Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)'

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозная толерантность / студенческая молодежь / религиозные организации / секты / конфессии / religious tolerance / student youth / religious organizations / sects / denominations

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марар О. И., Коваль Л. В., Довейко А. Б.

Актуальность темы. Миграционные процессы, происходящие в современном мире, влияют на качественные изменения национальной его составляющей, следствием чего является сосуществование на ист орически сложившейся т еррит ории различных религиозных организаций и движений, поднимая проблему толерантности к инакомыслию. Цель. Анализ отношения молодежи к сложившейся картине многообразия религиозных течений на территории Воронежа, изучение природы религиозной толерантности молодых людей, Методология, методы анализа и классификации сложившейся картины религиозных организаций; метод социологического исследования с применением опроса и анкетирования. Результаты и выводы. Анализ и оценка текущей ситуации, сложившейся на территории Воронежской област и, подт верждает акт ивную деят ел ьность религиозных организаций разл ичных конфессиональных направлений как исторически сложившихся, так и появившихся в связи с увеличением миграционных процессов. Созданный регионал ьными органами власт и межконфессиональный совет способствует установлению свободы вероисповедания, мирному сосуществованию разных рел игиозных конфессий, Данные, полученные в резул ьтате проведенного социологического исследования, свидетельствуют о том, что студенческая молодежь имеет слабое представление о мировых религиях в целом и о тоталитарных сектах, действующих на территории региона в частности, Область применения. Сфера регулирования межкультурного многообразия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOLERANCE IN THE DAILY LIFE OF RUSSIAN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

The relevance of the topic. Die migration processes taking place in the modern world affect the qualitative changes in its national component, which results in the coexistence of various religious organizations and movements in the historically established territory, raising the problem of tolerance to dissent, Purpose. To analyze the attitude of young people to the current picture of the diversity of religious movements in the territory of Voronezh, to study the nature of religious tolerance of young people. Methodology. Methods of analysis and classification of the current picture of religious organizations; a m ethod of sociological research using a survey and a questionnaire. Results and conclusions. The analysis and assessment of the current situation on the territory of the Voronezh Region con firms the active activity of religious organizations of various con fession al directions, both historically formed and appeared in connection with the increase in migration processes. Die in terfaith council, established by regional authorities, prom otes the establishmen t of religious freedom and peaceful coexistence of differen t religious denominations. Die data obtained as a result of the conducted sociological research in dicate that the studen t youth has a weak un derstanding of world religions in general and of totalitarian sects operating in the region in particular. Scope of application. The sphere of regulation of intercultural diversity.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)»

6. The main directions of ensuring the national security of the Russian Federation and their implementation at the regional level / E. A. Adamenko, E. A. Evseenko, S. Yu. Zelentsova [et al.]. — Surgut: Surgut State University, 2022. — 113 p. — ISBN 978-5-89545-557-9.

7. Spatial development of modern Russia: trends, factors, mechanisms, institutes / edited by E. A. Kolomak. — Novosibirsk : Publishing house of IEPP SB RAS. 2020. — 502 p.

8. Order No. 207-r dated February 13, 2019 [Electronic resource] : [website]. — Access mode: 130219_207-p.pdf (economy.gov.ru) (02.01.2024)

9. Regions of Russia. Socio-economic indicators [Electronic resource] : stat. collection // Federal State Statistics Service : [website]. —Access mode: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf (02.01.2024)

10. Regional and municipal management: experience, innovations, problems of interaction : a collective monograph / S. Y. Zelentsova, О. V. Ishchenko, Т. V. Klyusova [et al.]. — Surgut : Surgut State University, 2017. — 238 p.

11. The strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025

УДК 286;289.954

[Electronic resource]. —Access mode: https://sudact. ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-13022019-n-207-r/strategiia-prostranstvennogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii/?ysclid=lqwe9baplr546095350

12. Suspitsyn S. A. On the methodology of developing and evaluating the implementation of strategies and indicative regional development plans / S. A. Suspitsyn // Spatial economics. — 2009. — No. 2. — Pp." 13—31.

13. Hadasevich N. R. The influence of socioeconomic conditions on the formation of labor potential at the regional level / N. R. Hadasevich // Region: systems, economics, management. — 2022. — № 1 (56). — Pp. 58—63. — DOI 10.22394/1997-4469-2022-56-1-58-63.

14. Hadasevich N. R. On the issue of the influence of the labor potential of territories on their competitiveness / N. R. Hadasevich // Modern studies of human resources management problems : Collection of scientific articles of the VIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 28—30, 2023 / Ed. for the issue of E. I. Danilina, editorial board: D. N. Surov, L. S. Shepeleva. Part II. — Moscow : Edelweiss, 2023. — PP. 540—545.

