РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
М. МОРАВЧИКОВА, лиценциат теологии, директор Института государственно-церковных отношений
(г. Братислава, Словакия)
ТРИ ОБРАЗА ИОТОРИИ, ТРИ ВИД6НИЯ Будущего. БООНИЯ И Г6РЦ6ГОВИНА КАК МНОГОЭТНИЧвОКАЯ РвЛИГИОЗНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Статья посвящена крайне актуальной проблеме — межкультурной коммуникации в поликонфессиональном пространстве современных Балкан.
На примере Боснии и Герцеговины, расположенной на пересечении православной византийской, католической западноевропейской и мусульманской культурно-цивилизационных сфер, автор раскрывает влияние национальных и политических факторов на мирное сосуществование народов и обращает особое внимание на опасность подмены той или иной культурной парадигмой всего культурно-цивилизационного многообразия Боснии.
(Продолжение. Начало см.:«Ученые записки ОГУ».
Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2008, № 3)
Оценка специфики исламизации
Более чем четырёхсотлетнее исламское иго значительно изменило характер Боснии и Герцеговины. С приходом ислама Босния стала ещё более многоконфессиональной. Оценки турецкого периода в истории весьма разнообразны. Среди них преобладают следующие две позиции.
Туркофильская оценка представлена главным образом боснийскими мусульманскими авторами. По их мнению, османы принесли порядок и религиозную терпимость в конфессионально и политически разобщенную средневековую Боснию. Согласно этой точке зрения, переход большинства населения в ислам был добровольным, а не насильственным. Кроме того, османы обогатили боснийскую культуру элементами Востока.
Туркофобская оценка характеризует османов как завоевателей, которые задержали политическое и культурное развитие балканских народов на несколько веков. Кроме того, более или менее насильственная исламизация Боснии заставила местное население забыть о своих корнях, своей (сербской или хорватской) идентичности.
Ранее историография не находила объяснения (1) тому, почему так много людей в Боснии приняли ислам, поэтому возник миф о «предательском заговоре» Боснийской церкви богомилов и «ударе меча», поразившем европейское христианство в Боснии. По некоторым сведениям, богомилы-аристократы без борьбы уступили страну туркам и вместе со своими подданными приняли ислам, что позволило им сохранить владения и политическую власть. В этом ключе описывал события папский легат Никола Мод-рушки, а позднее и сам папа Пий II (1458-1462) (2). В XIX в. этот миф присутствует в работе боснийского францисканца Ивана Юкича и хорватского историка Франьо Рачки ВодотШ а paterйni (Богомилы и патарены) (1870).
[Турецкое вторжение во II пол. XV в. сопровождалось опустошением обширных земель. Большая часть католической боснийской аристократии была уничтожена.
© М. Моравчикова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Подсчитано, что в 80-х гг. XV в. в Центральной Боснии осталось только 20-30% исконного населения [3:45]. Преемственность между средневековой и османской Боснией почти полностью отсутствовала.
Боснийское королевство пало, в центральной Боснии был образован Боснийский санджак (область) (3), несколько позже, в 1470-м, — Герцего-винский санджак, а в 1478-1483 гг. — санджак Зворница на северо-восточной боснийско-сербской границе. Боснийская церковь исчезла. Сохранялась только францисканская миссия (4). На рубеже XV-XVI вв. на территории Боснии и Герцеговины произошли этнические изменения. Опустевшие земли были заселены народами с юго-востока Балкан, этническими сербами из Белград-
ского пашалыка, Черногории и влахами, жившими на границе современных Сербии, Албании, Македонии и севере Греции. Продолжали прибывать православные священники, позиции православия укреплялись.
Основная волна исламизации пришлась на 80-е гг. XV в. — сер. XVI в. (позднее процесс исламизации значительно замедлился). За эти 6080 лет 70-75% местного населения Боснии [3:111-121] перешло в ислам, что было связано среди прочего и с ростом урбанизации. Образование независимого Османского пашалыка (5) в 1580 г. свидетельствовало об успехе исламизации. Пашалик состоял из семи санджаков. Столицей вначале была Баня Лука, с 1638 г. — Сараево (6).
Рост мусульманского населения Сараево [1:82-83]:
Год 1485 1489 1519 1530 1570
% 33,17 40,08 85,59 94,56 98,04
(Один из способов исламизации состоял в том, что у христиан отбирали детей. Благодаря этому многие люди — боснийцы по происхождению — достигли высших должностей в Османской империи. Тому примером может служить Мехмед-паша Соколович, один из Великих визирей (7) (премьер-министров). Он использовал своё положение для возрождения автокефальной Православной церкви. Первыми двумя патриархами Сербской Православной Церкви после её возрождения были брат и племянник Великого визиря Соколовича.)
