Научная статья на тему 'Религиозная вера – основной ценностно-мотивационный аспект жизнеустройства в Африке южнее Сахары'

Религиозная вера – основной ценностно-мотивационный аспект жизнеустройства в Африке южнее Сахары Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тищенко С. М.

В статье рассмотрены религиозные установки и ценности в Африке южнее Сахары на основе анализа кросс-культурных исследований (2001-2008 гг.), этнографических источников, личных интервью автора в Кении и Танзании (2008 г.). Выявлено, что многие жизненные позиции, действия, мысли связаны в основе своей с религиозными представлениями: семья, быт, рождение и смерть, воспитание детей. Сделан вывод, что с учётом быстрого прироста населения и низкого уровня доходов основной части населения, а также невозможностью обеспечить общее среднее образование всего населения – религиозные догмы и правила поведения будут оставаться превалирующими не только на уровне семейных и межличностных отношений, но и на уровне конституционных и юридических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная вера – основной ценностно-мотивационный аспект жизнеустройства в Африке южнее Сахары»

РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА - ОСНОВНОЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА В АФРИКЕ ЮЖНЕЕ САХАРЫ

© Тищенко С.М.*

Институт Африки РАН, г. Москва

В статье рассмотрены религиозные установки и ценности в Африке южнее Сахары на основе анализа кросс-культурных исследований (2001-2008 гг.), этнографических источников, личных интервью автора в Кении и Танзании (2008 г.). Выявлено, что многие жизненные позиции, действия, мысли связаны в основе своей с религиозными представлениями: семья, быт, рождение и смерть, воспитание детей. Сделан вывод, что с учётом быстрого прироста населения и низкого уровня доходов основной части населения, а также невозможностью обеспечить общее среднее образование всего населения - религиозные догмы и правила поведения будут оставаться превалирующими не только на уровне семейных и межличностных отношений, но и на уровне конституционных и юридических решений.

В странах Африки южнее Сахары очень высока религиозность населения, крайне низок процент атеистов. По количеству приверженцев религии в субсахарской Африке первое место занимает христианство (в большей степени католицизм и различные секты католического толка), затем идёт ислам (хотя по среднестатистическим показателям стран Африки южнее Сахары и в странах Северной Африки, во втором регионе ислам является доминирующей религией), местные верования и прочие религии распространены в меньшей степени (см. табл. 1).

Таблица 1

Религиозная принадлежность населения по регионам Африки, официальная статистика, в % [9]

Христианство Ислам Местные верования Другие религии

Восточная Африка 62 % - 2006 г. 63,8 % - 2008 г. 21,1 % - 2006 г. 21,8 % - 2008 г. 15,6 % - 2006 г. 13,1 % - 2008 г. 1,2 % - 2006 г. 1,1 % - 2008 г.

Средняя Африка 81,3 % - 2006 г. 81,2 % - 2008 г. 9,6 % - 2006 г. 9,6 % - 2008 г. 8 % - 2006 г. 8 % - 2008 г. 1.1 % - 2006 г. 1.2 % - 2008 г.

Западная Африка 35,7 % - 2006 г. 35,7 % - 2008 г. 48,3 % - 2006 г. 48,1 % - 2008 г. нет данных-2006 г 15,7 % - 2008 г. 0,3 % - 2006 г. 0,4 % - 2008 г.

Южный регион Африки 82 % - 2006 г. 81,9 % - 2008 г. 2,2 % - 2006 г. 2,2 % - 2008 г. 9,7 % - 2006 г. 9,7 % - 2008 г. 5,5 % - 2006 г. 6,1 % - 2008 г.

* Аспирант

Учёные-африканисты отмечают, что в большинстве стран Африки южнее Сахары основные религии глубоко переплетены с традиционными африканскими верованиями, культ предков, колдовство, обряды изгоняющие дьявола и пр. [6, с. 26-39; 9, с. 104-134]. Говорить о конкретной религиозной принадлежности многих жителей стран Африки южнее Сахары можно только условно, так как весьма распространенным в массовом сознании является вера в магию и колдовство, предсказания, чья-либо удача или успех объясняется сверхъестественными силами, это актуально для деревенской и городской среды, для различных социальных классов и уровней образования [1, с. 193-214; 2; 3; 5].

Как было выявлено по результатам дискриминантного анализа данных кросс-культурного исследования «Мировые ценности» (волна 1999-2001 гг. - Уганда, Нигерия, Зимбабве, Танзания, ЮАР; волна 2005-2008 гг. - Замбия, Руанда, Эфиопия, Мали, Буркина-Фасо, ЮАР) [10] при сопоставлении стран Африки южнее Сахары со всеми остальными странами мира, принимавшими участие в исследовании (всего 75 стран-участниц), население данного региона отличается своей сильной религиозностью и крайне низким уровнем атеизма [6, с. 379-410]. Это часто не зависит от конфессиональной принадлежности (как показал более глубокий анализ результатов исследования), а сформировано более древними традициями и представлениями о мире в целом.

