Научная статья на тему 'Ценностные ориентации населения ЮАР в глобальном и региональном контекстах'

Ценностные ориентации населения ЮАР в глобальном и региональном контекстах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
791
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ЮАР) / POPULATION OF THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / BASIC HUMAN VALUES / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / RELIGIOUS VALUES / ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / WORK VALUES / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / CROSS-CULTURAL ANALYSIS / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тищенко Светлана Михайловна

На основе данных проекта «Мировые ценности» и личных интервью автора, проведенных в 2010 г. в ЮАР, дается комплексный анализ базовых ценностей населения Южно-Африканской Республики (ЮАР) с учетом цивилизационных и региональных различий. Выявленные базовые религиозные, семейные и трудовые ценности рассматриваются с позиций их деформаций, отчасти сохранения традиционных представлений населения, а также с учетом высоких темпов экономического развития и вхождения ЮАР в группу наиболее быстро развивающихся крупных стран мира БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value focus of the republic of South Africa in global and regional contexts

Provides comprehensive analysis of basic human values among population of the South African Republic taking into account civilisationa land regional features. The work is based on data collected from “World Values Survey” project and author’s personal interviews conducted in South Africa in 2010. Fundamental human values in the areas of religion, family and work are identified and analysed together with their deviations from traditional beliefs. The analysis is also taking into account country’s high rates of economic development and integration of South Africa into world’s fast growing group of large countries – BRICS.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации населения ЮАР в глобальном и региональном контекстах»

С.М. Тищенко

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮАР В ГЛОБАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТАХ

На основе данных проекта «Мировые ценности» и личных интервью автора, проведенных в 2010 г. в ЮАР, дается комплексный анализ базовых ценностей населения Южно-Африканской Республики (ЮАР) с учетом цивилизационных и региональных различий. Выявленные базовые религиозные, семейные и трудовые ценности рассматриваются с позиций их деформаций, отчасти сохранения традиционных представлений населения, а также с учетом высоких темпов экономического развития и вхождения ЮАР в группу наиболее быстро развивающихся крупных стран мира БРИКС.

Ключевые слова: население Южно-Африканской Республики (ЮАР), базовые ценностные ориентации, семейные ценности, религиозные ценности, трудовые ценности, кросскультурный анализ, межкультурные коммуникации.

...Традиционные культуры в своих основных аспектах враждебны экономической современности. Только когда последняя была привнесена извне... в них началось капиталистическое развитие. Конфронтация с технологической и социальной мощью Запада заставила эти общества расстаться со многими ключевыми элементами своих культур1.

Ф. Фукуяма

Ценностные ориентации любой культуры рассматриваются как сложные, иерархически структурированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления, и зависят от культуры каждого общества,

© Тищенко С.М., 2013

тенденций определенных периодов в его истории2. Они представляют собой упорядоченные по структуре относительной важности понятия или представления, соотносящиеся с желаемым состоянием или поведением, тем самым влияя на происходящее, управляя выбором или оценкой людей, поведением и событиями3.

Южно-Африканская Республика - социокультурный регион, своеобразие которого обусловлено сочетанием традиционных культур и верований, мировых религий и современных глобализа-ционных тенденций. Этнографическое и культурное многообразие ЮАР впечатляет: в этой стране проживают носители разнообразных языковых и культурных традиций (законодательно утверждены 11 государственных языков). Межкультурные взаимодействия являются составной частью обыденной жизни большинства населения страны.

Местные общества сохраняют многие уникальные традиционные черты культуры: почитание старших и предков, высокую рождаемость, значительный процент деревенского населения, занимающегося сельским хозяйством.

Начиная с колониального периода наблюдаются масштабные трансформации в политической, социально-экономической, технической и культурной сферах, которые коренным образом меняют жизнь народов ЮАР. Модернизационные процессы принесли неоднозначные плоды: с одной стороны, позволили достичь заметного роста уровня жизни, а с другой - обернулись ростом нищеты и значительными социополитическими проблемами, порой переходящими в демодернизацию за счет высокого прироста мигрантов из других стран.

В настоящее время многие страны Африки стараются активно привлекать инвесторов с других континентов, что, несомненно, ведет к изменениям культурных ценностей. ЮАР активнее других стран Африки вовлекается в международную деятельность. В 2011 г. ЮАР стала новым членом группы наиболее развивающихся крупных стран мира - БРИК, куда уже вошли Бразилия, Россия, Индия и Китай. В ноябре 2010 г., после вступления ЮАР, эта группа была переименована в БРИКС.