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Коды JEL: D71, Zl, Z12, Z31

Марар О. И., доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры естественно-научных и социальных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: omarar@internet.ru; SPIN-код: 7652-6990

Коваль Л. В., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и истории, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: kovJv@mail.ru; SPIN-код: 5657-3076

Довейко А. Б., кандидат социологических наук, доцент кафедры социологи и политологии, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: modest0909@yandex.ru; SPIN-код: 1049-0923

Поступила в редакцию 20.02.2024. Принята к публикации 28.02.2024

Аннотация

Актуальность темы. Миграционные процессы, происходящие в современном .мире, влияют на качественные изменения национальной его составляющей, следствием чего является сосуществование на исторически сложившейся территории различных религиозных организаций и движений, поднимая проблему толерантности к инакомыслию.

Цель. Анализ отношения молодежи к сложившейся картине многообразия религиозных течений на территории Воронежа, изучение природы религиозной толерантности молодых людей.

Методология, методы анализа и классификации сложившейся картины религиозных организаций; метод социологического исследования с применением опроса и анкетирования.

Результаты и выводы. Анализ и оценка текущей ситуации, сложившейся на территории Воронежской области, подтверждает активную деятельность религиозных организаций различных конфессиональных направлений как исторически сложившихся, так и появившихся в связи с увел ичением миграционных процессов. Созданн ый регионал ьными органами вл екши межконфесси ональный совет способствует установлению свободы вероисповедания, мирному сосуществованию разных рел игиозных конфессий, Данные, п олученные в резул ьтат е проведенного социологического исследования, свидетельствуют о том, что студенческая молодежь имеет слабое представление о мировых религиях в целом и о тоталитарных сектах, действующих на территории региона в частност и,

Область применения. Сфера регулирования межкультурного многообразия

Ключевые слова: религиозная толерантность, студенческая молодежь, религиозные организации, секты, конфессии,

UDC 286;289.954

RELIGIOUS TOLERANCE IN THE DAILY LIFE OF RUSSIAN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

JEL Codes: D71, Zl, Z12, Z31

Marar О. I., Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of the Department of Natural Sciences and Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: omarar@internet,ru; SPIN-code: 7652-6990

Koval L. V., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and History, Voronezh State Technical Un iversity, Voronezh, Russia

E-mail: kovJv@mail.ru; SPIN-code: 5657-3076

Doveyko А. В., Can didate of Sociological Scien ces, Associa te Professor of the Departmen t of Sociology and Political Science, Voronezh State University, Voronezh, Russia

E-mail: modest0909@yandex.ru; SPIN-code:1049-0923

Abstract

The relevance of the topic. The migration processes taking place in the modern world affect the qualitative changes in its national componen t, which results in the coexistence of various religious organizations and movemen ts in the historically established territory, raising the problem of tolerance to dissen t,

Purpose. To analyze the attitude of young people to the current picture of the diversity of religious movements in the territory of Voronezh, to study the nature of religious tolerance of young people.

Methodology. Methods of analysis and classification of the current picture of religious organizations; a m ethod of sociological research using a survey and a questionn aire.

Results and conclusions. The analysis and assessment of the current situation on the territory of the Voronezh Region confirms the active activity of religious organiza tion s of various con fession al directions, both historically formed, and appeared in connection with the increase in migration processes. The in terfaith council, established by regional authorities, promotes the establishmen t of religious freedom and peaceful coexistence of different religious denominations. The data obtained as a result, of the conducted sociological research indicate that the studen t youth has a weak un derstanding of world religions in general and of totalitarian sects operating in the region in particular.

Scope of application. The sphere of regulationof intercultural diversity

Keywords: religious tolerance, student.youth, religious organizations, sects, denominations.

Введение

Различные религиозные движения, организации н секты в том числе и тоталитарные являются источником распространения религиозного экстремизма в российском обществе.

Б01: 10.22394/1997-4469-2024-64-1-172-181

В силу этого важным видится изучение вопроса об отношении российской молодежи к разнообразию религиозных организаций, движений, включая тоталитарные секты, на материале Воронежской области. Чтобы разобраться в постав-

ленном вопросе необходимо рассмотреть его теоретические основы. М. В. Жукова рассматривает религиозную толерантность — как комплексное явление, включающее и создание условий для свободы веронсповедования, и терпимое отношение к религиозным воззрениям других людей. Соответственно изучение религиозной толерантности молодежи в Воронежском регионе предполагает, как анализ того, созданы ли условия для деятельности различных религиозных конфессий в регионе, так и анализ реакции молодых людей на представителей разнообразных религиозных объединений на бытовом уровне [3, 239].

Анализ отношения молодежи к многообразию религиозных течений на территории города Воронежа

В России действуют как традиционные религиозные конфессии, так и религиозные объединения, именуемые сектами. Важно проанализировать, насколько широко представлены религиозные объединения на территории Воронежа. Для этого нам надо определить, что мы будем понимать под тоталитарной сектой.