Исламизация в XVI в. происходила во всех завоёванных Турцией землях (Сербии, Хорватии, Венгрии и т.д.), но к концу XVII в. она прекратилась везде, кроме Боснии. Это связано со спецификой боснийской истории в XVII-
XIX вв., когда из переднего края она превратилась в защитный бастион Османской империи [17]. Десятки тысяч мусульман переезжали в Боснию из регионов, откуда постепенно изгоняли турков, особенно после их поражения в Вене (1683). Это значительно укрепило мусульманский элемент в Боснии. Внешние угрозы сплотили мусульман вне зависимости от социальной иерархии.
Патриотизм был свойствен и францисканцам, которые по историческим и психологическим причинам были тесно привязаны к провинции Босна Сребрена. Патриотические настроения пе-
редались и мусульманской аристократии. Постепенно чувство единения охватило всё население вне зависимости от вероисповедания. Вошёл в употребление термин “па^ bosanski” — боснийский народ.
Попытки модернизировать ситуацию в Боснии (во II пол. XIX в.) и уступки христианам на северо-западе Балкан ознаменовали близкий конец слабеющей Османской империи.
Австро-венгерская оккупация Боснии и Герцеговины
После поражения турок во время т. н. Великого Восточного кризиса (1875-1876) в соответствии с пунктом XXV Берлинского соглашения Босния и Герцеговина отошла к Австро-Венгрии. Сан-Стефанский договор, с помощью которого Россия хотела утвердить совместную опеку над Боснией и Герцеговиной, не имел успеха, что означало сохранение Боснии и Герцеговины неделимой. Если бы России удалось достичь желаемого, то доминирующая роль в местной политической жизни принадлежала бы православным христианам, которые постепенно оттеснили бы мусульман.
Тот факт, что Босния и Герцеговина не растворилась в империи, есть результат постоянного соперничества Будапешта и Вены. После 1910 г., когда Босния и Герцеговина была аннексирована
Австро-Венгрией, произошло укрепление статуса Боснии. Исходя из этого, иногда делаются утверждения о том, что Босния и Герцеговина была искусственным колониальным образованием в Австро-Венгрии.
В 1918 г. Босния и Герцеговина была включена в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Во время второй мировой войны она стала частью «Независимого государства Хорватии», созданного усташами (хорватскими националистами), а в 1945-1990 гг. — частью Федеративной, после 1963 г. — Социалистической Федеративной Республики Югославии.
Коммунистическая Босния и Герцеговина
После второй мировой войны Босния была провозглашена мусульманской, хорватской и сербской. Однако прежде всего она была югославской. Жители Боснии и Герцеговины (5-8%), рожденные от смешанных браков, утерявшие тесную связь с какой-либо одной нацией, стали называть себя югославами. Кроме того, Босния и Герцеговина была коммунистической. В этой связи показательны слова министра сельского хозяйства Васо Чуб-рилович (1945):
«Каждый, кто хоть немного знаком с внутренними условиями Югославии, осознаёт, что её народы не будут едины до тех пор, пока не ограничено влияние религий, пока они сосредоточены на религиозных целях и религиозной деятельности. Единственный способ изменить ситуацию — это ослабить экономическую, культурную и политическую силу церкви. Для этого необходим ряд мер, таких как гражданское бракосочетание, секуляризация образования, аграрная реформа. Всё это позволит ослабить влияние церквей. Другими словами, необходимо запретить церквам воспитывать подрастающее поколение в религиозной изоляции и нетерпимости» (8).
Термин «мусульманская национальность» появился в последней конституции Социалистической Югославии эпохи Тито. Это был политический акт, направленный на то, чтобы уменьшить трения между хорватским и сербским населением. Исламский аргумент был также важен для защиты особого статуса Югославии, которая являлась, пожалуй, главным членом Движения Неприсоединения. Этот политический шаг Тито был также средством завоевать популярность и поддержку данной группы людей (мусульман).
Публикация старых исторических документов после падения Югославии Тито
Из-за её многонационального состава Боснию и Герцеговину также называют Югославией в миниатюре. Поэтому распад большой Югославии привёл к серьёзным последствиям для Федеративной Республики Боснии и Герцеговины. Парадоксально, что наибольший расцвет историографии Боснии и Герцеговины пришёлся именно на конец
XX в., время после распада Югославии.
После падения коммунистической идеологии, формально объединявшей страну, в боснийской историографии возродились три прежних течения.