С каждым годом скорость происходящих перемен возрастает настолько, что возникает необходимость в постоянном контроле и анализе изменений существующих ценностей, а также зарождения новых форм культуры.

Для определения ключевых ценностных ориентаций населения ЮАР в региональном и глобальном сопоставлении и для более глу-

бокого изучения и понимания ключевых ценностных ориентаций в статье использованы следующие источники.

1. Вторичный анализ данных систематического международного исследования «Мировые ценности»4, в рамках которого был проведен сбор данных по ценностным ориентациям населения более чем в 80 странах мира. Исследование проводилось по репрезентативной выборке (в некоторых случаях по стратифицированной выборке; 1000-2000 чел.) для каждой из стран-участниц методом стандартизированного интервью (см. табл.).

Группа 1 ЮАР (2008 г.)

Группа 2 Волна 1999-2001 гг.: Уганда, Нигерия, Зимбабве, Танзания; волна 2005-2008 гг.: Замбия, Руанда, Эфиопия, Мали, Буркина-Фасо*

Группа 3 Волна 1999-2001 гг.: Алжир, Египет, Иордания, Иран, Марокко, Пакистан, Турция; Индия; Китай; Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Доминиканская Республика, Колумбия, Мексика, Перу, Пуэрто-Рико, Сальвадор, Уругвай, Чили; Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Латвия, Литва, Польша, Республика Македония, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Эстония; Австралия, Австрия, Англия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Северная Ирландия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.

* Страны, объединенные в группу 2 культурно, исторически и географически близки друг к другу, что позволяет рассматривать их среднестатистические показатели и сравнивать их с другими группами стран, принявшими участие в данном исследовании.

2. Анализ 65 полуструктурированных интервью, собранных лично автором в ЮАР в сентябре-октябре 2010 г., и 9 интервью, собранных во время бизнес-форума Россия-ЮАР, прошедшего в рамках визита в Москву президента ЮАР Дж. Зумы в июне 2010 г.

Вторичный анализ данных международного исследования «Мировые ценности» включал в себя кластерный иерархический анализ, который позволил выявить, что ЮАР отделена от группы 2 по причине достаточно высокого уровня развития. Данный анализ

дает возможность сделать вывод о том, что культурно-цивилиза-ционный фактор играет важную роль в формировании менталь-ности жителей стран мира. Однако не менее важную роль играют экономические и модернизационные процессы, что еще раз подтверждает оторванность ЮАР от африканских стран и срединное положение на ценностно-мотивационной шкале между развитыми и развивающимися странами5.

Специфические социально-психологические характеристики населения ЮАР в сопоставлении с другими цивилизационными общностями были выявлены с помощью дискриминантного анализа данных исследования «Мировые ценности». В рамках проведенного анализа определены базовые ценности, которым жители ЮАР уделили особое внимание - семейные, религиозные и трудовые. Полученные данные по основным показателям наиболее статистически значимы и близки к показателям обследованных стран группы 2. Также по результатам анализа эти страны отличаются от остальных обследованных регионов чрезвычайно сильным религиозным акцентом6.

В ЮАР отмечаются высокие показатели ценности религиозности. Так, например, религия важна для 92% опрошенных, из них для 71% очень важна; в обследованных странах группы 2 - 95 и 80%, а для остальной части выборки - 87 и 47% соответственно, что показывает высокий уровень религиозности жителей Африканского континента. Данный факт можно объяснить тем, что хотя ЮАР и является экономически развитой страной, подавляющая часть ее населения имеет минимальный прожиточный минимум и не имеет полного среднего школьного образования. Кроме того, доля белого и смешанного населения в стране намного выше, чем в остальных странах этого региона.

По оценкам исследовательского проекта Центрального разведывательного управления США религиозная принадлежность основной части жителей ЮАР распределяется следующим образом: христианство различного толка - 70%, мусульманство - 1,5%, местные верования - 4%, нерелигиозное население - 15%7. Говорить о религиозной принадлежности многих жителей ЮАР можно только условно по причине того, что религия переплетается с местными верованиями, в основе которых лежит этническое разнообразие.