Понятие тоталитарная секта вошло в обиход с 90-х годов XX века. Диакон Андрей Кураев дает следующее определение: «сектантской является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей» [2, С. 60] Иное определение тоталитарным сектам дал исследователь современного религиозного сектантства Александр Дворкин. Опираясь на его работы тоталитарными сектами, мы будем считать особые авторитарные организации, лидеры которых стремятся властвовать над своими последователями скрывая свои истинные намерения контролируя поведение, эмоции, мысли и чувства своих адептов.

Используя различные методы контроля над личностью (включая физическое воздействие) и оказывая психологическое давление, руководители группы стремятся превратить члена секты в раболепного, лояльного и послушного человека. Участники группы, как правило, должны разорвать связи с близкими, семьей, друзьями: отказаться от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы.

Среди методов, регулирующих поведения «новообращенного» исследователи выделяют следующие: изоляция от привычного окружения (необходимо отказаться от своего прошлого), социальное групповое давление, когда постоянное присутствие других адептов лишает личного пространства, признание вины (грехов), чувство единой семьи (бомбардировка любовью), угрозы, порождающие чувство страха, постоянная занятость вызывающая чувство

усталости ускоряет процесс внушения нового учения. Методы могут быть чрезвычайно эффективны, приводят к состоянию глубинной зависимости нарушая право человека на свободный информационный выбор мировоззрения и образа жизни. Контролирование сознания происходит через тотальный контроль организации за поведением адептов, контроль над эмоциями, контроль над информацией и языком. Таким образом секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона» [2, С. 60—61].

Многообразие религиозных движений и сект вызывает у исследователей желание их как-то классифицировать. Назовем наиболее распространённые виды классификации:

— по времени их основания. Дореволюционные классификации разделяли сектантские движения на простонародные и интеллигент* ские; а также на евангелические, т. е. опирающиеся на Священное Писание, и духовные, в основу которых положен духовный опыт основателя секты:

— по принципу самоопределения: псевдох-рнстианскне, псевдовосточные, псевдонаучные, культы здоровья, оккультные направления, неоязыческие, коммерческие секты:

— классификация по происхождению и сфере влияния:

западные — т. е. секты, пришедшие к нам из Европы н Америки, имеющие христианские корни («Свидетели Иеговы», Мормоны, и пр);

восточные — в основе которых лежат переработанные н искаженные формы христианства, индуизма, буддизма, ислама (Сахаджа Йога, Агни Йога, Общество Сознания Кришны Брахма-Кумарис, Ошо Раднеш (В Воронеже осуществляет деятельность с 1996 г. под названием «Тантра Йога») и пр.):

национальные — российские секты (Церковь последнего завета (Внссарионовцы), Богородичный центр и рп.);

транснациональные (международные). Сюда можно отнести секты, имеющие целую сеть своих филиалов по всему миру (например, Муннты, те же «Свидетели Иеговы», Сайентологи, Мормоны н пр).

Все эти религиозные объединения в том или ином виде были представлены на территории Воронежского края.

Пик распространения религиозных движений и различных сектантских течений пришелся на конец 90-х начало 2000 гг. Развал СССР, падение коммунистических идеалов, суровая действительность «выживания» в экономическом хаосе привели к тому, что население хваталось за любые идеи, помогающие как - то справиться с психологическими стрессами, а «сия-

тый железный занавес» позволил свободно проникать в страну различным миссионерам н осваивать «не паханное сознание» атеистического большинства. Вышесказанное касается и Воронежской области.

Активно о своем существовании на территории Воронежского края заявляли представители восточных течений [5]: Бахан, Сахаджа Нога, общество сознания Кришны, Движение Шрн Чин Моя, Трансцендентная медитация, Культ Ошо Раднеша, Культ Сатьи Сан Бабы, Последователи Бабаджи, Церковь Объединения преподобного Муна, Рернховское движение Агни Нога (Международный университет им. Н. Рериха был закрыт Минюстом в 2002 г.).

Другие направления были представлены следующими религиозными объединениями: Церковь Сайенологии; Движение Белые экологи (движение было основано и официально зарегистрировано Минюстом в Воронеже Владимиром Ивановым в 2009 г. получило распространение в Ростове на Дону, Пятигорске, Таганроге, Челябинске, Екатеринбурге, Перми); Церковь последнего завета (Виссарноновцы в Воронеже известно с 2003 г., в 2020 году была признана экстремнсткой организацией); Славянское язычество (Ассоциация возрождения культурного наследия Руси «Ярилины внуки в Воронеже с 2003 г.).