Сербские историки (в Сербии и Боснии и Герцеговине) выступали против идеи независимости Боснии и Герцеговины. Их лидером был Мило-дар Экмечич (9). По его инициативе стали печататься старые исторические работы, особенно работы В. Чоровича. В Белграде были организованы конференции по Боснии и Герцеговине. На них Босния и Герцеговина была представлена как изначально сербская земля, отделённая от Сербии, жители которой стремятся к единству с остальными сербами.
Хорватские историки, особенно при президенте Ф. Туджмане, начали публиковать исторические работы Доминика Мандича [4, 9], исследования, где Босния и Герцеговина представала как исконная хорватская территория, жители которой желают присоединиться к Хорватии.
Мусульманские историки тоже не остались в стороне и стали публиковать работы, в которых романтизировалась роль мусульман (Энвер Има-мович [20], Салих Ялиман [7], Мустафа Имамо-вич [10]).
Работы M. Имамовича посвящены истории Боснии, политическому строю Боснии в течение тысячелетия, и мусульмане рассматриваются в них как истинные боснийцы.
В период трёх направлений в боснийской историографии в 90-х гг. существовала и группа боснийских историков, которая придерживалась мультиэтнического подхода. Ими были изданы следующие работы:
Коллектив авторов (10) Bosna i Hercegovina od najstarijih vremena do kraja Drugog svjetskog rata. (Sarajevo, 1994).
REDZIC, Enver. Istorijki pogledi na vjerske i nacionalne odnose u BosniiHercegovini. (Sarajevo, 1993).
LOVRENOVIC, Ivan. Unutarnaja zemlja. Kratki pregled kulturne povijesti Bosne i Hercegovine. (Zagreb, 1998).
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Религия, национализм и популизм — комбинация Франкенштейна
Борьба за «власть после Тито» (11) включала и борьбу против панисламских настроений боснийских мусульман.
В 1983 г. суд Сараево приговорил двенадцать человек (в том числе А. Изетбеговича) в общей сложности к 90 годам тюремного заключения. Этот показательный процесс был реакцией на бунты албанцев в Косово в 1981 г., после которых по всей Югославии прокатилась волна ан-тимусульманской истерии. Передавалось, что панисламские силы, поддерживаемые аятоллой Хомейни, пытаются укрепиться на Балканах и разрушить Югославию. Мусульмане в Косово, Санджаке, Македонии и Боснии и Герцеговине должны были стать их пятой колонной. Судебный процесс критиковался сербской интеллигенцией (Добрица Чосич), как типичное наказание за инакомыслие [8:235].
В действительности же мнение обвиняемых могло повлиять лишь на небольшую группу окружающих людей, главным образом студентов Сараевского теологического факультета, который невысоко котировался в мусульманском мире из-за его слишком европейской атмосферы и плохого знания арабского у студентов. Вообще в мировом исламском сообществе боснийские мусульмане воспринимались как мусульмане-коммунисты (12). Они даже не признавались частью уммы.
Боснийские мусульмане были сильно секуляризованы. Они обычно не соблюдали Рамадан, редко посещали мечеть и не совершали паломничества в Мекку. Многие из них не воздерживались от употребления алкоголя. Они считали себя европейцами и поддерживали идею многокультурного боснийского общества.
В 1988 г. примерно триста исламских служителей (Движение имамов) выступили с резкой критикой в адрес рейс-уль-улемы Муйича. Его обвиняли в содействии правительственному режиму и разложении религиозной жизни Боснии и Герцеговины.
Три конфессионально-политические силы — ПДД, SDS ВШ, HZD ВШ
В 1990 г. А. Изетбегович основал ПДД — Партию Демократического Действия (вначале он хотел назвать её Югославской Мусульманской Партией, но тогда законы запрещали создавать партии по национальной принадлежности). У
Изетбеговича возникли разногласия с Зульфи-карпашичем о характере партии.
Зульфикарпашич хотел создать гражданскую партию, ориентированную на широкую демократизацию общества, с либеральной программой. Он был против участия исламского духовенства в политике партии.
Изетбегович хотел создать национальную мусульманскую партию, деятельность которой сосредоточилась бы на возрождении исламских религиозных традиций в мусульманском сообществе. Он считал участие имамов необходимым для партийной агитации.
Газета Oslobodenje [15:1] назвала борьбу двух фракций «борьбой маленькой и большой «М»». Изетбегович (13) вышел из неё победителем. Он усилил мусульманскую программу, и партия была клерикализована в соответствии с его идеями.
Почти сразу после основания ПДД появились Сербская демократическая партия Боснии и Герцеговины Радована Караджича и ХДС БиГ Хорватский Демократический союз Боснии и Герцеговины.