Для жителей ЮАР важность религии на треть выше средних значений группы 3 и на 10% ниже, чем в обследованных странах группы 2. Вторым по значимости является критерий воспитания религиозности в детях (55%), хотя он на 10% ниже, чем в обсле-

дованных странах группы 2 и на такой же процент выше, чем в остальных обследованных странах (40%). Высок уровень посещения религиозных служб: несколько раз в неделю - 54%, в остальных обследованных странах - 28%, в обследованных странах группы 2 - 74% .

Бог важен в жизни 96% опрошенных населения ЮАР. При этом самую высшую оценку важности по 10-балльной шкале отметили 68% чернокожего и цветного населения, 60% белого населения. В остальных обследованных странах Бог важен для 77%, а в высшей степени - для 51% населения.

В результате анализа данных нескольких волн другого международного кросскультурного исследования «Голос народа» (Voice of the People, волна 2002-2005 гг., 21 наиболее развитая страна) была установлена связь между приверженностью людей к религиозной вере, уровнем образования и доходом: чем ниже образованность или доход человека, тем выше его религиозность8.

В целом можно сказать, что в ЮАР, как и во всех африканских странах, религия играет одну из основополагающих ролей в восприятии окружающего мира. По словам Г.Х. Шигарова, «...для африканцев все существующее является сакральным феноменом. Человек - сугубо религиозное существо, живущее в мифологической вселенной. Практически все действия, совершаемые им, рассматриваются и воспринимаются через призму религиозного понимания и значения»9.

Это наблюдение хорошо соотносится с результатами проведенной автором серии интервью в ЮАР. Для многих респондентов религия важна по ряду причин:

- предоставляет духовные знания, которые определяют тип поведения человека в обществе, дают ему наставления к действию, является «духовной пищей» (11 чел.);

- поддерживает в сложных и неприятных житейских ситуациях, будучи основанной на вере в Бога, в его благосклонность и доброту (12 чел.);

- руководит действиями человека, помогает осуществлять судьбу человека (12 чел.);

- позволяет ассоциировать человека, исповедующего определенную религию, с некоей группой или чем-то высшим и необъятным (8 чел.);

- дает людям надежду на жизнь после смерти (7 чел.);

- дает уверенность в жизни и в завтрашнем дне, в том, что их успех зависит от воли Бога (5 чел.).

Многим респондентам религия представляется важной с точки зрения того, что все они созданы Богом и у них есть общая вера. Некоторые из них указали на важность помощи религиозным структурам.

Весьма показательными представляются некоторые ответы.

«Религия - духовный наставник. Она первостепенна, потому что занимает важное место в наших сердцах, в нашей жизни» (интервью № 4); «Вера дает мне повод, чтобы жить, и уверенность в чем-то большем после жизни на земле (после смерти)» (интервью № 11); «Моя вера в Бога сильна, и я верю, что мой успех зависит от него» (интервью № 19); «Потому что без Бога мы ничто» (интервью № 50); «Духовная сущность очень важна как форма нашего образа жизни. Религия обучает морали и тому, как лучше всего жить» (интервью № 58).

С учетом быстрого прироста населения данного региона, низкого уровня доходов его основной части и невозможностью для правительств большинства стран обеспечить общее среднее образование всего населения в ближайшей перспективе влияние религии будет оставаться превалирующим не только на уровне семейных и межличностных отношений, но и на уровне социально-политических институтов.

Религия для африканцев, вне зависимости от ее форм, является неотъемлемой частью жизни. Семья, быт, рождение и смерть, воспитание детей для большинства африканцев связаны с религиозными и мистическими представлениями. Как показали более углубленные интервью, религия важна для основной массы опрошенных, потому что она дает духовные знания, поддержку и является руководством к жизни, поддерживает уверенность в завтрашнем дне, помогает верить в жизнь после смерти, дает веру в предопределенность сущности для каждого родившегося.

Следующей по значимости базовой ценностью для населения ЮАР, как и для остальных обследованных стран, является семья. Население ЮАР выделяется выраженными семейными связями и требовательностью к воспитанию детей, их послушанию: три из первых пятнадцати выявленных отличительных показателей по результатам анализа проекта «Мировые ценности» связаны с семьей.

В традиционном африканском обществе семья и родственные связи считались одним из наиболее значимых богатств10. Семья, в которой много детей, - это достойная реализация человеком жизненной силы, полученной от предков11. По традиционным представлениям большинства африканских народов многодетность

угодна предкам и способствует процветанию. По этой причине деторождение многими рассматривается как общественная обязанность: чем выше социальный статус мужчины, тем больше детей от него ожидают.