Нельзя не сказать и о других христианских течениях, действующих на воронежской земле с 1999 года: Греческая Старостильная Истинно-православная церковь (Матфеевцы), Катакомб-ная церковь, Истинно-православные христиане «Федоровцы» (Основатель Федор Рыбалкин с. Старая Тишанка Таловского р-на Воронежской области).

Старообрядчество представлено несколькими направлениями: Русская православная старообрядческая церковь; Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси, Древлеправославная поморская церковь; а также Армянская апостольская церковь,

Действует Рнмско-католическнй приход Пресвятой Девы Марии заступницы (следует отметить, что католическая общнна появилась в Воронеже в 1889 г.), Евангелическая лютеранская общнна возобновила свою деятельность в 2004, когда ей было возвращено историческое здание, построенное в 1811—19 гг., (здание Кирха пережило бомбежки в ВОВ).

Наплыв различных сектантских религиозных течений, деструктивный характер их деятельности был настолько велик, что вынудил региональную власть ввести запреты на функционирование данных религиозных объединений на территории области. В подтверждение вышесказанного говорит следующий факт: в 1997 г. по решению Экспертно-консультатив-

ного совета при управлении юстиции Воронежской области в регистрации было отказано следующим религиозным организациям: Цер-ковно-православная церковь, Церковь Виссариона, Церковь Христа, братства катакомбных православных церквей «Спас», Миссии Союза церквей УХБ, Церкви унификации (последователи Муна), тантрической общнне «Тантра Сангха», Церкви последователей завета Виссариона, общине Свидетели Иеговы, Центру Дианетика [1, 212]. Были приняты и другие меры, нейтрализующие деятельность ряда религиозных объединений на территории области. Как противовес складывающейся ситуац ии в 2001 году Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий предлагает ввести в школьную программу новый курс «Основы православной культуры».

Так же решением городской власти с 1991 по 2000 гг. было отказано в просьбе о строительстве молитвенных зданий- катакомбной православной церкви, общине баптистов, пятидесятникам, адвентистам, обществу сознания Кришны, Новоапостольской церкви, Свидетелям Иеговы [1, С. 213].

Запреты властей на свободу вероисповедания приводи к массовым публичным протестам. 4 нюня 2005 года на центральной площади Воронежа состоялось молитвенное собрание в форме митинга верующих протестантов, которые требовали соблюдение властями всех уровней конституционных прав верующих всех вероисповеданий. Инициаторами этого мероприятия выступили: Совет старших служителей Церкви христиан веры евангельской — пятидесятники и Консультационный Совет глав протестантских общин города Воронежа (около 600 человек, среди которых — ЕХБ, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, евангелист-ские христиане, методисты, просвитериане) [4].

Согласно статистическим данным сегодня в Воронеже на 1051995 жителя помимо православных храмов официально действуют: два католических прихода (Старокатолн-ческнй приход Святого Луки и католический приход Девы Марии); Армянская апостольская церковь Святого Саргнса; и 21 молитвенный дом протестантских направлений: Церковь Божьей Славы; Церковь Дом Хлеба; Явление духа н силы; Новоапостольская церковь; Церковь ЕХБ Добрая весть; Источник Воды Живой; Кирха св. Марии; Церковь Святых Апостолов Петра и Павла; ЦХВ; Храм Мормонов; Церковь Воскресение (Церковь Христиан Веры евангельской(пятидесятииков) исход; Церковь Адвентистов Седьмого Дня; Церковь МСЦ ЕХБ; Вторая церковь баптистов; Поклонение; Церковь Адвентистов Седьмого Дня; Баптистская церковь; Новая заповедь; Вефиль; Краеуголь-

ный камень; Церковь Христиан Веры Евангельской Возрождение; Возрождение христианский миссионерский центр [10]. В 1999 году здание Синагоги, построенное в 1903 году, было возвращено еврейской общине и после реконструкции открыло своп двери в октябре 2014 года [11]. В нюне 2022 года в поселке Отрадное близ Воронежа было открыта мечеть (надо заметить, что не законно построенное мусульманами молитвенное здание в пос. Грибановка в 2022 году было снесено по решению суда) [12]

Сложившееся многообразие религиозных направлений привела к созданию при Воронежской Областной Думе в 2012 году Межконфессионального совета — консультативного, совещательного органа, призванного укреплять межрелигиозное а межнациональные согласие, гражданское единство, сохранять этнокультурное многообразие народов нашего края [8]. Основной целью в деятельности Совета является налаживание взаимодействия региональных властей, общественных организаций, образовательных учреждений с религиозными структурами региона. В обновленный в 2022 году состав Межконфессионального Совета помимо представителей общественности и властных структур вошли следующие религиозные организации: от РПЦ — настоятель Богоявленского храма Евгений Лищенюк, Успенского храма Роман Ткачев, храма в честь иконы Божией Матери «Всецари-ца» Андрей Скакалин, от «Борисоглебской епархии РПЦ МП» Виктор Копылов (Сергий); также в межконфессиональный совет вошли главный раввин Воронежской области Авигдор Носиков, председатель местной религиозной организации мусульман «Свет» Юсуп Абдулаев, глава организации христиан-баптистов Олег Алексеев, глава «Евангелнческо-лютеранской общины кирхи св. Марии» Владислав Безрядин, епископ церкви пятидесятников Андрей Козлов [9].

