрессе он вновь подчеркнул, что абсолютное большинство косоваров — «прохристиане», а следовательно — «проевропейцы и проамериканцы». Идея католизации Косово, его «культурное крещение» (так не без гордости называет свою миссию в крае Доде Дьердьи) должна послужить Приштине «входным билетом в Европу» и успокоить европейское общественное мнение, испытывающее дискомфорт в связи с «исламским проникновением» в Европу. Подобные устремления могут показаться наивными — католиков среди албанцев лишь 10% против 70% мусульман, и 20% православных. В самом Косово католиков не более 3%3.
После смерти Тито, Ватикан одним из первых в 1980-е гг. выступил за раздел Югославии и выход из нее католических республик — когда еще даже правительство США и видные представители Трехсторонней комиссии выступали против этого. Традиционные ватиканские интересы на востоке Европы, ослабление там позиций православия удачно вписываются в нынешний политический курс США и евроатлантического сообщества. Балканы и Косово — хорошая возможность для Ватикана продемонстрировать свою «профпригодность» для западной цивилизации и перспективный плацдарм для дальнейшей экспансии4.
В конце ХХ в. вместе с религиозной активностью Ватикана усиливаются и исламские амбиции в Югославии. Их идеологом и распространителем является основатель и лидер созданной в 1990 г. в Боснии и Герцеговине «Партии демократического действия» (SDA) Алия Изетбегович. В опубликованной им «Исламской декларации» было заявлено следующее: «...Естественная функция исламского порядка - объединить всех мусульман и мусульманские общины по всему миру. При нынешних условиях это желание означает борьбу за создание великой исламской федерации от Марокко до Индонезии, от Тропической Африки до Средней Азии...»5. О его роли в разжигании религиозного конфликта в Боснии и Герцеговине свидетельствует и президент Республики Сербской
1 Югославия в огне. Документы, факты, комментарии (1990-1992). - М., 1992. С. 166-167.
2 Кляич Н. Конкордат между Ватиканом и Королевством Югославии и реакция Сербской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/print/257795.html (дата обращения: 30.09.2017).
3 Косово — Ватиканский плацдарм. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/36586.html (дата обращения: 30.09.2017).
4 Косово — Ватиканский плацдарм. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/36586.html (дата обращения: 30.09.2017).
5 Европейский имам. Джихад Алии Изетбеговича// Информационно-аналитический канал ANSAR. Режим доступа: http://www.ansar.ru/person/evropejskij-imam-dzhihad-alii-izetbegovicha (дата обращения: 30.09.2017).
Милорад Додик. Он заявил 9 апреля в Гааге, что вина за войну 90-х гг. в Боснии и Герцеговине (БиГ) лежит на мусульманском лидере Алие Изетбеговиче, который хотел создать унитарную БиГ, основанную на законах шариата и принципах, разработанных в его же Исламской декларации. Именно это и создало предпосылки войны. В послевоенной БиГ, по словам Додика, вина за нестабильность лежит на Высоких представителях ООН, фактически оказавшихся в функции исполнителей идеи создания унитарного мусульманского государства. Именно они навязывали сербской стороне неправовые законы, тем самым ущемляя ее. Вина за это лежит также и на Гаагском трибунале, выдвинувшим обвинения исключительно против сербов, заняв тем самым сторону одного из участников конфликта1.
В Западной Европе тоже существовали конфликты на религиозной основе, причем католицизм и там был активной стороной, причиняющей больше жертв. Но, в отличие от Балкан, религиозное и национальное не соединялись так отчетливо. В качестве примера можно указать на постоянно тлеющую в ХХ в. проблему Северной Ирландии. К 60-м гг. XX в. ситуация в регионе стала практически тупиковой. Ольстер стоял на пороге социальной катастрофы. Очередное силовое вмешательство со стороны Англии в 1969 г. ознаменовало собой новый виток в развитии кризиса в Северной Ирландии. В 1969 г. английским правительством было принято решение об использовании войск против демонстрантов. Конец 60-х - начало 80-х гг. считаются десятилетиями, когда конфликт в Ольстере перешел в наиболее острую свою фазу2. В 90-е годы ХХ века начинаются процессы, связанные с мирным урегулированием противоречий. ИРА взяла на себя обязятельство воздерживаться от военных кровопролитных акций и согласилась продолжать свою деятельность политическими методами. Дело дошло до ее одностороннего разоружения. Ввод британских войск в Северную Ирландию нарушил хрупкое соглашение, и в 1996 г. ИРА возобновила свои террористические атентаты. Все-таки в конце 90-х годов был достигнут политический компромисс. 10 апреля 1998 г. было заключено Белфастское соглашение, известное также под названием «Соглашение Страстной пятницы».