По результатам вторичного анализа данных исследования «Мировые ценности» в ЮАР резко осуждают аборты 84% опрошенных, что соответствует средним показателям обследованных стран группы 2 и на треть выше средних значений группы 3. Следует особо отметить, что данный показатель практически в два раза выше аналогичного показателя для стран Западной Европы. При этом высока ежегодная рождаемость населения - около 1 млн чел. при численности населения ЮАР в 50,5 млн чел. (по состоянию на 2010 г.)12. По официальным данным в 2010 г. в ЮАР на одну женщину приходилось 2,5 ребенка13, а в среднем в странах черной Африки в 2008 г. на одну африканку в возрасте от 15 до 49 лет приходилось по 5 детей14. В условиях общего низкого уровня жизни, экологической и политической нестабильности семейные связи выступают решающим фактором выживания15. Немаловажным фактором является то, что дети бедных слоев населения зачастую являются гарантией социального обеспечения в старости взрослого населения.

Рост грамотности населения является, с одной стороны, мощным позитивным фактором ускорения экономического развития, а с другой - снижения уровня рождаемости, особенно при увеличении доли грамотных женщин. В перспективе это поможет решить проблему резкого демографического роста и будет способствовать ускорению темпов экономического развития в обследованных странах Африки к югу от Сахары16.

Рассмотрим ответы на вопросы проекта «Мировые ценности», имеющие отношение к семейным ценностям.

«Для того чтобы чувствовать себя полноценной, женщине необходимо иметь детей» - так считают 78 % опрошенных в обследованных странах группы 2. В развивающихся странах этот показатель обычно намного выше, чем, например, в развитых странах Западной Европы, который составляет 33%, в США - 14,6%. В ЮАР как в наиболее развитой стране Африки по количеству ВВП на душу населения только 55% респондентов считают, что женщины должны иметь детей, что близко к показателям некоторых стран Восточной Европы (Чехия, Бельгия, Словакия, и пр.). Однако, если посмотреть распределение респондентов по этнической принадлежности, картина принимает немного другой оттенок: считает, что женщина должна иметь детей, около 37% белого на-

селения (африканеры и буры - 43%, мигранты из Европы - 36%), 40% цветного населения, 56% чернокожего населения. Наибольшие показатели принадлежат народам тсонга - 69%, венда - 67%, сото -66 %, более многочисленным народам - зулу - 54%, хоса - 62%.

По данным проекта «Мировые ценности» с утверждением «человек всегда должен любить и уважать своих родителей, независимо от того, заслуживают они этого или нет» согласны 94% в ЮАР, в обследованных странах группы 2 - 93% опрошенных, что резко отличается от количества респондентов, например, стран Западной Европы (68%).

С утверждением «Муж и жена должны вносить вклад в семейный доход» согласны 44% респондентов ЮАР, из них полностью согласны 61% чернокожих (при этом зулу, сото и тсвана имеют наивысшие показатели - 70-64%), 30% - белых; в обследованных странах группы 2 - 90,8%. В среднем по всем обследованным странам группы 3 - 83% и 72% в странах Западной Европы.

Эти данные показывают, что африканская модель чернокожей семьи подразумевает вовлеченность женщины в трудовые отношения и не подразумевает затворничества, что отличает ее, например, от классической исламской модели семьи. Этот вывод хорошо соотносится с данными о сильных трудовых ценностях в современной ЮАР17. По данным комиссии Африканского Союза по социальным вопросам все больше женщин ЮАР получают образование (общее школьное и высшее), принимают участие в управлении, в национальных выборах, борьбе за места в парламенте18. Африканские женщины более активно начинают контролировать многие сферы собственной жизни, включая контрацепцию, количество детей и способы их воспитания, заботу о своем здоровье и здоровье своих детей, а также распоряжение деньгами19.