Однако расширение списка сектантских движений не прекращается. Так, в марте 2014 года на митинге, посвященном воссоединению Крыма с Россией среди представителей различных партий н общественных организаций выделялись флаги с надписью: «За государственность н духовное возрождение Святой Руси». Движение, основанное в 2004 г. на откровениях Леонида Ивановича Маслова, посланника Создателя к людям нового тысячелетня, получило распространение во всех регионах России, заявило о себе и в Воронеже [6]. (В 2016 году Верховный суд признал движение экстремистским и принял решение о его ликвидации) [7].

Итак, религиозные движения и секты тоталитарного толка с 90-х гг. XX века проникали и пытались закрепиться на территории Воронежской области. Местные и федеральные органы власти пресекали подобные попытки, но, тем

не менее, они продолжаются и в XXI века. Проблема распространения деструктивных культов н тоталитарных сект на территории Воронежской области не была изжита. Глубину этой проблемы оценить крайне сложно, поскольку данные религиозные объединения, как правило, запрещены, соответственно отсутствует официальная статистика об их деятельности. В целом, можно констатировать, что на территории Воронежской области созданы все условия для функционирования различных религиозных объединений. Однако следует понять, как общественность, в целом, н студенческая молодежь, в частности воспринимает данные религиозные образования.

Для изучения отношения студенческой молодежи к религиозным организациям среди учащихся Воронежского государственного технического университета и Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ осенью 2023 года был проведен социологический опрос.

На вопросы анкеты ответили 124 студента (62 юноши и 62 девушки). Из них 59 % респондентов — это студенты технического направления. 41 % респондентов —студенты гуманитарного направления —«государственное и муниципальное управление». Знание особенностей многонационального и многоконфессионального населения, проживающего на территории воронежской области важны при принятии управленческих решений, поэтому ответы этой группы студентов представляют особый интерес.

География проживания студентов до поступления в вуз весьма разнообразна. Это и Воронежская область — Анна, Бутурлиновка, Лиски, Бобров, Калач, Борисоглебск, Рамонь, Козловка, Подгоренский р-он; города соседней области — Губкин, Усмань, Алексеевка, Старый Оскол, Лебедянь, Елец, Ливны. II дальние регионы — Норильск, Караганда, Казахстан, Урюпинск, Ростов-на-Дону, Сочи, Мурманск, Елабуга, Курск, Волгоградская область, Татарстан. Проживание в других регионах оправдывает не знание студентами ответов на многие вопросы о сложившейся в Воронеже ситуации по интересующему нас вопросу.

Оценить, религиозные предпочтения у молодых людей, влияет ли их наличие на отношение к представителям других религиозных конфессий помогают следующие вопросы.

К какой религиозной конфессии Вы принадлежите? Согласно результатам опроса, к членам традиционных для России конфессий себя причислило большинство респондентов. Из них 64,5 % считают себя православными, 2,4 % — мусульманами.

Уровень толерантности и идентичности в среде студенческой молодежи можно увидеть на приведенных ниже диаграммах.

5,6%

18,5%

Да нет

не знаю

Рис. 1. Влияние религиозной принадлежности другого человека на отношение при знакомстве

На диаграмме видно, что для 75,8 % респон- Как можно увидеть на рис.2 для 70,2 % мо-

дентов при знакомстве не имеет значение к ка- лодых людей религиозная принадлежность не кой религиозной группе он принадлежит. влияет на выбор друзей.

11,3%

18,5%

да нет

не знаю

70,2%

Рис. 2. Влияние религиозной принадлежности другого человека при выборе круга друзей

17,7%

25,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да нет

не знаю

Рис. 3. Влияние религиозной принадлежности другого человека на выбор места жительства

Диаграмма 3 показывает, что 25,8 % студентов при выборе места жительства будут учитывать каким богам молятся их соседи; 17,7 % не знают, как отнестись в настоящее время к поставленному вопросу н для 56,5 % эта позиция не имеет значения.

Следующие вопросы относятся к готовности молодых людей к инокультурным связям, к смене идентичности. На рис. 4 видно, что 35,5 % респондентов не готовы принять решение родственников о вступлении в брак с иноверцем; для 52,4 % выбор родственников не имеет значение.