Рассмотрим ответы африканцев на вопросы проекта «Мировые ценности, имеющие отношения к религии.

Религия важна для 95 %, из них для 80 % очень важна (в остальных обследованных странах религия важна для 68 %, из них очень важна для 42 %). Бог важен в жизни 95 % опрошенных, а самую высшую оценку по важности, по 10-ти бальной шкале, отметили 79 % (в остальных обследованных странах 72 %, а говорят, что бог очень важен 45 %). Данные показатели в четыре раза больше по сравнению с Европейскими протестантскими странами и странами Юго-Восточной Азии.

Посещают службу, среди опрошенных, несколько раз в неделю 74 %, совсем ни когда не посещают или менее чем раз в год 11 % (в остальных обследованных странах 28 % посещают службу несколько раз в неделю, а никогда не посещают 33 %). При этом религиозным организациям доверяет 88 %, из них полностью доверяет 65 % (в остальных обследованных странах 64% из них очень сильно 33 %).

Верят в рай 94 % (в остальных обследованных странах 65 %). Верят в существование Ада 82 % опрошенных (в остальных обследованных странах 59 %).

Согласны с утверждением, что религия даёт комфорт и силу 94 % опрошенных (в остальных обследованных странах с этим согласно 74 %).

Многие принявшие участие в исследовании упомянули, что для детей одним их важных качеств является: религиозность 69 % (в остальных об-

следованных странах 36 %); послушание 66 % (в остальных обследованных странах 36 %).

По данным другого международного опроса, изучающего уровень религиозности людей (Voice of the People), выяснилось, что приверженность к религии наиболее сильна на африканском континенте, в таких странах как Нигерия и Гана (по состоянию на 2005 г.), этот показатель составил 94 % и 96 % соответственно [4]. В целом, можно сказать, что в странах Африки южнее Сахары религия играет одну из основополагающих ролей в восприятии окружающего мира.

По результатам личных интервью автора в Кении и Танзании (ноябрь - декабрь 2008 г.), религия важна для опрошенных потому что она в основе своей:

- даёт духовные знания, которые определяют тип поведения человека в обществе, дают ему наставления к действию, является «духовной пищей»:

«Религия очень важна, потому что она помогает мне духовно вырасти и так же тянет меня ближе к Богу»; «Она снабжает меня моралью, нравственностью таким образом, что я буду развиваться духовно».

- некую поддержку в обыденной жизни, при возникновении сложных и неприятных ситуаций, основывающейся на вере в Бога и его благосклонности и доброте:

«Религия даёт мне поддержку»; «Потому что мне нравиться Бог - как основа моего внимания, я опираюсь на него во всём, он мой кормилец»; «Потому что я мусульманин. И религия даёт мне основание уйти от дикости, даёт мне поддержку»; «Она помогает мне в моей жизни. Я христианин. Потому что я молюсь, я смотрю, я люблю мою религию. Я молюсь Богу, я нашёл».

- по словам опрошенных религия является неким наставником в жизни, который руководит действиями человека свыше, помогает осуществлять судьбу человека:

«Религия - духовный наставник. Она первостепенна, потому что занимает важное место в наших сердцах, в нашей жизни»; «Без Бога мы не можем ни чего сделать. Религия усиливает желание жить для Бога. Наше тонкое повиновение приведёт творца к связи с людьми»; «Вера в Бога помогает мне осуществить судьбу, жить настоящей жизнью и надеяться»; «Потому что религия -это путь всей моей жизни»; «Она помогает мне делать вещи в соответствии с моей верой»; «Потому что мы живём согласно правилам Бога. Очень важно жить согласно указам, исходящим от Бога».

- религия позволяет ассоциировать человека, исповедующего определённое религиозное течение с некой группой или чем-то высшим и необъятным:

«Очень важно иметь религию потому что наконец ты будешь человеком, который ассоциируется с сообществом»; «Религия, как и все другие религии диктует религиозные правила. Для меня это то, что прячется в тайнике религиозных книг, которые я читаю. Для меня является важным ассоциирование религиозности с моей семьёй и моим сообществом».

- некоторые признались, что религия даёт им надежду на жизнь после смерти:

«Вера даёт мне повод, чтобы жить и уверенность в чём-то большем после жизни на Земле (после смерти)»; «Это только путь. Я получаю такой тип поведения как бесстрашие. После всей этой жизни, я приду жить снова, а через какое-то время останусь с Богом в вечно существующем месте»; «Она обещает мне продолжать существовать после смерти и жить в соответствии с этим миром»; «Люди сдают экзамен на то, что они должны сделать в этом мире перед Богом».