В результате выборов 1990 г. у власти оказались три националистически ориентированные политические партии. (Из 18 партий, участвовавших в выборах, эти три набрали 86% мандатов.)
Власть в Боснии и Герцеговине была поровну поделена между мусульманами, сербами и хорватами, но не было полной программы дальнейшего развития республики. Между политическими партиями то и дело возникали конфликты. Они проявлялись наиболее очевидно, когда отдельные элементы исполнительной власти отказывались подчиняться должностным лицам из другой партии. Конфликты быстро распространились на всё боснийское общество.
Обострению ситуации способствовали и заявления, исходящие извне — от Милошевича и Туджмана, которые касались политических и административных границ республики.
И тот и другой считали лучшим выходом раздел Боснии между Сербией и Хорватией и полную независимость каждой республики, что подразумевало распад Югославии. Ф. Туджман говорил послу США Уоррену Циммерману, что мусульмане смогут сохранить за собой <^етфса Bosne» — небольшую часть боснийской территории вокруг Сараево. Но в любом случае достижение стабильности на Балканах представлялось ему возможным только с изменением границ Боснии и Герцеговины [5:213-214].
Три видения будущего Боснии и Герцеговины, основанные на понимании её истории, быстро распространились среди её населения
Когда возникла напряжённая ситуация и сербскохорватская война дошла до Боснии и Герцеговины, Изетбегович призвал её жителей к общей гражданской сознательности.
Караджич считал этот призыв утопией и настаивал на равных правах для каждой нации в составе Боснии и Герцеговины. Сербы предложили федерализацию Боснии и Герцеговины и кантонизацию местного самоуправления, которое должно было строиться по этническому принципу.
Позднее выступления Караджича стали более воинственными и антимусульманскими. Он убеждал сербов не продавать мусульманам земли Боснии и Герцеговины в районах, где проживали сербы. Он говорил о борьбе за жизненное пространство.
Хорваты в целом поддерживали предложение о кантонизации Боснии и Герцеговины.
«Закон о сохранении единства Боснии и Герцеговины» Изетбеговича и внутреннее разделение
Война в Боснии и Герцеговине (1992-1995) была войной за этнически и конфессионально чистые районы Боснии и Герцеговины [2,6,12,19,21]. Для разжигания страстей лидеры враждующих сторон использовали в агитации религиозные символы, историю церкви, балканские мифы и предания (культ меча, битва на Косовом поле, Видов дан (сербский религиозный праздник), князь Лазар). Сербская Православная Церковь, местные мусульманские и католические организации взяли на себя роль защитников наций. Для разжигания розни между немусуль-манами и мусульманами вспоминалась история османского завоевания. Военные преступники, такие как Аркан (14), сравнивались идеологами с гайдуками. Исламские государства снабжали боснийских мусульман оружием, добровольцы-моджахеды из Афганистана, Ирана, Алжира — вступали в их боевые отряды. Их количество достигало 2-3 тысяч.
Все основные предложения о разрешении конфликта предполагали сохранение границ Боснии и Герцеговины и образование достаточно свободной конфедерации трёх республик (план Вэнса—Оуэна, план Оуэна—Штольтенберга (15), план Холбрука).
Желая избавиться от отрицательных ассоциаций и связи с исламским радикализмом, боснийские мусульмане решили использовать название Вол>^аа (16) — босняки вместо «мусульмане» (17). Они также готовились к возможному образованию «Минибоснии». Их принадлежность к государству боснийских мусульман должна была отражаться и в названии нации. Примечательно, что только во время войны произошло окончательное оформление боснийских мусульман как нации и создалось четкое представление о Боснии как «национальном государстве» этого этноса [8:279].
Языковое разделение
В 1993 г. боснийский парламент принял закон, по которому государственным языком Боснии и Герцеговины объявлялся боснийско-герцеговин-ский. Каждый имеет право назвать его по своему выбору — боснийским языком (18), сербским или хорватским языком (19).
Этнические группы стали широко использовать свои диалектные особенности в средствах массовой информации. Сербия и Хорватия начали импортировать в Боснию и Герцеговину школьные учебники на чисто сербском или чисто хорватском диалекте с соответствующей национальной интерпретацией истории. Боснийские мусульманские школы начали работать по собственным учебникам на боснийском диалекте языка.
Понимание и представление об истории определяет и будущее этно-конфессиональных сообществ
В наши дни государственная форма Боснии и Герцеговины ещё окончательно не определилась. Существуют, по меньшей мере, три видения того, какой она должна быть.
По конституции и в соответствии с Дейтонов-скими мирными соглашениями (20) Босния и Герцеговина состоит из двух политических формирований: Мусульманско-хорватской Федерации (51% территории) и Республики Сербской (49% территории).