12,1%

35,5%

да нет

не знаю

52,4%

Рис. 4. Влияние религиозной принадлежности другого человека при решении вопроса о вступлении

в брак ваших родственников

Согласно представленным в диаграмме данным, картина меняется, когда вопрос касается лично «меня». В этом случае для большей части участников анкетирования (54,8 %) религиозная принадлежность другого человека бу-

дет определяющей в решении вопроса о заключении с ним брака. Но для значительной части (33,1 %) респондентов вероисповедание будущего супруга/супруги не является чем-то значимым, при 12,1 % не определившихся с ответом.

12,1%

33,1%

54,8%

да нет

не знаю

Рис. 5. Влияние религиозной принадлежности другого человека при вашем решении вступить в брак

Таким образом, проживая в многоконфессиональном социуме, обучаясь в многонациональном коллективе молодые люди не видят барьеров при знакомстве, выборе места проживания, допускают создание семьи с представителем другой религии. Скорее всего это говорит о том, что ярко выраженных религиозных противоречий в молодежной среде нет, стираются межкультурные границы идентичности и в нашем обществе превалирует светский образ поведения.

Продемонстрированная молодыми людьми религиозная толерантность имеет разную природу. С одной стороны, она вызвана равнодушием к религии, полным безразличием к религиозным взглядам Окружающих и в этом случае предстает в негативном ключе. Когда же имеет место уважение к ценностям людей, исповедующим другую религию, к их взглядам, конфессии, то религиозная толерантность проявляется в позитивном аспекте.

Для того, чтобы понять позитивную или негативную природу имеет религиозная толерантность в молодежной среде участникам ан-

кетирования, были заданы вопросы о том, есть ли у них интерес к изучению религий, о том, что знают молодые люди о действии разных религиозных объединений на территории Воронежской области.

Однако на вопрос о желании больше узнать о религиозных организациях действующие на территории Воронежской области — отрицательно ответили 78,2 % респондентов и только 12,8 % дали положительный ответ, при 8,9 % не определившихся с ответом.

Отсутствие интереса к изучению особенностей современного социума вызывает беспокойство особенно в среде будущих управленцев, так как в перспективе их деятельность будет связана именно с гражданами различных национальностей и, следовательно, различных религиозных конфессий и направлений.

Не продемонстрировали студенты даже поверхностных знаний о религиозных объединениях, действующих в регионе. В частности, подавляющее большинство молодых людей не знает протестантских религиозных объединений, действующих на территории области.

Только 2 человека, назвали лютеранство (1,6 % респондентов) и 1 человек назвал — баптистов (0,8 % респондентов). При этом протестантские направления активны, о чем свидетельствует наличие 21 молитвенного дома только в городе Воронеж.

На вопрос, поставленный более широко, «Какие религиозные организации протестантского направления вам известны», ответы также демонстрировали слабые знания: баптисты — 1,6 % (2 чел.), пятидесятники — 1,6 % (2 чел.), лютеране — 2,4 % (3 чел.), англиканство — 1,6 % (2 чел.), свидетелей Иеговы — 0,8 % (1 чел.), адвентисты — 0,8 % (1 чел.).

Знания о других конфессиях у студентов нельзя даже назвать минимальными. II при этом многие респонденты изучали религии в рамках школьной программы. Согласно опросу, у 36,3 % респондентов изучение религий не входило в школьную программу. Однако 58,9 % студентов изучали религии в школе, но они ничего не знают и не помнят нз пройденного материала (включая знания о православии), нз чего напрашивается вывод, что отсутствие единой программы по данной дисциплине, не достаточная подготовка педагога и как следствие плохое владение материала приводит к тому, что предмет не вызвал интереса у школьников, что формирует его отношение к изучению материала сегодня. Изменить ситуацию в плане критического восприятия может только наличие систематических знаний молодежи, понимание разницы между основными религиозными направлениями, влияющими на поведение в обществе.

Заключение

Следует констатировать, что в нашей стране в целом, и в Воронежском регионе, в частности, сложились благоприятные условия для религиозного многообразия. Деятельность региональных органов власти способствует установлению свободы вероисповедания, мирному сосуществованию разных религиозных конфессий. Религиозную толерантность проявляет не только власть, но и люди. В частности, молодежь не придает большого значения религиозной принадлежности других людей при знакомстве, выборе друзей, места жительства, при вступлении в брак. Однако эта терпимость не результат осмысленного принятие религиозной позиции другого, а результат равнодушия к религии, безразличия к религиозным воззрениям окружающих. Подобная толерантность имеет шаткие основания, так как не связанна с убежденностью в правомерности существования религиозного инакомыслия. Эта терпимость существует до тех пор, пока какне-то религиозные идеи не овладеют умом и сердцем.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2. —Москва: Санкт-Петербург : Летний сад, 2006. — 687 с.

2. Дворкин А. Сектоведение / А. Дворкин. — Нижний Новгород : Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. — 698 с.