При проведении личных 65 интервью автора в ЮАР в 2010 г. респондентам задавался вопрос: «Насколько для Вас важна семья? Почему?». Интервьюирование показало, что, по мнению респондентов, ценность семьи заключается в том, что она:

- является источником материальной и моральной поддержки для самого индивида, а также его личной помощи в отношении нуклеарной или расширенной семьи. Для большинства опрошенных данная поддержка является обязательной на протяжении всей их жизни (18 чел.);

- воспринимается как некая общность, более сплоченная по сравнению с другими социальными группами. Члены семьи

многое знают друг о друге, они скреплены не только кровнородственными, но и духовными связями (17 чел.);

- рассматривается как коллектив любящих и постоянно общающихся друг с другом людей (14 чел.);

- является некоей формой взаимопомощи, дает советы, поддерживает в трудную минуту (деньгами, словами, делами) (12 чел.);

- выступает основой для развития, дает толчок к новым свершениям, помогает обрести душевное равновесие и счастье в жизни (4 чел.);

Весьма показательными представляются следующие ответы:

«Я буду получать поддержку от моей семьи, а в будущем я гарантирую поддержку для моей семьи» (интервью №18); «Я помогаю решать проблемы в своей семье» (интервью № 23); «Моя семья - маленькое ядро. Семья - моя база, где я существую, мы созданы друг для друга» (интервью № 38); «Семья наполняет жизнь, если жить одному, то кажется, что чего-то не хватает в твоей жизни. Первоначальная ячейка коллектива - это семья» (интервью № 48).

Анализ интервью в отношении семейных ценностей показал, что в целом под влиянием многих факторов происходит интенсивный процесс трансформации семейных ценностей. На данный момент все еще сохраняются сильные различия в семейных ценностных ориентациях в индустриально развитых районах и в районах с относительно традиционным сельским хозяйством (ручное земледелие, скотоводство). В густонаселенных индустриально развитых районах семейные и межполовые отношения близки по своей форме к пониманию семьи как общности с взаимными интересами, равноправной структурой занятости и совместным принятием решений по планированию количества детей, их воспитанию. Личное исследование автора в ЮАР показало, что семья - это не только некая общность людей на основе кровнородственных связей, но и одна из главных форм взаимопомощи, взаимоподдержки, важный фактор развития индивида.

Следующей значимой ценностной ориентацией населения ЮАР являются трудовые ценности.

Реализация личных возможностей и способностей связана с уровнем образования и возможностью его применения в окружающих условиях для достижения более высокого уровня развития, приобретения качественно иных взглядов на жизнь. Вплоть до 90-х годов XX века в ЮАР большая часть населения никогда не получала минимального школьного образования, многие не умели читать и

писать, производить минимальные расчеты (умножение, сложение и т. п.). Это было следствием колониализма, при режиме которого получить образование могло только ограниченное количество населения, требуемое для определенных видов работ и должностей.

В результате проведенных автором исследований было подтверждено общепринятое мнение о том, что рост уровня дохода повышает уровень образования20. В то же время не следует переоценивать возможности образования в росте социальной мобильности, достижении большего социального равенства в условиях прогрессирующих обществ. В большинстве развивающихся стран с их жесткой иерархической социально-классовой структурой плодами образования, как правило, пользуются привилегированные слои населения. Данные факты подтверждают личные наблюдения автора, сделанные во время экспедиции в ЮАР (сентябрь-октябрь 2010 г.): в трущобах Йоханнесбурга практически невозможно получить высшее образование из-за отсутствия государственных школ, которые выдают свидетельство об образовании, хотя благодаря общественным силам здесь налажено функционирование школ и детских садов.

По сравнению с сельскими жителями у лиц, получивших образование и приобщенных к городской цивилизации, резко меняется отношение к труду и к свободному времени. Они больше стремятся к реализации своих потребительских запросов, нежели к увеличению своих трудовых затрат; у них улучшается когнитивное восприятие (осознание времени, затраченного на работу, учет денежных средств и размера своей земли и т. д.)21.

Важным этапом в становлении трудовой деятельности человека является воспитание в детях трудолюбия. По среднестатистическим показателям проекта «Мировые ценности» население обследованных стран группы 2 уделяет большее внимание воспитанию такого детского качества, как трудолюбие (в среднем 77%), а в странах Западной Европы этот показатель часто не превышает и половины от числа опрошенных (в ЮАР - 71%, в России - 91%). Молодежь в большинстве стран Африки начинает работать с раннего возраста (четверть детей в возрасте 5-14 лет уже работает), особенно в сельских районах. При этом молодежь составляет 37% от населения трудоспособного возраста и 60% от общего числа безработных22.

Утверждение Международной организации труда о современной ситуации в ЮАР, что «производительность труда в Африке низка и это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на темпы экономического развития»23, необходимо рассматривать

осторожно, учитывая, что при определенных условиях она может резко вырасти за короткий период времени.