Высшие политические представители сторон были вынуждены подписать соглашения и по возвращении из Дейтона представили их как собственный успех или возможность к достижению успеха в будущем. Сообщают, что Тудж-ман заявил, что со временем Мусульманско-хорватская Федерация образует конфедерацию с Хорватией.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
С. Милошевич говорил о недолговечности Дей-тоновских соглашений, логический конец которых он видел в том, что, получив международное признание, Республика Сербская сможет объединиться с Сербией.
Харис Силаджич выразился так: «Может быть, это несправедливый мир, но это мир» [16:1-2].
Реализация Дейтоновских мирных соглашений, которые сохраняют целостность государства, но разделяют его политически, вряд ли была бы возможна без сильного военного присутствия миротворцев, строго следящих за выполнением принципов соглашений [8:292].
Функционирование согласованной модели, целью которой является сохранить контроль над страной, глубоко разделённой этнически, воз-
можно только на основе принципа равенства и консенсуса.
Консенсуса во мнениях достичь очень сложно. Для обеспечения успешной реализации Дейтоновских соглашений Совет по Установлению Мира принял резолюцию (1997), которая значительно расширила полномочия высшего представителя международного сообщества в Боснии и Герцеговине. Они позволяют ему отправить в отставку любого представителя государственной или местной администрации, применить финансовые или административные санкции в отношении любой политической партии, включая полный запрет на деятельность [24]. Без этих полномочий Дейто-новские соглашения, вероятно, потерпели бы неудачу.
Население Сараево [23]
Год Число жителей Мусульмане Сербы Хорваты Югославы Другие
1991 530 000 49.2 % 29.8 % 6.6 % 10.7 % 3.6 %
2003 402 000 80 % 11.25 % 6.75 % 2.5 %
Население государства и субъектов [22]
Босния и Герцеговина Боснийско-хорватская Федерация Республика Сербская Район Брчко (21)
Мусульмане / босняки 48,2% 72, 6% 10%
Сербы 37, 2% 4,6% 89%
Хорваты 13.,7% 21,8% 0,7%
Религии В основном мусульмане-сунниты, католики, православные Православные, мусульмане Православные, католики
Если после первых выборов в 1995 г. три политические партии оказались у власти на долгое время, период с 2000 по 2002 г. был периодом Альянса перемен — коалиции с программой, ориентированной на многоэтничность. Население уже устало от трёх традиционных националистических партий и связанных с ними коррупционных скандалов.
Международные организации часто критиковали Боснию и Герцеговину за поддержку моджахедов, которых американские спецслужбы подозревали в связях с исламским терроризмом. В 2000 г. девятнадцать моджахедов из Саудовской Аравии, Иордании и Судана были высланы из Боснии и Герцеговины. В 2001 г. в связях с терроризмом подозревалось уже несколько десятков человек.
Эти факторы привели к изменениям в составе мусульманской партии. Изетбегович вышел из руководства партии (22).
Внешний подход также изменился.
Во время своего визита в Сараево (23 марта 2000 г.) хорватский президент Стипе Месич подчеркнул, что боснийские хорваты являются равноправной нацией государства, а не диаспорой, как называл их его предшественник.
В 2001 г. Сараево посетил югославский президент В. Коштуница и подчеркнул важность выполнения Дейтоновских соглашений.
Сербский президент Борис Тадич во время визита в Сараево принёс от лица сербской нации извинения за совершенные преступления и призвал к примирению народов Западных Балкан.
За время пребывания у власти Альянса перемен было проведено несколько конституционных реформ, три основные национальности были провозглашены равноправными в каждом из субъектов Федерации. Был реформирован закон о выборах главы государства (президентское кресло по очереди занимали представители трех наций) и глав субъектов. Для всех граждан были введены паспорта единого образца.
Сейчас наибольшие проблемы для сохранения целостности Боснии и Герцеговины связывают с «духовными» вопросами. Среди них языковая дифференциация (все официальные документы издаются на трёх вариантах языка) и различия в системах образования. По закону родители имеют право выбирать, в школе с каким вариантом языка будет учиться их ребёнок. Если выбранная школа находится далеко от дома, то детей туда отвозит специальный школьный автобус.
На местном уровне по-прежнему случаются вспышки этно-конфессиональной нетерпимости. В результате нападения на делегацию церемония закладки первого камня новой мечети (23) в Баня Лука проводилась дважды. Останки муфтия, убитого в Баня Лука, пришлось перевозить в Сараево из-за протестов сербов против его захоронения в Баня Лука.
На последних выборах (в 2002 г.) Альянс перемен потерпел поражение, и три националистические партии (24) снова оказались у власти, что увеличило разделение общества на три части.