3. Жукова М. В. Религиозная толерантность: проблема определения / М. В. Жукова // «Образ» религии: религиозное образование в многообразии религиозных культур : материалы международной научно-практической конференции. — Орел : Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (Орел), 2019. — С. 238—243.

4. 14.06.2005 Протестанты Воронежа провели митинг, молитвенное стояние в центре города. — URL: https://diary.ru/~afg/p5410886_ protestanty-voronezha-proveli-miting-molitvennoe-stoyanie-v-centre-goroda.htm (дата обращения: 13.10.2023)

5. Секты в Воронеже и Воронежской области. — URL: https://sektainfo.ru/sekty-v-regionah-rf/sekty-v-voronezhe-i-voronezhskoj-oblasti/ (дата обращения 12.10.2023)

6. Полухина Е. В Воронеже секта встала в один ряд с политическими партиями / Е. Полухина // Время Воронежа : Интернет газета. — URL: https://vrntimes.ru/articles/obshchestvo/v-voronezhe-sekta-stala-v-odin-ryad-s-politicheskimi-partiyami (дата обращения 13.10.2023)

7. Ликвидировано движение «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» //Взгляд : Деловая газета. —URL: https:// vz.ru/news/2016/4/7/804100.html (дата обращения 20.10.2023)

8. Марар О. И. Работа Воронежского межконфессионального совета с представителями секты «Свидетели Иеговы» в современной России (на примере Воронежской области) / О. И. Марар, И. С. Сергеев //Рубежи истории. — 2019. — № 6. — С. 34—38.

9. Воронежская областная Дума. Межконфессиональный совет. Информационный бюллетень межконфессионального Совета при Воронежской областной Думе : [сборник]. — Воронеж : Научная книга, 2012. — URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/07000471055 (дата обращения 12.10.2023)

10. Кутарев М. И. Храмы воронежских религиозных меньшинств / М. И. Кутарев. — Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 2019. — 216 с.

11. Репортаж об открытии Синагоги в Воронеже. — URL: https://yandex.ru/video/ preview/4564724928047243573 (дата обращения 18.10.2023)

12. Репортаж об открытии мечети в воронежской области. — URL: https://yandex.ru/ profile/42676306680 (дата обращения 20.10.2023)

13. Марар О. И. Изучение мировых религий, как одни нз механизмов личностного н профессионального саморазвития / О. И. Марар, И. М. Макарова // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование н развитие : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. — ВФ РАНХи ГС, 2014. — С. 141—144.

14. Марар О. И. Ретроспектива формирования толерантности обучающихся в поликультурном социуме / О. И. Марар, А. В. Панова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических знаний : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в академическом взаимодействии». —Воронеж : KB АЛИС,

2018. — С. 78—85.

15. Марар О. И. Этапы развития взаимодействия государства и религиозных объединений / О. И. Марар, И. С. Сергеев // Мегатрен-ды мировой политики : материалы шестой меж-вузовсккой научно-практической конференции молодых ученых. — Воронеж : РИО РАНХиГС,

2019. — С. 122—126.

16. Марар О. И. Отношение будущих управленцев к религии / О. И. Марар, Л. В. Коваль // Государство и общество в современной политике : сб. науч. статей 10 международной конференции. — Воронеж, 2023. — С. 145—152.

LITERATURE

1. Atlas of modern religious life in Russia. Vol. 2. —Moscow: St. Petersburg : Summer Garden, 2006. — 687 p.

2. Dvorkin A. Sectology / A. Dvorkin. —Nizhny Novgorod : Publishing House of the Brotherhood in the name of St. Prince Alexander Nevsky, 2000. — 698 p.

3. ZhukovaM. V. Religious tolerance: the problem of definition / M. V. Zhukova // «Image» of religion: religious education in the diversity of religious cultures : materials of the international scientific and practical conference. — Orel : I. S. Turgenev Oryol State University (Orel), 2019. — Pp. 238—243.

4. On 06/14/2005, Voronezh Protestants held a rally, a prayer stand in the city center. — URL:

https://diary.ru /~afg/p5410886_protestanty-voronezha-proveli-miting-molitvennoe-stoyanie-v-centre-goroda.htm (date of request: 13.10.2023)

5. Sects in Voronezh and the Voronezh region. — URL: https://sektainfo.ru/sekty-v-regionah-rf/sekty-v-voronezhe-i-voronezhskoj-oblasti / (accessed 12.10.2023)

6. Polukhina E. In Voronezh, the sect joined the ranks of political parties / E. Polukhina // Vremya Voronezh : Online newspaper. — URL: https:// vrntimes.ru/articles/obshchestvo/v-voronezhe-sekta-stala-v-odin-ryad-s-politicheskimi-partiyami (accessed 13.10.2023)

7. The movement «For Statehood and the Spiritual revival of Holy Russia» has been liquidated//Vzglyad : Business newspaper. —URL: https://vz.ru/newsS016/4/7/804100.htiBa (accessed 10/20/2023)

8. Marar O. I. The work of the Voronezh Interfaith Council with representatives of the Jehovah's Witnesses sect in modern Russia (on the example of the Voronezh region) / O. I. Marar, I. S. Sergeev // Frontiers of History. — 2019. — No. 6. — Pp. 34—38.