Подобно ИРА действуют и бойцы «Национального фронта освобождения Корсики» (НФОК), который был создан после соединения движений «Джустиция Паолина» и «Корсиканский крестьянский фронт освобождения». Несмотря на заключенное в 1988 г. перемирие между официальными властями и Фронтом, двумя годами позднее Корсика была залита волной террористических актов. В этой организации были внутренние противоречия, а в начале 1991 г. было создано «Корсиканское движение за самоуправление». Здесь противоречия носили национальный и культурный характер (например, вопрос о языке), а методы борьбы напоминали действия клановой сицилийской мафии3.
Почти во всех центральноевропейских государствах существовало межнациональное и региональное напряжение. Отсутствовал религиозный элемент, но было стремление к сепаратизму. В Европе такие движения существуют в 27 государствах, при этом информация о них не так уж обширна в публичном пространстве. В политике ЕС и США, в их медийных проявлениях, на заседаниях СБСЕ Балканы продолжают занимать ведущее место. В общем во всех этих случаях Балканы отличаются тем, что здесь идет противопоставление
1 Ямбаев М. Алия Изетбегович стремился создать на Балканах исламское государство с законами шариата. 13.04.2013. Русская народная линия - Информационно-аналитическая служба. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/13/aliya_izetbegovich_stremilsya_sozdat_na_balkanah_islamskoe_gosudarstvo_s_za копат^Иапай (дата обращения: 30.09.2017).
2 Напалкова И.Е. Религиозный фактор в развитии Ольстерского конфликта во второй половине ХХ - начале XXI века// Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. № 38. С. 126.
3 Казанская Г.В. «Особый случай» корсиканской автономии. Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=606 (дата обращения: 30.09.2017).
католицизма против ортодоксального христианства, ислама против православия, идет борьба против славянства, что связано с возможным походом против России в войне за ресурсы.
Литература:
1. Доброродний Д.Г. Кризис идентичности современного человека в контексте теории Э. Эриксон. В: Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. - Минск, 2011.
2. Живоjиновиh Д., Лучик Д. Варварство у име Христово. - Београд, 1988.
3. Зеленков А.И. Феномен глобализации в ракурсе системного осмысления. В: Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. - Минск, 2011.
4. Казанская Г.В. «Особый случай» корсиканской автономии. Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=606 (дата обращения: 30.09.2017).
5. Кляич Н. Конкордат между Ватиканом и Королевством Югославии и реакция Сербской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/print/257795.html (дата обращения: 30.09.2017).
6. Легчилин А.А. Национальная идентичность в эпоху глобализации. В: Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. - Минск, 2011. С. 19-20.
7. Милошевич З. Конфликт между римским католичеством и православием: от религии до идеологии. Режим доступа: https://zapadrus.su/slavm/rlgsl/46-2010-07-06-16-21-16.html (дата обращения: 30.09.2017).
8. Напалкова И.Е. Религиозный фактор в развитии Ольстерского конфликта во второй половине ХХ - начале XXI века// Вестник Челябинского государственного университета. -2009. № 38. С. 126.
9. Ямбаев М. Алия Изетбегович стремился создать на Балканах исламское государство с законами шариата. 13.04.2013. Русская народная линия - Информационно-аналитическая служба. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/13/aliya_izetbegovich_stremilsya_sozdat_na_balkanah_islamsko e_gosudarstvo_s_zakonami_shariata (дата обращения: 30.09.2017).
10. Борьба Ватикана с сербами: современный крестовый поход. Режим доступа: https://www.pravda.ru/world/europe/balkans/18-06-2008/272219-serbia-0/ (дата обращения: 30.09.2017).
11. Европейский имам. Джихад Алии Изетбеговича// Информационно-аналитический канал ANSAR. Режим доступа: http://www.ansar.ru/person/evropejskij-imam-dzhihad-alii-izetbegovicha (дата обращения: 30.09.2017).