В целом можно сказать, что жители Южно-Африканской Республики воспринимают трудовую деятельность в качестве непременного условия удовлетворения минимальных потребностей существования в отличие от других стран со стабильной обстановкой, где трудовая деятельность воспринимается как попытка самовыражения, успеха и карьеры. Труд в условиях жесткой конкуренции и безработицы выступает прежде всего как возможность получения минимальных средств к существованию. Однако в среднем молодежь более образованна благодаря «социальным завоеваниям отцов», а также более восприимчива к инновациям24.

По данным исследования «Мировые ценности», при ответе на вопрос «Насколько сильно для Вас важна работа?», жители обследованных стран группы 2 заявили, что работа является большой ценностью (85%), (для жителей стран Западной Европы - около 50%). ЮАР занимает среднее положение (78%), что в очередной раз соотносится с высокими темпами экономического развития и высоким уровнем образования населения.

Существенно, что одним из основных позитивных и выделяющихся факторов в оценке предпочтений при выборе работы является ее «ненапряженность» - на это указали около 50 % опрошенных в обследованных странах группы 2, тогда как в европейских странах это качество выбирают 35% опрошенных (в России - 17,5%). ЮАР занимает промежуточное положение (43%) за счет того, что в стране проживают различные культурные группы населения. Так, среди белого населения упомянули данное качество 28%, черного -51%, цветного - 40%. Выделяется своей сильной приверженностью к ненапряженной работе местная индусская община - 60%.

При поиске работы в ЮАР придается большое значение следующим параметрам: «хороший доход» (88% опрошенных), «га-рантированность работы» (82%), «возможность достичь больших успехов» (74%), «интересная работа» (66%), «ответственная работа» (64%), «соответствие работы способностям» (62%), «удобные часы работы» (61%). Возможно, что выявленные показатели тесно связаны с тяжелой социально-экономической обстановкой, высокой безработицей и конкуренцией.

Интересны ответы в отношении контроля работы сотрудников. В ЮАР 52% опрошенных считают, что владельцы должны контролировать свой бизнес, что близко к показателям в Западной Европе - 49%. В СНГ так считают только 30%. Внутри страны

мнения по поводу данного утверждения разделяются: с ним согласны 43,5% чернокожего населения, 52% цветного, 58% индусов, 62,5% белого населения. Данный факт объясняется тем, что владельцами большинства компаний или руководителями на различных уровнях до сих пор в большинстве случаев являются представители белого населения ЮАР или индусы.

Данные позиции очень хорошо соотносятся с проведенным автором интервью в ЮАР (сентябрь-октябрь 2010 г.). Большая часть принявших участие в опросе представляла работу как:

- средство для выживания (32 чел.);

- возможность самовыражения, достижения целей (19 чел.);

- некая занятость (7 чел.);

- помощь своему народу (3).

Весьма показательны следующие ответы:

«Работа дает мне место, где можно провести время и получить максимальную прибыль» (интервью № 5); «Работа - это источник финансов в моей жизни, которые действительно необходимы для выживания» (интервью № 17); «Я считаю, что я не работаю только для себя, а работаю для помощи другим, особенно в моей стране» (интервью № 34); «Работа необходима, потому что она поддерживает уровень жизни, она важна также для достижения жизненных целей и амбиций» (интервью № 52).

Результаты полевого исследования автора показали, что работа является не только способом выживания, но и выполняет важные функции: занятость, самовыражение, самореализация, помощь жителям своей страны, возможность достижения успеха для себя и своего общества.

На восприятие труда и работы воздействует множество факторов, основными из которых являются: приучение детей к трудовому процессу с раннего возраста и детская занятость, внедрение технических новаций в повседневную жизнь общества, безработица и высокая эмиграция. В целом можно сказать, что отношение к труду в ЮАР имеет в своей основе традиционную ориентацию, хотя по многим параметрам достаточно сильно соотносится с отношением к труду в других странах мира, в том числе в индустриально развитых государствах. Работа представляется важной не только с точки зрения обеспечения существования, но и с точки зрения социальной ответственности перед окружающими и обществом, закрепленной в большинстве случаев культурой, традициями, общественным контролем. При этом акцент делается на том, что работа должна быть интересной, соответствующей способностям, безопасной, приносить доход.

