Научная статья на тему 'Религиозная толерантность в современном полиэтническом мегаполисе (на примере г. Казани)'

Религиозная толерантность в современном полиэтническом мегаполисе (на примере г. Казани) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНФЕССИИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллин Рустам Минхайдарович

В статье представлены результаты прикладного социологического исследования, демонстрирующие проявление религиозной толерантности, степень и специфику ее проявления, оценку интолерантности и причины ее распространения. Материалы исследования позволяют создать социальный портрет религиозности населения межнационального мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хайруллин Рустам Минхайдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Tolerance in Today''s Multi-ethnic Metropolis (On the example of Kazan)

The article presents the results of applied sociological studies demonstrating expression of religious tolerance, the extent and specifics of its manifestation, intolerance assessment and the reasons for its spread. Research materials allow creating a social portrait of multi-ethnic metropolis population’s religious commitment.

Текст научной работы на тему «Религиозная толерантность в современном полиэтническом мегаполисе (на примере г. Казани)»

УДК 316.4

Религиозная толерантность в современном полиэтническом мегаполисе

(на примере г. Казани)

Хайруллин Р.М.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

В статье представлены результаты прикладного социологического исследования, демонстрирующие проявление религиозной толерантности, степень и специфику ее проявления, оценку интолерантности и причины ее распространения. Материалы исследования позволяют создать социальный портрет религиозности населения межнационального мегаполиса.

Ключевые слова: религиозная толерантность, интолерантность, отношение к другой религиозной конфессии, религиозное поведение.

Во времена крупномасштабных вооруженных конфликтов, высокого уровня конфликтогенности, неопределенности и роста миграционных потоков проблема толерантности выходит на первый план. Данный термин происходит от французского слова «tolerant» и означает терпимый. Присутствуют и такие определения как «... терпимость, снисходительность к какому-либо или чему-либо» [1, с. 688], «... терпимость к поведению, верованиям, чужим мнениям» [2, с. 406].

Именно в полиэтническом социуме, в котором бок о бок проживают носители разных религий, толерантность выступает основой поддержания стабильности и препятствия эскалации конфликтов. Толерантные отношения периодически подвергаются межэтнической напряженности, которая является определенной базой для провоцирования межэтнических конфликтов.

Любая межэтническая напряженность, являясь следствием снижения толерантности, служит причиной жертв и крупномасштабных социальных катаклизмов. Явным примером в этом могут служить протестные движения, столкновения, происходящие в Западной Европе по причине массового заселения мигрантов. В совокупности проблемы в этнонацио-нальной сфере заставляют общественность уделять особое внимание теме толерантности.

С авторской позиции, основы толерантности закладываются в семье, посредством воспитания и

социализации. Данный тезис подтверждают многие исследования, проведенные как российскими, так и региональными исследователями [3, с. 218-222; 4, с. 62-68].

Согласно авторскому пониманию, толерантность можно рассматривать как определенное свойство личности, которое содержит в себе нравственную базу и ее духовные свойства. В совокупности данные свойства демонстрируют снисходительное взаимоотношение к другим народам, вне зависимости от их народной, культурной или государственной принадлежности, толерантное отношение к другому роду убеждениям, привычкам, религии и духовным ценностям. С целью получения полной и достоверной картины происходящих в г. Казани процессов в области религиозной толерантности автором было проведено социологическое исследование. В исследовании методом анкетирования было опрошено 800 человек, проживающих в городе Казани. Использовалась половозрастная выборка, которая отражает население мегаполиса. Исследование было проведено в сентябре-октябре 2016 г.

По итогам исследования был составлен социальный портрет жителя мегаполиса, в основу которого был заложен уровень религиозности респондента. В своем большинстве участники опроса назвали себя верующими (54 %), тогда как четверть опрошенных придерживаются более сдержанной позиции, выбрав ответ «скорее да, чем нет» (26 %). Чуть более

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 4

Социология

одной десятой части респондентов указали на ответ «скорее нет, чем да» (12 %). И только 2 % респондентов утверждают, что они - неверующие, тогда как 6 % опрошенных затруднились с ответом.