Ещё одной проблемой в Боснии и Герцеговине являются так называемые «белые мусульмане». Так как арабы слишком заметны в Европе, террористические группы стараются привлечь сторонников с европейской внешностью, «белых мусульман». Боснийские мусульмане являются благодаря их славянской внешности «невидимыми» в европейском обществе. Поэтому их стараются завербовать террористические сети, например Аль-Каида, Аль-гама’а аль-Ис-ламия и др. (25) Молодые боснийские мусульмане представляют собой лёгкую добычу для вербовщиков из-за тяжёлой экономической ситуации в Боснии и Герцеговине, высокого уровня безработицы (40%), пессимистических настроений среди молодёжи, из которых 50% желали бы уехать из страны...
Для распределения гуманитарной помощи, присылаемой в пострадавший регион с Ближнего Востока, были построены мусульманские культурные центры, откуда распространяются и радикальные исламские идеи.
18 апреля 2006 г. в Сараево были арестованы три человека, подозреваемые в подготовке террористических атак на посольства Евросоюза на Балканах. Двое из них — коренные боснийцы.
Большая часть сторонников многоэтнического подхода до сих пор находятся в эмиграции. Они мало верят в многоэтническое будущее Боснии и Герцеговины. Большая часть националистически настроенных немусульман относится к существованию государства как к вынужденной мере.
Мнения современных историков о будущем
Боснийский историк Энвер Реджич: «В Боснии часто слышна фраза — сильная боснийская нация=сильная Босния и Герцеговина. Однако, основываясь на историческом опыте, можно сказать следующее: чем сильнее какая-то одна нация в Боснии, тем Босния и Герцеговина слабее. Босния и Герцеговина может существовать только при соблюдении равных прав каждой нации. Для будущего многонациональной Боснии необходимо, чтобы каждая сторона оставила все попытки добиться политического превосходства в стране» [18:198].
Словенский историк Вера Кржишик Букич считает, что целью политики Боснии и Герцеговины должно быть образование не национального государства, а государственной нации, которую как общую политическую категорию должны создавать все три этнические группы [11:23-24].
Боснийский историк Русмир Махмутчехаич рассматривает сохранение Боснии как пример парадигмы единства в разнообразии. Он отрицает идею боснийского государства и говорит о том, что все этноконфессиональные группы должны научиться воспринимать Боснию и Герцеговину как свою собственную землю и в то же время сохранять свою национальную идентичность («сербскость», «хорватскость», «босняк-скость») [14].
Заключение: самая сложная страна в Европе
Военный конфликт в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 гг. был вызван среди прочего рядом проблем прошлого и настоящего, связанных с расположением страны на пересечении культур, национальностей и политических интересов.
Вследствие Великого восточного раскола две большие культурно-цивилизационные сферы
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
столкнулись в этом районе: греко-православная византийская и католическая западноевропейская. В XVI в. боснийские земли были завоёваны турками-османами. Объединив Боснию и Герцеговину, они образовали Боснийский пашалык. Из-за периферийного положения Боснии и Герцеговины в каждой из данных культурно-цивилизационных сфер ни одна из них не имела большей ассимиляционной силы, чем прочие. Поэтому со средних веков они сосуществовали вместе, взаимодополняя друг друга.
По одной из резолюций Берлинского конгресса 1878 г. Босния и Герцеговина отошла к Австро-Венгрии и оставалась её частью до 1918 г., когда была включена в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Во время второй мировой войны Босния и Герцеговина являлась частью Независимого государства Хорватии, созданного ус-ташами. В 1945-1990 гг. она входила в состав Федеративной, с 1963 г. — Социалистической Федеративной Республики Югославии.
Несмотря на некоторые попытки, здесь не приживалась идея нации в просветительском или романтическом смысле. Поэтому основой самоидентификации проживающих здесь наций стала религия в сочетании с этническим происхождением. Мусульманская составляющая стала главной особенностью боснийской истории. По решению югославского президента Тито боснийские мусульмане стали одной из равноправных наций Федеративной Республики Боснии и Герцеговины. Боснийские сербы всё время поддерживали тесную связь с Сербской Православной Церковью, а хорваты — с католической церковью.
Многоэтничность, служившая в мирные периоды средством культурного взаимообогащения, становилась опасным фактором в период кризисов. В наше время очевидна хрупкость религиозно разделённого государства Боснии и Герцеговины. В современной Боснии не происходит дальнейшего смешения наций и религий, из-за войны страна поделена на более или менее обособленные этнорелигиозные районы. Военный конфликт повлёк за собой кристаллизацию трёх
образов истории и послужил началом к формированию трёх гетто, изолированных друг от друга. Три культурные парадигмы пытаются подменить собой культурное многообразие и богатство Боснии. Война создала психологические, социальные и этно-религиозные предпосылки для реклерика-лизации и десекуляризации. В наши дни православные, католические и мусульманские религиозные институты стоят перед опасностью национальной монополизации культур и вмешательства в политическую власть.