- для других она даёт уверенность в жизни и в завтрашнем дне, что их успех зависит от воли Бога:

«Религия даёт мне убежище во времени»; «У меня сильная вера в Бога, и я верю, что мой успех зависит от него»; «Помогает мне жить счастливой жизнью, любить и уважать. Но всего выше этого Бог, я ползущий червяк»; «Потому что я верю в то, что несмотря на всё я живу».

- религия так же представляется важной с точки зрения того, что исповедующие ее верят, что они все созданы Богом, у них есть их общая вера:

«Бог создал нас»; «Я очень сильно верю в Бога. Я знаю, что конечно Бог есть. И он создал всё то, что мы видим и то, чего мы не видим. Он очень сильный. Я говорю о том, что даже всё, что происходит, всё что случается в моей жизни только из-за того что Бог есть. Я не знаю, есть ли в Танзании человек, который не верит в Бога. Большинство, почти все верят в Бога, только разные религии»; «Потому что она напоминает мне причину, по которой я здесь гуляю. Это Бог, который отправил меня сюда»; «Потому что я верю в верховенство Бога».

- некоторые считают важным самим помогать религиозным структурам:

«Я христианин. В какой-то день, как заработаю, я буду помогать церкви. Я чувствую разочарование, когда проводят службу испытывая трудности, следуемые из финансовых проблем».

В целом, можно сказать, что в странах Африки южнее Сахары, по сравнению с остальными странами мира, религия играет одну из основополагающих ролей в восприятии окружающего мира. Это может быть связано с поддержанием традиционной культуры в противовес Западной

культуре (тем более, что большинство стран были бывшими Европейскими колониями), сохранение своей идентичности, сильное влияние патриархального строя, уважение старших и традиций предков. В свою очередь в Африканских странах всегда было сильно религиозное влияние как институт управления социальной жизнью общества, вся жизнь имела, и, до сих пор имеет ритуальную структуру.

Для африканцев, проживающих к югу от Сахары религия, в не зависимости от её форм, является неотъемлемой частью жизни. Многие жизненные позиции, действия, мысли связаны в основе своей с религиозными представлениями, что подтверждается не только в научно-исторической литературе, но и в сравнительных социологических исследованиях. Семья, быт, рождение и смерть, воспитание детей неотъемлемо связанны с религиозными и мифическими представлениями. Выявленные показатели в отношении к религии очень важны в качестве определения и выявления ценностных ориентаций населения, того как и почему действует человек в определённых ситуациях, его нормативные рамки поведения, возможные действия в определённой ситуации. Существенное влияние религия оказывает на воспитание детей, посредством родителей которые веруют в свою религию и поступают в соответствии с её нормами. Как было выявлено с помощью сопоставления анализа литературы, статистических источников и личных полевых наблюдениях автора (Кения и Танзания) на силу религиозности населения стран Африки южнее Сахары оказывает влияние уровень образования и дохода человека (чем они выше, тем меньше религиозность), поэтому видны сильные различия межу городом (сосредоточение университетов и финансовых корпораций) и деревней, теми кто получил высшее и полное средние образование и теми кто закончил только начальные классы школы или совсем её не посещал. С учётом быстрого прироста населения, низкого уровня доходов основной части населения в данном регионе и невозможностью для правительств большинства стран обеспечить общее среднее образование всего населения религиозные догмы и правила поведения будут оставаться превалирующими не только на уровне семейных и межличностных отношений, но и на уровне конституционных и юридических решений.

Список литературы:

1. Винокуров Ю.Н. Влияние традиций на политические концепции правящих партий капиталистически ориентированных стран Тропической Африки // Африка: проблемы истории: сборник статей. - М.: «Наука», 1986.

2. Иорданский В.Б. Тупики и перспективы Тропической Африки. - М.: «Наука», 1970.

3. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. - М., 1982.

4. Леонидов П. Бог в душе // Газета «Европа-Экспресс». - 2007. - № 33 (493).

5. Мосейко А.Н. Идеология в странах Тропической Африки: традиции и современность. - М., 1985.

6. Тищенко С.М., Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Социально-психологические особенности цивилизаций современного мира (по результатам проекта «Мировые ценности») // Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. - М.: УРСС, 2009.

7. Anderson A. African Pentecostalism and the Ancestor Cult: Confrontation or Compromise? Missionalia 21:1 (April 1993) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.artsweb.bham.ac.uk/aanderson/Publications/african_ pentecostalism_and_the_a.htm/.

8. ARDA/ The Association of Religion Data Archives (online database) / Department of Sociology, Pennsylvania State University. 2006, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thearda.com/international-Data/CompareRegions.asp.

9. Meyer B. You Devil, go away from me! pentecostalist African Christianity and the powers of Good and Evil // Powers of Good and Evil. Moralities, commodities and popular belief. Edie. By P.Clough and J.P.Mitchell. - N.Y.; Oxford, 2001.

10. WVS. World Values Survey [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.worldvaluessurvey.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.