Важной частью составления портрета стало выявление степени религиозной активности респондентов, которые причислили себя к верующим. Только 12 % из них постоянно читают молитвы, 16 % делают это от случая к случаю. Чуть меньше трети молятся очень редко (28 %). Почти половина «верующих» опрошенных не делает этого совсем (44 %).

Всего 4 % верующих респондентов постоянно соблюдают посты. Так же не велико, соблюдавших посты «от случая к случаю» (6 %). Чуть более одной десятой верующих-опрошенных держат их редко (12 %). Подавляющее количество не соблюдают посты совсем (76 %) (см. рис. 1).

Таким образом, каждый второй опрошенный называет себя верующим, однако уточняющие вопросы продемонстрировали низкую активность религи-

■ соблюден не постои ■ чте! те молитв

НМаЧ I.; 1

редко

от случаи к случпкз

птпявно

76"»

Рис. 1. Особенности религиозного поведения респондентов, назвавших себя верующими

| крутацке х неверующим

■ нсяср^ощк у перуни ним

МШККиьШ

ыенчрыыю отр ■ цдтйпшо Рис. 2. Особенности проявления религиозной толерантности

скорее отрицательно, чем пйЛйнштЁЛЬЖ!; 8%

нетршгьни;

отрицательно;

/

ичоджину........

24К

Рис. 3. Проявление религиозной толерантности

озного поведения респондентов. Это выражается в отсутствии должного религиозного поведения.

В социальный портрет мы включили вопросы об отношении к людям, которые придерживаются иных взглядов. Около четверти респондентов, назвавших себя верующими, положительно относятся к неверующим (27 %). Однако больше половины верующих выбрали нейтральную позицию по отношению к неверующим (57 %). Продемонстрировали отрицательное отношение к ним 5 %, тогда как затруднились с ответом 9 % респондентов. Стоит отметить, что 2 % участников опроса предложили свой вариант ответа, основной идеей которого стала мысль, что рано или поздно неверующие станут верующими.

Около трети опрошенных, считающих себя «неверующими» положительно относятся к верующим (33,3 %). При этом менее двух третей респондентов выбрали позицию «нейтрально» (66,7 %), тогда как вариантов «отрицательно» зафиксировано не было. Полученные данные свидетельствуют о высокой толерантности опрошенных к религиозным взглядам окружающих (см. рис. 2).

Население г. Казани вполне однозначно оценивает состояние религиозных отношений в городе. На наличие напряженности указали 32 %, тогда как большинство считает, что она отсутствует (64,2 %). Затруднились ответить 3,8 % участников опроса.

Согласно полученным результатам, большинство респондентов относятся нейтрально к представителям другой религии (48 %). Четверть высказали положительное отношение (24 %). В то же время, аналогичное число ответивших относятся скорее положительно, чем отрицательно (19 %), тогда как скорее отрицательно, чем положительно в два раза меньше (8 %). Отметим что лишь 1 % из всех опрошенных высказал отрицательное отношение к представителям иного вероисповедания (см. рис. 3).

В ходе исследования было выявлено, что в большинстве своем респонденты основываются на «собственном мнении» в отношении к другой религии (60 %), меньше половины респондентов выбрали вариант «воспитание в семье» (40 %). О влиянии на них общества и религиозных установок говорит каждый десятый респондент (13 и 12 %).

3094

жфулимикь с отылом

Л0ЖИГС.1Ы1Ч,

отрицегипшо; 19%

Противоположность толерантности достаточно часто выражается в неприязненном отношении к какой-либо религиозной конфессии. Согласно полученным результатам, две трети опрошенных не испытывают неприязни к представителям другой религиозной принадлежности (76 %), тогда как каждый пятый признался в наличии таких чувств (20,1 %). Остальные затруднились с ответом (см. рис. 4).

Так как праздники являются неотъемлемой частью любой религии, в исследовании был затронут вопрос о том, знают ли респонденты о праздниках других конфессий. Больше половины опрошенных владеют данной информацией (67 %), затруднились с ответом 19 % респондентов. Каждый второй участник опроса относятся к праздникам других религий нейтрально (50 %), 43 % - респондента положительно и только 7 % - отрицательно (см. рис. 5).