Сейчас в Боснии и Герцеговине происходит формирование гражданского многоэтнического общества, но «боснийский вопрос» всё ещё не закрыт.
Словенский писатель Йосип Видмар на первом собрании Краевого веча народного освобождения Боснии и Герцеговины (26) в 1943 г. сказал, что Босния и Герцеговина вступила в ХХ в. как самая сложная страна в Европе [13:102]. Это утверждение справедливо и для начала XXI в.
Примечательным символом Боснии является Старый мост (27) через реку Неретва в Мостаре. Он был разрушен во время войны, 9 ноября 1993 г. Разрушенный мост стал символом разделения города на сербскую и хорватскую части. Его восстановление в первоначальном виде с использованием сохранившихся каменных блоков стало символом стремления наций к примирению.
Ещё одним символом Боснии и Герцеговины является Вечница — государственная и университетская библиотека в Сараево. Каждый, кто её видел, безусловно, запомнит её как одну из неповторимых достопримечательностей Сараево. Когда во время войны в библиотеке возник пожар, все без исключения бросились тушить его — сербы, хорваты, мусульмане — все, кто находился в городе. Вечница представляла собой общую ценность, настолько значимую, что заставила стороны прекратить сражаться и объединиться для борьбы с огнём. Библиотека стала символом того, что при определённых условиях даже в такой сложной стране, как Босния и Герцеговина, веками стоящей на пересечении культур и цивилизаций, можно достичь согласия.
Примечания
1. Самое приемлемое объяснение — это то, что они просто хотели избежать дискриминации и обеспечить себе лучшие условия для экономической и социальной деятельности. Отрицательный опыт католичества мог также оказать влияние на переход в ислам.
2. Коте^аге (Комментарии).
3. Меньшая турецкая административная единица (область, район).
4. Говорят, что в этом заслуга Андео (Ангелуса) Звиздовича. Он якобы встречался с султаном Мухмедом II в 1463 г. Султан вручил ему ahdnama — церемониальный документ, гарантирующий францисканцам право на религиозную дея-
тельность в Османской империи. Благодаря этому документу францисканцы (а в их лице католики) сохранили легальный статус в Боснии на несколько последующих столетий.
5. Berglerbegluk or elajet.
6. Сараево (основан турками примерно в 1455 г., значительно вырос в 16 веке при правителе Гази-Хусрев-беге) был центром Боснийского пашалика до 1697 г., когда был разрушен Евгением Савойским. В 1703-1850 гг. резиденция правителя пашалика находилась в Травнике, после 1850 г. снова в Сараево.
7. 1565-1579. До Мехмеда Соколовича, в 1544-1561, другой босниец, Рустем-паша, также занимал должность визиря.
8. Лекция для Посольства СССР в Белграде. RADlC, Radmila. Drzava i vjerske zajednice 1945-1970. Belehrad, 2002. vol. I, p. 179.
9. Он покинул Белград после 1992 г.
10. Коллектив авторов, состоящий из мусульман, хорватов и сербов.
11. Он умер 4 мая 1980 г.
12. Comp. MOE, Christian. Becoming Bosniaks? The Ends of an Ethno-Religious Identity. Paper presented at the 28th ISSR Conference, Zagreb, 18-22 July 2005.
13. Адил Зульфикарпашич основал Мусульманскую Боснийскую Организацию (МБО) гражданской либеральной направленности. Он ожидал, что будут основаны аналогичные Сербская Боснийская и Хорватская Боснийская организации, которые вместе будут добиваться суверенитета Боснии и Герцеговины в Югославской Федерации. Однако МБО была слишком элитарной организацией и не получила поддержки широких слоёв населения.
14. Городской разбойник Zeljko Ражнатович.
15. Эти планы предусматривали возможность выхода из состава республики. Таким образом, в них таилась опасность распада Боснии и Герцеговины и образования «Минибоснии». Они также не исключали возможность «этнического удаления» мусульман с многих территорий, где они проживали до войны.
16. Чтобы обозначить принадлежность к Боснии и Герцеговине в целом, используется слово Bosanac — босниец, а для обозначения мусульман Боснии и Герцеговины слово Bosnjak — босняк.
17. Muslimani.
18. Bosanski jezik.
19. Существует около 3% различий между боснийско-герцеговинским и литературным хорватско-сербским или сербскохорватским языком.