Подводя общий итог проведенных автором исследований, можно сделать вывод о том, что, учитывая цивилизационные и региональные различия народов Южно-Африканской Республики, основными ценностными ориентациями в ЮАР являются семья (97%), религия (92%) и трудовые взаимоотношения (78%). Это дает дополнительные возможности для грамотного и корректного построения коммуникаций с коллегами из ЮАР на дипломатическом, корпоративном и межличностном уровнях.

Примечания

1 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004. С. 204.

2 В рамках кросскультурного теоретического подхода: Boas F. The Mind of Primitive Man. N. Y.: Collier Books, 1963; Kluckhohn F, Strodtbeck F. Variation in Value Orientation. N.Y., 1961; Benedict R. Patterns of Culture. Boston; N. Y.: Houghton Mifflin Company, 1934; Mead M. Continuities in Cultural Evolution. New Haven: Yale University Press, 1964; URL: http://books.google.com/books7id-GLfNU8O DKSIC&lpg=PA365&ots=9Ghvu44dqW&dq=Mead%20M.%20Continuities%20 in%20Cultural%20Evolution&hl=ru&pg=PR7#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 21.04.2010).

3 Schwartz S.H., Bilsky W. Towards a Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 58. P. 878-891.

4 World Values Survey. URL: http://www.wvsevsdb.com.

5 Тищенко С.М., Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Социально-психологические особенности цивилизаций современного мира (по результатам проекта «Мировые ценности») / Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. М., 2010. С. 379-410.

6 Там же.

7 Religons // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publi-cations/the-world-factbook/fields/2122.html?countryName=&countryCode=&reg ionCode=§.

8 Voice of the People 2005. Religiosity Around the World. URL: www.voice-of-the-people.net/ContentFiles/files/VoP2005/Religiosity around the world VoP 05 press release.pdf (дата обращения: 08.11.2009).

9 Шингаров Г.Х. Время и бытие в африканской мифологии // Вестник МГТУ. 2008. Т. 11. № 1. С. 126-131.

10 Бондаренко Д.М. Тропическая Африка: историко-культурные корни доинду-стриализма // Цивилизации тропической Африки: общества, культуры, языки. М., 1993. С. 19.

11 Мосейко А.Н. Сравнительный анализ российской и африканской ментальностей: архаика и современность // Африка. Суждения и факты. Вып. 9. М., 1997. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Recorded live births, 2010 // Statistics South Africa. URL: http://www.statssa.gov. za/publications/P0305/P03052010.pdf. (дата обращения: 04.02.2012).

13 Statistica. South Africa // UNICEF. URL: http://www.unicef.org/infobycountry/ southafrica_statistics.html (дата обращения 25.04.2012).

14 World Development Indicators, 2009. Washington: World Bank, 2009.

15 Inglehart R. Mapping Global Values. Measuring and Mapping Cultures: 25 Years of Comparative Values Surveys. Leiden; Boston, 2007.

16 Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Инвестиции в базовое образование как мера по предотвращению социально-демографических катастроф в развивающихся странах. / Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. М.: Институт Африки, 2010. С. 301-313.

17 Тищенко С.М. Труд в представлениях современных африканцев // Азия и Африка сегодня. 2009. № 7. C. 52-54.

18 Population Dynamics: Implications for Achieving the Millennium Development Goals // African Union. URL: http://www.africa-union.org/root/AU/Conferenc-es/2007/july/sa/State_o f_the_African_Population_2006.doc (дата обращения: 02.02.2010).

19 Ratele K. Analysing Males in Africa: Certain Useful Elements in Considering Ruling Masculinities // Journal of African and Asian Studies. 2008. No. 7. P. 530.

20 Тищенко С.М. Указ. соч. C. 52-54.

21 Ксенофонтова Н.А. Экология, психология, культура // Африка. Экологический кризис и проблемы выживания. М.: ИнАфр РАН, 2001. С. 19-34; How can the curriculum play a greater role in poverty alleviation? // Educational innovation and information. 2005. № 119/120. P. 11-16.

22 World Bank Report Highlights African Youth Employment Issues // The World Bank. URL: http://go.worldbank.org/81M460MSA0 (дата обращения: 10.02.2009).

23 African Employment Trends 2007-04. Geneva: International Labour Office, 2007. P. 3-7 // International Labour Organization. URL: http://www.ilo.org/public/ libdoc/ilo/2007/107B09_44_engl.pdf (дата обращения: 12.04.2009).

24 Абрамова И.О., Поликарпов Д.В. Интернет и Африка: параллельные реальности. М., 2001. С. 80, 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.