Две трети опрошенных ответили, что для них не важно, какая религиозная принадлежность у человека (74 %), но для четверти респондентов она играет важную роль (26 %).

Почти все опрошенные ответили, что в дружбе для них не имеет значения религиозная принад-

(Ж Ш Ш Ш Ш «№ ТШ

Рис. 4. Проявление религиозной толерантности

итршьэгслыю: Т%

нейтрально;

Ш

Рис. 5. Отношение к праздникам других религий

пЬрпын

ь -.н-ч I па.т к' м. к', '-им ■): рыш 11' I .1111 скорее отрицательно, н-™ папюваггешьво ЛрПщиин положнтелно

Рис. 6. Ответы на вопрос: «Как бы Вы отнеслись к вступлению Вашего ребенка в брак с представителем иной религиозной принадлежности?»

лежность, и они бы поддерживали дружеские отношения с представителем другого вероисповедания (95 %), лишь 3 % не стали бы дружить и 2 % респондентов затруднились с ответом.

Относительно брака с представителем другой религиозной принадлежности получились следующие результаты. Вступили бы в брак с представителем иного вероисповедания 41 % опрошенных и такой же процент отвечающих отметили, что не сделают этого (41 %), тогда как остальные 18 % затруднились с ответом.

Треть казанцев нейтрально отнеслась бы к вступлению в брак их ребенка с представителем иной религии (35 %). Скорее положительно, чем отрицательно отнеслись 27 % опрошенных, тогда как скорее отрицательно, чем положительно - 19 % респондентов. Полностью отрицательную позицию заняли 14 %, тогда как 5 % респондентов отнеслись бы положительно к вступлению в брак своего ребенка с представителем другой религии (см. рис. 6).

Толерантность и толерантные межэтнические отношения в полиэтничном социуме всегда являются идеалом, к которому стремятся многие государства, видя в них, в первую очередь, основу поддержания стабильности и препятствия эскалации конфликтов.

В современной социологии проблемы, связанные с религиозной активностью верующих, все больше привлекают исследователей. Анализ полученных результатов показывает, что фиксируется противоречие между позиционированием респондентами себя как верующими, с одной стороны, и низким уровнем соблюдения принципов религиозной жизни, с другой.

Таким образом, проявление религиозной толерантности у жителей столицы имеет свои особенности и грани преломления. В целом, они достаточно толерантно относятся к культуре и религиозным праздникам других конфессий, не являются противниками дружеских отношений. Однако в сфере более близких отношений (в исследовании был взят аспект брачных отношений) респонденты не столь однозначны. Можно сказать, что мнение разделилось примерно на две равные группы. Первая является сторонником образования семейных союзов с

№'п

полос+эгтелъЕф;

43«

35%

ЗБМ

представителями других религий, вторая - противником. При этом данное разделение зафиксировано как в отношении себя лично, так и в отношении возможности брака своих детей.

Литература:

1. Краткая философская энциклопедия / Сост. и ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутчен-ко. - М.: Прогресс, 1994. - 575 с.

2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М., СПб.: Большая Рос. Эн-цикл., Норинт, 1997. - 1456 с.

3. Махиянова А.В. Диагностика дисбаланса ин-тернализации как механизма социализации на микроуровне // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - № 1. - 217-221.

4. Махиянова A.B. Методика диагностики дисбаланса интернализации как механизма социализации на макроуровне // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. - 2013. -Вып. 6. - С. 62-68.

Religious Tolerance in Today's Multi-ethnic Metropolis (On the example of Kazan)

R.M. Khairullin

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The article presents the results of applied sociological studies demonstrating expression of religious tolerance, the extent and specifics of its manifestation, intolerance assessment and the reasons for its spread. Research materials allow creating a social portrait of multi-ethnic metropolis population's religious commitment.

Key words: religious tolerance, intolerance, attitude to other religious denominations, religious behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.