9. Voronezh Regional Duma. The Interfaith Council. Newsletter of the Interfaith Council under the Voronezh Regional Duma : [collection], — Voronezh : Scientific Book, 2012. — URL: https:// search, rsl.ru/ru/record/07000471055 (accessed 12.10.2023)

10. Kutarev M. I. Temples of Voronezh religious minorities IM. I. Kutarev. —Voronezh : Central Chernozem Book Publishing House, 2019. —216 p.

11. Report on the opening of a Synagogue in Voronezh. — URL: https://yandex.ru/video/ preview/4564724928047243573 ' (accessed 10/18/2023)

12. Report on the opening of a mosque in the Voronezh region. — URL: https://yandex.ru/ profile/42676306680 (accessed 10/20/2023)

13. Marar O. I. The study of world religions as one of the mechanisms of personal and professional self-development / O. I. Marar, I. M. Makarova // Professional competencies of civil servants: formation and development : Materials of the interuniversity student scientific and practical conference. — VF RANHi GS, 2014. — Pp. 141—144.

14. Marar O. I. A retrospective of the formation of tolerance of students in a multicultural society / O. I. Marar, A. V. Panova // Actual problems of humanitarian and socio-economic knowledge // Mat erials of the All-Russian scientific and practical conference «Integration of science and education in academic interaction». — Voronezh : QUALIS, 2018. — Pp. 78—85.

15. Marar O. I. Stages of development of interaction between the state and religious

associations / О. I. Marar, I. S. Sergeev // Megatrends of world politics : Materials of the sixth Interuniversity scientific and practical conference of Young scientists. — Voronezh : RIO RANHiGS, 2019. — Pp. 122—126.

УДК 930.24

16. Marar O. I. The attitude of future managers to religion / 0. I. Marar, L. V. Koval // Sb. nauch. articles of the 10th International conference State and Society in Modern Politics. — Voronezh, 2023. — Pp. 145—152.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕЧАТИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ РОССИИ)

Коды JEL: N14, N34, N44

Савушкин Л. М., доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия, Центральный филиал, а Воронеж, Россия

E-mail: savushkin.lieonid@mail.ru; SPIN-код: 5796-6962

Остапенко В. С., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия, Центральный филиал, г. Воронеж, Россия

E-mail: ostapenco-vl@yandex.ru; SPIN-код: 1617-8896

Самороковский А. Ф., кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государст венный университ ет правосудия, Централ ьный филиал, г. Воронеж, Россия

E-mail: samorokovskii_an@mail.ru; SPIN-код: 7866-5210

Поступила в редакцию 15.02.2024. Принята к публикации 22.02.2024

Аннотация

Актуальность. В статье отражен идеологический дискурс специфической малоизученной проблемы деят ел ьност и п ечат и тыловых районов России в годы Вел икой От ечест венной войны. Исследование деят ельности средств массовой информации военных лет необходимо для утверждения объективной истины с позиций непредвзятого историзма,

Це ль. Анализ региональной практики функционирования средств массовой информации военных лет с позиций исторической правды, направленной против фальсификации событий Великой Отечественной войны. Важное значение отведено перестройке идеологической работы в условиях войны, где особое внимание уделено комплексу вопросов: направленность, задачи, формы и методы идейно-политической деятельности СМИ среди тружеников тыла.

Методология. Методы ретроспективного, логического и сравнительного анализа форм и.методов использования источниковой базы в формате «Запад-Восток». В основу исследования положен проблемно-хронологический метод, который позволил обобщить и систематизировать многообразие форм и методов деятельности СМИ советского тыла. При изучении содержания тыловых газет использован метод дискурс-анализа,

Результаты и выводы. Показана роль печати в идеологическом влиянии на общество, в формировании системы верований и убеждений, их переход через социальные практики и процесс рутинизации идеологии в повседневные поступки, Отражено воздействие средств массовой информации на население тыла через показ трудового героизма и формирование взаимодействия между газетной публикацией и читателем в рамках заданного дискурса.

Область применения. Материалы могут оказаться полезными в деле подготовки кадров для СМИ. Их можно использоват ь в лекционном курсе Высшей школ ы на кафедрах общественных наук, а также в системе политического и исторического просвещения,

Ключевые слова: Великая Отечественная война, средства массовой информации, центральная печат ь, региональная печат ь, агитация, пропаганда, .менталитет, идеологический дискурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.