12. Косово — Ватиканский плацдарм. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/36586.html (дата обращения: 30.09.2017).
13. Югославия в огне. Документы, факты, комментарии (1990-1992). - М., 1992.
References:
1. Dobrorodnij D.G. Krizis identichnosti sovremennogo cheloveka v kontekste teorii EH. EHrikson. V: Civilizacionnaya identichnost' v ehpohu globalizacii. - Minsk, 2011.
2. ZHivojinovih D., Luchih D. Varvarstvo u ime Hristovo. - Beograd, 1988.
3. Zelenkov A.I. Fenomen globalizacii v rakurse sistemnogo osmysleniya. V: Civilizacionnaya identichnost' v ehpohu globalizacii. - Minsk, 2011.
4. Kazanskaya G.V. «Osobyj sluchaj» korsikanskoj avtonomii. Rezhim dostupa: http://worldconstitutions.ru/?p=606 (data obrashcheniya: 30.09.2017).
5. Klyaich N. Konkordat mezhdu Vatikanom i Korolevstvom YUgoslavii i reakciya Serbskoj Pravoslavnoj Cerkvi. Rezhim dostupa: http://www.bogoslov.ru/text/print/257795.html (data obrashcheniya: 30.09.2017).
6. Legchilin A.A. Nacional'naya identichnost' v ehpohu globalizacii. V: Civilizacionnaya identichnost' v ehpohu globalizacii. - Minsk, 2011. S. 19-20.
7. Miloshevich Z. Konflikt mezhdu rimskim katolichestvom i pravoslaviem: ot religii do ideologii. Rezhim dostupa: https://zapadrus.su/slavm/rlgsl/46-2010-07-06-16-21-16.html (data obrashcheniya: 30.09.2017).
8. Napalkova I.E. Religioznyj faktor v razvitii Ol'sterskogo konflikta vo vtoroj polovine HKH - nachale XXI veka// Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. № 38. S. 126.
9. YAmbaev M. Aliya Izetbegovich stremilsya sozdat' na Balkanah islamskoe gosudarstvo s zakonami shariata. 13.04.2013. Russkaya narodnaya liniya - Informacionno-analiticheskaya sluzhba. Rezhim dostupa: http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/13/aliya_izetbegovich_stremilsya_sozdat_na_balkanah_islamsko e_gosudarstvo_s_zakonami_shariata (data obrashcheniya: 30.09.2017).
10. Bor'ba Vatikana s serbami: sovremennyj krestovyj pohod. Rezhim dostupa: https://www.pravda.ru/world/europe/balkans/18-06-2008/272219-serbia-0/ (data obrashcheniya: 30.09.2017).Evropejskij imam. Dzhihad Alii Izetbegovicha// Informacionno-analiticheskij kanal ANSAR. Rezhim dostupa: http://www.ansar.ru/person/evropejskij-imam-dzhihad-alii-izetbegovicha (data obrashcheniya: 30.09.2017).
11. Kosovo — Vatikanskij placdarm. Rezhim dostupa: http://www.pravoslavie.ru/36586.html (data obrashcheniya: 30.09.2017).
12. YUgoslaviya v ogne. Dokumenty, fakty, kommentarii (1990-1992). - M., 1992.
THE RELIGIOUS FACTOR - A KEY ELEMENT IN WESTERN POLICY IN CONFIRMATION AND DISTORTION OF STATE
Anchev S.I.
Doctor of history, associate professor,
St. Cyril and Methodius University of Veliko Tarnovo
Abstract: The Balkans occupy a significant place in modern US politics and traditional Western politics. The position of allied Western Great Powers on the peoples of the region, with few exceptions, is disparagingly arrogant. For them they are Orthodox Christians and Slavs. In the second half of the twentieth century, nationalities that profess Catholicism and Islam are tolerated, and the crimes they commit are either nillified or simply hidden. Keywords: Orthodoxy, Catholicism, Islam, Balkans, Russia, West, separatism
Для цитирования: Анчев С.И. Религиозный фактор - ключевой элемент в политике Запада и создании конфликтов и разрушения государственности// Архонт, 2018. № 2(5). С. 22-28.