20. Конституция Боснии и Герцеговины изложена в Приложении 4 Дейтоновских мирных соглашений, которые были утверждены 21 ноября 1995 г. в Дейтоне и официально подписаны 14 декабря 1995 г. в Париже.
21. В 1997 г. Арбитражная комиссия издала декрет, где говорилось, что условие, которое позволит принять окончательное решение по Брчко, ещё не выполнено. Был создан руководящий орган, наблюдающий за развитием этой части федерации. В данный момент его возглавляет Сьюзан Джонсон. Пока что Брчко относится в двум субъектам, но фактически является самоуправляемой единицей того же уровня, что и Мусульмано-хорватская Федерация и Республика Сербская.
22. На посту лидера партии его сменил достаточно мягкий политик Сулейман Тихич, адвокат по образованию. Изетбе-говичу же удалось сохранить значительное политическое влияние. Он стал председателем политического совета SDA.
23. Ferhadija dzamija.
24. Теперь выборы проходят раз в 4 года, ранее — раз в 2 года.
25. См.: Совместный доклад разведывательных служб США и Хорватии.
26. Zemljansko vijeжe narodnog oslobodenja Bosne i Hercegovine.
27. Старый мост в Мостаре построен по проекту архитектора Хайрудина в 1566 г.
Библиографический список
1. Bosna i Hercegovina. Od najstarijih vremena do kraja drugog svietskog rata. Sarajevo, 1994.
2. CALIC, Marie Janine. Der Krieg in Bosnien-Herzegovina. Ursachen — Konfliktstrukturen — International
Lösungversuche. Frankfurt a. M., 1995.
3. DZ AJA, Srecko, M. Konfesionalnost i nacionalnost Bosne i Hercegovine. Predemancipacijski period 1463 — 1804. Sarajevo, 1992.
4. Etnicka povjest Bosne i Hercegovine. Roma, 1967.
5. F. Tudjman In Zimmermann, Warren. Origins of a Catastrophe: Yugoslavia and Its Desstroyers. Zagreb, 1997.
6. GLENNY, Misha. The Fall of Yugoslavia. The Third Balkan War. London, 1996.
7. Historija Bosnjaka. Sarajevo, 1998.
8. HLADKŸ, Ladislav. Bosenská otázka v 19. a 20. století. Brno, 2005.
9. Hrvati i Srbi, dva strana razlicita naroda. München — Barcelona, 1971.
10. Korijene Bosne. Sarajevo, 1995.
11. KRZISNIK BUKIC, Vera. Prilog programu za Bosnu. Pozalista za rjesevanje bosanskog pitanja. Ljubljana, 1997.
12. KUMAR, Radha. Divide and Fall? Bosnia in the Annals of Partition. New York, 1997.
13. LOVRENOVIC, Ivan. Bosna a Hercegovina. Krátky prehled kulturní historie, op. cit.
14. MAHMUTCEHAJIC, Rusmir. Kriva politika. Sarajevo-Tuzla-Zagreb, 1998. p.
15. Oslobodenje 19th of September, 1980, supplement Sedam dana.
16. Oslobodenje, 23. 11. 1995.
17. PALMER, Alan. The Decline and the Fall of the Ottoman Empire, Woodstock, 1992.
18. REDZIC, Enver. Sto godina muslimanske politike. U tezama i kontratezama istorijske nauke. Sarajevo, 2000.
19. REISMÜLLER, Georg. Die bosnische Tragödie,. Stuttgart, 1993.
20. Studia o bosanskim bogomila. Tuzla, 1996.
21. ULLMAN, Richard. The World and Yugoslavia's Wars. New York, 1996.
22. http//www.bosnaunas.cz//
23. http//www.fzs.ba//
24. http//www.ohr.nt//
Moravchikova M.
Three Pictures of History, Three Projections of Future. Bosnia and Herzegovina — Multiethnic Religious Laboratory
The article focuses on the problem of intercultural communication in the multiconfessional Balkans.
Analyzing the example of Bosnia and Herzegovina which is situated on the intersection of three cultural-civilisational spheres, i.e. Orthodox-Greek Byzantine, Catholic-West European, and Muslim the researcher reveals the influence of national and political factors on peaceful coexistence of the peoples. Peaceful and mutually beneficial deveopment turned out to be impossible in the period of crises. Nowadays we witness the crystalisation of three images of history and three ethno-cultural «ghettos». As for religious sphere, there appear psychological, social and ethno-confessional premises for reclericalisation and desecularisation.
The author of the article warns against the danger of substituting one cultural paradigm for the whole cultural diversity of Bosnia.